Влияние на первое впечатление о человеке. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. Подготовка к важной встрече


Предметом нашего исследования послужил . Исследование ставило своей целью выяснить: зависит ли первое впечатление от времени и вида контакта. В экспериментальных целях варьировались время и вид контакта. Было выделено три промежутка времени, на протяжении которых испытуемые контактировали с незнакомыми им прежде ассистентами экспериментатора. Первый промежуток включал только визуальный контакт: испытуемому предлагалось посмотреть на ассистента в течение 2-5 секунд. Второй промежуток включал визуальный и вербальный контакт участников: испытуемому предлагалось задать ассистенту один из заготовленных вопросов, на который тот вкратце отвечал. В целом взаимодействие длилось 1-2 минуты. Третий промежуток предполагал взаимодействие с ассистентом, в ходе которого они в течение 5-10 минут совместно решали проблемную задачу. После контакта испытуемые заполняли анкету установленного образца.

Каждый ассистент был представлен пяти испытуемым в каждый из трех промежутков времени. Всего в эксперименте принимало участие 150 испытуемых и 10 ассистентов (трое мужчин и семь женщин).


Предварительно ассистенты проходили психологическое тестирование и оценивались экспертами-психологами, а так же оценивали себя сами по интересующим качествам и степени их выраженности. Таким образом были получены два эталона: самооценочный и экспертный, с которыми и сравнивались оценки, данные испытуемыми.


Исследование показало, что время и вид контакта не влияют на точность первого впечатления: ассистенты оценивались испытуемыми приблизительно одинаково и после краткосрочного визуального контакта, и после относительно продолжительного взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что первое впечатление формируется в первые секунды контакта, что называется с «первого взгляда».


Первое впечатление не было случайным: 76% испытуемых дали схожую по направлению оценку. При этом совпадение с эталоном самооценки составило 52%, с экспертным (46%. Таким образом, у большинства испытуемых сложилось схожее первое впечатление, точность которого, находится в пределах случайной величины. Это может быть связано с низкой степенью осознанности своих качеств ассистентами и с эффектом самопрезентации.


Наиболее точно улавливаются темпераментные, затем социально-значимые и хуже всего – характерологические черты личности. Эмоциональное состояние лучше определяется при вербальном контакте; женщины более категоричны в оценках и точнее оценивают отношение ассистента к себе; информация о желании продолжать контакт отслеживается в первые секунды взаимодействия.


Таким образом, первое впечатление о человеке в малой степени зависит от времени контакта. Существенными факторами, влияющими на складывающийся образ, являются степень осознания своих характерных особенностей и их самопрезентация.


Величко Е.Г., Горкунов А.Ю.


Создание первого впечатления

Особое значение имеет создание первого впечатления. Запомните, что требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить. Считается, что мнение о человеке складывается в первые 15–20 секунд, и за столько короткое время может возникнуть симпатия, расположение или недоверие.

Первое впечатление складывается на основе трех компонентов общения: вербального, или что мы говорим; вокального или как мы говорим; визуального – как мы при этом выглядим.

К визуальным компонентам, на которые следует обращать внимание в бизнес-этикете относится не только одежда, но и движения тела, осанка, жесты, мимика и контакт глаз. Именно визуальным компонентам человек доверяет гораздо сильнее чем просто словам. Поэтому многое из того, что вы хотите сказать, можно выразить одеждой, мимикой, жестами и конечно манерой поведения.

Вербальные компоненты или, что мы говорим – это смысл первых десяти слов, куда входят слова приветствия, представление себя, ваше отношение к данной встрече. Если вы хотите произвести неизгладимое первое впечатление, обязательно произносите имя человека.

Вокальные компоненты или то, как мы говорим слова – это интонация, тембр, громкость, скорость, ударение. Одно и то же произнесенное слово имеет более сотни различных на слух и по смыслу вариантов его произношения. В бизнес-этикете на первое место выносится важность первого впечатления. Практически каждая фирма или компания разрабатывает и доводит до совершенства процедуры встречи клиентов, в том числе и прием телефонных запросов.

Особо пристальное внимание при создании первого впечатления, как показывают исследования, люди уделяют трем зонам. Эти зоны являются ключевыми при построении вашего имиджа и местами повышенного внимания окружающих.

Центральная зона – это область шеи, где женщинам рекомендуется носить украшение или аксессуары, мужчинам обязательно соответствующий галстук. Длина галстука – либо до середины, либо до нижней линии пряжки ремня. Ограничений на цвет с каждым годом становится все меньше и меньше. Естественно, необходимо исключить очень яркие тона и не рекомендуются тропические рисунки. Бизнес-леди имеют право носить украшения, но в небольшом количестве и выполненные из одного материала. Не следует одновременно надевать золотые и серебряные украшения, только если они намеренно выполнены из двух-трех материалов.

