Анализ главы я проваливаюсь. Глава XXIX. Отношения между нами и девочками. Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Со школьной скамьи нам знакома трилогия Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Именно этому произведению, а точнее третьей его части, будет посвящена эта статья. Мы рассмотрим сюжет, анализ и образ главного героя повести «Юность» Толстого. Особое внимание уделим краткому содержанию произведения.

О книге

В 1852 году увидела свет первая часть трилогии, что написал Л. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). А в 1857 вышла последняя повесть, завершившая цикл. В основу книги легла история жизни обычного ребенка XIX столетия. Самым ценным в этом биографическом описании стал глубокий психологизм, с которым автору удалось передать все этапы эмоционального, социального и физического становления ребенка. Толстой стал первым русским писателем, которому удалось так точно, тонко и подробно описать человеческую душу в период взросления. Не зря повесть изобилует рассуждениями, внутренними монологами и размышлениями.

Теперь рассмотрим сюжет повести «Юность» Толстого. Содержание по главам начинается с описания Николая. Мальчику уже исполнилось пятнадцать лет. На этот момент у героя сформировался свой взгляд на мир, заключающийся в том, что человек должен стремиться к нравственному развитию. При этом Николай полагает, что это легко и всем доступно. Юноша готовится к поступлению в университет. Всю весну он мечтает о будущей идеальной жизни, которая пройдет в праведности и рядом с целомудренной женщиной.

Семья Николеньки

В семье Иртеньевых произошли изменения. Отец редко стал бывать дома, а по возвращении много шутил. Любочка нисколько не переменилась, зато Катенька превратилась в кокетку. У Володи своя жизнь. Они с младшим братом стали совсем чужие. Во взрослой студенческой жизни с настоящими балами, друзьями и шампанским Николеньке нет места.

Повесть «Юность» Толстого - это настоящее жизнеописание обычного ребенка со всеми его переживаниями, драматичными ситуациями, надеждами и чаяниями. Так, сдав хорошо экзамены, Николай начинает очень собой гордиться. Однако неудача во время сдачи латыни привела к тому, что юноша охладел к учебе. В итоге Николенька поступает.

Начало самостоятельной жизни

Отец отбывает в деревню, оставляя младшему сыну двести рублей и пролетку с кучером и конем. Почувствовав себя взрослым, Николай начинает совершать глупости. Л. Н. Толстой отлично описывает поведение молодого человека, предоставленного самому себя. Стремясь быть похожим на брата, который начал курить после поступления в университет, Николай едет в табачную лавку и тратит там почти все оставленные ему деньги. Однако по возвращении домой юноша сильно разочаровывается в покупках - курить ему не понравилось.

Володя решает отметить поступление младшего брата ужином у «Яра». Николай с Димой Нехлюдовым отправляются к Дубкову, чтобы забрать Володю. Там Николенька видит, как старший брат играет в карты, это ему сильно не нравится.

Наконец, друзья приезжают к «Яру». Здесь их проводили в отдельную комнату, где ждали ужин и шампанское. Николай пытался подчеркнуть свою взрослость, говорил, как ему казалось, умные вещи, но его почему-то стыдились. Опьянев со второй бутылки шампанского, юноша отправился покурить, но по дороге рассорился с каким-то господином. С досады Николай нагрубил Дубкову. Позднее героя еще долго мучила совесть из-за этой незаслуженной обиды друга.

Уезжая, отец наказал младшему сыну посетить определенных людей, составив их список. И вот, когда Николай уже собирается выезжать, приходят Иленька и Грап. Они пришли поздравить юношу, но Николенька обошелся с ними очень холодно, презирая Грапа за подобострастие, и уехал.

Визиты

Первыми посетил Николенька Валахиных. Увидел Сонечку, с которой не встречался уже три года. Девушка сильно переменилась, стала взрослее. Недолго пообщавшись с ней, юноша решает, что влюблен. Л. Н. Толстой очень достоверно передает чувства, испытываемые Николаем.

Дальше наш герой отправляется к князьям Корнаковым. Здесь Николай к своему большому изумлению узнает, что является наследником князя Ивана Иваныча. Новость нисколько не радует, наоборот, приносит лишь огорчение и смущение.

Пребывая в тех же странных чувствах Николай отправляется к Иван Иванычу. Старик очень обрадовался гостю и проявил огромное радушие. Но юношу не оставляли смущение и неловкость.

Николай едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друг рассказывает ему о своих чувствах к Любови Сергеевне. Эта совсем некрасивая, намного старше его женщина с необыкновенной душой живет в их доме.

Когда друзья приезжают, именно некрасивость Любови Сергеевны неприятно поражает Николеньку. Остальные же Нехлюдовы ему очень понравились. Юноша старается вести себя вежливо, быть со всеми ласковым и приветливым.

Какая бывает любовь?

