Анк Марций – четвертый древнеримский царь, заселивший Авентин и основавший Остию. Анк Марций, Аэций. Правда и вымысел в легендарных сведениях о Тулле Гостилии и Анке Марции

Изложено по "Римской истории" Тита Ливия.

Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук царя Нумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений соседей будет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения и убедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то, перед чем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь . С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия . Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне" . Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.

Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена.

Примечания:

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

27 марта 2019 г.

1416 г. - родился Франческо ди Паола, итальянский священник, отшельник, католический святой, покровитель итальянских моряков

1836 г. - в штате Огайо открыт первый храм мормонов

Случайный Афоризм

Насколько я понимаю христианство, оно было и остается откровением. Но почему в результате смешения мириадов басен, мифов и легенд с иудейскими и христианскими откровениями возникла самая кровавая из когда-либо существовавших религий?

Джон Адаме

Случайный Анекдот

Умерли БГ и Летов. Сидят у врат АДА и ждут. Приходит черт и приводит какую-то жуткую старую бл@дь: - Борис, ты в жизни много грешил - вот тебе жена на веки-вечные. Уходит... БГ с «женой» тоже. Летов сидит и ждет в ужасе. Ведут к нему Патрицию Каас. Подводят и говорят: - Патриция, ты много в жизни грешила...

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

Он был очень благочестив, как и его дед, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и мирным промыслам.

Царский титул он получил не по наследству, а в результате народного избрания, как и два его предшественника. В предании о римских царях Анк Марций полностью противопоставляется своему предшественнику, воинственному Туллу Гостилию .

Анк Марций

677 г. до н. э. – 617 г. до н. э.

лат. Ancus Marcius

4-й царь Древнего Рима
641 г. до н.э. — 617 г. до н. э.
Предшественник Тулл Гостилий
Преемник Луций Тарквиний Приск
Место рождения
Место смерти Рим, Римское царство
Вероисповедание римская религия
Место погребения
Отец Нума Марций
Мать Помпилия
Род Марции
Жена
Дети 2 сыновей

На динариях Луция Марция Филиппа , выпущенных в 56 г. до н. э., изображен легендарный Анк Марций , которого мастер считал своим прародителем

Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Внук со стороны матери не подражал воинственным и , а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством.

Смерть показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания о религии и выставить их публично.

Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие за слабость. Племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков нарушили мир вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов стало основой плебейского сословия и было переселено на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной был присоединен к составу города.

Сначала переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. Так образовалась особая группа населения — плебс. Плебеи были лишены прав на общественную землю (ager publicus), они не входили в курии и не участвовали, следовательно, в куриатных комициях, не считались квиритами, их представителей не было в сенате.

Плебеи были преимущественно земледельцами в этой местности, свободными людьми со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам (патрициям), без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Чтобы лучше обеспечить продуктами питания все более возрастающее население Рима, Анк Марций старался завладеть течением Тибра и судоходством на нем. Благодаря удачным войнам с вейями, он завладел устьем этой реки, и основал на нем город Остию, который со временем стал крупнейшей торговой гаванью римлян. Археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э. Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост.

Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анк Марций захватил этрусские города Вейи и Фидены.

При Анке Марции в Рим прибыл из этрусского города Тарквинии и получил почётный приём будущий царь Рима . За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

Новые переселения увеличили число жителей, общественный порядок стал чаще, чем прежде нарушаться. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь.

Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию , другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию . Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия .

Подобно устроителю мирных церемоний и обрядов , Анк Марций стал основателем специальной воинской церемонии — порядка объявления справедливой войны (bellum iustum). Этому ритуалу римляне неуклонно стали следовать со времен Анка Марция .

Анк Марций учредил специальную коллегию жрецов-фециалов, возложив на нее процедуру объявления войны и иные связанные с войною обряды.