Верхняя зона – это прежде всего ваша прическа. Самое главное – иметь ухоженные волосы и четкую форму прически. Для деловых мужчин длина волос должна быть от двух до пяти сантиметров. Не рекоменуется борода. Усы не должны закрывать верхнюю губу. Совершенно неуместны крашеные волосы.

Для деловых женщин длина прически с распущенными волосами может быть до плеч. Если волосы длиннее, то они убираются назад или вверх. Цвет – естественный, одного тона, возможны мягкие оттенки и переходы. Обязательным является закрашивание седых волос.

Нижняя зона – это ваша обувь, ее ухоженность и состояние. Классической, для деловых мужчин считается обувь черного цвета со шнурками, на тонкой подошве и, конечно, начищенная до блеска.

Классические деловые туфли для женщины – однотонные, темные (синие, коричневые, черные, серые), закрытые, высота каблука не более пяти-шести сантиметров, обязательно в комплекте с сумкой.

По ухоженности этих трех зон и соответствию их случаю, составляется первое впечатление о вас.

Главными признаками благополучия являются не обилие рекламы и дорогие иномарки у подъезда фирмы, главное – это приятный офис и одновременно деловой и доброжелательный вид сотрудников. И то и другое можно сразу увидеть, практически с первых моментов визита. Если во главе фирмы стоит человек средних лет, если секретарь отличается больше деловыми, чем внешними данными, сотрудники беседуют с клиентами тактично и приветливо, не оглядываясь по сторонам. Если офис достаточно хорошо оснащен оргтехникой, не требует ремонта, а меблировка офиса ориентирована прежде всего на работу, а не на приятное времяпровождение, то такому офису можно смело доверять. С людьми работающими в таком офисе, гораздо легче возникают деловые отношения, и все эти компоненты с первого взгляда вызовут доверие как у клиентов, так и у партнеров.

Имидж – это первое, что вспоминают люди, когда думают о вас. Вы должны подумать соответствует ли ваш имидж вашим целям. Имидж может быть личным и профессиональным и состоит из целого комплекса частных имиджей: средовой – та среда обитания, которая окружает конкретно вас, – квартира, машина, кабинет и продукты деятельности; габитарный, то есть ваш внешний вид, который определяется стилем одежды и формами вашей конституции; вербальный – то, как и что вы говорите; кинетический – особенности мимики, движений, осанки.

Немаловажно, что для габитарного имиджа гармоничный внешний вид и личная гигиена будут лучшей рекомендацией. При составлении имиджа не думайте о деньгах, думайте о карьере. Например, хороший мужской одеколон или дорогие часы способны подчеркнуть или создать ваш имидж. В данном случае не стоит экономить на таких вещах.

Еще одним немаловажным составляющим вашего внешнего вида являются аксессуары. Галстуки, портмоне, ремень, зажигалка, авторучка, часы, платки, запонки, любой из этих аксессуаров может стоить дороже чем костюм. В какой-то мере, это показатель вашего жизненного успеха.

Соблюдая бизнес-этикет, желательно использовать аксессуары из комплектного материала. Для женщин – это туфли, сумочка, перчатки и пояс. Для мужчин – ремень и туфли. Можно использовать заменители натуральных материалов, но только очень высокого качества. Количество не всегда означает качество, поэтому придется отказаться от расчесок, ручек, очков во внешнем кармане пиджака, от перстней и «печаток» на пальцах и массивных цепочек на шее. Деловым женщинам рекомендуется не носить длинных сережек, звенящих браслетов и других вычурных украшений.

Воспользуйтесь нашими рекомендациями, которые касаются аксессуаров для утверждения стиля. Мужчинам подойдут: хороший крокодиловый пояс, золотые или серебряные запонки, хорошие механические часы, накрахмаленный в тонкую клетку носовой платок, пояс и ботинки из одного материала, тонкий модный дипломат, в комплекте с таким же портмоне, очки в тонкой золотой или серебряной оправе (очки также подойдут и женщинам).

Женщинам: только обручальное кольцо; исключаются качающиеся серьги. Они должны быть достаточно большими, чтобы создать важность аксессуара, но не так велики; миниатюрные женщины должны выбирать серьги меньшего размера. В целом аксессуары не должны быть вульгарными и вызывающими.

Вы обязательно должны помнить, что знание невербальных аспектов во многом может характеризовать ваш психологический портрет.

