Тема поэта и Родины в лирике А. Ахматовой (Ахматова Анна). Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой


Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахмаᴛᴏʙой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия.
Также Анна Ахмаᴛᴏʙа не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то раᴛᴏʙал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью.
У Ахмаᴛᴏʙой это получалось, ᴨᴏᴛому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахмаᴛᴏʙа утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не её решение остаться, а то, что остаться для неё было равносильно самоубийству – либо в физическом, либо в профессиональном плане.
Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством. Ведь Ахмаᴛᴏʙа слышала не только голос любовного чувства

В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, ᴨᴏᴛому что для неё страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил её судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахмаᴛᴏʙа считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были её близкие друзья. По этой причине Ахмаᴛᴏʙой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в её произведениях тема лирика и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение.
Но среди народа, который олицетворял для Ахмаᴛᴏʙой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого лирика была привита Ахмаᴛᴏʙой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. По этой причине в творчестве Ахмаᴛᴏʙой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину:
Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою.
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,-
И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою
Очертанья живые моих царскосельских садов.
Ахмаᴛᴏʙа любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для неё мучительно невыносимой, даже когда аресᴛᴏʙывали её сына и мужа, когда она часами стояла у Кресᴛᴏʙ, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда её исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда её не печатали и старались забыть. По этой причине так горестен образ родины, противопоставленный иной стᴘẚʜᴇ, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»:
Нежило мне тело море синее.
Звонко, звонко пели птицы томные.
А в родной стᴘẚʜᴇ от ласки инея
Поседели сразу косы темные.
Ахмаᴛᴏʙа не сомневалась в своем предназначении, ᴨᴏᴛому так обширна в её творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии – облегчать и одухотворять жизнь народа, ᴨᴏᴛому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и ᴨᴏᴛому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от её внутреннего мира. Потому она не уезжала, ᴨᴏᴛому любовалась каждым днем, ᴨᴏᴛому так много её стихов о России.
Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахмаᴛᴏʙа была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину:
Дома, дома – ужели дома!
Как все новее и как знакомо,
И такая в сердце истома, сладко кружится голова…

Страница 1 из 1



Общая тема стихотворений «Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк»

Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя помочь, Убит!... к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты. В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта – скорбь и гнев. Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта....


Что такое любовь, или как написать сочинение по любовной лирике

Наверное, каждый из вас знает, что такое любовь? Это и искренняя радость при встрече, и слезы печали при расставании. А главное, это единство душ, когда каждый из влюбленных ощущает себя лишь частичкой, когда не может и минуты прожить без любимого. Ощущаю, что сейчас вы скажете, что такая любовь бывает разве что в кино и в сентиментальных романах прошлого столетия. А теперь все иначе: встретились, понравились, пожили вместе, надоели друг другу - разбежались. Современная жизнь! Но это не совсем верно. Конечно же, бывает и так: встретились - а через неделю уже и не помнят, как кого зовут. Но бывает и совсем другое. Если не верите, почитайте классику. Одними из лучших образцов любовной лирики поэтов-классиков новейшей украинской литературы, безусловно, являются стихи о любви Максима Рыльского и Владимира Сосюры. Например, стихотворение В. Сосюры «Так никто не любил». Поэт смело говорит о беспредельности своих чувств, говорит с пафосом: «Эй, вы, зори ясные!.. Тихий месяц мой!.. Где вы видели большую любовь?.. Я для нее сорву Орион золотой...». Воспоминания о встречах и разлуках - это волнительные страницы жизни каждого человека. Одну из таких страниц раскрывает Сосюра в стихотворении «Когда поезд в даль загрохочет...» Ведь каждому приходилось или придется что-то подобно пережить: «Дни прошли... Отлетела тревога... Лишь любовь, как в сердце штык... Ты давно уже жена другого, я же - известный украинский поэт». Вам надо так написать свое произведение, чтобы оно брало за душу, чтобы те прозаические строки, которые вы будете «вставлять» между стихотворениями, были не плохими, что бы это не были обычные фразы. Найдите какие-то другие слова, вы должны петь вместе с Сосюрой: «Сладко плачут в садах соловьи, Так, как и всегда, неизменно... У тебя и губы, и брови твои, Как у моей Украины...»....


