Тверская застава: было-стало. Тверской заставы и ее окрестности

Один из самых необычных музеев Москвы расположен в исторической части города, в бывшем доходном доме, который с конца ХIХ века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву.

Здесь, неподалеку от Бутырской тюрьмы, по соседству с полицейским участком, в дни Первой российской революции 1905-1907 годов находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий». Она работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

Это единственная в России нелегальная типография, которая так и не была обнаружена царской полицией по причине высокого профессионализма конспираторов.

Музей существует с 1924 года. Его организаторами были те, кто в свое время создавал тайную типографию и работал в ней. Именно поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давно ушедшего прошлого.

Мемориально-музейный комплекс состоит из интерьеров торгового зала, квартиры управляющего магазином. В подвале лавки, замаскированном под склад, на глубине трех метров, была вырыта «пещера». В этой части экспозиции можно увидеть реконструированную подпольную типографию с печатной машиной «Американка».

Музей дает представление не только об условиях и обстановке, в которой работали подпольщики, но и жизни и быте московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века. В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные памятным датам российской истории.

Также в музее демонстрируются игровые фильмы «Американка» (СССР, 1930 год) и «Дом на Лесной» (СССР, 1980 год).

Площадь неподалеку от Белорусского вокзала - одно из интереснейших исторических мест в Москве. Изменившаяся до неузнаваемости за последние века, она по-прежнему хранит память о прошлом столицы.

Планировка Москвы: города и валы

Москва, основанная в 1147 году Юрием Долгоруким, один из древнейших центров Руси. Она имеет радиально-кольцевую или концентрическую планировку. В центре располагается Кремль - древнерусская крепость с оборонными башнями. По древнерусским традициям, на территории крепости никто не селился. Там располагался только гарнизон, охранявший крепость.

Жители строили свои дома возле крепостных стен. Дома эти составляли посад, который со временем огораживался крепостной стеной или валом. Посад рос и постепенно выходил за пределы кольцевого вала. Вновь отстроенная часть города снова защищалась кольцевым валом или крепостными стенами.

Так, первоначально Москва имела оборонную систему из 4-х крепостных "колец". После того как крепостная стена Земляного города сгорела, жители насыпали вместо нее земляной вал, выполнявший ту же функцию. В 1742 году, по инициативе Камер-коллегии, ведавшей доходами Российской империи, был сооружен Камер-коллежский вал. Валами назывались кольцевые земляные насыпи со рвами и заставами (сторожевыми постами), определявшие границы города или его частей.

Камер-коллежский вал был построен, чтобы заменить возведенноекупеческой компанией, продававшей водку, укрепление - Компанейский вал. Компанейская стена преграждала путь ввозу в город контрабандной водки. Она быстро обветшала и была разобрана. А вновь отстроенный Камер-коллежский вал не давал возможности провозить беспошлинно в Москву большое количество разнообразных товаров. На протяжении вала было сооружено 37 застав.

Тверская застава в Москве: формирование площади

Площадь Т верской заставы сформировалась перед Белорусским вокзалом . Железнодорожные пути связали Москву со многими городами Европы.

Эта площадь появилась еще в XVIII веке, когда возводилась Тверская застава Камер-Коллежского вала. Через вал проходила дорога на Тверь, ставшая в XVIII веке очень востребованной. По трассе перевозилось большое количество товаров, что требовало урегулирования таможенных отношений купцов с Москвой. Было решено построить на Камер-Коллежском валу Тверскую заставу. Когда же региональные пошлины были отменены, застава использовалась полицией города для контроля миграции. Рядом с Тверской заставой со стороны столицы располагалась Ямская слобода, а с внешней стороны - деревни.

В 1864 году граница Москвы по Коллежскому валу была определена официально, московские территории переданы в управление московскому уездному управлению и Думе, а земли за заставой - земству.

Триумфальные ворота Тверской заставы

В публикациях встречается информация, что в 1812 году через Тверскую заставу из горящей Москвы бежал Наполеон Бонапарт. Через два года было принято решение о восстановлении на площади возле заставы сгоревших деревянных Триумфальных ворот, сооруженных еще при Петре I, однако Александр I наложил запрет на строительство. Лишь через двадцать лет здесь по указу Николая I были возведены ворота, уже из камня. Они стали памятником победе в войне с Наполеоном. Спректировал арку знаменитый архитектор Осип Бове.

