Тренинг “Профилактика вредных привычек”. Профилактические игры по наркомании для подростков

Евгения Водопьянова
«А ты против». Деловая игра по профилактике наркомании в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Актуальность :

Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу.

Вывод, к которому пришло абсолютное большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании , но и профилактика этого заболевания . И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий , тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании .

В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально -психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.

В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании , а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи .

Цель :

Повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками . Информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению .

Задачи :

Познакомить воспитанников с психоактивными веществами и последствиями их действия на организм человека и жизнь; Изучить пути распространения ВИЧ-инфекции, её развития в организме человека; Закрепить полученные знания; Закрепить потребность в ведении здорового образа жизни.

Оборудование : презентация для игры, карточки для всех участников игры, жетоны.

Ход мероприятия:

Добрый день! Я рада вас приветствовать на деловой игре «А ты - против , которая посвященная Международному дню борьбы против наркотиков .

Игра состоит из 3 основных туров, в которых вы будете зарабатывать себе жетоны. В финале побеждает тот, у кого большее количество звезд.

А начать нашу игру я хочу с игры «АССОЦИАЦИИ »

Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам игры, со словами «наркомания » , «наркотики » , «зависимость» . А дети отвечают быстро, не раздумывая, что первое приходит на ум.

Большое спасибо за ваше внимание и участие. Теперь приступим к игре.

Правила : Играющим предлагается вопрос и варианты ответов. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. За правильный ответ участник получает жетон.

1 тур «Психоактивные веществ» .

Психоактивные вещества - это вещество, которое при введении в организм человека может изменять поведение, двигательные функции, настроение. Могут быть «легальные» , «нелегальные» .

Задание :

Какие вещества в списке не относятся к нелегальным психоактивным веществам?

1. Набор веществ : сигареты, гашиш, кофе, ЛСД, бензин. (1,2)

2. Набор веществ : чай, героин, клей, крепкие спиртные напитки, экстази. (1,4)

Ответы :

Лишние в списке (легальные наркотики ) : крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

Мы с вами выяснили что к «легальным» психоактивным веществам относятся крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

А к «нелегальным» - гашиш, ЛСД, героин, клей, экстази

Задание :

Найдите соответствие между психоактивными веществами и типами.

Например : Крепкие спиртные напитки – это алкоголь.

Конопля Опиоиды Никотин Галлюциногены Летучие ингалянты

1. К какому типу веществ относятся сигареты (3)

2. К какому типу веществ относится клей (5)

3. К какому типу веществ относится героин (2)

4. К какому типу веществ относится гашиш (1)

5. К какому типу веществ относится ЛСД (4)

2 тур «Последствия употребления психоактивных веществ» .

Выделяют следующие последствия употребления психоактивных веществ (наркотиков ) : социальные , психические, физические, юридические.

Задание : Распределите предложенные вам различные примеры последствий в определенные группы.

1. Финансовые проблемы (1)

2. Воровство (4)

3. Галлюцинации (2)

4. СПИД (3)

5. Конфликты в семье (1)

6. Ранняя смерть (3)

7. Агрессивность (2)

Минута релаксации.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру которая называется «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…» Всем, начиная со взрослых, ведущий кидает мячик со словами «Никто не знает, что я …» , участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру «…очень люблю петь» , «… пеку очень вкусные пироги…» и т. п.

Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть , на этот раз серьезно. Продолжаем нашу игру.

3 тур «Что вы знаете?»

Известно, что наркомания может привести к заражению ВИЧ, который является трудно переносимым вирусом. При каких же условиях это происходит? Когда пользуются люди общими шприцами. Что такое ВИЧ? - вирус иммунодефицита человека. Существуют три основных пути передачи ВИЧ - кровяной, половой, от матери к ребенку

Задание : Перед вами на экране три уровня риска заражения при контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

риск большой риск небольшой риск отсутствует

Вам называются различные жизненные ситуации. Вы должны правильно оценить уровень риска в каждой ситуации.

1. Пользование общественным туалетом. (3)

2. Прикосновение или уход за больным СПИДом. (3)

3. Разрез кожи ножом, которым пользуются другие. (1)

4. Укус комара. (3)

5. Использование общих игл для прокалывания ушей и нанесения татуировок. (1)

6. Использование общих игл для введения лекарственных веществ. (1)

7. Прием пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным лиц (1)

8. Посещение школы с ВИЧ-инфицированным лицом. (3)

Итог : Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет : ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках. И каждый из вас может сказать «А Я – ПРОТИВ »

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды , радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

А сейчас мы с вами подсчитаем сколько жетонов у вас и определим победителя нашей игры. Награждение победителя.