Если Риму кто-либо чинил обиду, в его земли посылался фециал с пучком травы на голове, извлеченным вместе с корнями и землей со склона Капитолия. Другой фециал, сопровождавший первого, сжимал в кулаке кремневый нож. Достигнув границ обидчика, тот, что с ножом, прикрыв голову шерстяным покрывалом, произносил такие слова: «Услышь, Юпитер, услышь, народ (латиняне, сабиняне, этруски), услышь, священное право! Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу послом, и словам моим да будет вера! Вы (латиняне, сабиняне, этруски) напали на нашу землю и увели столько-то овец, столько-то коров и стольких-то пастухов. Возвратите их. Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!»

Перейдя рубеж города-обидчика и затем встретив кого-либо на пути, жрец с кремневым ножом повторял то же самое. Так же поступал он, входя в городские ворота, и затем на городской площади.

Не получив возмещения, через тридцать три дня на рубеже города-обидчика фециал во всеуслышание призывал богов в свидетели, что его требование не выполнено. Он произносил следующее: «Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами».

После этого в течение трех дней римский народ на своих сборищах объявлял нарушителю мира войну, а царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить «войной честной и законной», то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециалы в сопровождении трех квиритов шли к вражеским рубежам, и, сообщая им и Юпитеру о принятом решении, один из жрецов бросал через границу копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом со словами: «Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (называлось племя ) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне» (в более позднее время этот обряд носил чисто формальный характер — фециал в знак объявления войны бросал копье от «воинской колонны» у храма богини войны Беллоны).

Видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного, поэтому введение торжественного ритуала объявления войны снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию .

Анк Марций умер, процарствовав 24 года согласно Титу Ливию , оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Анк Марций умер естественной смертью, оставив двух детей, один из которых был еще ребенком. Его сменил , ставший первым этрусским царем Рима. Амбициозный стал другом Анка Марция и воспитателем двух его сыновей. Благодаря умелым политическим маневрам его избрали преемником Анка Марция .

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Внук второго древнеримского царя Нумы Помпилия был таким же миролюбивым и рассудительным, как и его дед. Анк Марций, четвертый древнеримский царь , переживал по поводу упадка благочестия в период предыдущего правления и неправильного проведения обрядов, которые и вознамерился возродить по всем правилам. Будущее царствование предвещало мир и согласие – римляне надеялись, что Анк Марций будет руководствоваться принципами правления своего деда. Но обстоятельства заставили четвертого древнеримского царя ввязаться в войну с соседствующими племенами, которые его неагрессивную политику приняли за слабость.

Первыми устраивать набеги на римские земли начали латины. Они угоняли скот и грабили население. Марций не стерпел подобной наглости и, собрав воинов, смог победить врага в результате кровопролитных сражений, разрушив несколько городов противника. Решающая битва была выиграна, а царь вернулся в Рим с огромной добычей.

Древнеримская тюрьма. Одно из помещений

Некоторые исследователи считают, что могут быть одним и тем же легендарным персонажем, хотя четвертый царь считается уже реальной личностью . Противоречия связаны с многочисленными мифами.

по сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638-614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и мирным промыслам. Несмотря, однако, на все его миролюбие, и ему пришлось воевать с соседними латинскими племенами, которые старались остановить быстрое развитие Рима. Он счастливо победил их и принудил поселиться в Риме на Авентинской горе. Кроме того, он укрепил Яникулум по ту сторону Тибра как передовой пост против этрусков и соединил его деревянным мостом с Римом. Предание говорит, что А. завоевал оба берега Тибра и устроил у устьев его гавань Остию, которая для Рима была тем же, что Пирей для Афин.

  • - Гней - см. Кориолан, Гней Марций...
  • - Луций - рим. политич. деятель, оратор. Нар. трибун 104. Консул 91. Противник реформ Ливия Друза...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Римский полководец, завоевавший в 493 до н. э. вольский город Кориолы, но потерпел неудачу на выборах при попытке стать консулом из-за своего презрения к плебеям...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - согл. рим. легенд. традиции, четвертый царь древнейш. Рима 640 - 616 до н.э. По происхожд. сабинянин, внук Нумы Помпилия...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия...

