Взаимоотношения в обществе: виды, плюсы и минусы. Не поддавайтесь на провокации. Умейте радоваться успехам других людей. Это подчеркивает вашу доброжелательность

Одной из важных потребностей человека является потребность в общении. Для того чтобы мы могли выполнять свои социальные функции, нам необходимо общаться с себе подобными. Дефицит коммуникаций может приводить к таким последствиям, как апатия, угнетённое состояние, депрессия и даже стресс. Длительное отсутствие возможности общения для здорового человека чревато страшным исходом - необратимым расстройством психики.

Но к счастью, все мы коллективные существа, что даёт возможность каждый день контактировать с окружающими, таким образом восполняя свою потребность в общении. Мы общаемся с семьёй, сотрудниками, друзьями. Каждая из этих социальных групп - коллектив, к которому мы принадлежим.

Коллектив и его функции

Коллектив - это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач. Предназначением таких социальных групп является достижение определённой миссии или исполнения конкретных функций.

Не всякая группа людей имеет название коллектив. Это средняя социальная группа. Принято считать, что количество людей в коллективе зачастую составляет от трёх до тридцати — сорока человек. Допустим, государство - это тоже социальная община, все члены которой связаны общей целью и одинаковыми признаками, но никто не называет государство коллективом.

Коллективу как составляющему элементу организованного общества отводится важная роль. Основными его функциями являются:

  • Воспитательная — в коллективе производится регулирование поведения всех его членов.
  • Организационная - каждый коллектив — это субъект, управляющий своей деятельностью, а любой процесс при правильной организации становится более эффективным.
  • Стимулирующая - формирование нравственных стимулов к общественно полезным делам.
  • Экономическая - функция коллектива, позволяющая объединять трудовую деятельность, в результате которой возникают культурные и материальные ценности.

Пример коллектива в обществе

Каждый из нас состоит в нескольких коллективах, даже не задумываясь об этом. Самая первая социальная группа, в которой мы растём и воспитываемся - наша семья. Позже мы знакомимся со своей группой в детском саду, со школьным классом, со студенческой общиной. В детском и подростковом возрасте почти каждый становится участником клубов по интересам, это может быть вокальный хор, танцевальный коллектив, спортивная секция. Взрослые люди большую часть жизни проводят на работе, всё время при этом находясь в коллективе сотрудников.

На формирование личности может влиять одновременно несколько коллективов, частью которых она является.

Признаки коллектива

Формирование коллектива может производиться сплочённо и практически одномоментно (формальные коллективы) либо же планомерно (на протяжении некоторого времени). Организованная группа людей становится коллективом тогда, когда начинает приобретать признаки, отличающие её от остальных социальных структур. Такими признаками являются:

  • Цели и задачи группы должны быть одобренными со стороны общества.
  • Совместная деятельность, направленная на их достижение.
  • Присутствие дифференцированной системы межличностных отношений между членами коллектива.
  • Наличие органов самоуправления.
  • Взаимная ответственность за совершаемые в коллективе действия.

Виды коллективов

Социальные группы могут иметь множество различий. Основные из них положены в основу классификации коллективов.

По способу организации бывают:

  • Формальные - целенаправленно созданные коллективы, деятельность которых документально подтверждается. Как пример, формальный коллектив - это работники предприятия.
  • Неформальные - возникающие самостоятельно. Например, группа, организованная для турпохода или экскурсионной поездки.

По времени действия коллективы делят на:

  • Постоянные - более прочный социальный коллектив, существующий длительное время и характеризующийся крепкими связями между его членами.
  • Временные - в основном такие организации исчезают сразу же после достижения назначенной цели.

Кто такой лидер в коллективе

Наличие лидера - это одна из особенностей и отличительных черт любого коллектива. Формальные коллективы нуждаются в руководителях, которые смогут правильно организовать и контролировать целенаправленную деятельность.

