Биография. Борис Вольский Прокофьев и Эйзенштейн

Как бы люди не уходили от темы и не закрывали глаза, факт остаётся фактом: Международный террористический ислам ведёт смертельную борьбу со всем остальным неисламским миром планеты Земля. И мы понимаем, что и эту страшную ситуацию допустил Господь. Ну что ж, Божья логика, не человеческая логика. Думаю, что правда и в том, что преступления совершают люди, а виноватым делают Бога. Но, скорее всего, Бог нейтрален, и даёт человеку свободу выбирать между добром и злом, между Богом и дьяволом. Но по своему невежеству люди часто выбирая дьявола, искренни верят, что служат Богу. Думаю, что и статьи на эту тему скоро читать не будут, ибо начнётся в мире последний, страшный рукопашный бой между Богом и дьяволом. И на каждой из сторон будут стоять не ангелы и не бесы, а люди.

В статье Виктора Вольского описаны вещи о которых не знают сотни миллионов людей, а скорее всего, не знают миллиарды людей. И, по незнанию своему, они сейчас проигрывают идеологическую войну террористическому исламу. Читайте, размышляйте, пишите!

Михаил Моргулис


.

Познай врага своего!

27.06.2014 07:58

Дуализм как принцип ислама

Боксер, выходящий на ринг с завязанными глазами, вряд ли может надеяться на победу. В противостоянии с терроризмом Запад парализован своим вопиющим невежеством в отношении ислама. Любой, самый робкий намек на то, что истоки исламофашизма, возможно, следует искать в самой религии ислама, наталкивается на яростный отпор со стороны мусульманских пропагандистов, которые тут же начинают разить клеветника пронизанными миролюбием цитатами из Корана. И дерзкому охальнику, которому нечего противопоставить столь убедительным доказательствам ошибочности его утверждений, приходится поспешно ретироваться, виновато озираясь и бормоча извинения.

В силу этого трудно переоценить важность деятельности Центра по изучению политического ислама ( CSPI ) — группы ученых, которые занимаются исследованием основополагающих документов ислама — Корана, сиры (жизнеописания пророка Мохаммеда) и хадисов (изречений и описаний поступков Мохаммеда).

В исламе существуют две обширные области научного поиска — доктрина и история, т.е. теория и практика. Сотрудники центра изучают историю ислама в качестве ключа к пониманию практических результатов претворения в жизнь исламской доктрины. Директор Центра по изучению политического ислама Билл Уорнер сообщил, что CSPI является первой научной организацией, которая применила статистический подход к изучению доктрины ислама: все предыдущие исследования Корана носили сугубо лингвистический характер. Центр по изучению политического ислама рассматривает Коран, сиру и хадисы как трилогию, три разные части единого целого. А ключом к пониманию ислама является осознание того факта, что в его основе лежит принцип дуализма.

Немало полемических копий ломается в поисках ответа на вопрос, что такое ислам — религия мира или радикальная идеология? Кто выражает истинную сущность ислама — умеренный мусульманин или воинствующий исламист? Аналогичные споры много лет бушевали в физике в отношении природы света — является ли свет потоком дискретных частиц или же он имеет волновую природу? В конце концов было установлено, что свет дуалистичен: он является одновременно и электромагнитной волной, и потоком корпускул. То же самое верно и в отношении ислама.

Коран фактически состоит из двух книг — ранняя версия написана в Мекке, поздняя — в Медине. Между ними существует огромное количество противоречий. В конце X века исламские теологи нашли частичный выход из положения, предложив принцип “аброгации”, согласно которому тексты, написанные позднее, отменяют более ранние тексты на ту же тему. По данным разных мусульманских источников, в зависимости от интерпретации в Коране содержится от 5 до 260 подобных парных, т.е. подвергшихся аброгации, стихов.

Беда, однако, в том, что в глазах правоверных Коран — это в буквальном смысле слово Божие, записанное Пророком под диктовку посланца Аллаха архангела Джебраила (Гавриила). А коли так, то значит, оба текста истинны и священны. Более поздняя версия «совершеннее», но и ранняя верна, ибо Аллах непогрешим. Такова основа дуализма Корана — и тот, и другой текст «правильные». В дуалистической логике обе стороны противоречия верны, что позволяет в каждом конкретном случае пускать в ход тот из двух вариантов, который лучше соответствует обстоятельствам.

Вот показательный пример (цит. по переводу Н.О. Османова):

(Мекканский период) 73:10: «Будь снисходителен к тому, что говорят они (т. е. мекканские многобожники), и уходи от них по-доброму».

(Мединский период) 8:12: «Вспомни, Мохаммед], как твой Господь внушил ангелам, [посланным в помощь муслимам]: Воистину, Я — с вами. Так окажите же поддержку уверовавшим! Я посею страх в сердцах тех, которые не уверовали. Так рубите же им головы и отрубите все пальцы».

