Забытый герой: алтайский космонавт, который чудом выжил после нечеловеческих перегрузок. Драматичный полет космонавтов Лазарева и Макарова: потеряли зрение, грелись костром Звания и награды

Российский космонавт. Полковник. Герой Советского Союза.

Василий Лазарев родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино, Алтайский край. Мальчик вырос в крестьянской семье. После школы, в 1951 году окончил Уральский Государственный Медицинский Университет по специальности «Хирургия». В 1952 году окончил один курс военно­-медицинского факультета Саратовского медицинского института. В 1954 году получил диплом Чугуевского военного авиационного училища летчиков по ускоренной программе.

С 15 августа 1952 года Лазарев служил врачом­-специалистом 336­-го отдельного батальона аэродромно-­технического обеспечения авиаполка 30-­й воздушной армии. С 27 октября 1952 года являлся начальником лазарета ­ врачом­ специалистом 343­-го отдельного батальона аэродромно­-технического обеспечения авиаполка 30­-й воздушной армии.

Василий Григорьевич, 14 декабря 1954 года назначен летчиком-­инструктором 810-­го учебного авиаполка Чугуевского военного авиационного училища летчиков. С 25 января 1956 года служил летчиком­-испытателем в управлении испытаний самолетов научно-исследовательского института военно-воздушных сил. Входил в дублирующий экипаж стратостата «Волга» 1 ноября 1962 года, когда парашютисты-­испытатели Петр Долгов и Евгений Андреев совершили первый в мировой истории прыжок из стратосферы, с высоты 25600 метров.

В апреле 1964 года Лазарев прошел медицинское обследование в качестве кандидата в отряд космонавтов и допущен до специальным тренировок. Приказом Главнокомандующего ВВС 29 мая 1964 года зачислен в группу для подготовки к полету на космическом корабле «Восход». С 1967 по 1969 год проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов.

С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве командира третьего экипажа «Союз­-9» по программе длительного полета. С сентября 1970 по июль 1971 года проходил подготовку к полету в качестве командира экипажа «Союз» по программе «Контакт».

До сентября 1972 года Лазарев прошел подготовку к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» в качестве командира второго, дублирующего экипажа. С 25 октября 1972 года по 10 апреля 1973 года проходил подготовку в качестве командира второго, дублирующего экипажа для полета на орбитальной станции «Салют». С июля по сентябрь 1973 года проходил подготовку к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве командира основного экипажа.

Первый космический полет Василий Лазарев совершил с 27 по 29 сентября 1973 года в качестве командира корабля «Союз-12» вместе с Олегом Макаровым. В полете проведено первое испытание в пилотируемом режиме модифицированного «Союза» и новых скафандров «Сокол». Продолжительность полета составила: 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года за мужество и героизм, проявленные в ходе космического полета, полковнику Лазареву Василию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 10 декабря 1973 по март 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальной станции «Салют­-4».

Второй космический полет Василий Лазарев совершил 5 апреля 1975 года на космическом корабле «Союз­-18/1». На высоте 192 км, из-­за аварии ракеты-­носителя при отделении второй ступени космический корабль на орбиту не вышел. Спускаясь по баллистической траектории, космонавты испытали перегрузки силой 18g. Спасательная капсула с экипажем приземлился на склоне одной из гор Алтайской области. Эвакуация произведена только на следующий день.

Василий Лазарев 30 марта 1976 года назначен командиром группы орбитальных кораблей и станций. Возглавлял комиссию Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина по отбору космонавтов из социалистических стран, возглавлял делегацию советских специалистов, выезжавших для проведения последнего этапа отбора космонавтов в социалистических странах. Курировал подготовку международных экипажей.

С 25 января 1982 года Лазарев являлся командиром группы космонавтов­исследователей. Уволен из Вооруженных Сил страны в запас и отчислен из отряда космонавтов 27 ноября 1985 года.

Василий Григорьевич Лазарев скончался 31 декабря 1990 года в результате отравления некачественный алкоголем. Похоронен Герой Советского Союза на кладбище деревни Леониха Щелковского района, Московской области.

Награды и Признание Василия Лазарева

Космонавт Лазарев Василий Григорьевич


Порядковый номер 64 - (26)

Количество полетов - 1

Продолжительность полета - 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

Количество суборбитальных полетов - 1

Продолжительность полета - 21 минута 27 секунд.

Статус - летчик-космонавт СССР, 3-й набор ВВС

Дата и место рождения:
Родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Кытмановского района Алтайского края, РСФСР.

Дата и причина смерти:
Умер 31 декабря 1990 года, отравившись некачественным спиртным.
Похоронен на кладбище деревни Леониха (вблизи Звёздного городка) Щёлковского района Московской области.

Образование и научные звания:
В 1946 году окончил среднюю школу.
В 1951 году окончил Свердловский медицинский институт по специальности «Хирургия».
В 1952 году окончил один курс военно-медицинского факультета Саратовского медицинского института.
В 1954 году окончил Чугуевское (Харьковское) военное авиационное училище летчиков по ускоренной программе. Получил диплом летчика-истребителя.

Профессиональная деятельность:
После увольнения в ноябре 1985 года из рядов ВС работал специалистом в ЦПК им. Ю.А.Гагарина, а затем был сотрудником общества «Знание».