Даже если главный не утверждён внутренними правилами или документами, рано или поздно в любом организованном объединении людей непроизвольно выделяется тот, кто будет иметь большее влияние на остальных его членов. Такого человека считают неформальным лидером.

Социально-психологический климат

Коллектив - это основа для формирования личности каждого его члена. В каждом коллективе создаётся уникальная социально-психологическая среда, которая в дальнейшем может повлиять на существование коллектива и выполнение им поставленных функций и задач. Эта же обстановка имеет прямое влияние на всех без исключения членов социальной группы.

Налаживание психологической атмосферы в коллективе - важнейшая задача организаторов, лидеров группы и каждого её участника.

Социально-психологический климат имеет три составляющие:

  • Социальный климат - определяется тем, как соблюдает нормы, правила и обязанности каждый член коллектива.
  • Моральный климат - определяется наличием моральных ценностей, свойственных всем особам, причисляемым к коллективу.
  • Психологический климат - та атмосфера, которая возникает между членами коллектива в процессе их непосредственного контакта.

Каждый из нас как часть коллектива должен стараться по максимуму способствовать формированию благоприятного климата, ведь в дальнейшем эта социально-психологическая среда будет осуществлять на нас непосредственное влияние, и становиться основой нашего настроения и душевного состояния.

Сплоченность команды – признак несокрушимости, слаженности и незыблемости взаимодействий и микроклимата в коллективе. Сплоченность является необходимым условием результативной практики и трудового процесса. В обществе, которое сформировалось из незнакомых лиц, определённый период времени неизбежно будет затрачен на выполнение поставленных групповых заданий. Как раз сплоченность бригады – то, что дает больше гарантий на то, что препятствия на пути развития товарищества будут успешно преодолены, а потери сведутся к минимуму. Также имеет значение, насколько сплочены сотрудник и руководитель.

Совместимость подразумевает высокую вероятность решения проблемы. Сплоченность представляет собой образцовое интегрирование состава сборной.

В кадровой области движения, как и в социуме в общем, существует разделение на союзы и сообщества. Их формирование происходит на почве существования структур в объединении и предприятии, общественным разбиением, заведенным в определённом окружении. Яркий пример – пример трудового окружения.

Однако основным фактором образования определенного объединения представляется человек, его манера поведения, позиция по отношению к людям вокруг него. Зачастую человек во фракции может искать оценки собственных нужд, пристрастий и увлечений. Контакт личностей, формируемый в окружении коллег, может как соответствовать этому, так и нет.

Дружный коллектив – залог успешной работы

Цель начальника – сформировать спетую компанию. Возникает вопрос о том, как же этого достичь. Безусловно, результативность общего дела обусловливается гармоничным взаимодействием членов сообщества. Это относится и к деятельности содружества, которая должна превратиться в единый отряд с определённым намерением, задачами и целями.

Каждый лидер предприятия обозначает для себя цель, которая кажется невыполнимой – создание сплоченного коллектива, готовый выполнять работу не только ради денежного вознаграждения, но также для воплощения в жизнь общих идей, достижения результата. Это непростая задача, так как даже представители одного рода деятельности обладают разными характерами, темпераментами и увлечениями. Цель руководителя – сплоченность и формирование дружного сообщества.

Наиболее используемый прием – приглашение в товарищеский круг психолога. Однако прибытие специалиста дает обратный эффект. Это скованность и неготовность раскрываться. Метод номер два: решение проблемы собственными силами.

Основная часть – создание благоприятного климата в офисе. Следует позаботиться о наличии всех необходимых вещей для выполнения своих должностных обязанностей кадрами и временного досуга на рабочих местах.

Помимо этого, немаловажно периодически контактировать с коллегами вне офиса. Совместный выход на природу даст больше положительных впечатлений, возможность выяснить скрытые таланты и увлечения сослуживцев, окажет положительное влияние на процесс сплочения товарищества.

