Виды водоемов в ландшафтном дизайне

Вода является одним из важнейших компонентов природного ландшафта и занимает значительное место в формировании парковой среды. Водные устройства влияют на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отдыха и спорта. И, наконец, важна эстетическая ценность воды. Ее физические свойства - текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму - богатые возможности для создания самых разнообразных водных устройств.

Английский теоретик ландшафтного искусства С. Кроу, уделяя внимание эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному использовались ее свойства: «Настроения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий темперамент. Она может быть безмятежной, она может быть деятельной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомысленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д"Эсте с их очаровательным падением в 1-3 такта (имеется в виду Аллея ста фонтанов) или, в наши дни, в тщательно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выставки. Удовольствие в рассматривании - наблюдать пенящиеся фонтаны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслаждение прохладой передается медленным капаньем воды, стекающей большими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа».

Из приведенного отрывка видно, как широко трактовалась вода, и мы, обратившись к истории садово-паркового искусства и современной практике, можем еще более расширить перечень водных устройств, показав их роль в общем образном строе каждого парка. Водные устройства являются не только собственно объектами любования, поверхность водоемов образует дистанцию, создавая своего рода фронт восприятия пейзажей парка.

Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются определяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы - композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба - бассейны, фонтаны, водопады, источники - становятся центрами внутренних композиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости.

Соотношение парка и водоема неоднозначно - к одной группе относятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой - парки у водоемов, расположенные на берегах обширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемно-пространственное решение подчиняется водоему и строится с учетом ориентации на него. Так, парки на берегу Финского залива (Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Александрия, Знаменка, Михайловка и др.), созданные в разное время, несмотря на стилевые различия, их планировочные и композиционные решения, подчинены морским просторам залива. Курортные парки Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа как исторически сложившиеся, так и современные решаются с общей ориентацией на море. Аналогично решаются и современные курортные комплексы на озере Иссык-Куль.

Условия местности подсказывают возможности устройства тех или иных водных сооружений. Так, устройство каскадов и фонтанов Стрельны и Петергофа оказалось возможным прежде всего благодаря перепаду рельефа естественной морской террасы Финского залива и выявлению источников пресной воды. В Стрельне для этой цели арх. А. Леблон спроектировал перед дворцом на верхней террасе парка большой водяной партер, который служил бы не только декоративным целям, но и «для накопу воды», т. е. был бы водоемом-накопителем. Однако Петра I такое решение не удовлетворило. Он обследовал окрестности и нашел в 20 км от Стрельны на Ропшинских высотах мощные источники воды, которые и решено было использовать для питания водных парковых устройств. Так был создан знаменитый Петергофский водовод, включающий систему каналов, прудов, трубопроводов, которые функционируют и сейчас. В последующем на основе этой водной системы был создан ряд парков - Луговой, Колонистский и др.

Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней земель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.

Сохранившиеся до наших дней исторические парки Москвы создавались вдоль берегов Москвы-реки (Троице-Лыково, Фили, Студенец, Нескучное, Коломенское) и Яузы (Лефортово, Свиблово, Медведково, Усачевых-Найденовых и др.), а также имели свои внутренние водоемы. Так, в Измайлове пруды, «нанизанные» на извилистую р. Серебрянку, стали не только ландшафтообразующими факторами в его массиве, но и основой существования первых в России опытных садовых хозяйств. Они образовали единую с архитектурой Измайловского острова парковую среду. Размещение московских исторических парков в плане города показывает, что часто они независимо один от другого базировались на одной водной системе. Так, система Косинских прудов во многом определила существование прудов Кускова и Кузьминок. На р. Лихоборке были созданы усадьбы Грачевка и Михалкове, а в районе слияния Лихоборки с Яузой - усадьба Свиблово и массив Главного ботанического сада АН СССР. Нарушение одной из частей этой системы ведет к изменению водного режима парков, гибельному для их водоемов, и в конечном счете - к потере основы парковой композиции и утрате парков. Так, при строительстве МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги) была перекрыта речка Братовка, питающая пруды усадьбы Братцево. Следствием этого была гибель прудов, заболачивание местности и начало распада насаждений. Уничтожение прудов у подошвы склона усадьбы Нарышкиных в Филях привело к еще более тяжелым последствиям - нарушению гидрологического режима грунтов и оползанию береговых склонов. Поэтому всякое новое строительство в городе должно учитывать его гидрологическую систему с целью ее максимального сохранения и умелого использования при эксплуатации имеющихся и создании новых объектов озеленения.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бессточным - пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естественных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок местности. Известны 4 типа питания водоемов, зависящих от климатических и других физико-географических условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однородного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по склонам местности), который, как правило, образуется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности. Например:

На бывших польдерах (Амстердамский лесопарк, где водоемы занимают около 50% площади);

С целью понижения уровня грунтовых вод (цепь прудов на Елагином острове) путем устройства водоемов и островов;

На месте бывших карьеров (парки в Кельце и Катовице в Польше, Московский парк Победы в г. Ленинграде).

В современных городских условиях создание водоемов с естественным питанием практически исключено, режим водоснабжения не позволяет их устраивать за счет водопровода. Вместе с этим при освоении городских территорий наблюдается засыпка водоемов и родников, «зарегулирование» небольших рек путем взятия их в трубы и превращения в ливневую канализацию. Для обеспечения парков города водоемами необходим максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов. Примером сохранения водных ресурсов в городе является парк Городское школьное лесничество в г. Пензе. Здесь сохранены родники, идущий от них ручей и устроены небольшие пруды.

Пруды и озера являются наиболее распространенными водными устройствами парка. Их форма определяется рельефом, контур водного зеркала следует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды. По классификации 3. Николаевской форма водоемов бывает: компактная (Большое озеро в Екатерининском парке, его примерные соотношения 250X600 м, или 1:2,4); изогнутая (пруды парка Качановка на Украине), вытянутая (Большой пруд в Тростянецком парке, его соотношения 100X1300 м, или 1:13); сложная - с заливами, полуостровами, мысами, островами или система взаимосвязанных водоемов (водная система Гатчины, северо-восточная часть Белого озера, соотношения 1300X250 - 350 м, или 4:1-2,5). Пруды вытянутой формы чаще всего создают на основе овражно-балочных систем путем перекрытия стока плотиной (одной или несколькими последовательно) по руслу оврага. В последнем случае образуется цепь или каскад прудов, контур которых определяется формой оврагов. Запруживание рек создает условия для устройства водоемов различной формы. Вытянутые, компактные и изогнутые водоемы могут иметь различную по очертаниям береговую линию - простую (она типична для овражных прудов) и более сложную с заливами и полуостровами (подобную водоемам сложной формы).

Очертания береговой линии необходимо согласовывать с величиной водоема. Измельченный рисунок больших по площади водоемов приводит к потере их масштаба так же, как и упрощенный. Во всех случаях желательно, чтобы контур водоема нельзя было охватить одним взглядом. Это создает иллюзию водного пространства, далеко уходящего за пределы видения. Ощущение незавершенности восприятия пейзажей - важный момент ландшафтного искусства. Полуострова, мысы и острова обогащают водоем пейзажами, образуя кулисы и замыкая перспективы. Они усиливают глубину пространства и создают многоплановые картины. Виды, открывающиеся с полуостровов, благодаря широкому углу обзора могут иметь характер панорамных картин, а открывающиеся из залива, как правило, имеют узкий угол обзора, ограниченный прибрежной растительностью или склонами рельефа. При проектировании островов необходимо учитывать, что они пространственно членят водную поверхность. Их значительные размеры и размещение в центре водоема могут привести к потере целостности водного зеркала.

В качестве примера многопланового построения пейзажей приводится район Белого озера в Гатчинском парке, анализ которых был проведен З. Николаевской. «Видовые картины Белого озера многоплановы благодаря лежащим в водоеме островам и живописно очерченной линии берегов. Острова, образуя видовые планы каждой картины, создают раму, которая направляет взгляд человека на следующий пейзаж. Лебяжий остров - первый план, Вороний - второй, мыс у начала Водного лабиринта - третий, павильон Венеры на острове - четвертый и, наконец, Длинный остров - пятый план. Замыкает перспективу противоположный берег...».

