Упражнения по звуковой культуре речи. Картотека упражнений по звуковой культуре речи. Подбери нужное слово

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» – из трех.)

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука [ш], слова «жук» и «жаба» - со звука [ж], слова «забор», «замок» - со звука [з], слова «цыпленок», «цапля» со звука [ц]).

Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками [р](морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [рь] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [ль] (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук [т] встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход).

Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: [т-с] (троллейбус), [а-с] (автобус), [с-т] (самолет), [в-т] (вертолет), [м-о] (метро), [т-и] (такси).


Раздел 3. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста по материалам

А.И. Максакова

В современной дошкольной педагогике вопрос об обследовании речи детей освещен недостаточно. В методической литературе представлены, как правило, лишь отдельные приемы, при помощи которых воспитатель устанавливает, какие стороны речи не усвоены детьми, например наличие недостатков звукопроизношения, выявление разных типов грамматических ошибок и пр. Нет четких данных о том, по каким параметрам анализировать речевое развитие дошкольников, что считать на том или ином возрастном этапе нормой речевого развития.

Фундаментальные исследования и специальные наблюдения по усвоению отдельными детьми речи (например, работы А. Н. Гвоздева) не могут быть приняты за основу, так как индивидуальные различия в ее овладении часто очень велики.

Многочисленные наблюдения показывают, что среди детей даже одного и того же возраста нередко отмечается большой диапазон в усвоении речи. Это усложняет выделение критериев, по которым можно было бы выделять уровень речевого развития. Другая трудность заключается в том, что уровень овладения речью детьми обычно определяется уровнем усвоения ее различных разделов: фонетики, лексики, грамматического строя и т.д. Однако, как показывает практика, один и тот же ребенок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.

Правильно и четко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корригировать занятия в группе. Выборочное обследование речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов, дидактических игр, упражнений.

Систематический контроль над тем, как дети усваивают речевой материал, имеет важное значение для установления преемственности между детским садом и школой. К моменту поступления в школу дети должны иметь приблизительно одинаковый уровень речевого развития.

Знание критериев и способов выявления состояния речевого развития детей поможет руководителям дошкольных учреждений (старшему воспитателю, заведующему детским садом, методисту районного управления народного образования) контролировать деятельность воспитателей, определять качество их работы. Так, при проведении тематической проверки, используя задания различного типа, методист руно может составить достаточно четкое представление об уровне развития речи детей обследуемых групп и на основе проверки установить, как по данному разделу решаются в детском саду программные задачи.

Индивидуальное всестороннее обследование способствует наиболее точному установлению уровня развития речи ребенка, но требует много времени. Чтобы сократить сроки проверки, можно кроме выборочного обследования, объединять ряд заданий, одновременно выявляя состояние сформированности разных разделов речи. Так, устанавливая знание ребенком художественной литературы и предлагая ему рассказать сказку (или прочитать стихотворение), проверяющий одновременно фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом и т.д.; при составлении ребенком рассказов по картине (выявление развития связной речи) проверяющий отмечает, какие предложения используются (выявление сформированности синтаксической стороны речи), какие лексические средства (выявление словарного запаса) и пр.

Некоторые методические приемы и задания могут быть использованы для проверки усвоения материала одновременно у целой группы или подгруппы детей, например, знание жанра.

При выявлении состояния речевого развития детей особое место следует отводить специальным наблюдениям, которые проводятся в процессе воспитательно-образовательной работы и повседневной жизни: педагог или проверяющий в течение определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги (появление грамматических форм, которых не было ранее), а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом.

Обследование речи может осуществляться и на контрольно-проверочных занятиях, когда воспитатель или проверяющий ставит задачу выяснить, как дети овладели тем или иным речевым материалом: например, правильно ли употребляют несклоняемые имена су­ществительные, разноспрягаемые глаголы и пр.

При наличии серьезных отклонений в речевом развитии детей проводятся беседы с родителями, в ходе которых выявляются возможные причины отставания ребенка.

Предлагаемые ниже материалы по обследованию речи детей шестого года жизни предусматривают различные типы заданий, направленных на установление сформированности у дошкольников навыков речевого общения (культуры общения), на выявление состояния развития произносительной стороны речи и ее восприятия, на определение лексического запаса детей, на умение составлять рассказы и пр.

I. Сформированность навыков речевого общения (культура об­щения) со сверстниками и взрослыми

1. Навыки речевого общения :

– охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

– может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую тему;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив .

2. Культура общения :

– умеет ли ребенок вежливо обращаться ко взрослому и сверс­тникам;

– как называет взрослых: по имени и отчеству, на "Вы" или иначе;

– первым ли здоровается со взрослыми и незнакомыми людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли прощаться;

– умеет ли благодарить за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами: "спасибо", "извините", "пожалуйста" и др.;

– встречается ли в речи ребенка нелитературная лексика;

– умеет ли ребенок в зависимости от обстоятельств или ситуации общения пользоваться различной силой голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шепотом, тихо; на занятиях – достаточно громко );

– умеет ли до конца выслушивать своего собеседника или часто отвлекается, имеет ли склонности перебивать говорящего;

– умеет ли ребенок спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в труде, согласовывать свои действия;

– каков у ребенка тон общения: доброжелательный, снисходи­тельный, требовательный;

– прислушивается ли он к замечаниям старших по поводу культуры его общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;

– умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится.

Способы обследования: наблюдения (на занятиях, во время игры и повседневной жизни); беседы с воспитателями, детьми.

II. Звуковая культура речи

1. Произносительная сторона речи. Предложите ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку (рассказ). Запишите слова, которые он произнес неверно.

Отметьте следующее:

– громкость чтения: достаточно громко, умеренно или тихо прочитано стихотворение (рассказана сказка);

– скорость (темп) речи: быстро, умеренно, медленно ;

– интонационная выразительность: выразительно, невыразительно, маловыразительно.

В процессе чтения стихотворения, пересказа сказки или рассказа, в процессе беседы с ребенком установите:

– четкость (дикция) речи ребенка: четкая, недостаточно четкая ;

– умение соблюдать литературные нормы (орфоэпия): отклонений нет, имеются отклонения;

– звукопроизношение – укажите, какие звуки дети произносят неверно и сколько таких детей (в %).

Для детального обследования состояния звукопроизношения подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых были бы проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции, особое внимание обратите на правильность произношения следующих звуков: [с], [сь], [з], [зь], [ц]; [ш], [ж], [щ]; [л], [ль], [р], [рь].

Предлагаем использовать такой набор картинок: самолет, капуста, автобус, осел, гусь; замок, коза, зебра, корзина; цапля, солнце, огурец; шар, пушка, душ; жук, ножницы, ежик; чайник, очки, ключ; щетка, ящик, плащ; пила, стул, лопата, лиса, клетка; рыба, барабан, топор, репа, курица, букварь.

При установлении нарушений со стороны звукопроизношения по­пытайтесь выяснить причину: отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти и пр.), несовершенство фонематического восприятия (ребенок не слышит своего недостатка, не дифференцирует отдельные звуки), слабый речевой выдох.

Восприятие речи.

а) Фонематическое восприятие: сформировано, недостаточно сформировано . Проверьте:

– умение определять наличие заданного звука в слове. Например, предложите ребенку отметить, есть ли в слове шуба звук [ш] или нет (затем в словах кошка, лиса, стол, карандаш, мышка, колесо, очки, ножницы, щетка, шапка, жук и т.д.) ;

– умение слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов. Предложите ребенку хлопнуть в ладоши или поднять руку только тогда, когда он услышит слово, в котором есть заданный звук. Например, воспитатель говорит: "Я сейчас буду называть слова, а ты, когда услышишь слово, в котором есть [с], поднимешь руку (хлопнешь в ладоши). Уточните еще раз, когда ребенок должен поднять руку. После того как убедитесь, что он понял задание, не торопясь называйте слова, прикрывая рот листом бумаги. Целесообразно использовать такой набор слов, в которых наряду с проверяемым звуком есть слова, включающие другие звуки, смешиваемые детьми с проверяемым; например, [с] - собака, машина, лиса, замок, шапка, санки, щетка, корзина, колодец, дом, автобус, лента, самолет, шуба, цветок, зонт; [ш] - школа, лопата, жук, сова, шапка, корова, ежик, лиса, машина, книга, лошадь, посуда, жирафа, мышь, лампа; [р] - рыба, кубик, лопата, вагон, рука, чайник, бумага, карандаш, чашка, полка, трамвай, стол, мяч, сыр. Проверяемый звук должен находиться в разных позициях (в начале, середине и конце слова).

Следует отметить, сколько слов с заданным (проверяемым) звуком ребенок выделил и сколько слов выделил правильно из пяти предложенных;

– умение услышать и выделить слова с заданным звуком из фразы. Произнесите фразу и предложите ребенку назвать только те слова, в которых есть заданный звук. Например, для проверки умения слышать звук [с] приведите фразу "У Лены новые санки. В лесу много грибов"; для проверки звука [ш]: "Миша любит мороженое. Вова рисует карандашом"; звука [р]: "В саду цветут розы. Миша ловит рыбу";

– умение определить часто проверяемый звук в словах. Воспитатель произносит группы слов и предлагает ребенку назвать, какой звук он чаще всего слышит:

[с] – санки, сом, лиса, ус, нос;

[ш] – шуба, каша, душ, шапка, мышь;

[р] – рука, рот, круг, трос, рыба.

Последние два задания даются в конце учебного года.

б) Речевой слух: развит хорошо, развит недостаточно . Проверьте:

– умение замечать смысловые неточности в речи. Предложите ребенку прослушать стихотворение, например отрывок из "Путаницы" К. И. Чуковского, и определить, что в нем сказано неверно:

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили,

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит...

– умение определять на слух громкость звучания голоса в речи. На занятии при пересказывании стихотворения предложите детям дать оценку речи говорившего: "Как Светлана прочитала стихотворение: громко, очень громко, тихо?";

– умение на слух определять скорость звучания речи, интона­ционную выразительность. Используется тот же прием, что и в предыдущем задании. Воспитатель спрашивает: "Как Светлана читала стихотворение: быстро, медленно, умеренно (нормально); выразительно, невыразительно?";

– умение на слух определять тембр голоса. Для проверки используется игра "Угадай, кто говорил". Ребенок становится к группе спиной и закрывает глаза. Воспитатель дает указание двум-трем детям по очереди прочитать небольшое стихотворение или скороговорку, загадку, потешку и предлагает по голосу определить, кто из ребят говорил. Можно использовать так же игры: "Кто позвал?", "Угадай, как меня зовут" и пр.;

– умение правильно определять на слух ударение в слове, его ритмическую структуру. Подберите две картинки с изображением кружек и кружков и предложите ребенку показать, где кружки, а где кружки; объясните, в чем различие слов "замок" и "замок" (предварительно убедитесь в знании детьми этих слов).

Проверьте умение правильно сохранять слоговой рисунок: предложите ребенку повторить: са-за-са, са-за-са, са-за-са ;

– умение на слух выделять акцентируемое слово во фразе. Произнесите одну и ту же фразу несколько раз, выделяя в ней голосом отдельные слова, а ребенку предложите определить и назвать слово, которое вы выделили: "Маше купили новый велосипед (Маше, а не другой девочке). Маше купили новый велосипед (купили, а не подарили). Маше купили новый велосипед (купили, а не подарили). Маше купили новый велосипед (велосипед, а не машину)":

– умение слышать неточности в тексте и правильно подбирать нужные слова, которые бы соответствовали содержанию:

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали "лед" (мед).

Слезы льются у Оксанки:

У нее сломались "банки" (санки).

Предложите ребенку найти несоответствие в тексте и подоб­рать по смыслу нужное слово.

Полученный материал проанализируйте и составьте сводную таблицу, в которой укажите, какие разделы звуковой культуры речи детьми не усвоены, какие усвоены недостаточно полно, какие усво­ены четко.

III. Словарь

Существительные

Проверьте:

– понимание и употребление бытовой лексики.

Кукла – это игрушка. Какие игрушки ты еще знаешь? Кошка – это животное. Каких животных ты еще знаешь? Тарелка – это посуда. Какую посуду ты еще знаешь? Лук – это овощ. Назови, какие овощи ты еще знаешь?

Отметьте, как много слов было названо ребенком по каждому вопросу;

– понимание и употребление обобщающих понятий.

Береза, ель, сосна, дуб... Что это? Назови одним словом. (Деревья).

Стол, стул, шкаф, диван... Что это? Назови одним словом. (Мебель).

Туфли, сапоги, тапочки... Что это? Назови одним словом. (Обувь).

Рубашка, костюм, платье... Что это? Назови одним словом. (Одежда).

Отметьте, какие ошибки допустил ребенок;

– знания слов, обозначающих орудия труда, материалы, ис­пользуемые человеком в процессе трудовой деятельности. Предложите ребенку перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий, например, строителю, портному, дворнику и пр.;

– знание и употребление слов, указывающих части, детали предметов.

У машины есть мотор. А что еще есть у машины?

У пальто есть воротник. А что еще есть у пальто?

У дома есть крыша. А что еще есть у дома?

Если ребенок затрудняется ответить, используется наглядность.

Отметьте количество названных частей и деталей предметов;

– подбор антонимов. Проведите игру "Наоборот", предложив ребенку подобрать слова с противоположным значением: вход – выход, день – ночь, зима – лето.

Отметьте правильность подбора нужных слов.

Прилагательные

Проверьте:

– знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов, величину и пр. Предложите ребенку подобрать как можно больше определений к заданным существительным.

Каким может быть стол? письменным, круглым, деревянным и пр.

Каким может быть дом? большим, кирпичным, двухэтажным и пр.

Каким может быть небо? - голубым, чистым, облачным и пр .

Прежде всего, обращайте внимание на количество подобранных определений, а затем на их качество (ребенок указывает только цвет и величину или называет форму, качества, свойства предметов и пр.). Одновременно отметьте правильность согласования слов;

– знание и употребление, указывающих материал, из которого сделан предмет. Предложите ребенку ответить на такие вопросы:

Шкаф сделан из дерева. Как можно иначе назвать этот шкаф? Деревянный.

Дом из кирпича. Какой это дом? Назови иначе. Кирпичный.

Ручка из пластмассы. Какая это ручка? Пластмассовая.

Ваза из стекла. Какая это ваза? Стеклянная.

Чашка из фарфора. Какая это чашка? Фарфоровая.

Клюя из металла. Какой это ключ? Металлический.

Проанализируйте ответы детей с точки зрения правильности употребления слов и умения образовывать прилагательные от су­ществительных, точности согласования слов (умение образовать слова и правильно их согласовывать отметьте в разделе "Грамматический строй речи");

– знание и употребление слов, обозначающие основные цвета и
их оттенки. Отметьте, какие слова, указывающие названия цветов (в соот­ветствии с программой), ребенок усвоил, какие нет;

– подбор слов (прилагательных) с противоположным значением. Игра "Наоборот": сильный – слабый, смелый – трусливый, грязный – чистый, веселый – грустный, светлый – темный и пр.

Отметьте правильность подбора слов (если, например, к слову "веселый" названо слово "невеселый", то ответ считается неточным). Укажите, сколько из пяти названных вами слов ребенок назвал верно.

Глаголы

Проверьте:

– употребление слов, обозначающих действия, совершаемые че­ловеком и животными, или действия, которые можно совершить пред­метом. Проведите словесное упражнение "Кто что делает?". Предложите ребенку подобрать как можно больше слов к заданным вопросам:

Что делает врач? – Лечит, выписывает лекарства, слушает и пр. Что делает повар? Что может делать котенок? Что может делать щенок? Что можно делать ножом (ножницами и прочими предметами)?

Отметьте количество слов, подобранных к каждому вопросу, точность их употребления;

– подбор слов (глаголов) с противоположным значением. Предложите ребенку подобрать слова с противоположным значе­нием: бежит – стоит, смеется – плачет, говорить – молчать и т.д.

Проанализируйте полученные данные в количественном и ка­чественном отношении. Употребление слов с частицей "не" следует считать неточным: бежит (не бежит), смеется (не смеется), говорить (не говорить).

Наречия

Проверьте:

– знание слов (наречий), обозначающих признак действия. Предложите ребенку ответить на следующие вопросы:

Как может бежать мальчик? быстро, медленно, вприпрыжку и пр.

Как может говорить мальчик? хорошо, быстро, выразительно, плохо и пр.

Если ребенок называет одно или два слова, спросите его: "А как еще может?".

Проанализируйте ответ с точки зрения количества и точности подбора слов;

– понимание и употребление слов, обозначающих пространственные отношения (задание дается в конце учебного года). Предложите ребенку определить и назвать местонахождение игрушки, предмета. Если он не называет нужного слова или дает неправильный ответ, то проверяется понимание этих слов.

В шкафу, где находятся игрушки, располагают машинки или куклы таким образом, чтобы они по отношению к ребенку находились слева, справа, наверху, внизу, впереди или сзади какой - либо аналогичной игрушки. Воспитатель предлагает ребенку ответить (а не показать!), где находится кукла с синим бантиком (слева), кукла с красным бантиком (наверху, внизу), кукла с желтым бантиком (внизу).

Понимание этих слов проверяется путем называния воспитателем слов, обозначающих пространственное расположение: "Где находится кукла с синим бантиком: слева или справа? Наверху или внизу? Впереди машинки или сзади?"

Отметьте, какие слова усвоены детьми, какие нет;

– понимание и употребление слов, обозначающих временные от­ношения. Предложите ребенку ответить:

Когда он приходит в детский сад?" (Утром.) "Когда он уходит из детского сада?" (Вечером.) "Когда они выходят гулять?" (Днем.) "Когда люди спят?" (Ночью.)

Проверьте знание и правильность употребления слов "вчера", "сегодня", "завтра". Отметьте, какие неточности (ошибки) допущены ребенком;

– подбор слов (наречий) с противоположным значением. Используя игру "Наоборот", предложите ребенку подобрать слова с противоположным значением: быстро – медленно, хорошо – плохо, светло – темно, чисто – грязно, далеко – близко и пр.

Отметьте, к каким словам из предложенных пяти ребенок подобрал правильный ответ.

Полученные данные проанализируйте, составьте схему, в которой укажите количество детей, полностью усвоивших программный материал и недостаточно полно, отметьте, какие разделы не усвоены.

Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно . Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почету дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе потенциальными и . По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения.

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Ведь дети среднего дошкольного возраста могут испытывать много речевых проблем.

Для правильного произнесения звука необходимо:

  • Подвижность органов артикуляции
  • Развитое речевое дыхание
  • Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем, которая будет, несомненно, протекать успешнее.

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

Данные упражнения и игры целесообразно применять не только на занятиях по развитию речи и звуковой культуры, но и других занятиях. Поверьте, применять их постоянно и повсеместно — это совсем не сложно!

Так, рассказывая детям о животных, можно познакомить с базовыми артикуляционными упражнениями: «Хоботок», «Улыбка», «Бегемот» и т.д.

Вытянуть длинный «хоботок», как у слона (губы вместе вытянуты вперед); показать широкую улыбку лягушки; открыть широко рот, как бегемот.

Упражнения пальчиковой гимнастики: «Зайчик» (указательный и средний пальцы вверх, остальные зажаты в кулак), «Волк» (кисти рук соединены, пальцы имитируют пасть, которая открывается и закрывается).

На занятиях по ФЭМП можно перебирать мелкие предметы, обучая детей порядковому счету или «играть» пальчиками на воображаемых инструментах, а также изготовленных специальных клавиатурах (из поролона, пуговиц).

Для упражнений дыхательной гимнастики необходимо изготовление подвесных легких предметов в виде птиц, листочков, снежинок, цветов, пушинок, бабочек и т.д. Они могут находиться в природном уголке группы и могут быть связаны с сезонными изменениями в природе. Упражнения на развитие речевого дыхания можно включать в любые режимные моменты: утренняя гимнастика, занятия, прогулка (следить, чтобы дети дышали носом), гимнастика в постели после сна, физкультурные занятия и т.д.

На занятиях по ознакомлению с природными явлениями или животным миром детям можно предложить подуть, как дует ветерок, как течет ручеёк; как дышит медведь, а как заяц.

Упражнения на звукоподражание помогают малышу сконцентрироваться на заданном звуке, услышать его, попробовать произнести, учить отличать его от других. Тем самым у детей развивается фонематический слух и фонематическое восприятие.

Упражнения: «Листья шуршат» (ш-ш-ш коротко), «Деревья шумят» (ш-ш-ш длительно), «Водичка свистит» (с-с-с), «Комарик звенит» (з-з-з), «Жук жужжит» (ж-ж-ж) и т.д.

Упражнения проходят с интересом, если они обыгрываются воспитателем, который рассказывает при этом выдуманную им историю. Можно придумывать истории с продолжением, благодаря чему у детей легче происходит закрепление полученного материала и усваивание нового.

Использование вышеописанных упражнений могут стать неотъемлемой частью занятий, направленных на развитие речевого аппарата, а также речи в целом.

Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3–4 лет.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это – шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы - идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка - мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками [ш ] и [ж] («Ша-ша-ша - мы купаем малыша; шу-шу-шу - дам грибочек малышу; ши-ши-ши - где гуляют малыши? или: жа-жа-жа - мы увидели ежа; жу-жу-жу - мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи - где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи.

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.

В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Как он мяукает? (Мяу-мяу.)

Му-у-у кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит- корова или теленок?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной»).

В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... - взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).

Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».

От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:

Курочка - рябушечка, куда идешь?

На речку.

Курочка- рябушечка, зачем идешь?

За водой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат - пи-пи-пи!

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо - громко - шепотом) или в разном темпе (быстро- медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука [с] (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука [с], то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

-Машина не поедет, потому что в слове гусь звук [сь], а не [с].

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко – тихо – шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения, как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так - мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело... мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

Исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильного и четкого произношения звуков у дошкольников должно приобрести характер определенной системы. В нее входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевое дыхание, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания .

Такие игры и упражнения можно использовать как при работе воспитателя или логопеда в детском саду , так и родителями, проводя игры в домашней обстановке .

Игра «Узнай звук».

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, з, ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», хлопни в ладони». Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп»), или слова на звук «ж» («жук», «зуб», «женщина», «замок»), ребенок же хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра «Испорченный телефон».

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н). Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, последний вслух называет услышанное слово. Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

Игра «Поручение».

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь. Например: «Принеси мне миску», «Принеси Миша», или «Покажи зубы..., губы...».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какоея слово я сказала». Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.

Полезным для развития слухового внимания являются упражнения типа «Послушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране...), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей...).

Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи. Во время игр уточняются и закрепляются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, речь. Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, осваивает новые знания и навыки.

Игра «День рождения»

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю...»

Игра «Показуха»

Дети делятся на команды. Каждая команда планирует слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Игра «Окно»

Игроки становятся друг напротив друга. Воспитатель говорит: «Представьте себе, и что вас отделяет окно с очень толстым стеклом. Попытки кричать напрасны - партнер вас не услышит. Но ему необходимо рассказать очень важную новость. Попробуйте передать партнеру содержание разговора, не произнося ни слова». После этого на ушко говорит детям задачу - новость, которую необходимо передать.

Игра «Цепочка»

Первый ребенок называет объект, второй - его свойства, третий - новый объект с такими же свойствами, четвертый - другое свойство нового объекта и так далее. Например: морковь - морковь сладкая - сладким бывает сахар - сахар - белым-белым бывает снег.

Игра «Картина»

Все садятся в кружок. Один держит в руках чистый лист бумаги и пытается представить нарисованную картину. Он начинает подробно ее описывать. Потом передает лист с мнимой картиной другому, тот продолжает воображаемое описание.