Как видим, от первоначальной мягкости и терпимости не осталось и следа, Аллах приказывает безжалостно покарать неверных. Если отвлечься от попыток теологического обоснования такой непоследовательности, можно предложить простое объяснение: в Мекке Мохаммед только начинал свою карьеру пророка, проповеди его особого успеха не имели, последователей у него было мало, и ему приходилось вести себя крайне осторожно и миролюбиво. В конце концов он был вынужден в 622 году с горсткой сторонников бежать в Медину (от даты его исхода — «хиджры» — мусульмане ведут свое летоисчисление).

Зато в Медине Мохаммед расправил крылья и в скором времени стал полновластным владыкой города. И чуткий Аллах в свете изменившихся обстоятельств пересмотрел свою позицию. Во всяком случае голос пророка окреп и посуровел. Если мекканские откровения Мохаммеда рисуют образ проповедника, стремящегося привлечь сердца посулами райского блаженства, то мединский Коран — это глас непримиримого вождя и воителя, стращающего неверных мечом и адским пламенем.

Согласно западной логике, если два утверждения противоречат друг другу, как минимум одно из них ложно. Но исламская логика дуалистична, согласно ей обе стороны противоречия верны. В дуалистической системе не существует единого критерия, который мог бы служить мерой истины. Отсюда и бесконечные споры о том, что составляет подлинное содержание ислама. Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. А посему бессмысленно утверждать, будто та или иная сторона в нем верна. Единственным мерилом дуалистической системы может служить статистика, подобно тому, как в квантовой механике все вопросы решаются только статистически.

Известно, что джихад означает священную войну против неверных, но в то же самое время и борьбу за нравственное самосовершенствование. Так что же перевешивает? Ответ можно получить посредством статистического анализа трудов виднейшего исламского богослова Мохаммеда аль-Бухари (810-870), автора сборника хадисов, который сунниты считают вторым по важности священным текстом после Корана. Он очень много пишет о джихаде, и что же? В 97% случаев речь идет о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту. Теперь ясно, что такое джихад: это на 97% война, а на 3% самоочищение.

Дуализмом пронизано все вероучение ислама. Ислам делит мир на два лагеря — дар аль-ислам (дом ислама) и дар аль-харб (дом войны). И священный долг правоверного — вести непримиримую войну с неверными во имя торжества ислама во всем мире. Мусульманин не должен лгать, убивать или воровать, но только в том случае, если жертва — другой правоверный. А вот в отношении неверного ложь, обман и убийство не только допустимы, но даже желательны, если того требует дело торжества ислама.

Единственный универсалистский этический принцип, провозглашаемый исламом, гласит, что весь мир должен покориться воле Аллаха (само слово «ислам» означает по-арабски «покорность»). В рамках такой этической системы неверный стоит неизмеримо ниже правоверного, и, стало быть, мусульманин может без всяких угрызений совести третировать его; неверный — недочеловек, с ним нечего церемониться.

По преданию еврейского мудреца рабби Гилеля спросили, сможет ли он изложить содержание Торы, стоя на одной ноге. Мудрец поднял ногу и сказал: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом суть Торы, все остальное — комментарии». Это так называемое «золотое правило» стало этической основой западной цивилизации. Аналогичный принцип присутствует во всех других религиях — во всех, кроме ислама. Ислам не признает универсализма, его этическая система базируется все на том же дуализме.

«Воздайте Кесарево Кесарю, а Божье — Богу», учит христианство, которое таким образом отделяет религию от политической сферы. В исламе тоже существует разделение между религией и политикой. Религиозный ислам учит, что должен делать правоверный, чтобы избежать ада и попасть в рай. А именно, выполнять пять несложных предписаний: молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке, подавать милостыню неимущим мусульманам, постараться совершить паломничество в Мекку — «хадж» (или хотя бы к другим святым местам калибром поменьше), соблюдать пост — Рамадан и во всеуслышание провозглашать, что Мохаммед — главный и последний пророк, окончательный выразитель воли Аллаха.

В то же время политический ислам касается распространения ислама, борьбы с его врагами, джихада. Так какой аспект мусульманской религии важнее — религиозный или политический? Об их сравнительной важности красноречиво свидетельствует статистический анализ трилогии. Не менее 75% сиры (жизнеописания Пророка) посвящено джихаду, две трети текстов Корана, написанных в Мекке, рассматривают проблему взаимоотношений с неверными. Иными словами, в священных книгах ислама явно доминирует политика.

Даже ад трактуется в политическом, а не религиозном плане. В Коране ад упоминается 146 раз. И вот оказывается, что лишь 6% грешников, низвергнутых в ад, расплачиваются вечными мучениями за аморальные поступки — убийства, кражи и т. п. Остальные 94% осуждены вечно гореть в адском пламени за политическое преступление — отказ признать учение Мохаммеда. То есть в исламской теологии ад — это политическая тюрьма для инакомыслящих.

Мохаммед проповедовал свою религию в течение 13 лет и смог привлечь лишь 150 сторонников. Зато, обратившись к политическим и военным методам убеждения, он за какие-то 10 лет стал полновластным владыкой всего Аравийского полуострова. Подсчитано, что в течение девяти лет он каждые семь недель вел своих последователей в бой или на расправу с врагами. Пророк сделал карьеру не в качестве религиозной фигуры, а как политический деятель и воитель.