Например, по часам можно дать психологическую характеристику. Дорогие часы расскажут о том, что вы любите и умеете работать, вы организованный человек и добьетесь успехов на выбранном поприще. Часы с римской нумерацией – вы довольно консервативны, пунктуальны и педантичны.

Часы с отметками вместо цифр подскажут, что у вас острый деловой ум и не так легко оказать влияние на ваши убеждения.

Если часы с будильником, значит они принадлежат слабохарактерному человеку, которого принуждают принять решения.

Не только часы, но и женская сумочка и рабочий стол сотрудника позволят сделать вывод о психологических особенностях его обладателя. Кстати, во многих офисах различных компаний и фирм, порядок на рабочем столе часто регламентируется корпоративной культурой. Мелочи, которыми нельзя принебрегать, касаются не только аксессуаров. Во многом это относится к манерам и привычкам. Курение, например, все чаще в наше время воспринимается, как слабость и зависимость.

Возможно вы замечали, что в манере одеваться проявляются две противоречивые тенденции человеческой натуры, с одной стороны – это стремление к общности, желание походить на тех, кто значим; с другой стороны – это стремление утвердить свое я, выделиться из общей массы. С помощью одежды мы стараемся заявить о себе, своих желаниях, о своем социальном статусе, она в какой-то мере является отражением нашего достатка, настроения и культуры. По манере одеваться можно с большей долей достоверности судить о характере человека и о его наклонностях.

Одежда может служить главным невербальным сигналом того, что человек открыт для общения и желает взаимодействовать. Если человек гармоничен, находится в равновесии со своим «внутренним я», то и его одежда не «бросается вызывающе в глаза». Такой человек уважает прежде всего себя, а значит с таким же уважением будет относиться к окружающим его людям. Любые изъяны или дисгармония в облике явно показывают комплексы, о которых человек либо боится признаться даже самому себе, либо не догадывается о них.

Одним из основных правил бизнес-этикета является недозволенность давать комментарии на тему «кто и как одет». Необходимо помнить, что лучше давать комплименты людям по поводу их работы, а не по поводу одежды. Никогда так же неследует спрашивать, кто и где покупает одежду и сколько это стоит. Если возникает ситуация, когда вас об этом спрашивают, проигнорируйте вопрос или ответьте что не помните, и смените тему.

Из книги Выставка. Техника и технология успеха автора Захаренко Геннадий

Планирование первого этапа При подготовке первого этапа, согласно правилу декомпозиции, каждая отдельно взятая подцель в дальнейшем рассматривается как новая цель – она конкретизируется и детализируется с учетом выделенных ресурсов и возможных ограничений.На

Из книги Арифметика маркетинга для первых лиц автора Манн Игорь Борисович

Первые впечатления (ваши, коллег) Очень важно анализировать свои первые впечатления относительно работы нового маркетера.Вы можете проверить свои ожидания уже через неделю, сверив ощущения с коллегами («Ну как вам наш новый

Из книги iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса автора Галло Кармин

Джобс торгует не компьютерами. Он продает впечатления После выявления злодея и представления героя следующий шаг в сценариях Apple - показ того, как герой предлагает жертве (то есть потребителю) выход из объятий злодея. Решение должно быть простым и свободным от

Из книги Имидж и самопрезентация в бизнесе автора Альтшуллер А А

Глава 3 СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ Особое значение имеет создание первого впечатления. Запомните, что требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить. Считается, что мнение о человеке складывается в первые

Из книги Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги автора Майстер Дэвид

Тактики первого ряда Маркетинговые тактики, лучше всего соответствующие этим критериям – это небольшие семинары, выступления, статьи, и собственные исследования. Их общая черта – это то, что они дают что-то потенциальному клиенту – новые факты, новые знания, новые идеи.

Из книги Маленькие хитрости большого бизнеса автора Азарова Ольга Николаевна

3.1. Знакомство, приветствие, первые впечатления. Согласование порядка хода переговоров Начало переговоров, определение повестки дня, целей встречи. Обычно с кратким приветственным словом к собравшимся обращается руководитель принимающей стороны. Он сообщает о цели

Из книги Имидж менеджера. Внешняя сторона имиджа автора Мельников Илья

Роль первого впечатления Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь,

Из книги Быстрые деньги на работе. Как за 9 дней повысить зарплату автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Задания первого дня 1. Очистить рабочий стол компьютера. Перед уходом домой убраться на своем рабочем месте.2. Крупными блоками набросать недельный план.3. Составить распорядок следующего дня c точностью до часа.4. Записать и на другой день выполнить три важных