    Словарь античности

  • - а я все стоял, не двигаясь и не дыша, / и когда, легши в казарме, / я почувствовал, / что спящий рядом Марций / трогает мою руку обычным движением, / я притворился спящим...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - по преданию 4-й царь Рима. Ему приписывают постройку дерев. моста через р. Тибр, укрепление Яникула, основание гавани Остии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - по сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638-614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - согласно римской легендарной традиции, 4-й царь Рима. По происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья Тибра, где построил гавань Остию...
  • - по древнеримской легенде, патриций и полководец, командовавший войсками при взятии города вольсков Кориол в 493 до н. э. ...

    Большая Советская энциклопедия

"Анк Марций" в книгах

ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД

автора Плутарх

ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД [Перевод С.П. Маркиша]

Гай Марций

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Гай Марций 1. Патрицианский дом Марциев дал Риму многих знаменитых мужей, среди прочих и Анка Марция, внука Нумы и преемника царя Тулла Гостилия. Марциями были и Публий с Квинтом, соорудившие самый обильный и самый лучший из римских водопроводов, и Цензорин, которого

Тулл Гостилий и Анк Марций

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

5. Кней Марций Кориолан

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

5. Кней Марций Кориолан История Кориолана имеет по большей части легендарный характер. Но так как обыкновенный рассказ был принят позднейшим временем за действительную историю, но мы выберем из него самое главное и затем вкратце прибавим то, что по устранении всего

1.4. Анк Марций, Аэций

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1.4. Анк Марций, Аэций а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха «АНК МАРЦИЙ» по Ливию. См. рис. 5.6. b. ТРЕТЬЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха якобы 423–444 годов н. э. АЭЦИЙ.1а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. После царя Тулла римский престол занял Анк Марций . Однако вскоре в Риме появляется Лукумон, принявший потом имя Л.

ГАЙ МАРЦИЙ КОРИОЛАН

Из книги Алкивиад и Гай Марций Кориолан автора Плутарх

ГАЙ МАРЦИЙ КОРИОЛАН Перевод В. АлексееваI. РИМСКИЙ патрицианский дом Марциев насчитывает среди своих членов многих знаменитых людей, между прочим, Анка Марция, внука Нумы, наследовавшего престол после Тулла Гостилия. К роду Марциев принадлежат также Публий и Квинт,

5. Анк Марций.

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

5. Анк Марций. (640…616 г. до Р. X.).Избранный царем Анк Марций был внуком Нумы Помпилия и унаследовал его благочестивый и миролюбивый образ мыслей. Запущенное в предшествующее правление богослужение было восстановлено и вновь возродилось господствовавшее при Нуме мирное

Тулл Гостилий и Анк Марций

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Тулл Гостилий и Анк Марций В образах двух следующих царей - Тулла Гостилия и Анка Марция - есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он

V Анк Марций - четвертый римский царь

автора Аврелий Виктор Секст

V Анк Марций - четвертый римский царь Анк Марций, внук Нумы Помпилия от его дочери, справедливостью и благочестием был похож на деда; он покорил войной латинян. (2) Он присоединил к городу холмы, Авентинский и Яникул, и обвел город новыми стенами. Он предоставил лес для

XIX Гай Марций Кориолан

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XIX Гай Марций Кориолан Гай Марций, прозванный Кориоланом, после взятия города вольсков, Кориолы, получив от Постумия право свободного выбора награды, взял себе - в пример доблести и благочестия - лишь коня и пленника-чужеземца для оказания ему приюта. (2) Став

ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ

автора Маньков А Г

ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ Виттенбергская диссертация, посвященная Степану Разину, указывает дату публичного диспута (29 июня 1674 г.) и называет два имени: председательствовавшего на диспуте Конрада Самуэля Шурцфлейша и выступавшего (респондента)

CTEHKO РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК, Т. Е. СТЕПАН РАЗИН, ДОНСКОЙ КАЗАК ИЗМЕННИК. ПРЕДСТАВЛЕНО НА ПУБЛИЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ КОНРАДА САМУ ЭЛЯ ШУРЦФЛЕЙША, ВЫСТУПИЛ ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ 29 ИЮЛЯ 1674 г

