Виды психологического влияния в психологии. Психологическое влияние и его основные виды. Методы психологического воздействия

Необходимость изучения личного психологического влияния приобрела в настоящее время особую актуальность. Новые экономические отношения требуют и новых межличностных отношений: более эффективной работы с персоналом, умения вести переговоры, прогнозировать социальные события и предвидеть различные ситуации повседневной жизни. Растет число требований к подготовке руководителей способных эффективно управлять персоналом, способных к диалогическому, партнерскому общению, а не к монологическому и авторитарному, умеющих распознавать конструктивные, цивилизованные способы влияния других от манипуляции, определять «дозволенные» методы воздействия от «недозволенных» и, способных самим применять эти виды влияния. Здесь особую значимость приобретает проблема многоплановости личного влияния и взаимовлияния, которое может проявляться как свойство личности, индивидуальная способность, с одной стороны, и как процесс взаимодействия, взаимовлияния, с другой стороны.

Комплексная цель данного модуля предполагает изучение и усвоение учебной информации о научных представлениях и психологических закономерностях влияния и его последствиях.

В результате обучающиеся смогут:

  • 1) ознакомится с современными научными представлениями о целях, причинах, условиях и механизмах осуществления психологического влияния.
  • 2) иметь представление о различных психологических классификациях видов влияния и противостояния влиянию.

Особенности психологического влияния

Психологическое влияние -- это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Угроза увольнения или побоев -- это психологические средства, факт увольнения или побоев -- уже нет, это уже социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются.

Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.

В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.

Психологическое влияние -- прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.

Итак, психологическое влияние -- это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Противостояние чужому влиянию -- это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

К видам психологического воздействия прежде всего относятся убеждение, заражение, внушение, подражание.

Убеждение

Как способ психологического воздействия, убеждения направлено на снятие своеобразных фильтров на пути информации до сознания и чувств человека. Его используют для преобразования информации, которая сообщается, на систему установок и принципов индивида.

Убеждение - метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критического суждения.

Реализуясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включения новых сведений в систему взглядов человека. Основывается оно на сознательном отношении индивида к информации, ее анализе и оценке. Эффективность убеждения зависит от многих факторов, особенно от мастерства его субъекта. Одна из предпосылок ее - сознательное отношение реципиента к процессу формирования убеждений. В этом процессе задействованы одновременно и элементы неосознанного. Самыми благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их протекания мысль гораздо глубже, чем та, что возникла из-за пассивного восприятия информации. Следовательно, убеждения, воздействуя на разум и чувства человека, является способом психологического воздействия одного человека на другого или группу людей, который действует на рациональное и эмоциональное начало, формируя при этом новые взгляды, взаимоотношения.

учитывая отношение реципиента к информации, используемой с целью психологического воздействия, различают прямой и косвенный (опосредованный) способ убеждения. Предпосылкой прямого способа убеждения есть заинтересованность реципиента в информации, сосредоточенность его внимания на логических, правдивых, очевидных аргументах. За косвенного способа убеждения реципиент становится подвержен случайным факторам, например привлекательности коммуникатора. Более аналитический, устойчивый и менее этажный прямой способ убеждения. Более эффективным является его влияние на установки и поведение индивида. Сила и глубина его зависят и от убеждающей коммуникации - совокупности мероприятий, направленных на повышение эффективности речевого воздействия. На ее основе осуществляют прикладные исследования особенностей коммуникативного воздействия, разрабатывают экспериментальную риторику, анализируют основные и вспомогательные элементы убеждения, составляющие убеждающего коммуникативного воздействия. По мнению американского журналиста Г. Лассуела, модель коммуникативного процесса охватывает пять элементов: 1) кто передает сообщение (коммуникатор); 2) что передается (сообщение, текст); 3) как осуществляется передача (канал); 4) кому направлено сообщение (аудитория); 5) с каким результатом осуществлено сообщения (эффективность воздействия).

Компетентном, надежном, привлекательном, способному убедительно доказывать свою правоту коммуникатору доверяют и как эффективном эксперту. Значимыми относительно коммуникативного воздействия являются такие его качества, как коммуникабельность (мера стремление личности к общению), контактность (овладение способами общения) и другие. В процессе взаимодействия коммуникатор, как правило, занимает открытую, закрытую или отстраненную позиции. В открытой позиции он откровенно излагает свою точку зрения, оценивает факты, которые ее подтверждают. Закрытая позиция обязывает его скрывать свои мысли, даже использовать для этого определенные приемы. Подчеркнуто нейтральное поведение, бесстрастное сопоставление противоположных взглядов свидетельствуют о отстраненную позицию коммуникатора.

Важным фактором влияния на восприятие информации является взаимодействие информации и установок аудитории.