Воинская служба:
С 15 августа 1952 года служил врачом-специалистом 336 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30 ВА.
С 27 октября 1952 года служил начальником лазарета - врачом-специалистом 343 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30 ВА.
С 14 декабря 1954 года служил летчиком-инструктором 810 учебного авиаполка в Чугуевского (Харьковского) ВАУЛ.
С 25 января 1956 года служил летчиком-испытателем 1 отделения 3 отдела Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС. С 8 июля 1957 года служил летчиком-испытателем 2 отделения, с 14 ноября 1957 года - служил старшим летчиком-испытателем 1 отделения 1 отдела.
С 21 августа 1959 года служил старшим летчиком-испытателем, врачом-гигиенистом 14 отдела, с 26 января 1962 года - старшим летчиком-испытателем, врачом 10 отдела 1 управления, 31 марта 1964 по 17 января 1966 года - старшим научным сотрудником, врачом-летчиком 10 отдела 2 управления Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины (ГНИИИ АиКМ). Занимался изучением влияния факторов атмосферного, стратосферного и космического полета на организм человека. Входил в дублирующий экипаж стратостата «Волга» (вместе с Иваном Камышевым) во время эксперимента по прыжку из стратосферы 1 ноября 1962 года. За полтора месяца до этого участвовал в испытательном полете на стратостате «Волга» с максимальным набором высоты.
После зачисления в отряд космонавтов служил на различных должностях в ЦПК.
27 ноября 1985 года приказом МО СССР №1115 был уволен из Вооруженных Сил в запас по болезни. Исключен из списков части 23 декабря 1985 года.

Воинское звание:
Лейтенант медицинской службы (м.с.) (22.12.1951).
Старший лейтенант м.с. (15.08.1952).
Старший лейтенант (04.11.1954).
Капитан (15.08.1956).
Майор (31.10.1959).
Подполковник (24.11.1962).
Полковник (01.10.1973), с 27.11.1985 - в запасе.

Служба и должности в ЦПК:
17 января 1966 года был зачислен на должность космонавта 2 отряда. 30 апреля 1969 года был назначен космонавтом отряда космонавтов 2 отдела 1 управления. 30 апреля 1974 года был переведен в 1 отдел.
30 марта 1976 года был назначен командиром группы орбитальных кораблей и станций. Возглавлял комиссию ЦПК по отбору космонавтов из социалистических стран, возглавлял делегацию советских специалистов, выезжавших для проведения последнего этапа отбора космонавтов в социалистических странах. Курировал подготовку международных экипажей.
С 25 января 1982 года был командиром группы космонавтов-исследователей.
27 ноября 1985 года приказом МО СССР №1115 был уволен из Вооруженных Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов по болезни.

Космическая подготовка:
В апреле 1964 года принял участие в наборе кандидатов для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход»). Прошёл медицинское обследование в ЦВНИАГ в качестве кандидата от НИИ-7 ВВС (ГНИИИ АиКМ), и был допущен до спецтренировок. На заседании Мандатной комиссией 26 мая 1964 года был отобран для подготовки в качестве врача экипажа КК «Восход». 29 мая 1964 года приказом Главкома ВВС был зачислен в группу для подготовки к полету на КК «Восход».

С 1 июня по сентябрь 1964 года проходил подготовку к полету на КК «Восход» в составе группы. Во время старта КК «Восход» 12 октября 1964 года был вторым дублером врача экипажа.

Вероятно, был одним из финалистов проводившегося в 1965 году третьего набора ЦПК ВВС . Однако на итоговом заседании 23 октября 1965 года в отряд принят не был. После отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья слушателя-космонавта, военврача Владимира Дегтярёва , приказом Главкома ВВС №37 от 17 января 1966 года был зачислен на должность космонавта 2 отряда.

В 1966 - 1967 годах проходил подготовку по программе «Спираль» в составе группы космонавтов.

В 1967 – 1969 годах проходил подготовку по программе ОПС «Алмаз» в составе группы космонавтов.

С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве командира третьего экипажа КК «Союз-9» (7К-ОК) по программе длительного полета, вместе с Валерием Яздовским .

С сентября 1970 по июль 1971 года проходил подготовку к полету в качестве командира экипажа КК «Союз» (7К-ОК) по программе «Контакт», вместе с Олегом Макаровым . Программа была прекращена и полет отменен.

С 10 октября 1971 по июль 1972 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-2, вместе с Олегом Макаровым . Полет был отменен из-за аварии РН «Протон-К» при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года.

С августа по сентябрь 1972 года прошел непосредственную подготовку к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» (7К-Т №34) в качестве командира второго (дублирующего) экипажа, вместе с Олегом Макаровым . Полет был отменен.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-3 «Салют», вместе с Олегом Макаровым . Полет отменен из-за аварии на орбите в мае 1973 года станции «Салют» (получившей в открытой печати наименование «Космос-557»).

С июля по сентябрь 1973 года проходил непосредственную подготовку к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве командира основного экипажа, вместе с Олегом Макаровым .
Первый полет

С 10 декабря 1973 по декабрь 1974 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-4 «Салют-4», вместе с Олегом Макаровым . Во время старта КК «Союз-17» 10 января 1975 года был дублером командира корабля.

