Аюрведа - древняя наука жизни. Три источника, три составные части Аюрведа. Связь нашего характера с болезнями

Истоки

У древних мудрецов здоровье человека было неотделимо от его духовной жизни. В те далёкие времена исцелением занимались священнослужители и жрецы. Они-то и обрели аюрведические (от слова "веды") знания, которые получали во время глубочайших медитаций, подсознательных прозрений, а также во время божественного откровения.

Искусство исцеления, профилактика болезней и знания о том, как прожить долгую и счастливую жизнь, давалось им свыше. За основу они брали то, что исцеляя тело, в первую очередь следует исцелить духовные болезни. Основными же причинами заболеваний тогда считались кара богов, козни злых духов и различные проклятия.

В дословном переводе с древнеиндийского Аюрведа означает: "аю" - жизнь, "веда" - знание. Таким образом, получается Наука жизни или Знание жизни. Иными словами, Аюрведа - это неисчерпаемый источник знаний о наполнении организма чудодейственной энергией, о благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих долголетию, а также о многом-многом другом.

Аюрведе не нужны ни национальность, ни вероисповедание - она была дана как дар для всего человечества. Древние легенды гласят, что Аюрведа пришла к нам от цивилизации Ариев, обладавших фантастическими знаниями и такими же фантастическими способностями. Тогда, в те далёкие времена, люди жили чистой, праведной жизнью, такими же чистыми были и их мысли.

Аюрведа учила, что мысль материальна, и поэтому чистота и мыслей, и слов должна быть идеальной. А индийский мыслитель Бхавишья Пурана в 3012 году до н.э. даже предупреждал, что может произойти, если пренебречь этой заповедью: "...И наступит время, когда утратят люди любовь и превратятся в хищников. Зависть, лицемерие, страх, ненависть и злоба поселятся в их сердцах. И тогда закроются семь ворот тела. И придут семь болезней и не пощадят никого...". Своими словами он старался предотвратить эту беду. Тогда ему это удалось, но прошли тысячелетия, и теперь пророческие слова этого мудреца стали сбываться...

Болезни, о которых идёт речь, тогда встречались довольно редко. Теперь же, в более продвинутое время, они охватили практически всё человечество, которое подошло к той черте, за которой оно либо изменится в лучшую сторону, либо просто исчезнет с лица Земли. Люди смогут спастись только в том случае, если они восстановят гармонию с природой и перестанут нарушать законы Природы и Вселенной.

Человек - символ Вселенной

Вайдьи, аюрведические врачи древних Ариев, считали, что человек - это символ Вселенной, микрокосм, и должен жить с открытым сердцем, ибо это его естественное состояние. Всё происходящее вокруг непременно отражается на человеке, а всё, что происходит внутри человека, отражается на окружающем мире. Когда человек постигает свою природу, он отдаёт свою энергию, свои силы на служение общему благу.

Каждый человек наделён индивидуальной программой развития и бытия - дхармой. В этой программе жизни записаны его задачи перед своим родом, Богом и Родиной. Чтобы успешно и с честью выполнить своё предназначение, он должен быть здоровым душой и телом, находиться в гармонии с природой и её законами. В соответствии с законом обмена энергий, истинная отдача идёт только через сердце. Вайдьи утверждали, что все болезни происходят, если у человека закрыто сердце и прекращён энергоинформационный обмен с Вселенной. Именно в то же время активизируются такие пороки, как зависть, жадность, ненависть, злоба. Они-то и вызывают многочисленные болезни и разрушают тело.

Аюрведа учит, что с самого раннего детства необходимо воспитывать в себе все самые лучшие человеческие качества. Все их нет смысла перечислять, но самые основные - это скромность, дружелюбие, взаимовыручка, противостояние злу и сострадание ко всему живому. Казалось бы, прописные истины, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Иными словами, не будет этих положительных качеств, на смену им придут ненависть, гордыня, зависть, похоть, а также безразличие. Ведь именно с нашего молчаливого согласия творится зло!

Аюрведа обусловливает индивидуальность каждого человека преобладанием в его организме одной из трёх природных сил (доши), управляющих окружающей средой и всеми её проявлениями. Вот эти силы: движение (вата), соединение (капха), преобразование (питта). Что же они представляют собой?