Рефлексия :

1. Какие психоактивные вещества вы знали?

2. Какие последствия употребления (наркотиков ) вы знаете?

3. Что вы знали о ВИЧ и СПИДе?

Э кспериментально уже давно было доказано, что развитие личностных ресурсов и навыков решения проблем не только помогает подросткам успешно реализовать себя в жизни, но способствует осмысленному поведенческому выбору, позволяет молодым людям не пристраститься к употреблению психоактивных веществ.

    развивать навыки распознавания приемов манипулирования и представлений о способах противостояния манипулятору.

    научить сопротивляться давлению группы, показать, что находиться в меньшинстве – тоже достойная позиция;

    научить принимать на себя ответственность за собственную жизнь;

    формировать устойчивое убеждение, что не употреблять наркотические вещества – хорошо;

    с помощью ролевой игры закрепить различные способы противостояния манипулятору.

Участники:

целевая группа – подростки 15–17 лет.

Ожидаемый результат:

    привлечение внимания подростков к существующей проблеме;

    расширение знаний целевой группы по предложенной тематике;

    формирование чувства ответственности за совершаемые действия.

Примечание. Разработка состоит из нескольких самостоятельных блоков, объединенных общей темой. В зависимости от особенностей целевой группы она может использоваться как полностью, так и частично.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим об одном из видов неконструктивного общения – о манипулировании. Манипуляции стали такой обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы порой даже перестаем их замечать. Каждый из нас попадал в ситуации, когда, принимая решение, мы руководствовались не собственными побуждениями и доводами, а мнением и желаниями окружающих. На нашем занятии мы, во-первых, попробуем разобраться, кто же влияет на нас при принятии решений; во-вторых, понять, что быть не таким, как все, – это достойно; и в-третьих, попытаемся на примерах различных ситуаций научиться сопротивляться давлению окружающих.
Итак, манипуляции – это распространенная форма общения, когда влияние осуществляется исподтишка, для достижения собственных целей, о которых не говорят открыто, а человек воспринимается только как носитель «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, при встрече с сердечным человеком манипулятору важно использовать его доброту для собственной корысти. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, и обычно очень рано. Каждый из нас хоть однажды применил подобный прием общения для достижения желаемого. Каковы же причины подобного поведения?

    Недоверие: человек не доверяет себе и считает, что решение его проблем – в руках других, однако и другим он доверяет не полностью.

    Неопределенность: человеку трудно переносить ситуацию неопределенности, и он стремится преобразовать ее в выгодную для себя.

    Любовь: любовь рассматривается как возможность управлять другим человеком.

    Желание получить одобрение как можно большего числа окружающих. И другие.

1. «Принятие решения»

Инструкция. Сейчас предлагаю составить список факторов, влияющих на вас при принятии решений. Каждый вариант ответа необходимо обосновать. Проранжируйте ваши ответы по степени важности. Варианты ответов записываются на листах.

Предполагаемые варианты ответов: родители, друзья, церковь, ситуация, принадлежность к группе, жизненные ценности.

Примечание для ведущих. При работе необходимо корректировать ход беседы и акцентировать внимание на наиболее значимых факторах, актуальных для конкретной группы.

Ведущий. Мы определились с факторами, влияющими на принятие решения. Попробуем вместе рассмотреть следующую ситуацию.

2. «Незапланированная беременность»

Из группы выбираются четверо учащихся, остальные выступают в роли наблюдателей.
Четверо – это юноша, девушка, будущий ребенок, родитель.

Инструкция. Вы – студент, ваша девушка – ученица 11-го класса; в ближайшее время вы не планировали создавать семью, но выясняется, что девушка беременна. Ваши действия?

Расскажите, какие чувства вы испытываете.

Девушка…

Будущий ребенок…

Родитель…

Наблюдатели…

    Как вы думаете: кто несет больше ответственности за ребенка – мать или отец?

    Какие выводы вы сделали?

Вывод. Несмотря на то что вынашивает и рожает ребенка женщина, ответственность за него несут оба родителя. Оба партнера должны быть достаточно взрослыми, чтобы создать семью и вырастить ребенка. Все дети имеют право быть желанными, а также право на счастливую жизнь.

Примечание для ведущих. При анализе данной ситуации участники должны четко формулировать свои доводы. Добиться этого возможно с помощью уточняющих вопросов, которые задает ведущий.

