Воздушные бои на кубани 1943. Воздушные бои на кубани

Нефть — кровь войны. Танки, самолеты, боевые корабли - все эти грозные боевые машины становятся без топлива простым металлом. К началу войны сибирская нефть еще не была открыта. В Бакинском нефтяном районе добывали более 70%, а в Грозненском и Майкопском - около 25% всего «черного золота» СССР. Потеря Кавказа означала бы поражение в войне .

В приказе от 21 августа 1941 года Гитлер подчеркнул, что до наступления зимы главным является отнюдь не взятие Москвы, а захват нефтеносных районов Кавказа . Выход в Закавказье предоставил бы возможность немецким подразделениям установить связь с армией Турции, дивизии которой уже стояли наготове вдоль границы с Советским Союзом.

Из всех амбициозных планов Гитлера на 41 год: захват Кавказа, Москвы, Ленинграда, - не был реализован ни один. Получив хлесткую оплеуху под Москвой, к плану захвата Кавказа Гитлер вернулся только весной 1942 года. Наступление на Кавказ немцы назвали красивым именем «Эдельвейс» . Для выполнения задуманного, германское командование выделило группу армий «А» под руководством генерал-фельдмаршала Листа.

Началась операция 25 июля 1942 года, и эту же дату можно считать началом битвы за Кавказ, которая продлилась долгих 14 месяцев. Нанося врагу огромные потери, советские войска все же отступали. К концу осени обстановка стала меняться в нашу сторону. Наступательный ресурс врага иссяк, а разгром немцев под Сталинградом не давал возможность компенсировать потери. В декабре 42 года стало ясно - план «Эдельвейс» провалился.

А уже в январе 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. Немецкие войска отступали умело. На Таманском полуострове немцами была организована глубоко эшелонированная и укрепленная линия обороны, получившая название «Голубая Линия» . Она протянулась от берега Азовского моря через реки, каналы и озера. Эти водные преграды укреплялись дотами и дзотами, осложняющими наступление советских войск. Коммуникации гитлеровских войск, проходившие через Керченский пролив, были уязвимы для авиации. Именно там весной-летом 43 года разгорелись самые масштабные воздушные бои Великой отечественной - сражения за господство в воздухе над Кубанским плацдармом, впоследствии названные «Воздушными боями над Кубанью 1943 года ».


Обороне Таманского полуострова Гитлер придавал огромное значение . Сохраняя его, немецкое командование, с одной стороны, прикрывало Крым, а с другой - имело возможность возобновления отсюда наступательных операций на Кавказе. Одновременно затруднялись действия Черноморского флота. Не менее важен данный рубеж был с психологической и пропагандистской стороны. После Сталинграда потеря присутствия на Кавказе сильно ударила бы по боевому духу всей армии, а уровень сопротивления на оккупированных землях мог многократно возрасти.

Исход битвы за Тамань во многом решался господством в воздухе. Противник перебросил сюда основные силы четвертого воздушного флота, насчитывавшего более полутора тысяч самолетов, что составляло более половины всей немецкой авиации, действовавшей на Восточном фронте. Были присланы лучшие авиачасти, в том числе, третья истребительная эскадра «Удет» , пятьдесят четвертая «Зеленое сердце» и пятьдесят первая «Мельдерс» . Кроме того, сюда же были направлены лучшие мастера воздушного боя, которые летали на «Фокке-вульф-190» - лучших у немцев самолетах-истребителях того времени.

Обер-лейтенант люфтваффе (немецких ВВС) Облезер писал после войны: «По мере того, как шла война на востоке, русские пилоты набирались все больше опыта и самолеты у них стали первоклассными. Наши самолеты становились все тяжелее и тяжелее, а русские пошли по иному пути, строя самолеты со все лучшей скороподъемностью и маневренностью. Русские действительно создавали самолеты с отличной аэродинамикой».

В начале апреля немецкая авиация имела примерно 2-х кратное превосходство в численности, но к разгару воздушных боев был уже паритет.

Всего же на сравнительно небольшом участке фронта было сосредоточено более 2000 самолетов с обеих сторон . По сводкам видно насколько возросла активность авиации к середине апреля.

Действующая армия, 15 апреля (спецкор. ТАСС). Как сообщало Совинформбюро, во время воздушного налета на Краснодар противник потерял 25 своих самолетов. В воздушных боях многие наши летчики проявили исключительную отвагу и боевое мастерство. Особенно большого успеха добились два советских асса - гвардии майор Крюков и гвардии капитан Покрышкин. Она они были ведущими групп наших истребителей и сбили по 3 «Мессершмитта» А. Малибашев

Первое массовое воздушное сражение произошло 17-24 апреля. В нем участвовало около 650 самолетов противника и 500 советских самолетов.

Воздушные бои на Кубани

Действующая армия, 18 апреля (спецкорр. ТАСС). В низовьях Кубани вражеские самолеты пытаются бомбить наши боевые порядки, ближние и дальние тылы. Но им далеко не всегда удается это. Как ни усиливают фашисты свою авиацию, достигнуть господства в воздухе они не могут. Где бы ни появились немецкие самолет, всюду они встречают сильнейший отпор.

Истребители одной только авиачасти провели за последний месяц 73 групповых воздушных боя, в результате которых сбили 14 «Мессершмиттов-109», 12 «Юнкерсов -87», один «Юнкерс-88», разведчик «Фокке-Вульф» и 8 больших транспортных самолетов. Кроме того, летчики этой авиачасти произвели несколько налетов на аэродромы и посадочные площадки неприятеля.

Советские летчики не ждут, когда появятся в небе фашистские машины. Они сами ждут встречи с врагом и, захватывая инициативу, смело атакуют его, даже если численный перевес бывает на стороне противника.

Подвиг старшего лейтенанта Осипова

Скупы и строки слова боевого донесения: «Наш бомбардировщик был атакован вражеским истребителем. Истребитель произвел две атаки. Летчик и стрелок бомбардировщика ранены». А за этими словами – подвиг. Замечательный подвиг во славу родины.

Самолет пролетел линию фронта и оказался над территорией, занятой врагом. Единой мыслью всех членов экипажа было: как можно лучше выполнить задание командования, нанести больший ущерб врагу.

Усилить наблюдение за воздухом, - приказал командир экипажа гвардии старший лейтенант Осипов.

