1 заказчики нововведения в дошкольной организации. Консультация для воспитателей: «Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность: понятие, цель, виды, характеристика

Катерина Черкесова
Организация инновационной деятельности в ДОУ

Презентация "Инновации в ДОУ"

Введение

Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования

В. С. Лазарев

Сначала рассмотрим, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация - процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Основные этапы внедрения инноваций.

1. Поиск новых идей:

Создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

Выявление инновационных потребностей ДОУ;

2. Формирование нововведения:

Формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

Апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОУ;

Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

Разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3. Реализация нововведения:

Обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОУ района;

Мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

Исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4. Закрепление новшества:

Разработка презентационных материалов;

Распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

Типы инноваций.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

В формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

В управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

Частные, единичные, не связанные между собой;

Модульные (комплекс частных, связанных между собой);

Системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

Усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

Новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

Радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

Новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

Прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

Освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

Ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Инновационная деятельность в ДОУ.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

Метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

Совершенствование мастерства педагогов;

Поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

Мониторинг развития каждого ребенка;

Учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

Формирование основ безопасной жизнедеятельности;

Организация экологического образования дошкольников;

Оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

Создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты

Пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

Пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

Пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Выбор направления инновационной деятельности.

В учебно-методическом пособии «Инновационная деятельность в ДОУ» под ред. Е. В. Гончарова указаны 3 направления.

Инновационные образовательные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций - создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

«игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные» - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Хорошо использовать решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.). Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами. Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника. Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).

Эвристические беседы

Наблюдения

Моделирование (Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации)

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

Использование художественного слова

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

Трудовые поручения, действия

Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может (и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка «глаза в глаза».

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

Идти в ногу со временем,

Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

Сформировать основы информационной культуры его личности,

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Технология «Портфолио дошкольника»

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

Диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.

Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюзенера, развивающие игры Никитина.

Проблемно-диалогическая технология подразумевает проблемное введение нового материала: ставится задача или вопрос для исследования, а методы поиска решения организуют самостоятельное «открытие» знания детьми в творческом процессе-поиске. Скажем, старшей группе предстоит показать кукольный спектакль для малышей. Но кукол «би-ба-бо» в группе нет… и дети предлагают сделать кукол из… (кружек, природного материала, перчаток или варежек)

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.

Заключение.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№73 комбинированного вида Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

Инновации в современном ДОУ.

Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.

Медведева Елена Георгиевна - воспитатель

Санкт-Петербург

2015г.

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования. Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании.

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.

Задачи:

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

1. 1. ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования .

Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.

Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития , которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверх активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится сильным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы сегодня и, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ

Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей . Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы


Пространство развития ДОУ:

Кадровое, информационное обеспечение;

Материально-техническая база, ресурсы;

Управляющая система.

Пространство развития родителей:

Включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);

Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

Взаимоотношение родителей в семье;

Стиль воспитания в семье;

Родительское сообщество.

Пространство развития педагогов:

Система стимулирования и мотивации;

Мастерство и профессионализм;

Сотрудничество, сотворчество;

Педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

Предметно-развивающая среда;

Образовательное пространство;

Дополнительное образовательное пространство;

Социальная ситуация развития;

Медико-социопсихопедагогическое сопровождение;

Детское сообщество.

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

1.3 ДОУ в режиме развития


Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.3.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Таблица 1.3.1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Показатели

Режимы

Функционирование

Развитие

Тип/вид ДОУ

Традиционный, типовой

Инновационный

Цели и задачи управления

Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала

Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

Субъект управления

Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.

Научные концепции управления, подходы

Эмпирический, основанный на личном опыте

Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотивационное обеспечение

Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

Воспитательно-образовательный процесс

Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ

Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Технологии

Обеспечивают стабильные результаты

Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организация воспитательно-образовательного процесса

Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения

Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

Нормативно-правовое обеспечение

Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу

Типовые документы становятся основой для разработки собственных

Кадровое обеспечение

Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения

Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов

Научно-методическое обеспечение

Традиционные учебные программы и планы

Финансовое обеспечение

Бюджетное

Бюджетное и внебюджетное

Материально-техническое обеспечение

Организация базового процесса на имеющихся материалах

Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.


1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Тенденции

Процесс

Управление

Педагогическая деятельность

Сопровождение и обеспечение

Гуманизация

Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление.

Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация

Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

Субъект-субъктные;

Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация

Расширение типов и уровней управления.

Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

Медико-валеологическая;

Социально-педагогическая;

Психологическая;

Коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге ДОУ вынуждены ориентироваться на « примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе . По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.


Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования


Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение .

Новшество : - идея, являющаяся для конкретного лица новой;

Средство (новый метод).

Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение : целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

К нововведениям в сфере образования относят изменения:

В общественном положении образования и уровне финансирования системы;

В структуре системы образования;

Во внутренней организации образовательного учреждения;

В методах обучения;

В оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

В строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

Педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

Объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;

На возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

Необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

Существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

Наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

Целостный характер целей инновации;

Существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

Сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

Сбалансированность целей с целями ДОУ;

Стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала):

· построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

· повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

· уточнение, конкретизация уже известного;

· дополнение известного существенными элементами;

· создание качественно нового объекта.

2. По массовости:

· единичные;

· массовые.

3. По масштабу:

· частные;

· модульные;

· системные.

4. По новизне:

· абсолютно новые;

· относительно (субъективно) новые.

5. По типу возникновения:

· стихийные;

· целенаправленные.

6. По типу новшества:

· материально-технические;

· социальные (педагогические).

7. По характеру возникновения:

· внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

· внутренние (ноу-хау).

8. По инновационному потенциалу:

· модификационные (изменение существующего);

· комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

· радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее:

· оперативные;

· стратегические.

10. По отношению к существующему:

· замещающие;

· открывающие;

· отменяющие;

· ретровведение.

11. По характеру получаемых результатов:

· ожидаемые (плановые);

· случайные (неплановые).

12. По своевременности:

· своевременные;

· несвоевременные;

· актуальные;

· нацеленные на будущее.

13. По завершенности:

· завершенные;

· незавершенные.

14. По процессу освоения:

· легко осваиваемые;

· трудно осваиваемые.

необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить

три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1. управление учреждением;

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

· цели;

· формы;

· методы;

· структура.

Масштаб изменений:

· частные;

· модульные;

· системные.

Потенциал:

· модификационный;

· комбинаторный;

· радикальный.

Характер возникновения:

· внутренний;

· внешний.

Способы возникновения:

· плановые;

· стихийные.

Область системы управления:

· ценностные ориентации;

· образ желаемой системы управления;

· состав, строение коллективного субъекта управления;

· изменения в ресурсном обеспечении;

· изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

· новое в управлении ступенями образования;

· в управлении процессами основного и дополнительного образования;

· межпредметными связями;

· функциями ДОУ;

· внешними связями;

· педагогическими коллективами;

· технологиями обучения и воспитания.


2.3 Источники инновации в ДОУ

Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:

Мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

Творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

Технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

Рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе .

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

2.4 Закономерности протекания инновационными процессами


Инновационный процесс, как любой другой, подчиняется определенным закона м. На них указывает в соей работе В.Е.Гмурман.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.

4. Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

М.М.Поташник и О.Б.Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Структура жизненного цикла включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.

Управленческая структура: программа развития.

Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.

2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).

3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т.д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.

С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:

· старт;

· быстрый рост;

· зрелость;

· насыщение;

· кризис.

Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу.

1. Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительной информации.

2. Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).

3. Оценка: субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.

4. Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.

5. Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).

Представленные параметры инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования.

Заключение

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Сегодня в сфере образования внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1. управление учреждением;

2. структура воспитательно-образовательного и процесса;

Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения: положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Список литературы


1. Закон «Об образовании»

2. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы.

М., 1981.

3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

4. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.


1 января 2014 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров , работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). С этого момента действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) прекращено.

Новый закон внес ключевые правки в существенно изменит правила, по которым будет осуществляться произведение, нормирование в детских садах как за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств из иных источников. Также, в соответствии с вступившим в силу законом, все госзакупки теперь .

Закон № 44-ФЗ должен сделать процесс государственных закупок в детском саду - от планирования до приемки и анализа контрактных результатов - более прозрачным, эффективным и менее коррупционным.

Основное отличие Закона № 44-ФЗ от № 94-ФЗ закреплено в ст. 1 Закона № 44-ФЗ, где определена сфера его регулирования:

  • планирование госзакупок в ДОУ;
  • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);
  • особенности исполнения контрактов ;
  • мониторинг приобретения товаров, работ, услуг;
  • аудит в сфере приобретения товаров, работ, услуг;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере государственных закупок в детских садах и иных учреждениях для обеспечения муниципальных и госнужд.

