Значение устойчивых выражений принцесса на горошине. Энциклопедия сказочных героев: "Принцесса на горошине"

    Принцесса на горошине: «Принцесса на горошине» (дат. Prindsessen paa Ærten) сказка Ганса Андерсен, 1835 год «Принцесса на горошине» художественный фильм, снятый по мотивам сказок Ганса Андерсена, СССР, 1976 год Принцесса на горошине (спектакль)… … Википедия

    - «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1976, цв., 89 мин. Сказка. По мотивам произведений Г.Х.Андерсена. По мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена: «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Дорожный товарищ», «Самое… … Энциклопедия кино

    Оранжерейное растение, недотрога, тепличное растение, неженка, маменькина дочка Словарь русских синонимов. принцесса на горошине сущ., кол во синонимов: 5 маменькина дочка (5) … Словарь синонимов

    Из одноименной сказки (1835) датского писателя сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805 1875) о принцессе, которая была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин. Иносказательно: изнеженная, избалованная… … Словарь крылатых слов и выражений

    Разг. Неодобр. Капризный, изнеженный, избалованный человек. /i> От названия сказки Г. Х. Андерсена. БМС 1998, 472 … Большой словарь русских поговорок

    принцесса на горошине - ирон. О чересчур изнеженной, капризной женщине, девушке По одноимённой сказке Г. Х. Андерсена о принцессе, которая, лёжа на нескольких перинах, чувствовала подложенную под них горошину … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса на горошине. Принцесса на горошине Жанр сказка Режиссёр Борис Рыцарев Автор сценария Феликс Миронер … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса на горошине. «Принцесса на горошине» музыкально теневой спектакль Георгия Васильева и Алексея Иващенко по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена и музыкальной сказке Новеллы… … Википедия

    Жа … Википедия

    Принцесса на бобах Принцесса на бобах Жанр Лирическая мелодрама … Википедия

Книги

  • Принцесса на горошине , Андерсен Г.Х.. Переработанный и адаптированный перевод с датского Анны и Петра Ганзен. Хотя «Принцесса на горошине» - едва ли не самая короткая сказка Андерсена, и её текст можетуместиться на одной книжной…
  • Принцесса на горошине , Андерсен Х.К.. «Принцесса на горошине» - одна из самых известных сказок Ханса Кристиана Андерсена. Небольшая и изящная, она затрагивает очень важную и непростую тему: как отличить настоящее от подделки? И в…

Пришел, увидел, победил

Это слова римского политического деятеля и полководца Гая Юлия Цезаря. Разгромив врагов в Италии, он отправился на восток, укрепил свою власть в Египте, а в Малой Азии молниеносно разбил войска царя Фарнака. О победе Цезарь послал в сенат отчет из трех слов: "Пришел, увидел, победил".

Сейчас выражение полководца используют в двух значениях: прямом - молниеносно добиться успеха и ироническом - не разобравшись, сделать выводы.

Приложить руку

Во времена Киевской Руси многие были неграмотными или малограмотных. Вместо подписи они прикладывали руку слегка окрасив палец или несколько пальцев, прижимали их к бумаге. Как и почерк, отпечатки рук очень разнятся, ведь в природе нет двух человек, у которых бы узор тонких линий на пальцах точно повторялся. Поэтому отпечаток пальцев на бумаге считали не только равноценной, но и надежной заменой подписи. Когда человек должен ставить на документе отпечаток пальца или кисти руки, это и называли "приложить руку".

В современном понимании такое выражение означает принять участие в чем-то, быть причастным к чему-то.

Принцесса на горошине

Происхождением этот фразеологизм обязан одноименной сказке Г.-Х. Андерсена. Один королевич захотел жениться на настоящей принцессой. Для этого всех девушек он искал нежным и деликатным, устраивая им испытания: претендентка должна переночевать во дворце на кровати, застеленной 12 матрасами и 12 перинами, под которые принц тайно положил горошину. Большинство принцесс ее не почувствовало, и только одна утром пожаловалась, что ни на минуту не смогла заснуть, потому что что-то ей страшно мучило и она натерла синяки на всем теле. Именно ее королевич избрал невесту.

Фразеологизм "принцесса на горошине" употребляют, когда речь идет о человеке разнеженный, которая болезненно воспринимает даже самые маленькие трудности.

