Все о викингах и их культуре. Повседневная жизнь викингов. Закат эпохи викингов

Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. «Что нового на свете?» - вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников.

Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X в., Норвегия - в XI в. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях Эдды, которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. B Эдде действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством.

C IX в. старший рунический алфавит, который состоял из 24 рун, сменяется младшим руническим алфавитом, состоящим из 16 рун. Надписи старшим руническим алфавитом относятся к эпохе III-IX вв. Найдено около 200 надписей, преимущественно в Норвегии, Дании и Швеции. Древнейшей считается Надпись (одно слово на наконечнике копья из Эвре- Стабю (Норвегия, ок. 200 г. н. э.). Скорее всего, это имя владельца копья. Надписи вырезались на оружии, гребнях, пряжках, амулетах, позднее - на могильных камнях и скалах, состояли из одного или Нескольких слов и имели магическое значение. Толковать руны очень сложно. Их изучением занимается особая наука - рунология. Около 2500 надписей Младшими рунами найдено в Швеции, около 500 - в Норвегии с ее островными колониями и около 400 - в Дании. Большинство надписей младшими рунами - на могильных камнях.

Эпические песни из «Старшей Эдды» - могучие повествования исландских родовых и королевских саг. «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказания о богах и героях. Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. после появления там латинской письменности. Самая древняя из дошедших до нашего времени рукописей относится ко второй половине XIII в. «Старшая Эдда» состоит из отдельных лирико-эпических песен, связанных единством содержания, но не имеющих той внешней цельности, которую признают основным признаком эпоса (например, «Песнь о Нибелунгах» или «ПеСнь о Роланде»).

«Младшая Эдда» - прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII в. исландским скальдом Снорри Стурлусоном.

Скальды сопровождали норманнов во всех важнейших походах. Олаф Святой, собирая поход против Канута Датского, велел призвать к себе четырех скальдов и сказал им: «Теперь высматривайте все достойное внимания, чтобы было вам о чем петь и рассказывать».

Средневековые летописи норманнов наполнены рассказами об их морских набегах. Корабль для скандинава был существом, одаренным жизнью, подобно коню. Украшения и названия, дававшиеся кораблю, поддерживали эту политическую иллюзию. Ha носу корабля изображалась голова дракона, быка, коня или другого животного. От кормы корабля шел звериный или змеиный хвост.

Исландские саги - прозаические, эпические повествования на исландском языке - занимают особое место в скандинавской литературе. Саги слагались скальдами в устной форме и впервые были записаны в XII в. Они очень разнообразны по содержанию. Многие из них отражают действительные исторические события. Например, «Сага об Эгиле» - сказание ό знаменитом викинге и скадье X в. Эгиле Скалагримссоне; «Сага о Ньяле» - о мудром исландском законнике конца X - начале XI в.; «Сага об Эрике Рыжем» - об открьггии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Скандинавские саги отражали характер жестоких и неустрашимых норманнских героев. У норманнов было поверье, что сердце у людей храбрых меньше по объему и бескровнее, чем у обыкновенного человека, а трусость и робость происходят от обильного прилива крови к сердцу. Герой одной саги, услышав об убийстве своего отца, не меняется в лице. Он не краснеет, потому что гнев не расходится по его коже, и не бледнеет, потому что гнев не поступает ему B KOC-

Деталь собора в Лунде. XII в.

ти. Сердце его не дрогнет от ужаса, оно сковано и закалено искуснейшим из кузнецов. Когда враги наконец убивают героя и вскрывают ему грудь, чтобы взглянуть на его сердце, оно оказывается величиной с орех, твердым, как рог, и бескровным.

Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому Человеку,- это его имя и место жительства. Упоминание в сагах о любом лице, даже совершенно случайном персонаже, сопровождалось сведениями о его происхождении: чей он сын и откуда родом. Это касается не одних людей: в рассказах о богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются.

«Речи Гримнира» - одна из песен цикла «Старшей Эдды» - почти целиком посвящены описанию палат и усадеб богов и героев. B их основе лежит твердое убеждение B том, что и человек и бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно «срослось» с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет. Название жилища может быть производным от имени его обитателя. B иных случаях в топографическом наименовании фигурирует имя бога - покровителя этого поселения, либо в топонимах встречаются слова, свидетельствующие о благополучии и процветании, которые в них царят (лучше сказать: должны царить). Существенно одно: название двора небезразлично для его жителей и их жизни. Это название «отчины», родины, ибо «одаль», «аллод» был не только неотъемлемым наследственным владением семьи, но и «родиной».