Урок. твоя родина, твоя рідня, твій рід

Мета: Дати дітям елементарні уявлення про сім’ю як об’єднання рідних людей, пояснити поняття: Рід, родина, рідня; Вчити називати членів сім’ї, їхні імена; познайомити з сімейними реліквіями, сімейним календарем; розвивати інтерес до історії свого роду, до ведення сімейних альбомів; вчити дітей розпізнавати позитивні вчинки, які схвалюють у сім’ї і ті, що можуть засмучувати рідних; прищеплювати шанобливе ставлення до старших і хворих членів сім’ї; виховувати гуманність, гордість за свій рід. Хід уроку...


Поэтические образы в стихотворениях Малышко

Историзм оказался в поэзии 30-х годов не только в обращении к еще таким живым в памяти событий революции, гражданской войны, коллективизации, которые стали определяющими периодами в истории нашего народа, но и в самом подходе к изображению действительности. Герой в них был соотнесенный с историческими приметами того времени. Со всей полнотой отмечены тенденции оказались в раннем творчестве А.Малышко. В сборнике «Лирика», в стихотворениях о героях гражданской войны, как и труженики - своих современников, Малышко выступает как поэт-реалист, мастер точной портретной и психологической характеристики....


Особенности художественного выражения человеческого чувства в любовной лирике В. Сосюры

Искренность, задушевность, яркая, эмоциональная воодушевленная образность, обращение к ярчайшим человеческим чувствам - основные черты поэтического наследия В. Сосюры, которого справедливо называют одним из тончайших лириков украинской литературы XX столетия. Кажется, каждый знает эти вдохновенные строки: «Так никто не любил. Через тысячи лет лишь приходит подобная любовь. В день такой расцветает весна на земле...». Поэт создает волнительную гамму человеческих чувств, рожденных любовью. Поэтическая гипербола первых двух строк становится камертоном всей поэзии, в которой В. Сосюра в народно-песенном ключе воспевает чистое чувство любви: расцветает весна, просыпается земля, все живет в то время, когда рождается любовь. Образ весны созвучный образу любимой со счастливыми глазами, которые беспокоят и западают в душу лирического героя, способного - от волнительных чувств - сорвать для нее «Орион золотой». Об обворожительности и неповторимой красоте первой любви говорит поэт в стихотворении «Когда поезд в даль загрохочет...». Лирический герой окрылен, преисполнен животворным теплом, которое дарит ему любимая. В стихотворение художник вплетает конкретику того времени - «тревожную жизнь, темные башни на фоне зари», «...и враг - на нашем пути». Лирический герой идет на фронт защищать родную землю, свою любимую, возвращается домой, где его ждет горькое разочарование - измена. Сравнением «лишь любовь, как в сердце штык...» поэт образно воссоздает душевное состояние своего героя: пережитую радость первой любви и остроту боли за растоптанное чувство, за неверность девушки, которая стала женой другого. Но воспоминание о любви такое яркое, такое незабываемое: «Я бы забыл и образ, и слезы... только бы слушать твой голос и слезинки, твои слезинки печальные целовать». ...


Одно из важнейших мест в лирике А.А. Ахматовой занимает тема поэта и Родины. У поэтессы всегда были непростые отношения с советской властью, но, тем не менее, она не бросила свою страну и переносила все трудности жизни вместе с народом. Свое отношение к Родине она выразила во многих своих произведениях таких, как стихотворение «Мне голос был.

Он звал утешно…» и поэма «Реквием».

В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Ахматова ставит вопрос о своей эмиграции из России. Революция принесла не только страдание всему русскому народу, но также принесла горе лично Ахматовой: она голодала вместе со своим маленьким сыном, её муж Гумилёв находился за границей и не мог ей помочь. Недовольные изменениями в стране уже уехали из России. Казалось, единственное спасение для поэтессы – эмиграция:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»

Но для Ахматовой эмиграция – измена Родине. Она предпочла остаться со своим народом и разделить с ним все невзгоды:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А в поэме «Реквием» поэтесса выступает в роли обличительницы существующего государственного строя.

