Занятие по звуковой культуре речи звук в. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы. Игра «Длинные и короткие слова»






















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Активизация словаря : «Перечислю», Щётки», «Щенята».

Структура занятия:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  • І этап: показ и объяснение артикуляции звука. Многократное повторение изолированного звука воспитателем и детьми.
  • II этап: закрепление произношения звука в слогах.
  • III этап: закрепление произношения звука во фразовой речи.

Методические приёмы: показ, объяснение, индивидуальное и хоровое повторение, утрированное произношение звука, образное называние звука, образная физкультминутка, вопросы.

  • IV этап индивидуальная работа: Собирание картинки с изображением предметов со звуком Щ.
  • V предшествующая работа: заранее выучить физминутку с детьми, использовали на других занятиях. Было проведено занятие со звуком С, З.
  • VI подготовка воспитателя: при подготовке пользовалась методической литературой:
  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
  2. Максаков А.И., Тумаков Г.А. «Учите играя»
  3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селивёрстова.
  4. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №2.

Материалы к занятию : чудесный мешок, Петрушка, картинки(пила, дед, медведь, щука), зеркало. Предметы со звуком Щ: плащ, ящик; цыплята-2.

Ход занятия

(Дети садятся полукругом)

Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с новой песенкой язычка, но сначала послушайте сказку «Что случилось с Мишей»

«Жил однажды в лесу добрый медведь, а звали его Миша. Недалеко от леса стояла избушка, в которой жил старенький и тоже очень добрый дед. Захотелось однажды Мише сходить к домику, увидеть, как дед живёт. Вот собрался он и пошёл. Подошёл к домику, постучал, никто не отвечает. Зашёл во двор, слышит, раздаётся песенка, да не совсем обычная – щ-щ-щ-щ-. Подошёл Миша, смотрит, а это дед пилит доски, а пила поёт – щ-щ-щ-щ.(показ картики-символа). Понравилась Мише песенка, и он решил помочь дедушке, и вот заработали вместе – щ-щ-щ-.

А язычок услышал эту песенку и давай тоже её петь – щ-щ-щ-«.

Пусть и ваши язычки выучат песенку пилы. Чтобы правильно спеть, язычок сделайте широким, как чашечку, поднимите кверху, пустите ветерок, рот откройте. Вот так(показ).

А теперь эту песенку послушаем у….(воспитатель подходит, индивидуально показывает выполнение упражнения детьми, используя зеркальце).

Ребята, я знаю другие песенки, в которых слышится песенка – Щ-Щ-Щ-. Споём их:

Щи-щи-щи – мы варили щи.
Ща-ща-ща – ходит Юля без плаща.
Щу-щу-щу – я Марата ищу.
Ащ-ащ-ащ – вот тебе и плащ.
Ща-ща-ща – вот и нет плаща (индивидуальное, хоровое повторение)

Появляется Петрушка, приносит чудесный мешочек, в нём 3 щётки, ящик, плащ, щука.

Петрушка : Здравствуйте, ребята. Вот услышал я, что вы очень смеялись и решил к вам зайти. А принёс вам сегодня мешочек. А что в нём сейчас покажу(достаёт 3 щётки)

  • Что это? (Щётка)
  • Что это? (Щётка)
  • Что это? (Щётка)

А теперь поиграем с ними. (физминутка)

«Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой- чищу зубы,
Все три щётки мне нужны.

Петрушка . А в мешочке ещё что-то есть.

Воспитатель. Иди,(имя ребёнка), достань из мешочка и скажи, что это.

Что это, (имя ребёнка)? (ящик)

Песенка пилы слышится в слове. Я-щ-щ-щик.

Давайте ещё достанем из мешочка и назовём их вместе.

Воспитатель : Петрушка сейчас хочет незаметно взять эти вещи, но он не хочет, чтобы вы видели. Вы сейчас закроете глаза, а когда я скажу, откроете их.

(Воспитатель убирает один из предметов, дети с глазами.Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало).

Воспитатель : Чего не стало? (не стало ящика)

Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает:

Зачем, для чего эта щётка нужна Петрушке?

Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, для чего они нужны. Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны, правильно определили взятые предметы и чётко произносили слова.