Вата - холодная, сухая, лёгкая, непостоянная, быстрая - подобна ветру. Она непосредственно связана с нервной системой, контролирует и регулирует все перемещения и передвижения в теле и уме человека. Вата "курирует" дыхательную систему и систему кровообращения, пять наших чувств, двигательные функции, сексуальную активность. Вата стоит и за возникновением болезней.

Питта - горячая, лёгкая, проникающая, движущаяся - подобна огню. Управляет огнем и всем, что связано с температурой тела, отвечает за кровь и так называемые огненные органы тела. Кроме этого Питта отвечает за все химические процессы и обмен веществ. Её избыток является причиной всех воспалительных процессов.

Капха - холодная, тяжёлая, постоянная, медленная - подобна воде. Формирует основу тела, поддерживает стабильность ума и тела. Если содержание Капхи в избытке, то деятельность Ваты и Питы существенно ограничивается, что приводит к закупоркам организма. Если же Капхи в организме слишком мало, то жди необоснованных мыслей и поступков.

В сочетании эти силы дают десять вариантов конституции, т.е. морфологических и функциональных особенностей организма человека, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Конституция человека (пракрути) не меняется на протяжении всей жизни, но тело при этом в постоянном изменении.

Источники энергии

Аюрведа, в отличие от современной традиционной медицины, рассматривает каждую личность как сугубо индивидуальную структуру, в которой всё взаимосвязано друг с другом и с окружающим миром. Человек, живущий в гармоничных отношениях с природой, получает от неё неограниченный беспрерывный поток энергии.

Жизненная энергия тела, именуемая Оджас, представляет собой тонкую субстанцию, которая отвечает за иммунитет и питает эмоциональное и духовное тело. Именно благодаря Оджасу каждая клетка человеческого организма работает в "непрерывной и непосредственной связи с безграничной мудростью природы". Энергия оджас - это наш неприкосновенный запас, получаемый нами от родителей во время зачатия. Оджас помогает нам при тяжелых заболеваниях и травмах, при физических или психоэмоциональных перегрузках.

Основной пик притока энергии - раннее утро, поэтому следует рано ложиться и, соответственно, рано вставать. Люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны спать больше остальных. Одна из главных проблем сегодняшнего дня - мы стараемся отдавать работе как можно больше времени, мало спим, и самое главное, редко общаемся со своими семьями. Мы почему-то часто забываем о духовной жизни, а ведь согласно Аюрведе, каждый человек должен проводить в кругу семьи треть суток. Именно в это время происходит обмен духовной энергией, а следовательно обновляется организм, восстанавливаются силы.

Другим естественным источником энергии согласно Аюрведы является питание, а точнее, пищеварение. Несбалансированное или некачественное пищеварение затрудняет поступление в организм так необходимой нам энергии. При современном темпе жизни, когда мы порой забываем про еду, следует время от времени проводить чистку организма.

Одни виды пищи несут в себе максимум энергии, другие, наоборот, вызывают негативное воздействие. Поэтому следует использовать высокоэнергетические продукты питания: овощи, фрукты, злаки, молоко, топленое масло, мёд. Также надо помнить, что от продуктов, связанных с убийством животных (мясо и рыба в любом виде), от некачественных продуктов, а также от наркотиков и алкоголя мы получаем минимум энергии.

Но получение максимума энергии зависит не только от общения с семьёй, правильного питания. Столь же важна и такая сторона жизни, как щедрость, и именно она как нельзя лучше связана с усиленным притоком энергии. Аюрведа рекомендует пользоваться медитацией и йогой, которые имеют один общий источник - древние Веды. Медитация - состояние расслабленности, сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира. Йога - учение о наличии в человеке неосознаваемых, но в то же время великих и управляемых сил. В соответствии с йогой, в каждом из нас существуют неосознаваемые силы, управлять которыми можно при помощи специальных методов.

Теория о болезнях с точки зрения Аюрведы

Современная медицина, к сожалению, не способна решить многие проблемы, ибо не берёт во внимание самое главное - духовную природу человека. Аюрведа несколько иначе смотрит на эти проблемы и помогает нам выявить как причину заболевания, так и правильно применить способы полного исцеления. Система аюрведической диагностики позволяет предсказать и предотвратить заболевания ещё задолго до их возникновения.