На Западе практически никто не имеет ни малейшего представления ни о политической доктрине ислама, ни о его истории. Агент ФБР, готовясь к борьбе с исламофашизмом, прослушивает двухчасовую лекцию об исламе, где его учат в основном тому, насколько чувствительны к обидам мусульмане, и как бережно нужно к ним относиться, чтобы не задеть их чувств. Этим его теоретическая подготовка и исчерпывается.

Между тем еще великий древнекитайский стратег Сунь-Цзы учил: познай врага своего.

Изучение истории политического ислама может многому научить тех, кто предается иллюзиям по поводу «религии мира», и открыть им глаза на истинные масштабы угрозы, нависшей над западной цивилизацией.

История политического ислама начинается с бегства Мохаммеда в Медину, когда акцент был перенесен с проповеди на насильственные методы. Неверные были объявлены врагами Аллаха. Пророк предлагал им простой выбор: примкнуть к нему или расстаться с жизнью. Убеждение не подействовало, насилие оказалось куда эффективнее. Ислам вступил на путь джихада.

При первых калифах (преемниках Мохаммеда) пределы мусульманского мира стали расширяться с невероятной быстротой. Армии правоверных вырвались из Аравии и обрушились на Византию, ослабленную междоусобными распрями и эпидемиями чумы. В короткий срок были завоеваны христианский Ближний Восток и Северная Африка, еще с римских времен считавшаяся южной частью Европы. Христианский мир сократился наполовину. Около 60 миллионов христиан было перебито, большинство остальных насильно обращено в мусульманство.

Затем победоносные полчища последователей Мохаммеда смели зороастрийскую цивилизацию Персии и вторглись в Индостан, где вырезали 80 миллионов индуистов. Их судьбу разделили 10 миллионов буддистов в странах, расположенных на «Великом шелковом пути». Печальная история столкновения миролюбивого буддизма с агрессивным исламом красноречиво свидетельствует о том, к каким последствиям приводит приверженность принципу непротивления злу.

За 1400 лет джихада в общем счете около 270 миллионов неверных было принесено в жертву на алтаре «религии мира». Политический ислам неумолимо уничтожает любую культуру, в которую он вторгается или иммигрирует. Этот процесс может длиться сотнями лет, но конечный итог его всегда один и тот же — культура страны, завоеванной мусульманами или приютившей их, неизбежно стирается с лица земли. Когда ислам берет верх, он уже не уступает своих позиций.

Для того, чтобы западная цивилизация могла успешно противостоять очередному этапу джихада, она должна изучить политическую доктрину агрессора и понять, что ислам — неумолимый враг всех неверных. Если Запад не оценит всей серьезности угрозы, ему придется разделить судьбу всех других жертв политического ислама. Опасность усугубляется тем, что дуалистическая логика и этика ислама чужды западному человеку, который не понимает, что мусульмане мыслят и чувствуют совершенно не так, как он.

Запад должен понять: против него ведется тотальная война с применением всех возможных средств, в том числе пропаганды. Демонстрируя поразительное невежество в том, что касается прошлого ее собственной цивилизации, «прогрессивная западная общественность» приняла исламистскую версию истории, которая гласит, что мусульмане — невинные жертвы многовековой экспансии западного империализма, и яркий пример тому — крестовые походы.

Между тем джихад, запущенный Мохаммедом, никогда не прекращался. Время от времени он терпел поражения и вынужден был отступать. Так было после того, как франки под водительством Карла Мартелла в 732 году в битве при Пуатье нанесли поражение армии Рахмана Абдул-Рахмана и остановили экспансию мавров. В противном случае Европа пала бы под ударами арабских завоевателей, и в Оксфорде главным предметом изучения был бы Коран, писал великий английский историк Эдвард Гиббон.

Крестовые походы были неудачной попыткой христианского мира отыграться и освободить свои святыни, каким-то образом оказавшиеся на «исконно мусульманских землях». Экспансия ислама в Европу была окончательно остановлена лишь в 1683 году у ворот Вены. Спустя полтора столетия ослабевший мусульманский мир вынужден был взять тактический таймаут и на время затаиться. Но сейчас ислам вновь возобновил наступление.

Исламисты уверяют, что все их претензии к Западу связаны с его поддержкой Израиля и с тем, что кованый сапог империалиста топчет священную землю Аравийского полуострова, охраняя нефтяные интересы американского капитала. Уберите эти два раздражителя, и исламский террор прекратится, как по мановению волшебного жезла.

Европа самозабвенно глотает эту пропагандистскую стряпню, стараясь не замечать, что Осама бен Ладен с самого начала проповедовал всемирный джихад и возрождение халифата, а указанные два мотива появились в исламистской пропаганде сравнительно поздно, как тактическая уловка перед лицом неожиданно резкой реакции Америки на террористические напрадения 11 сентября 2001 года.

Европейцы надеются отвести от себя удар, натравив исламофашистов на Америку и Израиль. Как в анекдоте про двух путников в лесу, которых преследует медведь. Один спрашивает на бегу другого: «Как ты думаешь, сможем мы обогнать медведя?» А тот отвечает: «А зачем мне обгонять медведя, достаточно будет обогнать тебя».