Если сравнить теперешнее поведение Николеньки с зарисовками, что дает повесть «Детство», можно отчетливо увидеть эмоциональный рост главного героя. Читатель сразу понимает, что перед ним не ребенок, а юноша с другими мыслями, желаниями и мечтами. Так, смотря на окружающих его женщин, Иртеньев-младший начинает задумывать о природе любви и приходит к выводу, что она бывает трех видов. Первый - любовь к красоте. При такой любви очень много о ней говорят по-французски, не заботясь о взаимных чувствах. Второй - любовь к самоотверженности. Заключается она в том, что человек наслаждается процессом жертвования ради возлюбленного, не интересуясь, нуждается ли оный в подобных проявлениях чувств. Третий - деятельная любовь. В этом случае человек стремится выполнить все прихоти предмета воздыхания. Только такие люди могут быть счастливы в своей любви.

Деревня

Володя с Николаем отправляются на почтовых в деревню. Первым вышел их встречать, несмотря на поздний час, слуга Фока, который от радости буквально трясся. На ночлег братьев отправили в диванную комнату, где когда-то умерла мать.

Утром Николенька встретил очень веселого отца. Тот был в таком благодушии, что разговаривал с младшим сыном на равных, чем вызвал еще большую любовь юноши. А затем Иртеньев-старший уехал в гости к Епифановым.

Продолжают развиваться события повести «Юность» Толстого. Володя скучает в деревне, демонстрируя это всем домашним. Николенька начинает ему подражать. Под влиянием брата юноша начинает также высокомерно относится к девочкам и Мими, полагая, что они не видели настоящей городской жизни.

Спит Николай на веранде. Здесь множество комаров и мошек, нещадно кусающих его по ночам. Распорядок дня у него был примерно одинаковый. Он равно вставал, затем шел купаться на реку. Там читал на берегу или гулял, а домой приходил только к чаю. Чтению юноша уделял много времени, выбирая в основном романы Поля де Кока и Дюма. Под влиянием этих книг он начинает мечтать о приключениях и подвигах.

В то же время Николай думает и о своем будущем, о том, какое место его ждет в свете. Сильно его тревожит опасение утратить благовоспитанность, ведь сохранение ее требует огромных нравственных трудов.

Содержание повести «Детство» во многом предопределило третью часть трилогии. Так, в скором времени Иртеньев-старший объявляет о своем намерении жениться. На тот моменту отцу семейства исполнилось сорок восемь лет. Невестой его стала уже не молодая, зато красивая женщина, дочь соседей Епифановых Авдотья Васильевна. Семья Иртеньевых, за исключением Любочки, не обрадовалась этому известию, но возразить отцу никто не посмел. Свадьба была назначена через две недели, но ни Володя, ни Николай не смогли остаться и отправились в столицу - начиналась учеба. Остальные Иртеньевы должны были приехать к ним зимой.

Учеба и возвращение отца

Николай чувствует свое одиночество и отчуждение. Он ежедневно посещает занятия, правда, ничего не записывает, полагая это лишним. Постепенно юноша заводит новых знакомых, большая часть которых живет только ради удовольствия. Николай постепенно поддается их влиянию и начинает подражать им.

Реалистично и достоверно изображает быт дворянства Л. Н. Толстой («Юность»). Иртеньевы приезжают в столицу раньше - молодой жене стало скучно в деревне. Авдотья Васильевна, несмотря на всю свою любовь к мужу, не вписалась в домашний уклад его семьи и постоянно донимала Иртеньева-старшего ревностью и расспросами. В результате этого муж постепенно охладел к своей молодой жене и даже стал ее тихо ненавидеть. Дети тоже не питали к мачехе особой любви, за исключением Любочки.

Николай впервые попадает на бал, однако весь вечер мрачно стоит в стороне, отвечая невпопад, когда с ним заговаривали. Зимой он становится участником студенческого кутежа, который совершенно ему не понравился. Сначала было ужасно скучно, а потом все так напились, что Николай вспоминал об этом только со стыдом.

Близятся экзамены. Иртеньев-младший понимает, что ничего не запомнил из прослушанных курсов, а конспектов он не писал. Результатом этого стал провал на первом же экзамене. Юноша запирается на три дня в комнате, он несчастен, жизнь кажется ему безрадостной и ужасной. Он даже хотел пойти в гусары, но отец отговорил его - можно перевестись на другой факультет.

Развязка

Повесть «Юность» Толстого подходит к концу. Как-то ночью Николенька находит тетрадку, озаглавленную так: «Правила жизни». Герой начинает вспоминать о своих юношеских мечтах, что вызывает в нем слезы раскаяния. С этого момента он решает вернуться на путь праведности и духовного развития. Николенька верит, что в будущем его ждет счастливая и радостная жизнь.

Анализ

Как и многие литературные произведения Толстого наша трилогия воплощает в себе огромное число идей и замыслов. Работая над текстом, автор тщательно подбирал каждое слово, поэтому любая фраза или описание имеют концептуальное значение и подчинены общей идее. А идея эта заключается в том, чтобы как можно достовернее и подробнее изобразить процесс становления человека от ребенка до юноши. И здесь нет места ничего не значащим сценам, мыслям и словам. Любая мелочь и деталь помогает лучше понять внутренний мир юноши, его душевные переживания, надежды и чаяния. Так, описывая книги, которые читает Николенька, Толстой поясняет читателю причины тяги своего героя к приключениям и подвигам. А подобные мысли тут же находят отражение в поступках юноши. Все взаимосвязано в произведении. Каждая деталь становится ключом к пониманию природы поступков. За такое скрупулезное отношение к повествованию проза Толстого и была названа «диалектикой души».