Хранящее в своем облике традиции древнеримской эпохи, сооружение было выполнено согласно всем канонам классической античной архитектуры. Триумфальная арка была сделана из белого камня, добытого в холмах близ Крылатского, и чугуна, использованного для колонн. Украшена колесницей Славы, запряженной шестеркой коней, горельефами и скульптурами, выполненными по проекту скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Рельефные изображения - женщина-воин, убивающая копьем дракона, сражение у стен Кремля, скульптурные изображения римских воинов в туниках - символизируют мощь русского оружия, смелость и отвагу, патриотизм русского народа.

Среди горельефов есть и изображение императора Александра I, представленного в облике римского императора, что вызвало неудовольствие русской церкви во главе с митрополитом Филаретом.

В связи с установкой ворот площадь поменяла свое название на Старотриумфальную, и получила второе название - "Площадь Новых Триумфальных ворот".

Площадь Тверской заставы: перспективы

Недавно, согласно решению, принятому мэром города и проекту Москомэкспертизы, в связи с тем, что площадь у Белорусского вокзала является важным транспортным узлом столицы, здесь будут проложены Раньше, до 2008 года, трамваи ходили по площади от Лесной улицы до вокзала, но были демонтированы. Исторический маршрут решили сохранить. Кроме того, в перспективе реконструкции Тверской заставы планируется восстановление площади в соответствии с ее былым обликом.

Одним из важных пунктов проекта реконструкции является масштабное озеленение территории площади: высаживание большого количества деревьев, разбивка газонов. А также модернизация системы ее освещения. Предполагается и возвращение на площадь памятника писателю Алексею Максимовичу Горькому, демонтированного в 2005 году в связи с реконструкционными работами на площади.

Площадь Тверской заставы расположена между 1-й Тверской-Ямской, 1-й и 2-й Брестскими и Лесной улицами, Грузинским и Бутырским Валом и Ленинградским проспектом.

В том месте, где сейчас расположена эта площадь с Белорусским вокзалом, в 1742 году заканчивалась Москва. Для таможенного контроля Камер-коллегия возвела земляной вал и поставила шлагбаум, две караульни-кордергардии и отряд солдат, проверяющих «подорожные» документы. Застава назывались соответственно направлению проходившей дороги — Тверская.

Вокруг селились ямщики. Слобода быстро обрастала дворами и Тверскими-Ямскими улицами, пока почтовые кареты и дилижансы не потеснили ямщиков. Петербургский тракт был дорогой загруженной. Обозы, тройки, кибитки-сидейки и телеги-скоровозы выстраивались вереницей перед шлагбаумом.

Через Тверскую заставу возвращались в столицу воинские части русской армии. В XVIII веке в России, как и в Европе, утвердилась античная традиция ставить триумфальные арки для встречи победителей. Впервые такие ворота появились на Триумфальной площади — на пересечении Тверской улицы и Садового кольца была старая граница города. Триумфальную арку у Тверских ворот построили в 1814 году для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над Наполеоном. Сначала арка была деревянная, а в 1834 году ее заменили новой, из камня и чугуна, с шестеркой коней в колеснице Славы, венчающей грандиозное сооружение, выполненное по проекту знаменитого архитектора О.И.Бове. Площадь сразу приобрела необыкновенно парадный вид, и ее стали называть площадью Новых Триумфальных Ворот. В 1936 году, в ходе реконструкции площади, Триумфальные ворота разобрали (с 1968 года они стоят у Поклонной горы), и до 1990 года площадь именовали площадью Белорусского вокзала.

Вокзал открылся в 1870 году, он был шестым в столице. Первоначально он назывался Смоленским, когда железную дорогу продлили до Бреста — Брестским, а когда старое здание вокзала было перестроено по проекту архитектора И.И. Струкова в нынешнее — его наименовали Александровским. Белорусским он стал только в мае1936 года.

Развитие транспорта постоянно изменяло облик площади. В 1872 году здесь появилась конка, в 1899 пошел электрический трамвай и на площади образовался трамвайный круг. В 1904 году началось строительство моста-путепровода через железную дорогу. Для этого проекта Иван Иванович Струков изучил самые известные в мире и лучшие на то время аналогичные сооружения. Он выбрал романтический образ — мост с декоративными башенками, газовыми фонарями, кованым ограждением и выразительной гранитной облицовкой стал настоящим украшением площади.

К тому времени уже были снесены все укрепления Камер-Коллежского вала, на освободившейся территории строили доходные дома, трактиры, лавки, гостиницы. В 1914 году начинается возведение старообрядческого храма Николы Чудотворца (архитектор А.М. Гуржиенко). Строительство закончилось в 1921 году, в 1935 храм был закрыт. Богослужения здесь возобновились в 1995 году.

