Женщины, без которых не было бы октябрьской революции. Коммунистка-нимфоманка коллонтай об эмансипации женщин

Обобществление женщин Любовь и половой коммунизм Народу – сексуальную свободу! Долой стыд! Вместо семьи – коммуна Сексуальная контрреволюция Ключевой вопрос

^ Обобществление женщин

Все знают о сексуальной революции 60-х годов. Лозунг «Make love, not war! - Занимайтесь любовью, а не войной!» облетел тогда всю планету и вызвал горячий отклик у молодежи. Однако, мало кто знает, что это была не первая сексуальная революция, а вторая. Пионерами радикального переворота в половой сфере были вовсе не западные хиппи, а российские коммунисты, а также их союзники - анархисты и левые эссеры (социалисты-революционеры).

Русская сексуальная революция была составной частью Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в результате которой к власти в России пришли большевики во главе с Владимиром Лениным и Львом Троцким. Кстати, проблему взаимоотношения полов они обсуждали в своей переписке еще в 1911 году.

Переписка Ленина с Троцким

«Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила...»

(Из письма Льва Троцкого)

«...И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят»

(Из ответного письма Владимира Ленина)

Сразу после Октябрьской революции 1917 года многие смелые идеи были реализованы. Именно русские секс революционеры впервые подняли идею «свободной любви» на государственный уровень и попытались реализовать ее на практике. При этом они опирались на теорию коммунизма, предрекавшую распад буржуазной моногамной семьи и переход на удовлетворение сексуальных потребностей в рамках свободных отношений. Не забыли и про «плоды любви». Воспитание детей должно было полностью взять на себя государство. Это было провозглашено в «Коммунистическом манифесте», написанном Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом еще в середине XIX века. Десятый пункт программы перехода от капитализма к коммунизму предусматривал «Общественное и бесплатное воспитание всех детей».

Это существовало почти всегда

«Коммунистам не нужно вводить публичность женщин - она существовала почти всегда...

...КОММУНИСТОВ МОЖНО ОБВИНЯТЬ не более чем В ЖЕЛАНИИ вместо лицемерно скрываемого обобществления женщин ВВЕСТИ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ И ЧЕСТНОЕ».

«Manifesto of the Communist Party», by Karl Marx and Frederick Engels, Authorized English Translation, Edited and annotated by Frederick Engels, London

Справедливости ради, надо отметить, что авторство идеи обобществления принадлежит вовсе не основоположникам коммунизма, а знаменитому древнегреческому философу Платону. Именно он в своих проектах идеального государства предлагал введение общности имущества, жен и детей.

Идею «общности жен» попытались реализовать во многих городах России вскоре после октябрьской революции 1917 года. Это подтверждается чудом сохранившимися документами.

^ Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров

об отмене частного владения женщинами

Законный бракъ, имевшiй место до последняго времени, несомненно являлся продуктомъ того соцiального неравенства, которое должно быть с корнемъ вырвано въ Советской Республике. До сихъ поръ законные браки служили серьезнымъ оружiемъ въ рукахъ буржуазiи в борьбе ея с пролетарiатомъ, благодаря только имъ все лучшiя экземпляры прекраснаго пола были собственностью буржуевъ имперiалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолженiе человеческаго рода. Поэтому Саратовскiй Губернскiй Советь Народ- ныхъ Комиссаровъ съ одобренiя Исполнительного комитета Губернскаго Совета Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ постановилъ:

§1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постояннаго владения женщинами, достигшими 17 л. и до 30 л.

Примечание: Возрастъ женщинъ определяется метрическими выписями, паспортомъ, а въ случае отсутствiя этихъ документовъ квартальными комитетами или старостами и по наружному виду и свидетельскими показанiями.

§2. Действiе настоящего декрета не распространяется на замужнихъ женщинъ, имеющихъ пятерыхъ или более детей.

§ 3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право въ неочередное пользование своей женой. Примечание: Въ случае противодействiя бывшаго мужа въ проведенiи сего декрета въ жизнь, онъ лишается права предоставляемого ему настоящей статьей.

§ 4. Все женщины, которыя подходять подъ настоящiй декреть, изъемаются изъ частного постояннаго владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа.

§ 5. Распределенiе заведыванiя отчужденныхь женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности.

§ 7. Граждане мущины имеють право пользоваться женщиной не чаще четырехъ разъ за неделю и не более 3-хь часовъ при соблюденiи условiй указанныхъ ниже.

§ 8. Каждый членъ трудового народа обязан отчислять оть своего заработка 2% въ фондь народнаго поколения.

§ 9. Каждый мущина, желающй воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянiя, должень представить оть рабоче-заводского комитета или профессiонального союза удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.

§ 10. He принадлежащiе къ трудовому классу мущины прiобретаютъ право воспользоваться отчужденными женщинами при условiи ежемесячнаго взноса указанного въ § 8 в фондь 1000 руб.

§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достояниемъ, получають изъ фонда народнаго поколенiя вспомоществованiе въ размере 280 руб. въ месяцъ.

§ 12. Женщины забеременевшiе освобождаются оть своихь обязанностей прямыхъ и государственныхъ въ теченiе 4-хъ месяцев (3 месяца до и одинъ после родовь).

§ 13. Рождаемые младенцы по истеченiи месяца отдаются въ приють «Народные Ясли», где воспитываются и получають образованiе до 17-летняго возраста.

§ 14. При рождении двойни родительницы дается награда въ 200 руб.

§ 15. Виновные въ распространенiи венерическихъ болезней будутъ привлекаться къ законной ответственности по суду революцiоннаго времени.

Источник: Арх. УФСБ Орловской области, дело No15554-П

Этот скандально известный декрет до сих пор вызывает немало споров. Не понятно каким образом саратовский декрет оказался вдруг в орловском архиве КГБ, который по наследству перешел к Федеральной службе безопасности - ФСБ. Некоторые исследователи приписывают авторство документа «Свободной ассоциации анархистов» города Саратова. Другие же утверждают, что это фальшивка, написанная владельцем местной чайной Михаилом Уваровым. Будто именно таким образом член монархической организации «Союз русского народа» хотел скомпрометировать анархистов. Утверждается, что после выхода декрета толпы возмущенных женщин Саратова разгромили клуб анархистов, а те в отместку ограбили чайную и убили ее хозяина. История выглядит вполне убедительной, но лишь на первый взгляд.

При более тщательном изучении возникает немало сомнений в ее правдивости. Почему? Во-первых потому что декрет действительно пронизан духом марксизма. Значительная его часть посвящена не половым отношениям, а новому поколению. К примеру, в 13 параграфе говорится о бесплатном воспитании и образовании детей до 17 лет. Во-вторых, ясно, что правый монархист не мог быть глубоким знатоком марксизма и вряд ли был способен написать такой документ. В-третьих, подобные декреты появлялись и во многих других городах России. Вряд ли уже покойный монархист мог содействовать их широкому распространению. Интернета тогда еще не было...

В Москве авторство аналогичного декрета приписывали анархисту Хватову, который прославился тем, что открыл в Сокольниках «Дворец любви коммунаров». Но, скорей всего, байки про мифических авторов декрета придуманы уже в 30-е годы, когда большевики стали заметать следы сексуальной революции и возможную причастность к этим документам красных идеологов.

^ АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ

о социализации девушек и женщин

В г. Екатеринодаре по мандатам советской власти

«В г. Екатеринодаре большевики весною 1918 года издали декрет, напечатанный в «Известиях» совета и расклеенный на столбах, согласно коему, девицы в возрасте от 16 до 25 лет подлежали «социализации», причем желающим воспользоваться этим декретом надлежало обращаться в революционные учреждения. Инициатором этой «социализации» был комиссар по внутренним делам еврей Бронштейн. Он же выдавал и «мандаты» на эту «социализацию»

Из сборника материалов «Красный террор в годы гражданской войны» Лондон, 1992, составитель Ю. Фельштинский

Некоторые историки утверждают, что самый первый декрет о национализации женщин был принят местными органами Советской власти в колыбели революции Кронштадте, где было много военных моряков и сильное влияние анархистов. В Калуге красные латышские стрелки провозгласили Калужскую Советскую республику. Декрет «Об отмене частного владения женщинами» они издали в числе первых. Подобные декреты издавались также коммунистическими властями в небольших городках Луге и Колпино, расположенных вблизи Петрограда, а также и в более удаленных от столицы местах. Эти документы содержали порой немало противоречивых и совершенно утопических положений.