Воспитатель : А сейчас Петрушка, будь внимателен, послушай как правильно ребята умеют слышать песенку щ-щ-щ. Я скажу слово. Если в нём услышат песенку – щ, хлопнут в ладоши, а если нет, то будут тихо сидеть. Итак, лампа, щука, веник, щётка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ, щенок.

Воспитатель исправляет, помогает произносить.

Воспитатель : Я знаю стихотворение про 2-х щенков.

«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётки в уголке»

Кто хочет рассказать так, чтобы песенка –щ-щ- была слышна? (спросить 2 детей, затем мальчиков, девочек и хором).

Воспитатель : Молодцы!

С какой песенкой вы сегодня познакомились?

Мне сегодня понравилось, как ребята отвечали на вопросы, помогали мне, были внимательны, поэтому научились новой песенке. Занятие окончено.

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Ход занятия

«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)

„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.




Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».

Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:


Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.

Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).


Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с ».)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки ).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»

«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».

Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза).

«Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!»

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…»

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина «Листопад».

Цель:

1. Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков С и С’.

2. Учить выделять звуки С и С’.

3. Познакомить с буквой С.

4. Учить образовывать сложные слова, слова – антонимы.

5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

6. Способствовать развитию звуко – буквенного анализа и синтеза слов.

7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

8. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.

Материал:

Демонстрационный:

1. Снежинка (на палочке).

2. Наборное полотно, большие квадраты для обозначения звуков (красные, синие, зеленые).

3. Картина: расписные сани.

4. Панно из картона: сугроб с 5 словами – схемами, СНЕ – начало слов.

5. Снежок – игрушка.

6. Указка.

7. Картина большая (Над сосной сверкает месяц, на сосне сова, под сосной лиса).

Раздаточный:

1. Поднос с маленькими квадратами (красные, синие, зеленые).

2. Прямоугольник – слово.

3. Картонка с нарисованной букой С, пластилиновая палочка (или колечко).

4. Картинки с животными: рысь, лось, лось, сова, лиса, лиса, синица, сорока.

5. Буква для каждого ребенка из слова: с, н, е, ж, и, н, к, а.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом.

1. Воспитатель: «Загадаю вам загадку, кто смышленый погляжу».

«С неба падает зимой, и летает над землей».

«Много, много звездочек

Тонких как стекло

Звездочки холодные,

А земле тепло».

Что это? (Снежинка).

2. Позовем снежинку.

Проговаривание слова «Снежинка» с выделением первого звука.

Какой первый звук? (С).

Когда мы произносим звук С, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка спрятался за зубы. Горло – домик голоса. Приложим тыльную сторону ладони к горлу, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Он может произноситься твердо ЛЕС, СОН и мягко ЛОСЬ. СИЛА.

Какой звук первый в слове «Снежинка»? (Согласный, твердый).

3. Воспитатель: «Придумайте слова к слову «Снежинка».

Какая она?

Дети по кругу передают снежинку и говорят прилагательные: «Маленькая, круглая, холодная, белая, легкая, хрупкая, лучистая, тонкая, блестящая, нежная, сверкающая, мягкая, красивая».

4. Снежинка приглашает нас в зимний.? Поймай звуки, скажи слово Л’ЭС.

5. Составим схему слова «Сани» и они поедут сами. Повезут нас в зимний лес красивые расписные сани.

Воспитатель с помощью наборного полотна составляет схему слова, обозначая каждый звук определенным цветом.

Вопросы к детям.

Сколько слогов в слове?

Какой ударный слог?

Какой первый звук в слове «Сани»?

Это гласный или согласный звук? Почему?

(Когда мы произносим его во рту есть преграда: зубы и язык. Его можно тянуть, но нельзя произносить громко).

Какой второй звук? (Гласный А’).

Какой третий звук? (Согласный, мягкий Н’).

Какой последний звук? (И – гласный)

Сколько всего звуков в слове «Сани»? (Четыре).

6. Эти звуки слово песни,

Ты их в слове назови? (А, И).

7. Воспитатель говорит:

«Снег, снег,

Белый снег,

Мчимся мы быстрее всех».

Вот сани и поехали!

По схемам дети произносят скороговорку (тихо – громко, быстро – медленно).

«По семеро сели в сани».

«Наши сани едут сами».

Чистоговорки.

«Давайте выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно».

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы.

Су – су – су – зимой холодно в лесу.

Со – со – со – нам не нужно колесо.

Си- си –си – сук в руке неси.