Как специфический вид психологического воздействия, убеждающее воздействие отличается ситуацией, что детерминирует его необходимость, психологическим состоянием партнеров в процессе коммуникации. Речь идет о осознанность ими акта воздействия, возможность критического оценивания эпизодов общения, коммуникативную автономность при выборе реципиентом окончательного решения, о моральном аспекте содержания и целей воздействия. Убеждающее воздействие одновременно является психологическим феноменом (учитывая структуру, функции) и коммуникативным процессом (динамика, условия, факторы, закономерности, механизмы его проявления). Как психологический феномен, убеждающее воздействие - это системное образование, имеющее собственную структуру. Задача его заключается в регуляции поведения реципиента с последующей саморегуляцией его деятельности. Убеждающее влияние как коммуникативный процесс реализуется в виде взаимовлияния партнеров в диалогической коммуникации (рис. 11). Поскольку каждый из них преследует свои цели в переконуючому воздействии, то учитывая цель взаимодействия партнеры находятся в асимметричном положении, но с участием в коммуникации они равны.

Эффективность убеждающего коммуникативного воздействия зависит от заинтересованности партнеров друг другом: реципиент должен быть готовым к восприятию и принятию информации, а коммуникатор - заинтересованным в том, на кого направлено воздействие. Кроме того, содержание и форма убеждения должны соответствовать возрастным, а убеждающая коммуникация - индивидуальным особенностям человека. Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным. Убеждая других, коммуникатору следует верить в то, что он говорит, использовать как общетеоретические сведения, так и конкретные факты, примеры.

Если человек не готов к тому, чтобы ее убеждали, то не помогут ни логика, ни привлекательность коммуникатора, ни его аргументы. Эффект воздействия невозможен из-за пренебрежительного или снисходительного отношения коммуникатора к аудитории.

Заражение

Этот древнейший способ интеграции групповой деятельности возникает из-за значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и тому подобное. Одной из его признаков является стихийность.

Заражение - психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Во время психического заражения передается эмоциональное состояние от одного человека к другому на бессознательном уровне. Сфера сознания при таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событиям, информации, поступающей из разных источников. Психология толкует заражения как неосознаваемую, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Социальная психология рассматривает его как процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на уровне психического контакта. Происходит заражение через

Рис. 11. в

передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом воздействия на других энергетики психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия.

Действенность силы психической заразительности зависит от глубины и яркости направленных от коммуникатора эмоциональных возбуждений. Значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоционального реагирования на него. Сильным катализатором эмоционального возбуждения становятся взрывы эмоций, вызванные положительным или отрицательным состоянием людей (плач, заразительный смех и др.). Главным катализатором этого явления является коммуникативный контакт индивидов - субъектов взаимодействия. Механизм социально-психологического заражения заключается в многократном взаимном усилении эмоциональных воздействий от многих индивидов. Цепная реакция заражения наблюдается в больших аудиториях, неорганизованной сообществе, толпе. Степень заражения людей, групп зависит от общего уровня развития, психического состояния, возраста, эмоционального настроя, самосознания. Конструктивная действие этого феномена оказывается в еще большей групповой сплоченности, используется также как средство компенсации недостаточной ее организации.

Внушение

Оно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку дев на его сознание и подсознание.

Внушение, или суггестия (лат. - внушение) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с существенным снижением ее критичности к поступающей информации, отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.

Основой эффективности внушения является доверие. Источником внушения могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и проч. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а к его готовности воспринять распоряжение, приказ, совет и действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние. Значительным фактором, обуславливающим эффективность внушения является авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества сугестора (источника воздействия), его уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация. Эффективность зависит и от отношений между сугестором и сугерендом (объект внушения). Речь идет о доверие, авторитетность, зависимость и тому подобное. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов).

Социальная психология рассматривает внушение как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованный разновидность коммуникативного воздействия, что используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др. Суггестии она связывает с доверием к информации коммуникатора, с покорностью человека внешним обстоятельствам, ее зависимостью от принудительной силы коллективных действий и представлений, сохранением обычаев и тому подобное. Контрсугестія основывается на недоверии к информации, неповиновении к существующему положению вещей, на стремлении личности к независимости. Она является орудием осуществления изменений в обществе. Единство действия механизмов суггестии и контрсугестії исследователи считают необходимым в развитии человека.

За содержанием и результатом воздействия выделяют положительное (нравственное) и отрицательное (неэтичное) внушение. Внушение как положительный, нравственный фактор применяется во многих сферах социальных отношений. Оно является одним из методов активизации групповой деятельности - производственной, учебной и др. Широко применяют его в медицине (гипноз, психотерапия). В то же время внушение может иметь и негативное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.