В первую очередь здесь рассматриваются внутренние причины заболевания, так как больной зачастую сам виновен в своих болезнях и учит, что тот должен воспринять свою болезнь как урок. Например, на вопрос, почему у того или иного человека что-то болит, Аюрведа отвечает: потому что он жадный, потому что он вор, или потому что он злой. Причины большинства, если не всех болезней, можно разделить на три категории:

Прагья-апарадха, буквально означающее преступление против духовной природы человека. Выражается оно в оскорбительном отношении к первопричине человека - его душе. Иными словами, человека следует оценивать не по его внешним данным или чертам характера, а постараться оценить его духовные качества.

Кала-паринама, т.е. неправильное толкование и понимание такой категории, как время. Дело в том, что в Ведах энергия времени приравнивалась к энергии Бога, ибо она двигала всё живое. Само же время не делилось на прошлое, настоящее и будущее - оно было единое, настоящее. Считалось, что потеря ощущения реальности, ощущения настоящего приводила к заболеваниям, в т.ч. серьёзным. В древности люди намного больше нас знали о времени, и умело использовали её энергию.

Асакми-индриятха-самйог. В соответствии с этой категорией, болезнь появляется, когда мы злоупотребляем своими чувствами или неправильно их выражаем.

От судьбы никуда не денешься

Согласно учению Аюрведы, любое функционирование нашего организма подчиняется тем или иным законам природы. Что касается болезней, то все они делятся на кармические и допущенные (связанные с невежеством):

Кармические, или наследственные болезни - это "наследство", которое мы получаем из предыдущих жизней. Все наследственные болезни могут быть как явными, так и скрытыми. С явными человек уже рождается, а скрытые проявляются в процессе жизни. Медицина Аюрведы - это в первую очередь исцеление души. Она способствует не только установить диагноз болезни и избавить человека от страданий, но и определить причины наследственных заболеваний. При этом фиксируется сигнал заболевания, а также осуществляется энергетическая подпитка и выравнивание биополя.

Допущенные болезни также связаны с кармой, но только с кармой будущего. Их развитие в своем организме мы сами допускаем по той или иной причине, складывая по кирпичикам. Тем самым создаётся неблагоприятная почва для кармы будущего.

В материальном мире всё, в том числе и болезни, рождается, развивается, стареет и умирает. Болезнь после смерти физического тела не уходит вместе с ним в могилу. Оставшись на тонком уровне, она проявляет себя и в новом воплощении. Если, согласно Аюрведе, мы сами создаем себе болезни, следовательно, и избавиться от них можем сами.

Современная медицина оказывает физическому телу лишь временную помощь. При этом болезнь остаётся и, более того, разрушает ткани тела. Корень всех болезней - токсины, циркулирующие по крови и накапливающиеся на ослабленных участках тела. Уникальность Аюрведы в том, что она способна исцелить от болезней невежества.

Аюрведа указывает, что в пище, которую мы потребляем, в обязательном порядке должны быть следующие привкусы: сладкий, соленый, горький, кислый, острый и вяжущий. Лишь в этом случае организм получает все необходимые элементы для его нормального функционирования.

Секреты долголетия

В основе долгожительства лежит гармония трёх составляющих: ума, тела и души. И если человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, стремится к совершенству, он может прожить не одну сотню лет. И подтверждением тому являются Библейские персонажи, которые жили несравнимо дольше современных людей. Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, Ной - 950. Долгожителями были даже целые народы. Например такие, как пеласги (прародители древних греков), согласно античным преданиям, жили по 200 и более лет. Эти мудрые люди говорили, что умереть в 70-80 лет - то же самое, что умереть в колыбели.

К главному условию продолжительности жизни Аюрведа относит не достижения медицины, а количество вдохов-выдохов, сделанных человеком. Чем меньше он их сделает на протяжении своей жизни, тем дольше проживёт, вплоть до тех же 200 лет, о которых говорилось выше. Этому способствует Пранаяма - йога дыхательных упражнений, состоящая в задерживании дыхания. И весь вопрос здесь в том, умеем ли мы правильно дышать? На первый взгляд, странный вопрос. Однако Аюрведа придает дыханию и его связи с жизненной силой первостепенное значение.