8. Приехали. Дети вместе с воспитателем говорят:

«Мы к лесной поляне вышли,

Поднимает ноги выше,

Через ветки и пенечки

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал».

(Дети выходят из – за столов, шагают, встают в круг).

Воспитатель кидает снежок каждому ребенку в руки.

9. Игра «Скажи наоборот».

Веселый – грустный, сильный – слабый,

Голодный – сытый, темно – светло,

Трусливый – смелый, мир – ссора,

Слева – справа, горький – сладкий,

Тепло – холодно.

10. «Морозно» - говорит воспитатель.

Говорят все дети:

«Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь,

Подойдет ко мне мороз

Тронет руки, тронет нос,

Только надо не зевать

Прыгать, бегать и играть».

11. Игра в кругу «Найди свой звук» (2 команды»):

  • Девочки (красивые и нежные – хлопают на мягкий С’);
  • Мальчики (сильные и стойкие – топают на твердый С).

Са, Со, Си, Сы, Се, Сь, Су.

1 вариант

Ай да, зимушка – зима, всех она украсила,

Заготовила зима краски

Все для всех сама.

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

И осина, и сосна

Ясень, ель, береза, лиственница и ольха

Все красивые стоят в серебристом инее.

Снежные тропинки, голые кусты,

Падают снежинки тихо с высоты.

Все снежинки по сугробам улеглись,

Все снежинки огонечками зажглись.

2 вариант

Пушистым снегом накрылись деревья. Трудно понять, где осина, ясень. А вот белоствольная береза. А вот сосна. Высоко на суку сидит сова. Сова спит. Совы всегда спят днем. Вася и Сеня были в лесу. Они там встретили лосей. Вася сказал: «Стой спокойно, не спугни лосей».

12. Дети садятся за столы.

Звук С и С’ обозначается буквой «С». Воспитатель показывает букву С.

13. Воспитатель предлагает детям превратить пластилиновое колечко в букву «С».

14. Вопрос – загадка:

Что растет зимой в лесу? (Сугроб).

«Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля».

15. Дети походят к «сугробу».

Это необычный сугроб, в нем спрятались «снежные» слова.

Все они начинаются одинаково – СНЕ– .

Назовите маленькое слово наверху (СНЕ- г).

Второе, третье, четвертое слово (СНЕ – жок, СНЕ – говик, СНЕ – жинка, СНЕ – гопад).

Назовите самое большое слово (СНЕ – гурочка).

16. Дети рассматривают картинку «Следы».

Воспитатель задает вопрос: «Что около сугроба?».

Ответ детей: «Следы».

Воспитатель: «Значит, мы в лесу не одни, чьи они?».

Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается. (Лиса).

Зимой – он пушистый и белый как снег, а весной серый. (Заяц).

Большая птица по сравнению с синицей, кричит громко, ходит важно. (Ворона).

Ответы детей:

Следы лисы, зайца, вороны, саней.

Вывод: они разбежались.

А кто остался?

17. Дети садятся за столы и самостоятельно составляют схему слов из звуков, используя, красные, синие и зеленые квадраты:

Сорока, Лось, Лиса, Лось, Рысь, Лиса, Сова, Синица.

18. Индивидуальная помощь, вопросы при затруднении.

19. Задания для детей.

  • Встаньте дети у кого слово со звуком С, у кого слово с согласным звуком С’.
  • Поднимите руку у кого в слове один слог, два слога, три слога.
  • Обозначьте буквой С звук С, С’ в своих схемах.

Воспитатель показывает картинку и говорит:

«На сосне – сова,

Под сосной – лиса,

Возвращаться нам пора».

Слова воспитателя:

«Буквой С повис над лесом

Полумесяц в небе темном,

Свет волшебный с неба льет

И обратно нас зовет.

Все бело, бело, бело

Много снега намело,

Запорошило пути

Не проехать, не пройти».

«Рассыпалось слово

Скорей собери

И будет дорога у нас на пути».

Воспитатель раздает буквы. Дети из отдельных букв составляют на полу слово:

С – Н – Е – Ж – И – Н – К – А.

20. Воспитатель держит снежинку.

«Но вот кончается

Дорога дальняя

Земли касается

Звезда кристальная».

21. Снежинка опускается возле сундучка. Всем детям из сундучка вручается блестящая снежинка с буквой С.