Декрет, опубликованный большевиками во Владимире, предусматривал, к примеру, суровые кары за изнасилование и гарантировал «каждой девушке, достигшей возраста 18 лет, полную неприкосновенность личности». В то же время декрет объявлял женщин старше 18 лет государственной собственностью и обязывал их регистрироваться Бюро Свободной Любви в Комиссариате Надзора. Это давало им право выбрать из мужчин в возрасте от 19 до 50 лет мужа­-сожителя. При чем согласие мужчины при этом, якобы, не требовалось...

Сексуальная революция в России вызывала неоднозначные отклики за рубежом. Свободная любовь особенно возмущала американских сенаторов. Вот стенограмма разговора между сенатором Кингом и мистером Саймонсом, прибывшим из Советской России. Этот диалог происходил во время слушаний о положении дел в России в сенатской комиссии Овермана в марте 1919 года:

Свободная любовь и социализация женщин

Кинг: Мне пришлось видеть оригинальный русский текст и перевод на английский язык некоторых советских декретов. Они фактически уничтожают брак и вводят так называемую свободную любовь. Известно ли вам что-нибудь по этому поводу?

Саймонс: Их программу вы найдете в Коммунистическом манифесте Маркса и Энгельса. До нашего отъезда из Петрограда они, если верить отчетам газет, уже установили весьма определенное положение, регулирующее так называемую социализацию женщин.

Кинг: Итак, говоря прямо, большевистские красноармейцы и самцы-большевики похищают, насилуют и растлевают женщин сколько хотят?

Саймонс: Конечно, они это делают!

Из официального отчета сенатской комиссии, опубликованного в 1919 году.

Конечно, на первой стадии сексуальной революции в России было много издержек и перегибов. Антикоммунистические силы их намеренно раздували для запугивания населения. В годы гражданской войны «Декрет об отмене частного владения женщинами» широко использовался в антибольшевистской пропаганде. Любопытно, что при аресте в Сибири в январе 1920 года Верховного правителя России адмирала Колчака в кармане его мундира обнаружили текст именно такого документа.

^ Любовь и половой коммунизм

Русская сексуальная революция была не только самой первой в мире, но и самой фундаментальной, ибо ее целью были системные преобразования не только половых, но и семейных отношений. Показательно, что главными инициаторами перемен были женщины. Первые сексуальные революционерки стали появляться в начале двадцатого столетия. В 1911 году немецкая феминистка Мейзель-Хесс выпустила в Германии книгу «Секс кризис», где доказывала, что современная половая мораль – это фикция. Она считала, что принципы традиционного легального брака во многом противоречат природе человека и поэтому убивают любовь.

Книга «Секс кризис» произвела столь огромное впечатление на русскую феминистку Александру Коллонтай, что она, развивая идеи немецкой секс- революционерки, написала собственную брошюру «Любовь и новая мораль». Надо отдать должное – некоторые изложенные там мысли не потеряли своей актуальности до сих пор.

Культ будущего человечества

«Наше время отличается отсутствием «искусства любви»; люди абсолютно, не умеют поддерживать светлые, ясные, окрыленные отношения, не знают всей цены «эротической дружбы». Любовь - либо трагедия, раздирающая душу, либо пошлый водевиль. Надо вывести человечество из этого тупика, надо выучить людей ясным и необременяющим переживаниям. Только пройдя школу эротической дружбы, сделается психика человека способной воспринять «великую любовь», очищенную от ее темных сторон...»

«...Без любви человечество почувствовало бы себя обокраденным, обделенным, нищим. Нет никакого сомнения, что любовь станет культом будущего человечества.»

Александра Коллонтай, «Любовь и новая мораль»

Эту идею культа любви вполне разделяла и красная феминистка Инесса Арманд, которая вместе с Александрой Коллонтай участвовала в подготовке и проведении сексуальной революции большевиков. Еще в 1915 году Инесса Арманд обсуждала с Владимиром Лениным содержание своей брошюры «Свобода любви для женщины». Вождю нравилась любимая теория Арманд о том, что брак препятствует свободной любви, но он, тем не менее, был против популяризации адюльтера в партийной литературе. Надо отметить, что свои смелые идеи эта русская француженка черпала, по всей видимости, также из собственной жизни.

Любовница Ленина

Своему первому мужу Александру Арманду Инесса родила четверых детей и прожила с ним 9 лет, но потом вдруг ушла от мужа к его брату, Владимиру Арманду, который был младше ее на 11 лет. От него родила пятого ребенка - сына Андрея.

Потом ее захватила большая любовь к вождю большевиков. Впервые она увидела Владимира Ленина декабре 1909 года в Париже, куда тот приехал вместе со своей женой Надеждой Крупской. Вождю большевиков было уже 39, многодетной матери Инессе Арманд - 35, тем не менее, она была по-прежнему очаровательна. По мнению известного писателя Александра Солженицына, став «подругой Ленина», она приняла правила игры «троих» и смогла проявить дружеские чувства даже к жене любимого человека. Надо отметить, что Надежда Крупская отвечала взаимной симпатией любовнице своего мужа, хотя была в курсе их отношений.

Когда же вождь слишком увлекся француженкой и стал часами пропадать с ней наедине или надолго убегать с ней из дома в лес, Крупская поставила ультиматум – или она, или Инесса. Ленин предпочел жену любовнице, объясняя этот поступок приверженностью «делу революции» и «всему тому, что ее укрепляет». Арманд в письмах умоляла Ленина вернуться к прежней формуле: «Никому не будет хуже, если мы вновь будем все втроем вместе!»

В 1920 году Ленин не разрешил Арманд уехать во Францию и отправил её отдыхать на Кавказ. Там она скончалась, став жертвой эпидемии холеры. В январе 1924 года умер и сам вождь революции. Надежда Крупская, отдавая дань большой любви Ленина и Арманд, предлагала захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Однако Сталин предложение отверг. Покойника мумифицировали и выставили на всеобщее обозрение. Его мавзолей действует в Москве до сих пор.

Но вернемся в те времена, когда этой кремлевской кунсткамеры не существовало, а ее главный экспонат был еще жив и возглавлял революционное правительство России. Кстати, называлось оно по новому – не кабинетом министров, а Советом народных комиссаров. В его составе была первая в мире женщина-министр Александра Коллонтай. Ей доверили пост наркома государственного призрения (ныне это министр труда и социального развития). Другая красная феминистка Инесса Арманд возглавляла женский отел Центрального комитета партии большевиков.

Главным теоретиком сексуальной революции была Александра Коллонтай. Именно она вводит такое понятие как «половой коммунизм». В 1919 году в Петрограде вышла ее брошюра «Новая мораль и рабочий класс», в которой развивается тема взаимоотношений мужчин и женщин. По убеждению сексуальной революционерки, пролетариат может признавать моральными только такие отношения полов, которые основываются на любовной страсти, а форма любовных отношений при этом не имеет значения.

Таким образом, любовь объявлялась главным критерием нравственности и главной основой союза мужчины и женщины. Есть любовь – есть семья. Если же любовь умирает, то и семье конец... Большевики стремились к разрушению старой буржуазной семьи и созданию новых отношений между мужчиной и женщиной. Поэтому Декрет Совета народных комиссаров «О расторжении брака» был принят в числе самых первых в декабре 1917 года. Процедура развода, которая в усло­виях царской России требовала многолетних хлопот, в Советской России занимала порой не более часа. Многие граждане охотно этим воспользовались. Точно также упрощалась и регистрация брачного союза. Согласно декрету «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» также принятом в 1917 года, мужчина и женщина уже не венчались в храме, а просто расписывались к регистрационной книге.

Брачный юмор

Журнал «Новый Сатирикон» в 1918 году довольно остроумно издевался над новыми советскими порядками в области брака. Вот что писал Федор Сологуб, вероятно, подразумевая сексуальную революционерку Александру Коллонтай:

« – Вы знаете, она вышла замуж.


  • Что вы! Неужели в церкви венчались?

Ну, зачем же! Просто у себя в записной книжке записали. Мы уверены, что и способ записи совершённого брака в записную книжку скоро будет оставлен – как способ буржуазный. Просто достаточно будет подмигнуть – и брак совершен...»

Другая шутка того времени: «Запрещено вступать в гражданский брак более 17 раз в день»...

Считается, что самая первая в Советской России запись в книге актов гражданского состояния зафиксировала брачный союз самой Александры Коллонтай с лидером революционных матросов Павлом Дыбенко. Именно он, как председатель Центробалта обеспечил залп «Авроры» и участие боевых кораблей Балтийского флота в революции большевиков. С Александрой Коллонтай они познакомились в Кронштадте, где «агитатор Саша» выступала перед военными моряками с пламенными речами о мировой революции и свободе любви. Так что, наверное, не случайно самый первый декрет об отмене частной собственности на женщин появился именно в Кронштадте.