Закон № 94-ФЗ регулирует только сферу размещения заказов на госзакупки в детском саду.

Новый закон о государственных закупках в детском саду включает в себя восемь глав:

  1. Общие положения.
  2. Планирование.
  3. Осуществление покупок.
  4. Мониторинг покупок и аудит в сфере закупок.
  5. Контроль в сфере покупок.
  6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению покупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
  7. Особенности осуществления отдельных видов покупок.
  8. Заключительные положения.

Не будем рассматривать подробно каждую из них, остановимся только на основных моментах, которые необходимо учесть руководителям образовательных организаций при осуществлении государственные закупки в детском саду в 2014 г.

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным учреждением

Прежде всего обратим внимание на то, что формулировка Закона № 94-ФЗ «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» в Законе № 44-ФЗ заменена на формулировку «покупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

П. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ приобретение товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это комплекс действий, которые выполняются в заданном порядке заказчиком и ориентированы на реализацию муниципальных или госнужд. Скупка стартует с того, что выбирается поставщик (подрядчик, исполнитель), а завершается после того, как стороны контракта выполняют обязательства.

Если на законодательном уровне размещение объявления о выполнение госзакупок в ДОУ или создание приглашения на участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено, скупка начинается с составления контракта, а завершается после выполнения обязательств всеми участниками договора.

Контрактная система в сфере государственных закупок в детском саду базируется на принципах:

  • открытости, прозрачности;
  • обеспечения конкуренции;
  • профессионализма заказчика;
  • стимулирования инноваций;
  • ответственности за результативность обеспечения
  • государственных и муниципальных нужд;
  • эффективности приобретения и др.

В Законах № 94-ФЗ и № 44-ФЗ образовательная организация бюджетной сферы является заказчиком. П. 7 ст. 3 заказчиком называет муниципального или госзаказчика, либо бюджетную организацию, которая делает покупку.

Администрации ДОУ важно следовать норме ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в которой говорится о том, что если, согласно нормативно-правовым актам, действующим в бюджетных правоотношениях, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетными фондами, которые считаются муниципальными или государственными заказчиками, делегируют обязанности и права на выполнение государственных закупок в детском саду и иных организациях автономным и бюджетным учреждениям безвозмездно, эти учреждения в рамках полученных полномочий должны приобретать товары, услуги и работы согласно указанным в нормативно-правовых актах положениям.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в данном случае выступают в роли муниципальных или госзаказчиков. Еще один важный момент: согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение получает право пользоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), правда не всегда, а в случае, если речь идет о покупках за счет:

1) грантов, которые передаются организациям, юрлицам и гражданам безвозмездно и безвозвратно, включая иностранных юрлиц и иностранных гражданам, международным организациям, которые получили право на получение грантов, субсидий (грантов), которые предоставляются из бюджетной системы в ходе конкурсов, не предусмотрено иное;

2) средств, если ДОУ выступает исполнителем соглашения по договору, когда на основании договора для осуществления договора иных лиц для выполнения работ, поставки товаров, которые необходимые для выполнения предусмотренных договором обязательств;

3) средств, которые были переданы для осуществления деятельности, которая приносит доход.

Использовать указанное право бюджетное образовательное учреждение можно, но следует разработать и принять положение о государственных закупках в детском саду в соответствии с требованиями, установленными Законом № 223-ФЗ.

Если учреждение хочет применять законодательные нормы по отношению к вышеуказанным покупкам с 1 января 2014 г., оно должно принять положение и опубликовать его до этого срока, т. е. в 2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Особо следует отметить, что независимо от того, какое решение примет учреждение - применять при госзакупках в ДОУ нормы Закона № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, - в течение года изменить его будет нельзя. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 15.

Информационное обеспечение контрактной системы государственных закупок в детском саду

В настоящее время образовательные организации и органы управления образованием публикуют на сайте www.zakupki.gov.ru сведения о размещении заказов и заключении контрактов на осуществление госзакупок в детском саду.

Нормативный акт подразумевает особый ход размещения данных о госзакупках в свободном доступе: ст. 4 предусматривает формирование единой информационной системы. Данная система должна гарантировать:

1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в т. ч. автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере госзакупок в детских садах;

2) контроль за соответствием различного рода информации (какой именно, указано в п. 2 ч. 1 ст. 4);

3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;

4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении государственных закупок в детских садах.