Ведущий. Скажите: трудно ли вам было принять решение? Влияло ли на принятие решения мнение окружающих? Возникало ли у вас желание оказать сопротивление давлению?

3. «Сопротивление давлению»

Инструкция. Сейчас предлагается несколько ситуаций, и ваша задача – сказать «нет». Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывается давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет»; остальные играют роль ровесников, которые оказывают давление (ребята проигрывают ситуации).

Твой приятель предлагает тебе:

украсть несколько конфет;
прогулять занятия;
убежать из дому;
выпить пива;
покурить;
списать контрольную работу;
сделать кому-нибудь пакость.

Незнакомый взрослый уговаривает тебя:

прогуляться вместе с ним;
выгородить его, сказав кому-то неправду;
купить таблетки или другие лекарства;
не слушаться родителей;
рассказать о себе.

Группа друзей хочет, чтобы:

ты тихо ушел ночью из дому и встретился с ними;
ты украл для них образец контрольной работы;
покурил с ними;
ты попросил своего старшего брата купить им пиво;
ты с ними выпил.

Примечание для ведущих. При проведении этой части занятия возможно исключение или дополнение предложенных вариантов ситуации. При достаточно доверительных отношениях внутри группы можно проанализировать реальные ситуации, произошедшие с подростками.

Ведущий. Спасибо всем за активное участие. Давайте подведем итог: существует множество способов выйти из ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего лица.

Каким же образом можно противостоять давлению?
Привести веские контраргументы.
Быть уверенным в себе.
Неоднократно повторять свою позицию, не вступая в пререкания.
Проявлять хладнокровие.
Спокойно объяснить причины отказа.
Не бояться брать тайм-аут.
Использовать прием бесконечных уточнений. И т.д.

Ведущий. Наверное, любой из нас хотя бы однажды слышал фразу: «Все уже курили (пробовали спиртное, уходили с уроков и т.д.), а ты что?». И зачастую мы боимся при принятии решения поступить не так, как все, или оказаться в меньшинстве. Но так ли это плохо?

4. «Снежинка»

Участники получают по листу бумаги.

Инструкция. Оценки за это упражнение не ставятся. Делая упражнение, никто не должен смотреть на других. Все спокойно выполняют мои инструкции. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение.

Упражнение.

а) Взять листок бумаги.
б) Сложить его вдвое.
в) Оторвать верхний правый угол.
г) Снова сложить бумагу вдвое.
д) Оторвать верхний правый угол.
е) Снова сложить бумагу вдвое.
ж) Оторвать верхний правый угол.
з) Снова сложить бумагу вдвое.
и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

(Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно не обязательно делать.)

к) Развернуть листки бумаги.

Ведущий. Теперь посмотрите вокруг, обратите внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?
Почему листы надорваны так по-разному?
Если какие-то участники надорвали бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?
Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как и мы? Приведите примеры.
Каким бы стал мир, если бы все видели всё совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод. Хотя и существуют разные точки зрения, ни одна из них не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют однозначного, единственного ответа. А многие задачи гораздо проще решать, если действовать сообща.

Примечание для ведущих. При проведении данного упражнения необходимо соблюдать инструкцию. Если кто-либо задаст какой-то вопрос, ответьте: «Делайте так, как считаете нужным».

5. «Лабиринт»

Перед вами таблицы, в которых зашифрованы различные фразы. Ваша задача – их прочесть.

Примечание:

– буквы, выделенные курсивом, не участвуют в построении фразы;
– фразы начинаются с букв в сером квадратике.

№ 1. Жизнь прекрасна, живи и действуй с умом!
№ 2. Береги здоровье смолоду (–) ты живешь только один раз.
№ 3. Пьянство (–) добровольное сумасшествие.
№ 4. Спасибо всем.

Примечание для ведущих. При проведении упражнения необходимо фиксировать моменты манипуляции (давление лидера группы), а также оценить способность группы выполнять совместную деятельность. По окончании следует подвести итог.

6. «Ликование»

Инструкция. В древние времена у славян был обычай – выражать доверие ликованием. Воины обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались. И воины прижимались щекой к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, брони на груди и спине, шлема на голове. У вас есть 3 минуты «обликовать» каждого, присутствующего в комнате.

Примечание для ведущих. Упражнение направлено на снятие напряжения.

