Значение устойчивых выражений принцесса на горошине. Энциклопедия сказочных героев: "Принцесса на горошине"
Принцесса на горошине: «Принцесса на горошине» (дат. Prindsessen paa Ærten) сказка Ганса Андерсен, 1835 год «Принцесса на горошине» художественный фильм, снятый по мотивам сказок Ганса Андерсена, СССР, 1976 год Принцесса на горошине (спектакль)… … Википедия
- «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1976, цв., 89 мин. Сказка. По мотивам произведений Г.Х.Андерсена. По мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена: «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Дорожный товарищ», «Самое… … Энциклопедия кино
Оранжерейное растение, недотрога, тепличное растение, неженка, маменькина дочка Словарь русских синонимов. принцесса на горошине сущ., кол во синонимов: 5 маменькина дочка (5) … Словарь синонимов
Из одноименной сказки (1835) датского писателя сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805 1875) о принцессе, которая была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин. Иносказательно: изнеженная, избалованная… … Словарь крылатых слов и выражений
Разг. Неодобр. Капризный, изнеженный, избалованный человек. /i> От названия сказки Г. Х. Андерсена. БМС 1998, 472 … Большой словарь русских поговорок
принцесса на горошине - ирон. О чересчур изнеженной, капризной женщине, девушке По одноимённой сказке Г. Х. Андерсена о принцессе, которая, лёжа на нескольких перинах, чувствовала подложенную под них горошину … Словарь многих выражений
У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса на горошине. Принцесса на горошине Жанр сказка Режиссёр Борис Рыцарев Автор сценария Феликс Миронер … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса на горошине. «Принцесса на горошине» музыкально теневой спектакль Георгия Васильева и Алексея Иващенко по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена и музыкальной сказке Новеллы… … Википедия
Жа … Википедия
Принцесса на бобах Принцесса на бобах Жанр Лирическая мелодрама … Википедия
Книги
- Принцесса на горошине , Андерсен Г.Х.. Переработанный и адаптированный перевод с датского Анны и Петра Ганзен. Хотя «Принцесса на горошине» - едва ли не самая короткая сказка Андерсена, и её текст можетуместиться на одной книжной…
- Принцесса на горошине , Андерсен Х.К.. «Принцесса на горошине» - одна из самых известных сказок Ханса Кристиана Андерсена. Небольшая и изящная, она затрагивает очень важную и непростую тему: как отличить настоящее от подделки? И в…
Пришел, увидел, победил
Это слова римского политического деятеля и полководца Гая Юлия Цезаря. Разгромив врагов в Италии, он отправился на восток, укрепил свою власть в Египте, а в Малой Азии молниеносно разбил войска царя Фарнака. О победе Цезарь послал в сенат отчет из трех слов: "Пришел, увидел, победил".
Сейчас выражение полководца используют в двух значениях: прямом - молниеносно добиться успеха и ироническом - не разобравшись, сделать выводы.
Приложить руку
Во времена Киевской Руси многие были неграмотными или малограмотных. Вместо подписи они прикладывали руку слегка окрасив палец или несколько пальцев, прижимали их к бумаге. Как и почерк, отпечатки рук очень разнятся, ведь в природе нет двух человек, у которых бы узор тонких линий на пальцах точно повторялся. Поэтому отпечаток пальцев на бумаге считали не только равноценной, но и надежной заменой подписи. Когда человек должен ставить на документе отпечаток пальца или кисти руки, это и называли "приложить руку".
В современном понимании такое выражение означает принять участие в чем-то, быть причастным к чему-то.
Принцесса на горошине
Происхождением этот фразеологизм обязан одноименной сказке Г.-Х. Андерсена. Один королевич захотел жениться на настоящей принцессой. Для этого всех девушек он искал нежным и деликатным, устраивая им испытания: претендентка должна переночевать во дворце на кровати, застеленной 12 матрасами и 12 перинами, под которые принц тайно положил горошину. Большинство принцесс ее не почувствовало, и только одна утром пожаловалась, что ни на минуту не смогла заснуть, потому что что-то ей страшно мучило и она натерла синяки на всем теле. Именно ее королевич избрал невесту.
Фразеологизм "принцесса на горошине" употребляют, когда речь идет о человеке разнеженный, которая болезненно воспринимает даже самые маленькие трудности.
Притча во языцех
Выражение происходит из Библии (псалмы, 44:14): "Сделал Бог вас притчей во языцех, предметом покиванием головой в чужеземцев". В современной речи фразеологизм "притча во языцех" понимают как предмет разговоров, сенсацию; то, что стало общеизвестным, о чем все в шутку или с осуждением говорят.