Цепь островов, прилегающая к северо-западному берегу Белого озера, находится от него на расстоянии 10-15 м. Первый план пейзажа раскрывается перед зрителем с береговой дорожки. Острова Еловый, Сосновый, Березовый и Липовый по мере продвижения зрителя вдоль берега постепенно «входят» в пейзаж. В промежутке между последними двумя островами открывается вид на Горбатый мост, соединяющий Длинный полуостров и остров. Далее взгляд устремляется на обелиск, стоящий на противоположном, юго-западном берегу. Через этот же разрыв между первым и вторым островами раскрывается вид на выступающий в озеро мыс и т. п. Такое продуманное использование разрыва между островами увеличивает видимую глубину пространства. Те же острова использованы в композиции пейзажей противоположного берега Белого озера. С юго-западной стороны через пролив между ними открывается вид на Большой каменный мост. Разрывы ориентируют зрителя в желаемом направлении. Вместе с тем зеленые насаждения на берегах служат как бы обрамлением (рамой), первым планом видовой картины.

Особенностью прудов и озер является статическая неподвижность водной поверхности. В зеркале вод отражается смена эффектов солнечного освещения, сезонные изменения цвета окружающих деревьев, трав, неба. Статичность воды усиливает временную динамику природы.

При формировании пейзажей у воды необходимо учитывать их отражение в водном зеркале. Этот эффект был умело использован еще А. Ленотром как математически рассчитанный прием и в последующем широко использовался в ландшафтном искусстве. Явление отражения связано с закономерностью восприятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. Графическая интерпретация этого закона в виде профиля позволяет в процессе проектирования получить информацию о возможности и характере отражения парковых объектов и предусмотреть композиции, рассчитанные на эффект отражения в зеркале воды. Правильное решение этой задачи зависит от размещения водоема, пространственного соотношения уровня воды и отражающегося объекта.

Эффект отражения связан и с закономерностями восприятия размеров водоемов. Так, поляны у водоема зрительно расширяют его площадь, в зеркале воды отражается небо, он получает много света и кажется более обширным. И наоборот, высокие откосы, обрывы и насаждения, близко подступающие к береговой полосе, отражаются в водном зеркале, затеняют его, часто создают так называемый эффект «черной (темной) воды», или «черного (темного) зеркала», и зрительно сокращают пространство.

Реки и ручьи отличаются от прудов и озер текучестью воды. Это свойство при умелом использовании становится таким же достоинством, как и неподвижность водного зеркала в прудах. Быстрота течения и его направление зависят от рельефа. В условиях горного рельефа русло более прямолинейное, реки быстрые, порожистые, иногда с водопадами. Они, как правило, настолько живописны, что без существенных изменений включаются в структуру парка. Например, р. Агура в Сочинском национальном парке. Работа заключалась в прокладке маршрутов, охватывающих наиболее интересные участки, выявлении видовых точек, ориентирующих на водопады, скалистые обрывы, интересные насаждения.

На территориях с небольшим уклоном реки образуют изгибающуюся ленту русла (меандируют), имеют острова и старицы. Эти свойства учитываются при обработке рек и ручьев в парке. Иногда используется сочетание неподвижной и текучей воды.

Так, в парке Софиевка на небольшой р. Каменке создана уникальная водная система с прудами, речной долиной, подземной рекой, фонтанами и водопадами. Перепад рельефа составляет 22 м. Мастерским сочетанием различных водных сооружений, каменных глыб, выходов горных пород, грандиозных водопадов и фонтанов создан героический парковый ландшафт, т. е. ландшафт, имеющий свой художественный образ.

Реки и ручьи - это линейные планировочные элементы парка. К этой группе относятся и каналы. Каналы - важные композиционные элементы регулярного парка. В современном паркостроении каналы - спортивные сооружения прямоугольной формы.

Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного перепада рельефа и крупных водных источников. Размещение этих устройств определяется технической целесообразностью.

Фонтаны являются важными элементами регулярных композиций. В каждую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но всегда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площадках, пересечениях дорог.

При создании насаждений у водоемов необходимо в первую очередь учитывать экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.

Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие длительное затопление.

Особое место занимает вопрос композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.

Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы водоема.

Древесные породы, выносящие затопление (по А. Колесникову):

1-й прием. Массивы насаждений, расположенные по периметру водного зеркала, ограничивают и замыкают ландшафт, скрывая особенности рельефа или способствуя увеличению высоты берега. Водоемы в данном случае воспринимаются глубокими. Характер сомкнутости и сумрачности пейзажа усиливается при небольшом, вытянутом зеркале воды.

Для создания эффекта неожиданности или просто разнообразия массивы прорезаются просеками, в обзор включаются сооружения, устройства типа водопада и др. Массивы насаждений могут иметь прямолинейный контур или рельефный, повторяющий очертания береговой линии (мыс, бухта).

Художественные качества закрытого пространства определяются структурой массива, составом пород, ориентацией и конфигурацией береговой линии. Можно сравнить зрительное восприятие обрамления Черного и Белого озер в парках Гатчины (Приоратский и Дворцовый парки).

2-й прием. Членение береговой полосы кулисами - наиболее сложный прием, организующий последовательность и направление обзора, многоплановость построения, иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала.

Данный прием типичен для крупных водоемов с живописным эффектом освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев. Например, большая поляна северо-западного берега Большого озера в Екатерининском парке, разделенная кулисами на 3 части, на которую раскрываются главные перспективы от Большого озера, Камероновой галереи и террасы Руска.

Устройство водного лабиринта в парках XVIII в. традиционно. Он создает иллюзию бесконечного пространства с неожиданными эффектами, четкими силуэтами насаждений на островах, например Сокольники, Гатчина, Екатерининский парк, Ораниенбаум (Верхний парк). Кулисность насаждений способствует чередованию света и тени, перерезающих водную плоскость перспективы, и объединяет право- и левобережные ландшафты, создавая эффект бесконечности далей.

Применяемые типы композиций насаждений (массивы и группы) размещаются параллельно береговой линии или поперек склона берега, при этом образуется как бы веер перспектив, просматриваемых с видовой площадки мыса берега или моста. Они создают интересные осевые или асимметричные парковые картины.

3-й прием. Открытые водоемы с плоскими берегами отражают много света и неба, благодаря чему создается впечатление широкого и светлого водного пространства.

Чередование открытых и закрытых участков не должно создавать пестроты и беспокойства, оно должно отвечать масштабу водоема и парка в целом. Поляны могут быть широкими, примыкающими к водоему, или узкими, рассекающими береговой массив. Они должны быть чистыми, покрытыми луговой растительностью, цветами, с отдельно стоящими деревьями или группами, в обрамлении массива. Для создания более живописной композиции в оформление водоема рекомендуется включение «приводных» (осока, кипрей болотный, ирис сибирский) и водяных растений (кувшинки, нимфеи, лотосы, аир болотный, стрелолист обыкновенный, ирис водяной и др.). Заводи и заливы с ослабленным течением и глубиной 45-60 см используются для посадки водяных растений (для нимфеи 1,5- 1,8 м).

При устройстве маршрута у водоема следует избегать прокладки дорог, вплотную обрамляющих берег. Не рекомендуется устройство дорог, идущих вдоль берега на одинаковом расстоянии от воды. Местами они должны отходить от водоема, идти по открытому пространству полян, среди групп и в массиве, чтобы потом опять выйти к воде.