Можно сказать, что, подобно тому как человек владеет усадьбой, и она им «владеет», накладывая на его личность свой отпечаток.

B скандинавской мифологии мир - это совокупность дворов, населенных людьми, богами, великанами и карликами. Пока царил первобытный хаос, мир был неустроен,- естественно, не было никаких жилищ. Процесс упорядочения мира - отделение не- бес от земли, учреждение времени, дня и ночи, создание солнца, луны и звезд - был вместе с тем и процессом основании усадеб, создания раз навсегда твердой топографии мира. B каждом узловом пункте мира: в центре его на земле, на небесах, в том месте, где начинается радуга, ведущая с земли на небо, и там, где земля соединяется с небесами,- везде расположены двор, усадьба, бург.

Культ предков, игравший важную роль в жизни скандинавов, был связан с их отношением ко времени. Предок мог вновь возродиться B ОДНОМ ИЗ СВОИХ ПОтомков - в пределах рода передавались имена, а вместе с ними и внутренние качества их носителей. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались рядом расположенными и реально существующими.

Важнейшим и древнейшим из ремесел скандинавов было кузнечное. Кузнецом в Скандинавии назывался не только тот, кто ковал железо, но и золотых дел мастер. Мифические карлики, великаны, герои, особенно знаменитый Виланд, занимались кузнечным делом. Лучшее железо добывалось в Англии. АнгЛия была благодатной страной, по понятиям скандинавов, оттуда шло не только железо, но и пшеница и мед. Скандинавы торговали янтарем и мехами.

Список статей:

Культура викингов - сердце Древней Скандинавии

Традиции викингов - это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется - эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности - обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь - работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном - Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности - территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос - что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов - это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов - это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов - это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины - берсерки и ульвхендары. Это эрили - резчики по камню, и скальды - поэты, сжимающие в одной руке - меч, в другой - искусство стихосложения. В этом - вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.

Эпоха викингов: кто построил Европу?

Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам - VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет - Гренландию.

В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.

То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат - многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…

Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что - в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Одним из первых проявлений "германского духа" стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами).

Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание "державы" маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара.

Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.

Однако, германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине 3 в. н. э. – так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки. Последним двум было суждено большое будущее.

Согласно готскому историку 6 века Иордану, остготы, вестготы и вандалы происходили из Южной Скандинавии. Они высадились в устье Вислы и постепенно продвинулись до Черного моря. Затем готы, использовав боспорские корабли, разграбили Элладу и побережье Малой Азии. В 4 веке, на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха. Однако готы не поладили со многими местными этносами (за исключением аланов) и были изгнаны гуннами. Убежище они нашли на землях империи, но с той поры представляли перманентную угрозу Риму. В конечном счете, вестготы захватили Галлию и Иберию (Испанию), а остготы – Иллирию и Италию. Не отставали и другие племена: франки, вандалы, англо-саксы, бургунды, герулы, руги, гепиды, лангобарды, фризы...

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена за исключением готов не приняли участие в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С 5 в. н. э. она входит в полосу экономического и культурного расцвете – так называемый Вендельский период. Культурные связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги. В искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживаются и римское и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами в это время, видимо, выступали англо-саксы. Но подлинным центром нового искусства, охватывавшего европейский континент до Франкской державы и лангобардской Италии была Швеция и такие ее центры, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов" (само слово "викинги" происходит то ли от "вик" – "бухта, залив", то ли от "викингр" – "пират, налетчик"). Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Известна значительная, хотя и неоднозначная роль викингов в создании Киевской Руси.

Викинги открыли и заселили Исландию. Ее освоение имело ключевое значение для сохранения скандинавской мифологии. Здесь надо иметь в виду, что культура викингов развивалась уже в христианское время, представляя своего рода "запоздалые цветы северного язычества". Втягивание скандинавов в жизнь континентальной Европы влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс происходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

С точки зрения сохранности мифологии скандинавы подобны кельтам. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительными из этих периодов явились: Период великого переселения народов (3 – 5 вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (5 – 8 вв. н. э.) с его великолепно украшенным оружием; Век викингов (конец 8 – 11 вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревянной резьбы.