Методы и механизмы формирования сплоченного коллектива

Каковы же существуют методы для того, чтобы сплотить людей в вашем коллективе?

  • Собрание, совещание – прекрасный способ налаживания контакта между членами данного общества. В большинстве случаев хватает одного консилиума за неделю. В качестве креативного варианта, который положительно повлияет на сплоченность союза, можно выдумывать тематику дискуссии, к примеру, сложить лозунг для организации, после чего его напечатать и приклеить на стены в офисе. В этом случае играет основную роль ваша фантазия. Следует предоставить возможность высказывания всему кругу присутствующих, в этом случае у коллег скорее сформируется осознание целостности бригады.
  • «Круглые столы» и практические занятия также имеют место быть, если среди коллег появляется какое-либо напряжение. Они дают возможность выискивать пути разрешения многих неурядиц в профессиональной деятельности, и каждый сотрудник имеет право высказаться.
  • Мотивация также одобряется деятелями. Она уместна на любой стадии формирования отряда. В условиях наличия мотивации к труду процесс идет активнее. Это воспринимается как «игра за приз» в случаях необходимости достигать целей любыми средствами. Но поощрен должен быть весь коллектив, а не отдельный сотрудник, так как у остальных могут возникнуть сомнения в непредвзятости отношения руководителя. Деятельность, осуществляемая под воздействием общей мотивации, дает труженикам более четкое ощущение духа команды. Положительно сказывается занятие общим проектом, в этом случае есть и общая задача, и поощрение. По ходу групповой практики будут обучаться продуктивному взаимодействию и нахождению контакта с товарищами.

Это главные факторы.

Совет психологов: делитесь с корпорацией победами и неудачами. Солидарное волнение трудового сообщества настраивает на результативную деятельность для решения поставленных вопросов.

Прислушивайтесь к мнению коллег. Даже если они не специалисты в сфере рассматриваемого вопроса. Каждый сотрудник имеет право быть услышанным. Чаще интересные идеи озвучивают специалисты, видящие вопрос с иного ракурса, не понимая закономерности и вариантов примитивных заключений.

Домашние трудности непосредственно влияют на работоспособность кадров. Невозможно иметь все сведения о каждом, однако иногда всё-таки полезно любопытствовать. Так авторитет возрастает в глазах Ваших подчиненных, у них появится ощущение защиты и участия, это важная часть. Демонстрируя внимание к работникам, вы тем самым повышаете их работоспособность и обеспечиваете рост прибыли, и каждый сотрудник стремится по возможности воздать столько же, сколько вложено.

Фундамент коллективного взаимодействия – создание и поддержание ощущения командного духа. Однако это совсем непросто. В помощь руководителю существует множество различных курсов и тренингов, на которых говорят об основах работы с людьми, рассматривают вопрос с точки зрения психологии, производят оценку трудового потенциала работника компании.

Следует понимать, что коллектив всегда создается из личностей, у которых разные характеры, темпераменты, и каждый сотрудник имеет свои амбиции и потенциал. Различия такого рода могут становиться причинами несогласованности и разладов. Ярче всего это проявляется в таком обществе на грани дедлайна. Несмотря на то, что время – деньги, всё же следует уделить время формированию единой сборной, дать возможность коллегам привыкнуть друг к другу. Это достаточно важный этап формирования трудового объединения и поможет вывести сплоченность на новый уровень.