Согласно ч. 3 ст. 4 единая информационная система должна содержать:

1) планы госзакупок в детских садах и иных учреждениях;

2) планы-графики;

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

4) данные о параметрах, запретах и ограничениях для допуска товаров, которые поставляются из другой страны или группы стран, услуг и работ, которые оказываются или выполняются гражданами других стран, список иностранных держав, групп иностранных держав, которые могут использоваться для проведения госзакупок в детских садах, с которыми РФ имеет международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении покупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о приобретениях, об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры;

12) итоги мониторинга и аудита в сфере покупок, а также контроля в сфере приобретения;

13) отчеты заказчиков;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1;

16) данные о ценах работ, товаров, услуг, которые складываются в рыночных условиях, необходимых для реализации муниципальных или госнужд, а также запросах цен работ, товаров и услуг, которые размешают заказчики согласно ч. 5 ст. 22;

17) другие данные и документы, которые размещаются в единой инфосистеме согласно Закону № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и принятым совместно с ним нормативно-правовыми актами.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере приобретений, интегрированные с единой информационной системой. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере госзакупок в детских садах и иных учреждениях устанавливаются Правительством РФ.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 4. Ч. 7, 8

Ч. 5 ст. 112 закрепляет право установки и применения единой инфосистемы за Правительством РФ. Прежде чем ввести в эксплуатацию данные, которые будут размещаться в единой инфосистеме, должны быть размещены в том порядке, который установлен Правительством РФ, на сайте www.zakupki.gov.ru.

Большинство норм о единой информационной системе вступит в силу 1 января 2014 г. Пункт 16 ч. 3 ст. 4 вступит в силу 1 января 2015 г.

Закон № 44-ФЗ вводит новое для образовательных организаций понятие - планирование приобретений. Иными словами, законодатель устанавливает правило, согласно которому все государственные и муниципальные госзакупки в детских садах и иных учреждениях должны быть запланированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 планирование государственных закупок в детских садах должно осуществляться посредством:

1) планов покупок, утверждаемых на срок действия соответствующего бюджета;

2) планов-графиков, утверждаемых на год.

В планах покупок необходимо будет указывать цели осуществления госзакупок в детских садах, наименование и описание объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых покупок, объемы финансового обеспечения и другие сведения.

Планы-графики превращаются в основания для выполнения государственных закупок в детских садах. Отныне заказчик может закупать товары и услуги только в том случае, если они внесены в план-график.

План госзакупок в детских садах и иных учреждениях создается в ходе создания и рассмотрения проектов бюджетной системы РФ, учитывая положения бюджетного законодательства. План принимается за срок в 10 дней после доведения до муниципального или госзаказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств согласно с бюджетным законодательством РФ.

Согласно ч. 13 ст. 21 Закона план-график может быть изменен в том случае, когда изменения были внесены в план госзакупок в детских садах, а также в ряде других случаев:

  1. Если начальная цена контракта, который заключается с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком) были уменьшена или увеличена;
  2. если сроки выполнения контрактных обязательств, размер аванса и оплаты были изменены до начала покупки;
  3. если дата начала покупки и принцип выбора поставщика были изменены, а заказчик отменил приобретения, которые предусмотрены планом-графиком;
  4. реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона № 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения скупок и не требующего внесения изменения в план скупок;
  5. в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 ст. 21.

Требования об обязательном планировании скупок вступят в силу с 1 января 2015 г., требование об осуществлении скупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками - с 1 января 2016 г.

Обоснование государственных закупок в детских садах

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик должен обосновывать каждую свою скупку. В прежнем документе, регулирующем процесс госзакупок, заказчики должны были обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой государственной закупки в детских садах.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона обоснование приобретений будет осуществляться при формировании плана скупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых приобретений целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

Цели госзакупок должны определяться с учетом ст. 13. Согласно данной статье государственные закупки в детских садах осуществляются для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, а именно:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ, за исключением исполняемых в соответствии с госпрограммами, перечисленными в предыдущем пункте;

3) выполнения функций и полномочий госорганов РФ, органов управления внебюджетными фондами РФ, госорганов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах.

В планах госзакупок в детских садах необходимо будет обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению целей приобретения. В планах-графиках нужно будет обосновывать начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, если покупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере скупок, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Требование обязательного обоснования приобретений вводится с 1 января 2015 г. До указанной даты есть время, чтобы поработать по законодательным нормам и осознанно подойти к решению этого вопроса.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в сфере государственных закупок в детских садах

Понятие «начальная (максимальная) цена контракта» было и в Законе № 94-ФЗ. № 44-ФЗ расширяет сферу его действия - теперь оно может применяться при заключении контракта с единственным поставщиком.