Обратимся к аюведическим терминам - "прана" означает жизненное дыхание, а "пранаяма" - сбалансированное дыхание. Именно пранаяма помогает развить технику правильного дыхания. Благодаря сбалансированному дыханию потоки воздуха для левой и для правой полусфер мозга уравновешиваются, а тело и разум объединяются в единое целое. Ничего сложного в этом нет: стимуляция воздушным потоком каждой ноздри сопровождается импульсами, воздействующими на обе полусферы мозга. Эффект от этого прямо потрясающий - происходит пробуждение всего организма, а также накопление физической и умственной энергии.

Но не всё так просто. Главным фактором, отнимающим у людей четверть жизни, является недопустимая нагрузка на мозг. Это, по сути, объективный фактор, который выражается в бешеном темпе нынешней жизни, регулярном эмоциональном напряжении и стрессах. Все эти факторы вызывает преждевременное старение организма.

Аюрведа о раке и сахарном диабете

Например, рак Аюрведа рассматривает как отрицательную энергию Жизни и считает, что он в первую очередь связан с повреждением ауры. Среди главных причин этого заболевания она называет отсутствие духовного роста, эмоциональный застой - и то, и другое способствует проникновению в организм токсичных веществ.

В Индии и других странах Востока рак лечат с помощью медитации и эмоционального очищения. Там наиболее эффективным для лечения онкологических заболеваний считаются драгоценные камни, которые обладают способностью чистить ауру и приводить её в надлежащий вид. Самым целебным из них является голубой сапфир, особенно в серебряной оправе. Для профилактики раковых заболеваний можно использовать рубин, т.к. он способствует восстановлению кровообращения и нейтрализует образование опухолей.

Другая болезнь, сахарный диабет - результат бездуховной жизни, чрезмерных низменных желаний и наклонностей. Главной причиной возникновения этого заболевания является блокировка или закрытие манипура-чакры - особого энергоинформационного центра человека. Эта чакра регулирует энергию, получаемую во время пищеварения и дыхания. Древние мудрецы утверждали, что когда лечение не приносит должного эффекта, нужно пройти три тысячи километров со стадом коров, питаясь лишь их навозом, мочой и молоком. И это не голословное утверждение.

Однажды к Боткину, знаменитому доктору, обратился один богатый купец, страдающий сахарным диабетом. За своё исцеление он предложил профессору немалые деньги. Убедившись, что купец действительно болен этой болезнью, Боткин сказал, что за его лечение он возьмется только при условии, если тот, одетый в рубище странника, босиком доберётся до Одессы.

Там его и будет ожидать доктор. Купец от таких условий был в большом смятении, но в путь всё же отправился. По дороге он просил подаяние, ночевал, где придётся, и вот, наконец, он в Одессе. Обследовав своего пациента, Боткин сообщил ему приятную новость: "Вы совершенно здоровы!".

Немного о душе

Главное в человеке - душа, плоть же - всего лишь "бесплатное" приложение к его душе. Но несмотря на это многие из нас часто идут на поводу у плоти. Причиной этого являются низменные мысли и желания, с которыми люди порой не в силах совладать.

Они считают, что хочет чего-то именно душа, на самом же деле она не может хотеть. Хочет только плоть!

И чтобы этого не произошло, душа и тело должны жить в гармонии друг с другом и дополнять друг друга своими лучшими качествами.

Когда этого не происходит, то душа вступает в противоборство с добившейся лидерства плотью. Именно в это время организм человека начинает давать то одни, то другие сбои в виде различных болезней. И хорошо, если этот человек вовремя одумается...

Но нередко у людей происходят изменения качества души в лучшую сторону. Если человек решил изменить свое мировоззрение, свою жизнь, он и мыслить начинает иными категориями. При этом качество энергии его мыслей и чувств также существенно меняется, и это изменение сопровождается неприятными ощущениями и болями.

Это говорит о том, что в организме идет вымывание старых грязных энергий, прорываются новые токи. Свидетельством такого очищения могут быть также белые точки под ногтями.

Очищающую боль назвать болью можно с большой натяжкой, ибо это своего рода перестройка организма на всех его уровнях. В такой ситуации лекарства здесь вряд ли помогут, да их просто и нет.

Владимир Лотохин

Изначально Аюрведа - часть Вед, древних текстов таинственных ариев. Возраст трактатов - от 3,5 до 6 тысяч лет. Само это слово переводится с санскрита как «наука жизни». Известно, что Аюрведа повлияла на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ. С древнеиндийскими источниками был знаком Ибн Сена.