Из книги Активные продажи 3.1: Начало автора Рысев Николай Юрьевич

Создание первого впечатления Немного статистики. Наиболее сильное впечатление иногда на нас оказывают цифры. Они будоражат наше сознание так, что хочется предпринять какие-то действия. А вот какие – зависит от того, кто произносит цифры, о чем эти цифры свидетельствуют и

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Время на отдых. Для тех, кто много работает автора Архангельский Глеб

Правило 4 Воспроизводите ресурсные впечатления Зачем во время отпусков мы фотографируем интересные места? Чтобы «отметиться» – электрифицированная версия старого, как мир, «Вася и Катя здесь были»? Или чтобы «сохранить на память»? Почему мы просто не покупаем альбом,

Из книги Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества автора Имаи Масааки

Из книги Как управляют лучшие автора Трейси Брайан

Внешний вид должен способствовать созданию благоприятного впечатления Как ни странно, внешний вид очень сильно влияет на способность вызывать доверие, причем как позитивно, так и негативно. Для того чтобы эффективно общаться, вы должны выглядеть соответствующе.

Из книги Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации автора Берри Леонард

Впечатления потребителей создают бренд Для организаций сферы услуг бренд имеет особое значение, поскольку сильный бренд укрепляет доверие потребителей к нематериальным аспектам предоставления услуг . Чем более важным, сложным, вариабельным

Из книги Человеку свойственно продавать. Удивительная правда о том, как побуждать других к действию автора Пинк Дэниель

Из книги Преимущество сетей [Как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений] автора Шипилов Андрей

Несколько статей мы посвятим тому, как сделать наше общение с другими людьми приятным и полезным.
И начнем с самого начала — со знакомства.
Случались ли так, что вам отказывали в работе при первой же встрече, хотя эта встреча была назначена? А встреча с человеком важным для деловых или личных отношений заканчивалась ничем? А отношения со свекровью или тещей не сложились потому, что вы не понравились друг другу с первого взгляда?
Сейчас я упомянула те ситуации, которые действительно важны для нас и от того, какое впечатление мы в них производим во многом зависит наша жизнь. Установлено, например, что при приеме на работу, как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого вопросы задаются в зависимости от сложившегося мнения: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». Думаю, что не все специалисты, занимающиеся изучением проблем общения, согласятся с 3-4 минутами. Некоторые считают и доказывают это экспериментально, что первое впечатление формируется за 10 секунд взаимодействия.

Первое впечатление – всегда ошибочно

Наверное, многие из нас, если и не принимали участие в таком споре, то, по крайней мере, задумывались над вопросом, насколько обманчивым или правильным бывает первое впечатление. Интересно, к каким выводам вы пришли? Я-то убеждена, что нет однозначного ответа на этот вопрос — оно может быть верным, может быть абсолютно ошибочным, может быть частично верным. Все зависит от того, кого воспринимают, кто воспринимает и условий восприятия.
Простите за банальность, но люди разные. Одни открыты для восприятия, о них легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Они могут быть или интеллектуалами, или недалекими, или застенчивыми и т. д., но догадаться об этом зачастую нелегко. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за внешней суетой и действиями. Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам, а встречаются такие, которые не поддаются никакой описательной характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе. О них очень трудно сказать что-либо определенное. Безусловно, все это сказывается на первом впечатлении.

Факторы которые влияют на первое впечатление

1. Физическая привлекательность
Действительно, замечено, «что красиво, то и хорошо», т. е. эффект красоты способен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.
Оценивая привлекательность, особое внимание обращают на лицо. Привлекательным считается человек с красивым лицом, и это связано не столько с самой красотой лица, сколько с его выразительностью. Если мимика собеседника выражает спокойствие и доброжелательность, то в большинстве случаев он будет оценен окружающими положительно.
Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто - зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установлении контактов с людьми.

2. Помимо внешней привлекательности важнейшее значение имеет невербальное поведение человека.
Особое место занимает взгляд человека. Если человек не отводит взгляд, не смотрит «мимо» другого, не опускает глаза вниз, то о нем складывается более уверенного, более доброжелательного, и это связано со сложившемся у людей в прошлом опыта представления о том, что, с одной стороны, волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, с другой — если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны.
Оказалось, важна также поза, в которой находится человек во время разговора. Людям больше нравятся те, кто во время разговора наклоняют свой корпус вперед, по сравнению с теми, кто отклоняет его назад.
Установлен факт существования для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы это не вызывало раздражения. Величина этого расстояния зависит от роста людей, их пола, нервно-психического состояния, намерений, имеющихся по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение. Например, женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию такого общения, мужчины — большую. С нравящимися людьми разговаривают на более близкой дистанции. По этому признаку можно определить отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться немного дальше.