Ведущий. Сегодня наше занятие мы посвятили важной теме. Надеюсь, что теперь каждый из вас сможет увидеть, когда вами пытаются манипулировать, а навыки, полученные во время совместной работы, помогут принять верное решение в любой ситуации.

Игра по станциям «Мир без наркотиков»

Команды по классам собираются в актовом зале. Получают маршрутные листы. И отправляются по станциям - выполнять задания. Потом все вместе снова собираются в актовом зале, где подводится итог игры.

-«Плакат»

~ «Кричалки»

- «Живая скульптура»

- «Письмо другу»

- «Аргументы»

~ «Блеф-клуб»

~«Закон и наркотики»

-«Горячий мяч

Станция «Блеф-клуб»

Материалы : карточки с вопросами,

Процедура : На станции ведущий. Ве­дущий задает всем командам одинаковые вопросы. За каждый правильный ответ коман­да получает приз.

Система оценки: количество баллов соответствует количеству правильных ответов. Максимум - 16 баллов.

Варианты вопросов: Верите ли вы, что:

- Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрос­ти духа (нет)?

Алкоголь - это депрессант, он угнетает дея­тельность головного и спинного мозга?

- Зависимость от наркотиков - это просто состояние души (нет).

Зависимость от наркотиков - реальна, она бы­вает одновременно физической и эмоциональной.

- Если, выпив, вести машину небезопасно, то, накурившись марихуаны, вести машину вполне возможно (нет).

Исследования показывают, что навыки управ­ления автомобилем ухудшаются на период 4-6 часов после выкуривания одной сигареты с марихуаной, есть авторы, которые утверждают, что пик нарушения приходится на момент, ког­да исчезают первые признаки «охмурения».

- Впервые пробуя наркотики, подростки обычно достают их у незнакомых людей, ко­торые старше их (нет)

Обычно молодые люди, которые впервые про­буют наркотики, получают их от своих друзей.

Если вы хотите протрезветь, то чашка го­рячего свежего черного кофе, свежий воздух или холодный душ помогут вам (нет)

Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не ме­няется, и, следовательно, скорость реакции, вни­мание и поведение будут, как у пьяного человека.

~ Опьянение от пива легче, чем опьянение от водки (нет)

Пиво, вино и крепкие спиртные напитки - все содержат алкоголь, и, следовательно, эффект один и тот же.

- Марихуана помогает увеличить творчес­кий потенциал и стимулирует учебу (нет).

Марихуана ухудшает способность курильщика сосредоточивать внимание, поэтому она ме­шает учебе.

Любой наркотик, включая алкоголь, который употребляет беременная женщина, проникает через плаценту в плод.

- Люди не умирают от алкогольного отрав­ления (нет).

Люди умирают от чрезмерной доли алкоголя.

- Марихуана вызывает привыкание (да).

Марихуана - это наркотик, который вызывает привыкание.

~ Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции (да).

Следы употребления марихуаны могут быть обнаружены в организме в течение одной не­дели после выкуривания одной сигареты

~ Подростки, которые начинают пить алко­голь до 15 лет, подвергаются в два раза большему риску начать употребление нар­котиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым (да).

Исследования показывают, что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвержен большему риску столкнуться с проблемой наркомании.

Если людям нравиться само состояние опьянения, то существует большая вероят­ность того, что они станут алкоголиками (да).

Человек, не чувствующий опасности, не подготовлен к принятию правильного решения

- Для того, чтобы согреться, можно принять рюмку алкоголя (нет).

Употребление рюмки алкоголя взывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи, хотя это создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым вызывая переохлаждение тела.

Станция «Плакат»

Материалы: толстые фломастеры трех цветов

Красный, синий, зеленый, черный фломастер может использоваться вместо одного из основных цветов, листы бумаги по 0,5 ватманского листа, столы, желательны стулья.

Процедура: задание выполняется в 2 этапа

1.Каждой команде предлагается придумать и нарисовать плакат антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следу­ющие требования: использовать только три цвета; не изображать атрибуты, имеющие от­ношение к употреблению наркотических средств (шприцы, иглы, таблетки и т. д.).

Время: 10 мин..

Критерии: оценивается идея, воплощение (эс­тетичность), защита (оригинальность, понятность], учитывается массовость при выполне­нии задания. Оценку ставят ведущие.

Станция «Кричалки»

1. Командам дается задание придумать нес­колько речевок или коротких стишков (не более 4 строчек, рифма желательна) антинаркоти­ческого содержания.

Время: 10 минут.

2.Придуманные «кричалки» нужно произнести всей командой хором. Команды исполняют это по очереди, как бы соревнуясь друг с другом.