Стрелки заняли свои места, пристально всматриваясь в темноту ночи. По расчетам штурмана самолет был у цели – крупного железнодорожного узла, места сосредоточения складов техники, вооружения и продовольствия противника. И вдруг стрелки-радисты заметили в стороне самолет. Командир приказал наблюдать за ним и продолжал идти боевым курсом на цель.

Товарищ командир, вражеский самолет снизу атакует нас!

«МЕ-110» дал очередь, осколки снаряда и пуля впились в тело Осипова. Он почувствовал острую боль, но ничего не сказал членам экипажа, а еще крепче сжал в руках штурвал.

Через пятнадцать секунд буду бросать бомбы, - сказал в телефон штурман.

Осипов точно выдерживал курс. Штурман сбросил бомбы, и они упали в самый центр цели. В это время истребитель снова атаковал, уже слева. Стрелки открыли ответный огонь. Тяжело ранен в правую ногу воздушный стрелок Почетовский. Но победа – за экипажем нашего самолета: враг был отогнан. С левым разворотом и со снижением самолет уходил от цели. Только теперь летчик сказал о своем ранении.

Как вы себя чувствуете, товарищ командир?

Ничего. Предайте на землю: задание выполнено, ранены командир и стрелок.

Самолет был уже над родной землей. Осипов истекал кровью, но бросить машину и экипаж нельзя, нужно идти домой. Он не беспокоился о себе, а все время спрашивал, как чувствует себя стрелок. Почетовский молчал, превозмогая сильную боль. Вот уже виден аэродром, его световой маяк, вспышки ракет, посадочные прожектора.

Штурман, давай сажать машину.

Пошли на посадку, сели хорошо, несмотря на то, что колесо оказалось пробитым. Всего в самолете было свыше шестидесяти пробоин.

Моторы остановились. В кабине в полуобморочном состоянии находился летчик. Его лицо было бледноземлистого цвета, со лба стекали капли холодного пота. Опираясь на плечи боевых товарищей, встречавших самолет, он дошел до санитарной машины.

Комбинезон летчика был полон крови. Бронебойная пуля, выпущенная немцем, пробила сидение летчика, парашют, комбинезон, впилась в тело летчика и застряла в брюшной полости. В госпитале Осипову была сделана операция. Пуля извлечена.

Гвардии лейтенант С. Красильщик.
Н-ский аэродром.

Безнаказанное господство немцев в воздухе осталось в прошлом. Наши части пополнялись молодыми талантливыми пилотами и новыми моделями самолетов, превосходящими по летным характеристикам немецкие. А бывалые ассы продолжали оттачивать свое мастерство и делиться опытом с начинающими летчиками.

Год в боях

Действующая армия, 16 апреля (спецкор. ТАСС). Год назад на одной из площадок, в непосредственной близости к фронту, совершили посадку легкомоторные бомбардировщики Н-ской части. Молодые летчики, из которых была сформирована часть, только что закончили аэроклубы, летные школы и не имели никакого боевого опыта.

Несколько дней ушло на знакомство с местностью, с передним краем и ближним тылом гитлеровцев. Наконец, получено боевое задание.

Первая ночь не принесла успеха. Необстрелянные экипажи из зоны зенитного огня уходили слишком далеко. Другие же, наоборот, шли напролом. На цель выходили не вовремя, долго задерживались над ней, подвергая себя излишней опасности.

Но с каждым днем все больше и больше молодые летчики овладевали боевым мастерством. Усложнялись задания. Однажды легкомоторные бомбардировщики поддерживали наступление наших войск. Пытаясь вернуть населенный пункт, гитлеровцы сосредоточились для контратаки. В это время подоспели наши самолеты. Они сбросили осветительные авиабомбы и забросали немцев фугасными бомбами на исходном рубеже.
Советские пулеметчики, пользуясь ярким светом, засекли место скопления фашистской пехоты и нанесли ей большой урон. Вражеская контратака захлебнулась.

Постепенно вырабатывались боевые традиции. Летный состав не без гордости заявляет: «Для нас нет плохой погоды». Это верно: в зимние метели и в весенние туманы бомбардировщики уверенно выходили на цель. Полеты при любых атмосферных условиях вошли в систему.

За год пребывания на фронте летчики уничтожили 19 «Мессершмиттов», 10 «Юнкерсов», 10 артиллерийских и 14 минометных батарей, 18 складов с боеприпасами, 27 зенитно-пулеметных установок, 54 автомашины с войсками и грузом противника. Кроме того, истреблено до трех батальонов неприятельской пехоты. Таков итог боевой деятельности летчиков.

Прежние молодые пилоты и штурманы стали опытными воинами. Они не дают ни днем ни ночью покоя гитлеровцам, сковывают их движение на рокадных дорогах. Пересекая линию фронта, экипажи уже отлично знают, где будет открыт зенитный огонь, как он него уклониться, с какой стороны лучше всего зайти на цель.

Продвигаясь по освобожденной территории, мы видели на дорогах разбитые вражеские орудия, автомашины, обгоревшую землю на месте складов боеприпасов. Здесь работали летчики Минеев, Колядин, Павлов, Мирошников, Будай и другие.

В эту горячую пору ночи казались короткими. Минеев и Павлов совершали по восемь-десять боевых вылетов. Некогда было покурить.

Две-три затяжки, пока подвесят бомбы – и снова в полет. Не считаясь с трудностями, неблагоприятными условиями погоды, усталостью, обязательно выполнить задание – вот еще одна традиция летного состава.

За год боевой деятельности молодые летчики закалились в боях и уверенно, точно выполняют задания командования.

В Медведев.

Прославленный советский асс, первый - трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, свою первую звезду Героя получил за бои над Кубанью . С января по апрель 1943 года 16-й гвардейский авиаполк находился в Иране, где получал новые самолеты Р-39 «Аэрокобра». В первом же бою на новом самолете А.И. Покрышкин сбил самолет противника. За период с 09.04.1943 по 18.04.1941 он лично сбил 5 самолетов противника. По совокупности побед с начала войны был представлен к званию Герой Советского Союза. И уже после представления с 21.04.1943 по 04.05.1943 пополнил свой боевой счет еще пятью победами. Из них: три самолета МЕ-109 и два Ю-87. И стоит сказать, что это только подтвержденные победы: основные бои летчикам приходилось вести над морем, где не было свидетелей побед.

