Связь религии и расовой теорией. История расизма. Географические факты в истории расизма

Школьное учебное пособие изданное в Швеции издательством Gleerups universitetsbokhandel в 1930-х годах.

Расовая теория или расология - эти термины, которые используются в России. Термин расология, введён публицистом В. Б. Авдеевым. (По его мнению расология тождественна нордицизму.)
Scientific racism - „научный расизм“ используется в английской литературе, а вот расовая биология (rasbiologi) — это термин принятый в Швеции.

Это не только разные названия одной дисциплины, но разнятся сами теории и концепции, на которых она основывается. Единственно, что их объединяет, это убеждения в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.
Расология своими корнями уходит во времена древнего Рима и древней Греции.
В V веке до н. э. у Гиппократа в трактате «О воздухах, водах и местностях» содержались мысли, что чёрные люди трусы, а белые люди мужественные борцы.
Древнеримский писатель Витрувий (70-25 гг. до н.э.) уже писал прямым текстом: «...расы, ближайшие к южной половине оси, менее рослые, со смуглыми лицами, вьющимися волосами, чёрными глазами, и немногокровные из-за солнца. Скудность крови делает их робкими для сопротивлению мечу... С другой стороны мужчины родившиеся в странах с холодным климатом действительно готовы встретить разящее оружие с большой отвагой и без какой-либо боязливости.»
Первым учёным, кто стал исследовать расы был английский ученый Robert Boyle/Роберт Бойль (1627-1691).
Известный французский философ-просветитель XVIII века Voltaire/Вольтер (1694-1778), высказывался следующим образом: «Как хороши берега Южного моря, и как мерзостны его обитатели! Это просто звери. Чем больше природа делает для нас, тем меньше мы делаем для нее. Здешние племена ничего не умеют. Когда глядишь на них, так и напрашивается вопрос - кто от кого произошел: они от обезьяны или обезьяны от них? Наши мудрецы учат, что человек - подобие божие! Хорошенькое, однако, подобие Предвечного: нос приплюснут, ума вовсе или почти никакого! Конечно, наступит пора, когда эти животные научатся возделывать землю, украсят ее зданиями и садами, постигнут движения светил, но на это нужно время.»
Первопроходцем в исследовании биологических признаков, определяющих расу человека, стал шведский ученый Carl von Linné/Карл фон Линней (1707- 1778).
Физиономические характеристики рас по Карлу Линнею:
1. Americanus: красный, холерик, справедливый; чёрные, прямые, густые волосы; упрямый, ревностный, свободный; рисующий себя красными линиями, и живущий согласно обычаям.
2. Europeanus: белый, сангвиник, необузданный; с пышными длинными волосами; голубые глаза; обходительный, проницательный, изобретательный; одет в плотную одежду; живёт согласно обрядам.
3. Asiaticus: жёлтый, меланхолик, жёсткий; чёрные волосы, тёмные глаза; суровый, надменный, жадный; одет в свободную одежду; живёт согласно убеждениям.

4. Afer, или Africanus: чёрный, флегматик, небрежный; чёрные, вьющиеся волосы; шелковистая кожа, приплюснутый нос, пухлые губы; женщины без стыда; молочные железы дают молоко в изобилии; ловкий, коварный, беспечный; намазывающий себя жиром; живёт согласно воле.

5. Monstrosus — мифические люди. В подвиды были включены: а) «четвероногий, бессловесный, волосатый» - дикий человек“ (лат. Homo feralis); б) звероподобный „гессенский одичавший мальчик“ (лат. Juvenis lupinus hessensis); в) „ганноверский мальчик“ (лат. Juvenis hannoveranus); г) „одичавшая девочка из Шампани“ (лат. Puella campanica); д) подвижный, но слабонервный „чудовищный человек“ (лат. Homo monstrosus): патагонские гиганты, альпийские гномы и монорхические готтентоты.
Карл фон Линней считал, что его собственная культура самая лучшая, но не смотря на это, его классификация человеческих разновидностей не была расистской. Вообще то, он никогда не выступал как расист и не использовал слово „раса“ (оно было введено в обиход позднее одним из его оппонентов).
"Ras" — арабское слово, которое означает «голова» или «наконечник».
Немецкий философ Immanuel Kant /Иммануил Кант (1724-1804) написал труд «О различных человеческих расах», в нем он выделил четыре основные расы: белые, чёрные, калмыки и индостанцы и дал им характеристику: «Жёлтые индейцы обладают скудным талантом. Негры значительно ниже них, а самом низу находятся некоторые части америкианских народов».
Во второй половины XIX века расовые теории глубоко проникли в общество, популяризаторами её стали немецкий композитор Richard Wagner/Рихард Вагнер и немецкий мыслитель и философ Friedrich Nietzsche/Фридрих Ницше.
В 1909 году, в Швеции было создано Сообщество Расовой гигиены, но об этом в другой раз.