Сюжет произведения описывает страдания матери, сын которой арестован советскими властями. Частично эту поэму можно назвать автобиографичной, ведь сын Ахматовой действительно арестовывался несколько раз, а сама Ахматова стояла в очередях в тюрьму:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Горе народа выражается скорбью женщины, потерявшей сына. А Родину поэтесса отождествляется с теми, кто пал жертвой репрессий:

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Ахматова всегда была патриотом своей страны, и поэтому, несмотря на конфликты с властью и тяжелую жизнь, она не бросила свой народ в трудную минуту. Свое творчество она также направляла на благо Родины: показывала лучшие стороны России, поддерживала народ при трудностях, а также обличала недостатки государства.

Обновлено: 2018-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении “Музе” она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества.
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Поэтический дар в стихотворении называется “золотым кольцом”, “первым весенним подарком”, и, наконец, “божьим подарком”. То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую. Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении “Я пришла тебя сменить, сестра…”
На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека поэтом. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И человек становится “как белое знамя”, ” как свет маяка”.
В стихотворении “Уединение” 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел:
Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен…
Поэт, по мнению Ахматовой, по определению оторван от мира и обывателей. В стихотворении используется символ высокой башни (по аналогии с “башней из слоновой кости”), которая создана из камней, брошенных в поэта. Но есть в тяжелой поэтической судьбе положительные стороны: возможность глубже и точнее видеть мир, способность объективно рассматривать события.
… Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голуб ест из рук моих пшеницу…
Кроме того, поэт находится под покровительством высших сил, которые здесь опять представлены образом Музы:
А не дописанную мной страницу – Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука.
Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую должен поэт сыграть в обществе Анна Ахматова выразила в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…” и поэме “Реквием”.
В стихах “Не с теми я, кто бросил землю…” поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Бороться до конца – вот призыв Ахматовой:
.. Мы ни единого удара
Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час…
Поэт, родина и народ неразрывны для Ахматовой. В эпиграф к поэме “Реквием” она выносит важнейшие слова, выражающие ее гражданскую позицию:
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэт должен не только понимать и разделять беды своей страны. Он должен стать голосом народа:
…мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ.
Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия. Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение Read More ......
  2. От странной лирики, где каждый шаг – секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова “Поэт в России больше, чем поэт”, – гласит известное изречение. Возможно, именно этим обусловлено Read More ......
  3. Муза (непременно с большой буквы!) часто появляется в лирике Ахматовой вместе с эпитетом “смуглая”: Муза ушла по дороге Осенней, узкой, крутой, И были смуглые ноги Обрызганы крупной росой… (“Муза ушла по дороге…”) А недописанную мной страницу – Божественно спокойна и Read More ......
  4. Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения Read More ......
  5. Я научила женщин говорить… А. Ахматова. 1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой – “Вечер”. После его выхода критики в один голос поставили эту поэтессу рядом с первыми поэтами России. Read More ......
  6. Муза ушла по дороге… Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну. А. Ахматова Анна Андреевна Ахматова – большой и серьезный поэт, принесшая в литературу “поэтику женских волнений и Read More ......
  7. Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который Read More ......
  8. Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических Read More ......
Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой

Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия.
Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью.
У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не её решение остаться, а то, что остаться для неё было равносильно самоубийству – либо в физическом, либо в профессиональном плане.
Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством. Ведь Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, потому что для неё страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил её судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахматова считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были её близкие друзья. Поэтому Ахматовой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в её произведениях тема поэта и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение.
Но среди народа, который олицетворял для Ахматовой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин. Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого поэта была привита Ахматовой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. Поэтому в творчестве Ахматовой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину:
Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою.
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,-
И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою
Очертанья живые моих царскосельских садов.
Ахматова любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для неё мучительно невыносимой, даже когда арестовывали её сына и мужа, когда она часами стояла у Крестов, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда её исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда её не печатали и старались забыть. Поэтому так горестен образ родины, противопоставленный иной стране, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»:
Нежило мне тело море синее.
Звонко, звонко пели птицы томные.
А в родной стране от ласки инея
Поседели сразу косы темные.
Ахматова не сомневалась в своем предназначении, потому так обширна в её творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии – облегчать и одухотворять жизнь народа, потому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и потому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от её внутреннего мира. Потому она не уезжала, потому любовалась каждым днем, потому так много ее стихов о России.
Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахматова была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину:
Дома, дома – ужели дома!
Как все новее и как знакомо,
И такая в сердце истома, сладко кружится голова….