Статьей 22 установлены пять методов определения начальной цены:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к госзакупкам в детских садах, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

2. Нормативный метод - заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта на основании требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

3. Метод тарифов - актуален, когда согласно законодательству РФ, стоимость работ, товаров и услуг, которые регулируются муниципальными правовыми актами и подлежат госрегулированию. При этом начальную (максимальную) стоимость контракта определяют согласно тарифу на работы, товары и услуги.

4. Проектно-сметный метод - предусматривает выделение начальной (максимальной) цены контракта:

На возведение, реконструкцию или капремонт объекта, основываясь на проектной документации согласно на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области госохраны объектов культурного наследия.

5. Метод затрат - подразумевает выделение начальной (максимальной) стоимости контракта, в том числе контракта, который был заключен с единственным поставщиком (исполнителей, подрядчиком), как суммы затрат и других, необходимых для выделения сферы деятельности прибыли. В учет принимаются все прямые и косвенные затраты на покупку и реализацию товаров, услуг и работ, траты на перевозку, хранение, страховку и иные траты. Этот метод актуален в том случае, когда иные невозможно применить.

Приоритетным методом обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка).

Создание комиссии по осуществлению государственных закупок в детском саду

Согласно ст. 39 для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления государственных закупок в детских садах у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен создать комиссию по осуществлению приобретений.

Комиссии могут быть:

  • конкурсные;
  • аукционные;
  • котировочные;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единые, осуществляющие функции по осуществлению приобретений путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

В аукционной, конкурсной и единой комиссии должно быть не менее 5 членов, тогда как в котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть 3 и более человек.

В комиссию по выполнению скупок могут поступить лица, которая прошли профепереподготовку или повышение квалификации по направлению приобретений, специалисты, которые имеют знания, что относятся к объектам покупки.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 39. П. 5

Согласно ст. 40, заказчик может привлекать другие организации для осуществления

Норма, закрепленная в ст. 40, дает право заказчику привлечь специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе контракта. Тем не менее заказчик должен все равно создать комиссию по приобретению, правда, с уменьшенными функциями.

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении госзакупок в детских садах

В целом Закон № 44-ФЗ существенно расширил доступный заказчику инструментарий конкурентных процедур по сравнению с № 94-ФЗ.

В статье 24 приведены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурсом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считается тот участник скупки, который предложил самые оптимальные условия договора.

Аукционом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считают участника государственных закупок в детских садах, который предлагает наименьшую цену договора.

Список оснований для покупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) сокращен, если торги были признаны несостоявшимися, заказчик обязан повторно приобрести в полном объеме по упрощенной процедуре перед тем, как покупать продукцию у единственного поставщика.

Общее правило подразумевает, что Закон № 44-ФЗ приобрел силу в 2014 г. В качестве исключения принимаются нормы, которые касаются планирования покупок, обоснования и введения идентификационного кода, что вступили в силу с 2015 года, а также порядок введения единой инфосистемы покупок и обязательного обсуждения покупок общественностью, мониторинга и внутреннего финансового контроля, которые приобрели силу в 2016 г.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

    Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

    Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).

    Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

    Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

    Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом

    Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

    игровые сеансы (индивидуальные и групповые);

    индивидуальные развивающие занятия;

    консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;

    выставки (игровых пособий, литературы);

    праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

    Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

    Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

    Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.

    Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

    Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.

    Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

    Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

    Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

    Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

    Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

    Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

    Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

    метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

    совершенствование мастерства педагогов;

    поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

    мониторинг развития каждого ребенка;

    учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

    внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

    формирование основ безопасной жизнедеятельности;

    организация экологического образования дошкольников;

    оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

    создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты:

    пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа Прикамья. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

    пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

    пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
квалификационным составом коллектива педагогов;
наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
наличием современной информационной базы;
наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными элементами инновационного потенциала являются:
материально-технические ресурсы;
финансовые ресурсы;
интеллектуальные ресурсы;
социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию
педагогического процесса на одного сотрудника);
инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем :

    проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;

    проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;

    приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

    поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

Перспективные направления работы:

    организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.

    участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта

    создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ

    мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов (в течение года, отв. – зам. зав. ДОУ)