С 15 января по март 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на ДОС-4 «Салют-4», вместе с Олегом Макаровым .
Суборбитальный полет

В 1977 - 1979 годах проходил подготовку в группе космонавтов для испытательного полета на новом транспортном корабле «Союз Т», с октября 1978 года готовился в качестве командира третьего (резервного) экипажа, вместе с Геннадием Стрекаловым .

В октябре 1979 года был назначен командиром первого экипажа по программе второго пилотируемого испытательного полета на корабле «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л), который планировался на IV квартал 1980 года и приступил к подготовке вместе с Геннадием Стрекаловым . После принятия решения одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты, в декабре 1979 года в экипаж был включен космонавт-исследователь ИМБП Валерий Поляков . В таком составе экипаж проходил подготовку до конца мая 1980 года, когда из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».

В июня 1980 года экипаж бывший первый экипаж (Василий Лазарев , Геннадий Стрекалов , Валерий Поляков) был назначен дублирующим по этой новой программе и приступил к подготовке. В октябре 1980 года Геннадий Стрекалов был переведен в основной экипаж, заменив в нем отстраненного по состоянию здоровья Константина Феоктистова . А на его место в дублирующем экипаже был назначен Виктором Савиных . Во время старта КК «Союз Т-3» 27 ноября 1980 года Василий Лазарев был дублером командира корабля.

Почетные звания:
Герой Советского Союза (02.10.1973).
Летчик-космонавт СССР (02.10.1973).

Классность:
Космонавт 3-го класса (02.10.1973).

Награды:
Был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (02.10.1973), двумя орденами Ленина (02.10.1973, 1975) и 10-ю юбилейными медалями.

Семейное положение
Отец - Лазарев Григорий.
Мать - Лазарева Александра Андреевна, крестьянка.
Отчим - Тюменцев Иван Григорьевич, рабочий-строитель.
Жена - Лазарева Луиза Ивановна, (1928 - 1998), работала в ЦУПе.
Сын - Лазарев Александр Васильевич, 1955 г.р., летчик.

Уроженец Алтайского края Василий Лазарев дважды летал в космос. Второй его полет закончился трагической неудачей: Лазарев с борт-инженером Макаровым совершили жесткую посадку у пропасти в Горном Алтае, чуть было не ослепли, пережили остановку сердца и спешно сжигали документы, так как думали, что сели за границей. Спасательный отряд угодил под лавину. А самих космонавтов за тот полет не удостоили наград Героев Советского Союза. Все это засекретили на много лет. Именем Лазарева в Алтайском крае назвали только улицу в маленьком селе.

Сколько космонавтов родилось на Алтае? Это вопрос на засыпку к юбилею края. Мое небольшое исследование показало, что люди старшего поколения называют двоих: Германа Титова и Василия Лазарева. Имя второго, правда, не всегда, но хотя бы помнят, что двое. Молодые люди про Титова что-то знают, о Лазареве не слышали вообще, настолько его личность не на виду и не на слуху. Наверное, только в краеведческом музее о нем можно что-то узнать.

Им не гордится Барнаул?

Одна знакомая, отвечая на мой вопрос о космонавтах, сослалась на галерею «Ими гордится Барнаул» на площади Советов. Дескать, там же только космонавт Титов, значит, один и есть. А если не один, почему Барнаул гордится только им?

Судя по всему, галерея осталась от Годов культуры(2014), литературы(2015) и кино(2016). Что касается Германа Титова, на эти годы как раз выпали круглые даты: 80 лет со дня его рождения в 2015-м и 55 лет полета в космос в 2016-м. Вероятно, этим объясняется, почему космонавт возглавляет большой отряд деятелей литературы и кинематографа родом с Алтая.

Герман Титов летал в космос в 60-е, Василий Лазарев - в 70-е годы прошлого века. Титов из первого, Лазарев из второго, но не менее героического отряда космонавтов. Тогда полеты еще не стали таким обыденным делом, как сейчас.

Второй - неудавшийся - полет Лазарева на долгое время засекретили. Как писали позже журналисты, «полет этого корабля является одной из самых драматичных страниц отечественной космонавтики, а его экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому».

Как бы там ни было, но одного космонавта помним, а про второго запамятовали. Дело и не в галерее. Город и край должны знать своих героев, гордиться ими. И галерея на площади Советов, конечно, не единственный источник этих знаний. И этой галереей далеко не исчерпывается количество людей, которыми мы можем гордиться. Кстати, галерее ведь не один десяток лет, и скорее всего портрет Василия Лазарева там в свое время был, после его первого полета.

Борис Брязгин

Титов vs Лазарев

Понятно, что у Титова была более сильная связь с родными местами. Он окончил среднюю школу в Налобихе, его отец Степан Павлович работал в местной школе, был заслуженным учителем РСФСР, и его имя носит губернаторская премия для сельских педагогов. Лазарев уехал из родных мест, видимо, в школьные годы.

Но мы же гордимся поэтом Робертом Рождественским(его портрет есть в галерее), который родился на Алтае, в Косихе, в 1932 году, а с 1934 года уже жил с родителями в Омске. Нашей памяти и гордости достаточно этого небольшого срока. «Рождественские чтения» - прекрасный пример того, что мы умеем поддерживать память и передавать ее другим поколениям. Или гордимся Михаилом Калашниковым, который уехал из наших мест тоже в школьном возрасте.