В 1950 году на площади был разбит сквер, в 1951 в нем установили памятник Максиму Горькому (скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская). Бронзовая скульптура изображала писателя с тростью в руках, в распахнутом пальто — прибывшим из Италии на Белорусский вокзал и взволнованным встречей с москвичами, приветствовавшими его возвращение на Родину. В связи с реконструкцией площади в 2008 году памятник перенесли в Парк скульптур у Центрального дома художников.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

К субботе строители сдали основной объём работ у Белорусского вокзала. На площадь вернули памятник Горькому, канализировали движение и запустили хаб с трамваем. Впереди озеленение, установка мебели, остановок и навигации. Напомню, раньше тут было асфальтовое поле. Давайте сравним, что было сделано с уже историческими снимками от весны этого года.

Было

История площади последних 20-30 лет начинается с чуда - её хотели превратить в бетонного монстра, но не стали. До последнего ряд чиновников-градостроителей пробивал здесь , торговлей и парковкой. Благо кризис и сложные подземные коммуникации помешали испортить вид площади и парализовать центр города. В итоге был разработан организации движения с отделением потоков от парковки блоками и хоть какой-то логикой движения:

Через Тверскую, на Лесной улице, был огрызок трамвайной линии с тяни-толкаем. Бывший разворотный круг был застроен бизнес-центром, так что трамвай был своего рода аппендиксом с плохой координацией с другими видами транспорта. От остановки трамвая было идти далеко до метро, автобусов и самого вокзала:

Стало

Не совсем актуальная, но дающая представление схема новой площади:

Общественное пространство по центру. Установить уличную мебель не успели, а деревья посадят поздней осенью, чтобы они максимально прижились:

Горького вернули из Музеона, куда его убрали с площади в 2000х. Историческая справедливость в действии:

Ещё были восстановлены оригинальные фонари путепровода через железную дорогу. Это дико круто:

История умалчивает, когда и куда точно они пропали, но последние годы опоры стояли голыми. Раньше я даже не знал, что когда-то тут были фонари...

Вокруг Горького сделали разворотное кольцо, что позволило запустить нормальный подвижной состав. Отстой трамвая было принято убрать из проекта - так пропал второй путь. Решение странное, ведь теперь водители трамвая не могут отдыхать между рейсами или использовать второй путь для соблюдения графика и экстренных ситуаций:

Теперь тут ходят магистральные маршруты трамвая. Площадь позволила подтянуть трамвай к метро, вокзалу и другим остановкам - пересадки стали ближе и удобнее:

Существующие маршруты изменили, а интервалы уменьшили. Крюки 9 маршрута сделаны из-за инфраструктурных ограничений сети, но зато студенты смогут добираться сразу до электричек и трёх станций метро.

Тверскую трамваи проезжают по существующей ранее автомобильной фазе. Так как у нас принято протягивать вылетные магистрали и создавать пробки на пустом месте, то трамваи стоят по несколько минут лишь одном перекрёстке вместе с машинами. Это не дело - надо разбивать фазы и делать смену режимов чаще.

Лесную улицу будут реконструировать в следующем году, но уже сегодня там есть обособление разметкой:

До площади я доехал от Сокольников в выходной день примерно за полчаса. Столько же я бы ехал на метро (-+5 минут). В будний день не тестировал, но в субботу в все сидячие места были заняты:

Новый вид вокзала:

Трамвайная платформа. Забор индивидуальный и откровенно страшный. Хотя типовые конструкции, которые массово ставят по городу, ещё хуже.

Суровый и беспощадный промдизайн. Креатива хватает на зубья Кремля и гербы, хотя обычный забор из хрома смотрелся бы в разы лучше. Вообще это общенациональная проблема городского дизайна - страшные вещи, которые не должны обращать на себя внимание в принципе, пытаются искусственно улучшить и подчеркнуть их убогость. Так появились цветные бордюры, заборы и всякие яркие покрышки.

Горький и Георгий:

Пути выложили типовой бетонной плиткой. Сочетание гранита и бетона:

Смотрится противно, зато выделяет габарит трамвай. Если бы не ограниченные сроки, то лучше всего было бы залить пути .

Пока изменили лишь маршруты трамвая, а автобусы ходят по старым трассам. На самой площади пока нет даже павильонов - под них только оставлены заделы в виде вывода электричества и мест под опоры.