Почти 2 месяца длилась битва за небо над Кубанью. Благодаря усилиям нашей авиации была подорвана мощь люфтваффе на советско-германском фронте. Интенсивное давление советских войск вынудило немецкое командование перенести осуществление крупных операций на других участках фронта.

ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943 , действия советских ВВС против немецкой авиации в апреле – июне с целью завоевать оперативное господство в воздухе.

В начале апреля сов. войска, обладая превосходством в силах и средствах над противником, начали наступательную операцию с целью завершить освобождение Северного Кавказа (см. Битва за Кавказ 1942–43 ). Недостаток наземных войск руководство вермахта решило компенсировать массированным применением авиации. С этой целью к середине апреля оно сосредоточило на аэродромах Крыма и Тамани 820 самолётов 4ВФ (510 бомбардировщиков, 250 истребителей и 60 разведчиков), а также привлекло до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. В составе этой авиац. группировки были лучшие части – истребительные эскадры «Удет», «Мельдерс», «Зелёное сердце», укомплектованные опытными лётчиками и самолётами новой модификации Ме-109G и FW-190A5.

С сов. стороны в воздушных сражениях принимали участие авиация Северо-Кавказского, частично Южного и Юго-Западного фронтов, Черноморского флота и группа авиации дальнего действия. К началу сражений сов. войска имели на Кубани ок. 600 самолётов.

Обладая превосходством в авиации, противник захватил оперативное господство в воздухе. В ответ Ставка ВГК перебросила на Кубань из своего резерва 3 авиац. корпуса и отдельную истребительную дивизию, доведя численность своей авиац. группировки до 1048 боевых самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей). Общее руководство действиями сов. ВВС осуществлял маршал авиации А.А. Новиков, а непосредственное – командующий ВВС Северо-Кавказского фронта (с мая 1943 командующий 4ВА) ген.-лейт. авиации К.А. Вершинин.

Первое сражение произошло 17–24 апреля в период боёв на плацдарме в районе Мысхако на Малой земле – участвовало ок. 650 с-тов противника и 500 сов. самолётов. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля–10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая–7 июня).

Воздушные бои продолжались непрерывно в течение нескольких часов с широким наращиванием сил сторон. В отдельные дни на сравнительно узком участке (23–30 км) происходило до 40 групповых воздушных боёв с участием 50–80 самолётов с каждой стороны. Одновременно наносились удары по аэродромам. При допустимой норме 3 вылета в сутки сов. лётчики совершали в течение дня до 7 боевых вылетов.

Всего сов. авиация произвела ок. 35 тыс. самолёто-вылетов, потеряв при этом ок. 750 самолётов. Потери противника составили 1100 самолётов, в т. ч. более 800 в воздушных боях. Достигнутые результаты явились важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, которое было достигнуто сов. авиацией в Курской битве 1943 .

В ходе сражений сов. лётчики продемонстрировали мужество, смелость, изобретательность. 52 из них было присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди сов. лётчиков наибольшего количества побед в воздушных боях добились А.И. Покрышкин (20 с-тов), Г.А. Речкалов (16 с-тов) и В.И. Фадеев (15 с-тов лично и 1 с-т в группе).

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943 года, крупнейшие сражения Великой Отечественной войны между советскими ВВС и германской авиацией в апреле - июне за оперативное господство в воздухе. К середине апреля 1943 года германское командование сосредоточило на аэродромах Крымского и Таманского полуостровов около 1 тысячи самолётов (510 бомбардировщиков, 250 истребителей, 60 самолётов-разведчиков и 170 транспортных самолётов) 4-го воздушного флота (в его составе находились элитные истребительные эскадры германских ВВС «Удет» и «Мельдерс»), рассчитывая с помощью авиации сорвать наступление РККА на южном крыле советско-германского фронта. Также для ударов по советским войскам на Северном Кавказе привлекались до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. Советские ВВС Северо-Кавказского фронта (командующий - генерал-лейтенант К. А. Вершинин) в составе 4-й и 5-й (с 24 апреля выведена в резерв) воздушных армий с привлечением части сил ВВС Черноморского флота и Авиации дальнего действия насчитывали около 580 боевых самолётов. Первое сражение началось 17 апреля, когда германская авиация нанесла массированный удар по плацдарму советских войск юго-западнее Новороссийска (так называемая Малая земля), в котором приняли участие 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. Несмотря на противодействие советской авиации (для поддержки десантников привлекли около 500 самолётов), противник совершил в этот день свыше 1 тысячи самолётовылетов, потеряв только 7 самолётов. 18 апреля на Северо-Кавказский фронт прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования - Маршал Советского Союза Г. К. Жуков и маршал авиации А. А. Новиков, а в состав ВВС Северо-Кавказского фронта из резерва Ставки были переданы 2-й бомбардировочный, 2-й смешанный, 3-й истребительный авиакорпуса и 267-я истребительная авиадивизия. Группировка советских ВВС возросла до 1048 самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей) и состояла в основном из самолётов новых типов (советские Пе-2, Ил-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, а также американский Р-39 «Аэрокобра» и английский «Спитфайр» Mk. Vb, которые составляли 11 % от общего числа истребителей). В течение 19-24 апреля над плацдармом велись ожесточённые воздушные бои, в ходе которых германские ВВС потеряли свыше 150 самолётов, а советские бомбардировщики нанесли удары по аэродромам противника в Крыму и на Украине. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля - 10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая и 7 июня). В отдельные дни на участке 20-30 км происходило до 40 воздушных боёв с участием 50-80 самолётов с обеих сторон, одновременно советские ВВС наносили удары по аэродромам противника. В ходе воздушных сражений на Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолётовылетов, уничтожила около 1,1 тысячи самолётов (в том числе 800 в воздушных боях), что явилось важным шагом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, достигнутого в Курской битве 1943 года. Во время воздушных сражений на Кубани зародились новые способы ведения воздушного боя и управления им: эшелонирование по высоте боевых порядков (так называемая кубанская этажерка), ввод в сражение резервов, управление групповым воздушным боем с наземных пунктов управления. 52 советским лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза (в том числе А. И. Покрышкину). Победа в небе над Кубанью оплачена дорогой ценой - советская авиация потеряла около 800 самолётов.