Расовые теории в широком понимании представляют собой антропологические, социологические или культурологические системы, в основе которых лежит допущение о том, что фенотипические (внешний вид), психологические, физиологические и иные биологические особенности людей, указывающие на их общее происхождение (расу), напрямую и ощутимо влияют на структуру обществ, которые создаются этими людьми. Расовые теории, таким образом, основаны на утверждении прямой связи между биологическим и социологическим факторами в понимании общества и этноса. Эту связь и пытаются описать и обосновать расовые теории.
С.М. Широкогоров так характеризует разновидности расовых теорий: «В Новое время натуралист КарлЛинней (1707- 1778) разделил всех людей на три типа: «дикий человек» - «homo ferns», к которому были отнесены преимущественно случаи одичания и превращения в животное состояние оставленных без человеческого воспитания детей; «уродливый человек» - «homo monstruosus», к которому были отнесены микроцефалы и другие патологические случаи и «прямоходящий человек» - «homo diurnus», в который входят четыре расы, а именно: американская, европейская, азиатская и африканская, различаемых рядом физических особенностей. Линней указывает также и на признаки этнографические. По его мнению, американцы управляются обычаями, европейцы - законами, азиаты - мнениями, а африканцы- произволом. (...)
В конце XVIII столетья Иоганн Фридрих Блюменбах (1752-1840) построил совершенно самостоятельную классификацию, основывая ее на цвете волос, кожи и форме черепа. Блюменбах насчитывает пять рас, а именно: Кавказская раса - белая, с круглой головой, живет в Северной Америке, Европе и в Азии до пустыни Гоби; Монгольская раса - имеет квадратной формы головы, черные волосы, желтый цвет лица, косые глаза и живет в Азии, кроме Малайского архипелага; Эфиопская раса - черная, со сплющенной головой, населяет Африку; Американская раса - с кожей медного цвета и деформированной головой, и, наконец; Малайская раса - имеет каштановые волосы и умеренно круглую голову. Эту классификацию следует рассматривать как чисто антропологическую, соматическую.
Фр. Миллер ввел в свою классификацию в качестве признака и язык. Он полагает, что цвет волос и язык являются самыми устойчивыми признаками, которые могут послужить основой для подразделения людей на расы, и устанавливает, что существуют: Пучковолосые - готтентоты, бушмены, папуасы; Руноволосые - африканцы, негры, кафры; Прямоволосые - австралийцы, американцы, монголы и Кудреволосые - средиземцы.
Эти расы в общей сложности дают еще 12 групп.

