3 предложение с однородными сложные. §32. Предложения с однородными членами. На какой вопрос отвечают

Предложения с однородными членами широко употребляются в устной и письменной речи. Прочитав статью, вы узнаете, что это такое, ознакомитесь с особенностями употребления однородных членов предложения, а также правилами пунктуации при их написании.

Что такое однородные члены предложения?

Однородные члены предложения - это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.

Предложения с однородными членами относятся к осложненным предложениям.

Какие члены предложения могут быть однородными?

В качестве однородных могут выступать любые члены предложения. В таблице приведены примеры употребления однородных членов предложения с разной синтаксической ролью.

Член предложения

На какой вопрос отвечают

Примеры

Подлежащее

Маша , Саша и Витя гуляли во дворе.

У меня дома живут котенок и щенок .

Сказуемое

Что делать? Что сделать?

Сегодня на уроке мы приседали , бегали и прыгали .

Аня хорошо читает , пишет и говорит по-английски.

Определение

Какой? Каков?

Я купил желтые , красные и синие шарики.

Этот стол не большой , а маленький .

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Бабушка покормила цыплят и утят .

На картине художник изобразил поле и озеро .

Обстоятельство

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и весной нужно есть больше витаминов.

Тропинка шла то вверх , то вниз .

В некоторых случаях однородные члены предложения могут быть представлены разными частями речи, словосочетаниями, фразеологическими выражениями или оборотами, выполняющими одну синтаксическую функцию (Он отвечал на уроке (как?) уверенно , по делу , хорошо все обдумав ).

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:

  • Выделить главные и второстепенные члены предложения;
  • Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову;
  • Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления).

Пример : Женщина вышила цветок и птицу . Цветок и птицу - дополнения, отвечают на вопрос что? , относятся к слову вышила ; соединены сочинительной связью, между ними стоит сочинительный союз и .

Иногда сразу несколько членов предложения могут быть однородными. Предложения такого типа чаще употребляются в письменной речи.

Примеры : Я и он вчера разговаривали и шутили (однородные члены предложения: я, он (подлежащие) и разговаривали, шутили (сказуемые)).

Пунктуация при однородных членах предложения

В предложениях однородные члены могут объединяться союзной и бессоюзной связью.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Вид связи

Союзы

Правила пунктуации

Примеры

Соединительные или разделительные одиночные (и, или)

Между однородными членами предложения запятая не ставится

Приготовил салат из огурцов и помидоров.

Одиночные противительные (а, но, да) , уступительный (хотя)

Перед союзом ставится запятая

Он опоздал, но пришел.

Повторяющиеся (то - то, и - и, или - или, ни - ни, да - да и др.)

Перед вторым и последующими союзами ставится запятая

То снег, то дождь идет.

Бессоюзная

Между однородными членами всегда ставится запятая

Он любовался картинами, скульптурами.

Если перед однородными членами предложения употребляется обобщающее слово, после него ставится двоеточие; если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире (Я люблю разные фрукты : яблоки, бананы и апельсины. О радостях, о неудачах, о любви - обо всем было в этой книге).

Однородные члены предложения изучаются на уроках русского языка в 4 классе.

Что мы узнали?

  • Однородные члены предложения имеют одинаковые синтаксические признаки, отвечают на один вопрос;
  • Однородные члены предложения могут быть представлены любой частью речи, словосочетанием, оборотом;
  • На письме между однородными членами предложения может ставиться запятая, союз либо запятая и союз.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2395.

Человеческое мышление формируется с помощью языка () и оказывается с ним прочно связанным. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И

запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Составьте и запишите предложения с однородными членами.На снегу были следы(-а; 1-е; ед.ч.).......,(н.о.; 2-е;ед.ч.)....и(н.о.; 3-е; ед.ч.)..... .Люди

шли по главной(-а; 1-е;ед.ч.)...,по(н.о.; 3-е; ед.ч.)...и по(н.о.; 2-е;ед.ч.)... . куропатка,площадь,проспект,рысь,тетерев,улица.