1 - массив на участке выхода к мосту, 2 - насаждения на вогнутой линии берега, 3 - насаждения на выступающем в воду берегу, 4 - чередование массива и лужайки с 2 сторон дорожки, 5 - расположение группы на оконечности мыса, 6 - аллея проведена через массив насаждений и ориентирована в сторону водоема (Гатчинский парк), 7 - в сторону водоема от аллеи расположен открытый берег с группами и одиночными деревьями (парк Тростянец), 8 - аллея отделена от водоема массивом насаждений, с другой стороны открытое пространство (парк Троснянец), 9 - раскрытие вида в обрамлении насаждений, 10 - аллея проведена по узкой полосе острова, в обе стороны виден водоем (Гатчинский парк)


Прибрежная полоса, а также более отдаленные места парка, включающие в обзор водоем, являются важнейшими участками для формирования пейзажных картин. Через видовые точки, с которых воспринимаются эти картины, и следует проектировать маршрут. Если водоем имеет вытянутую форму, наиболее выигрышными и интересными являются виды, открывающиеся по его длинной оси. Именно здесь следует формировать основные пейзажи, прокладывать обзорные маршруты, размещать видовые площадки.

Архитектурные сооружения водоемов в первую очередь подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы. В парках они получают разнообразное архитектурное оформление, которое вместе с другими сооружениями - беседками, павильонами завершает формирование ансамбля пейзажей, где доминирующей остается тема воды.

В каждой климатической зоне рационально использовать преимущественно местные виды деревьев, кустарников и многолетних цветочных растений. При этом важен правильный подбор растений в соответствии с их биологическими особенностями.

Архитектоника растений имеет большое значение при озеленении береговой линии. Контрасты горизонтальной поверхности воды и вертикалей падающих, склоненных ветвей ив, берез, остроконечных листьев ирисов и лилейников, крупных травянистых многолетних растений с большими листовыми пластинками, таких, как борщевики, ревень, легулярия и другие, значительно усиливают декоративный эффект.

Вода и водные устройства в городской среде

Современный ландшафтный дизайн трудно представить без использования воды и водных устройств в качестве одного из наиболее выразительных, отличающихся многообразием декоративных проявлений, компонентов городских открытых пространств. При этом речь идет не о повторении традиционных форм уличных фонтанов или бассейнов на площадях, а о дизайнерской трактовке водных устройств с учетом динамичности обновления эстетических идеалов и радикального изменения технологических возможностей.

Именно за счет использования воды как своеобразного пластического материала, обладающего свойством текучести, зачастую удается создать наиболее яркое впечатление от того или иного фрагмента города. Богатый диапазон возможностей для рассмотрения воды в качестве средства ландшафтного дизайна связан с различием ее зрительного и звукового восприятия в статичном или динамичном состоянии. Конфигурация водного зеркала, равно как разнообразие темы каскада или пластический рисунок фонтана, осмысленные с позиций современного дизайна, позволяют создать либо характерную геометрическую композицию ландшафта, либо внести эффект движения в городское открытое пространство.

Не менее важным, с точки зрения обеспечения экологической устойчивости среды, является возможность с помощью водоемов регулировать отдельные климатические характеристики среды, в частности, поддерживать влажность воздуха и создавать благоприятные условия для развития растительности в их окружении. Увеличение размеров водного зеркала позволяет также вовлекать в процесс рециркуляции воды выпадающие атмосферные осадки, ограничивая их сброс в канализацию.

Обладая сложной инженерной конструкцией, водные устройства связаны с определенным удорожанием ландшафтных композиций. В связи с этим принцип функциональной и композиционной оправданности их размещения в городской среде предполагает тщательный выбор места, учет масштаба и дифференциацию степени сложности каждого объекта. Безусловным приоритетом по соображениям эстетики и функции обладают пешеходные пространства, в особенности участки улиц и площадей у наиболее значимых общественных зданий, хорошо обозреваемые, пересекаемые оживленными потоками людей.

Принцип адекватности восприятия водного устройства в безводном состоянии позволяет сохранять его в целом положительное эстетическое воздействие в течение продолжительного времени года, когда отсутствие воды компенсируется либо скульптурностью форм поверхности, либо введением определенных цветовых или световых эффектов.

Вода в статичном состоянии,"образуя зеркальную поверхность, по существу, удваивает визуальное восприятие объектов природы и архитектуры, размещенных вокруг водоема. В то же время, в силу своей прозрачности, вода позволяет воспринимать графический рисунок в основании декоративного бассейна, превращаемый в поверхность с художественным смыслом. Прием создания водного зеркала над поверхностью с активным геометрическим рисунком сочетает в себе позитивные возможности отражающей глади воды с потенциальным разнообразием графического поля на дне водоема. Пример подобного сочетания воды и поверхности из керамической плитки с характерным рисунком, реализованный на одной из площадей в центре района Дефанс в Париже, подтверждает своеобразие получаемого визуального эффекта и раскрывает дизайнерский потенциал данного приема. Дополнительный функциональный смысл открывается при более детальном рассмотрении этой композиции. Наличие двух основных уровней ее восприятия–с пешеходной эспланады (верхний уровень) и транзитной автомагистрали (нижний уровень) обусловило необходимость не менее выразительного ландшафтного оформления вертикальных поверхностей, решенных в виде водного каскада по плоскостям с активным геометрическим рисунком и фрагментами травяного газона у основания стен.

Прием создания проема в зеркальной поверхности воды с организацией водного каскада может быть интересен при необходимости ландшафтного оформления нескольких уровней пешеходного пространства, в частности, при организации спусков к заглубленным остановкам общественного транспорта (метро, скоростной трамвай). Сочетание двух состояний воды – статичного в виде зеркала и динамичного в виде каскада и струй фонтанов – может быть трактовано в различной форме, но, как показывает реализованный пример в Штутгарте, позволяет достаточно нетрадиционно решить вопрос композиционного объединения наземного и подземного уровней городского пространства для пешеходов.

Вода в ландшафтном дизайне неизменно остается природным материалом, взаимодействием которого с другими компонентами определяют цельность и выразительность среды.

Эффективность интегрирования водных поверхностей в городское окружение во многом зависит от ландшафтной интерпретации берегового контура водоема. Притягательность его для пребывания пешеходов обуславливает необходимость в более разнообразном и масштабном оформлении. Формирование каскада модулей растительности, наряду с лестничными спусками, относится к одному из распространенных приемов ландшафтного дизайна берегового контура. Использование контрастного противопоставления глади водной поверхности с преобладанием эстетики пустоты и усложненного пластически и колористически профиля берега вносит в облик пешеходного пространства необходимую динамичность и индивидуальность. Подобная композиция, реализованная в Вашингтоне вдоль Пенсильвания Авеню, дает представление о возможностях дизайнерского оформления прямолинейного контура берега с достижением художественной выразительности озелененного участка улицы. Разграничение береговой линии с помощью модулей из цветов и деревьев позволяет избежать ее монотонности, а расположенный в центре композиции водопад вносит немаловажное звуковое дополнение в восприятие пространства для пешеходов.

Движущаяся вода в виде фонтанов и каскадов всегда относилась к числу важных элементов композиционного дополнения горизонтальной основы городского пространства.Их размещение в значительной степени обусловлено соображениями закрепления осей композиции на пешеходных улицах и площадях, усиления эстетической выразительности и создания дополнительных акцентов в городской среде. Неизменно составляя динамичный компонент ландшафта, фонтаны и каскады, как и многие другие элементы ландшафтного дизайна, подвержены постоянному обновлению. По мере совершенствования городских открытых пространств стало очевидно, что, кроме отказа от жесткой регламентации и многократного тиражирования давно себя изживших форм фонтанов в виде чаш или статичных скульптур, необходимо подлинно раскрепощенное формообразование силуэта водоподающих устройств с использованием современных динамичных линий и новых технологий обработки материалов.



Вода, включенная в композицию фонтана, привлекает нас возможностью видеть и слышать ее движение. От того, как оформлено это движение, во многом зависит степень эмоционального воздействия водного устройства. Не случайно, именно с фонтанами связаны наиболее устойчивые представления о характерных, ключевых символах ландшафта отдельных фрагментов городской среды. Дизайн водных устройств позволяет превратить воду в часть пространственной композиции, в которой система ее подачи, распределения и сбора не повторяет однажды найденных решений. Блестящими примерами подобного подхода стали в прошлом многочисленные фонтаны и каскады периода итальянского Возрождения, построенные на постоянном поиске новых приемов использования воды.