Однако их надежды иллюзорны. Угодничество перед исламофашистами только растравляет их аппетит. А цели их достаточно ясно прописаны в священных текстах мусульман: весь свет принадлежит Аллаху, неверные силой и обманом захватили часть его земель, но правоверные будут сражаться до тех пор, пока над всем миром не будет победно реять зеленое знамя Пророка.

В 1786 году послы молодой американской республики во Франции и Великобритании — Томас Джефферсон и Джон Адамс — встретились в Лондоне с главой триполитанского дипломатического представительства в британской столице Сиди Хаджи Абдул-Рахманом Аджой. Джефферсон и Адамс надеялись заключить мирное соглашение с Триполитанией и оградить американские торговые суда от угрозы со стороны промышлявших разбоем и пиратством варварийских султанатов Северной Африки.

Обоих будущих президентов США особенно интересовало, почему варварийцы столь враждебно настроены по отношению к Америке, которая вроде бы ничем не заслужила их ненависти. В своем отчете Континентальному Конгрессу Джефферсон и Адамс поведали, что ответил им посол Аджа: «…Как велят законы их Пророка и их священная книга Коран, государства, не признающие над собой их власти, являются грешными, и мусульмане не только вправе, но обязаны идти войной на неверных, где бы они ни находились, и обращать в рабов всех, кого они смогут взять в плен, а каждому мусульманину, который сложит голову на поле брани, суждено райское блаженство».

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ

Результаты анализа статистических данных по населению России дают богатую пищу для размышлений.
Официальный консультант из силового ведомства РФ поделился весьма интересной статистикой.

Общая численность населения России, по последним сведениям, составляет, по разным оценкам, менее 132.000.000 человек.Из них 74% (97.680.000) проживают в городах и поселках городского типа, причем: в Москве — 10.969.000, в Московской области -7.900.000, в Санкт-Петербурге — 6.897.000, в Ленинградской области — 3.350.000.

Как передает 1news.az со ссылкой на «РБК», национальный и этнический состав Москвы выглядит следующим образом:

русские — 31%
азербайджанцы — 14%
татары, башкиры, чуваши — 10%
украинцы — 8%
армяне — 5%
таджики, узбеки, казахи, киргизы — 5%
корейцы, китайцы, вьетнамцы — 5%
чеченцы, дагестанцы, ингуши — 4%
белорусы — 3%
грузины — 3%
молдаване — 3%
цыгане — 3%
евреи — 2%
другие народы — 4%

В Москве проживает свыше 11 млн. человек, из них русских, украинцев, белорусов, всех вместе взятых — 4.620.000. В столице Государства Российского украинцы, белорусы и русские — национальное меньшинство!

В России свыше 20.000.000 человек исповедуют ислам и официально считают себя мусульманами, в то время как истинных православных — не более 4,5%, что составляет не более 6 млн человек. За последние 15 лет число мусульман в России увеличилось на 40%.

В России живет азербайджанцев больше, чем в Баку, а татар в Москве больше, чем в Казани.
К середине века мусульманином будет, как минимум, каждый четвертый россиянин.

Как утверждают представители Национальной организации русских мусульман, каждую пятницу в Петербурге как минимум трое русских принимают ислам. Подавляющее их число — студенты.

(10.08.1921 – 18.11.1999)

Виктор Вацлавович Вольский родился 10 августа 1921 г. на ст. Злынка Новозыбковского уезда. Окончил десятилетку в пос. Вышков и в 1939 г. поступил в Белорус­кий лесотехнический институт. В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии. Принимал участие в Великой Отечественной войне с первого и до последнего ее дня в должности командира дальномерного отделения зенитной батареи, помощника командира и ко­мандира огневого взвода. 25 августа 1944 г., оставшись за ко­мандира батареи, возглавил бой против группировки фаши­стских войск, вырвавшихся из окружения в районе Кишине­ва и не допустил ее прорыва в тылы 2-го Украинского фрон­та. За стойкость, героизм и отвагу, проявленные в боях с не­мецко-фашистскими войсками 24 марта 1945 г. он удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 г. В.В. Вольский с отличием окончил МГИМО и получил квалификацию референта-переводчика по странам Латинской Америки и юриста в области между­народного права. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 – докторскую. С 1959 г. работал на географическом факультете МГУ, читал лекции и курсы лекций во многих университетах мира, свободно владея испанским, португальским, английским языками. За время научной деятельности В.В. Вольский подготовил 31 кандидата и 10 докторов наук. Им опубликовано около 300 научных работ, около 200 из них издано или переведено на иностранные языки, в последние годы уча­ствовал в подготовке такого фундаментального издания, как «Социально-экономи­ческая география зарубежного мира».

В.В. Вольский являлся доктором экономических наук, профессором, заведую­щим кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географи­ческого факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН, директором Института Ла­тинской Америки РАН, Почетным доктором университетов в Перу Колумбии, Брази­лии, Кубе, Почетным членом Географических обществ Доминиканской Республики, Перу, Мексики, Аргентины. Он награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I степени. ‘Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и 11 медалями, а также 5 иностран­ными орденами. Он удостоен Государственной премии СССР, премии им. Д.Н. Анучина, премии I степени Госкомитета СССР по народному образованию за лучший учеб­ник для вузов, премии мексиканского общества географии и статистики.