С другой стороны, это тексты. Скандинавы имели Исландию, ставшую для них таким же резерватом мифологии, каким для кельтов явилась Ирландия. (Вообще замечено, что на островах чаще сохраняются реликтовые формы, и не только культуры, но и природы). И вновь, позитивную роль здесь сыграло христианство с его традиционной ученостью. В 13 в. н. э. В Исландии были созданы две замечательные книги. Это "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен. Вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного корпуса мифов. При этом очень важно, что обе "Эдды" включают важнейшие креативные и эсхатологические мифы. К этим памятникам примыкает и "Деяния датчан" датского историка Саксона Грамматика (также упоминающего древни богов, хотя и в эвгемерическом ключе) и ряд скальдических стихов. Временной разрыв между текстуальным и изобразительным материалом не столь велик как у кельтов, что также облегчает изучение мифологий.

Тысячи лет назад территория Скандинавии была основным центром оледенения в Европе; толщина ледника доходила в этих местах до трёх километров. Однако, если 17000 лет назад численность населения этих областей составляла всего около 1000 человек, то уже 11000 лет назад, сразу после окончания ледникового периода, их количество возросло в десятки раз. Учёные относят древнейшее население Северной Европы к атланто-балтийской подрасе. Их поселения обнаружены в разных частях Скандинавского полуострова, Великобритании и материковой Европы. Это Маглемосе в Дании и Эртебёлле на юге Скандинавии, Комса и Фосна на атлантическом побережье Норвегии, Сандариа в юго-западной Швеции, Стар-Карр в Йоркшире (Англия) на берегу древнего озера - всё это приморские и приречные культуры, возраст которых 11000-9000 лет.

В древнейших скандинавских поселениях как правило было до 20 домов, в которых жило около 100 человек. Прочные трапецевидные домики столбового типа имели площадь от 5,5 до 30 кв.метров, полы домиков были обмазаны известью. Их обитатели занимались в основном рыбной ловлей, сбором моллюсков и охотой, применяли кремниевые топоры, костяные изделия, знали лук и стрелы, пользовались лодками-однодеревками, приручали собак. Люди изготовляли костяные, роговые и янтарные изделия с художественными изображениями, а также рисунки, выполненные на мыльном камне. В деревнях существовали специальные жертвенные места и святилища. Древнейшими Божествами были Богиня Земли и плодородия, плывущая в ладье, и Богиня Воды - обнажённая дева, держащая перед собой двумя руками сосуд со священной водой. Верховного невидимого Творца всех вещей древние скандинавы называли Все-Отцом, а верховными Божествами нашей Вселенной считались Отец Ху и Мать Керидвен.

Около 7000 лет назад в Скандинавию начали прибывать первые арийские переселенцы с Южного Урала. Тогда в Северной Европе начинают появляться жилые районы с центром в виде крупного поселения, окружённого несколькими малыми. Население таких районов достигало уже от 400 до 2000 человек (например - Уэссекс в Англии). Люди охотились на тюленей, содержали свиней, выращивали злаки, применяли шлифовку и полировку своих орудий (ножей, серпов), использовали свёрла, изготавляли посуду и другие керамические изделия из обожжёной глины. Более тысячи предметов керамики и украшений найдено в Скандинавии на берегах Литторинового моря. Возле поселений располагались длинные курганы - места погребений вождей и других людей высокого ранга. Для каждого из них сооружались колоссальные насыпи из крупных камней или мегалитические гробницы из каменных плит. Нередко гробницы и различные предметы быта украшались рунами - своеобразными иероглифами-символами, имевшими религиозное либо мистическое значение.

Отцом и Учителем древних скандинавов считался одноглазый Бог Один (или Вотан). Согласно легендам, когда-то из тумана, возникшего в первобытном Хаосе, получился ледяной гигант Имир. От Имира произошёл род могучих и жестоких великанов. Сыновья одного из них - Бури, которых звали Один, Вили и Ве, восстали против Имира и после долгой и жестокой борьбы убили его. Из тела Имира они создали Землю в виде плоского круга в океане крови Имира. Землю они назвали Митгард и населили её людьми, сделанными из деревьев. А для себя высоко над Землёй Боги построили небесный город Асгард, дорогой в который служила радуга. В Божественном Асгарде обитало 12 Божеств: сыновья Одина - Тор (Гром) и Бальдр (Весна), мать Тора - Ёрд (Земля), мать Бальдра - Фригг (Мудрость), а также древний арийский Бог Тивас (Дьяус) или Тюр (Война), Хёд (Судьба), Локи (Огонь), Фрейя (предводительница небесных дев-воительниц "валькирий") и др. Один из обитателей Асгарда содержал в себе корень Зла. Это был Локи. Он подговорил Хёда, слепого Бога Судьбы, убить любимого сына Одина - Бальдра. Со смертью Бальдра исчезли свет и радость из жизни Богов. Потрясённые Боги собрались на совет, чтобы открыть секрет оживления этого Духа молодости и жизни.