Факторы, о которых следует помнить на этапе формирования команды

  1. Отряд не сложится в единое целое за несколько дней. Это процесс, который занимает немалое время. Совместный труд следует сделать главным стилем работы организации.
  2. В попытках создания бригады руководитель не всегда может учесть данные. Товарищество принимает участие в игре, по-другому не будет. В чем суть игры? Всякое дело – игра, но в случае, если в ней есть задачи, будь то получение материального вознаграждения, повышение социального статуса и прочее. Правилами выступают нормы и положения. Также есть противники. Об этом не стоит забывать.
  3. Сотрудник, сколько он находится в кругу трудового коллектива, всегда стремится играть. При отсутствии конкурентов он станет создавать их для себя самостоятельно. Предположим, группа идет на подъем. Миссией выступает покорение вершины гор, препятствия – физические затруднения, средства – познания и навыки, противники ˗ чрезвычайная ситуация. Общественность, учитывая эти факторы, понимает, что по одному им не справиться с миссией, и члены такого общества начинают искать методы решения проблемы. Но стоит поместить тот же союз в менее дискомфортную среду, и командный дух исчезнет.
  4. Наставнику, который пытается сделать из своей группы команду, следует не ограничиваться проведением тренингов, также следует выдвигать на первый план стиль работы в обществе, максимально точно излагать суть вопроса работникам, обсудить правила, предоставить возможность видеть противника. Не всегда противником выступает человек. Пожарные ведут борьбу с огнем, медики – с болезнью.

Заключение

Каждый начальник должен понимать механизмы коллективной инициативы, помнить о том, что каждый сотрудник — это личность, имеющая право на точку зрения. Он является частью этого содружества. Методы работы и подход ко всем должен отличаться. Не следует забывать о том, что всё же никуда не денутся такие факторы как темперамент, восприятие и несхожесть характеров. Сколько существует человечество, столько же и люди разбивают нагрузку на бригаду.

Разделяют несколько стадий формирования сплоченного трудового объединения: притирка, этап «дворцовых переворотов», результативность, эффективность, мастерство, старение и смерть – этап реорганизации учреждения. С каждой из этих стадий сплоченность группы растет.

Выше приведены методы, которые, несомненно, помогут добиться того, что сплоченность трудового товарищества усилится. Конечно, на это также оказывают влияние такие факторы как несходство характеров и несовместимость темпераментов, однако такие проблемы решают психологические методы воздействия. Главное, чтобы каждый сотрудник должен быть услышан.

На сплоченность трудового сообщества влияют многие факторы, но одно остается неизменным: всегда решающей единицей остается сотрудник.

Инструкция

Будьте терпимее с людьми. Примите право каждого коллеги быть самим собой. Если вы не можете сразу понять мотивы поведения человека, это еще не означает, что он не прав. Вы не можете знать всего, поэтому не торопитесь осуждать сотрудников вашего предприятия за какие-либо поступки или слова.

Присмотритесь к людям, которые, по вашему мнению, не совсем дружелюбно настроены по отношению к вам. Подумайте, какие мотивы могут ими руководить. Не провоцируйте недругов на конфликт. Если с таким коллегой вам не приходится часто пересекаться по рабочим моментам, постарайтесь свести контакты с ним на «нет».

Не принимайте нападки коллег на свой счет. То, что они недолюбливают вас, их личная проблема. К вашей компетенции или личностным качествам она не имеет отношения. Не позволяйте недоброжелателям занижать вашу самооценку и уменьшать ваш рабочий энтузиазм. У вас есть информация обо всех ваших трудовых свершениях и вы сами знаете, что достойны любви и уважения.

Не стоит ухудшать отношения с вашим непосредственным руководителем. Не спорьте с ним в открытую. Следите за тоном при разговоре или переписке с начальством. Ваша позиция с руководством должна быть на равных. Не стоит прогибаться под того человека, который идет впереди вас по карьерной лестнице. Но со словами стоит быть аккуратнее.

Поддерживайте корпоративные традиции. Отмечайте праздники вместе с коллегами, если на вашем рабочем месте это принято. Иногда стоит принести что-нибудь к чаю, чтобы угостить сотрудников, или привезти мелкие сувениры коллегам из отпуска. Участвуйте в корпоративах.

Не противопоставляйте себя коллективу. Не старайтесь казаться умнее, опытнее или интеллигентнее коллег. В противном случае вы можете оказаться не просто в одиночестве, но и в немилости у большинства людей. Старайтесь установить контакт с каждым человеком, с которым вас связывает работа. Наверняка у вас есть какие-то точки соприкосновения или общие темы для обсуждения.