Линиза Мамбетова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [З]-[З’]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи.

Тема: Звук З-Зь

Цель: Знакомство со звуком З. Формирование правильной артикуляции звука З. Развитие мышц речевого аппарата по средствам артикуляционной гимнастики. Учить произносить звук «з» твердо и мягко, громко и тихо. Развитие речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Правильное произношение звука з-зь в чистоговорках.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко громко и тихо; различать слова с этим звуком.

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методические приёмы: Дидактическая игра малой подвижности «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?» беседа.

Материал: Картинки - комарик. Картинки на заданный звук. Комарик на ниточке. Большой и маленький комарик. Бубен. Картинки – символы артикуляционных упражнений. Две одинаковые пары картинок.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие вы умные и послушные. Давайте покажем им, что мы с вами умеем. На занятиях мы учимся говорить. А разговаривать нам помогают губы, зубы и язык. Поэтому давайте, сначала сделаем гимнастику для языка. А помогут нам в этом наши друзья».

Воспитатель достает картинки – символы.

Артикуляционная гимнастика: Бегемотик, улыбочка, заборчик, трубочка, хомячок, лошадка, вкусное варенье.

2. Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ».

Достает коробку с комариком. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку комара?

Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. Озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами, горлышко звенит.

Воспитатель: Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З - з - з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенку комара запоёте тихо.

Воспитатель: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров».

Дети вместе с воспитателем поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают).

Воспитатель: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики».

Игра: «Прилетели комарики, сели на шарики».

Воспитатель: «Ребята, комарик на своей спинке принес вам картинки. На картинках нарисованы предметы, названия которых начинаются на звук З».

Воспитатель выставляет картинки на магнитной доске. Дети самостоятельно или с помощью педагога называют слова. Воспитатель уточняет, что все эти слова начинаются на звук З.

Воспитатель «А теперь давайте подуем на комариков, и они полетят».

Дыхательное упражнение: «Комарик на ниточке».

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Воспитатель показывает две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково, мягко зьзьзьзьзь.

Воспитатель говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

(Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.)

Комарики устали пусть отдохнут, а мы свами поиграем.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

Один зонт – много зонтов.

Один зайка – много заек.

Один завод – много? Заводов.

Одна мозаика – много -? Мозаек…

Воспитатель: Молодцы! В музыкальной комариной школе малыши- комары (их ещё можно назвать иначе: вы ребята, а они. (комарята) ,вы ребятишки,а они (комаришки)

Исполняют сложные песенки.

(Чистоговорки:)

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу - я пасу козу.

За – за– за – ест траву коза

Зе-зе-зе - дай воды козе.

За-за-за, зя – зя – зя – шалить нельзя.

Зю- зю -зю, зу- зу -зу – не дрозните козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …Козой!

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?», послушайте правила игры.

1. Разделить все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положить стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздать детям.

2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.

3. Заключение.

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним и расскажем а, комарик за ваши правильные, ответы, будет подниматься выше и выше слушая вас,

с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

(звуком з)

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

(Песенкой комара).

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитатель: «Молодцы ребята. Но наше занятие подошло к концу и комарику пора улетать. Попрощайтесь с ним».

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ч]» Коммуникация. (Развитие речи) Звуковая культура речи: звук «Ч» Показываю изображение цифры 4. Как вы думаете, что это? Дети называют.

Конспект интегрированного занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Семья» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи «Семья» Цель: Закреплять у детей знание с согласного.

Конспект по звуковой культуре речи Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Звуки [т]-[д]» Программное содержание. Образовательные задачи. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных согласных звуков «т» «д». Формировать.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 10

Воспитатель: Размета Татьяна Евгеньевна

ст. Каневская 2015 год

Программные задачи:

  1. учить находить картинки с данным звуком «ш» в начале, середине, конце слова
  2. упражнять в делении слов на части
  3. упражнять образование относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации
  4. развивать фонематический звук

5-. развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ш» , загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина) , разучивание скороговорок.

Оборудование: игрушки (кукла, мышка, мишка, кошка) , предметные картинки со звуком «ш» , игра «веселый поезд» , «пирамида» .