Почему же автор выбирает для описания именно эти этапы (детство, отрочество, юность) жизни человека? Дело в том, что именно в эти периоды люди наиболее ярко ощущают себя в этом мире, свою неделимость с ним, а затем, постепенно, начинают отдаляться от него, осознавать себя как личность. Не зря трилогия начинается именно с повести «Детство», темы которой связаны с совсем маленьким детским мирком главного героя. Затем в «Отрочестве» мир, а с ним и мысли главного героя расширяются. В «Юности» же мировоззрение героя совершенно меняется. Если раньше для него главенствовали отношения с семьей, наиболее ярко звучала тема дома, то теперь на первый план выходит построение связей с внешним миром.

Герой повести

«Детство», «Отрочество» и «Юность» объединены одним героем - Николенькой Иртеньевым. Именно от его лица ведется все повествование. Он происходит из знатной аристократической семьи. Образ главного героя во много автобиографичен. Читатель видит Николеньку через восприятие героем происходящих вокруг событий, отношение его к другим персонажам.

Как и многие литературные произведения Толстого, «Юность» очень правдиво изображает внутренний мир героя. Николеньке семнадцать, он не стремится к учебе, а желает идти по пути нравственного самосовершенствования. Однако постепенно он приходит к осознанию, что его нынешняя жизнь мелочна и пуста, далека от прекрасного идеала.

Образ Карла Ивановича

Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович - учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.

Вывод. Толстой: «Юность»

Глава «Юность» - одно из величайших творений Толстого. В этом произведении великий классик проявил себя и как художник, и как моралист. Однако нет в произведении громоздкой назидательности. Наоборот, автор изображает развитие человеческой души, которая учится на своих ошибках. Только так и никак иначе происходит взросление человека. На собственном опыте, своих разочарованиях, разбитых мечтах и надеждах на лучшее будущее.

Слова «comme il faut» («комильфо») означают благовоспитанность, то есть следование определенному комплексу внешних правил и соблюдение ряда формальных условий, почитающихся за исключительно важные и самодостаточные. Это такие детали, как чистота и правильная форма ногтей, хороший выговор французского языка, определенные виды одежды и прически, манера деланно скучать во время интересующего человека разговора, всячески демонстрировать равнодушие к тому, что интересно другим, или, наоборот, преувеличенно радоваться совершенным пустякам, изображать захваченность каким-либо действием, которое на самом деле непонятно и вызывает подлинную скуку. Это — стремление в определенные моменты обходиться многозначительными жестами и репликами и презрение ко всем, не принадлежащим к указанному кругу.

Фактически это — то несомненное преимущество, которое приписывали себе пустые светские люди и соответствовать которому почитали за верх искусства жизни. Человек, уверенный в том, что он «комильфо», мог ничем больше не заниматься и не выделяться никакими достоинствами, он уже достиг наивысшей касты, и никакие прочие успехи не в состоянии ничего прибавить к этой принадлежности или убавить от нее. Соответственно любой талант вне этого круга заведомо воспринимался снисходительно, как обделенный чем-то существенным. Правила «комильфо» всегда довлели над людьми, выделяющимися среди них. Именно об этом и «Евгений Онегин» Пушкина, и «Герой нашего времени» Лермонтова.

Нравственная борьба в душе Николая и провал на экзамене, кажется, должны привести героя к крушению мифа о comme il faut, к установлению новой иерархии нравственных ценностей.

Но Толстой не дает на это однозначного указания в тексте. В полном установлении нового взгляда заставляет сомневаться и любование Николая своими страданиями («находил наслаждение в слезах»), и ощущение себя оскорбленным и униженным, и праздное шатание из комнаты в комнату накануне отъезда в деревню.

Николай Иртеньев

Николенька Иртеньев — образ в значительной степени автобиографический, особенно если смотреть прежде всего на внутренний рост героя и те проблемы, что вставали перед ним. Это мальчик, а позже юноша, наделенный большими способностями, которые в незамысловатой среде оказались под угрозой полного искажения и истощения. Он изначально смотрел в сердцевину многих проявлений жизни, видел, точнее, ощущал подноготную явлений того общества, в котором принужден был существовать. Это приводило к глубоким душевным разломам, потому что искренность и незамутненное восприятие мира все время входили в противоречие с навязываемыми программами поведения. Николенька с раннего детства ощутил эту несообразность и очень страдал от нее, будучи вынужден как-то примирять привязанность к конкретным людям и собственный ясный взгляд на те или иные их проявления.

Всегда, когда человеку дано смотреть в суть вещей, возникает в той или иной степени и конфликтная ситуация, порождая серьезные жизненные драмы, а иногда, как, например, в случае с М. Ю. Лермонтовым, и трагедии.