Относитесь к работе и всем проблемам, что с ней связаны, в том числе и неприятные мгновения в отношениях с коллекивом, адекватно. Это всего лишь место, где вы трудитесь. Если ситуация зайдет слишком далеко, у вас есть свобода выбора. Действуйте в собственных интересах и смените и работу, и коллектив.

Не случайно женские коллективы время от времени сравнивают с банкой, полной пауков. Действительно, в таких организациях есть своя специфика. Женщины куда более внимательны и нетерпимы к чужим недостаткам, чем мужчины, и поэтому они не прощают промахов. Как работать в женском коллективе и не стать жертвой сплетен и наговоров?

Бытует мнение о том, что коллектив, в котором работают преимущественно женщины – это настоящий серпентарий. Именно в таких коллективах принято дружить, не руководствуясь какими-то общими интересами, а, что называется, «против кого-то». Существуют определенные правила, играя в соответствии с которыми, можно органично влиться в и проработать в нем на протяжении долгого времени без потерь для своей психики и самооценки.

Как стать своей в женском коллективе?

Девушке, наслышанной обо всех «прелестях» работы в женском коллективе, может показаться правильным держаться особняком и не давать втянуть себя в любые разговоры на не относящиеся к работе темы. На самом деле такое поведение едва ли приведет к чему-то хорошему. Женщины инстинктивно ощущают неприязнь к тем, кто сторонится их, и наверняка станут строить козни и плести интриги против такой коллеги. В конечном итоге это может испортить ее репутацию, что способно привести даже к увольнению.

Учитесь находить общий язык с коллегами. Ненавязчиво выясните, чем каждая из них интересуется, и в беседах с ними используйте полученные знания. Интересуйтесь мнением коллег по разным вопросам – им приятно чувствовать себя авторитетными. Люди очень тепло относятся к тем, кто интересуется ими, и вы можете использовать эту особенность человеческой психики в свою пользу.

Как не сойти с ума в женском коллективе?

В любой организации, где работают женщины, есть как минимум одна стервозная сотрудница, манипуляторша и провокаторша. Если вам довелось общаться с ней, ни в коем случае не выходите из себя и не раздражайтесь, ведь именно такой реакции она и ожидает.

Представьте, что на ее месте неразумный ребенок или тяжелобольной человек – ведь вы же не будете срываться на того, кто не отвечает за свои действия?

Будьте общительны, не скупитесь на комплименты и время от времени угощайте коллег чем-то вкусненьким. Это сделает их отношение к вам более теплым и сердечным. Наконец, не давайте повода распустить сплетни о том, что вы бездельничаете на рабочем месте. Выполняйте свои должностные обязанности на «отлично».

Видео по теме

Источники:

  • Как выжить в женском коллективе в 2019

Хотите, чтобы к вам относились серьезно и давали возможность двигаться по карьерной лестнице? Одного трудолюбия не хватит, если вы работаете в коллективе. О важных деталях, которым нужно уделять внимание, расскажем в нашем материале.

Мы часто слышим об успешных "гаражных компаниях", которые были созданы буквально с нуля. Но даже такие предприятия создавались не силами одного человека, а небольшим коллективом единомышленников. Что уж говорить о больших офисах, где в "курилке" обсуждают всех и каждого и где даже самые мельчайшие особенности поведения становятся материалом для сплетен.

Каждый человек хочет быть собой, но на работе вынужден создавать свой образ с нуля и отклоняться от привычной модели поведения. В каком-то смысле это необходимое зло, и с ним вынужден мириться любой сотрудник, рассчитывающий на карьерный рост.