Личная жизнь Александры Коллонтай

Это была удивительная пара. Она высокообразованная аристократка, генеральская дочка, а он матрос из крестьян с манерами портового грузчика и тремя классами церковно-приходской школы. Ей было уже 45, а ему 28. Так что, теоретически этот красивый жгучий брюнет годился ей в сыновья... Ведь уже в 16 лет к Александре сватался молодой генерал - личный адъютант императора. Ей, однако, были безразличны блестящие перспективы. В юности эта девушка разбила немало сердец, доведя некоторых поклонников до самоубийства. Александра вышла замуж по любви за своего троюродного брата Владимира Коллонтай и родила ему сына.

Однако, скоро семейная рутина стала ей надоедать. Александра закрутила роман с другом семьи – молодым офицером, который жил у них на квартире. Так она впервые оказалась в «любовном треугольнике». Она любила сразу двух: каждого по своему. Через пять лет после свадьбы рассталась с мужем. «Мы разошлись не потому, что разлюбили друг друга,– писала Александра. – Меня увлекала волна нараставших в России революционных событий». Оставив сына мужу, она уезжает за границу. До знакомства с революционным матросом у нее было еще несколько страстных любовных романов.

Брачный союз с Павлом Дыбенко продлился шесть лет. Александре пришлось вновь столкнуться с проблемой «любовного треугольника», только уже не в качестве его вершины... Когда у мужа появляется молодая любовница, сексуальная революционерка пытается изображать равнодушие, скрывая ужасные муки ревности. Но в конце концов не выдержала и закатила супругу грандиозный скандал. В результате - его госпитализируют с серьезным огнестрельным ранением. Согласно официальной версии он сам выстрелил в себя из револьвера... Хотя нельзя исключить, что стреляла она. К счастью, ранение оказалось не смертельным. Выходив супруга, Александра Коллонтай прощается с ним навсегда. В течении дальнейшей жизни она до старости не оставалась без внимания молодых любовников...

Коллонтай сумела поладить со Сталиным и стала первой в мире женщиной послом. До 1945 года пробыла в Швеции. Умерла своей смертью в Москве в 1952 году. В своих воспоминаниях красная феминистка, вероятно, ни раз возвращалась к свой самой большой любви, к бурным событиям революционной поры. В мемуарах она признавалась, что некоторые ее поступки совершенно не соответствовали собственным идеям. Сказывались, вероятно, буржуазное воспитание и генеральские гены...

^ Народу – сексуальную свободу!

Сексуально-социальный эксперимент в Советской России привлек внимание представителей Запада. Сюда приезжали широко мыслящие интеллектуалы и специалисты-сексологи. Только с 1919 по 1925 год их побывало более трехсот! Особенно много гостей прибывало из Германии. Они были в полном восторге от увиденного. К примеру, немецкий сексолог Халле Фанина вспоминала: «СССР в 1925 году действительно предстал передо мной как нечто фантастическое. Вот где простор для работы! Всему миру, и особенно Германии, стоит позавидовать тому, что произошло здесь. Тут так продвинулась прикладная сексология и психология, что материала для их изучения хватит на несколько лет». Весьма знаменательно, что СССР стал первой страной в мире, где официально признали теории психоанализа Зигмунда Фрейда.

Мудрые правители

«В Советской России правители оказались настолько умны, что дали им разумную меру сексуальной свободы»

Зигмунд Фрейд, «Человек Моисей и монотеистическая религия»

Пожалуй, самое глубокое исследование сексуальной революции в Советской России сделал известный немецкий психолог Вильгельм Райх. В свое время он был ассистентом Зигмунда Фрейда. Потом, однако, разошелся во взглядах со своим знаменитым учителем. В 1928 году вступил в Коммунистическую партию Германии, а в 1929 году основал Ассоциацию пролетарской сексуальной политики - «Секспол». Сейчас это кажется невероятным, но в 1931 году конгресс «Секспола» в Дюссельдорфе собрал 20 тысяч человек! Любопытно, что некоторые книги Райха запрещали и коммунисты, и нацисты. В 1939 году он по приглашению «Новой школы социальный исследований» вместе со своей лабораторией переезжает в США. На Западе идеи Вильгельма Райха оказали заметное влияние на «Новых левых». В 30-е годы выходит, а потом многократно переиздается, самая известная его книга «Сексуальная революция». Кстати, именно в ней был впервые использован термин «Сексуальная революция». Половина этой фундаментальной работы посвящена событиям в Советской России.

В русской сексуальной революции было много путанного и противоречивого. Многие перегибы объяснялись тем, что свободу любви каждый понимал по своему. Представления высокообразованных и утонченных феминисток порой сильно отличались от взглядов гораздо менее образованных и достаточно грубых пролетарских и крестьянских масс. Если Александра Коллонтай и Инесса Арманд вкладывали в понятие свободы любви ликвидацию препятствий для большого страстного чувства – крылатого Эроса, то молодые пролетарии, солдаты и матросы, в которых играли гормоны, видели в этом лишь возможность для беспрепятственного удовлетворения неограниченных половых потребностей. Довольно быстро свобода нравов и сексуальная вседозволенность достигли в Советской России таких грандиозных масштабов, что это стало беспокоить даже Ленина.

Теория стакана воды

Хотя, я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая новая половая жизнь молодежи, а иной раз и взрослых, довольно часто кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. (...) Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась» (...).

«Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»

«Я считаю знаменитую «теорию стакана воды» совершенно не марксистской и сверх того противообщественной» (...) «Теория стакана воды» «не нова и не коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедовалась в изящной литературе, примерно в середине прошлого века, как «эмансипация сердца». В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела».

Фрагменты из беседы Владимира Ленина с немецкой коммунисткой и феминисткой Кларой Цеткин в 1920 году

Любопытно, что эта беседа была опубликована в Советской России лишь в 1925 году, когда самого вождя уже не было в живых. Возникает вопрос, почему Ленин так сокрушался перед иностранкой по поводу «взбесившейся молодежи», но напрямую к комсомольцам по этой теме никогда не обращался? Почему он не остановил сексуальную революцию, ведь это было в его власти? Скорей всего, потому, что считал стратегическое направление вполне правильным, а некоторые издержки и перегибы неизбежными. О теории «стакана воды» тогда много писала пресса, ей посвящались диспуты комсомольской молодежи. Мудрый вождь пролетариата предпочитал напрямую не вмешиваться в мучительно трудные поиски новых форм семьи и сексуальных отношений.

Впоследствии «теорию стакана воды» стали приписывать Александре Коллонтай, ссылаясь при этом на статью «Дорогу крылатому Эросу!». Хотя там она, напротив, защищала «крылатый Эрос» - духовную близость против «бескрылого Эроса» - чисто физического влечение. Что же касается «стакана воды», то ни там, ни в других ее работах эта теория даже не упоминается. Современный исследователь Константин Душенко после долгих поисков докопался до истины. Он выяснил, что авторами теории «эмансипации плоти», которую упоминал Ленин в беседе с Кларой Цеткин, на самом деле были отнюдь не пресыщенные буржуи, а социалисты - приверженцы Сен-Cимона. А вот про стакан воды впервые заговорила подруга Фредерика Шопена. «ЛЮБОВЬ, КАК СТАКАН ВОДЫ, ДАЕТСЯ ТОМУ, КТО ЕГО ПРОСИТ» - эти слова приписывают ярой стороннице эмансипации знаменитой французской писательнице Авроре Дюпен, более известной под своим мужским псевдонимом Жорж Санд.

^ Долой стыд!

В ходе русской сексуальной революции инициатива некоторых энтузиастов сильно удивляла, а иногда и просто шокировала. Достаточно популярный в высших слоях европейского общества нудизм вдруг стал приобретать в Советской России агрессивно­эксгибиционистcкие формы. Известный писатель, автор культового романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков 12 сентября 1924 года сделал в своём дневнике такую запись: «Новость. На днях в Москве появились совершенно голые люди. Мужчины и женщины. С повязками через плечо «Долой стыд!». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали. Публика возмущалась».

С благословления коммунистов и при поддержке анархистов в России появилось общество «Долой стыд», активисты которого демонстративно разгуливали нагишом. Они провозглашали стыд пережитком буржуазного прошлого. Традиционный в православной России церковный Крестный ход в тот период был уже запрещен, зато парады голых власти позволяли проводить даже в центре Москвы прямо у стен Кремля на Красной площади. И это не удивительно, ведь обществом «Долой стыд!» руководил Карл Радек – известный деятель международного коммунистического движения тесно связанный с лидерами большевиков. Именно Карл Радек возглавлял самый большой парад голых, в котором приняло участие около 10 тысяч воинствующих нудистов. Картина, надо думать, была весьма впечатляющая! Согласно некоторым источникам этот грандиозный парад принимал сам Сталин. Возможно, именно поэтому какие­ либо кино и фото материалы не сохранились. Вероятно, их уничтожили в 30-е годы, когда в эпоху сталинизма стирали любую память о той сексуальной революции.