Притча во языцех

Выражение происходит из Библии (псалмы, 44:14): "Сделал Бог вас притчей во языцех, предметом покиванием головой в чужеземцев". В современной речи фразеологизм "притча во языцех" понимают как предмет разговоров, сенсацию; то, что стало общеизвестным, о чем все в шутку или с осуждением говорят.

Прокатить на вороных

Фразеологизм связан с голосованием. В древности на выборах в ящики с именами претендентов бросали шарики - баллы (отсюда и слово "баллотирования"). Белые шарики означали "за", черные - "против". А поскольку ранее черный цвет (преимущественно масть лошадей) называли вороным, то за черными шариками для голосования также закрепилась это название.

Прокрустово ложе

В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Полипемона по прозвищу Прокруст, что в переводе означает "розтягувач". Всех, кто к нему приходил, он заключал на кровать.

Разбойник отрубал ноги тем, для кого это кровать была короткой, а для кого длинным - растягивал ноги. Фразеологизм "прокрустово ложе" характеризует надуманное мерило, под которое насильно подгоняют факты действительности.

Прометея огонь. Прометею муки

Прометей - титан, мощный герой древнегреческих мифов. Его образ и имя получили распространение в европейских литературах и фразеологизмах.

Пожалев людей, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природными стихиями, Прометей похитил у богов огонь и передал его смертным. За это верховный бог осудил титана на страшную муку: его приковали к скале в Кавказских горах, и каждый гигантский орел терзал тело и выклевывал печень. Ночью раны заживали, и на утро тело было готово к новым мучениям. Впоследствии могучий Геракл освободил страдальца по приказу Зевса, захваченного выдержкой и мужеством Прометея. Выражение "прометеев огонь" употребляют тогда, когда характеризует дух благородства, мужества и таланта, а "Прометее муки", когда речь идет о страданиях во имя высокой цели.

Литературное чтение 2 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать в слух с постепенным переходом про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных произведений и героями русских сказок, находить сходства и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение сказки.

    Речевая разминка.

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

Кто такой король? /слайд 2/

Король- государь, управляющий королевством.

    Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку. /слайд 3/

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая

Принцесса на..... (ГОРОШИНЕ) /слайд 3/

Назовите тему урока? (Мы будем знакомиться со сказкой «Принцесса на горошине»)

Сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Продолжим учиться инсценировать сказки. А какие сказки Андерсена вы читали?

    Работа по теме урока.

    Рассказ учителя о Г.Х.Андерсене. /слайд 4/

Ганс Христиан Андерсен- датский писатель, сказочник. Родился в семье бедного сапожника. После смерти отца мать отправила его в Копенгаген, юному Гансу пришлось очень тяжело, но он поступает учиться в театральное училище. Будучи студентом Андерсен начинает писать стихи, пьесы, оперы для театра.

В 1835 г. В свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Андерсен и помыслить не мог, что именно сказки- столь не солидный, «несерьезный» жанр- сделают его всемирно известным.

Из какой страны этот сказочник? (из Дании)

В его сказках, как и в жизни, правил король. А в России кто правил в давние времена? (царь)

2. Чтение сказки.

(Сказку читают учащиеся.)

    Физкультминутка. /слайд 5/

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

    Закрепление изученного.

    Словарная работа. /слайд 6/

Принцесса- 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. О тех, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.

Тюфяк- мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перина- мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера- музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

    Обсуждение сказки. /слайд 7/

Как выглядела принцесса, которая постучалась в ворота?

В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? /слайд 7/

Как вы думаете, в каких ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине? Приведите примеры.

Похожа ли принцесса Андерсена на принцесс из русских сказок?

(Выразительное чтение сказки с элементами инсценирования)

    Рефлексия.

Мини- викторина.

    Кто хотел жениться на принцессе? (Принц)

    Какой должна быть принцесса? (Настоящей)

    Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? (Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра)

    Кто решил проверить принцессу?(Старая королева)

    Сколько было тюфяков? (Двенадцать)

    Сколько было перинок? (Двенадцать)

    Что было с принцессой после той ночи? (Все тело было в синяках)

    Куда попала горошина? (В кунсткамеру)

    Подведение итогов урока. /слайд 8/

Какую сказку мы читали на уроке?

Какой представляете себе принцессу Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?

    Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки «Принцесса на горошине», нарисовать рисунок.