Лит.: Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы М., 1968; Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М., 1976; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне, 1941-1945. 2-е изд. М., 1985.


После сокрушительного разгрома на Волге немецкие войска группы армий «А» и «Дон» отошли к Ростову, а частично закрепились на Таманском полуострове. Удерживая Тамань, немцы прикрывали подступы к Крыму и обеспечивали себе использование морских коммуникаций, ограничивая действия советского флота. Весной 1943 года тяжелые бои завязались в районе Новороссийска, однако части Северо-Кавказского фронта натолкнулись здесь на прочную оборону противника. Почти все населенные пункты и высоты горной местности были превращены в опорные пункты и узлы сопротивления. Глубокоэшелонированная оборонительная немецкая «Голубая линия» на Таманском полуострове простиралась от Азовского до Черного морей. Лишь путем морской десантной операции советским войскам удалось захватить на Тамани Малую землю - небольшой плацдарм в районе Мысхако, который и послужил причиной первых крупных воздушных сражений в небе Кубани.


И-16

Кубанские бои в воздухе характеризовались тем, что обе противостоящие стороны впервые встретились здесь на равных условиях. Никто не имел решающего превосходства в тактике действий и организации авиации, а также в качестве авиационной техники. На вооружение советских ВВС в большом количестве стали поступать новые истребители Як-7б и Ла-5, а летные данные Як-1 и ЛаГГ-3 были существенно улучшены за счет дальнейшего облегчения конструкции и установки более мощного форсированного двигателя М-105ПФ.

Немцы активизировались на Тамани в апреле 1943 года, пытаясь силами одной только 17-й армии ликвидировать плацдарм Мысхако и сковать соединения войск Северо-Кавказского фронта, чтобы не допустить их переброску в район Курска в преддверии операции «Цитадель». Основная роль в сражениях отводилась Люфтваффе, которые должны были сорвать наступление противника и смешать с землей его передовые позиции. Для этой цели на аэродромах Крыма и Таманского полуострова было сосредоточено до 1000 самолетов 4-го воздушного флота (около 38% всей немецкой авиации Восточного фронта). В числе 580 бомбардировщиков находились шесть авиагрупп пикировщиков Ju-87 под командованием полковника Э. Купфера. Истребительные части лучших немецких эскадр (JG3, JG51, JG52, JG54) насчитывали 250 истребителей, в том числе некоторое количество самолетов Фокке-Вульф FW.190.

ББ-1 (Су-2), 1937

ВВС Северо-Кавказского фронта под командованием генерала Вершинина имели в своем составе 4-ю и 5-ю воздушные армии. Всего - около 600 боевых машин. Однако действия советских самолетов сильно осложнили полевые аэродромы, раскисавшие во время дождей. Бетонные взлетно-посадочные полосы немецких стационарных авиабаз позволяли избежать этой проблемы. Большие силы авиации противников, сконцентрированные в ограниченном районе, и предопределили накал воздушных боев, развернувшихся в крупнейшие воздушные сражения Великой Отечественной войны. Они проходили в три этапа. Первый этап воздушных сражений проходил в период с 17 по 24 апреля 1943 года, когда немецкое командование сделало попытку ликвидировать плацдарм Мысхако. На защитников Малой земли были брошены около 450 бомбардировщиков и примерно 200 истребителей. «Штуки» Купфера волнами по 25 самолетов обрабатывали артиллерийские позиции, укрепления и опорные пункты советских войск. 17 апреля они совершили 494 боевых вылета, потеряв всего 7 машин. Общее же число самолето-вылетов Люфтваффе перевалило в этот день за полторы тысячи. Советских самолетов было в воздухе втрое меньше. Хотя для поддержки десантников привлекли почти 500 машин, удаленность аэродромов от линии фронта позволяла истребителям находиться над районом боевых действий не более 10-15 минут. На трассе следования самолетов, кроме того, находились северо-западные отроги Главного Кавказского хребта высотой 400-500 метров, поэтому если облачность опускалась до уровня гор, полеты становились невозможными. Базируясь всего в 40-50 км от Новороссийска, немецкая авиация за счет этого первое время господствовала над плацдармом. Однако на суше гитлеровцам лишь незначительно удалось вклиниться в боевые порядки защитников Малой земли. В связи с тяжелым военным положением, 18 апреля на Северо-Кавказский фронт прибыли представители Ставки маршал Жуков и командующий ВВС маршал Новиков. Для восстановления утраченного равновесия сил на Кубань срочно передислоцировали 267-ю ИАД и три авиакорпуса из резерва верховного командования: 2-й бомбардировочный, 2-й смешанный и 3-й истребительный во главе с генералом Е. Савицким. С учетом новых соединений численность советских ВВС возросла до 900 самолетов, среди которых насчитывалось 370 истребителей, 170 штурмовиков и 260 дневных и ночных бомбардировщиков. Истребительная авиация почти полностью была вооружена новыми типами боевых машин и лишь около 6% приходилось на устарелые самолеты И-16 и И-153. 11% истребителей составляли американские Белл Р-39 «Аэрокобра» и английские Супермарин «Спитфайр» Мk.Vb.