Акции общества «Долой стыд!» в 20-е годы были излюбленной темой для шуток и острот. В октябре 1924 года харьковский журнал «Красная оса» иронизировал: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно».

Советская Россия того периода выглядела «страной нудистов» и производила на иностранцев неизгладимое впечатление. Лауреат Пулитцеровской премии X. Р. Кникерборгер, путешествуя по берегам Москвы-реки, был поражен несметным количеством обнаженных тел. В русле идей нудизма развивался и массовый детский отдых. Судя по архивной киносъемке даже в пионерском лагере «Артек» дети купались без одежды.

Ленин и Николай II были нудистами

Среди тысяч и тысяч памятников Ленину нет, вероятно, ни одного, который изображал бы его обнажённым. Между тем автор подобной скульптуры не сильно погрешил бы против правды истории – ведь Владимир Ильич был сторонником нудизма.

Движение нудистов (натуристов) возникло в Германии и Австрии на рубеже XIX-XX веков. Обнаженное тело для натуристов стало символом возвращения к природе, естественного и здорового образа жизни. На пляжах и в других местах отдыха нудисты проводили время без одежды, бросая тем самым вызов чувству «ложного стыда» и общественным условностям. Нудисты проповедовали трезвость, отказ от курения, гимнастику, вегетарианство. В России среди сторонников этого движения оказались такие заметные фигуры, как Лев Толстой и Максимилиан Волошин. Нудизм завоевал симпатии и среди русских революционеров. Что было нисколько не удивительно – ведь в натуризме видели нечто вроде продолжения революции в области культуры и здоровья. Находясь в Австрии, эмигрант Владимир Ульянов побывал на нудистском пляже, и это посещение произвело на него самое благоприятное впечатление. Он решительно высказался в пользу «здорового образа жизни», который проповедовали нудисты. Разделяла эти идеи и супруга Ленина – Надежда Константиновна Крупская. К числу сторонников нудизма принадлежали и другие видные большевики – например, Анатолий Луначарский, Николай Бухарин, Александр Богданов...

... Между прочим, нудистом был и последний русский император – Николай II. (Сохранилась кинопленка: обнаженный государь ныряет в реку, в таком же костюме купаются и его домочадцы.) В конце XX века среди российских нудистов появилась даже такая шутка: «Если бы Ленин и Николай II познакомились в каком-нибудь натурклубе, то, может, и революции бы не случилось»...

Александр Майсурян, из книги «Другой Ленин»

Надо отметить, что традицию парадов голых, начало которым было положено в Советской России в 20­-е годы, в наши дни успешно продолжают во многих странах Запада. Пожалуй, самым известным стал “London World Naked Bike Ride” ­ международный велопробег голых, который ежегодно проходит на улицах британской столицы. В нем участвует несколько тысяч человек!

^ Вместо семьи – коммуна

Главной задачей сексуальной революции было разрушение традиционной семьи и переход на принципиально новые отношения между мужчиной и женщиной, основанные исключительно на любви. Половой коммунизм лег в основу новой семейной политики. Свобода брака достигла невообразимого уровня и привела к появлению невиданных в Европе форм семьи.

Браки на любой вкус

«Такой пестроты брачных отношений ещё не знавала история: неразрывный брак с «устойчивой семьей» и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительство девушки с ее возлюбленным – «дикий брак», брак парный и брак «втроем», и даже сложная форма брака «вчетвером», не говоря уже о разновидностях продажной проституции... Противоречивы и запутаны формы брачного общения современности... Скрывать нечего: старая семья отмирает».

Александра Коллонтай, «Семья и коммунистическое государство», 1918 год

Идеальной формой брака главная сексуальная революционерка Советской России считала «последовательную моногамию», то есть парный брак, но не до гроба, как бывало раньше, а один за другим. Ведь по собственному опыту Александра Коллонтай знала, что одной любви редко кому хватает на всю жизнь. Поэтому свадеб у каждого человека должно быть много. Кстати, эту идею проповедовал еще Платон в рамках идеального государства. В его утопии брак заключается на год, а потом сменяется с тем, чтобы каждый мужчина имел за жизнь пятнадцать-двадцать жен, а каждая женщина ­ пятнадцать-двадцать мужей. Чтобы дети не были обузой их, по мнению Платона, следует вскоре после рождения отдавать под опеку государства. Таким образом, вместо общепринятой семьи, где многие живут без любви, у Платона в идеальном государстве оставались только любовные союзы, которые возникают и распадаются каждый год.

Надо сказать, что в современном мире утопия Платона для многих стала реальностью ­ - у нас ведь немало пар возникают и распадаются каждый год... Вот только с детьми проблемы. Поэтому и рожают сейчас все меньше и меньше.

Однако, вернемся в 20-годы в эпоху первой сексуальной революции. В отличии от древнегреческого философа русские сексуальные революционерки понимали, что в семье кроме любви есть еще и домашнее хозяйство, которое в те годы отнимало у женщин уйму времени. Ведь тогда не было ни кухонных комбайнов, ни автоматических стиральных машин, ни почти готовых блюд из супермаркета, как сейчас. Хозяйкам почти все приходилось делать вручную: стирать в корыте и часами стоять у плиты . Поэтому лозунг «Долой кухонное рабство!» был одним из самых популярных среди революционно настроенных женщин.

Чтобы домашнее хозяйство не сковывало свободу любви его предполагалось отменить, превратив в общественное. Предполагалось, что новое коммунистическое государство освободит женщин от малоприятной работы и на смену малоэффективному домашнему труду придет гораздо более эффективное общественное обслуживание. Для этого будут созданы общественные столовые, кухни и прачечные, а также мастерские по починке одежды. Новое общество должно было не только освободить от тягот домашнего хозяйства, но и взять на себя заботу о детях. Предполагалось, что в яслях и детских садах за малышами будут присматривать опытные педагоги, а школьникам предоставят бесплатное питание, жилье и одежду. Александра Коллонтай призывала женщин не делить детей на своих и чужих: «Будь матерью не только для своего ребенка, но и для всех детей!» Дети коммунаров должны были рассматриваться как дети коммуны и воспитываться за счет общих средств.

Дома коммуны

«...Дома коммуны для семейных и особенно для одиноких получают широкое распространение. Ни в одной другой стране нет такого количества общежитий, как в трудовой республике. И заметьте, каждый стремится поселиться в доме-коммуне. Не из «принципа», разумеется, не из убеждения, как это делали утописты в первой половине XIX века, следуя учению Фурье, организуя нежизнеспособные, искусственные «фаланстеры», а потому, что жить в доме-коммуне много удобней, сподручней. Дома-коммуны всегда лучше оборудованы, чем частные квартиры; они обеспечены топливом, освещением. В них нередко имеется куб с кипятком, центральная кухня. Уборка производится профессиональными уборщицами. При некоторых домах имеется центральная прачечная, при других ясли или детский сад. ...Обитателям домов-коммун завидуют все, кто живет на частных квартирах».

Александра Коллонтай, «Революция быта», 1920 год

Дома коммуны были популярны в Советской России не только в годы полуголодного военного коммунизма (до 1921 года), но и период последовавшей за ним новой экономической политики – НЭПа. На нетрадиционную форму семьи стали ориентировать даже жилищное строительство. В Москве и Петербурге можно и сейчас увидеть здания, которые возводились в 20-30-е годы как дома коммуны. Обычно в модном тогда конструктивистском стиле. «Типовое положение о доме-коммуне», утвержденное в 1928 году, предписывало новым жильцам-коммунарам при вселении отказаться от накопленных предыдущими поколениями мебели и старых предметов быта. Там было предусмотрено коллективное решение почти всех вопросов от воспитания детей до стирки, уборки, приготовления еды и «удовлетворение культурных потребностей».

О коммунах 20-х годов в современной России сейчас мало кто знает. Но этот интересный опыт уже в наше время нашел успешное продолжение на Западе. Во Франции появились эко коммуны, которые даже объединились в сеть взаимопомощи и распространились в Италии и Греции. В Германии, Дании, Чехии и Великобритании коммуны стали появляться в захваченных пустующих зданиях-сквотах.

Прообраз шведской семьи

«... Баткис в 1923 году в своей брошюре «Сексуальная революция в Советском Союзе» писал: «Задачей сексуальной педагогики в СССР является воспитание здоровых людей, граждан будущего общества в полном согласии между естественными влечениями и великими социальными задачами, ожидающими их... Пролетарская коммуна с ее свободой отношений должна помочь им в этом». Аргументация была такова, что раз брак – это пережиток буржуазного прошлого, то комсомольская коммуна – семья будущего».