В.В. Вольский являлся Почетным гражданином городов: Кито (Эквадор), Гвадала­хара (Мексика), Мерида (Мексика), Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Халапа (Мексика). В 1975 г. он удостоен звания Почетного гражданина города Новозыбкова. В 1996 г. З.В. Вольский удостоен почетного звания «Заслуженный профессор МГУ.

В.В. Вольский неоднократно бывал на родине – в Вышкове и в Новозыбкове. Всегда с большим интересом собирал материалы о родном крае.

ЛИТЕРАТУРА

  • Их именами славен наш край // Новозыбков: Историко-краеведческий очерк. – Брянск, 2001. – С. 390 – 400.
  • Вольный, А. Г. Новозыбков и новозыбковцы / А. Г. Вольный. – Брянск, 1992. – С. 97 – 144.
  • Вольный, А.Г. Новозыбков: Историко-краеведческий очерк / А.Г. Вольный. – Тула, 1989.- С. 102 – 123.
  • «О присвоении Вольскому Виктору Вацлавовичу звания Героя Советского Союза»: Указ Президиума Верховного Совета СССР // Правда. – 1945. – 25 марта.
  • Вольский, В.В. // Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. – М., 1987. – Т.1. – С. 287.
  • Вольский Виктор Вацлавович // Брянцы – Герои Советского Союза: альбом. – Брянск: Брян. отд. Приок. кн. изд-ва, 1967. – Вып.2. – отд. л. в папке.
  • Вольский Виктор Вацлавович // Брянцы – Герои Советского Союза: спец. вып. «Блокнота агитатора» (Брянск). – 1970. – №13-17. – С. 50.
  • Карпович, М. Точка встречи / М. Карпович // На огненных рубежах. – М.: Политиздат, 1965. – С. 225-258.
  • Кирюхин, М. Из зениток – по танкам / М. Кирюхин // Полем боя испытаны. – М.: Воениздат, 1981. – С. 130-131.
  • Московский государственный университет в Великой Отечественной войне. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – С. 180-181, 281.
  • Чернев, С. Зенитки бьют по танкам / С. Чернеев, В. Фролов // Воспитанники Московского университета – Герои Советского Союза. – М.: Моск. ун-т, 1981. – С. 115-124.
  • Жичкин, Н. Шагал солдат до Берлина / Н. Жичкин // Брянский рабочий. – 1984. – 9 мая.
  • Милохин, С. Зенитки бьют по танкам / С. Милохин // Брянский рабочий. – 1982. – 23 февр.
  • Ястребова, Е. В книгах о Брянщине / Е. Ястребова // Блокнот агитатора (Брянск). – 1982. – №14. – С. 31.


В ольский Виктор Вацлавович – командир огневого взвода 1354-го зенитного артиллерийского полка (27-я зенитная артиллерийская дивизия, 4-я гвардейская армия, 2-й Украинский фронт), старшина.

Родился 10 августа 1921 года на станции Злынка (ныне – в черте посёлка Вышков Новозыбковского района Брянской области) в семье служащего. Из литовских дворян. Окончил 10 классов школы. Учился в Белорусском лесотехническом институте в Гомеле.

В Красной Армии с сентября 1940. Служил в артиллерии.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года в должности командира дальномерного отделения зенитной батареи. Участвовал в обороне Заполярья. Осенью 1942 года получил тяжёлое ранение обеих ног. Находился на излечении в госпитале. С апреля 1943 года – помощник, а затем командир огневого взвода в 1354-го зенитном артиллерийском полку. Воевал на Степном, Воронежском и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Правобережной Украины и Молдавии.

Особо отличился в ходе Ясско-Кишинёвской операции в августе 1944 года. При передислокации зенитная батарея, командование которой было поручено старшине В.В.Вольскому, у местечка Крецешти (18 километров восточнее румынского города Васлуй) столкнулась с танковой группой немецко-фашистских войск, вырвавшихся из окружения. В жестоком бою против нескольких десятков немецких танков, поддерживаемых артиллерией, две зенитные батареи (В.В.Вольского и Л.С.Мерешко), находясь в окружении, отразили 5 атак противника и сумели двое суток сдерживать врага. Когда кончились снаряды, сгорели тягачи, а батарея понесла большие потери в людях, старшина В.В.Вольский поднял в атаку оставшихся бойцов и прорвал кольцо окружения.

В ходе боёв получил тяжелое ранение и до февраля 1945 года находился на излечении в госпитале. Затем в составе родного полка участвовал в Будапештской операции и освобождении Чехословакии.

За мужество и героизм, проявленные в боях, старшине Вольскому Виктору Вацлавовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году окончил курсы младших лейтенантов. Вскоре после войны уволился в запас.