1. Однородными членами предложения являются: а) повторяющиеся для большей выразительности слова; б) слова, отвечающие на один и тот же

вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвеча-

ющие на разные вопросы.

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союза-

ми, в устойчивых сочетаниях.:

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкус-

ных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

1. Какими способами соединяются однородные члены предложения:

а) сочинительными союзами и интонацией;

б) подчинительными союзами и интонацией.

2. Найдите противительный союз:

3. К какой группе относится союз или:

а) сочинительный;

б) противительный;

в) разделительный.

4. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтакси-

ческую функцию.

а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.

б) Розово и зыбко явь отражается в снах.

в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.

г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.

1. подлежащее;

2. сказуемое;

3. определение;

4. дополнение;

5. обстоятельство.

5. Определите, как связаны между собой однородные члены:

а) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.

б) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

1. союзная связь;

2. бессоюзная связь.

Я часто езжу на поезде.Мне нравится смотреть в окошко. "Жирный Шрифт"(За окном поезда мелькают поля.За окном мелькают реки.Мелькают леса.Мелькают деревни).

Обратите внимание, что однородные члены позволяют выразить в одном предложении смысл нескольких предложений.

воде.б) Напряженная артиллерийская дуэль.в) Леля, смеясь, взбежала на террасу.г) Какое чудесное утро: и роса выпала, и птицы поют!д) Ему не удалось убить ни лисицу, ни зайца.2. Найдите предложения с вводными словами:а) Мало-помалу мой глухарь, однако, успокоился. б) Ах, наконец, ты вспомнил обо мне. в) Наконец показался поезд. г) По-видимому, своим словам он придавал немалое значение.д) Несомненно, труд облагораживает человека.3. Найти предложения с обособленными определениями:1) Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность.2) Направлявшийся к стадиону трамвай был переполнен.3) За столом рылся в книгах приехавший из станицы счетовод.4) Освещенное луной и перекрытое тенями, лицо было страшно.5) Измученные, грязные, мокрые, мы наконец достигли берега. 4. Указать предложения с необособленными обстоятельствами:1) Несмотря на все мо старания, я никак не мог заснуть.2) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям.3) Сняв уздечку с пегого мерина, Нестер почесал его под шеей. 4) Савка сказал последние слова улыбаясь, а у меня похолодело под сердцем.5) Младые грации Москвы сначала молча озирают Татьяну с ног до головы. 5. Чем осложнено данное предложение?Раненый грач вначале отчаянно защищался клювом, но, очевидно поняв бесполезность борьбы, стих, только испуганно смотрел на людей черными, как спелая черемуха, глазами.1) однородными членами;2) вводными словами;3) сравнительным оборотом;4) обособленным обстоятельством;5) обособленным определением.6. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания (запятой):Солнцем (1) озарив просторы (2) день заиграл (3) разноцветными красками (4) ласкавшими взгляд.1) 1, 2, 4.2) 2, 3.3) 4.4) 2, 4.5) 1, 2, 3, 4.7. В каких случаях конструкцию с как следует обособить?1) Я ощущал это как величайшее счастье.2) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на велосипеде.3) Лодка грузно качалась на волнах как тюлень.4) Небо как голубой шатер.5) Светло почти как днем.8. Укажите предложения, где перед и следует поставить запятую:1) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.2) Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.3) Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред.4) Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен.5) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.9. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:1) Его поведение _ кажется _ всем странным.2) Пароход отойдет _ конечно _ не раньше рассвета.3) Ночь была лунная _ мягкая.4) Ой ты Волга _ родимая Волга _ кто не любит твоих берегов!5) Ты _ значит _ ждал меня.10. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:1) Все забрал бы с собой - и леса твои, и поля твои.2) Ночью все вокруг: река, поля, лес было тихо и прекрасно.3) И по меже, и по рву под межою - всюду пестрые цветы.4) Это был красивый, деревянный дом.5) Убаюканный сладкими, надеждами он крепко спал.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Зависят от одного и того же слова
  3. Произносятся с перечислительной интонацией

Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.