19 апреля над Мысхако разгорелись ожесточенные бои в воздухе. Сразу же понесли большие потери медлительные и слабозащищенные бомбардировщики Ju.87 полковника Купфера. Они выполнили всего 294 боевых вылета и уже на следующий день перешли на ночные действия. 20 апреля, пополненные свежими резервами, советские ВВС первыми в 11.30 нанесли удар сотней бомбардировщиков, сорвав наступление противника. Еще 100 самолетов атаковали позиции немцев спустя пять часов - командующий 17-й немецкой армии вынужден был перегруппировать свои силы. 21 апреля бомбардировщики АДД группами по 5-10 машин подвергли бомбардировке аэродромы 55-й эскадры Люфтваффе - Саки и Сарабуз. В этот день активность немецкой авиации снизилась почти вдвое и постепенно пошла на убыль - победу в воздухе одержали советские пилоты. ВВС Германии потеряли за неделю 152 самолета.
Второй этап воздушных сражений проходил в районе станицы Крымской с 29 апреля по 10 мая 1943 года, когда на направлении главного удара советских войск начала наступление с целью разгрома таманской группировки врага 56-я армия. Немецкая авиация старалась сдержать атаки противника бомбовыми ударами, а истребители Люфтваффе противостояли в небе действиям советских бомбардировщиков и штурмовиков, поддерживающих сухопутные части на поле боя. На сравнительно узком участке фронта (25-30 км) в течение дня проходило до 40 воздушных поединков, в которых одновременно принимали участие 50-80 самолетов с обеих сторон.
28 апреля, с раннего утра, группы немецких бомбардировщиков начали утюжить передовые позиции Красной Армии. 850 самолето-вылетам Люфтваффе истребители 4-й ВА противопоставили только 310. 25 вражеских самолетов советские летчики сбили ценой 18 собственных машин. Это было явно неблагоприятное соотношение, учитывая то, что бои велись в основном с истребителями сопровождения Люфтваффе, надежно прикрывавшими бомбардировщики. Тактика действий советских ВВС требовала дальнейшего совершенствования. Первое время истребители вылетали на патрулирование, имея для прикрытия войск строго определенный район в пределах трех-четырех пунктов. Обязательно устанавливалось определенное время патрулирования и высота полета. Но так как эти пункты находились недалеко друг от друга, самолеты, летая по прямой, вынуждены были уменьшать скорость и оказывались в невыгодной позиции. Этой слабостью немедленно воспользовались немецкие истребители, расчищающие воздушное пространство перед нападением бомбардировщиков. Кроме того, некоторые советские летчики чересчур увлекались воздушными схватками, перелетая линию фронта и попадая под удар более многочисленного врага.

29 апреля чаша весов в боях склонилась на сторону советской авиации. Ночью, в преддверии наступления 56-й армии, две девятки Пе-2 атаковали станицу Крымская - пожары в качестве ориентиров использовали остальные бомбардировщики, среди которых находились и легкомоторные У-2. В 7 часов утра три девятки Пе-2 совершили налет на штабы немецких войск, а вслед за ними ринулись в сражение шестерки и семерки штурмовиков Ил-2, действовавшие с интервалом в 10 минут. Вначале каждую группу «Ильюшиных» прикрывала пара истребителей, но затем усиленные подразделения краснозвездных самолетов стали барражировать над всем районом боевых действий. Атаку пехоты в 7.40 поддержали новые девятки пикирующих бомбардировщиков в сопровождении 4-8 истребителей Всего в трехчасовом первом ударе участвовало 493 советских самолета (144 бомбардировщика, 84 штурмовика и 265 истребителей). За сутки авиация СССР выполнила 1308 боевых вылетов (в том числе 379 ночных) Немцы, в свою очередь, произвели только 539, потеряв 74 самолета. Превосходство советских истребителей в воздухе оказалось настолько велико, что нередко по рации звучали панические доклады пилотов Люфтваффе: «В районе Крымская наших бомбардировщиков бьют русские истребители Присылайте помощь. Кругом русские истребители... Выполнить задание не можем, русские истребители преследуют нас повсюду...»

В последующие дни в ходе наступления 56-й армии активность авиации Красной Армии оставалась довольно высокой - на каждый немецкий самолет в небе приходилось два советских. Для обнаружения вражеских машин и наведения на них истребителей ВВС СССР использовали 5 радиолокационных станций, три из которых находились непосредственно в полосе наступления 56-й армии. Одна станция по существу являлась командным пунктом 4-й ВА. Все руководство авиацией осуществлялось централизованно, вначале с КП ВВС Северо-Кавказского фронта, а затем из штаба 4-й ВА, командующий которой лично или через оперативную группу, расположенную в 4 км от переднего края, отдавал приказы. Возглавлявший оперативную группу один из командиров авиадивизий непосредственно руководил действиями авиации в воздухе. При планировании воздушных операций подразделениям ВВС ставились строго определенные задачи. Например, на первом этапе сражения из 900 самолетов 370 предназначалось для борьбы с немецкой авиацией в воздухе, а 278 - на аэродромах. Для подавления зенитной артиллерии противника использовались части, оснащенные устаревшими истребителями И-16 и И-153. Кроме того, один истребительный авиаполк постоянно находился в резерве, и несколько десятков самолетов оставались для прикрытия собственных аэродромов.

Для отражения налетов вражеской авиации весь прифронтовой район, по сталинградской системе, был разбит на сектора, за каждый из которых отвечала одна истребительная авиадивизия. КП полков имели непосредственную телефонную связь с постами ВНОС.
В связи с тем, что аэродромы Люфтваффе располагались поблизости от линии фронта, основной задачей советских истребителей было патрулирование в воздухе. На это уходило в среднем около 50% всех боевых вылетов истребительной авиации. В ходе патрулирования с наилучшей стороны зарекомендовал себя боевой порядок, известный под названием «кубанская этажерка». В воздухе истребители эшелонировались по высоте в два-три яруса. Нижняя наиболее сильная группа действовала против вражеских бомбардировщиков на вероятных маршрутах их полета, верхняя группа прикрытия шла над нижней с превышением в 800-1000 метров. Порядок обеих групп состоял из пар истребителей, с интервалом в парах 200-250 метров, между парами -800-1000 метров. Пары также эшелонировались по высоте.

Юнкерс Ju-87

Эффективная тактика действий и количественное превосходство позволили советским пилотам захватить оперативное господство в воздухе. За 12 дней боев они сбили 368 вражеских самолетов ценой всего 70 истребителей. Быстро возрос личный счет советских асов, имена которых были опубликованы в газете 4-й ВА за 1 мая 1943 года. Среди них лидировал Д. Глинка, одержавший 21 личную победу в 48 воздушных боях. В. Фадеев в 48 воздушных боях сбил лично 18 вражеских самолетов, Н. Лавицкий в 68 боях - 15, А. Покрышкин в 55 боях - 14 самолетов сбил лично и 6 в группе.

Прорвав первую линию немецкой обороны, войска 56-й армии продвинулись вперед на 10 км и освободили станицу Крымская - важный узел коммуникаций на Таманском полуострове. Пока солдаты укреплялись на новых позициях, на фронте наступило временное затишье. Оно было с толком использовано командованием советских ВВС. Путем созыва различных конференций, в которых принимали участие такие опытные пилоты, как Александр Покрышкин, Владимир Лавриненков, Султан Амет-Хан и другие, состоялся обмен опытом между истребительными подразделениями. Этот опыт был обобщен в специальной директиве маршала А. Новикова, разосланной во все воздушные армии. На основе директивы предлагалось выделять специальные группы истребителей для ведения воздушного боя, особенно на вертикали. Зоны дежурства должны были теперь располагаться и над территорией противника на глубину 10-15 км. Боевые порядки истребителей предписывалось разбивать на две группы: одну - для отвлечения вражеских истребителей, другую - для уничтожения бомбардировщиков. Большая роль также отводилась штурмовке аэродромов врага. Не последнее место занимала и защита собственных авиабаз. Для их прикрытия было выделено 275 зенитных орудий и 120 зенитных пулеметов. В целях маскировки было сооружено 17 ложных аэродромов, на которых имелось 110 макетов боевых машин.