В 1949 году окончил Институт международных отношений Министерства иностранных дел СССР (МГИМО). В 1949-1959 годах работал в МГИМО преподавателем, доцентом, старшим научным сотрудником. С 1959 года - заведующий кафедрой экономической и социальной географии зарубежных стран географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. С 1967 по 1992 годы - директор Института Латинской Америки Академии наук СССР. С 1993 года - советник Российской Академии наук. Автор около 300 научных работ в области социально-экономических и политических проблем Латинской Америки, а также по проблемам мировой экономики. Основатель отечественной научной школы латиноамериканистики. Главный редактор журнала "Латинская Америка" (1969-1993).

Член-корреспондент Академии Наук СССР (Российской Академии наук) (1984), доктор экономических наук (1966), профессор (1967). Член бюро Отделения проблем международной экономики и международных отношений АН СССР (1988-1992). Заместитель председателя Научного совета по проблеме "Современные проблемы развивающихся стран" АН СССР (1970-1993).

Жил в городе-герое Москве. Умер 18 ноября 1999 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Капитан в отставке. Награждён орденами Ленина (1945), Отечественной войны 1-й степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1975, 1986), орденами Дружбы народов (1981), Красной Звезды (1944), «Знак Почёта» (1971), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1996), медалями, иностранными наградами - орденами Дружбы народов 1-й степени (ГДР, 1981), Андреса Бельо 1-го класса (Венесуэла, 1975), Большой офицерской звездой ордена "За выдающиеся заслуги" (Перу, 1980), Ацтекского Орла 1-го класса (Мексика, 1983); медалями "За заслуги" (Чехословакия, 1969), "Боевое братство" (Куба, 1984).

Лауреат Государственной премии СССР (1987), ряда научных премий.

Получил широкое международное признание как учёный: почётный доктор Главного университета Сан-Маркос в Лиме (Перу, 1973), Колумбийского национального университета имени Симона Боливара в Барранкилье (Колумбия, 1978), Университета Сан-Паулу (Бразилия, 1981), Гаванского университета (Куба, 1987). Почётный член Географического общества Санто-Доминго (Доминиканская республика, 1970), Географического общества Лимы (Перу, 1969), Мексиканского общества географии и статистики (1990), Аргентинского экономического общества (1991).

Почётный гражданин городов Новозыбков (1981), Кито (Эквадор, 1974), Гвадалахара (Мексика, 1974), Халапа (Мексика, 1987), Мерида (Мексика), Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1985).

На здании школы в посёлке Вышков, где учился Герой, установлена мемориальная доска. Аудитория № 1801 Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова носит имя В.В.Вольского.

Виктор Вацлавович Вольский – капитан, член-корреспондент Академии Наук СССР (Российской Академии наук), доктор экономических наук, профессор, Герой Советского Союза.

В.В. Вольский родился 10 августа 1921 г. на ст. Злынка, ныне пгт Вышков Новозыбковского района в семье служащего. Член КПСС с 1943 г. После окончания средней школы в 1940 г., начал службу в Советской Армии. В действующей армии с апреля 1944 г.

В ходе Ясско-Кишиневской операции взвод зенитчиков, которым командовал старшина Вольский оказался в окружении. В течение двух суток бойцы отразили пять атак гитлеровцев. Когда кончились снаряды, сгорели тягачи и батарея понесла серьезные потери, В.В. Вольский поднял бойцов в атаку и прорвал кольцо окружения.

В ходе боёв получил тяжелое ранение и до февраля 1945 года находился на излечении в госпитале. Затем в составе родного полка участвовал в Будапештской операции и освобождении Чехословакии Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 г.

За мужество и героизм, проявленные в боях, старшине Вольскому Виктору Вацлавовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году окончил курсы младших лейтенантов. Вскоре после войны уволился в запас.

В 1949 году окончил Институт международных отношений Министерства иностранных дел СССР (МГИМО). Работал в МГИМО старшим преподавателем, затем доцентом. Был заведующий кафедрой экономической и социальной географии зарубежных стран географического факультета Московского государственного университета (с 1959 года) и директором Института Латинской Америки Академии наук СССР (1966-1992). Автор около 300 научных работ в области социально-экономических и политических проблем Латинской Америки, а также по проблемам мировой экономики.

Капитан в отставке. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член-корреспондент Академии Наук СССР (Российской Академии наук) (1984), доктор экономических наук (1966), профессор. Награждён орденами Ленина (1945), Отечественной войны 1-й степени (1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1975, 1986), орденами Дружбы народов (1981), Красной Звезды (1944), «Знак Почёта» (1971), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1996), медалями, иностранными наградами. Почётный гражданин городов Кито (Эквадор), Гвадалахара, Халана и Мерида (Мексика), Рио-де-Жанейро (Бразилия).

На здании школы в посёлке Вышков, где учился Герой, установлена мемориальная доска. Аудитория 1801 Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова носит имя В.В. Вольского.