Жаль, что Василий Лазарев «выпал из гнезда». Напомним о нашем земляке, хотя бы коротко рассказав о его жизни, вместившей неординарные события.

Картина Скрипкова Я. «Звездные сыны Алтая. Космонавты Герман Титов и Василий Лазарев»

Www.museum.ru/C8832

Врачующий летчик или летающий врач?

Василий Лазарев родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Кытмановского района. В Свердловске, куда переехала семья, он окончил среднюю школу и медицинский институт по специальности «хирургия», затем один курс военно-медицинского факультета Саратовского мединститута. Работал военным медиком. Но однажды решился на крутой «вираж» - поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище, получил квалификацию летчика-истребителя.

В послужном списке В. Лазарева отразилось органичное сочетание этих профессиональных аспектов: 1962 год - старший летчик-испытатель, врач 10-го отдела 1-го Управления Государственного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины; 1964 год - старший научный сотрудник, врач-летчик 10-го отдела 2-го Управления того же института.

Василий Григорьевич принимал участие в испытательных полетах на стратостате «СС» - «Волга» в качестве стратонавта. Он занимался проблемами влияния различных факторов атмосферных, стратосферных и космических полетов на организм человека, участвовал в разработке методики тренировок на адаптацию к невесомости.

Лазарев был в числе первых добровольцев в отряд космонавтов проходил медкомиссию вместе с Юрием Гагариным и Германом Титовым(вот где встретились земляки, позже они будут сотрудничать еще в одном проекте), но не преодолел этот барьер. Однако упорно продолжал готовиться, и 17 января 1966 года его зачислили во 2-й отряд Центра подготовки космонавтов(ЦПК).

В том же году в ЦПК сформировали группу для подготовки к полету на «изделии-50» - так шифровали орбитальный самолет(ОС) по авиакосмической программе «Спираль». В группу вошли пять летчиков, имевших хорошую летную подготовку, в том числе космонавт № 2 Герман Титов и еще не летавший Василий Лазарев. Для космических полетов на ОС «Спираль» требовалась квалификация летчика-испытателя, поэтому всех участников группы в обязательном порядке направляли в 8-й Государственный научно-испытательный институт ВВС им. В. Чкалова(Ахтубинск Астраханской области) на переподготовку и для испытательных полетов на самолетах различных типов. К квалификации летчика-истребителя В. Лазарев добавил опыт летчика-испытателя. В его активе подготовка по нескольким программам, в том числе в рамках пилотируемого советского «лунного проекта». Именно тогда его напарником стал бортинженер Олег Макаров, сложился отличный экипаж, и их стали готовить к полету на станцию «Салют-2», но планы изменились.

Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров в скафандрах «Сокол К» на космодроме Байконур.

Первый полет

27 сентября 1973 года Василий Лазарев возглавил экипаж космического корабля «Союз-12», который успешно стартовал с космодрома Байконур. Целью полета были испытания модифицированного транспортного корабля «Союз» и скафандров «Сокол», предназначенных для спасения экипажа в случае аварийной разгерметизации(полет предыдущего «Союза» завершился разгерметизацией спускаемого аппарата и гибелью троих космонавтов, которые были одеты в обычные лётные костюмы). Полет «Союза-12» продолжался одни сутки 23 часа 15 минут 32 секунды и завершился благополучно.

Лазарев и Макаров после приземления шутили, что с ними был третий член экипажа - товарищ Сухов. Начиная с этого полета, экипажи всех советских и российских космических кораблей перед стартом смотрят художественный фильм «Белое солнце пустыни». Вот где исток неувядающей традиции.

После полета Василий Лазарев приезжал на Алтай, побывал в родной деревне.

Второй полет. Он же - недолет

«Союз-18» с Лазаревым и Макаровым стартовал 5 апреля 1975 года. Все шло по программе. На 261-й секунде полета должна была отделиться вторая ступень, однако вместо этого ракету стало раскачивать, как на гигантских качелях, которые постепенно увеличивали амплитуду. Через несколько секунд в кабине завыла сигнализация и замигала красная лампочка с надписью «Авария ракеты-носителя». Носитель не дотянул до расчетной орбиты, отказал. Сработала аварийная система, отстрелившая спускаемый аппарат. Произошло это на высоте чуть менее 200 километров, то есть де-факто уже в космосе. Авария на такой высоте ведет к самому сложному спуску, который неминуемо сопровождается опасными для жизни экипажа перегрузками.

Аварийный спуск происходил в неуправляемом режиме. Спускаемый аппарат падал почти из космоса. На экипаж навалились перегрузки в 20 g*. Это означает, что вес тела космонавта увеличивался в 20 раз. Какой величины тяжесть достигла на пике, точно неизвестно. Василий Лазарев много позже рассказывал журналистам, что специалисты, разбирая телеметрию, отметили: на несколько секунд она выросла до невероятных 26 g.

В этот момент у космонавтов отказало зрение, была зафиксирована остановка сердца. В себя они пришли тогда, когда сработала парашютная система. Бортинженер что-то говорил командиру корабля, но Лазарев не слышал - у него временно отключился и слух.