«...Обычным явлением того времени были комсомольские коммуны. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживало 10-12 лиц обоего пола. Как и в нынешней «шведской семье», в подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны».

«Образцовой в этом смысле считалась трудовая коммуна ГПУ для беспризорных в Болшево, созданная в 1924 году по личному распоряжению Дзержинского. В ней насчитывалось около 1 тысячи малолетних преступников от 12 до 18 лет, из них примерно 300 – девочки. Воспитателями коммуны приветствовались «совместные сексуальные опыты», девочки и мальчики проживали в общих казармах. Таким образом, можно сказать, что коммуна в Болшево была (и остается) самой крупной «шведской семьей» в истории».

Павел Пряников, «Свободная Пресса»

Возможно, Павел Пряников сильно преувеличивает, называя коммуну для беспризорников самой большой в истории «шведской семьей». Потому что исходит больше из собственных фантазий, нежели из прямых свидетельств, которых, увы, не сохранилось.

^ Сексуальная контрреволюция

В 1922 году Александру Коллонтай отправили в почетную ссылку на дипломатическую работу. Она продолжает писать о проблемах взаимоотношений мужчин и женщин, но уже издалека. Значительная часть большевистской верхушки отвергла революционные идеи красной феминистки. Ее взгляды были названы вульгарно-анархистскими.

К началу 30-х годов сексуальная революция постепенно сворачивается. В 1934 году снова ввели уголовную ответственность за гомосексуальные связи. Если в разгар сексуальной революции свободная любовь декларировалась как протест против отжившего буржуазного брака, то в 1930-е годы стали осуждать не только её, но даже естественную сексуальность. Появляются призывы к половому воздержанию молодежи и укреплению семьи. Народный комиссар здравоохранения так объяснял молодежи необходимость поворота в сексуальной политике: «Вы должны отказывать себе в удовольствиях, потому что они вредно сказываются на вашей главной цели – учебе, на намерении стать активными участниками строительства новой жизни... Государство пока еще слишком бедно, чтобы взять на себя материальную помощь вам, воспитание детей и обеспечение родителей. Поэтому наш совет – воздержание.»

Крах сексуальной революции

«Мы не можем больше ссылаться на сексуальную свободу советской молодежи и видим смятение, которое охватило западноевропейскую молодежь, не понимающую, что происходит в СССР.

...Мы читаем и слышим, что в Советском Союзе снова превозносится и «укрепляется» принудительная семья.»

«Борясь за рациональное половое просвещение детей и юношества, мы всегда ссылались на успехи Советского Союза в этой сфере. Но вот уже который год мы ничего не слышим о каких-либо новых достижениях, кроме того разве, что идеология аскетизма принимает все более жесткие формы.

...Что случилось? Почему сексуальная реакция берет верх? Из-за чего потерпела крах сексуальная революция?»

Значительную часть своей фундаментальной книги известный немецкий психолог отводит анализу причин этого краха. Он видит их в «отсутствии учения о сексуальной революции, которое соответствовало бы глубине произошедшего переворота» и добавляет: «Не следует забывать, что советская сексуальная революция была первой революцией такого рода».

Действительно, у советской сексуальной революции не было настоящей теории. Были только достаточно общие фразы и рассуждения у Маркса, Энгельса и Ленина. И даже Александра Коллонтай в своих работах не жалела красок, расписывая светлое будущее, но всячески уходила от конкретных деталей. А ведь именно в деталях кроется дьявол! Люди хотели знать, как решать ту или иную проблему. Они задавали трудные вопросы, но ответов на них не получали.

Вопросы замалчиваются

«...Цейтлин доказал, что обладает революционным инстинктом, заявив: «Совершенно не освещается в литературе вопрос брака и семьи, вопрос отношений между мужчиной и женщиной. Между тем, это те вопросы, которые интересуют работниц и рабочих. Когда мы ставим такие вопросы на собраниях, работницы и рабочие знают об этом, они заполняют наши собрания. Кроме того, масса чувствует, что эти вопросы замалчиваются, и мы действительно их как бы замалчиваем».

В свою очередь, функционер Финковский рано обнаружил определенный аспект сути сексуального страха: «Разговоры на эту тему редко поднимаются потому, что они слишком близко всех касаются... Не поднимали их до сих пор, по моему мнению, чтобы не портить себе кровь... Все понимают, что выходом из положения может быть взятие государством на себя целиком воспитания и содержания всех детей рабочих (держа их где-то рядом с родителями), освобождение женщины от кухни и пр. Коммунисты на это прекрасное будущее обычно ссылаются, тем самым снимая острый вопрос с дальнейшего обсуждения...» .

...Это понял партработник Марков: «Я предупреждаю, что на нас надвигается колоссальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие «свободной любви». В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек...»

Вильгельм Райх, «Сексуальная революция»

Главной проблемой стали дети. Разоренная гражданской войной Советская Россия с трудом поднимала свою экономику и не могла на деле обеспечить «общественное и бесплатное воспитание всех детей», как это предусматривалось «Манифестом коммунистических партий». Поэтому не получилось создать семью нового типа, основанную только на любви и не отягощённую домашним хозяйством. Считалось, что главное экономика, а половой вопрос можно решить потом. В конечном итоге старое победило новое. Сексуальная революция в СССР потерпела крах. Однако произошло это не только из­-за чисто материальных трудностей связанных с детьми. Немаловажно было и то, что советское общество в целом так и не смогло преодолеть ложь и лицемерие в отношениях мужчины и женщины.

^ Ключевой вопрос

Вожди, которым не хватило смелости даже на то, чтобы обсудить с народом самый сложный вопрос сексуальной жизни семьи, конечно не могли одобрить его решение в духе сексуальной революции. А ведь с этой проблемой – проблемой «любовного треугольника» рано или поздно сталкивается почти каждая пара. Брачные союзы и люди гибнут в нем гораздо чаще, чем корабли в Бермудском треугольнике.

Хотя эта проблема стара как мир. В условиях дореволюционной буржуазной семьи она чаще всего существовала в виде адюльтера. Муж тайно обзаводился любовницей, а жена любовником. Это называлось «изменой супружеской верности». Так веками жили многие семьи. Когда тайное вдруг становилось явным, семья нередко рушилась. В некоторых случаях дело кончалось даже самоубийством или убийством неверной жены или любовника.

Муки ревности

«Стоит подумать о ревности, которой, как правило, высокая политика не уделяет внимания, но которая, тем не менее, за кулисами крупных политических событий играет гораздо более значительную роль, чем можно догадываться. Стоит подумать и о страхе людей перед невозможностью найти подходящего партнера, когда они теряют прежнего – пусть даже отношения с ним были сплошной мукой.

Стоит подумать и о тысячах убийств партнеров, произошедших лишь потому, что было просто невыносимо представить себе, как близкий человек заключает другого в объятия, побуждаемый к этому сексуальными намерениями. И этот факт играет в жизни гораздо большую роль...»

Вильгельм Райх, «Сексуальная революция»

Сексуальная революция, проповедовавшая свободную любовь, предлагала иной совершенно непривычный, но вполне разумный подход: не разбивать семью из-за треугольника, а как бы расширять ее, не убивать соперника или соперницу, а дружить с ними. Вполне нормальными стали призывы: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». Жизнь втроём была не редкость. Пожалуй, самой известной была семья с участием знаменитого поэта Владимира Маяковского, Лили и Осипа Брик.

Надо отметить, что этот весьма нестандартный способ решения проблемы «любовного треугольника» был опробован в России еще до революции, но не в коммунах, а в кругах богемы. На рубеже веков поэты, писатели и философы испытывали новые формы семьи на собственном опыте. Брак втроем практиковался в разном сочетании: двое мужчин и одна женщина, либо две женщины и один мужчина. Возможно, многие будут удивлены узнав, что в число наиболее известных сексуальных экспериментаторов входили такие знаменитые деятели искусства как Гиппиус, Мережковский и Философов; Блок, Менделеева и Белый; Вячеслав Иванов, Зиновьева­Анибал и Маргарита Волошина.

В годы сексуальной революции их дело продолжили члены коммунистического союза молодежи. В 20-х годах самая популярная в стране молодежная газета «Комсомольская правда» рассказала о том, как в родильный дом к молодой матери явились сразу два отца. Оказалось, что женщина была одновременно женой обоих и поэтому не могла точно знать кто именно является отцом новорожденного сына. Все трое были комсомольцами и студентами рабфака. Они ничуть не смущались и не боялись чужих глаз. Называли это любовью втроем, ни от кого ее не прятали и даже пытались найти ей теоретическое «обоснование». Считали, что любовь комсомольцев не знает ревности, лишена частнособственнических инстинктов и вполне может быть коллективной.