Опуская другие классификации, как например, Шиллера, Вайтиа, Геккеля, признававшего 4 рода и 34 расы, Кольмана, признававшего 6 рас и 18 разновидностей, и других, я укажу еще, как наиболее оригинальную попытку, классификацию Деникера, который установил 13 рас и 29 групп, основываясь, подобно ботанику, как он сам говорит о своем методе, на всех антропологических признаках. Наконец, профессор Ивановский установил уже 41 группу».
Расизм
Расовые теории не всегда, но довольно часто выливаются в расизм, который является их крайним выражением.
Расизм - теория утверждающая, что индивидуальные свойства человека и специфика социального устройства в значительной (подчас, решающий) мере определяются фактом их расовой принадлежности. Выстраивающаяся на этом основании иерархия рас подразделяет их на высшие и низшие. Тезис о неравенстве рас является основным признаком расизма.
Впервые теоретически оформить расовую теорию попытался французский социолог Жозеф Артур де Гобино (1816 - 1882) вкниге «Эссе о неравенстве человеческих рас». В четырех томах этого объемного труда Гобино обобщает огромный массив данных, куда включает и собственные наблюдения и исследования. На основании этого выдвигает гипотеза, что три расы - белая, черная и желтая - обнаруживают ярко выраженные (врожденные, по Г обино) склонности, навыки, приоритеты и социальные установки, структурированные различным образом. Белые отличаются рациональностью, склонностью к упорядочиванию систем, интересом к технике. Желтые созерцательны и неторопливы. Черные - хаотичны и анархичны, но талантливы в музыке, танцах, пластике.
Вопреки общепринятому мнению, Гобино не иерархизирует расы, а неравенство понимает как различие преобладающих у каждой из них социологических паттернов. Клод Леви-Стросс, один из самых авторитетных и основательных противников расизма, в книге «Раса и история» уточняет, что не следует путать идеи самого Г обино с теми выводами, которые сделали из него расисты.
Неравенство в психологии различных народов замечает социолог и основатель социальной психологии Густав Ле Бон (1841 - 1931). В своей книге «Психологические законы эволюции народов» он, в духе Гобино, отмечает, что различные этносы, народы и расы тяготеют преимущественно к различным сферам деятельности и несут в своей психологии одни установки и наклонности в ущерб другим. Ле Бон замечает, что, будучи предоставленными самим себе, англосаксы, например, быстро выстроят политическую организацию самоуправления, а представители романских народов (испанцы, португальцы или итальянцы) скорее устроят анархию и хаос.
Смысловой переход от констатации «неравенства», понятого как различие, к иерархизации рас происходит у английского социолога Хьюстона Стюарта Чемберлена (1855 - 1927), который является ключевой фигурой в становлении
расизма. В своем главном труде «Основы XIX столетия» Чемберлен описывает свою версию мировой истории, где позитивной силой выступают представители «белой расы» (арийцы»), а им противодействуют «низшие» («цветные») расы. Наибольший вред, по мысли Чемберлена, приносят «арийцам» семитские народы, и в первую очередь, «евреи». Борьба «высших» рас (арийцев) с «низшими» составляет суть истории - как древней, так и современной. Теория Чемберлена является не только расовой, но и расистской, т. к. она основана на признании «низших» и «высших» рас. Эта теория была положена в основу германского национал-социализма и практически стала официальной версией изложения мировой истории в Третьем Рейхе.
Французский социолог Жорж Воше де Аяпуж (1854- 1936) свои расовые теории строит на противопоставлении «долихокефалов» (людей с вытянутым, продолговатым черепом) и брахикефалов (людей с круглым строением черепа): первых он считает «высшими» людьми («арийцами»), а вторых - «низшими». В Европе Воше де Аяпуж выделяет три расы: «Homo Europeus» (этот тип характерен для североевропейских стран, в первую очередь, германского происхождения); «Homo Alpinus» (обитали Центральной Европы); «Homo Mideteraneus» (тип, наиболее распространенный в Средиземноморье).
В. де Ляпуж выстраивают между ними иерархию, считаю, что Homo Europeus является «чистым» расовым типом, a Homo Mideteraneus - смешанным с другими неевропейскими расами и, следовательно, низшим. Homo Alpinus представляет собой «промежуточную инстанцию».
В США придать расизму «научный» характер попытался антрополог Мэдисон Грант (1865 - 1937), близкий друг двух американских президентов Теодора Рузвельта и Герберта Гувера. В 1920-е годы Гранту удалось провести несколько законодательных инициатив, ограничивающих иммиграцию в США, и даже способствовать принятию в штате Вирджиния в 1924 году «Акта о Расовой Чистоте», формально запрещающего межрасовые браки.
В своей книге «Исчезновение великой расы» Г рант воспевает «нордическую расу» (под которой он понимает население Северной Европы), которой, по его мнению, США обязаны своим мировым могуществом, и требует введения «евгеники» - специальных правил брачного законодательства, направленных на очищение расы и ее улучшение. Он проповедует принцип «расовой чистоты» и предлагает насильно помещать представителей «низших рас» в гетто, за пределы которых им будет запрещено выходить.
Одним из видных теоретиков расизма, наряду с Воше де Ляпужем и Мэдисоном Г рантом в XX веке был немец X. Ф. Г юнтер (1891 - 1968), который выделял следующую таксономию рас в Европе: нордическая раса; динарская раса;
альпинская раса; средиземноморская раса; западная раса; восточно-балтийская раса (иногда он добавлял к ним фалийскую расу).
Творцами цивилизации Гюнтер считал представителей нордической
расы - высоких, голубоглазых долихоцефалов. Африканцев и азиатов он считал неполноценными. Больше всех выпало на долю евреев, которых Гюнтер относилк «представителям Азии в Европе» и, соответственно, считал главным «расовым противником».
Политико-догматическую версию этих идей, направленную на их практическое применение, изложил в своих работах (в частности, «Миф XX столетия») одиниз идеологов Третьего Рейха Альфред Розенберг (1893- 1946), казненный по решению Нюрнбергского трибунала.
Расизм стал составной частью национал-социалистической идеологии, и реализация расовых принципов повлекла за собой гибель миллионов невинных людей.