Литература

  • «О присвоении Вольскому Виктору Вацлавовичу звания Героя Советского Союза»: Указ Президиума Верховного Совета СССР // Правда. – 1945. – 25 марта.
  • Вольский В.В. // Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. – М., 1987. – Т.1. – С. 287.
  • Вольский Виктор Вацлавович // Брянцы – Герои Советского Союза: альбом. – Брянск: Брян. отд. Приок. кн. изд-ва, 1967. – Вып.2. – отд. л. в папке.
  • Вольский Виктор Вацлавович // Брянцы – Герои Советского Союза: спец. вып. «Блокнота агитатора» (Брянск). – 1970. – №13-17. – С. 50.
  • Карпович М. Точка встречи // На огненных рубежах. – М. : Политиздат, 1965. – С. 225-258.
  • Кирюхин М . Из зениток – по танкам // Полем боя испытаны. – М. : Воениздат, 1981. – С. 130-131.
  • Московский государственный университет в Великой Отечественной войне. – 2-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – С. 180-181, 281.
  • Чернеев С . Зенитки бьют по танкам / С. Чернеев, В. Фролов // Воспитанники Московского университета – Герои Советского Союза. – М. : Моск. ун-т, 1981. – С. 115-124.
  • Жичкин Н . Шагал солдат до Берлина // Брянский рабочий. – 1984. – 9 мая.
  • Милохин С . Зенитки бьют по танкам // Брянский рабочий. – 1982. – 23 февр.
  • Ястребова Е . В книгах о Брянщине // Блокнот агитатора (Брянск). – 1982. – №14. – С. 31.

Родился 10.08.1921 года на станции Злынка, ныне поселок городского типа Вышков Новозыбковского района Брянской области, в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 10 классов. В Советской Армии с 1940 года. В действующей армии с апреля 1944 года. Командир огневого взвода 1354-го зенитного артиллерийского полка (27-я зенитная артиллерийская дивизия, 4-я гвардейская армия, 2-й Украинский фронт) старшина Вольский отличился в ходе Ясско-Кишинёвской операции. Походная колонна зенитчиков у местечка Крецешти (18 км восточнее города Васлуй, Румыния) подверглась нападению противника и попала в окружение. За 2 суток боя в окружении взвод участвовал в отражении 5 атак гитлеровцев. Когда кончились снаряды, сгорели тягачи, а батарея понесла большие потери в людях, Вольский поднял в атаку оставшихся бойцов, прорвал кольцо окружения. Звание Героя Советского Союза присвоено 24.03.1945 года. В 1945 окончил курсы младших лейтенантов. После войны - в запасе. В 1949 году окончил Институт международных отношений МИД СССР. Живёт в Москве, капитан в отставке. Член-корреспондент АН СССР, директор Института Латинской Америки АН СССР. Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями. Имя Героя носила пионерская организация школы в поселке городского типа Вышков, где установлена мемориальная доска.



Это случилось 20 августа 1944 года. Еще только наступал рассвет, когда после мощной артиллерийской подготовки войска 52-ой Армии прорвали оборону противника севернее Яссы и уже к концу вторых суток глубина прорыва достигла 60 километров. Вместе с другими частями боевые порядки нашей наступающей армии прикрывал 1354-й зенитный артиллерийский полк среднего калибра, в котором находился старшина Виктор Вольский. Вторая батарея этого полка к вечеру 23 августа, не теряя времени, приступила к инженерному оборудованию позиции. Боевые расчеты очень устали, но работали быстро, слаженно, дружно. Наконец последнее орудие уже было в окопе. Мелькнула надежда, что можно будет отдохнуть. Но тут из-за горного хребта неожиданно вынырнула вражеская девятка "юнкерсов". Они рассчитывали на внезапность, но просчитались. По фашистским бомбардировщикам был открыт мощный огонь. Залпы следовали один за другим. К мощным ударам орудий батареи присоединились дробные очереди зенитной артиллерии малого калибра - то помогали соседи. От орудийных расчетов не отставали пулеметчики. Вели огонь из винтовок и шоферы. Один из "юнкерсов" задымил и, не выйдя из пикирования, врезался в землю. А тем временем в воздухе появилась вторая фашистская девятка "юнкерсов", за ней - третья. Батарея перешла на непрестанный огонь. Стена разрывов и трасс стала на пути врага. Не рискнув пробиться сквозь эту огненную завесу, фашистские стервятники вынуждены были уйти, сбросив бомбы, куда попало.