Надо отметить, что в то время подобных фактов было немало. Они нашли свое отражение даже в кино. На эту тему в 1927 году была снята художественная мелодрама «Третья Мещанская» («Любовь втроём»). Но традиционного «хепи енда» в фильме не было. Потому как официальное отношение к сексуальным экспериментаторам было достаточно критическим. О пропаганде в пользу распространения такого опыта в конце 20-х годов уже не было и речи. Партия взяла курс на возврат к традиционным формам семьи. Соответственно возвращались и привычные методы решения проблем «любовного треугольника». Опять через ложь и лицемерие, с неизбежными убийствами и самоубийствами... Это считалось более нормальным вариантом, нежели любовь втроем.

Шаг за шагом сексуальную революцию постепенно придушили вместе с НЭПом и свободой предпринимательства. Любую память о ней вычистили так тщательно, что спустя несколько десятилетий о первом в мире масштабном эксперименте в половой сфере в СССР уже мало кто помнил. Всю сексуальную культуру ­ эротическое искусство, научные исследования и сексуальное просвещение – безжалостно выкорчевали. C 1936 по 1961 год в Советском Союзе было выпущено всего две книги с упоминанием слова «секс». В библиотеке их выдавали даже не всем врачам. Социологические исследования половую жизнь вообще не затрагивали. Таким образом на смену безграничной свободе любви и расцвету нудизма пришли строгие пуританские правила.

Пуританские строгости

«В конце 1950-х гг. в СССР впервые появились шорты, но чтобы носить их даже на курортах Крыма и Кавказа, требовалось мужество. По распоряжению местных властей мужчин в шортах не обслуживали ни в магазинах, ни в столовых, ни в парикмахерских. Увидев за рулем автомобиля водителя в шортах, милиция могла остановить машину и потребовать, чтобы человек тут же переоделся. Местные жители говорили, что шорты оскорбляют их нравственные чувства. ...Столь же энергично преследовались декольтированные платья и традиционные сарафаны».

Игорь Кон, из книги «Клубничка на березке. Сексуальная культура в России»

Понятно, что в таких условиях парад голых на Красной площади никому уже и в страшном сне не мог присниться. Тем более, что в учебниках истории сексуальная революция даже не упоминалась. А в середине 80-х годов на популярном ТВ шоу в ответ на вопрос американцев, как у советских людей обстоят дела с сексом, было прямо заявлено, что «В СССР секса нет!».

Ни одно историческое событие не было так сильно искажено капиталистической элитой, как Русская Революция. В большинстве рассказов почти не упоминается роль женщин и те преимущества, которые они получили в результате победы революции. Свержение капиталистов и помещиков партией большевиков и русским рабочим классом в 1917 году привело к радикальным прогрессивным переменам в обществе, которых не было до и после революции.

Большевики, подчеркивая роль рабочего класса в изменении всего общества, признавали, что женщины страдают от двойного гнёта, который коренится в капитализме и сельском патриархате. Они считали, что освобождение женщин имеет решающее значение в борьбе за социалистическое общество. Ленин говорил, что «пролетариат не сможет достичь свободы, пока не добьётся полного освобождения женщин». Женщины играли ведущие роли в большевистской партии, и революция радикально изменила сознание и жизнь рабочих женщин.

Женщины и Февральская революция.

23 февраля 1917 года на улицы вышли десятки тысяч женщин. Это событие разожгло Февральскую революцию. Эти протесты были приурочены к Международному женскому дню, и большевички стали главными их организаторами. «Настроение женщин было очень воинственным – не только рабочих женщин, но и женщин, стоящих в очередях за хлебом и керосином. Они устраивали политические собрания, они доминировали на улицах, они двинулись к Городской Думе с требованием хлеба, они останавливали трамваи. «Товарищи, выходите на улицы!», - кричали они с энтузиазмом. Они шли на фабрики и заводы, и призывали рабочих отложить инструменты», - писали Анна и Мария Ульяновы в «Правде» от 5 марта 1917 года.

Самые прогрессивные законы в истории.

В декабре 1917 года, всего через семь недель после формирования первого в мире государства рабочих, в результате победы Октябрьской революции, развод стал законным и легкодоступным. Вскоре было законодательно оформлено равенство женщин с мужчинами, и была отменена «нелегальность» детей, рождённых вне брака. С самых первых дней большевики выступали за равноправие женщин, но краеугольным камнем стало освобождение женщин от рабства в традиционной семье. До революции жизнь женщин была строго регламентирована: выйти замуж, любить только одного мужа, рожать детей и заниматься «вечной рутинной работой на кухне и в детской». Большевики оспаривали эти порядки и роль патриархата и Русской православной церкви.

Революция начала реализовывать мечты о системе социального обеспечения. Началось строительство родильных домов, больниц, школ, яслей, детских садов, социальных столовых и прачечных – всё это было нацелено на освобождение женщин от домашней работы. Для рабочих женщин был утверждён оплачиваемый декретный отпуск перед и после родов, на рабочих местах были организованы комнаты для кормления маленьких детей, а также для молодых мам введены перерывы на кормление грудью. Были написаны новые трудовые законы.

В 1920 году аборт стал законным и бесплатным. Лев Троцкий назвал его «одним из самых важных гражданских, политических и культурных прав женщин». Было создано Женское бюро для облегчения доступа женщин к политике, образованию и просвещению в сфере новых прав. Это бюро проводило литературные уроки, политические дискуссии и семинары на тему организации удобств на рабочем месте, например центров дневного ухода. Таким образом, был достигнут успех по целому ряду таких вопросов, как уход за детьми, жилищные проблемы и государственная медицина – всё это расширило горизонты для тысяч женщин.

Сексуальная свобода.

На протяжении всего постреволюционного периода большевики гарантировали широкое и свободное обсуждение сексуальности – это было радикальным новшеством. Отношения совершенно изменились. В 1921 году в «Коммунистической юности» был напечатан обзор, показавший, что 21% мужчин и 14% женщин считали брак идеальной формой отношений. 66% женщин предпочитали длительные отношения, основанные на любви, а 10% предпочитали отношения с различными партнёрами. Александра Коллонтай защищала радикальные перемены, говоря: «Старая семья, в которой мужчина был всем, а женщина ничем, типичная семья, в которой женщина не имела ни своей воли, ни личного времени, ни собственных денег, меняется прямо на наших глазах» («Коммунизм и семья», 1920).

Большевики считали, что отношения должны быть основаны на выборе и личной совместимости, а не на финансовой зависимости. Сексуальные дебаты, исследования и эксперименты распространились по всей стране. Молодёжь, в особенности, стремилась исследовать свою сексуальность. Девушка по фамилии Беракова написала в 1927 году в «Красном студенте»: «Золушки исчезли. Наши девушки знают, чего они хотят от мужчин, без каких-либо волнений многие спят с мужчинами из-за здорового влечения. Мы не объекты или простушки, за которыми должны ухаживать мужчины, девушки знают, кого они выбирают и с кем спят». Это было написано в стране, в которой только 10 лет назад аборт, развод и сексуальные отношения были незаконными.

Сталинская контрреволюция.

Годы войны против монархистов и 21 империалистической страны, приведшие к разрухе молодого государства рабочих, а также чрезвычайная изоляция революции, возникшая из-за поражения рабочих революций в Германии и других странах, создали условия для усиления бюрократии, которая пришла к власти при Сталине. Сталин и бюрократия применили авторитарные меры для разбиения сознания рабочего класса, внутреннего активизма и демократии, а также использовали свою власть для предотвращения побед социалистического движения за границей, в интересах консолидации привилегий бюрократии. Эта контрреволюция не только радикально отклонилась от рабочей демократии революционного периода, но и сознательно напала на завоевания женщин. Были отменены прогрессивные законы. Патриархальная семья снова стала средством социального контроля.

Вдохновляющее наследие.

Усиление бюрократии и предательство Сталина не умаляют значение революционных достижений 1917-го. Никогда прежде женщины не имели такого влияния на политику. Никогда прежде качество жизни и счастье женщин не обладали таким высоким приоритетом. Некоторые достижения Русской Революции до сих пор немыслимы для многих «самых прогрессивных» современных стран. Октябрьская революция остается бесспорным и вдохновляющим свидетельством неразрывной связи борьбы против всех форм угнетения и борьбы рабочего класса за социалистические перемены. Русская Революция показала, что рабочий класс является самой мощной общественной силой. Это единственное сознательное движение в интересах 99%, которое может всерьёз бороться против угнетения и неравенства женщин и других уязвимых групп. По примеру большевиков, мы должны понять, что без женщин – особенно рабочих женщин – невозможно победить капитализм и завоевать лучший мир.