Многие современные способы оздоровления уходят корнями в Аюрведу. Всемирная организация здравоохранения признала ее эффективной альтернативной системой медицины. По статистике ВОЗ, около 17% населения мира использует исключительно аюрведические методы лечения: страны, прошедшие через влияние индуизма, всегда густо населены. В США Аюрведа практикуется с 1965 года, у нас же такие медицинские центры только появляются.

«Наука жизни» звучит красиво, но не очень понятно. Точное определение Аюрведы будет таким: цельная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней.

Индийская притча рассказывает, что все люди по своему характеру делятся на три типа. Однажды царю прислали в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки. Но в сопроводительном письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и свою ценность. Долго придворные ученые взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить различий. Лишь один мудрец не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из другого уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая - напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Она наиболее ценная из трех».

Аюрведа основана на подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. В понимании врача-аюрведа заболевание начинается не с физического тела, а с некой невидимой психической оболочки. Все болезни классифицируются по шести стадиям их развития, причем первые три считаются легко излечимыми, четвертая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая.

Первая стадия болезни отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретенным, но кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки.

Вся эта теория кажется слишком сложной и, на взгляд человека нашей культуры, неправдоподобной. Но вот диагностические методы врачей-аюрведов просты. Они построены на принципе «пяти зеркал». Зеркала - это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».

Врач-аюрвед отличается от докторов в обычных клиниках, пожалуй, лишь цветом кожи: аутентичными методами у нас пока владеют только приезжие индийцы. В остальном - тот же белый халат, стетоскоп. Но вот врач кладет на запястье три пальца, сосредотачивается и начинает слушать пульс. Его учили расшифровывать биение сердца десять лет. Аюрвед легко распознает пониженный иммунитет и то, что пациент быстро утомляется. По пульсу определяет проблемы с работой кишечника и с мочеполовой сферой.

Начать оздоровление доктор посоветует с панчакармы - полного очищения организма, которое состоит из нескольких этапов: очищение желудка, очищение кишечника, носовая терапия и очищение крови. Следует отметить, что эта терапия включает лишь природные средства: лекарственные растения (более 3000 видов!), топленое масло, минералы, специи, металлы.

При любых болях в спине назначают «кативасти» – процедуру наложения компресса из теплого лечебного масла и пасты из трав на спину, поясничную область от 45 минут до 1 часа. Для лечения астмы, заболеваний респираторной системы, болезни сердца, боли в мышцах груди назначается процедура «уровасти»: теплые медицинские масла накладываются на грудь на 45 минут. А «широдхара» применяется при нервно-вегетативных нарушениях, бессоннице, ухудшении памяти, головных болях. На лоб пациента тонкой струйкой из медного сосуда льется теплое масло. Тип масла, его температуру и продолжительность процедуры определяет врач.

Важную роль играет специфический мармический массаж, проводимый в четыре руки с использованием прописанных пациенту масел. Мармы - энергетические центры тела человека. В буквальном переводе - «тайные» точки. В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: удар в жизненно важную точку подрывал энергетику врага. Врачам же знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Аюрведа объемлет все стороны жизни. Будучи естественной медициной, она ставит своей задачей не просто устранение симптомов, а формирование позитивного образа жизни, который способствует исцелению и здоровью. Чтобы наилучшим образом использовать Аюрведу, нужно воплотить ее принципы в своей жизни. Просто прибегать к рекомендациям по лечению конкретных заболеваний, когда возникают проблемы со здоровьем, - значит проглядеть истинное богатство и красоту Аюрведы - ее знания о гармоничной жизни.

Изучая Аюрведу, вам захочется пересмотреть свою диету, скажем, отказаться от некоторых излюбленных блюд, которые вам не совсем подходят, внести изменения в свой режим дня - например, пораньше вставать, или изменить характер и количество своей физической активности. Такие изменения привычного образа жизни не случаются за один день.

Согласно Аюрведе, каждому человеку по силам исцелить самого себя. Всем предоставлена свобода, возможность сохранять энергию и восстанавливать свое здоровье. Мы можем реализовать эту возможность посредством понимания нужд своего тела и внимательного отношения к их изменениям, в ответ на бесконечные перемены во внешнем мире и во внутреннем мире наших чувств. Ключ к этому - осознавание, непрерывное осознавание всего происходящего вокруг.