Время: 4 минуты

Система оценки: оценивается количество ре­чевок, содержание, возможность хорового воспроизведения. Баллы начисляют за коли­чество, добавляя по 0,5 балла за соответствие двум остальным критериям. Оценку осущест­вляют ведущие.

Станция «Живая скульптура»

Материалы: не требуются Процедура: 3 этапа

1. Каждой команде предлагается придумать скульптуру, дискредитирующую образ жизни, связанный с употреблением наркотиков, или символизирующую жизнь без наркотиков. Время: 5 минут.

2. Непосредственное воплощение - показ скульптуры другой команде и ведущим.

3. Защита проекта.

Время: по 4 минуты на команду.

Система оценки: 5-балльная, максимум -5 баллов.

Критерии: массовость, артистизм, оригиналь­ность идеи, убедительность защиты.

Станция «Письмо другу»

Процедура: участников просят сесть за столы и за 10-12 минут подумать и записать свои размышления на тему: «Я и наркотик. Это ре­ально?» Форма сочинения может быть любая "например, в форме письма близкому другу). Необходимо объяснить участникам, что их за­писи анонимны и не будут оцениваться в игре. Можно сказать участникам, что лучшие (самые искренние) сочинения будут включены в книгу для подростков и т. д. Кроме того, это поможет взрослым узнать их реальное, а не «правиль­ное», «плакатное» отношение к наркотикам. Система оценки: письма не оцениваются.

Станция «Аргументы»

Материалы: не нужны. Процедура: проводится в 2 этапа.

1.Командам предлагается в течение 1-2 ми­нут придумать и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления наркотиков.

2.Команды располагаются друг напротив дру­га, договариваются об очередности - кто нач­нет первым. Далее задание выполняется сле­дующим образом: 1 участник одной команды называет один довод, после этого свой довод приводит участник противоположной команды и т. д. Доводы не должны повторяться, жела­тельно, чтобы высказалось как можно больше
участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.
Система оценки: оценивается количество приведенных доводов, а также добавляются призовые баллы за массовость (чем большее число участников называло причины «неупотребления», тем выше балл).

Если участники выполнили задание слишком быстро, можно попросить проигравшую команду придумать и провести интересную игру для всех, прямо сейчас, или что-нибудь другое (на усмотрение ведущих). При этом добавить балл: проигравшим - за интересную выдумку, и победившим в ходе проведенной игры.

Станция «Горячий мяч»

Материалы: 2 мяча. Процедура: проводится в 2 этапа. Команды встают каждая в свой круг

Ведущий объясняет правила:

- «Сейчас у вас есть время - 5 минут - для того, чтобы обсудить, кто или что может защитить подростка от употребления наркотиков, а также каким образом он сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть вопросы, ведущий отвечает на них.

Каждая команда получает по мячу. Ведущий го­ворит «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго держать в руках, так как можно об­жечься. Сейчас вы будете перекидывать друг дру­гу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы долж­ны быстро назвать одну из причин, защищающих подростка от наркотиков, например (приводит), а затем также быстро перекинуть его любому игро­ку. Человек, который замешкался, или совсем ни­чего не сказал, выбывает из игры. Ваша задача сохранить как можно больше членов команды,
действуя максимально быстро. Вопросы?» Выигравшей считается команда, где осталось большее количество игроков. Ведущий также следит за тем, чтобы ребята не повторяли одну и ту же причину «защиты».

Система оценки: количество оставшихся игроков и призовой балл команде, которая играла с мячом дольше.

Пережогин Л. О., Крюковский С. В.
Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского

Пояснительная записка.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости сегодня разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий - долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь - среди молодежи.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый нами план тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Тренинг рассчитан на 8 часов работы, большую группу - 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения "на равных" с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать "Нет наркотикам"; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты: группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков, если же приходится работать с разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав; состав группы - 20 подростков; тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком; необходимо предусмотреть наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру; тренинг направлен на работу с группой социально неблагополучных детей, не являющихся наркоманами; в случае, если тренинг проводится в рамках закрытого учреждения (ЦВИНПа, спецшколы и т.д.) необходимо позаботиться о соблюдении порядка; время работы группы рассчитано с 9-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед.

Тренинг апробирован на группе социально-неблагополучных подростков в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.

План-конспект.