Уже пошли пятые сутки после прорыва нашими частями обороны гитлеровцев, когда 1354-й артиллерийский полк получил новое задание: прикрыть переправу наших войск на реке Прут. Для разведки маршрута и района огневых позиций выехал командир полка майор Морозов с группой офицеров. В их числе был старший лейтенант Серветник. Он оставил за себя командовать огневым взводом старшину Виктора Вольского, уверенный в том, что тот не подведет. А приказ был беспредельно четким: занять огневую позицию юго-восточнее населенного пункта Хуши. Наступил рассвет 25 августа, когда батарея начала марш. Впереди шли три орудия. Хорошая дорога позволяла быстро двигаться. Обстановка была спокойной, и Вольскому казалось, что ничто не помешает успешно выполнить приказ. Но тут произошло непредвиденное: впереди, примерно в 100 метрах, неожиданно показались три фашистских танка. Расчеты бросились к орудиям, спеша развернуть пятитонные пушки. Это было не так-то легко: дорога узкая, слева гора, справа - обрыв. К счастью, батарейная колонна находилась за поворотом, который скрывал ее от фашистских танкистов. Между тем наши артиллеристы увидели головную машину, по которой тут же открыли огонь. Ответным ударом один из вражеских танков вывел из строя нашу радиостанцию. Артиллеристы оказались без связи с командиром и штабом полка. По неизвестным причинам противник медлил. Воспользовавшись этим, к фашистскому головному танку подполз командир орудия сержант Игнатьев с двумя бойцами. Миг, и взрыв противотанковых гранат потряс воздух. Один из фашистских танков закружился, объятый пламенем. Остальные два поспешно развернулись и ушли. В создавшейся обстановке надо было проявлять исключительную находчивость, выдержку и бесстрашие. Всем этим обладал старшина Вольский. Он решил выслать вперед разведку, чтобы выяснить обстановку и отыскать объезд, ибо подбитый танк фашистов загородил узкую дорогу. Прошло немного времени и вернувшиеся разведчики принесли тревожные вести. Гитлеровцы перерезали дорогу на Хуши. Предположив совершенно верно, что его вторая батарея встретилась с разведкой вражеской группировки, пытающейся выйти из окружения, Вольский решил любой ценой не дать врагу выполнить свой замысел. Для этого надо было занять позицию в 3-4 километрах южнее места встречи с тремя танками. Не знал Вольский, что несколько десятков тысяч гитлеровцев с танками, артиллерией переправились на правый берег реки Прут и пытаются вырваться из "кишиневского котла". Но интуитивно чувствовал, что предстоит жесткая схватка с отчаявшимся врагом. Выполняя приказ Вольского, батарея расположилась на местности, которая позволяла держать под обстрелом большой участок дороги. Высокая кукуруза хорошо маскировала батарею. Примерно через полчаса подошла 1 батарея 1354-го полка. Она двигалась по тому же направлению, что и вторая батарея. Получив от Вольского данные об обстановке, старший лейтенант Мерешко решил обосноваться рядом. А с донесением в штаб полка был выслан связной, ибо, как и во второй, в первой батарее рация тоже вышла из строя. Расположившись таким образом на фронте шириной около 300 метров орудия обеих батарей держали под обстрелом почти трехкилометровый участок дороги.

И вот с наблюдательного пункта, находящегося северо-западнее, доложили: приближается большая колонна пехоты с танками и артиллерией. Стало ясно, что движутся главные силы противника и предстоит жестокий, неравный бой. Но хладнокровие, выдержка старшины Вольского действовали на всех ободряюще.

На дороге появилась голова колонны. Старшина Вольский не торопился. И только когда между батареей и врагом осталось не более ста метров, последовал приказ Вольского: "Огонь!". Тут же ударили орудия старшего лейтенанта Мерешко и пулеметы. Меткий огонь без промаха разил оторопевшего от неожиданности врага. Вся видимая с позиции часть дороги покрылась разбитыми повозками, горящими автомашинами, трупами гитлеровцев. Почти час потребовался, чтобы фашисты пришли в себя и открыли ответный огонь из минометов. Тут же пошли они в атаку на наши позиции, во многом уступающим как в технике, так и живой силе. Кукуруза, которая до того хорошо маскировала нашу батарею, теперь явилась серьезной помехой. Стало трудно наводить орудия по целям, и противнику удалось приблизиться к нашей огневой позиции. Контратака снова ошеломила гитлеровцев. Возникла рукопашная схватка, и фашисты отступили. Но под покровом темноты они повторили атаку. Вражескую пехоту поддерживали танки и бронетранспортеры. Расчет гитлеровцев исходил из предположения, что пользуясь темнотой, можно нанести разгромный удар по советским артиллеристам. И тут снова проявил находчивость старшина Вольский. Он приказал дать несколько очередей зенитных пулеметных установок по скирдам неубранной соломы. Они загорелись. Стало так светло вокруг, будто в ночи взошло солнце. Тут же дружный огонь двух наших батарей обрушился на врага, сведя на нет его хитроумный план. Не добившись успеха, гитлеровцы отступили.

Но с наступлением рассвета фашисты снова предприняли атаку. Им нужно было любой ценой вырваться из "котла", а нашим артиллеристам - во что бы то ни стало не допустить этого. И хотя силы были явно неравные, советские воины все делали, чтобы выполнить приказ командования. Один за другим погибали наши солдаты. В рукопашной схватке был ранен старшина Вольский. Казалось, что наседающие на него два гитлеровца победили, когда на выручку подоспел рядовой Береза, который спас командира от верной гибели. Тем временем у артиллеристов кончились снаряды. Тогда оставшиеся в живых притащили на позицию брошенное немцами орудие и открыли из него огонь по гитлеровцам. Когда вскоре подошли наши основные стрелковые части, перед их глазами открылось пространство, усеянное сотнями трупов, большим количеством подбитой и уничтоженной вражеской техники. Враг был окончательно разгромлен. Его попытка вырваться из «котла» закончилась полным провалом.

Родина по достоинству оценила героизм наших воинов. Все солдаты, сержанты, офицеры обеих батарей полка были награждены орденами и медалями, старшина Вольский и старший лейтенант Мерешко удостоены звания Героя Советского Союза.

"Новозыбков и новозыбковцы",
А. Вольный (А.Г. Эпштейн), 1992 г.