Симптомы - не что иное, как язык нашего тела. Награждая нас головной болью, поносом, лихорадкой, зубной болью, ломотой в суставах, бессонницей, тревогой, страхом или неуверенностью, тело разговаривает с нами, давая нам знать: что-то идет не так, что-то вышло из равновесия и нуждается в нашем внимании.

В Аюрведе утверждается, что любой испытываемый нами симптом - это выражение дисбаланса дош. Чтобы вернуть себе хорошее здоровье, нужно восстановить нарушенное равновесие, «жонглируя» этими тремя дошами, отдавая предпочтение одной или умиротворяя другую, для того, чтобы достичь гармонии - привести викрити, текущее состояние дош, к пракрити, врожденному оптимальному состоянию.

Аюрведа учит читать этот язык признаков и симптомов. Например, когда налицо признаки избыточного тепла в теле - кожная сыпь, изжога, вспыльчивый темперамент, это говорит об избытке питты, и нужно принять меры для ее успокоения. Точно так же, неуравновешенная вата может говорить с нами на языке бессонницы, запора или тревоги, тогда как, дисбаланс капхи будет сообщать о себе в виде апатии, переедания или застойных явлений в легких, бронхах и пазухах носа.

Мы не должны оставлять без внимания сообщения от дош, поскольку состояние дош составляет основу здоровья и счастья, равно как и болезни.

Невозможно достичь подлинного здоровья, если перекладывать всю ответственность за него на врачей. Используя свои собственные интуицию, восприятие, наблюдение и суждение, вы должны стать целителем себе и принять ответственность за свое здоровье на себя. Используйте ваши знания и способности в полной мере, чтобы привнести в свою жизнь здоровье, гармонию и счастье.

Древние тайны Аюрведы - это путь к себе.

Аюрведа, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской медицины, названная по имени одной из священных книг (Веды).

Аюреда - наука о жизни

Согласно наиболее распространенной версии, основные принципы Аюрведы возникли примерно в 800 год до н. э., а окончательное формирование системы завершилось к 1000 г. н. э. Основные трактаты — «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» — были написаны, скорее всего, в последние века до рождества Христова.

Аюрведа или «Древнеиндийская медицина» может быть переведена как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа применяется миллионами людей в Индии, Непале, Шри-Ланке.

Иногда аюрведу называют «матерью медицины». Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины; ее базовые процедуры (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран.

Такие направления и методы аюрведы, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику.

В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками. Однако в последние 50 лет наблюдается ее бурное возрождение, связанное с "увлечением" европейской медицины таблетками и полным игнорированием народных методов лечения и профилактики заболеваний.

Традиционная индийская медицина сегодня приобретает популярность на Западе и в России. Что ж, в области естественных методов оздоровления нам есть чему поучиться у индусов. Главное - аюрведа учит нас жить в гармонии с природой и самими собой.

Философские представления аюрведы

Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат Шад Даршана, шесть философий настика (признающих авторитет Вед), а именно: санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса и веданта. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Например, по аюрведе всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха(вьяю), огня (теджас), воды (джал, ап), земли (притхви) и эфира (акаш).

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых риши, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. Между 1200 и 700 г., до н.э, были составлены четыре священных веды. Ссылки на болезни, травы и травяные лечения имеются во всех четырёх ведах. Аюрведа, в отличие от четырёх Вед, никогда не являлась отдельным памятником литературы. Сведения аюрведы как медицинской и философской системы частично содержатся в Ригведе и Атхарваведе, Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Позднее было создано несколько крупных трактатов по аюрведе, в том числе «Чарака Самхита» — самый старый из трёх трактатов древнеиндийской медицины.

Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения».

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa».

Ветви аюрведы

В Древнеиндийской медицине выделяют восемь ветвей:

Внутренняя медицина — Kayachikitsa
Хирургия — Shalya Tantra
Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Тantra
Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra
Токсикология — Agada Tantra
Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra
Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, (Тантра, Прана, Йога)

Концепция трёх дош

Согласно философии аюрведы всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха, огня, воды, земли и эфира. Их сочетания образуют три фундаментальные жизненные силы (доши): Центральное понятие медицины аюрведы это теория, что здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными жизненными силами: — Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода), Капха (вода и земля).