Они выжили после супертяжелых перегрузок. Такого в истории мировой космонавтики не случалось ни до, ни после их полета.

Экипаж попытался связаться с Центром управления полетами, чтобы уточнить, где приземлится спускаемый аппарат. Но связь оказалась односторонней: ЦУП их слышал, они его - нет. Поэтому космонавты понятия не имели, где они ступят на земную твердь. Перед полетом «Союзу-18» прогнозировали в зависимости от масштаба возможной аварии два варианта приземления - горы Алтая, Китай, а при самом плохом раскладе - приводнение в Тихий океан(на этот случай космонавты тренировались в Черном море).

На набор высоты ушло четыре минуты. Вместе с посадкой весь полет продлился меньше 22 минут. На этом космическая часть приключений экипажа закончилась. Началась земная.

В. Лазарев(справа).

Твердая посадка на Теремок-3

Сказать, что с посадкой им фантастически повезло, - это ничего не сказать. Спускаемый аппарат достиг земли в труднодоступном районе на высоте около 1200 метров в Горном Алтае, тогда это была автономная область в составе Алтайского края. Вот горькая ирония судьбы для Лазарева: таким экстремальным способом попасть на историческую родину.

Когда они выбрались на свет божий, то обнаружили, что спускаемый аппарат стоит на склоне горы, метрах в 150 от пропасти и не скатывается только потому, что парашют запутался в верхушках деревьев. Спас космонавтов от верной гибели не только его огромный купол, но и совет спасателей: в случае чего сначала осмотреться, а потом отстреливать парашют. Хотя по инструкции экипажу следовало отстрелить его сразу после приземления.

Улетали из весны, прилетели в зиму: в горах снег, температура -7С. Лазарев и Макаров принялись обживать место стоянки: сняли скафандры, переоделись в теплозащитные костюмы и на отколовшемся от аппарата куске теплозащиты разожгли костер, согревались у огня. Лазарев как капитан корабля по инструкции сжег документы о некоторых экспериментах, которые они должны были провести на орбите. Опасался, что приземлились в Китае.

Чуть позже космонавты увидели самолет, поняли, что их обнаружили. Но когда придет помощь - неизвестно, учитывая, куда они свалились.

Первым, кто к ним добрался, оказался геолог, который высадился с вертолета геологической партии. Спасательный отряд при попытке подняться на гору к космонавтам угодил под лавину, и уже его пришлось спасать - к счастью, обошлось без жертв. На следующий день одному из военных вертолетов, не входивших в официальную спасательную группу, удалось на свой страх и риск поднять космонавтов и геолога со склона горы, у которой оказалось милое сказочное название - Теремок-3.

В. Лазарев(справа).

Terranova2017.livejournal.com/2754119.html

Как встречали героев

Единственное сообщение о несостоявшемся полете в советских СМИ появилось только 8 мая и было скромно размещено на внутренних полосах газет:

«…произошло отклонение параметров движения ракеты-носителя от расчетных значений, и автоматическим устройством была выдана команда на прекращение дальнейшего полета по программе и отделение космического корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку юго-западнее города Горно-Алтайска. Поисково-спасательная служба обеспечила доставку космонавтов на космодром. Самочувствие товарищей В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова хорошее».

Только через восемь лет о некоторых подробностях аварии разрешили написать газете Министерства обороны «Красная звезда». Позже об этом полете упоминал в своей книге советский космонавт Владимир Аксенов. Года три назад экипажу была посвящена публикация в газете «Аргументы и факты», в проекте «Настоящие супергерои СССР».

Жизнь после полета

Космонавтов за полет отметили по «урезанному» варианту. По установленному в СССР порядку, за второй полет полагались вторая «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина, однако Лазарева и Макарова наградили только орденами Ленина за героизм, проявленный во время суборбитального полета**.

Драматичный полет оказал сильное влияние на дальнейший путь героев. Василий Лазарев в течение нескольких лет успешно проходил подготовку по различным космическим программам, в 1980 году был дублером командира корабля «Союз Т-3». Но хотя бы еще один полет так и не состоялся. В 1985 году он был уволен из Вооруженных Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов в связи с состоянием здоровья. Умер 31 декабря 1990 года в возрасте 62 лет. Олег Макаров, который был на пять лет моложе, слетал на орбиту еще дважды, но проведя 20 лет в клиниках, ушел из жизни в 2003 году, не перенеся четвертого инфаркта.

Справка

В. Лазарев оставил свои воспоминания и размышления. Он автор книг «Мгновения жизни»(1974), «Взлетная полоса»(1989), соавтор книги «Испытатель космических кораблей»(1976).

Его сын стал летчиком.

Василий Григорьевич являлся почетным гражданином городов Джезказган, Екатеринбург, Калуга, Караганда, Ленинск(ныне - Байконур), Печора. На Алтае его именем названа лишь улица в родном селе Порошино.