Но если вы будете следовать достаточно простым правилам, то сможете достичь своей мечты, не перекраивая собственные модели поведения до неузнаваемости. Более того, вы сами же получите удовольствие от плодотворного общения с коллективом. Ученые Гарвардского университета пришли к выводу, что конструктивный разговор может стимулировать те же участки мозга, что и хорошая еда или секс. Иными словами, правильно выстроенное общение - это и удовольствие, и успех. Что же нужно делать?

1. Не пытайтесь понравиться всем

В любом коллективе есть соперничество, и любого сотрудника то и дело затягивает то в один закулисный разговор, то в другой. Сформируйте собственное мнение и не поддакивайте всем подряд, лишь бы не обидеть собеседника. В любом случае кто-то будет вами недоволен. Выберите союзников из тех людей, которые хотят лучшего и для компании, и для себя, и для вас. Не создавайте врагов специально, но и не распускайте язык попусту. Будьте вежливы, но отстаивайте свою точку зрения. Тогда даже ненавидящие вас будут с вами считаться и побоятся перейти вам дорогу.

2. Говорите о себе и позволяйте коллегам рассказывать о себе

Хороший разговор - рассказ двух собеседников о своем опыте и идеях. Плохой разговор - это обсуждение кого-то третьего за его спиной. Мы говорим не о добре и зле как таковом, а о тех разговорах, которые помогут либо помешают наладить отношения с коллегами. Отдавайте предпочтение более личностному общению, где каждый собеседник имеет право рассказать о себе любимом. В таком разговоре люди обмениваются более важной лично для себя информацией и формируют дружеские связи. К тому же вы можете многому научиться либо передать полезные знания коллеге. Это пойдет на благо всему коллективу и повысит ваш авторитет.

3. Здоровайтесь

Любите незаметно пробираться к своему рабочему месту? Заботитесь о гигиене и не хотите жать руку? Выбросьте из головы эту чепуху. Если вы брезгливы, пользуйтесь влажными салфетками. Но ни в коем случае не избегайте приветствий. Окружающие вас люди должны помнить о вашем существовании и знать, что и они для вас существуют. Рукопожатие - отдельное искусство. Обязательно смотрите в глаза и слегка наклоните голову, демонстрируя свое уважение. Не сжимайте руку коллеги, но если уж инициатива принадлежит другой стороне, то и вы напрягите руку в ответ: так вы продемонстрируете уверенность и силу, хотя в целом рукопожатие - это не соревнование.

4. Демократия лучше слепой субординации

В демократическом обществе каждый имеет право голоса. Это касается и рабочего коллектива. Это не значит, что вы должны бесконечно спорить с начальником. Однако если вы будете соглашаться с начальством во всем, оно не будет к вам прислушиваться, ведь ценных замечаний от вас не поступает. Если появилась идея и вы на сто процентов уверены в ней, постарайтесь ее озвучить и не требуйте ничего в ответ. Так вы напомните о том, что судьба коллектива вам небезразлична. Если же коллега допустил или допустила ошибку и вы можете помочь, не идите к начальству, а попробуйте договориться между собой. Такой шаг тоже будет способствовать формированию дружеских связей. Если же к вашему мнению не прислушались и под угрозой оказалось общее дело, смело рассказывайте о проблеме начальству.

5. Следите за внешним видом

Работаете в самом демократичном офисе в мире? Все одеваются как хотят? Это еще не значит, что стиль и опрятность не играют здесь никакой роли. Человеческий глаз всего за 100 миллисекунд оценивает внешний вид и создает первое представление о человеке. Не ходите в офис как на парад, но всегда чистите обувь, стригите ногти, причесывайтесь, принимайте душ и уделяйте внимание правильной осанке. Даже самый гениальный человек может лишиться карьерных перспектив, если коллегам и начальству неприятно находиться с ним рядом.