Осуществляется внушение в форме гетеросугестії (влияние со стороны) и аутосугестії (самовнушение). Самовнушение относится к сознательного саморегулирования, внушение себе определенных представлений, чувств, эмоций. Для этого человек создает модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем выявления недостатков, которых хочет избавиться, разрабатывает и использует формулы и методики самовнушения.

учитывая механизм реализации различают прямое и косвенное, преднамеренное и непреднамеренное внушение. Прямое внушение заключается в призыве к определенному действию, сугестор передает как приказ, указание, распоряжение, запрет. За косвенного внушения коммуникатор скрывает истинный смысл информации. Рассчитано оно на некритическое восприятие сообщения, для чего используют не повелительные, а оповідні формы. Преднамеренное внушение является целенаправленным, сознательно организованным психологическим воздействием (сугестор знает цель, объект воздействия, соответственно подбирая его приемы). Непреднамеренное внушение не преследует специальной цели и соответствующей организации. Сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, гипноза, постгіпнотичному состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Подражание

Это одна из самых массовых форм поведения человека в общении.

Подражание - процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт ее характера и стиля жизни.

Подражания является эмоционально и рационально направленным актом. Бывает оно как сознательным, так и бессознательным. Сознательное подражание является целенаправленным проявлением активности, инициативы, желания индивида. Человек пытается повторить все, что кажется ему правильным и полезным (навыки мастерства, эффективные способы общения и деятельности, рациональные приемы выполнения трудовых операций). За бессознательного подражания она проявляет активность вследствие влияния других людей, которые рассчитывают на такую реакцию, стимулируя ее разными средствами.

Подражание - один из важных механизмов социализации личности, способов ее обучения и воспитания. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира. ее психологические механизмы наследования гораздо сложнее, чем у ребенка и подростка, поскольку срабатывает критичность личности. Подражания во взрослом возрасте является элементом обучения в определенных видах профессиональной деятельности (спорт, искусство). Однако его нельзя рассматривать как однонаправленный движение информации, образцов поведения от индуктора (коммуникатора) к реципиенту. Всегда существует (иногда минимальный) обратный процесс - от реципиента к индуктору.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика теорий социально-психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами. Отличительные черты таких социально-психологических способов влияния, как внушение, заражение, подражание, убеждение.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2010

    Общая характеристика рекламной деятельности, изучение ее влияния на выбор потребителем товара. Рассмотрение основных механизмов психологического воздействия и манипулирования. Внушение, подражание, заражение и убеждение как основные методы воздействия.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Психологическое воздействие - механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2012

    Цели и результаты проникновения в чужую психику. Виды психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Подготовительные действия манипулятора. Представление о манипулятивных технологиях. Анализ воздействия рекламы на человека.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Определение понятий психологического влияния и воздействия. Ознакомление с классификацией методов влияния на личность согласно концепции Сидоренко. Описание прямого и косвенного способов убеждения. Особенности применения руководителем приемов суггестии.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие и отличительные признаки направленного и ненаправленного влияния, их место и значение в современной практической психологии. Средства внушения и особенности их применения. Убеждение как механизм влияния посредством логической аргументации.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2010

    Становление речевого воздействия как науки в конце ХХ века. Цели общения: информационная, предметная и коммуникативная. Основные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение. Нормативные правила общения.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2015

    Общая характеристика методов влияния и воздействия, их прямые императивные и неимперативные формы. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива. Манипуляция для принятия решений, необходимых манипулятору.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

Тема влияния актуальна и интересна для меня потому, что каждый из нас является одновременно и объектом и субъектом психологического влияния, осознаем мы это или нет. Общество устроено таким образом, что не участвовать в механизмах психологического влияния просто невозможно (если вы думаете, что не участвуете – это иллюзия), и для меня очень важно понять, как контролировать себя для того, чтобы не оказывать ненужного влияния на людей, а также как защититься от влияния, которое мне нежелательно. Мы все влияем друг на друга – каждый день, каждую минуту – хорошо это или плохо? В нашей речи есть устоявшиеся выражения «плохое влияние», «положительное влияние», но есть теория, и я отчасти склоняюсь к ней, что любое влияние на человека губительно, потому что изменяет его состояние, решения, мысли и поступки. Чьи, в таком случае, эти мысли и решения – того, на кого повлияли или того, кто повлиял? В общем, сегодня я хочу поговорить о психологии влияния в социальном контексте.

– это преднамеренное или непреднамеренное воздействие на психическое состояние других людей, их чувства, мысли и действия, для которого используются исключительно психологические средства: вербальные, невербальные, паралингвистические. Например, угроза причинения телесных наказаний – психологическое средство, а само непосредственное причинение их – нет, это уже физическое воздействие. Для психологического влияния характерно «двухстороннее движение» — у объекта влияния всегда есть возможность ответить на него психологическими средствами, т.е. защититься от влияния или оказать его самому.