_____________________
*Ускорение свободного падения(ускорение силы тяжести) - это ускорение, придаваемой телу силой тяжести, при исключении из рассмотрения других сил. Ускорение свободного падения численно равно силе тяжести, воздействующей на объект единичной массы. Обычный человек может выдерживать перегрузки до 15 g около 3-5 секунд без потери сознания. Перегрузки от 20-30 g и более человек может выдерживать без потери сознания не более 1-2 секунд.
**Суборбитальный полет - это движение космического аппарата по баллистической траектории, то есть по траектории артиллерийского снаряда, корабль на орбиту вокруг Земли не выходит.

"Им казалось, что они кричали - на самом деле хрипели"

Драматичный полет Василия Лазарева и Олега Макарова 5 апреля 1975‑го долго оставался засекреченным. Из-за аварии ракеты-носителя он стал суборбитальным и длился 21 минуту 27 секунд. Сработала система аварийного спасения. Спуск происходил в неуправляемом режиме. Космонавты буквально падали с высоты 192 километра из космоса… Перегрузки достигали от 21 до 26 g. В какой-то момент Василий Лазарев и Олег Макаров потеряли зрение, у них произошла остановка сердца.

Приземлившись в горах Алтая, они едва не угодили в пропасть. Дожидаясь группу эвакуации, две ночи провели у костра на морозе.

О судьбе космонавтов, а также о том, что им довелось пережить в том полете, рассказали «МК» жена бортинженера Олега Макарова, Валентина Ивановна, и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Владимир Джанибеков.

Экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому.

5 апреля 1975 года с космодрома Байконур к станции «Салют‑4» стартовал опытный экипаж. Командир корабля Василий Лазарев и бортинженер Олег Макаров в 1973‑м уже побывали на орбите в составе экспедиции «Союз‑12». Им было присвоено звание Героев Советского Союза.

Василий Лазарев в прошлом военный врач. Закончив Харьковское высшее военное авиационное училище, стал летчиком-истребителем. В качестве стратонавта участвовал в испытательных полетах на стратостате СС-«Волга». А в 1966 году попал во второй отряд Центра подготовки космонавтов ВВС.

О бортинженере Олеге Макарове нам рассказала его жена, Валентина Ивановна:

Олег был очень неординарным человеком, со специфическим мышлением, перфекционист, отличник, ему нужно было все делать на одни «пятерки», чтобы все было идеальным. Отец у него был кадровым военным, участвовал в Сталинградской битве, дошел до Берлина. Учил сына быть справедливым. У Олега на все было свое мнение. Он никогда не отступал от своего решения. Не делал никому гадостей, никогда не подводил. Был очень саркастичным, обладал тонким юмором.

В конструкторское бюро, которое возглавлял Сергей Королёв, он попал, будучи студентом МВТУ имени Баумана. В знаменитом ОКБ‑1 Олег Макаров проходил дипломную практику. После окончания вуза пришел к Королёву работать.

Здесь же встретил и свою будущую жену, Валентину Солдатову.

Олег где-то увидел меня по работе, пришел и сказал: я на тебе женюсь, - рассказывает Валентина Ивановна. - Я его не знала, и вообще, он не был героем моего романа, мне нравились совершенно другие мужчины. Но в нем было сильнó мужское начало, он совершал настоящие мужские поступки, и Олег сумел завоевать мое сердце. И ему неважно было мнение ни мамы, ни папы. Он всегда сам принимал решения. Ему чужды были какие-либо сомнения. Он уже решил, и все. Просто ставил в известность; как сам говорил, «крыльями махать не надо».

Конечно, мне с ним было непросто. Олег был человеком жестким, очень строгим. Он не любил никакой слабости, нерадивости, нередко говорил: как это ты не можешь?..

Ему удалось сработаться с главным конструктором ракетно-космической техники Сергеем Павловичем Королёвым?

Королёв как-то сказал: молодой человек, у вас очень плохой характер, но именно поэтому мы будем с вами работать вместе. Олег был очень принципиальным: если считал, что прав, не уступал, не склонялся перед авторитетом. В 1960 году, когда мы уже поженились, Королёв отправил Олега читать лекции новобранцам из первого отряда космонавтов по ракетной технике и динамике полета. Муж участвовал в разработке первых пилотируемых космических кораблей. В то время об этом ничего не было известно, это была страшная тайна.

В 1966‑м Олег Макаров с благословения Королёва попал в отряд космонавтов. Вместе с Алексеем Леоновым прошел подготовку по программе полета к Луне. Но после того как американцы в июле 1969‑го высадились на Луну, советская лунная программа была свернута. В космос Олег Макаров впервые попал на «Союзе‑12» с Лазаревым, в 40 лет.

Перед этим, в 1971 году, при возвращении на Землю погибли космонавты Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев. Произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Олегу Григорьевичу не было страшно?

О каком страхе вы говорите? Это были одержимые люди. Никакого психологического барьера у них не было. Интересная работа была для них главным делом жизни. При подготовке к полетам муж, например, бывал дома в лучшем случае по выходным. Все бытовые проблемы ложились на мои плечи. Помню, много лет спустя они как-то поспорили с уже взрослым сыном, и Леня сказал отцу: папа, я тебя вообще первый раз увидел, когда мне было 14 лет. Конечно, это было сказано с иронией, но доля правды в этом была. Когда кто-то из сыновей плохо себя вел, у меня был один аргумент: вот папа приедет, ты сам ему все расскажешь. Это было хуже любой порки. А надо сказать, что детей мы никогда не наказывали физически. Все очень любили друг друга.