3. Отношение к людям
Больший эффект на восприятие постороннего человека будет накладывать его позитивное отношение к людям. Благодаря этому эффекту может происходить общая переоценка незнакомого человека. Чтобы собеседник почувствовал хорошее отношение к себе, нужно проявить внимание и интерес к нему. Здесь важно не перегнуть палку, чтобы не произвести впечатление либо льстеца, либо манипулятора.

4. Речь и голос
Мы неосознанно связываем звучание голоса с определенными характеристиками личности. Поэтому, даже, когда мы не видим человека, а только слышим его, то у нас все равно возникает представление о собеседнике и кое-то мнение о его характере. С визгливым голосом устойчиво ассоциируется неуравновешенная или истеричная персона. Быстрая, но слегка сбивчивая речь будет выдавать неуверенность. Томный голос обнаруживает чувственную, но осторожную натуру. А вяло говорящий и растягивающий слова человек может произвести впечатление недотепы. Звонкий же голос, чаще всего, указывает на жизнерадостный нрав.
При восприятии человека также обращают внимание на словесные обороты, часто употребляемые слова и выражения, интонации, твердость звучания, темп речи и артикуляцию. В голосе отражаются мысли. Если мы думаем о чем-то суровом или неприятном, то голос становится тверже. Если думаем о близком человеке, то в голосе появляется мягкость. Помимо этого, значение имеет стиль и содержание – анализируя их, нетрудно понять культурный уровень человека. Уже после нескольких минут разговора собеседник сформирует представление и о том, насколько вы доброжелательны, надежны, о какой степени доверия с вами может идти речь. Интересную закономерность установили ученые – они считают, что эмоции гнева и страха делают звучание голоса более старым, а эмоции радости «уменьшают» возраст.

5. Особенности оформления внешности человека , такие как одежда, прическа, косметика также оказывают воздействие на складывающееся впечатление. Общее правило в подборе одежды гласит: «Выбирайте тот стиль одежды, который приемлем там, куда вы собираетесь». В некоторых обстоятельствах стиль работает как опознавательная система «свой-чужой». Если стили принципиально совпадают, то вас принимают за «своего», и это облегчает коммуникацию с незнакомыми людьми. Платье, костюм заставляют приписывать человеку определенные качества. Например, человеку в военной форме, приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость. Вообще к подбору одежды необходимо относится очень тщательно, учитывая свой цветотип и пропорции фигуры (Об этом можно почитать в интернете, но и на страницах сайта тоже об этом поговорим).

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления - довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

Психологическая сущность формирования первого впечатления

Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.

Ф. Ларошфуко

Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные - с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же - наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто - зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

В заключение читателям, наверное, небезынтересно бу­дет узнать о специальном исследовании, выявляющем осо­бенности формирования первого впечатления и межличност­ного оценивания у представителей различных профессий:

физиков (вид деятельности по классификации профессора Климова типа “человек - техника”), биологов (“человек - природа”), юристов (“человек - человек”), художников (“че­ловек - образы искусства”), экономистов (“человек - знако­вые системы”). Точнее всех с задачей оценивания справились юристы, затем биологи, потом экономисты, художники. Наи­большее же количество ошибок совершили физики. Выделим лишь некоторые признаки, на которые эти специалисты опи­рались при своем оценивании. Эти данные сведены в табл. 1.

Таблица 1

Как видно из табл.1, самым информативным оказалось оценивание у юристов, и это не случайно, так как их деятельность имеет более коммуникативный характер, чем у предста­вителей других профессий.

Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

Ж. Лабрюйер

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд обще­ния. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд кон­такта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседни­ком. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия . Имен­но они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является инто­нация голоса, которая должна быть приветливой и выразитель­ной.

Ваша решительность и уверенное представление во мно­гом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.

Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одеж­ды.

Забота об имидже начинается для делового человека с за­боты о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккурат­но причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).

Говоря о роли и значении одежды в формировании перво­го впечатления, не следует забывать о главном - о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветству­ют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда про­исходит с помощью непосредственного зрительного контак­та.

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в раз­говоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

Взгляд способствует внушению так же, как и слова;

Прерывание зрительного контакта при разговоре на дли­тельное время может привести к прекращению разговора;

Когда один партнер говорит, опытный слушающий не

допускает поединка глазами, так как это может породить аг­рессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно го­ворят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда

способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

2.1. Значение эффекта первого впечатления

Всего больше мы платимся за то,
что не умеем быть вовремя умны.
В. Ключевский, русский историк

У вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.