С течением времени - времени бурь и потрясений в судьбе России - лирика Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обрела высокое гражданское звучание. Это произошло, потому что поэтесса не могла не думать о своей Родине, которую охватили страшные события, не переживать за своих соотечественников, оказавшихся в тяжелом положении. Уже в годы первой мировой войны, которую поэтесса восприняла как национальную трагедию, в ее творчество вошли мотивы самопожертвования и любви к Родине. В стихах сборника «Белая стая», где Ахматова впервые обратилась к теме Родины, ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие трагедии в жизни России .

Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война -- величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач :

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над рябинами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, "чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей". Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год.

Но поэтесса сразу определила для себя главное - быть вместе со своей страной на всех ее путях и перепутьях . Программными в этом отношении следует считать строки:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды.

Россия всегда оставалась для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине - вот в чем Ахматова видела главный гражданский долг. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России. О том, насколько близко воспринимала поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году :

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар…

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Мы видим, что Ахматова на все была готова ради России, лишь бы она сумела преодолеть все трудности, выпавшие на ее долю. В стихах поэтессы все отчетливее стало звучать стремление слиться с народом.

Особенность сборника «Подорожник» заключается в том, что война и революция осмысляются в нем не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Гражданские стихи этой книги, связанные с проблемой нравственного и жизненного выбора, далеки от принятия революции, но при этом в них отсутствует политическая ненависть .

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их глубокой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В данном стихотворении мы отметили лексические особенности текста, в которых А. Ахматова ярко демонстрирует свою любовь и преданность к родной земле. Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм «не внемлю»; слова высокого стиля «растерзание», «изгнанник», «»странник», «ни единого». Много отрицаний: «не с теми я…», «не внемлю», «не дам», «не отклонили», «нет людей бесслезней…». Также нужно отметить отрицательно окрашенную лексику: «бросил», «растерзание», «грубой лести», «жалок …изгнанник», «заключенный,…больной», «темна», «в глухом чаду пожара», «губя». Эти слова отражают отрицательное отношение художника к тем, кто покинул свою Родину. Участь изгнанника представлялась ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитала, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России.

«В годы мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранила веру в свет и тепло грядущих дней России, ощущала связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине. Образ героини ахматовских стихов постепенно становился все более цельным и гармоничным.

Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту "двадцать четвертую драму Шекспира", которую пишет страшное время, "уже мы не в силах читать!" Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь "перед этим горем гнутся горы, не течет великая река".

К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии.

Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит "мы" в военной лирике :

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну -- она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой -- это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:

Как в первый раз я на нее,

На Родину, глядела.

Я знала, это все мое --

Душа мое и тело.

Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, поднявшегося на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда была "там, где мой народ, к несчастью, был" .

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны - своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Ощутив свою жизнь частью народно-национального бытия, поэтесса написала произведения, в которых отразился душевный настрой сражающейся России. Мы видим в них и утверждение силы, воли, мужества народа, и щемящие чувства матерей, жен и сестер русских солдат, а также непоколебимую веру в победу .

В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило отпечаток беспощадное время:

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

(«Меня, как реку…», Ленинград, 1945.)

Ее путь отныне стал иным. Но она не жалела об этом. Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но - она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов соотечественников. И их жизнь оказалась запечатленной в стихах Ахматовой.

Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

(«Постучись кулачком - я открою», 1942.)

Однако за этой болью - неистребимая вера в победу и бесконечное мужество. Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда - это и ее дети. Высокую задачу своей поэзии Ахматова видела в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена».

Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение «Родная земля» (1961):

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею .

Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово «земля» многозначно и многозначительно. Это и грунт («грязь на калошах»), и родина, и ее символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико-семантических пластов («калоши», «хворая»; «обетованный», «немотствуя») создает впечатление исключительной широты и свободы .

На смену «ужасам войны» пришли картины мирной жизни, и вместе со всеми А. Ахматова радовалась силе и свободе своей страны. Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора. Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг - быть со своим народом, быть его голосом. На протяжении всего своего творчества поэтесса освещала «страшный путь» своего поколения - поколения, вкусившего много страданий .