По новой схеме маршруты, которые сегодня разворачиваются под мостом, будут оборачиваться у метро, трамвая и вокзала. То есть пересадки станут значительно ближе для пассажиров экспрессов и магистральных маршрутов. Для А12 и Т18, едущих с Грузинского Вала на Бутырский, остановка вернётся к вокзалу. У Т56 и Т78, которые сейчас ходят до Белорусского вокзала с остановками в километре от вокзала, остановки тоже окажутся прямо на площади.

Потоки для машин канализированы - водители не попадают в асфальтовое поле, где каждый ездит по законам джунглей. За счёт тротуаров и островков безопасности, физическая траектория считывается за секунды, а не повергает водителя в ужас.

Движение стало понятнее и логичнее с сохранением всех поворотов и полос. Хотя многим может показаться, что места стало меньше - раньше границ асфальта не было видно, а теперь они есть.

Тут должен был быть наземный переход через Тверскую по трамвайно-автомобильной фазе. Сходы есть, а перехода нет - что за херня? Неужели кто-то ? Про велопереезд я вообще молчу.

Заезды для такси:

Городская платная парковка:

Непосредственно у вокзала водоотвод спрятали под плиты. Для воды оставили небольшие щели:

Технология не новая и применяется в мире давно, но в Москве подобное видел ранее лишь . С учётом сроков и строительной культуры, много брака:

Щели и разный уровень плит хорошо чувствуется даже с толстой подошвой. Так что ждём работы над ошибками.

Ну и что?

В Москве появился новый хаб. После установки павильонов и запуска Магистрали 2.0 людям должно стать в разы удобнее пользоваться общественным транспортом. При этом в первую очередь это коснётся пассажиров автобусов, а не трамваев. Вангую рост пассажиропотока.

Сам факт появления трамвая в центре говорит о многом. Московский трамвай всё быстрее прощается с образом неудобного ведра с гайками в пользу современного и комфортного транспорта 21 века. Уверен, что в будущем от нового кольца протянут ветку до Сокола и вернут движение трамвая по Ленинградскому проспекту, откуда его варварски убрали ради пары полос движения и убийства района.

Горький и новая площадь хорошо дополнила образ Тверской заставы. С деревьями это станет хорошей общественной зоной в центре города. С учётом большого числа заведений вокруг, было бы круто сделать уличные веранды для очеловечивания пространства - местные жители и работники наверняка оценят такое.

Для читателей из регионов хочу отметить, что проект крут в первую очередь за счёт планирования и зонирования. Дорогой гранит можно заменить на асфальт или бетонную плитку, создав подобные хабы в городах с небольшим бюджетом.

А ещё можно подписаться в...

На площади находятся Белорусский вокзал , станции метро «Белорусская» Кольцевой линии и «Белорусская» Замоскворецкой линии , Тверской путепровод .

Площадь Тверская Застава

Площадь Тверская Застава. Вид со стороны ул. Лесная
Общая информация
Страна Россия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Тверской
Метро 02 Белорусская ,
05 Белорусская
Прежние названия пл. Новых Триумфальных Ворот, пл. Белорусского Вокзала
Почтовый индекс 125047

Территория площади и фрагменты прилегающих кварталов включены в охранную зону объектов культурного наследия , отдельные здания получили статус памятников .

Происхождение названия

История

В 1814 году на площади строится деревянная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским войсками.

В XIX веке сносятся укрепления Камер-Коллежского вала, около площади строятся дешёвые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах .

В 1914 году на территории примыкающего к площади со стороны Бутырского вала квартала по проекту А. М. Гуржиенко начинается строительство старообрядческого храма .

В 1932 году площадь переименована в площадь Белорусского Вокзала .

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года , под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Были разобраны кордегардии и Триумфальные ворота, последние планировалось вновь установить после завершения реконструкции площади , но сделано этого не было - только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы . В 1945-1946 годах по проекту архитекторов Н. И. Ермолина и И. Л. Ройтенберга был реконструирован Тверской путепровод - под ним устроили сквозной проезд .

В 1950-х годах на месте разобранного строительного квартала был разбит сквер, в центре которого был установлен памятник Максиму Горькому .

В 1990 году площади возвращено название Тверская Застава . Площадь застраивается множеством торговых ларьков.

В 2002 году проводится конкурс на проект реконструкции площади .

В 2007 году началась реконструкция площади, строительство подземного торгового центра и парковки. Инвестор строительства - «Автостоянка Тверская застава», заказчик - «Стройинком К». Объём инвестиций - около 300 млн долларов. Проектировщики - ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова .

В 2011 году проект остановлен. От планов строительства торгового центра решено отказаться . Памятник Горькому перенесен в парк Музеон и был возвращен на свое историческое место лишь 31 июля 2017 года.