Матрица определенных общественных отношений не прощает разоблачения и выхода за ее пределы. Протест против существующего обмана в тонко чувствующей душе, все ее лучшие стремления и побуждения она пытается ограничить, вписать в существующие модели поведения. Так, благородство и глубокая искренность Николеньки, его поиски ответов на смысложизненные вопросы едва не выродились в череду высокопарных обетов, презрения к «неизбранным», а сопротивление неправде мира — к бессознательному игнорированию необходимости серьезной работы в миру, то есть к сущему безделью.

То, что «Юность» заканчивается крупным разочарованием молодого человека, его жизненной неудачей, глубоко символично. Только потерпев серьезное поражение, можно очиститься от многочисленных наслоений, принимаемых за истину, и оказаться готовым слушать и действенно воспринимать голос сердца. Чтобы наполнить сосуд, его прежде надо освободить. Масса искусственных построений рухнула в голове у Николая Иртеньева, но сохранилось главное — стремление найти правду жизни, обрести нравственную чистоту и душевную гармонию.

Толстому удалось превосходно показать все оттенки детских и юношеских восприятий мира. Он показал лживость и ненужность большинства проявлений в отношениях между людьми, искусственность и бессмысленность бытующих правил, которые только заставляют человека постоянно притворяться, носить разнообразные маски, скрывающие истинное «я». Это неправильно, потому что настоящая личность человека в моменты такого притворства очень страдает, пусть и пытается скрыть это от самой себя придуманными развлечениями. Получается, что человек куда-то исчезает, а живет и действует маска. Очень трудно, понимая все это, твердо отстранять маски и любить скрытого за ними человека. Это и есть основная сложность при осознании действительного мира и способности анализировать собственные поступки.

Рассказчик показывает, что Николай Иртеньев разочаровывается в правилах «комильфо», потому что он был наделен большими способностями к самоанализу и рано или поздно разобрался самостоятельно в пустоте и бессмысленности этих правил. Этому, несомненно, помогло то, что слепая, само собой подразумевающаяся приверженность к «комильфо» лишила его непосредственного общения с кем бы то ни было, в котором он так нуждался и от отсутствия которого сильно страдал. Помимо этого, в университете он смог воочию убедиться в преуспеянии тех, кто «комильфо» не соответствовал, но зато обладал реальными достоинствами и тратил время на их развитие. Все преимущества «комильфо» оказались надуманными и тормозили развитие личности Николая Иртеньева, он вырос из них, как вырастают из детской одежды.

Окружающие Николая люди влияли на него двояким образом. С одной стороны, как натура восприимчивая, он постоянно попадал под их влияние, хотя бы ситуативно, но сам прекрасно понимал в эти моменты, что происходит. С другой стороны, чем больше людей он видел, тем яснее он представлял объединяющее их начало и готов был делать обобщающие выводы. Желание найти образец для подражания и подчеркнуть свою предельную независимость — два эти качества все время сталкиваются в нем, причем второе постоянно опаздывает и проявляется задним числом в виде своеобразного оправдания перед самим собой при общении уже с другими людьми.

Так, он прекрасно видит фальшивость Дубкова, даже смотреть на него ему неудобно, но про красоту ногтей он тем не менее спрашивает именно у него. Чувствуя, что в семействе Нехлюдовых его принимают за своего, он пытается сформировать совершенно ложное о себе впечатление, которое считает за более благоприятное.

На экзаменах Николай претерпевает не просто неудачу, он не в состоянии ответить ни на один вопрос, потому что совершенно не готовился в течение года. Его увлеченность собственной принадлежностью к «комильфо» привела учебу к полному краху. А так как он человек рефлексирующий и уверенный в собственном превосходстве над остальными, то это одновременно и крах его представлений о себе и своей жизни. Свое воспитание он оценивает как единственно возможное, а пребывание в обществе — как естественное. Но в конечном счете самопознание Иртеньева ведет к самосовершенствованию.

В повести Толстого описывается жизнь шестнадцатилетнего юноши Николая Иртеньевича. Впереди его ждут экзамены и поступление в университет. На его жизненном пути будут встречаться разные люди. Многие его приятели ведут не лучший образ жизни: курят, употребляют спиртное, сплетничают. Они пытаются перетянуть Николая на свою сторону, но юноша выбирает праведный путь. Его идеалом становится Дмитрий Нехлюдов, порядочный, честный, умный человек. Он неоднократно выручает Николая, помогает в учебе.

Герой находит общий язык с братом Володей, но мало проводит время с сестрами Катей и Любой. Его отец практически не бывает дома. Он женится второй раз. Все члены семьи не любят мачеху.

Николай проявляет симпатию ко многим дамам, но эти знаки внимания всего лишь временное увлечение героя.

Юноша успешно сдает экзамены. Его мечта сбылась. В столице он находит новых товарищей, которые оказывают на него не лучшее влияние. Николай проваливает экзамен и поэтому не переходит на следующий курс. Он расстроен, так как нарушил все свои нравственные принципы. С этого момента он решает четко следовать своим правилам.

Читатель имеет возможность наблюдать за морально-нравственным ростом героя повести.