Утром 26 мая 234 советских бомбардировщика и штурмовика в сопровождении 150 истребителей обрушились с воздуха на позиции вермахта в районе станиц Киевская и Молдаванская. После сорокаминутной бомбардировки войска Северо-Кавказского фронта предприняли очередное наступление, пытаясь прорвать вторую линию немецкой обороны. Вновь с неослабевающей силой разгорелись сражения в воздухе.

Однако командование Люфтваффе, собрав в единый кулак авиацию Крыма, Таманского полуострова и юга Украины, сумело подготовиться к такому обороту событии, создав численный перевес в силах. 1400 самолетов Германии были брошены на боевые порядки наступающих войск. Действуя в нарастающем темпе, немцы на исходе дня совершили звездный налет, численностью до 600 машин. 12 групп самолетов, по 40-60 машин в каждой, атаковали с разных направлений. Всего в течение 26 мая немецкая авиация произвела 1669 самолето-вылетов, а в последующие дни - даже до 2000 и более. Господство в небе снова перешло к Люфтваффе - удары с воздуха стали настолько мощными, что советские наземные войска были вынуждены отступить на отдельных участках.

К. Вершинин, принявший командование 4-й ВА, быстро принял ответные меры. Количество патрулирующих истребителей оказалось явно недостаточным. Многие бомбардировочные группы противника просто не успевали перехватывать, и зачастую бой начинался после того, как бомбы уже были сброшены на цель. Нередко не удавалось даже прорваться к бомбардировщикам - истребители Люфтваффе навязывали отвлекающий поединок. Поэтому наиболее простым выходом из создавшегося положения было увеличение числа патрулирующих советских самолетов, а также перехват вражеских бомбовозов еще до подхода к линии фронта. Для решения этой задачи количество истребителей сопровождения сократили до минимума - бомбардировщики и штурмовики стали летать крупными формациями под защитой своих пулеметов. Освободившиеся силы направлялись на борьбу с вражеской авиацией. В результате этих мер потери врага сразу возросли и за две недели составили 315 самолетов. С советской стороны было сбито около 150 истребителей.

В начале июня 1943 года немецкое руководство, осознав безнадежность воздушной войны над Таманью, приступило к переброске бомбардировочных частей на центральный участок Восточного фронта. Теперь бои велись преимущественно истребителями. Количество самолето-вылетов Люфтваффе сразу снизилось - 7 июня их число составило всего 300. Этому способствовали также постоянные налеты на немецкие аэродромы, которые осуществлялись главным образом ночью.

В итоге сражение над Кубанью немцы проиграли. По советским данным, Люфтваффе потеряли в период с 17 апреля по 7 июня 1100 самолетов, из которых свыше 800 были уничтожены в воздухе. Значительные потери понесли истребительные части немецких ВВС. Только в одной JG52, начиная с 17 апреля, выбыла из строя третья часть всех пилотов.

Хотя авиация СССР тоже лишилась в боях над Кубанью не менее 750 самолетов, советские летчики с оптимизмом смотрели в будущее. Первая крупная победа над Люфтваффе вселяла надежду, но до окончательной победы было еще далеко.

Источники -

БИТВА ЗА КУБАНЬ И «ГОЛУБУЮ ЛИНИЮ» (ВЕСНА-ЛЕТО 1943 г.)

Весной 1943 года на северо-кавказском участке фронта части вермахта перешли к обороне. Поддерживали их соединения 4-го Воздушного флота. На аэродромах Крыма и Таманского полуострова сосредоточилось до 1000 самолетов, в том числе 250 истребителей.

Противостояла им авиация Северо-Кавказского фронта, в состав которой в начале апреля входили 4-я воздушная армия, располагавшая 250 самолетами (командующий - генерал-майор Н.Ф. Науменко), 5-я воздушная армия, насчитывавшая 200 самолетов (командующий - генерал-лейтенант С.К. Горюнов), 70 самолетов авиагруппы ВВС Черноморского флота (командующий - генерал В.В. Ермаченков), а также 60 самолетов группы авиации дальнего действия. Всего около 600 самолетов.

В целях обеспечения надежного и централизованного управления боевыми действиями двух воздушных армий в начале апреля был создан штаб ВВС Северо-Кавказского фронта во главе с генералом К.А. Вершининым. Общее руководство и координацию действий авиации Северо-Кавказского и соседних Южного и Юго-Западного фронтов осуществлял представитель Ставки, командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А.А. Новиков.

Особенно ожесточенные воздушные сражения развернулись за укрепленный район, названный «Голубая линия». Напряженность боев с каждым днем возрастала, особенно после высадки морских десантов в районе Новороссийска. Причем противнику удалось создать превосходство в силах и захватить господство в воздухе.

В связи с этим Ставка ВГК приняла решение сначала усилить авиационную группировку на Кубани.

По указанию Верховного Главнокомандования из резерва Ставки ВГК на Северо-Кавказский фронт срочно были перебазированы три авиационных корпуса РГК (2-й бомбардировочный, 2-й смешанный и 3-й истребительный) и одна отдельная истребительная авиационная дивизия. К 20 апреля из состава этих корпусов прибыли 300 самолетов, еще около 200 несколько позже. Таким образом, численность ВВС фронта вместе с авиационной группой Черноморского флота, группой авиации дальнего действия и прибывшими основными силами авиакорпусов РГК составила 900 боевых самолетов. Из них во фронтовой авиации - до 800 самолетов, из них 270 истребителей.