Размещение водных струй в системе динамичных веерных элементов, формирующих активный силуэт фонтанов, относится к одному из современных приемов их композиции. Сочетание зеркальных поверхностей из металла или матового стекла, по которым стекает вода с образованием множества бликов, и строгой геометрии линий водных струй составляет основное средство эмоционального воздействия подобного фонтана. Сопоставляя несколько водных устройств, построенных на основе этого приема, можно отметить определенные композиционные преимущества фонтана с использованием веерных элементов из ударопрочного стекла, заключающиеся в возможности создания зрительно более легкой, ажурной конструкции и в сохранении ее основных декоративных качеств в безводном состоянии.

Прием распределения воды по рельефной поверхности с характерной геометрией позволяет получать декоративные эффекты за счет подачи водных струй на каскадно спрофилированное основание. Концентрические очертания линий каскада из каменного материала, как видно на примере фонтана на Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге, композиционно "собирают" зрительное восприятие на центральной, пониженной точке, где размещается наиболее эффектный элемент – шар, вращающийся на подпоре струи йоды.

Прием создания стилизованных скульптурных изображений элементов живой природы дополняет многочисленные попытки внести композиционное разнообразие в формы современных фонтанов. В этом случае выразительность водного устройства достигается с помощью моделирования природных компонентов в металле с интегрированием водопадающей системы в контур стилизованной скульптурной композиции. Металлический цветок-фонтан, "распустившийся" на одной из площадей города Анже, позволил композиционно обозначить начало пешеходного пространства перед парком Сен Серж и создать в контуре зданий современной застройки характерный пластический акцент на основе сочетания движения воды и застывшего элемента по мотивам живой природы.

Современный ландшафтный дизайн, пересмотрев традиционные подходы к трактовке поверхности земли, и постоянно внося новые природные элементы в состав горизонтальной основы городских открытых пространств, обладает немалыми возможностями в интегрировании обновленных водных устройств в структуру планшета.

Появление все более современных решений фонтанов в значительной степени связано с распространением приема динамичной водной скульптуры, основанного на использовании водных струй разной направленности с изменением высоты их подъема. Показателен в этом отношении пример водной скульптуры между металлическими экранами динамичной конфигурации в пешеходно-трамвайном пространстве Нанта. Чтобы придать небольшому водному устройству особую выразительность, в контрасте с фиксированным рисунком горизонтальных струй вертикальный контур воды имеет переменную высоту, внося в панораму улицы яркий светлый акцент. Вечерняя подсветка фонтана позволяет сохранить "живой" силуэт водных струй в качестве декоративного эффекта большой композиционной значимости.

Фонтан в пешеходном пространстве, расположенный вне полосы основного транзитного движения, невольно привлекает внимание прохожих, что становится основанием для дополнительной графической обработки окружающей его поверхности с использованием материалов различной колористики и тональности. Сочетание изогнутых и волнистых линий в окружении фонтана дает возможность продолжить тему движения воды в плоскости покрытия улицы или площади.

Как показывает современная зарубежная практика, поиск средств выразительности открытых пространств перед наиболее значимыми общественными зданиями отличается широким диапазоном ландшафтных решений с использованием воды в качестве характерного природного компонента.

Так, в ландшафтном дизайне площади перед культурно-спортивным комплексом Берси в Париже тема воды интерпретирована в виде нетрадиционного сочетания плоскости неподвижного зеркала с многоярусным каскадом по волнообразным бетонным формам, напоминающим карстовые образования. Одна из наиболее выразительных частей композиции – динамичный контур подпорной стены, ограничивающей водную гладь, и плавно переходящей в искусственные бетонные "отложения". Постоянный приток воды на верхний уровень бассейна придает этому фрагменту площади динамичный характер, а непрекращающееся движение водяных потоков по замысловатому рельефу вносит естественное звуковое сопровождение.

В композиции площади перед отелем "Хилтон" в Гринвиле водные фрагменты превращены в основную тему на поверхности земли, активно заявляя своими очертаниями направление подхода к зданию, примыкая вплотную к его контуру и продолжаясь в виде водопада в его интерьере. Взаимодействуя с прилегающей растительностью, зеркала из воды придают входному пространству перед зданием масштабный, выразительный характер, и обеспечивают расчленение планшета на удобные в функциональном отношении и необычные в композиционном смысле участки.

Использование воды в качестве средства ландшафтного дизайна позволяет достичь разнообразия городских открытых пространств не только путем усложнения геометрического рисунка водных устройств или создания каскадных композиций, как, например, в торгово-пешеходной зоне в Анже – современные технологии устройства фонтанов без возведения водосборных бассейнов дают возможность получать водные эффекты прямо на поверхности земли перед общественными зданиями. Пример строительства подобного фонтана у здания Национальной Галереи искусств в Вашингтоне раскрывает определенные преимущества такого решения, при котором игра водных струй отражается в зеркальных поверхностях расположенных рядом пирамид. Фактор доступности воды, соприкосновения ее с человеком, превалирует в данной композиции и отвечает одной из основных задач ландшафтного дизайна по гуманизации городской среды.

Идея раскрепощенного формообразования и многосюжетного выражения движения воды наиболее наглядно воплощена в композиции фонтана Стравинского на площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже. Вращение, раскачивание, скольжение и кручение водных струй составляет впечатляющее действие, своего рода "театр воды" в кинетическом исполнении. Обилие водных эффектов дополняется не менее красочным цветовым решением металлических скульптур, олицетворяющих постоянное движение. Фонтан завораживает своей оригинальностью и многоплановостью, предлагая для восприятия в любой из прилегающих точек пешеходного пространства все новые сочетания и наложения причудливых линий водных струй, раскрашенных контуров фигур и пестрых отражений в зеркальной поверхности. Знак времени, современный фонтан в исторической среде города, создает живую атмосферу в своем окружении, сливаясь звуками падающей воды с мелодиями уличных музыкантов.

Прием контрастного противопоставления правильной циркульной кривизны контура бассейна и грубых масс каменных глыб, расположенных внутри и за пределами водного зеркала, использован в композиции фонтана перед главным административным зданием Университета Небраска-Линкольн в городе Линкольне. Свободное размещение природных материалов придает пространству определенную естественность, невольно фокусируя внимание на скульптурности водных струй в центре водоема.

Все многообразие водных устройств, отражая большие возможности воды как наиболее пластичного природного материала, в каждом конкретном случае превращается в различное сочетание плоских и объемных элементов, отвечающих конфигурации и масштабу пешеходного пространства. Композиционная согласованность контура подвижных и неподвижных компонентов фонтанов с размерами, структурой и ориентацией других природных элементов среды и архитектурных объектов дает возможность усилить эмоциональную реакцию человека за счет превращения воды в органичную часть пространства и раскрытия ее богатых декоративных возможностей.

♦ /См. цветную вклейку, № 227-244/

II.3. Ландшафтный дизайн жилой среды

Жилые пространства и транспорт: конфликт или гармония

Ухудшение среды жизнедеятельности человека констатируется в большинстве крупных городов мира, как в России, так и за рубежом. Немалая роль в этом принадлежит постоянно расширяющимся площадям жилой застройки, которая, вопреки ожиданиям, не способствует улучшению экологической ситуации в городе. Постоянно нарастающая экспансия многоэтажных зданий и увеличение размеров открытых пространств жилых образований приводят к тому, что отдельные благоустроенные фрагменты в виде хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок скорее иллюстрируют нормативные подходы, количественные характеристики и радиусы доступности, чем реально отвечают интересам жителей и, тем более, – соображениям устойчивости среды.

Экология жилой среды стабильно воспроизводит лишь устойчивый стереотип первичности крупномасштабной застройки, зачастую напоминающей бетонные саркофаги без осмысленного взаимодействия с природным окружением. Под влиянием подобного подхода к жилой застройке цивилизованное представление о том, что комфортность среды проживания складывается из степени удобства самой квартиры и ближайшего окружения дома, постепенно поступается второй составляющей.