Цели психологического влияния

Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем.

  1. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные цели , хотим облегчить жизнь себе.
  2. Стремление утвердиться в собственной значимости . Искать истинный – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение.
  3. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте. Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Это были цели преднамеренного влияния, но существует также влияние непреднамеренное . Некоторым людям свойственно оказывать психологическое влияние на других просто самим фактом своего существования или присутствия в комнате. Например, когда поведение человека вызывает у окружающих желание его копировать – это непреднамеренное влияние. Способность влиять на других может проявляться спонтанно, без какого-либо умысла и напряжения со стороны влияющего.

Конструктивное влияние

В материалах о влиянии можно найти критерии психологически конструктивного влияния и психологически грамотного влияния, которые являются взаимодополняющими. Раз уж мы оказываем влияние на других людей, почему бы не делать это конструктивно, так, чтобы ненароком не причинить вреда и, в то же время, чтобы влияние было эффективным.

Итак, психологически конструктивное влияние отвечает критериям:

  • Оно не разрушает личности обеих сторон, в нем участвующих, и их отношений.
  • Оно психологически корректно (грамотно).
  • Оно удовлетворяет потребности обеих сторон.

При психологически корректном влиянии:

  • Учитываются психологические особенности ситуации и партнера.
  • Применяются грамотные приемы психологического воздействия.

О приемах психологического влияния и приемах защиты от него вы можете прочитать , я не стала переносить сюда таблицы – слишком много материала.

Влияние общества и окружения

Наше окружение неизбежно влияет на нас, хотим мы этого или нет. Для себя лучшим способом защиты от нежелательного влияния я выбрала усиление собственной личности, своего внутреннего стержня, к которому я прислушиваюсь в первую очередь. Развивая собственную силу и , мы становимся менее восприимчивы к влиянию стандартизированных взглядов, которые не то чтобы подходят большинству, но принимаются им из-за психологического влияния и давления со стороны общества, культуры, традиций.

Читая известного российского коуча Александра Герасименко, я нашла золотую, не меньше, цитату:

— Как сильно наше окружение влияет на наши результаты в жизни?
— А вы пробовали быстро танцевать под медленную музыку?

Я повторяла и не перестану повторять: в вашем окружении должны быть люди, которые имеют то, что хотите иметь вы, будь то , счастливый брак, творческая или нечто иное. Ведь есть еще одна сторона влияния – когда мы хотим, чтобы оно на нас было оказано теми людьми, которые добились схожих с нашими . Формируйте свое окружение осознанно, и защищайтесь от попыток влияния на вас, которые люди часто предпринимают, глубоко веря, что делают они это «ради вашего блага». Четко знать, чего вы хотите – лучшая защита от психологического влияния.


Знание есть сила, сила есть знание.
Ф. Бэкон
Определение понятия «психологическое влияние»
Под влиянием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) - процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним» .
Влияние в процессе1 психологического воздействия - результат деятельности субъекта воздействия, приводящий к изменению каких-либо особенностей личности объекта, его сознания, подсознания и поведения .
Интересно сопоставить понятия «влияние» и «власть». Власть опирается на сложившуюся систему потребностей, установок, отношений, стереотипов, статусов и т.д. Влияние же проявляется через их изменение.
Психологическое влияние - это процесс и результат эффективного (успешного) психологического воздействия, поэтому естественно обратиться к определению последнего.
«Воздействие психологическое, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)» .
Г.А. Ковалев объединяет понятия «психологическое воздействие» и «влияние». Под психологическим воздействием (влиянием) он понимает «процесс, осуще
ствляющий регуляцию (саморегуляцию) активности взаимодействующих равноупорядоченных систем определенного психологического содержания, результатом которого является поддержание функционального состояния этих систем или изменения состояния хотя бы в одной ИЗ НИХ».
В качестве операциональной единицы психологического анализа категории воздействия (влияния) выступает понятие психологического «пространства-времени» или понятие «хронотопа» .
Из общего определения психики и ее пространственно-временной организации можно заключить, что по своей сущности психологическое воздействие представляет «проникновение» одной личности или группы лиц в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатом такого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.) .
Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие .
Вызывают, правда, сомнение слова «предоставление права и времени отвечать на воздействие». При некоторых видах влияния (например, при манипулировании и при нападении) этого права стараются не предоставлять.
Поэтому мы склонны принять для дальнейшей работы лишь выделенную нами полужирным курсивом часть данного определения влияния.
Все приведенные определения, взаимно дополняя друг друга, раскрывают разные стороны понятия «психологическое влияние».
В дальнейшем для краткости мы будем употреблять термин «влияние», имея в виду «психологическое влияние».