Чувак, наверняка тебе знакомы такие известные женщины, как Мэрилин Монро, Маргарет Тэтчер, Коко Шанель, Майя Плисецкая – перечислять можно долго. Имена этих прекрасных дам всегда звучат на устах и гармонично украшают верхние строчки поиска Google. Но есть героини, о которых не слагают легенды.

Сегодня мы бы хотели рассказать тебе о менее известных, но крайне талантливых и удивительных представительницах прекрасного пола, которые дали этому миру ничуть не меньше своих более «раскрученных» сестер.

1. Жюли Рекамье (1777 – 1849)

Красота – страшная сила, а превосходная мадам Рекамье олицетворяла ее главное орудие в эпоху послереволюционной Франции. Поражая направо-налево сердца романтичных парижан и вдохновляя известных художников, красавица набирала известную славу, оказавшись самой «звездной» леди европейского масштаба того времени. К ее прекрасным ножкам склонялись герцоги и князи, писатели и поэты. Имя Жюли Рекамье звучало от Испании до России. Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату известного императора, а такие живописцы, как Жерар и Давид, увековечили ее славный портрет.

Веселая и таинственная, наивная и недоступная – двоякость была ее неотъемлемой чертой. Помимо очарования, которое она несла людям, мадам Рекамье была одержима просвещением. Ее знаменитый литературно-политический салон стал интеллектуальным центром Парижа, впитав лучшие мысли и знания современников того времени.



2. Роза Люксембург (1871 – 1919)


Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист в одном лице – все это о гениальной Розе Люксембург, ставшей одной из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. Владимир Ильич Ленин называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая, что её работы будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира.

Роза была одной из основательниц антивоенного «Союза Спартака» и Коммунистической партии Германии, изящно боролась против буржуазии, за что подвергалась репрессиям, суммарно проведя в заключении около 4 лет.

Умная женщина на грани гениальности. Ее неутолимое стремление работать, бороться и творить побеждало любые трудности на политическом и творческом пути.

В центре Берлина в ее честь названы площадь и станция метро, а улицы имени Розы Люксембург имеются во множестве европейских городов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

А еще существует песня группы «Мумий Тролль», посвященная Розе:

3. Вера Игнатьевна Мухина (1889 – 1953)

Легендарная женщина-скульптор, оставившая заметный вклад в советском монументальном искусстве. Всемирную известность ей принес грандиозный монумент «Рабочий и колхозница» (тот самый, из заставок «Мосфильма»), представленный не где-нибудь, а на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Вера Игнатьевна создала памятник для Максима Горького, установленный у Белорусского вокзала, скульптуру «Наука» у здания МГУ, памятник Петру Чайковскому возле Московской консерватории, скульптуры «Земля» и «Вода» в Лужниках.

В 1947 году Мухина стала членом Президиума Академии художеств СССР. За долгие плодотворные годы работы получила звание народного художника СССР, стала лауреатом пяти Сталинских премий и неоднократно награждалась орденами.



4. Габриэла Мистраль (1889 – 1957)


Ее настоящее имя Лусила де Мариа дель Перпетуо Сокорро Годой Алькайяга, но по понятным причинам миру больше известно ее лаконичное и красивое прозвище – Гарбриэла Мистраль.

Она работала учительницей, а позже – дипломатом в Италии, Испании, Португалии и Бразилии. В 1903 году были опубликованы ее первые стихотворения: трагичные, чувственные, пропитанные духом страдания и любви; глубокие, проблемные – о мироощущениях индейцев и метущихся душах простых людей. В 1945 году Гарбриэла Мистраль стала Нобелевским лауреатом по литературе «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».

Габриэла известна и своей борьбой за права женщин, занималась просветительской деятельностью. Ее изысканный образ красивой, умной, интеллигентной дамы с большим сердцем и чистой душой представляет собой общественный идеал, удивительно редкий в наше время.


5. Вера Васильевна Холодная (1893 – 1919)

Сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся всего за пять лет до ее смерти, принес Вере Васильевне славу самой известной актрисы немого кино своего времени. Ее по праву называли «королевой экрана». Лента «У камина», в которой актриса исполнила главную роль, стала рекордной по просмотрам для дореволюционного кинематографа. Фильм непрерывно демонстрировался на протяжении 90 дней в Одессе и 72 дня в Харькове.

За три года Вера Холодная приняла участие в съемках более 30 картин. Ее популярность не угасала во время революционных событий 1917 года и даже в годы Гражданской войны.

6. Симона де Бовуар (1908 – 1986)


Одна из наиболее выдающихся представителей литературного мира того времени. Своей книгой «Второй пол» Симона произвела настоящий фурор в видных кругах интеллигенции Европы и Америки. Книга писательницы стала настоящим символом сексуальной революции 1960-х годов, признанной (даже мужиками) и важнейшей работой по феминизму XX столетия.

Симона де Бовуар внесла значительный вклад в развитие философской мысли своего века, стала идеологом феминистического движения и заслуженно закрепила за собой звание талантливейшей французской писательницы. Как писала сама Симона: «Если во мне есть что-то от гения, то исключительно ясность мысли.»


Я оторвала себя от безопасного уюта надежной и определенной жизни ради моей любви к истине – и истина вознаградила меня.


Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкости, нежности, приветливости, – словом, он живет в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины.


Психоаналитики определяют мужчину как человеческое существо, а женщину – как самку; каждый раз, когда женщина поступает как человеческое существо, они говорят, что она подражает мужчине.

7. Элла Джейн Фицджеральд (1917 – 1996)


Мадам Элла была одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки: обладательница блистательного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта (это когда голос исполнителя имитирует джазовый инструмент), искусница голосовой импровизации и 13-кратный лауреат премии «Грэмми».

Фицджеральд окрестили «первой леди джаза». За свое удивительное творчество вокалистка получила Президентскую медаль в США, стала кавалером Ордена Искусств и литературы во Франции и была осыпана множеством других почетных наград.

За свою 50-летнюю карьеру в джазе Элла выпустила около 90 альбомов и сборников, продав в общей сложности более сорока миллионов своих пластинок:

8. Розалинд Франклин (1920 – 1958)


Как подсказывает здравый смысл, женщин-биофизиков в мире было не так уж много. Розалинд Франклин оказалась одной из немногих подобных ученых.

Розалинд – скромная англичанка, имя которой никогда не было на слуху. Тем не менее, фактическое открытие ДНК принадлежит именно Розалинд. Пускай вся слава досталась ее коллегам – Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику, но именно точнейшие лабораторные опыты женщины-ученого позволили получить рентгеновское изображение ДНК, демонстрировавшее известную и привычную сегодня извилистую структуру молекул.

В 1962 году ученые мужи получили Нобелевскую премию за свое открытие. Розалинд Франклин умерла от рака за 4 года до этого события, которое могло бы принести ей заслуженный триумф.

Коммунистка

КОММУНИСТКА и, ж. communiste . 1 . устар. Член коллектива лиц, объединившихся для совместной жизни и работы, . Мне приходится остановиться на этом потому что когда нам было объявлено, что пока наборщиц этим и ограничится, и надо было искать помещение для коммуны, то я, Шимбот и Горская над этой болтовней сослуживицы нашей призадумалась и, боясь погубить зря только что начинающееся дело. решили только в число коммунисток не принимать, но и по возможности пореже ее к себе приглашать. Козлинина За полвека 39.