Ландшафт селитебных территорий, относимый специалистами к категории "агрессивных", подвержен разрушению в основном за счет воздействия транспортных средств и неорганизованного передвижения людей. Экологически ориентированный ландшафтный дизайн жилой среды должен способствовать смягчению негативного воздействия транспорта и гибкой организации жизненных процессов в усовершенствованной структуре открытых пространств жилых образований.

Усилия по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды в случае их сосредоточения на решении вопросов предотвращения стихийного паркирования автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений (внешние пространства жилых групп) и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности (в1гутренний контур застройки).

Ландшафтный дизайн жилой среды неизменно относится к одному из средств совершенствования ее эстетики, обеспечения выразительности и разнообразия отдельных фрагментов застройки. Развитие жилых образований в крупных городах за последние десятилетия внесло определенные коррективы в представления о гармоничной среде проживания. В число неотъемлемых составляющих такого представления вошло ландшафтное оформление расположенных вблизи дома автостоянок или встроенных гаражей. Минимизация воздействия транспортных средств на жилое пространство в целях повышения экологической устойчивости среды и ее эстетического совершенствования относится к одному из основных принципов использования ландшафтного дизайна. Создание так называемых бестранспортных пространств в жилых образованиях наиболее полно соответствует этому принципу.

Идея ландшафтной организации планировочно и визуально обособленных площадей для размещения индивидуального автотранспорта,

при всей своей функциональной оправданности, требует определенного разнообразия композиционного решения, что отражается на внешнем облике жилой среды. В то же время, постоянно нарастающая потребность в местах оборудованных автостоянок вблизи жилища уже сейчас делает необходимым принятие мер по использованию имеющихся ресурсов площадей открытых пространств для ландшафтной организации мест размещения автомобилей. Так, применительно к районам новой жилой застройки Санкт-Петербурга, в качестве желательных характеристик места проживания наличие автостоянок отмечают 32,2% респондентов, а подземных или встроенных гаражей – 27,5% .

Традиционная отечественная практика многоэтажного строительства, как правило, десятилетиями обходила вопросы организации автостоянок в жилой среде, что по мере роста числа автомобилей в крупном городе создало немало проблем с их размещением как для самих владельцев, так и для всех проживающих рядом людей. Понижение этажности новой застройки до трех – пяти этажей могло бы частично снять остроту этой проблемы, но без радикального изменения подхода к использованию ландшафтного дизайна в решении этого вопроса трудно ожидать качественного улучшения эстетического облика жилой среды.

И вопрос заключается не в обеспечении очередного нормативного количества озеленения, а в рациональном с точки зрения функции и в разнообразном с позиций эстетики размещении компонентов живой природы для создания изолированных участков транспортного назначения вне полос пешеходного движения, во внешнем по отношению к жилой группе пространстве.

Учитывая, что развитие многих новых районов в российских городах осуществляется путем их реконструкции, накопленный зарубежный опыт представляется полезным именно с точки зрения оптимального использования открытых пространств жилых образований и их ландшафтной организации. Безусловно, полезен и опыт изменения преобладающей шкалы масштабов современной застройки с адекватным пересмотром подходов к ландшафтному дизайну ее фрагментов.

В современной зарубежной практике формирования жилой среды организация автостоянок с использованием ландшафтного дизайна относится к числу наиболее важных задач. Основным путем решения этой задачи становится интенсивное освоение открытых пространств во внешнем контуре жилой группы для создания системы разграниченных стоянок (чаще до 10 машиномест) индивидуального автотранспорта, включая гостевые стоянки.

Одна из характерных особенностей ландшафтного дизайна таких стоянок заключается в композиционном разнообразии применяемых приемов оформления оград из кустарника и размещения рядов деревьев в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства. Растительность в виде экранов позволяет существенно сократить дискомфорт, испытываемый человеком от постоянного контакта с автомобилем в городской среде. Максимальное использование возможностей природных материалов для эффективного разграничения пешеходных и транспортных пространств относится к числу основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды.

Различные виды кустарников, включая цветущие, могут разделять пешеходные направления и места размещения автомобилей, при этом использование стриженого кустарника с характерной геометрией посадок дает возможность существенно влиять на индивидуальность облика селитебных пространств. Обеспечивая частичную нейтрализацию выхлопных газов, зеленые ограды способствуют понижению их концентрации в атмосфере и, в конечном счете, выступают как средство поддержания устойчивости среды.

Естественно, что применение живых изгородей во внешнем контуре стоянок получает дополнительную выразительность в случае их сочетания с искусственным рельефом, например, в виде озелененных гряд или небольших холмов. Именно благодаря грамотному ландшафтному решению автостоянок в жилой среде удается существенно сократить ущерб, наносимый транспортными средствами природным компонентам селитебных территорий при неорганизованном размещении автомобилей.

Одним из альтернативных путей повышения комфортности жилой среды с позиций решения транспортных проблем является возведение гаражей на уровне земли – встроенных или пристроенных. Это становится наиболее оптимальным решением в условиях, когда уровень грунтовых вод не позволяет прибегнуть к варианту устройства подземного гаража без значительного удорожания строительства. Однако зачастую отечественная практика размещения наземных гаражей в составе жилых образований наносит непоправимый ущерб их эстетике и превращает удобства владельцев автомобилей в источник проблем для всех остальных жителей. Монотонные ряды гаражей-боксов редко создают положительные впечатления, даже когда они зарастают неорганизованной растительностью.

Зарубежная практика возведения встроенных гаражей отличается продуманным использованием ландшафтного дизайна для их визуального "растворения" в жилой среде путем создания на крышах системы озелененных площадок различного назначения. При этом сам гараж размещается в основном вне контура жилого здания и занимает часть дворового пространства. Принципом ландшафтного дизайна в данном случае становится реализация возможностей растительности в качестве маскирующего и интегрирующего материала, обладающего необходимым композиционным и функциональным смыслом.

Преобладание травяного газона, почвопокровных растений и невысоких кустарников в составе растительности на крышах встроенных гаражей связано с определенной сложностью создания более мощного почвенного слоя для посадки деревьев. Однако подобное решение обеспечивает организацию на уровне покрытия встроенного гаража бестранспортного пространства с прогулочными дорожками, газонами, подпорными стенками и игровыми площадками. Кроме того, потери полезной площади при использовании первого этажа сокращаются до минимума, так как в контуре здания размещаются лишь въезд и выезд из гаража. С позиции поддержания экологической устойчивости среды эффективность такого решения достаточно высока благодаря сокращению прямого воздействия транспортных средств на ближайшее окружение в жилых пространствах.

Не менее рациональным во многих отношениях является устройство подземных или полуподземных гаражей, позволяющих ограничить доступ индивидуального автотранспорта в жилую среду. Многочисленные примеры из

современной зарубежной практики свидетельствуют о том, что в архитектурно-пространственном решении гаражей такого типа, особенно в варианте их полуподземного размещения, средства ландшафтного дизайна становятся неотъемлемым элементом композиции. Оформление откосов наземной части гаража с использованием приемов каскадного расположения растительности, рядовых посадок или создания озелененных модулей способствует не только интегрированию транспортных объектов в природное окружение, но и дает возможность всякий раз по-новому трактовать их внешний облик.

Практика показывает, что существует множество альтернативных решений разумного разграничения пространств для человека и автомобилей в жилой среде. Однако в каждом конкретном случае именно средства ландшафтного дизайна позволяют достичь более высокого визуального комфорта открытых пространств жилых образован ий 2 придать им художественную выразительность и композиционную законченность.

♦ /См. цветную вклейку, № 245-259/

Вода в ландшафтном дизайне

Водоем в нашем саду – это жизненная и эстетическая необходимость, преувеличить данное утверждение невозможно: построив пруд или фонтан, мы совершенно неожиданно находим именно то, чего так не хватало – новую форму самовыражения. Посмотрите: любимое место отдыха будет связано с водой, независимо от того, что вы предпочитаете созерцать – гладь поверхности пруда или говорливый поток горного ручья! Это как новое измерение – непохожий ни на что элемент творчества. Давайте же рассмотрим возможности этого нового измерения.