Об окружающих нас людях мы судим обычно по первому впечатлению. Установлено, что 90% информации о ком-либо складывается в первые 90 секунд общения (известное правило 90/90).

Формирование первого впечатления - довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, различного рода обратные связи. Его психологической ценностью является межличностное оценивание, которое связано с формированием образа другого человека. Психологическое оценивание своего партнёра по общению, как правило, осуществляется по неким универсальным ценностным шкалам: "хорошо-плохо", "красиво-безобразно", "полезно-вредно" и др. Чем больше человек в оценивании другого нашёл таких шкал, тем точнее оценка.

Особую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации, который формируется у человека под влиянием многих факторов: социального положения, профессиональной деятельности и др. На формирование первого впечатления оказывают влияние следующие факторы:

  • характеристика внешнего облика человека;
  • экспрессия, переживаемое эмоциональное состояние;
  • выполняемые действия (поведение);
  • предполагаемые качества личности, выявляемые на этой основе, и др.

Уделим внимание двум факторам: внешнему облику и эмоциональному состоянию.

Как утверждают специалисты, внешний облик формируется на основе следующих информативных показателей: физическая привлекательность (особое внимание обращают на лицо, рост, волосы, телосложение, осанку); самопрезентация (умение себя преподнести, т. е. сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и "закамуфлировать" свои недостатки.

Эмоциональное состояние формируется под влиянием преобладающих у человека эмоций, чувств, переживаний, которые могут выражаться в поступках человека. Известно, что хорошее первое впечатление производят люди, буквально "генерирующие" положительные эмоции: улыбчивые, доброжелательные, обаятельные. К ним быстро проникаются симпатией, начинают испытывать доверие, охотно идут навстречу предложениям и пожеланиям. Особая значимость эффекта первого впечатления состоит в том, что из всего спектра прошлого опыта мы сохраняем те черты, которые были запечатлены в переживаниях, связанных с первым впечатлением. Это может привести к тому, что первые впечатления будут управлять нами и в процессе дальнейшего общения.

После формирования первого впечатления обычно мы замечаем лишь то, что ему соответствует. На самом деле, сделав вывод относительно конкретного человека, мы продолжаем действовать так, будто стараемся доказать себе, что наше первое впечатление о человеке было правильным.

Действительно, какие бы качества мы ни приписывали тому или иному человеку, мы всегда стремимся видеть и слышать о нём только то, что подкрепляет именно первое впечатление. Направив все свои усилия на доказательство правдивости первого впечатления, мы неосознанно "блокируем" то, что ему не соответствует.

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими.

Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - всё это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд контакта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнёру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.

Ваша решительность и- уверенное представление во многом определяют то, как партнёр будет обращаться к вам.

Эти первые 10 секунд общения с собеседником можно образно сравнить со стартовой фазой ракеты: именно от этих секунд зависит, будет ли запуск успешным и взлетит ли ракета.

Позаботьтесь о собственном имидже начиная с одежды и помните, что хорошо одет тот, кто не выделяется.

Готовясь к контакту с деловыми людьми, важно помнить о манере одеваться. Речь в данном случае идёт об образе, который сразу же возникает в сознании вашего делового партнёра, когда ещё не сказано ни одного слова. Внутренняя ценность личности, характер и другие особенности, безусловно, ценны и важны, но они оцениваются людьми лишь после длительного контакта. Одежда же и внешний вид в значительной степени определяют, как встретит вас деловой партнёр: с симпатией, вниманием и уважением или с антипатией, пренебрежением и разочарованием.

Забота об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккуратно причёсанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви. Всем этим вы сигнализируете окружающим, что пришёл серьёзный, уверенный в себе, успешно действующий и уже поэтому на первый взгляд симпатичный и компетентный человек.

Если вы приходите на встречу с деловым партнёром в неопрятной или в неподходящей одежде, как правило, вы не заслужите доверия и в отношении деловой компетенции. Практика делового общения подтверждает, что это так, даже если признать, что есть исключения, подтверждающие правила.

Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном - о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

При необходимости воспользуйтесь в общении приёмом "Пудель-трюк".

Общаясь с собеседником на "его территории" (квартира, дом, усадьба и т. п.), не стоит забывать о значении психологического приёма под названием "Пудель-трюк". Главное в нём

состоит в том, что, встречаясь с клиентом на его территории, наверняка можно в доме заметить домашних животных: собаку, кошку или другую живность - и установить точку соприкосновения репликами типа "Да это на редкость прекрасное (милое, необычайное, красивое, чистопородное, умное и т. д.) животное! Поистине великолепное создание! Вы даёте ему специальный корм?" Мы все чувствительны к комплиментам, даже если они высказываются лестно. Не следует забывать, что хозяин считает домашнее животное членом семьи и ему далеко не безразлично, какой будет оценка его любимцев.