Из книги Иностранные известия о восстании Степана Разина автора Маньков А Г

CTEHKO РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК, Т. Е. СТЕПАН РАЗИН, ДОНСКОЙ КАЗАК ИЗМЕННИК. ПРЕДСТАВЛЕНО НА ПУБЛИЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ КОНРАДА САМУ ЭЛЯ ШУРЦФЛЕЙША, ВЫСТУПИЛ ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ 29 ИЮЛЯ

Анк Марций

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Кориолан Гней Марций

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Анк Марций

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Анк Марций По древнеримскому сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638–614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и

Анк Марций – четвертый царь Рима

Анк Марций (639–616 до Р. Х.), которого легенда называет сыном дочери Нумы , не подражал войнолюбивым Ромулу и Туллу Гостилию , а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания Нумы о религии и выставить их публично. Но воинственные соседи нарушали мир его царствования. Латины, считая его миролюбие слабостью, вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций пошел на них, завоевал несколько латинских городов; жителей этих городов он переселил в Рим на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной присоединен был тогда к составу города. Счастливыми войнами со всеми соседями Анк Марций расширил границы государства; на западе они дошли до моря, и он построил в устье Тибра гавань Остию. В Риме он построил через Тибр мост на сваях, укрепил холм Януса (Яникул), на северном берегу реки, для охранения свободы судоходства по ней.

При увеличении числа жителей от новых переселений, общественный порядок стал подвергаться более частым нарушениям, чем прежде, и Анк Марций построил темницу для обуздания беззаконий. Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию, другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию. Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – как кажется, потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия.

Правда и вымысел в легендарных сведениях о Тулле Гостилии и Анке Марции

Третий царь Рима Тулл Гостилий походит на первого, Ромула, а четвёртый Анк Марций – на второго, Нуму. Легенда выставляет на вид это сходство, ставя третьего царя Рима в родство с первым, четвертого со вторым; очевидно, что мы еще остаемся на почве вымысла; но личности третьего и четвертого царей менее мифичны, чем Ромул и Нума Помпилий . Две пары римских царей олицетворяют собой и два главных национальных элемента первоначального Рима. Ромул , латинянин, считается основателем города и создателем первых политических учреждений. Совершенно так же действует латинянин Тулл Гостилий . Напротив, Нума Помпилий, сабинянин, обосновывает и укрепляет государство своими религиозными учреждениями; по его следам идет и внук его Анк Марций.

Кажется, что в преданиях о Тулле Гостилии и Анке Марции единственными историческими фактами должно считать разрушение Альба-Лонги и увеличение числа жителей Рима новыми переселенцами. Многие из ученых сомневаются в том, что Альба-Лонга была разрушена римлянами; они полагают, что народ, считавший Альба-Лонгу своею метрополиею, не захотел бы поступить с нею так; притом Рим и не мог иметь такого могущества, чтобы победить Альба-Лонгу. Историк Нибур думает, что этот город разрушили латины, восставшие против его владычества над латинским союзом, и что жители его бежали в Рим. Вероятно, из них составилась третья триба старинного Рима, триба луцеров.

Возникновение сословия плебеев при Анке Марции

Предание говорит, что при Анке Марции возникло сословие плебеев. Завоевав латинские города Подиториум, Телленэ, Фикану и Медуллию, Анк Марций перевёл их жителей в Рим и поселил их на Авентине. Они и составили начало римского плебса.

Мы не имеем причин сомневаться в том, что Рим завоевал тогда землю по левому берегу Тибра до моря, сделался важным торговым центром, стал вести торговлю и на море, что некоторые из старинных латинских городов были тогда разрушены, что часть их жителей была переселена в Рим, другая была оставлена на прежних местах в положении римских данников.

Первые четыре царя Рима обозначают ещё и периоды, когда выступили разные составные части римского народа. Ромул и Нума представляют собою рамнов и тициев; при Тулле к этому населению прибавляются луцеры, а при Анке Марции – плебеи. Первыми плебеями было окрестное население латинских городов на левом берегу Тибра до моря, которые, по преданию, были завоеваны и разрушены Анком Марцием. Сказание свидетельствует о расселении их на Авентине потому, что эта гора впоследствии была местом жительства плебеев. В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям, без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Статьи и книге об Анке Марции

Тит Ливий. История от основания города