6. Избегайте закрытых поз

Когда разговариваете с кем-то, старайтесь принимать максимально открытую позу. Прямая спина, расправленные плечи и свободные руки говорят о вашей уверенности и честности. Более того, открытая поза даже влияет на гормональный фон, позволяя вам чувствовать себя более уверенным в себе. Если собеседник "закрывается" от вас, не следуйте его примеру, продемонстрируйте открытость, и он с большой долей вероятности начнет вести себя по зеркальному принципу. В результате общение будет более продуктивным, а атмосфера - дружеской.

7. Разбирайтесь в своей области лучше всех и демонстрируйте любознательность

Посмотрите на самых известных топ-менеджеров и других деловых людей. Тим Кук, Марисса Майер, Уоррен Баффетт, Джек Ма и другие звезды готовы к любым вопросам, потому что ежедневно следят за новостями в профильных секторах экономики и заранее готовят аргументацию, размышляя о том, с какой стороны стоит ждать удара. В то же время интересы преуспевающих карьеристов не ограничиваются только своей отраслью. Они хорошо эрудированы, уделяют внимание важнейшим новостям науки, спорта, экономики, культуры. В идеале вы должны уметь здраво рассуждать практически на любую тему, а в своей отрасли обязаны обладать исчерпывающими знаниями. Иногда одной нелепости, сказанной вами, будет достаточно, чтобы навсегда лишить вас перспектив в конкретном коллективе.

8. Рассказывайте интересные истории

Мы уже говорили о том, что общение должно быть максимально персонифицированным и даже в каком-то смысле интимным. Разумеется, не нужно на каждом шагу рассказывать о своей половой жизни, но даже во время публичного выступления или разговора с высоким начальством стоит попытаться создать атмосферу доверительного общения. Вспомнилась история, которая может стать аллегорией и позволит привлечь внимание к важной идее? Обязательно начните именно с этой истории. Не каждый раз вы будете угадывать, что именно слушатель хочет услышать, и не каждый раз интересный вам случай будет интересен и другим, но речь в любом случае будет более яркой. Очень важно, чтобы история подвертывалась под общую канву беседы и была остроумной.

9. Будьте оратором, следите за интонацией и дикцией

Человеку, работающему в коллективе, необходимо изучить ораторское искусство. Вы должны уметь спорить и приводить аргументы. В ситуациях, когда нужно продемонстрировать спокойствие и уверенность, фразы не должны путаться, а голос - срываться. Даже сами лучшие идеи, озвученные слишком сумбурно, останутся без внимания. Это еще одно доказательство пользы работы в коллективе. Именно общение с коллегами и постоянное соперничество научат вас быть оратором. В итоге вы будете гордиться собой, побеждая в спорах. Если же не общаться с людьми, навык теряется и любой ораторский вызов, даже самый незначительный, заставит вас сомневаться в собственной правоте. Все публичные и вообще все преуспевающие люди в той или иной мере владеют искусством оратора.

10. Не нойте и не бойтесь много работать

В любой компании одна из любимых тем для разговоров - тяжелая жизнь. Работать тяжело, денег мало, вставать надо рано, выспаться не получается, дети болеют, начальники - тираны и так далее. Эти истории в любом случае будут звучать. Но чем меньше вы будете говорить о том, как лично вам тяжело живется, тем лучше. Даже о самых трудных ситуациях рассказывайте с улыбкой или хотя бы без нытья. Ведь если работа и жизнь вам в тягость, какая от вас польза? Все наше существование в каком-то смысле бессмысленно, уж простите за каламбур. Зачем лишний раз напоминать себе и другим о скучных и неприятных вещах, не имеющих отношения к движению вперед? Позитивное мышление, целеустремленность, трудолюбие - все эти качества могут вызывать зависть. Но уж лучше пусть завидуют, зато не считают унылым... Представление о преуспевающем человеке как о толстосуме, который добился всего и теперь почивает на лаврах, ошибочно. Почитайте о том, как много работает любой из миллиардеров, поднявшихся из низов общества. Нам со всем нашим нытьем до них как до звезд.