Устанавливайте связь с говорящим с помощью взгляда.

Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнёры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта. Если ритуальный взгляд не соблюдён, собеседник обычно чувствует себя проигнорированным или оскорблённым. Вряд ли он может противодействовать оскорблённому чувству: "Ты меня не принимаешь во внимание как подобает".

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнёра открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

  • взгляд способствует внушению так же, как и слова;
  • прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
  • когда один партнёр говорит, опытный слушающий не допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда.

Не случайно говорят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

Взгляд человека и связанные с этим сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации,

которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора, если же более 2/3 - разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), - это способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринуждённого общения; интимный, когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица - на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении; и, наконец, взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к своему собеседнику или же к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

Научитесь управлять мимикой.

Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации. Вот почему лицо человека является главным источником психической информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем произносимые слова. И не случайно человек, желающий скрыть свои истинные намерения, стремится вложить необходимый для него смысл только в произносимые слова, так как словами можно солгать, но всегда в этой ситуации он старается спрятать от партнёра своё лицо, поскольку оно способно выдать его, какими бы артистическими способностями он ни обладал. Это обстоятельство подтверждает те жизненные ситуации, когда человек, не желающий показать своё истинное психическое состояние, предпочитает общение с собеседником лишь с помощью телефона, так как в этом случае используется лишь слуховой канал связи,

Всем наверняка знакомы ситуации в общении, когда "слов не надо". Они, как правило, возникают благодаря специфическим мимическим знакам, которыми владеет человек для проявления своих чувств. Среди типичных человеческих эмоций, отражаемых мимикой, можно выделить такие, как удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и др. Причём легче всего распознаются положительные эмоции, радость, любовь, удивление. Труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции: печаль, гнев, отвращение. Очень важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Известно, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Это помогло ему, как считают специалисты, лучше находить контакт с людьми.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, "отвечает" за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные - ярче выражены на левой.

Таким образом, владение мимикой необходимо по сути любому человеку, но особенно тем, кто по роду деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Умело управляйте языком своего тела.

Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнёра, а с другой стороны, препятствуют, мешают говорить. К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка; кивок головы; наклон корпуса вперёд при сидении на стуле; активное молчание; свободная расслабленная поза; прикосновение (при полученном согласии на это); зрительный контакт; обращённость к говорящему (ориентация на него корпуса); открытые ладони и др.

К негативным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или "бегающий" взгляд, руки на затылке; вздохи; прищур глаз; нахмуренные брови; скрещённые на груди руки; остановившийся (обращённый в себя) взгляд; покачивание ногой в позе "нога на ногу" и др.

Овладейте искусством жестовой коммуникации.

Жестика, исследующая многообразную гамму движений частей тела, занимает особое место в структуре невербального общения, поскольку формирует "алфавит" жестов, без которого в общении крайне трудно достигнуть необходимого уровня взаимопонимания.

В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения, знаки препинания. Их правильное прочтение зависит от многих факторов и прежде всего от конкретной ситуации, которая порождает использование того или иного жеста.

Умение распознавать язык жестов в человеческом общении позволяет читать человека, как книгу.

Научные исследования в области языка проводились давно, но только в конце XX века появляется новая специальность: "учёный-невербалист", для которого истинным удовольствием является наблюдение за невербальным поведением людей.

Богатейший "алфавит" жестовых движений человека можно свести к пяти основным группам:

  1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"); пиктографы, т. е. образные картинные изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинектографы, т. е. движения телом; жесты-биты ("жесты-отмашки"); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
  4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека. Как правило, эти жесты связаны с движением рук. Специалисты сводят их в три группы: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, пошлепывание партнёра; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы - это жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Научитесь понимать ложные (притворные) жесты партнёра.

Подчёркивая значимость умения читать жесты человека, ответим на вполне закономерный вопрос: можно ли подделать язык жестов? Ответ на данный вопрос будет не однозначный, поскольку для человека, не владеющего основами кинесики (науки о внешних проявлениях человеческих чувств и эмоций), распознать в жестах своего оппонента элементы притворства и ложности всегда будет сложно. Для специалиста же в области языка жестов прочитать несоответствие между словами и жестами, которые демонстрирует партнёр, как правило, не представляет большой сложности. Даже если на специалиста будет воздействовать человек, умеющий искусно скрывать своё эмоционально-психологическое состояние (этим искусством, как показывает практика, в совершенстве владеют многие артисты, дипломаты, государственные деятели и др.), кинесик может по микрожестам определить истинное состояние человека. К таковым микрожестам можно отнести: движение мускулатуры лица, увеличенное сокращение зрачков, покраснение щёк, увеличенное количество миганий в минуту и др.