С самого начала истории создания садов и парков вода играла очень важную роль. Популярны водоемы и в современном ландшафтном дизайне. Сад без водоема кажется пустым и незавершенным. Вода снимает напряжение и усталость, радует глаз. Если на Вашем участке расположен естественный водоем (пруд, болотце, ручей) , можно заняться с помощью ландшафтного дизайнера его обустройством, оформив береговую зону - разбить газон, посадить влаголюбивые растения, можно использовать для украшения водоема такие элементы ландшафтного дизайна, как мостик или беседку.

Создание искусственного водоема требует определенных знаний и опыта, поэтому лучше поручить это дело профессионалам. Ландшафт местности и стиль Вашего сада определяют вид и форму водоема. Самым простым является водоем на основе жесткой емкости. Но если Вы хотите создать водоем больших размеров или необычной формы, используйте метод устройства водоема из пленочных материалов(пленок ПВХ или бутил каучуковой резины).

Оформите водоем водными и прибрежными растениями, подсветкой, декорируйте берег природным или искусственным камнем - и он станет украшением Вашего сада.

Прекрасным дополнением ландшафта любого участка, особенно с неровным рельефом, станет и ручей, спускающийся со склона и преодолевающий несколько порогов. Неровности рельефа можно создать и искусственным путем, положив несколько плит или камней на пути движения воды. Прекрасно будет смотреться ручей и на фоне альпийской горки. С помощью специального оборудования в Вашем саду можно устроить каскад или водопад, если это не противоречит стилю ландшафтного дизайна участка.

Не следует забывать и о таком элементе садового декора в ландшафтном дизайне участка, как фонтаны. Кроме того, фонтаны очень полезны, так как во время работы они обогащают окружающий воздух кислородом. Существует великое множество типов и форм фонтанов – фонтан-гейзер, фонтан – колокол, плавающие фонтаны, декоративные, c генераторами тумана и подсветкой и т.д. На небольших участках лучше использовать мини-фонтаны. Даже самый маленький водоем превратит сад в оазис, где можно отдохнуть, наблюдая за спокойной гладью пруда или слушая журчанье водяных струй.

Особенности применения воды в ландшафтном проектировании основаны на ее физических свойствах и прежде всего на ее бесцветности и аморфности. Вода имеет способность отражать окружающие ее природные явления и сама способна оказывать на них определенное влияние.

Вода способна менять при понижении температуры жидкое состояние на твердое, а при повышении температуры переходит из жидкого в газообразное, может быть спокойной и подвижной (течь, капать, бурлить, падать), может звучать, создавать зеркальное изображение, менять цвет и фактуру поверхности. Все это используется и учитывается в ландшафтном проектировании.

В ландшафтном проектировании огромное значение имеют пластические возможности воды. Вода не имеет конкретных размеров и формы, а благодаря текучести способна изменять объем и величину в зависимости от характера ограничивающих ее поверхностей. Поэтому, желая получить определенные площади, цвет, поверхность, состояние воды, необходимо предвидеть то, что будет способствовать этому во вмещающих ее емкостях, то есть проектировать эти емкости.

Так, для получения текущей воды днище, например, канала делается с уклоном, а в нижней точке устанавливается приемная ванна, откуда циркуляционным насосом вода подается снова к верхней точке. В этом случае используется гравитационные характеристики воды.

Если нужно получить воду голубого света, то рационально облицевать емкость, ее содержащую, керамической плиткой голубого цвета, а не подкрашивать воду красителями.

В ландшафтном проектировании, с целью получить эффект определенного воздействия на восприятие человека, используется статическое или динамическое состояние воды.

Вне зависимости от различий архитектурных форм, оба стиля, использовали статичность воды как нейтральный, рефлексирующий элемент, усиливающий и поощряющий созерцательность.

Подвижная вода имеет несколько разновидностей (быстротекущая река, водопад, водомет, каскад). Такое состояние воды стимулирует в человеке энергию, эмоциональность, внимание. Движение воды может сопровождаться определенным звучанием. Диапазон звучания может быть создан самый обширный: от настоящего рева, грохота, до звонкой капели и нежного шороха. При этом звучание легко усилить цветовым или световым сопровождением.

Движение воды, сопровождаемое звучанием, вызывает у человека целую гамму переживаний - от успокоения до сильного возбуждения. Многое зависит от звуков, создаваемых водой.

Отражательная способность воды так же является важным ее свойством и для ландшафтного проектирования. Вода четко рефлектирует все детали ее окружающие. Это зеркальное свойство воды в ее стоячем состоянии достигает такого уровня, что трудно отличить где находятся реальные предметы и где их отражение. Однако это не исключает создания с помощью ветра на воде картин и пейзажей фрагментов или контуров.

Для динамики воды большое значение имеет уклон дна и характер краев у барьера, через который вода при быстром движении переливается. Ровные края дают почти стеклянную пленку падающей воды, рваные, зубчатые края создают определенный рисунок струй и их разнородное звучание.

Сужение русла, по которому движется вода, вызывает завихрения ее потока, бурления, клокотание воды. Определенное влияние на характер течения воды оказывает и структура поверхности русла. При ее шероховатости, неровности вода начинает шуметь и разрушать поверхность русла.

Эффектно может быть в ландшафтном проектировании использован и переход воды из жидкого состояния в твердое под влиянием зимних температур. При этом необходимо учитывать, что темная по колориту вода летом превращается зимой в светлую поверхность.

На подвижной воде к тому же могут образоваться причудливые ледяные скульптуры и подлинные природные фантазии, которые сказочно красиво выглядят под лучами лунного и солнечного света.

Ветер создает характер водной поверхности. Для ее состояния одинаково важны и сила ветра, и его направление. При этом надо учитывать, что вода передает действие ветра и на ту часть своего объема, где его нет. Поэтому часто можно наблюдать волнение поверхности воды там, где ветра нет.

Разнообразные эстетические впечатления от воды связаны с особенностями ее освещения. Вода может давать ослепительные блики, мерцать, отражать свет, искриться, являть собой темную тяжелую массу.

Под определенным воздействием света вода меняет свое состояние от оживленной игривой массы до неподвижной стальной поверхности. Особенно эффектно воздействие света на воду в ее движении.

Подсвечивание водопадов, каскадов, фонтанов создает целый фейерверк мгновенных состояний воды и каждый раз все новый и новый сценарий.

1.2 Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяем, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны(струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

На градостроительном уровне вода используется как источник энергии, питьевого и хозяйственного водоснабжения, для мелиорации климата, очистки территории и удаления отходов производства и жизнедеятельности человека, полива растительности, для создания рекреаций и т.д.

Разнообразие форм применение воды дает возможность проектировщику использовать богатые эстетические средства для выявления ее вышеперечисленных качеств, тем более что утилитарное использование воды не исключает одновременно и выявление ее декоративных свойств.

Питьевые фонтаны, например могут быть выполнены в виде малых архитектурных форм. При этом скульптурно обыгрывается все элементы этой формы: падающий водопад, запорная арматура, водоприемная чаша. Существует особый вид питьевых фонтанов: фонтаны-бюветы, которые могут иметь оригинальное внешнее оформление. Грандиозные сооружения для таких фонтанов определяют иногда архитектуру центров городов. Например питьевые галереи Кисловодска, Карловых Вар, Ессентуков, Железноводска и т.д. Питьевые павильоны, беседки, ротоны - частые архитектурные сооружения для таких фонтанов. Широко известны подобные устройства в Пятигорске, Кемери, Трускавце.

Определенное значение для ландшафтов населенных пунктов имеют и небольшие питьевые фонтанчики. Внешний вид таких фонтанов и благоустройство места их установки должны отвечать всем требованиям современного представления об эстетике и высокому санитарно-гигиеническому уровню. К фонтанчикам устраивается удобный подход, около них делается водопроводная емкость с отводом в ливневую канализацию или в местный водоем. Сами фонтанчики могут иметь разнообразную пластику форм и декоротивного оформления. Над фонтанчиком может быть навес с оформлением красиво цветущей растительностью.