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Гимнастика для ума» . Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука «ш»

Головные уборы (шапка, шляпа) Число больше пяти (шесть) Часть колеса (шина) Как подает голос змея (шипит) Плод хвойного дерева (шишка)

Настольная игра на клеточной доске (шашки, шахматы) Там учат дети (школа)

Часть тела между головой и туловищем (шея) Узкий наоборот (широкий)

2. Анализ артикуляции звука «ш»

  • Произносите звук «ш» наблюдая за артикуляцией в зеркале (губы округлены слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, широко образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.)
  • Расскажите, какой это звук? Звук «ш» всегда твердый, согласный

3. Упражнение в произношении звука «ш» А.

  • Мышка шуршит - произношение прерывистого звука ш-ш-ш
  • Лес шумит - длительное произношение звука ш-ш-ш
  • Прогоним воробьев - кыш-кыш
  • Гусь шипит ша-ша-ша, шу-ша-шо, шо-шо-шо, ши-шу-ша
  • Поднимите фонарик, если услышите в слове звук «ш» (шар, хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый)

4. Появляется кукла Маша. Сегодня мы побывали в гостях у куклы Маши. Отгадайте

кто пришел к ней в гости?

Под полом таится Кошки боится

(мышь)

Воспитатель демонстрирует игрушку - мышь. Мышь выразительно пела. Дети выполняют слоговый ряд с разной интонацией.

  • Утверждала уш-ош-аш
  • Радовалась шва-шво-шву
  • Спрашивала ша-шо-шу

Воспитатель: послушайте стишок, скажите, кто еще пришел в гости к Маше?

У Маши мошка в кашке Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошке И накормила кошку

Воспитатель: демонстрирует игрушку-кошку Назовите слова со звуком «ш» в стихотворении.

5. Игра «Пирамидка»

Воспитатель: помогите, ребята, научить Машиных гостей играть в эту игру

  • Сложите пирамидку от большой к маленькой (детали - овалы)
  • Будьте внимательны - пирамидка волшебная, выбрать нужно те детали, где звук «ш» в начале слова, лишние отложите в сторону.

Воспитатель: послушайте, кто стучится?

  • Доскажите словечко, узнай, кто еще гостья у Маши?

Пыхтит как пышка Косолапый... (мишка)

Воспитатель: демонстрирует игрушку-мишку

  • Мишка принес мячи, давайте вместе с ним поиграем! Имитация движений. Воспитатель читает стихотворение. Дети имитируют движения.

6. Кукла Маша, кошка, мышка и мишка познакомят гостей с новой игрой «подбери рифму»

  • У детей по одной картинки для подбора рифмы

Шишка Кошка Подушка Рубашка

Мышка Картошка Лягушка Ромашка

Вышка Гармошка Пушка неваляшка

Воспитатель называет слова, а дети по картинкам называют рифмующее слово.

Раз - шуршит в шкафу мышонок Два - в подушке лягушонок Три - шакал пошел в камыш А четыре - в шляпе мышь Пять - напишем в школе мышь Шесть - шумит, шалит мартышка Семь - на крыше наша кошка Восемь - шмель влетел в окошко Девять - шапку шьет швея Десять - шел по шпалам я

Игра «Веселый поезд»

Цель: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мелкой

моторики.

Инструкция: помоги распределить предметы и отправить их в путешествие на веселом поезде. Назови каждый предмет, выделяя звук «ш» , прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове и ты узнаешь, какой предмет поедет в каком вагоне поезда (количество слогов совпадает с количеством окошек в вагоне) . Разместите предмет в свой вагон.

Игра «Повтори за мной»

Ш - всегда шипящий звук На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш

Море черное шумит, Ш-ш-ш-ш Как погода хороша Зашипели змейки - ша-ша-ша, Никуда я не спешу Прошипела змейка - шу-шу-шу, Свежим воздухом дыши - ши-ши, Как приятно на душе Улыбнулись змейки - ши-ши-ши.

7. Итог занятий:

  • Беседа с детьми о занятии
  • Почему Маша пригласила в гости мышь, кошку, мишку?. Расскажите о звуке «ш»

8. Поощрение

Маша принесла вам в подарок шарики, в них тоже есть звук «ш»

Приложение к занятию:

Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.

Ша-ша-ша - моет мама малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке

На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кушу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай

Загадки:

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(кошка)

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Мала, а никому не мила

(мышь)

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка)

Под полом таится,.......

Кошки боится?