- Как вы узнали, что следующий полет, 5 апреля 1975 года, на корабле «Союз‑18‑1» пошел нештатно?

Я была на работе. Никакого сигнала не было. На 261‑й секунде полета муж тихо сказал: «Авария». Потом, как им казалось, они кричали, на самом деле - хрипели. То, что произошло с ними, было ужасно. Нашему младшему сыну Косте тогда исполнился только год.

Сначала перегрузка зашкалила за 10 g, потом на ленте телеметрии появилась страшная цифра 21,3 g и даже 26 g. У Василия Лазарева и Олега Макарова отказало зрение и была зафиксирована остановка сердца.

Что такое перегрузка 20 g? Если у вас сердце весит 50 граммов, умножьте эту цифру на 20. И оно должно гонять кровь, которая увеличилась в своей массе в 20 раз, - говорит космонавт Владимир Джанибеков. - Мы проходили испытания, когда перегрузка достигала 12 единиц. У меня было такое ощущение, что легкие отрываются от грудной клетки, трахея прилипает к позвоночнику. Пытались при этом что-то говорить, но вырывался один хрип. Это, конечно, зашкальные перегрузки. Я слышал, что космонавт Валерий Быковский один раз «ходил» на 15–16 g. И, в общем-то, держал их.

- Известен случай, когда при перегрузке 15 g одному из летчиков-испытателей оторвало почку...

И такое может быть. Приобретается ведь колоссальный вес. При этом возможна и потеря зрения, и отлив крови. В корабле немного по-другому сделано кресло, поэтому отлив крови там не такой интенсивный, но тем не менее. Лопаются сосуды. Я наблюдал результат. Если космонавт перед перегрузками не принимал витаминов, у него спина становилась вся лиловая, как и руки с тыльной части, и ноги... Лопались капилляры, и не только на коже. Василий Лазарев и Олег Макаров испытали то, что никому еще не выпадало. Их спасло то, что космонавты подверглись воздействию такой чудовищной перегрузки кратковременно, она длилась несколько секунд, а дальше пошел спад.

Космонавты пришли в себя, когда сработала парашютная система. Олег Макаров обращался к Василию Лазареву, но тот его не слышал. У командира корабля временно отключился слух... Согласно показаниям навигационной системы, корабль снижался в районе Алтая. Была угроза, что экипаж приземлится в Китае. Космонавты проверили, где лежит пистолет. И приготовились при приземлении сжигать секретный журнал с программой экспедиции.

Посадка пришлась на заснеженный склон в Алтайских горах. Спускаемый аппарат, коснувшись земли, покатился… Космонавты не успели отстрелить парашют - это и спасло их от гибели. Купол зацепился за верхушки деревьев и не дал космическому «челноку» скатиться в полукилометровую пропасть.

Две ночи Василию Лазареву и Олегу Макарову пришлось провести у костра на морозе, прежде чем их удалось эвакуировать.

Потом, в январе 1978 года, вы летали с Олегом Макаровым на «Союзе‑27». Он вспоминал тот экстремальный полет? - поинтересовались мы у Владимира Джанибекова.

Олег был внутренне очень напряжен. Но у него был твердый характер, он был заточен под любимую работу. И вообще, был очень интересным человеком.

- После того аварийного приземления были внесены какие-то изменения?

На случай подобной аварии появился пульт управления спуском. Космонавты уже могли взять на себя управление кораблем и уменьшить перегрузки. Также под эти режимы была доработана центрифуга.

«В тот полет Олег взял с собой маленькую деревянную собачку. Потом она с ним постоянно была в космосе», - говорит Валентина Ивановна.

Изнурительные тренировки и перегрузки в космосе подорвали здоровье космонавтов. В 1998 году Олегу Макарову сделали операцию на сердце, затем последовало еще несколько оперативных вмешательств... Но изношенную сердечно-сосудистую систему восстановить уже было нельзя. 28 мая 2003 года 71‑летний космонавт умер от разрыва сердца. Еще ранее, в 1990 году, не стало Василия Лазарева.

- Олег Григорьевич не оставил воспоминаний или дневников?

В нашей семье была установка: не высовываться. Его работа была отдельно, а наша совместная жизнь - отдельно, - говорит Валентина Ивановна. - Давно, лет сорок назад, он пытался писать книгу, а потом забросил ее, сказав: «Да кому она нужна? Кто ее читать будет?» Мы жили в то время, когда токарь, который точил гайку, знал, что она будет прикручена к общему государственному делу. Была общность, а теперь - каждый за себя.

Василий Григорьевич Лазарев (23 февраля 1928, село Порошино, Кытмановский район, Алтайский край - 31 декабря 1990, Москва) - советский космонавт, Герой Советского Союза (1973), полковник (с 1 октября 1973).

Биография

Василий Лазарев родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино (ныне Кытмановский район Алтайского края). Отец - Григорий Лазарев, мать - Александра Андреевна Лазарева, отчим - Иван Григорьевич Тюменцев.