Во многих наших и западноевропейских городах существуют водоразборные фонтаны, из которых еще совсем недавно водовозы наливали воду в специальные емкости и развозили или разносили ее к потребителям. Многие из таких фонтанов стали в наши дни достопримечательностями городов. Широко известны такие фонтаны в Москве, Львове, Нюренберге, Флоренции, Болонье, Вене, Риме, Париже. Есть водоразборные фонтаны, сохранившиеся до наших дней со времен античного Рима и Греции.

Еще большее значение и для современных, и для исторических ландшафтов имеют декоративные фонтаны. Особенно много примеров дают исторические парки. Достаточно назвать такие парковые шедевры как Версаль, Петергоф, Пильниц, Тиволи. В настоящее время широко применяется декоративная форма в виде цветосветомузыкальных композиций. Немало их создано и в нашей стране. Наиболее известны цветосветомузыкальные фонтаны в Москве, Пятигорске, Сочи, Мисхоре, Ереване. Живописные комбинации цвета, света, музыки и живой изменчивости форм в таких фонтанах создают большое эмоциональное воздействие на зрителя, способствует развитию эстетической требовательности к ландшафтной архитектуре, музыке, скульптуре, живописи. Особого внимания заслуживает искусство создания разнообразных композиций водяных струй в таких фонтанов. Известно удачное решение этих композиций, имитирующих цветы, корзинки, гейзеры.

Сравнительно недавно вода стала применятся в качестве утеплителя в составе кровель. При этом одновременно на таких крышах устраивают и водяные сады. Подобное применение воды особенно целесообразно в регионах с резким колебанием температуры воздуха в дневные и ночные часы, а так же, где возможна мелиорация сезонных температур. Эта рациональность основывается на способности воды аккумулировать температуру, с одной стороны, и медленнее, чем воздух, нагреваться - с другой; кроме того, водный сад обеспечивает и притенение кровли растительностью.

Заслуживает серьезного внимания и использования воды в качестве ограждения: устройство вместо оград арыков, каналов и рвов, наполненных водой, создание «водных стен» в виде водяной пленки каскада, за которыми возможно создание функционирующего пространства. Это пространство может использоваться, например, для кафе или ресторана за водопадом или пешеходного перехода шумной магистрали. К ограждающим конструкциям относится и устройство снежных и ледяных сооружений на детских игровых площадках зимой и подобные же сооружения в северных регионах, используемые для временного жилища или под склады.

Вода в виде водоналивных плотин может применятся и как ограждение для самой воды. Водоналивные плотины были разработаны в институте «Гипрокоммундортранс» (главный инженер проекта Е.Г. Бесноватый, архитектор Р.К. Топуридзе) Тело плотины представляет собой замкнутую цилиндрическую оболочку, заполняемую водой. Степень заполнения оболочки может регулировать заданный горизонт воды. Имея в профиле форму капли, такая плотина может быть положена на дно выпуском из нее воды и таким образом не препятствовать весенним паводкам.

1.3 Водные композиции в паркостроении

Особенно большое значение имеет вода и водные устройства в паркостроении. Вода не только улучшает микроклимат парка, она служит и для организации различных форм отдыха. А.Т. Болотов называл воду «душой парка» и «оком земли». В зависимости от использования водоема возникают специальные требования к его размерам, форме, глубине, устройству берегов и дна, а так же к качеству воды и сооружений на ней. Любой водоем может служить неиссякаемой «художественной палитрой». Умелое использование ее в композиции парка придает его ландшафту большую выразительность. Сверкающая спокойная гладь озера или канала, извивающаяся подвижная лента ручья, переливающиеся, играющие под солнцем струи фонтанов, участки с водными растениями вносят в ландшафт парка элемент динамики, оживляющей пейзаж. Отсутствие водоема не только лишает посетителей парка многих видов развлечений и занятий спортом, но и обедняет его ландшафт.

Искусственный водоем улучшает микроклимат в саду, обеспечивает комфортными условиями существования окружающие растения. Водоемы позволяют корректировать формы ландшафта и придают целостный облик сада и прилегающей территории.

Декоративный водоем является наиболее эффективным способом оформления участка, представляющий собой вертикально направленные потоки воды, различающиеся силой напора, формой струи, способом движения и световым оформлением, что невероятно красиво смотрится в темное время суток. Благодаря широкому выбору насадок в устройстве водоема, можно достичь самых невероятных направлений и форм водной струи.

Источник самое скромное устройство, в котором дается впечатление красоты движущейся струи воды. Он может служить в парке для создания ручья.

Ручей относится к формам малых водных устройств. Это неширокий водоток с протяженным извилистым руслом. Ручей обычно служит красочным мотивом формирования пространственной оси композиции в ландшафте парка.

Каскады образуются небольшими перепадами потоки воды, которые придают ручью в парке горный характер. Водопад возникает в русле ручья, текущего в гористой местности по крутому склону, когда на пути потока воды находятся уступы со значительной разностью уровней. Наиболее впечатляющим является водный поток, ниспадающий по естественным перекатам из натуральных каменных глыб.

Водопады - это поток воды, который падает со значительной высоты. С помощью различных водостоков, есть возможность управлять размером и формой падающей струи.

Если ровный широкий водосток обеспечить боковыми направляющими, можно получить тонкую зеркальную водную гладь.

Фонтан - искусственное водное устройство, обладающее большим декоративным эффектом благодаря стремительности вздымающихся вверх струй, блеску и пене движущейся и падающей воды. Техническое устройство фонтана представляет собой сложное инженерное сооружение, основанное на регулировании напора и применении различных насадок на выпускных отверстиях труб, подводящих воду.

Архитектурно-обрамленный водоем в парке обычно называется бассейном. Бассейн можно использовать в качестве самостоятельного объекта или как часть переднего плана для усиления с помощью отражения кокого-либо важного элемента композиции.

Форма декоративных бассейнов может быть не только правильной геометрической, но и любой изогнутой конфигурации, в зависимости от общего композиционного решения пейзажа. Яркое цветовое обрамление бассейна можно создать цветами, посаженными близко к воде. Активное включение воды в архитектурно-планировочную структуру, положительно влияющих на психику человека и тем самым на повышение эффективного отдыха.

Трактовка воды в форме свободных, извилистых очертаний берегов, островов, русел малых рек и ручьёв порождает необходимость сооружения разнообразных мостов для соединения разделенных водой участков сада. Помимо своего прямого назначения, мосты играют большую роль в пространственном построении пейзажей у водоема. Они служат членению пространства и замыканию перспектив. Широкие пролеты арочных мостов служат «рамой» для пейзажей. Нависающие над водой и отраженные в ней, они являются удачно расположенными видовыми площадками, с которых раскрываются иные перспективы.

Таким образом, обводнение парковой территории является одной из актуальных задач создания парка. Для этого необходимо тщательное изучение рельефа парка и других его природных данных, что позволяет определить размеры и характер возможных водоемов с минимальными затратами. При устройстве парковых водоемов широко применяется различная землеройная техника (земснаряды, скреперы, транспортеры etc).

"Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле",- говорил великий художник и мыслитель Леонардо да Винчи. И не важно, шумит ли торопливый ручей, блестит ли водная гладь пруда, притаился ли в зарослях крошечный водоём для прекрасной нимфеи - это всё вода, без которой немыслима жизнь... и наши сады.

Виды водных сооружений в саду

Бассейны, пруды, ручьи, водопады, каскады, фонтаны - эти водные сооружения наиболее часто встречаются в наших садах.

Бассейны в садах бывают двух видов: традиционные плавательные бассейны и экобассейны, которые еще называют ландшафтными бассейнами.

<- Традиционные плавательные бассейны представляют гидротехнические сооружения, дно и стены которых выполнены из композитных материалов. Характеристики (площадь водного зеркала и глубина) могут быть разными, но есть общие рекомендации:

Площадь водного зеркала должна быть не меньше 10 кв м, иначе плавать будет неудобно;

Оптимальная глубина бассейна - 1.2-1.5 м.