Главная мысль

Повесть учит своего читателя, что необходимо осознавать свои ошибки, анализировать их и больше никогда не допускать в будущем. Как говорится: «Необходимо учиться на ошибках».

Глава 1. Что я считаю началом юности

Николаю Иртеньеву исполнилось шестнадцать лет. Добрый, целеустремленный, честный человек мечтает успешно сдать вступительные экзамены в университет. Герой начинает общаться с Дмитрием Нехлюдовым, здравомыслящим и занимательным юношей. Для Иртеньева он является образцом для подражания.

Глава 2. Весна

Николай любит весну. Он наслаждается природой, которая пробуждается после долгого зимнего сна.

Глава 3. Мечты

Юноша мечтает об обучении в университете, как он пожертвует стипендию нищим и нуждающимся. Николай желает стать популярным.

Глава 4. Наш семейный кружок

Его отец частенько отсутствует дома. Он увлекается азартными играми. Сейчас у него период удач и поэтому он находится в отличном расположении. Его брат Володя совершенно не похож на него характером. Володя любит светские вечеринки и общение с друзьями за бокалом шампанского. Люба и Катя – сестры Николая, стали взрослыми барышнями и мечтают о свадьбе.

Глава 5. Правила

Для того, чтобы понять смысл жизни Николай берет чистую тетрадь и начинает вести записи о правилах и нормах поведения в обществе. По просьбе отца в дом Николая приходит монах, чтобы выслушать исповедь каждого члена семьи.

Глава 6. Исповедь

Николай исповедуется монаху, рассказывает о всех своих грехах. Ночью он просыпается и вспоминает о том, что забыл рассказать старику об еще одном плохом деянии. Эта мысль не дает юноше покою и рано утром он решает отправиться в храм.

Глава 7. Поездка в монастырь

Николай впервые уезжает из дому сам. Около полчаса он ждет монаха, чтобы исправить свою ошибку. В этот миг, он чувствует на себе взгляды людей. Он уверен, что все духовники осуждают его.

Глава 8. Вторая исповедь

Он дожидается монаха и изливает ему всю душу. Теперь он по-настоящему счастлив, на душе легко. Николай на крыльях счастья мчится домой, но эта радость быстро рассеивается, так как дома ждут его мелкие неприятности.

Глава 9. Как я готовлюсь к экзамену

Все домашние, кроме Володи и Сен-Жерома, который является гувернером, отправляются в село. Хорошая весенняя погода не дает спокойно учиться Николаю.

Глава 10. Экзамен истории

Николай сдает экзамен по истории. Ему везет и попадается вопрос, который он отлично знает и поэтому получает отметку «5».

Глава 11. Экзамен математики

Следующий экзамен по математике. Кроме 2-х вопросов, он выучил все билеты. Дмитрий Нехлюдов быстро разъясняет товарищу невыученный вопрос. Но, к сожалению, юноше попадается другая тема. Он расстроен. Поменявшись билетами с абитуриентом, он получает отметку «5».

Глава 12. Латинский экзамен

Преподаватель по латинскому языку дает Николаю задание, которое заранее не было дано для изучения. Он не в силах справиться с заданием и получает отметку «2». Юноша чувствует обиду из-за несправедливости.

Глава 13. Я большой

Николай превосходно сдает экзамен и празднует это событие в приличном заведении с товарищами. Отец в качестве презента дает ему лошадь.

Глава 14. Чем занимались Володя с Дубковым

Володя с Дубковым увлекаются азартными играми. Карты – это их пристрастие. Затем все вместе товарищи отправляются в ресторан.

Глава 15. Меня поздравляют

Товарищи поздравляют Николая с началом новой жизни. Друзья пьют шампанское и веселятся. Герой замечает, что Дмитрий ведет более правильную жизнь, чем остальные его товарищи: он не пьет спиртное, не хвастается своими любовными интригами и не курит.

Глава 16. Ссора

Николай повторяет поведение своих приятелей, не хочет отставать от них. В итоге возникает конфликт между героем и неким Колпиковым. В этот миг влезает Дубков со своими неуместными насмешками. Николай говорит ему все, о чем думает, оскорбляет его. Дмитрий успокаивает товарища.

Глава 17. Я собираюсь делать визиты

По велению отца, Николай едет навещать Валахиных, Ивиных, Корнаковых. Николай как «в своей тарелке» лишь с Дмитрием, а с остальными скован.

Глава 18. Валахины

Много лет назад герой испытывал симпатию к Соне Валахиной. Увидев снова красивую девушку, он чувствует к ней привязанность.

Глава 19. Корнаковы

У Корнаковых Николай узнает, что члены его семьи являются прямыми потомками князя.

Глава 20. Ивины

Николай едет к Ивиным. Герою не нравится отношение Ивиных к нему. Мать без конца жалуется и хнычет, а младший Ивин и его отец будто бы не замечают гостя и нехотя отвечают на его вопросы.

Глава 21. Князь Иван Иваныч

Николай приезжает к своему родственнику князю. Пожилой мужчина приветлив с героем, но такое ласковое отношение просто розыгрыш. Николай считает, что Иван Иванычу он неприятен из-за родственных связей.