Прибывшие на Северо-Кавказский фронт представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и командующий ВВС маршал авиации А.А. Новиков утвердили план авиационного наступления военно-воздушных сил фронта с приданными авиационными корпусами РГК. Планом предусматривались завоевание оперативного господства в воздухе и оказание максимальной поддержки сухопутным войскам. Решительные цели сторон в операциях на суше и связанное с ними сосредоточение больших масс авиации для действий в ограниченном районе, по существу, и определили характер развернувшейся борьбы в воздухе, которая вылилась в крупные воздушные сражения.

В течение трех дней - с 17 по 19 апреля - в районе Мысхако воздушные бои проходили с переменным успехом. Советские летчики наносили вражеской авиации значительные потери, снижая эффективность ее ударов, но воспретить эти удары при ощущавшемся недостатке сил не могли. Боевые действия авиации в районе Мысхако достигли наивысшего напряжения 20 апреля. Тогда, подтянув резервы, противник изготовился для генеральной атаки, чтобы рассечь плацдарм на две изолированные части, а затем уничтожить высадившийся десант.

В этот день впервые была введена в бой часть сил прибывших авиакорпусов РГК, что позволило нанести два массированных удара по боевым порядкам пехоты и артиллерии противника перед фронтом десантной группы. После этих ударов противник приостановил свое наступление. Важнейшая задача, поставленная перед авиацией, - воспретить организованные удары бомбардировщиков по боевым порядкам десантных войск, была выполнена. Это отмечал в своем приказе Военный совет Северо-Кавказского фронта: «День 20 апреля был кульминационным моментом боев на фронте десантной группы… В течение трех дней над участком десантной группы происходили непрерывные воздушные бои, в результате которых авиация противника, понеся исключительные потери, вынуждена была уйти с поля боя. Этим определилась и дальнейшая наземная обстановка».

В последующие дни, 21-23 апреля, мощь ударов советской авиации еще более возросла. Ввод в действие сил трех авиакорпусов РГК позволил изменить общее соотношение сил авиации в районе Мысхако в нашу пользу. Боевые действия нашей авиации по поддержке десантной группы интересны тем, что здесь, в ограниченном районе, действовали силы двух воздушных армий и ВВС Черноморского флота. В связи с этим большое внимание уделялось организации взаимодействия между армиями, видами и родами авиации, появилась необходимость организации управления истребительными авиационными частями обеих воздушных армий с одного командного пункта. В базировании авиации у противника имелись преимущества. В Крыму и южных районах Украины он располагал достаточным количеством хороших полосных аэродромов. В то же время наша авиация на Кубани испытывала недостаток в таких аэродромах, грунтовые же аэродромы из-за весенней распутицы были недоступны.

На вооружении советских авиационных частей в то время находилось уже значительное количество современных самолетов. Так, все прибывшие из резерва Ставки авиационные соединения были вооружены истребителями Як-1, Як-7, Ла-5, штурмовиками Ил-2 и бомбардировщиками Пе-2. Кроме того, стоит отметить появление на Кубани в массовом количестве американских Р-39 «Аэрокобра».

После успешного выполнения задачи по срыву немецкого наступления в районе Мысхако авиация Северо-Кавказского фронта стала усиленно готовиться к боям в районе станицы Крымская. Экономя силы, истребители небольшими группами прикрывали войска 56-й армии, а бомбардировщики наносили удары по вражеским аэродромам. Управление 5-й воздушной армии, передав 4-й воздушной армии подчиненные боевые части (265 самолетов) с 24 по 30 апреля, согласно директиве командующего ВВС Красной Армии, убыло в район Курской дуги на Степной фронт. Необходимость в дальнейшем существовании штаба ВВС фронта, предназначенного для обеспечения управления двумя воздушными армиями, отпала, и он был расформирован, а К.А. Вершинин вступил в командование 4-й армией.

Активность авиации противника в районе станицы Крымская резко возросла накануне перехода 56-й армии в наступление. С утра 28 апреля немецкие бомбардировщики группами по 10-15 самолетов пытались сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. За день противник совершил 850 налетов. Советские истребители для отражения воздушного противника произвели 310 вылетов и сбили в воздушных боях 25 вражеских самолетов, потеряв 18 своих. С этого дня над станицей Крымская началось воздушное сражение, которое с небольшими перерывами продолжалось несколько недель.

29 апреля 1943 года потери противника составили 74 самолета, сбитых в воздушных боях, и 7 самолетов - от огня зенитной артиллерии. В последующие дни напряжение борьбы еще более возросло: над относительно узким участком фронта в 25-30 км в день происходило до 40 воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало по 50-80 самолетов.

Так, за 12 дней, с 29 апреля по 10 мая, только в результате воздушных боев противник, по советским данным (по всей видимости, завышенным), потерял 368 самолетов. В итоге советская авиация полностью захватила инициативу в воздухе. Тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, она надежно прикрыла их с воздуха и оказала эффективную поддержку в прорыве сильно укрепленного вражеского оборонительного рубежа.

В борьбе с немецкой авиацией советские истребители действовали наступательно и с большим мастерством, их успеху способствовало также четко организованное управление по радио с земли. Для наведения истребителей и управления ими в воздушных боях у линии фронта были развернуты пять радиостанций в районе станицы Абинская. Одна из них - главная радиостанция наведения - находилась в 4 км от линии фронта и, по сути, являлась командным пунктом управления всей истребительной авиацией 4-й воздушной армии.

С первого дня операции 56-й армии и затем в наиболее ответственные ее дни советская авиация совершала вылетов в два раза больше, чем авиация противника. Всего с 29 апреля по 10 мая 4-я воздушная армия, ВВС Черноморского флота и авиации дальнего действия произвели около 10 тысяч вылетов, уничтожив 368 самолетов врага, то есть более трети его первоначальной авиационной группировки. В среднем противник каждые сутки терял 9 бомбардировщиков и 17 истребителей.

Около двух месяцев продолжалось на Кубани одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны. За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года фронтовой авиацией и авиацией Черноморского флота было произведено около 35 тысяч вылетов.

В июне наступил перелом - к 7 июня советское наступление фактически захлебнулось. Противник, удержав оборону на «Голубой линии», перестал тратить усилия на враз ставший второстепенным участок фронта. И как результат, наиболее боеспособные части люфтваффе стали перебрасываться на направление «главного удара» - под Курск. С этого момента изменился и характер противостояния на Кубани - немногочисленные немецкие истребители перешли к тактике «свободной охоты».

В целом результаты действий советских истребительных полков на Кубани за март - июль 1943 года выглядят следующим образом:

* Одна победа 02.08.43.