Хранителями знаний на территории Северной Европы были жрецы "друиды" (на санскрите "дру" - "лес", по галльски "друидх" - "мудрец, волшебник", по ирландски "друи" - "люди дубовых деревьев"). Главные друиды были в Британии, Ирландии, Галлии и Скандинавии. Согласно установленному порядку, друиды обладали правом давать имена городам и местностям и выступать на собраниях перед их правителями. Священным деревом для друидов был дуб, священными символами - змея и крест из дубовых веток, священным Божеством - Мадонна, Непорочная Мать с младенцем на руках. Друиды жили в полном воздержании и аскетизме, местами их обитания были уединённые пещеры или хижины и грубые дома из камня, где они проводили время в молитвах и медитациях, выходя только для исполнения религиозных ритуалов. Друиды всегда были одеты в белые одежды - символ чистоты и невинности и приближенности к Солнцу; головы друидов украшали тиары в виде круга из солнечных лучей. Высшие друиды носили спереди на поясе брошь, в центр которой был вделан большой белый камень - увеличительное стекло, которым они зажигали огонь на алтаре. Божество Солнца, поклонение которому пришло в Скандинавию в незапамятные времена из близкой к Британии Атлантиды, изображалось в виде золотого диска, окружённого ореолом, в колеснице, влекомой лошадью; символом его было колесо со спицами или крест в круге.

Обычных людей друиды учили морали, а посвящённых - высшим эзотерическим учениям. Они говорили, что душа бессмертна, и верили в её воскрешение. Друиды верили в три мира и в переселение души человека из одного тела в другое для наказания и поощрения. На Земле Добро и Зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет свободу каждое мгновение выбирать между ними. Друиды утверждали, что все люди в итоге должны быть спасены, но многие из них должны ради этого возвращаться на Землю неоднократно, пока не преодолеют в себе все элементы Зла. Ад - это наказание за грехи и чистилище души. Посвящения происходили в дни равноденствий и солнцестояний в специальных храмах, имевших форму круга или яйца, из которого, согласно мифам, произошла когда-то вся Вселенная. Существовали также храмы в виде змеи и креста. Святилища друидов обнаружены практически по всей территории Северной Европы. В одной только Франции имеется более ста мегалитических каменных кругов и более 6000 других древних сооружений. Все они были возведены в интервале 5000-2500 лет до н.э. Самый крупный в Северной Европе мегалитический комплекс расположен в Карнаке, на территории Западной Франции. В длину он простирается на 8 километров и включает каменные глыбы высотой до 7 метров. В Англии крупнейшим каменным сооружением является Эйвбёрихендж в графстве Уильтшир. Мегалит имеет внешний круг диаметром 427 метров и два внутренних круга диаметром около 100 метров, а входящие в него валуны весят от 60 до 90 тонн!

Наиболее знаменитое из древних святилищ - Стоунхендж на юго-западе Англии. "Стоунхендж" в буквальном переводе с английского означает "висящий камень". Это сооружение преставляет собой огромное каменное кольцо, окружённое двумя валами, диаметром более 100 метров, разделёнными рвом. Внешний вал имеет ширину 2,5 метров и высоту 0,8 метра, внутренний вал - ширину 6 метров и высоту 1,8 метра. С северо-востока находится вход - аллея шириной 12 метров и длиной 25 метров, ведущая в сердце Стоунхенджа. Направление аллеи указывает на точку горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит Солнце. Центральная часть Стоунхенджа - окружность диаметром 31 метр, по которой стоят 30 каменных блоков массой по 25 тонн; высота блоков 5,5 метров, глубина, на которую они вкопаны, 1 метр, а всего в сооружении использовано свыше 80 каменных блоков весом до 35 тонн. Строительство Стоунхенджа было начато в 2800 году до н.э. и завершилось в 1600 году до н.э.. Мегалит служил одновременно местом культовых обрядов, астрономической обсерваторией и своеобразным календарём, так как фиксирует на горизонте точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. В расположении камней хитроумным способом зашифрованы данные обо всех лунных и солнечных затмениях прошлого, настоящего и будущего.