Вата — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы
Питта — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
Капха — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.
Тело, в котором эти три жизненные силы находятся в состоянии равновесия, обладает прекрасным здоровьем, а нарушение равновесия вызывает нарушение здоровье. Эти понятия аюрведы позволяют врачам исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

От соотношения дош зависит тип конституции человека данный ему от рождения — Пракрити, а также тип конституции, который определяется у человека на данный момент — Викрити. Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош. Эти принципы развиваются в различных школах санскритской философии: Nyaya, Vaisheshika, Sankhya, Йога, Веданта и Mimamsa.

Управление болезнью в аюрведе

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: Shamana и Shodhana. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и ее признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Лекарства в аюрведе

Древнеиндийская медицина считает, что различные материалы растительного, животного, и минерального происхождения имеют лекарственную ценность. Лекарственные свойства были зарегистрированы практиками и использовались в течение многих столетий, для лечения болезней, и/или помогали поддерживать здоровье и увеличивать долголетие. Многие лекарства сделаны из трав, смесей трав, часто в комбинации с минералами, металлами и другими компонентами животного происхождения. Металлы, животные и минералы очищены и подготовлены соответствующими технологическими процессами для применения в лекарственных целях. Детали лекарственных трав даны согласно природе, эффектам, лечебным свойствам как наблюдались практиками аюрведы.

Очистка тела и массаж

Для очистки тела от дош применяют пять различных процедур или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как Panchakarma. Курс Pancharkarma обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание. Panchakarma как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел — Abhyanga, что переводится на русский язык как "умащение". Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, т.е. является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Panchakarma может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Аюрведа и конопля

Препараты конопли индийской применяются в Аюрведе столь же часто, как мята и зверобой в русском знахарстве. В трактатах отцов-основателей коноплю называют «бханга» или «виджая» («победитель»). Ее классифицицируют как «саттвик наша» (успокоительное опьяняющее средство). Современное аюрведическое описание конопли (Sala, «Indian Medicinal Plants»):

«Листья горькие, вяжущие, тонизирующие, афродизиакальные, антидиарейные, отравляющие, желудочные, анальгетические и абортивные. Используются при конвульсиях, ушных болях без органических причин, расстройствах желудочно-кишечного тракта, поносе, телесных болях и кровоизлияниях. Передозировка вызывает диспепсию, кашель, импотенцию, меланхолию, водянку, гиперпраксию и безумие. Кора тонизирующая, полезна при ожогах, геморрое и скоплении серозной жидкости. Семена ветрогонные, вяжущие, афродизиакальные, противорвотные и противовоспалительные».

Аюрведические лекарственные формы конопли: порошок («курна»), болюсы («модака»), прессованные таблетки («ватика»), настойки («леха» и «пака»), молочный экстракт («дугдхапака») и декокт («кватха»). Базовым препаратом является курна, приготовляемая из зрелых женских соцветий. Они высушиваются в тени, измельчаются в тонкий порошок, который выдерживается между двух разогретых пластин в течение 7 дней. Все остальные препараты приготовляются на основе этого порошка.

Препаратами конопли лечат мужское и женское бесплодие, импотенцию, диарею, несварение, эпилепсию, шизофрению и колики. Кроме того, это растение входит в сборы для лечения ещё 32 заболеваний. Конопляная «курна» чаще всего присутствует в лекарствах не в чистом виде, а в смеси с веществами, снижающими ее психотропный эффект и расширяющими терапевтическое действие. Традиционное аюрведическое снадобье обычно содержит 20-30 компонентов и обильно приправляется сахарной пудрой и пряностями.

Критика против аюрведы

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы. Так, Национальный Центр Дополнительной и Нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов.» В Индии научное исследование в Древнеиндийской медицине в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального Правительства, Центрального Совета по Исследованию в Древнеиндийской медицине и Siddha (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов Древнеиндийской медицины.

Аюрведа в современности

В связи с повышенным интересом к восточной философии на западе, многие в той или иной мере обращаются к аюрведе. Нередки случаи частичного включения знаний аюрведы в какие-либо нетрадиционные медицинские практики.
Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов.
В Соединенных Штатах — в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Gerson).
В Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.
В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учебы и год практики в больнице.

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.