Подробно в видео:

Помни!

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Примеры

Обозначим однородный член знаком?.

Правило.

Однородные члены предложения могут использоваться
без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами
?,?,?

В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки .

соединительными союзамии, да(=и), или

Вдруг налетела буря скрупным И частым градом.

Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад.

противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, Адобротой .

или…или

либо…либо

не то…не то

1) и?, и?, и?

или?, или?, или?

Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь .

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только?, но и?

как?, так и?

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

Запятые нигде не ставятся!

Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Ловушка №2!

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря
  • Ни слуху ни духу

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

4) Построй схему и расставь запятые.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.

4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Вариант ответа №1.

Прочитай еще раз Ловушку №1.

Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.

Вариант ответа №2.

В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и

Вариант ответа №3.

В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа №4.

Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

§ 1 Понятие однородных членов предложения

В этом уроке расширим ранее знакомое понятие однородные члены предложения, а также вспомним, какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения.

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и произносятся с интонацией перечисления. Как правило, однородные члены предложения выражены одной и той же частью речи.

Рассмотрим предложение:

Желтые, красные, фиолетовые искры салюта сверкали в небе.

Данное предложение осложнено однородными определениями: желтые, красные, фиолетовые. Проверим это.

Согласно определению, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Найдем слово, от которого можно задать вопрос к словам желтые, красные, фиолетовые: искры (какие?) желтые, красные, фиолетовые.

Перед нами три слова, которые выражены одной частью речи - прилагательным. Прилагательные желтые, красные, фиолетовые относятся к одному слову искры, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления и являются однородными определениями.

§ 2 Однородные члены в предложении

Однородными могут быть все члены предложения как главные (однородные подлежащие или однородные сказуемые), так и второстепенные (однородные дополнения, однородные определения или однородные обстоятельства).

Например:

Мы (что делали?) гуляли, играли и плавали. Это однородные сказуемые, относящиеся к местоимению мы.

Растут (что?) деревья, цветы, травы. Это однородные подлежащие, которые связанные с глаголом растут.

Видел (кого?) рыбок, скатов, акул. Это однородные дополнения, вопрос к которым мы задаем от глагола видел.

Героях (каких?) сильных, отважных и умных. Это однородные определения, относящиеся к существительному героях.

Живут (где?) в норах и дуплах. Это однородные обстоятельства, связанные с глаголом живут.

§ 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены связаны между собой при помощи перечислительной интонации или при помощи союзов. Рассмотрим правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Запятая ставится между однородными членами предложения, если они не соединены союзами или соединены союзами А, НО.

Например:

Города, деревни, поселки быстро пролетали за окном поезда.

Однородные подлежащие города, деревни, поселки связаны между собой интонацией перечисления (без союза) и на письме разделяются запятыми.

Солнце светит, но не греет.

В этом предложении светит, не греет - однородные сказуемые, соединенные союзом но. Следовательно, перед союзом но ставим запятую.

Рассмотрим следующее предложение:

Он не шел, а бежал домой.

Не шел, бежал - однородные сказуемые. Перед союзом а следует поставить запятую.

Запятая не ставится между однородными членами предложения, если они соединены одиночным союзом И.

Например:

Во время бури деревья трещат и ломаются.

В том случае, если однородные члены соединены повторяющимся союзом И, то перед ним ставится запятая.

Например:

И земля, и деревья, и небо - все уснуло зимой.

Следует запомнить также следующее правило:

Если союз и соединяет пары однородных членов, то запятые ставятся между парами.

Например:

Зеленели деревья и кусты, цветы и травы.

§ 4 Краткие выводы по теме урока

Подводя итоги урока, вспомним, что:

1.однородные члены произносятся в предложении при помощи интонации перечисления;

2.часто однородные члены предложения располагаются рядом, как бы следуя друг за другом;

3.между однородными членами ставятся запятые, за исключением случаев, когда они соединены одиночным союзом и.

Список использованной литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  2. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  5. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

Использованные изображения: