Упр для произношения буквы ш ж. Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш». Постановка звука ш

Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.

Проверяем уровень произношения звука «ш»

Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».

Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:

Сигматизм

  • Носовой : малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
  • Боковой : буква произносится с хлюпаньем.

Парасигматизм

  • Призубной : язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
  • Губно-зубной : то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
  • Свистящий : произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».

Межзубная проблема

Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.

Проверяем произношение без помощи логопеда

Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.

  1. Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
  2. Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.

Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.

Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.

Возможные причины возникновения плохого произношения

  • Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
  • Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
  • Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
  • Некоторое отставание в развитии.
  • Малыш плохо распознает звуки на слух.
  • Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.

Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.

Упражнения перед началом занятий

Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.

  • Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
  • Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
  • Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
  • Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.

Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.

Дополнительная разминка для губ

  • Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
  • Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.

Упражнения для постановки звука «ш»

Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:

  • «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
  • «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
  • «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.

Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.

Каждый из нас в детстве учился говорить. Кому-то это давалось легко, а кто-то долго коверкал буквы, пытаясь выговорить нужную. К сожалению, ситуаций, когда дети не могут правильно произносить некоторые звуки, возникает довольно часто.

Для многих детей звук «Ш» является одним из наиболее трудных в освоении. Некоторые малыши полностью исключают его, а некоторые меняют на другие. Например, вместо слова «шишка» родители малыша слышат следующее:

  • Фыфка . Показывает губно-зубное произношение звука «Ш».
  • Сыска . Ребенок заменяет шипящие свистящими звуками.
  • Хыхка . Этот случай показывает заднеязычный способ произношения.
  • Тытка . Это призубный вариант произношения.

Если произношению малыша уделять отдельное внимание, то он достаточно быстро научится произносить все необходимое, в том числе звук «Ш». Тогда можно будет обойтись без помощи логопеда.

Если после домашних занятий ребенку все равно плохо дается звук «Ш» или любые другие, то все-таки лучше обследовать его у логопедов. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или нарушено восприятие. Тогда без профессиональной помощи не обойтись.

Обычно для выявления у ребенка проблем с речью логопед проводит полное обследование. Но, тем не менее, проверить речь малыша возможно и в домашних условиях. Проверка осуществляется по нарастающей: отдельно слоги, потом слова, фразы и предложения.

Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял звуки за кем-то из родителей. По этой же схеме проверяется произношение слогов и прочего. Для получения более точной информации о том, как ребенок говорит, что он выговаривает, а что не может, необходимо ставить «Ш» в различные позиции: ОШО, УШУ, ША, ОШ и прочее.

Обязательно следует помнить, что трудности могут возникнуть и с другими шипящими или прочими согласными. Если вы решились взяться за дикцию ребенка, то нужно быть готовым к тому, что, возможно, придется поправлять и другие звуки.

Лучше всего для проверки приобрести или изготовить самостоятельно специальные карточки с различными рисунками. Это поможет придать процессу атмосферу игры. Выбирая слова для проверки, необходимо, чтобы буква была в разных частях слова. А при выборе предложений желательно, чтобы были трудно сочетаемые слова.

Причины трудностей в произношении

Постоянное общение поможет ребенку наладить произношение многих звуков

На сегодняшний день логопедами выделено несколько главных причин появления проблем с правильным произношением:

  • Проблема с физиологией . У малыша слишком большой язык, неправильный прикус или высокое небо.
  • Слишком долго использовалась соска . Часто из-за этого развивается неправильный прикус, от чего в будущем страдают некоторые звуки.
  • Сюсюкание . Обычно дети копируют речь взрослых. Так они обучаются говорить. Если с малышом много сюсюкаться, это может привести к неправильному произношению.
  • Дефект речи у родителей . Тут проблема похожа на описанную в предыдущем пункте. Дети копируют произношение взрослых и так учатся говорить неправильно.
  • Отношение родителей . Иногда родители очень многого хотят от ребенка, но при этом не уделяют должного внимания грамотной артикуляции.
  • Отставание в умственном плане . Если у ребенка проблемы с развитием и обучением, то, как следствие, речь также будет отставать.
  • Проблемы со слухом . У ребенка просто нарушен слух. У него не получается расслышать и воспроизвести правильное звучание.

Даже если удалось диагностировать наличие проблемы, то узнать ее точную причину получится только у специалиста.

Разминка

Перед тем как приступить к тренировке звука «Ш», необходимо сначала размять губы. Для этого подойдут такие упражнения:

  • «Хобот» . Нужно попросить малыша по очереди складывать губы в широкую и узкую трубочки. В широкой постановка губ такая же, как при произношении «О», а в узкой — как при произношении «У».
  • «Чередование» . Ребенок должен попеременно складывать губы в узкую трубочку, а затем в широкую улыбку. Причем чем улыбка шире, тем лучше.
  • «Удивление» . Губы складываются, как при произношении «О».

Как тренировать речь

Чтобы исправить дефекты речи у ребенка и научить его правильно произносить все звуки, используйте такие упражнения:

  • «Блинчик» . Для выполнения нужно высунуть язычок на нижнюю губу подобно блину на сковородке и держать минимум десять секунд.
  • «Чашечка» . Сначала высунуть язык, как в упражнении «блинчик», а потом поднять края языка, чтобы получилось похоже на чашу.
  • «Болтушка ». Нужно высунуть язык в положении «чашечка» и поднимать его верх-вниз.
  • «Лошадка ». С помощью цоканья языком требуется изображать походку лошади.
  • «Фокус» . Данное упражнение легче всего преподнести в игровой манере. Нужно высунуть язык и сложить его в «чашечку». На край носа ребенка помещается кусочек ваты. Требуется как можно резче выдохнуть, чтобы она слетела.

Постановка звука «Ш» за счет других звуков

Благодаря упражнению с телефоном ребенок изучает буквы алфавита

Иногда бывает так, что остальные звуки ребенок выговаривает отлично, и только буква «Ш» все никак ему не дается. Тогда можно с помощь других звуков научить правильно произносить «Ш». Например, если ребенок хорошо говорит звук «Т». Попросите его протянуть как можно дольше «Тссс». Когда у него получится выговорить, как следует, предложите ему немного спрятать язычок. Получится нужный звук. Желательно перед тем как работать с ребеночком, попробовать упражнение на себе.

Обычно звук «Р» формируется одним из последних. Но иногда бывает так, что у малыша уже успел сформироваться звук «Р», а вот «Ш» все никак не получается. Нужно попросить ребенка шепотом отчетливо повторять «Р». В итоге у него получится «Ш». Останется только его развить и закрепить в речи.

Если у малыша получается произносить «С», то необходимо взять палочку от мороженого или обыкновенную чайную ложку. Нужно попросить ребенка повторять «С». Потом с помощью ложечки или палочки надо поднять язык вверх. Появится звук «Ш». Теперь ребенок должен попробовать сказать сам. Так требуется повторять, пока малыш не научится.

Резюме

После того как добьетесь, чтобы малыш спокойно выговаривал «Ш», нужно постепенно внедрять его в разговор. Для тренировки используйте скороговорки. Чем чаще он будет сталкиваться с трудным звуком, тем скорее этот звук перестанет быть трудным.

Если у ребенка проблемы с произношением «Ш», сильно переживать не стоит. Шипящие относятся к одним из самых трудных звуков и многим даются не сразу. Используя вышеописанные методы, и, приложив немного усилий, проблему удастся решить.

Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов - пожизненно.

Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

Из этой статьи вы узнаете

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором - нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ - вовлечь ребенка в игру «Повторялки ». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

Следующий блок - сочетания «ш» с согласными:

[шка] [кша] [шки] [кши].

Более сложные:

[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея .
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель .
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать .
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура .

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др .

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Важно ! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» - глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

Даже простой деревянный шарик - это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

Методические основы для родителей

Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

  • 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка) . Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить… », лучше сказать «Иди, поиграем вместе !», ведь игра - самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
  • 1-2 минуты: вступление (активация интереса) . Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
  • 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
  • 1-2 минуты: заключение : поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

Разминка для языка и губ

Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

Не запрещайте ребенку немного покривляться - это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

Упражнения для основного этапа занятия

Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

Упражнение «Чашечка»

Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик » - язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка ».

Упражнение «Фокус»

Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

Упражнение «Лошадка»

Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

Упражнение «Заборчик»

Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

Другие упражнения - «Трубочка » (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье » (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели » (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) - можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

  • как шумят деревья на ветру
  • как шипит злая кошка
  • как шуршат листья осенью под ногами
  • как шипит проколотое колесо
  • как шуршит мышка под столом

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык - процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

  • Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
  • Контролируйте собственное произношение.
  • Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник - пусть читает вслух с верным произношением.

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу .
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша .
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши .
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши .

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка », «Волчишко-хвостишко ».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения - нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности : строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки . Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей - такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие , тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков .

Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, - фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе - ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык - перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук , он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й . Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке . Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус . Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка . Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк . Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок . Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки . Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел . Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота . Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка . Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик . Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки . Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.