Практика показывает, что когда люди хотят проявить свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека (или желающего быть таковым) крайне важно приобрести умение понимать ложные (притворные) жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движения руками и корпуса); они подавляют сильные волнения (благодаря ограничению этих движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

Несогласованность телодвижений в ситуации, когда человек обманывает, легко объясняется тем, что в процессе лжи подсознание посылает некую нервную энергию, проявляющуюся в виде жеста, который противоречит высказанному слову. Это доказывает истинность утверждения, что жесты человека всегда правдивее его слов.

Научитесь определять реакции собеседника.

Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше

узнать о своих партнёрах. Эта реакция является ценным индикатором, который даёт нам знать, как идёт процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения. К примеру, собеседник начинает в вашем присутствии что-то рисовать на листе бумаги. О чём это говорит? Если партнёр рисует людей, дома и другие реальные объекты, это означает, что он невнимателен к вам или обсуждаемой проблеме и необходимо изменить тему или тональность разговора. Если же собеседник, напротив, рисует абстрактные фигуры или каракули, вам незачем беспокоиться, поскольку рисование абстрактных фигур осуществляется механически и партнёр внимательно слушает вас.

Каждая подобная реакция показывает, как нас слышат другие. Недопонимание в общении обычно возникает тогда, когда мы выступаем в роли ничего не замечающего наблюдателя.

Используйте при необходимости приёмы психологического маневрирования.

Под психологическим маневрированием понимается такое "преподнесение себя", которое делает декларируемые личностные качества не только приемлемыми для партнёра, но и желаемыми. У партнёра при этом возникает ощущение: "Вот именно такой мне и нужен", "Только ему можно довериться". На формирование такого восприятия влияют особого рода психологические приёмы. Основными из них являются:

  • открытая и доброжелательная улыбка, выражающая особую симпатию к собеседнику;
  • поворот к собеседнику не только своей головы, но и всего тела (включая корпус и ноги);
  • приоритет молчания, чем говорения, с невербальной демонстрацией неподдельного интереса к сказанному собеседником (одобрительное кивание головой, поднимание бровей с выражением "живого" удивления и "радости от общения" и др.;
  • ведение разговора о проблемах, чаяниях, интересах партнёра (человека интересуют прежде всего не чужие нужды и проблемы, а свои собственные);
  • сопровождение своей немногословной речи тактичностью и доброжелательностью;
  • частое использование недвусмысленных намёков типа "мы, мол, с вами понимаем друг друга и все тонкости ситуации, а вот остальные...";
  • демонстрация жестов, символизирующих открытость, простоту и доверие;
  • проявление инициативы, если общение происходит во время застолья, в разливании напитков, активно стремясь "не обидеть" партнёра при умеренном употреблении самим (рюмку или бокал надо держать так, чтобы не было заметно, сколько вами выпито);

Следует, однако, заметить, что если собеседник будет демонстрировать вам вышеуказанные приёмы психологического маневрирования, то такому партнёру надо уделить самое пристальное внимание, чтобы разобраться, чем вызвано такое поведение и какие он преследует цели.

Не забудьте, что другие воспринимают нас так, как мы воспринимаем их.

Если мы критичны и привыкли осуждать, то вполне обоснованно можем предположить, что и другие будут так же относиться к нам. И наоборот, если мы слушаем других доброжелательно, открыто, искренне восхищаемся и относимся к ним с уважением, то большинство людей так же будут относиться к нам.

Всякий раз, когда мы высказываем критическое суждение о ком-либо, мы невольно роем для себя яму: последствия дадут о себе знать если и не сразу, то в ближайшее время. Следовательно, попытки осуждать других, демонстрировать своё неприятие и пренебрежение равносильны самоуничтожению. То, до какой степени мы позволяем людям быть такими, каковы они есть, существенно влияет на то, какими они позволяют быть нам.

Таким образом, мы сами создаём вокруг себя мир, который может быть критичным и враждебным или дружественным и дающим поддержку.

Вдохновитесь и вдохновите партнёра.

Вдохновиться самому и на долгий срок - вот что создаст позитивные отношения в общении с партнёром. Если же дать возможность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает

вас привлекательным, энергичным и целеустремлённым; помогает преодолеть депрессию, страх перед изменениями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию.

Наконец, вдохновение помогает вам показать своему собеседнику, что он симпатичен. Именно это ведёт к успеху во взаимоотношениях.