2. О женщине-члене коммунистической партии . Сердечный и горячий привет мой всем женщинам - коммунисткам и коллективисткам, которые поняли свое равенство с мужчиной и дружно, товарищески, честно работают рука об с . Горький "Работнице и крестьянке". Валентина - коммунистка, - со всех сторон подходящая и стоящая женщина. Николаева Жатва. Ваше поле с нашим рядом, Наше каменистее. Ваши девки - коммунистки, Наши - коммунистее. Астафльева 1998 124. | перен . Нет, милый краснобай, тебе нас не уверить, Как там не горячись в напыщенных словах, Что наша матушка природа коммунистка: Нет, есть и у нея свой выбор и очистка. Единство видим в ней, но равенства в ней . Таков был искони и есть и будет свет. Как почву ни равняй насильственной лопаткой, Природа кое-где глядит аристократкой. Вяземский Стар. зап. кн. // РА 1876 3 158. - Лекс . Даль-1: комуни/стка; Даль-3: коммуни/стка.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "коммунистка" в других словарях:

    КОММУНИСТКА - [ому] коммунистки. женск. к коммунист. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    коммунистка - КОММУНИСТ, а, м. Член коммунистической партии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    коммунистка - сущ., кол во синонимов: 2 марксистка (1) партийка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Коммунистка

    Коммунистка - I ж. разг. жен. к сущ. коммунист I II ж. разг. жен. к сущ. коммунист II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    коммунистка - коммунистка, коммунистки, коммунистки, коммунисток, коммунистке, коммунисткам, коммунистку, коммунисток, коммунисткой, коммунисткою, коммунистками, коммунистке, коммунистках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    коммунистка - коммун истка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь

    коммунистка - см. Коммунист … Энциклопедический словарь

    коммунистка - , и, ж. Женск. к коммунист. МАС, т. 2, 84. ◘ Дочку называй коммунисткой. Нов. мир, 1946, № 12, 8 … Толковый словарь языка Совдепии

    коммунистка - см. коммунист; и; мн. род. ток, дат. ткам; ж … Словарь многих выражений

Книги

  • Представьте 6 девочек. Сестры Митфорд: Писательница. Птичница. Фашистка. Нацистка. Коммунистка. Герцогиня , Томпсон Л.. Документальный роман о сестрах Митфорд, имя которых в середине прошлого столетия было в Англии нарицательным. Шесть сестер стали олицетворением самых разных сторон ХХ века. Выбранные сестрами…

Октябрьская революция 1917 года в России серьезно повлияла на изменение роли женщин в обществе. Пока в других странах феминистки только доказывали необходимость равенства полов, в Советской России этот принцип был официально узаконен.

В первые десятилетия советской эпохи так и повелось — рядом с мужчиной-героем должна была появиться женщина-герой, рядом с ударником труда — ударница, рядом с мужчиной-пилотом — женщина-летчица. Этот принцип нашел отражение даже в знаменитой скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

Накануне праздника 8 Марта, истоки которого в нашей стране уходят в советский период, АиФ.ru решил вспомнить самых известных женщин Советского Союза разных эпох.

Надежда Крупская

Дочь поручика Константина Крупского и гувернантки Елизаветы Тистровой вошла в историю как «жена, друг и соратник Владимира Ильича Ленина ». Все советские книги и фильмы о Ленине частично были посвящены и Надежде Крупской, которая стала символом верности и преданности лично Ильичу и делу революции в целом.

В советский период, разумеется, не освещались проблемы Крупской со здоровьем, из-за которых она не могла иметь детей, и сложности в отношениях в семье Ульяновых, когда вождь мог уйти к другой женщине.

Но Надежда Константиновна Крупская действительно была предана мужу, в разное время будучи для него помощником, секретарем и сиделкой.

После смерти вождя она много времени посвятила вопросам организации комсомольского и пионерского движения, детской литературы и образования. И если Ленин был всем детям Страны Советов дедушкой, то Крупская, несомненно, приходилась бабушкой.

Паша Ангелина

Если трудовых подвиги мужчин в СССР были связаны с именем Алексея Стаханова , то женские — с именем Паши Ангелиной.

Паша, она же Прасковья Никитична Ангелина, в возрасте 16 лет окончила курсы трактористов, став одной из первых в стране женщин-трактористов. В 1933 году Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую тракторную бригаду, став ее бригадиром. Бригада Пашин Ангелиной регулярно перевыполняла план и устанавливала трудовые рекорды. Ее имя не сходило с первых полос центральных газет. В 1938 году она выступила с лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!»

За успехи в труде Паша Ангелина была дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда и трех орденов Ленина. Ее имя оставалось на слуху до самого распада СССР, несмотря на то, что героиня прожила короткую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 46 лет.

Прасковья Ангелина, 1935 г. Фото: РИА Новости

Валентина Гризодубова

Дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова свой первый полет вместе с отцом совершила в возрасте двух с половиной лет, а в 14 лет уже совершала самостоятельные полеты на планере.

В 1930-х годах Гризодубова стала настоящим «Чкаловым в юбке». Она установила целый ряд авиарекордов, главным из которых стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой, совершенный в сентябре 1938 года. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

В годы войны командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

После войны Гризодубова много лет занималась научно-исследовательской деятельностью и испытаниями новейших образцов авиационного оборудования.

Знаменитая советская героиня ушла из жизни весной 1993 года, почти незаметно — новой России, погрязшей в политических распрях, было не до нее.

Валентина Гризодубова, 1938 г. Фото: РИА Новости / Ольга Ландер

Валентина Терешкова

Без всяких сомнений, имя этой советской героини известно всему миру. 16 июня 1963 года она поднялась на космическую орбиту на корабле «Восток-6», став первой в мире женщиной-космонавтом.

В отличие от Гагарина и других первых космонавтов-мужчин, Терешкова не была летчицей. Ткачиха, которая затем стала делать карьеру по комсомольской линии, занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. Из всех претенденток на полет Терешкова более всего понравилась Никите Хрущеву — советский лидер учел и ее рабочее происхождение, и умение активно участвовать в общественной жизни. Последнее было немаловажно — после полета первой женщине-космонавту предстояло много ездить по разным странам, проводить встречи и пропагандировать советский строй.

Сам полет «Востока-6» прошел с трудностями, и его программу пришлось частично сократить из-за того, что Терешкова на орбите чувствовала себя неважно и не могла выполнять указания Центра управления полетами. Разгневанный «отец советского космоса» Сергей Королев пообещал в сердцах, что при нем ни одна женщина в космос больше не полетит.

Вся последующая жизнь Валентины Терешковой посвящена общественной и политической деятельности в разных ипостасях, начиная от поста главы Комитета советский женщин и заканчивая мандатом депутата Государственной Думы России.

Интересно, что когда Терешкову зачисляли в отряд космонавтов, ей присвоили звание рядового. В итоге первая женщина-космонавт стала и первой женщиной, дослужившейся в России до звания генерал-майора.

Ирина Роднина

Один из самых ярких и известных образов советской эпохи — фигуристка Ирина Роднина, стоящая на высшей ступени пьедестала почета и со слезами на глазах смотрящая на поднимающийся под звуки гимна под своды ледовой арены флаг СССР.

В детстве маленькая Ира одиннадцать раз переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно посоветовали родителями побольше заниматься с девочкой физическими упражнениями, и лучше всего на открытом воздухе. Выполняя эту рекомендацию, папа с мамой привели Иру на каток.

Занятия для здоровья обернулись тремя золотыми олимпийскими медалями, десятью победами на чемпионатах мира, званием самой титулованной фигуристки планеты, и искренней любовью всего Советского Союза.

Слава Родиной настолько большая, что к ней не липнут никакие политические скандалы, связанные с ее деятельностью в качестве депутата Государственной Думы России.

Когда Россия вела борьбу за право провести зимнюю Олимпиаду-2014, понадобился человек, который смог бы представить заявку в видеоролике. Выбор пал на Родину, ибо более известного человека из нашей страны в зимних видах спорта просто нет.

Право провести Олимпиаду доверили Сочи, и 7 февраля 2014 года Ирина Роднина вместе с Владиславом Третьяком зажгли огонь Игр.

  • © Фото с сайта wikipedia.org
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото Russian Look
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

Раиса Горбачева

Когда в 1985 году Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, советские граждане с удивлением узнали, что у руководителя государства тоже есть жена. До этого момента супруги лидеров находились в тени, и даже Надежда Крупская по отношению к вождю воспринималась как второстепенный персонаж.

Раиса Максимовна Горбачева продемонстрировала совсем иной стиль поведения супруги главы государства, став первой «первой леди» в западном понимании этого термина в истории нашей страны. Яркая, стильная, модная, Раиса Горбачева порой затмевала своего мужа, который очень быстро стал растрачивать свою популярность. Она занималась благотворительной деятельностью, курировала целый ряд программ помощи женщинам, детям и тяжелобольным.

На Западе ее признавали «Женщиной года» и «Леди года», а вот на Родине отношение было куда более сложным. Со временем Раиса Горбачева стала вызвать раздражение, особенно у женщин: частая смена ею нарядов на фоне нарастающего экономического кризиса многими воспринималась как «пир во время чумы».

После распада СССР и отставки Михаила Горбачева его жена исчезла с телеэкранов также стремительно, как появилась на них. В 1996 году, несмотря на то, что не поддерживала эту идею, она участвовала в предвыборной кампании мужа, претендовавшего на пост президента России. Эти выборы завершились для Горбачева полным провалом.

Летом 1999 года врачи нашли у 67-летней Раисы Горбачевой лейкоз. Помощь ей пытались оказать немецкие врачи, но болезнь стремительно прогрессировала, и в сентябре 1999 года «первой леди» СССР не стало.