** Данные, возможно, неполные.

Из книги Волки белые автора Валецкий Олег Витальевич

Глава 10. Весна-лето 1994 года - смерть Шкрабова и распад отряда Во время моего отсутствия в нашем отряде произошли большие изменения. Саша Шкрабов стал на Гырбовице важной фигурой, о которой знали не только на Гырбовице, но и во всем Сербском Сараево. Саша смог установить

Из книги Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906-1925) автора Мельников Рафаил Михайлович

16. Весна и лето 1912 г В нетерпении ожидая ухода льдов и держа свой флаг на стоящем в Ревеле крейсере "Баян", Н.О. Эссен после проверки "Ермаком" 7 апреля состояния льдов в ближайшей бухте Папонвик, уже 15 апреля приказал крейсерам начать кампанию, 18–19 апреля они провели

Из книги Истребители - на взлет! автора Жирохов Михаил Александрович

ВОЛХОВ, ВЕСНА-ЛЕТО 1942 г. 26 февраля 1942 года советская Ставка Верховного Главнокомандования издала директиву, согласно которой 2-я ударная и 54-я армии Волховского фронта должны были начать встречное наступление в рамках фронтовой операции и соединиться в Любани до 5 марта,

Из книги Они сражались за Родину: евреи Советского Союза в Великой Отечественной войне автора Арад Ицхак

Изгнание немецкой армии с территории Советского Союза и выход к Висле (лето 1943 г. – лето 1944 г.) Переправа через Днепр и освобождение западных территорий Советского СоюзаПосле победы на Курской дуге Красная армия продолжила наступление на значительной части

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

Весна и лето 1943 г. (по материалам 61-й гвардейской стрелковой дивизии) Весна 1943 г. В памяти участников боев на Волге, Дону, Северском Донце она – как предвестник нашей Победы, как первая весна, когда части Красной Армии начали свой победный путь от берегов Волги к городам и

Из книги Волкодав Сталина [Правдивая история Павла Судоплатова] автора Север Александр

Холодная весна и лето 1953 года В январе 1953 года положение Павла Анатольевича Судоплатова в органах госбезопасности было стабильным. Об этом, в частности, свидетельствует характеристика, подписанная секретарем парткома № 1 МГБ СССР Аставиным. Из нее мы можем узнать, что

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

II. БЗИЮКСКАЯ БИТВА (Первый поход черноморцев на Кубань) Переселившись на привольные кубанские берега, Черноморское войско нашло в отведенных ему местах ничтожные остатки когда-то сильных черкесских племен, воевавших с ногайцами, а иногда вместе с ними вносивших

Из книги Казак на самоходке. «Заживо не сгорели» автора Дронов Александр

Рвем «голубую линию» Немцы понимали, что потеря Тамани неизбежно приведет к потере Крыма, поставит под угрозу войска на Украине. От Черного до Азовского моря они создали мощный оборонительный рубеж из двух полос, покрытых минными полями, противотанковыми заграждениями,

Из книги Территория войны. Кругосветный репортаж из горячих точек автора Бабаян Роман Георгиевич

Весна и лето 1999-го. Начало трагедии Слово президента Слобо В предыдущих главах я рассказал о ситуации рубежа XX и XXI веков в разных частях разорванной Югославии - Боснии и Герцеговине, Косово. А теперь хочу вспомнить, как всё начиналось. Вернуться в Белград 1999 года, где я в

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1916 год. Сверхнапряжение автора Айрапетов Олег Рудольфович

Кавказский фронт, Персия и Месопотамия. Весна – лето 1916 г. Весной 1916 г. активизировали действия войска Баратова. 6(19) марта после двухчасового боя они взяли важный узел дорог и центр германской пропаганды – Исфаган. Занимавшие его бахтияры (местные кочевые племена) спешно

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1915 год. Апогей автора Айрапетов Олег Рудольфович

Планы Ставки в отношении Турции. Весна – лето 1916 г. Даже после капитуляции Таунсхенда Ставка была готова продолжать сотрудничество с англичанами в Малой Азии. Алексеев считал, что оно значительно способствовало бы победе над Турцией. «Наши общие союзнические

Из книги автора

Балканы. Весна – лето 1916 г Летом планы в отношении возможного переворота в Болгарии продолжали обсуждаться в Ставке. Сазонов был настроен весьма критически относительно перспектив получить русофильское правительство в Болгарии. Судя по всему, министр иностранных дел

Из книги автора

Кавказский фронт, Персия и Месопотамия Весна – лето 1916 г. 1 Русский инвалид. 11 марта 1916 г. № 68. С. 4.2 Емельянов А. Г. Персидский фронт (1915–1918). Берлин, 1923. С. 33.3 Пеньков Л. На передовом опорном пункте (Из воспоминаний старого пластуна) // ВИВ. Париж, 1958. № 12. С. 27.4 Аустрин Г. От

Из книги автора

Планы Ставки в отношении Турции Весна – лето 1916 г. 1 Наступление Юго-Западного фронта… С. 48.2 Алексеев М. В. Война 1877–1878 гг. на Азиатском театре. Действия Отдельного Кавказского корпуса с 12 апреля по 28 июня 1877 г. СПб., 1892. С. 13.3 Константинополь и Проливы. М., 1925. Т. 1. С. 213.4 Там же.

Из книги автора

Балканы. Весна – лето 1916 г. 1 Hindenburg P. Op. cit. NY., 1921. Vol. 2. P. 109–110.2 Константинополь и Проливы. Т. 1. С. 219.3 РГА ВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 186. Л. 83.4 Волков Е. Год борьбы за выступление Румынии // ВЕ. 1917. № 1. С. 303.5 Фалькенгайн Э. Указ. соч. С. 254.6 Price G. W. Op. cit. P. 90.7 Багров Л. Очерки Мировой войны на море //

Из книги автора

Кавказский фронт: весна и лето 1915 г. Геноцид армян, ассирийцев и греков 1 Корсун Н. Г. Алашкертская и Хамаданская операции на Кавказском фронте мировой войны в 1915 году. М., 1940. С. 21.2 Лудшувейт Е. Ф. Указ. соч. С. 67.3 Корсун Н. Г. Указ. соч. С. 35.4 Русский инвалид. 31 марта 1915 г. № 71. С. 1.5