Введение. (30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы. (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка уровня информированности. (40 мин)

Ведущий просит группу ответить на вопросы: (1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе? (2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? (3) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой? (4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи? (5) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли? (6) знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

1. Игра "Спорные утверждения" (2 часа)

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

"Совершенно согласен"

"Согласен, но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

    Наркомания - это преступление.

    Лёгкие наркотики безвредны.

    Наркотики повышают творческий потенциал.

    Наркомания это болезнь.

    У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

    Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

    Наркомания излечима.

    Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

    Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

    Наркоман может умереть от СПИДа.

    Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

    По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

    Наркоман может умереть от передозировки.

    Продажа наркотиков не преследуется законом.

    Наркомания не излечима.

    Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.

    Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

    Наркоманы - это не люди.

    Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

2. Оценка усталости (15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

3. Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

4. Игра "Ассоциации". (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

5. Игра "Словесный портрет" (30 мин)

Группа при помощи жеребьёвки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе даётся задание описать наркомана.

6. Ролевая игра "Семья". (45 мин)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

7. Игра "Марионетки". (30 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

    Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

    Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

    Хотелось ли что-либо сделать самому?

8. Игра "Отказ". (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Предлагаемый тренинг профилактики наркомании проводится после просмотра фильма "Все что надо - любовь". Фильм о подростках. А в подростковом возрасте мнение сверстников наиболее важно. Анкетирование учащихся проводится дважды: до просмотра фильма и после.данные анкетирования обсуждаются в ходе тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг профилактики наркомании у детей и подростков

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, только последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным; методом профилактической работы являются тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркомании и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый план тренинга рассчитан на 8 часов работы, большую группу - 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростками.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

1 . Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

  1. Изменение отношения детей к наркомании.
  2. Умение сказать «Нет наркотикам».

4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты: состав группы – не более 20 подростков (оптимальный -12-15); группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков.

План тренинга

Знакомство .

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий; рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджи для всех участников в которые вписываются их имени). Так же участники рассказывают о своем отношении к поставленной проблеме и опыте приема наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы

Предлагаются готовые правила на карточках. Все участники тренинга зачитывают правила по очереди и должны согласиться или не согласиться в принятии данного правила. Но выбрать нужно не более 5.

Уважать друг друга

Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не прерывает говорящего.

Можно отказаться от чего-либо, если чувствуешь неудобство

Не давать оценок другим участникам.

Критикуя - предлагай

Не опаздывать

Выключать мобильный телефон

Хочешь высказаться подними руку

Вся личная информация, сообщенная на тренинге, является закрытой.

Не ругаться

Важно проследить, чтобы в списке остались только пять основных правил, способствующих созданию доброжелательной и творческой обстановки.

  1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников
    не перебивает говорящего товарища;
  2. Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему
    позволяет ведущий;
  3. Критикуя - предлагай;
  4. Не давать оценок другим участникам;
  5. Вся личная информация, сообщённая на тренинге, является закрытой.

По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Ведущий говорит несколько слов о просмотре видеофильма «Все что надо любовь». Приводит данные анкетирования проведенного до просмотра фильма и после.

Оценка уровня информированности.

Ведущий задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании.

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
  2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
  5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
    6) Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

Игра «Спорные утверждения».

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:

«Согласен».

«Не согласен».

«Не знаю, не уверен»

Эти листы прикрепляются по трем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Выслушав мнения участников ведущий, в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свое мнение.

Примеры спорных утверждений:

  1. Легкие наркотики безвредны.
  2. Наркотики повышают творческий потенциал.
  3. Наркомания - это болезнь.
  4. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  6. Наркомания излечима.

7 Многие подростки начинают употребление наркотиков компанию.

8.Зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.

9Наркоман может умереть от передозировки.

10.Продажа наркотиков преследуется законом.

Оценка усталости

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

Игра «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Дается задание: «назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - «наркотики», «наркомания», «зависимость».

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

Игра «Марионетки»

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» -перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?

Игра «Отказ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  1. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  2. Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
  3. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.


Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

«Вверх по радуге»

Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами.

«Важно»

Ведущий предлагает по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый может говорить минуту или просто сказать несколько слов.

Заметка для ведущего. «Важно» проводится на каждом занятии. Это является абсолютно необходимым элементом. Каждый из участников имеет право высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Важно поощрять ребят в откровенном высказывании своих чувств и мнений относительно того, что они слышали и делали.

Ведущий. У нас всех есть свои желания, которые обязательно должны сбыться. Давайте сейчас каждый про себя загадает свое желание, затем одновременно все поднимем руки вверх со словами «до свидания - МЫ».