Прокатить на вороных
Фразеологизм связан с голосованием. В древности на выборах в ящики с именами претендентов бросали шарики - баллы (отсюда и слово "баллотирования"). Белые шарики означали "за", черные - "против". А поскольку ранее черный цвет (преимущественно масть лошадей) называли вороным, то за черными шариками для голосования также закрепилась это название.
Прокрустово ложе
В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Полипемона по прозвищу Прокруст, что в переводе означает "розтягувач". Всех, кто к нему приходил, он заключал на кровать.
Разбойник отрубал ноги тем, для кого это кровать была короткой, а для кого длинным - растягивал ноги. Фразеологизм "прокрустово ложе" характеризует надуманное мерило, под которое насильно подгоняют факты действительности.
Прометея огонь. Прометею муки
Прометей - титан, мощный герой древнегреческих мифов. Его образ и имя получили распространение в европейских литературах и фразеологизмах.
Пожалев людей, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природными стихиями, Прометей похитил у богов огонь и передал его смертным. За это верховный бог осудил титана на страшную муку: его приковали к скале в Кавказских горах, и каждый гигантский орел терзал тело и выклевывал печень. Ночью раны заживали, и на утро тело было готово к новым мучениям. Впоследствии могучий Геракл освободил страдальца по приказу Зевса, захваченного выдержкой и мужеством Прометея. Выражение "прометеев огонь" употребляют тогда, когда характеризует дух благородства, мужества и таланта, а "Прометее муки", когда речь идет о страданиях во имя высокой цели.
Литературное чтение 2 класс.
УМК «Школа России»
Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать в слух с постепенным переходом про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных произведений и героями русских сказок, находить сходства и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение сказки.
Речевая разминка.
Король на корону копейки копил,
Да вместо короны корову купил.
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.
Кто такой король? /слайд 2/
Король- государь, управляющий королевством.
Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку. /слайд 3/
Про принцессу вам загадка:
Ей нужна была кроватка
С сотней новеньких матрасов.
Говорю вам без прикрас я.
Добрая, хорошая
Принцесса на..... (ГОРОШИНЕ) /слайд 3/
Назовите тему урока? (Мы будем знакомиться со сказкой «Принцесса на горошине»)
Сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Продолжим учиться инсценировать сказки. А какие сказки Андерсена вы читали?
Работа по теме урока.
Рассказ учителя о Г.Х.Андерсене. /слайд 4/
Ганс Христиан Андерсен- датский писатель, сказочник. Родился в семье бедного сапожника. После смерти отца мать отправила его в Копенгаген, юному Гансу пришлось очень тяжело, но он поступает учиться в театральное училище. Будучи студентом Андерсен начинает писать стихи, пьесы, оперы для театра.
В 1835 г. В свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Андерсен и помыслить не мог, что именно сказки- столь не солидный, «несерьезный» жанр- сделают его всемирно известным.
Из какой страны этот сказочник? (из Дании)
В его сказках, как и в жизни, правил король. А в России кто правил в давние времена? (царь)
2. Чтение сказки.
(Сказку читают учащиеся.)
Физкультминутка. /слайд 5/
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Закрепление изученного.
Словарная работа. /слайд 6/
Принцесса- 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. О тех, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.
Тюфяк- мешок, набитый сеном и служащий матрасом.
Перина- мешок, набитый пухом или перьями.
Кунсткамера- музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
Обсуждение сказки. /слайд 7/
Как выглядела принцесса, которая постучалась в ворота?
В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? /слайд 7/
Как вы думаете, в каких ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине? Приведите примеры.
Похожа ли принцесса Андерсена на принцесс из русских сказок?
(Выразительное чтение сказки с элементами инсценирования)
Рефлексия.
Мини- викторина.
Кто хотел жениться на принцессе? (Принц)
Какой должна быть принцесса? (Настоящей)
Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? (Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра)
Кто решил проверить принцессу?(Старая королева)
Сколько было тюфяков? (Двенадцать)
Сколько было перинок? (Двенадцать)
Что было с принцессой после той ночи? (Все тело было в синяках)
Куда попала горошина? (В кунсткамеру)
Подведение итогов урока. /слайд 8/
Какую сказку мы читали на уроке?
Какой представляете себе принцессу Г.Х.Андерсена?
Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?
Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки «Принцесса на горошине», нарисовать рисунок.