Глава 22. Задушевный разговор с моим другом

Николай едет к товарищу Нехлюдову на дачу. Дима рассказывает о своей симпатии к Любовь Сергеевне, которая жила у них дома.

Глава 23. Нехлюдовы

Николай знакомится с семьей товарища, а также с Любовь Сергевной. Герою не понравилась девушка.

Глава 24. Любовь

Юноше понравилась тетя Нехлюдова, добросердечная Софья Ивановна. Она уважительно относится к остальным членам семьи.

Глава 25. Я ознакомливаюсь

В семье Димы разворачивается дискуссия по поводу отношений Дмитрия и Любы. Эту любовную связь не поддерживают мать и сестра Варя. Несмотря на происходящее, Николай чувствует в гостях себя комфортно. Здесь с ним считаются и принимают за своего.

Глава 26. Я показываюсь с самой выгодной стороны

После чаепития все идут в сад. Николай симпатизирует Вареньке, но помнит о том, что не безразличен к Соне.

Глава 27. Дмитрий

Николай мечтает вступить в брак с Варей и создать с ней счастливую семью. У Дмитрия разболелся зуб. Раздраженный юноша бьет слугу. Дмитрий испытывает неловкость перед товарищем. После случившегося инцидента приятели разговаривают до рассвета.

Глава 28. В деревне

Состоялась долгожданная встреча. Вся семья Николая в сборе. Отец выглядит оживленным и радостным.

Глава 29. Отношения между нами и девочками

Николай и Володя немного времени проводят с сестрами Катей и Любой. Между мальчишками наблюдаются тесные взаимоотношения.

Глава 30. Мои занятия

Этим летом Николай обретает новое хобби. Игра на фортепиано и чтение романов – основные его увлечения. Катя познакомила Николая с нотами. При помощи игры на музыкальном инструменте, юноша хочет завоевать сердца барышень.

Глава 31. Сomme il faut

Николай желает быть Сomme il faut – человеком, превосходно владеющим французским, опрятно одетым.


Глава 32. Юность

Николай отлично проводит летние каникулы.

Глава 33. Соседи

Отец Николая хорошо общается с Епифановыми. Юноша же не очень в восторге от этих людей.

Глава 34. Женитьба отца

Все чаще стали видны знаки внимания отца к соседке Авдотье. Отцу уже за сорок, а вот соседка еще в расцвете сил.

Глава 35. Как мы приняли это известие

Отец официально заявляет всем членам семьи о своей женитьбе.

Глава 36. Университет

Вот и наступила осень. Володя с Николаем отправились на учебу в столицу. Николай не поддерживает близкие отношения ни с кем.

Глава 37. Сердечные дела

Юноша симпатизирует многим дамам, но все эти знаки внимания временные и не серьезные.

Глава 38. Свет

Николай впервые посещает светскую вечеринку. От переживаний, он ведет себя глупо.

Глава 39. Кутеж

Однокурсник Николая проводит пир. Он проходит нудно, но все создают вид веселья. А затем распространяют слух, что было все на высшем уровне.

Глава 40. Дружба с Нехлюдовыми

Этой зимой Николай зачастил к Нехлюдовым. В этой семье он чувствует себя комфортно.

Глава 41. Дружба с Нехлюдовым

Дружба Николая и Димы стала не такой прочной, как раньше. Один день они даже повздорили.

Глава 42. Мачеха

Вся семья не в восторге от мачехи. Авдотья хорошо относится к отцу, но доставляет ему кучу неудобств.

Глава 43. Новые товарищи

Во время подготовки к экзаменам, Николай тесно общается с парочкой сокурсников. Они очень занимательные ребята.

Глава 44. Зухин и Семенов

Один из приятелей Николая Зухин, юноша лет восемнадцати, интересный, начитанный. А вот второй Семенов, не очень часто посещает лекции. Влезает в долги и едет служить в армию.

Глава 45. Я проваливаюсь

Связавшись с новыми товарищами, Николай начинает проявлять халатное отношение к обучению в вузе. Он не сдает сессию и остается на второй год. Родные советуют ему пойти учиться на другую специальность.

Один этап юности подошел к концу. Теперь остается надеяться на более счастливый следующий период.

  • Краткое содержание Пушкин Медный всадник

    Медный всадник А. С. Пушкина произведение необычное. В стихотворной форме переплетаются судьбы и человеческая душевная боль. Перекликаются времена. Царь Петр возводит город на Неве, ставший красивейшим городом

  • Краткое содержание Булгаков Зойкина квартира

    В этой пьесе обошлось без чертовщины. Достаточно того, что творят сами персонажи.

  • Уроки 58–59 ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ (ГЛАВА «COMME IL FAUT»). ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА ГЕРОЯ (ГЛАВА «Я ПРОВАЛИВАЮСЬ»)

    28.03.2013 35163 2355

    Уроки 58–59 подлинные и мнимые ценности жизни (глава «comme il faut»). приемы психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)

    Цел и: закреплять навыки аналитического чтения; раскрыть приемы психологического самоанализа героя.