Образование

После окончания средней школы в 1951 году был призван в армию. Окончил лечебный факультет медицинскиого института, затем один курс военно-медицинского факультета Саратовского медицинского института. Несколько лет Василий работал военным врачом, а в 1954 году окончил по ускоренной программе Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков в Чугуеве, где ему была присвоена квалификация лётчика-истребителя.

Военная служба

  • 22 декабря 1951 - присвоено воинское звание «лейтенант медицинской службы»;
  • 15 августа 1952 - присвоено звание «старший лейтенант медицинской службы»;
  • с 15 августа 1952 - врач-специалист 336-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30-й воздушной армии;
  • с 27 октября 1952 - начальник лазарета, врач-специалист того же батальона;
  • 4 ноября 1954 - присвоено воинское звание «старший лейтенант»;
  • с 14 декабря 1954 - лётчик-инструктор 810-го учебного авиаполка Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков (ХВВАУЛ) в Чугуеве;
  • с 25 января 1956 - лётчик-испытатель 1-го отделения 3-го отдела Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (ГКНИИ ВВС);
  • 15 августа 1956 - присвоено воинское звание «капитан»;
  • с 14 января 1957 - старший лётчик-испытатель 1-го отделения 1-го отдела того же Управления;
  • с 21 октября 1959 - старший лётчик-испытатель, врач-гигиенист 14-го отдела ГКНИИ ВВС;
  • 31 октября 1959 - присвоено воинское звание «майор»;
  • с 26 января 1962 - старший лётчик-испытатель, врач 10-го отдела 1-го Управления Государственного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины (ГНИИ АиКМ);
  • с 31 марта 1964 - старший научный сотрудник, врач-лётчик 10-го отдела 2-го Управления ГНИИ АиКМ);
  • 24 ноября 1964 - присвоено воинское звание «подполковник»;
  • с 17 января 1966 - зачислен на должность космонавта 2-го отряда Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК ВВС);
  • 1 октября 1973 - присвоено воинское звание «полковник»;
  • 27 ноября 1985 - приказом Министра обороны СССР уволен в запас из Вооружённых Сил СССР по болезни;
  • 23 декабря 1985 - исключён из списков части.

Лётно-испытательская служба

В 1962 году участвовал в испытательных полётах на стратостате «СС» - «Волга» в качестве стратонавта. Всего налетал на «Волге» более 28 часов. Участвовал в испытательном полёте с максимальным набором высоты. Был членом дублирующего экипажа в эксперименте по прыжку из стратосферы 1 ноября 1962.

Занимался проблемами влияния различных факторов атмосферных, стратосферных и космических полётов на организм человека.

Подготовка к космическим полётам

  • Апрель 1964 - участие в наборе кандидатов по программе первого трёхместного космического корабля (КК) «Восход» в качестве кандидата от ГНИИ АиКМ. Успешно прошёл медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и был допущен до специальных тренировок.
  • 26 мая 1964 - на заседании Мандатной комиссии отобран для подготовки в качестве врача экипажа по программе «Восход».
  • 29 мая 1964 - приказом Главкома ВВС СССР зачислен в группу подготовки к полёту КК «Восход».
  • С 1 июня 1964 по сентябрь 1964 - подготовка к полёту КК «Восход» в составе группы.
  • 12 октября 1964 - второй дублёр врача экипажа КК «Восход» Б. Б. Егорова.
  • 17 января 1966 - приказом Главкома ВВС СССР зачислен на должность космонавта второго отряда космонавтов ЦПК ВВС. Отряд был пополнен 23 октября 1965 в процессе «третьего набора ЦПК ВВС», но сведений об участии В. Г. Лазарева в этом наборе не сохранилось. Он был зачислен в отряд на место выбывшего по состоянию здоровья В. А. Дегтярёва.
  • 1966-1967 - подготовка по программе «Спираль» в составе группы.
  • 1967-1969 - подготовка по программе орбитальной пилотируемой станции (ОПС) «Алмаз» в составе группы.
  • С января по май 1970 - подготовка в качестве командира третьего экипажа КК «Союз-9» по программе длительного полета вместе с В. А. Яздовским.
  • С сентября 1970 по июль 1971 - подготовка к полёту в качестве командира экипажа КК «Союз» модификации 7К-ОК по программе «Контакт» (отработка системы стыковки лунного орбитального и лунного спускаемого аппаратов) вместе с О. Г. Макаровым. Программа лунных полётов была прекращена, подготовка полёта в январе 1971 остановлена.
  • С 10 октября 1971 по июль 1972 - подготовка к полёту на долговременную орбитальную станцию ДОС-2 в качестве командира дублирующего экипажа вместе с О. Г. Макаровым. Полёт был отменён из-за аварии ракеты-носителя «Протон-К» при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года.
  • С августа по сентябрь 1972 - подготовка к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» (7К-Т № 34) в качестве командира дублирующего экипажа вместе с О. Г. Макаровым. Полёт был отменён.
  • С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 - подготовка к полёту на ДОС-3 в качестве командира дублирующего экипажа вместе с О. Г. Макаровым. Полёт был отменён из-за аварии на орбите в мае 1973 года станции ДОС-3, получившей в открытой печати наименование «Космос-557» (название «Салют» этой станции не было присвоено).
  • С июля по сентябрь 1973 - подготовка к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве командира основного экипажа вместе с О. Г. Макаровым.