Древние кельты называли Стоунхендж "Работой Эмриса", поскольку его создателем считался прорицатель Эмрис, которого скандинавы знали под именем Мирддина, а британцы - как Мерлина, ставшего позднее главным советником легендарного короля Артура (? - 516 г.г. н.э.). Согласно легендам, изначально под его наблюдением было возведено целых три подобных мегалитических храма, располагавшихся на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сам Эмрис обитал в гигантском Стеклянном Дворце, возведённом им на острове Энлли вблизи ирландского побережья, позднее погрузившемся в океан. Благодаря особой конструкции Дворца, форма которого напоминала треугольную пирамиду, течение времени внутри него было сильно замедлено, и прорицатель мог оставаться молодым в течение тысяч лет. Если проплывавшие мимо острова Энлли корабли подходили к нему слишком близко, они попадали под влияние невидимых сил Стеклянного Дворца, и те из людей, кто проводил на острове всего лишь три дня, возвращаясь на родину обнаруживали, что на самом деле прошло уже целых 30 лет. скандинавия культура мегалитический стоунхэндж

Эмрис и другие посвящённые древности знали, что любой магический круг, от маленького кольца на пальце руки до гигантского Стоунхенджа, может служить приёмником и генератором энергетических сил Земли. Тот же Стоунхендж был возведён Эмрисом при помощи магического кольца, воздействовавшего на передвижение каменных блоков. Исследователи предполагают, что на одной из граней каждого монолита строители вырезали несколько концентрических колец определённого диаметра, ширины и глубины и перераспределяли массу монолита по объёму таким образом, что его центры масс и инерции оказывались смещёнными друг относительно друга. Затем Эмрис воздействовал на мегалит своим кольцом, заклинанием или прикосновением жезла, создавая в нём вибрации определённой частоты. Возникавший в системе концентрических колец устойчивый колебательный резонанс порождал инерционные силы, которые компенсировали силу тяжести каменного блока. Благодаря этому многотонный блок становился практически невесомым и легко перемещался по воздуху в нужное для строителей место.

Слово "викинг" происходит от древненорвежского "викингр", что буквально переводится как "человек из фьорда". Именно в фьордах и бухтах появились их первые поселения. Эти воинственные и жестокие люди были очень религиозны и поклонялись своим божествам, совершая культовые обряды и принося им жертвы. Главным богом был Один -- Отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями. Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Истинный воин должен принять смерть на поле брани с оружием в руках, лишь тогда он попадет в золоченые палаты Одина -- Вальхаллу, где есть место только доблестным воинам, которые будут участвовать в последней битве богов. Такая религия воспитывала в скандинавах непреклонность и бесстрашие даже перед лицом поражения и смерти.

Перенаселение приморских районов Скандинавии, нехватка плодородных земель, стремление к обогащению -- все это неумолимо гнало викингов с родных мест. А под силу это было лишь сильным, легко переносящим лишения и неудобства воинам. Из подготовленных к сражениям викингов формировались отряды, каждый из которых состоял из нескольких сот воинов, беспрекословно повинующихся вождю клана и конунгу-князю. На протяжении всей эпохи викингов эти отряды были исключительно добровольными.

Вооружение викинга состояло из легких доспехов, шлема, часто рогатого (чтобы врагу труднее было наносить удар), иногда копья, кинжала и часто -- меча. Важной воинской принадлежностью было и весло корабля. Это не значит, что его постоянно носили с собой или ходили с ним в бой. Дело в том, что воины-викинги всегда гребли сами. Сидеть за веслом -- дело свободного человека. Если же весло давали рабу, то он переставал быть рабом и становился равным.

Важную роль для викингов играл корабль. Они относились к нему как к своему жилищу. Часто он на всю жизнь заменял им родной дом. От скорости и других качеств корабля зависела удача в военном сражении. Киль судна делался из одного целого дерева, в длину он достигал 20-50 метров, то есть на одном корабле могло уместиться 150 человек. Нос судна украшали деревянной головой змея и дракона, поэтому викинги называли свой корабль «дракон» или «большой змей» - драккар. Ладья была очень устойчива и имела большую осадку, что позволяло ему быстро входить в устья рек. Помимо весел драккар имел четырехугольный парус и был чрезвычайно легок в управлении. Даже в бурю с ним мог справиться один человек.

Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный -- считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Дружинники приносили вождю клятву верности, нарушив которую, они покрыли бы себя несмываемым позором. Вернуться из сражения, в котором пал вождь, было признаком трусости, самым постыдным делом.

Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов -- могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом "словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам", наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Один берсерк приравнивался к 20 воинам.

Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково -- их десант застигал города и селения врасплох. Помимо захвата чужих земель они вели и мирную колонизацию. В 874г. норвежцы заселили Исландию. В 80-е гг. Х в. ярл Эрик Рыжий открыл Гренландию, которая вскоре также была заселена скандинавами. А в 986г. сын Эрика Рыжего, Лейх Счастливый, на 500 лет раньше Колумба посетил Северную Америку, которую называл тогда «Винланд».

скандинавия язык литература зодчество