    Ход уроков

    I. Проверка домашнего задания.

    Конкурс на самый интересный вопрос.

    II. Работа по теме урока.

    1. Анализ главы «Comme il faut».

    1) Беседа.

    – В чем состоит идеал человека «комильфо»?

    – Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

    – Что было главным злом этого увлечения?

    2) Работа в группах.

    Вопрос 1-й группе . Как вы оцениваете такую участь героя?

    Вопрос 2-й группе . Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

    Вопрос 3-й группе . Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

    3) Пересказ-анализ главы XXXI «Comme il faut».

    4) Заключительное слово учителя.

    Пройдя через «пустыню отрочества», герой трилогии в юности испытывает сильную тягу к нравственному обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается верой в возможность добра и счастья.

    В пору юности Николай Иртеньев осознает, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и проявить свои способности. «…Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».

    Но вскоре ему приходится убедиться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью.

    Вот он мечтает о скромной жизни, хочет быть просто старательным студентом университета. Но богатая фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится «первым кандидатом с двумя золотыми медалями», там – магистром, первым ученым России, Европы. Но тут он спрашивает себя: «Ну а потом?» Спрашивает и видит, что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования, и ему делается стыдно.

    После исповеди Николенька хвалится извозчику, какой он хороший, и ему снова становится стыдно.

    Самое интересное и поучительное в повести «Юность» – это разоблачение того идеала «комильфотного» человека, которому старался следовать Николай Иртеньев.

    Кодекс человека comme il faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные группировки. Герою трилогии это представляется следующим образом: «Род человеческий можно разделить на множество отделов – на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и штатских, на умных и глупых и т. д., и т. п.» Кроме этих подразделений, герой трилогии придумал в годы юности еще одно: «Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas* (см. Примечание) ».

    Первых юный Иртеньев уважал, вторых – презирал. А людей из народа – просто не замечал; они «для меня не существовали», признается он.

    В повести дается подробное перечисление свойств и качеств, какими должен был обладать «комильфотный» человек. Вспомним некоторые из них:

    «Первое и главное» – «отличный французский язык и особенно выговор»;

    «второе условие» – «были ногти длинные, отчищенные и чистые»;

    «третье условие» – «умение кланяться, танцевать и разговаривать»;

    «четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки».

    У героя трилогии были еще и свои методы определять признаки «порядочного» человека: убранство комнаты, экипаж, печатка, почерк и главное – ноги, вернее обувь.

    «Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, как балдахин стоящие над носком, – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и т. п.».

    Толстой называет пагубным увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось следствием светского воспитания.

    «Главное зло, – пишет Толстой, – состояло в том убеждении, что comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей.

    2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

    1) Беседа.

    – Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

    – Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

    – О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

    – Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

    – Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

    – На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

    – Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?

    2) Слово учителя.

    Познакомившись со студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым и др., Николай Иртеньев убедился в том, что его голландская рубашка, хороший прононс и т. д. не производят на них никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы. Знаменательно, что последняя глава «Юности» озаглавлена «Я проваливаюсь». Герой трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: «Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив». С большим трудом он справился с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и никогда не будет делать ничего дурного.

    На исходе детства Николенька делает открытие, что не все люди равны. Однако какой-то практический инстинкт тотчас же подсказал ему, что с Катенькой «не годится говорить об этом, и он промолчал, но почувствовал, что в эту минуту в нем произошла одна из тех «моральных перемен», когда «ваш взгляд на вещи совершенно изменяется». Николенька с глубокой грустью убеждается в том, что между людьми нет равенства, что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы, группы, разряды, круги и кружки и что ему нелегко будет найти свое место в этом мире.

    Защита лучшего в человеке, стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление борьбы добра со злом в разные периоды формирования личности составляют пафос трилогии Толстого.

    3. Подготовка к сочинению «Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

    1) Слово учителя.

    При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил это название на другое – «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие "История моего детства" противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?» Нет, не история жизни конкретного человека лежала в основе замысла автора, а нечто другое. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, подростка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Получается, что развитие души человека – основная тема этого произведения. И задача вашего сочинения – показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, показать диалектику человеческой души.

    2) Составление плана сочинения.

    Примерный план сочинения.

    I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

    II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

    1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

    2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

    3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

    4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

    5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

    6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

    III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

    III. Итог урока.

    Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на указанную выше тему.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.


    Глава XLV. Я проваливаюсь

    Наконец настал первый экзамен, дифференциалов и интегралов, а я все был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчета о том, что меня ожидало. По вечерам на меня, после общества Зухина и других товарищей, находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и не хорошо, но утром, с солнечным светом, я снова становился comme il faut, был очень доволен этим и не желал в себе никаких изменений.

    В таком расположении духа я приехал на первый экзамен. Я сел на лавку в той стороне, где сидели князья, графы и бароны, стал разговаривать с ними по-французски, и (как ни странно сказать) мне и мысль не приходила о том, что сейчас надо будет отвечать из предмета, который я вовсе не знаю. Я хладнокровно смотрел на тех, которые подходили экзаменоваться, и даже позволял себе подтрунивать над некоторыми.