Более глубокий бассейн все равно не даст возможности нырять с трамплина, но значительно увеличит расход воды и затраты на её очистку и дезинфекцию.

Очень популярные сейчас экобассейны (ландшафтные бассейны или плавательные пруды) отличаются от традиционных бассейнов своим более естественным видом, напоминающим пруды. ->

Обычно ландшафтный бассейн состоит из двух соединённых между собой зон: зоны для купания с чистой водой (дно имеет твердое покрытие и обычно засыпается галькой) и регенерационной зоны, где растут водные растения , которые очищают воду от бактерий и вредных примесей, выполняя тем самым функцию мощного биофильтра.

<- Пруд - небольшой замкнутый водоём со стоячей водой. Обычно в пруду высаживаются разнообразные водные растения, а вдоль береговой линии - прибрежные растения , что позволяет пруду выглядеть естественно и очень живописно. Часто пруд заселяют декоративными или обычными рыбами, маллюсками, ракообразными. Последнее обстоятельство как раз и отличает пруд от бассейна.

Ручей - узкий водный поток, обладающий естественными или близко к естественным изгибами русла. Есть два типа ручьёв: равнинные и горные. Равнинный ручей имеет медленное течение и течёт по ровной поверхности с минимальным уклоном.->

Горный ручей течёт по поверхности с большим углом наклона, поэтому его течение более стремительное.

Если рельеф вашего сада позволяет сделать там "горный ручей", то в его русле можно устроить небольшие водопады.

<- Водопад - поток воды, отвесно падающий с высоты более метра. Несколько последовательных водоп адов или ручей с несколькими водопадами по ходу русла образуют каскад . Перепады высоты в каскаде могут быть
сравнительно небольшими. Такие каскады имитируют естественные пороги и перекаты. ->

Фонтан - искусственное сооружение с потоками воды, бьющими вверх. Часто фонтан - архитектурное сооружение с использованием скульптуры. И если все описанные выше водные сооружения могут применяться в садах разных стилей , то использование фонтанов характерно в садах регулярного стиля .

Водоём в саду - место, форма, размер

Самое подходящее место для садового водоёма может подсказать естественный рельеф участка. Водоёмы лучше проектировать в местах его понижения. Тогда береговая линия будет созвучна высотным горизонталям рельефа. Ручьи, водопады и каскады идеально подойдут для холмистого участка. Ручей, бегущий вниз по холму, зрительно сделает холм выше. На равнинных участках хороши водоёмы со спокойной, статичной гладью воды.


Садовый водоём лучше расположить в таком месте, где можно часто любоваться им с основных точек обзора. Водоём должен соответствовать стилю сада, хорошо вписываться в окружающий ландшафт, включая окрестности, если они видны с участка. При выборе места для создания водоёма в саду необходимо также учитывать, что площадка должна быть достаточной не только для самого сооружения, но и для оформления красивой береговой линии, включая место для отдыха, газоны, цветники, древесно-кустарниковые посадки.

Проектируя подходы к водоёму, не следует прокладывать дорожки строго по краю береговой линии. Пусть дорожка "петляет", то приближаясь, то отдаляясь от водоёма - это выглядит естественно и живописно.

Кроме того, нужно учесть следующие факторы:

Прямые солнечные лучи должны освещать водоём в течение 5-6 часов в сутки, так как это очень важно для водных растений;

Не следует располагать водоём в непосредственной близости от деревьев, так как опадающая листва будет разлагаться в воде, загрязняя её и создавая угрозу для жизни обитателей водоёма.

Растущие слишком близко деревья могут порвать своими корнями гидроизоляционный материал, которым выстелен водоём. Обычно расстояние от дерева до водоёма должно быть не меньше высоты дерева.

Желательно расположить водоём как можно ближе к источнику электроэнегии, воды и водосбросных коммуникаций.

Определяя форму водоёма нужно иметь ввиду, что он не должен вписываться в один угол обзора (28-30 градусов), если смотреть на него с основных точек обзора. Поэтому лучше делать водоём вытянутой формы, что создаст иллюзию водного пространства, уходящего за пределы видимости.

Также необходимо учитывать закономерности зрительного восприятия размеров водного зеркала. Водоёмы, находящиеся на достаточно открытом пространстве, например, в окружении газонов и цветников, выглядят намного больше, чем они есть на самом деле. Этот визуальный эффект происходит потому, что в зеркале воды отражается небо. Напротив, высокорослые растения, подходящими очень близко в береговой линии, крутые берега визуально делают водоём меньше.

Размер водоёма должен соответствовать размеру участка. Большие водные сооружения в маленьком саду зрительно делают его ещё меньше. Слишком маленькие водоёмы в большом саду выглядят "лужицей".

Создавая в саду различные водные объекты, надо максимально вписать их в существующий ландшафт, стремясь к тому, чтобы всё рукотворное выглядело естественно и уместно.

фото работ=>


Вода – неотъемлемая деталь практически любого гармоничного ландшафта. Ее притягательная сила такова, что даже миниатюрный водоем, фонтан, искусственный водопад или источник способен украсить пейзаж и внести в ландшафт особый дух умиротворения и покоя.

Водоемы оттеняют соседние элементы ландшафтного дизайна и делают общую картину более объемной, одновременно исправляя дефекты рельефа.

Однако эстетической функцией роль воды в ландшафтном дизайне не ограничивается. От наличия и характера водоемов в немалой степени зависит микроклимат участка. Вода, движущаяся или стоячая, повышает уровень влажности воздуха, что в любое время года приносит пользу как растениям парка или сада, так и людям, отдыхающим в этом саду.

К основным видам садово-парковых водных объектов можно отнести:

  • Пруды
  • Бассейны
  • Болота
  • Ручьи
  • Каналы
  • Водопады
  • Каскады
  • Фонтаны
  • Источники

Пруды, ручьи, источники, водопады, а также болота, расположенные на участке, могут быть как искусственными, так и естественными, тогда как остальные сооружения практически всегда искусственные. Впрочем, естественные водоемы чаще всего подвергаются доработке с целью облагородить их внешний вид и отрегулировать сток.

Остановимся вкратце на основных характеристиках водных объектов:

Пруд – небольшой замкнутый водоем со стоячей водой. Как правило, в пруду высаживается разнообразная водная растительность, а иногда пруды заселяются также водными животными – например, декоративными и обычными рыбами, моллюсками, ракообразными. Именно наличие специфической водной жизни отличает пруд от бассейна.

По оформлению береговой линии пруды делятся на две большие группы – геометрические и естественные. Среди геометрических прудов в ландшафтном дизайне особо выделяются искусственные приподнятые пруды, у которых береговая линия надстраивается над уровнем грунта, что избавляет от необходимости выкапывать котлован, а также облегчает обслуживание пруда и уход за ним.

Болото – это своеобразный вариант пруда, плотно засаженный особой болотной растительностью. Искусственное болото представляет собой нечто среднее между прудом и увлажненным газоном.

Ручей – это узкий водный поток, обладающий естественными или близкими к естественным изгибами русла. В практике ландшафтного дизайна встречаются ручьи равнинного и горного типа. Первые имеют медленное течение и располагаются на ровной поверхности с минимальным уклоном. Вторые текут быстро по поверхности с большим углом наклона и могут прерываться небольшими водопадами. Нередко для ручьев горного типа используется естественное или создается искусственное каменистое русло.

Канал – искусственный водный поток с текущей водой, который отличается от ручья более правильной, часто геометрической формой русла.

Водопад – это поток воды, отвесно падающий с высоты свыше метра. Несколько последовательных водопадов или ручей с несколькими водопадами по ходу русла образуют каскад. Перепад высот в каскаде может быть сравнительно небольшим. Такой каскад имитирует естественные пороги и перекаты.

Фонтан – искусственное сооружение с потоками воды, бьющими вверх. Часто фонтан – это серьезное архитектурное сооружение с элементами садовой скульптуры. Встречаются фонтаны с ночной подсветкой, со струями, бьющими с поверхности пруда или бассейна, а также с другими спецэффектами.