    Ну что, Грап, - сказал я Иленьке, когда он возвращался от стола, - набрались страха?

    Посмотрим, как вы, - сказал Иленька, который, с тех пор как поступил в университет, совершенно взбунтовался против моего влияния, не улыбался, когда я говорил с ним, и был дурно расположен ко мне.

    Я презрительно улыбнулся на ответ Иленьки, несмотря на то, что сомнение, которое он выразил, на минуту заставило меня испугаться. Но туман снова застлал это чувство, и я продолжал быть рассеян и равнодушен, так что даже тотчас после того, как меня проэкзаменуют (как будто для меня это было самое пустячное дело), я обещался пойти вместе с бароном З. закусить к Матерну. Когда меня вызвали вместе с Икониным, я оправил фалды мундира и весьма хладнокровно подошел к экзаменному столу.

    Легкий мороз испуга пробежал у меня по спине только тогда, когда молодой профессор, тот самый, который экзаменовал меня на вступительном экзамене, посмотрел мне прямо в лицо и я дотронулся до почтовой бумаги, на которой были написаны билеты. Иконин, хотя взял билет с тем же раскачиваньем всем телом, с каким он это делал на предыдущих экзаменах, отвечал кое-что, хотя и очень плохо; я же сделал то, что он делал на первых экзаменах, я сделал даже хуже, потому что взял другой билет и на другой ничего не ответил. Профессор с сожалением посмотрел мне в лицо и тихим, но твердым голосом сказал:

    Вы не перейдете на второй курс, господин Иртеньев. Лучше не ходите экзаменоваться. Надо очистить факультет. И вы тоже, господин Иконин, - добавил он.

    Иконин просил позволения переэкзаменоваться, как будто милостыни, но профессор отвечал ему, что он в два дня не успеет сделать того, чего не сделал в продолжение года, и что он никак не перейдет. Иконин снова жалобно, униженно умолял; но профессор снова отказал.

    Можете идти, господа, - сказал он тем же негромким, но твердым голосом.

    Только тогда я решился отойти от стола, и мне стало стыдно за то, что я своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в униженных мольбах Иконина. Не помню, как я прошел залу мимо студентов, что отвечал на их вопросы, как вышел в сени и как добрался до дому. Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив.

    Три дня я не выходил из комнаты, никого не видел, находил, как в детстве, наслаждение в слезах и плакал много. Я искал пистолетов, которыми бы мог застрелиться, ежели бы мне этого уж очень захотелось. Я думал, что Иленька Грап плюнет мне в лицо, когда меня встретит, и, сделав это, поступит справедливо; что Оперов радуется моему несчастью и всем про него рассказывает; что Колпиков был совершенно прав, осрамив меня у Яра; что мои глупые речи с княжной Корнаковой не могли иметь других последствий, и т. д., и т. д. Все тяжелые, мучительные для самолюбия минуты в жизни одна за другой приходили мне в голову; я старался обвинить кого-нибудь в своем несчастии: думал, что кто-нибудь все это сделал нарочно, придумывал против себя целую интригу, роптал на профессоров, на товарищей, на Володю, на Дмитрия, на папа, за то, что он меня отдал в университет; роптал на провидение, за то, что оно допустило меня дожить до такого позора. Наконец, чувствуя свою окончательную погибель в глазах всех тех, кто меня знал, я просился у папа идти в гусары или на Кавказ. Папа был недоволен мною, но, видя мое страшное огорчение, утешал меня, говоря, что, как это ни скверно, еще все дело можно поправить, ежели я перейду на другой факультет. Володя, который тоже не видел в моей беде ничего ужасного, говорил, что на другом факультете мне по крайней мере не будет совестно перед новыми товарищами.

    Наши дамы вовсе не понимали и не хотели или не могли понять, что такое экзамен, что такое не перейти, и жалели обо мне только потому, что видели мое горе.

    Дмитрий ездил ко мне каждый день и был все время чрезвычайно нежен и кроток; но мне именно поэтому казалось, что он охладел ко мне. Мне казалось всегда больно и оскорбительно, когда он, приходя ко мне на верх, молча близко подсаживался ко мне, немножко с тем выражением, с которым доктор садится на постель тяжелого больного. Софья Ивановна и Варенька прислали мне чрез него книги, которые я прежде желал иметь, и желали, чтобы я пришел к ним; но именно в этом внимании я видел гордое, оскорбительное для меня снисхождение к человеку, упавшему уже слишком низко. Дня через три я немного успокоился, но до самого отъезда в деревню я никуда не выходил из дома и, все думая о своем горе, праздно шлялся из комнаты в комнату, стараясь избегать всех домашних.

    Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу и слушая вальс Авдотьи Васильевны, вдруг вскочил, взбежал на верх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл ее, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва. Я заплакал, но уже не слезами отчаяния. Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.

    Долго ли продолжался этот моральный порыв, в чем он заключался и какие новые начала положил он моему моральному развитию, я расскажу в следующей, более счастливой половине юности.