Расы - это исторически сложившиеся территориальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также версия, что термин этот связан с итальянским rassa, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониальной политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.

Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации . Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.

Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры - низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.

В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж.А. Гобино печально знаменитой книги «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой - желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту - «арийскую расу». Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.

Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего, для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.

На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс» . Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая - на два, а черная - на три порядка.

В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление . В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, чехов, евреев, цыган и людей других национальностей.

Следует отметить, что указанные расистские «теории» вызвали ответную реакцию и обратное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. В противовес белому расизму их идеологи создали собственные теории о своей расовой исключительности - появились идеи превосходства индейской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами . Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло новое общественное течение «индеанизм» , ставившее своей целью улучшение положения индейцев. Однако от тезиса «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к утверждению о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, т. е. оказались на позиции «индейского расизма». В XX в. сторонники индеанизма уже считали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

В Африке в 60-х годах XX в. после освобождения африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л. Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на «черном расизме» . Первоначально (в 20 - 30-е гг. XX в.) в основе концепции негритюда, направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной «диктатуры» европейской культуры. Начиная с 60-х годов в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение негритюд приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Основанная на анологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, концепция негритюда проповедует идеи об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира».

Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как «готовые люди» широко расселились по Земле. В течение всего этого столь длительного времени отдельные человеческие группы испытывали на себе влияние раз личных природных условий, существующих в разных зонах Земли: солнечного света, температуры, влажности воздуха, пищи и прочего. Это не могло не сказаться на людях, которые в разных географически: областях приобрели различный внешний телесный облик, превратились в особые породы, именуемые расами. Это всем известные негры (черные), монголы (желтые), европейцы (белые), которые, в свою очередь, могут быть разделены на еще более мелкие группы, или антропологические типы. Где-то здесь и начинается история расизма . Основные расовые типы человека (слева направо): монгол, европеец, негр. Господствующие классы использовали расовые различия для обоснования лженаучной теории естественной, биологической неравноценности людей. Сторонники этой теории уверяют, что существуют «высшие» и «низшие», благородные и неблагородные расы, что одни из них состоят из прирожденных господ, имеющих «естественное право» владычествовать, а другие являются рабами «по самой своей природе».

Истории расизма – влияние церкви

Немалый вклад в антинаучную эксплуататорскую теорию о неравенстве человеческих рас сделала церковь . В истории расизма она имеет немалое значение. Несколько веков назад, в начальную пору развития капитализма, европейские торговцы и любители легкой наживы стали проникать в чужие страны, грабить и эксплуатировать «цветные» народы этих стран. Деятельное участие в этом разбое приняли и христианские проповедники – миссионеры . Они и постарались использовать библию в качестве прикрытия и оправдания колониального разбоя. В библии рассказывается, как однажды бог Ягве, разгневавшись на людей, решил наслать на Землю потоп и погубить все живое на Земле. «От человека до скотов и гадов, и птиц небесных истреблю, потому что я раскаиваюсь, что создал их », заявил бог. Из всех людей Ягве решил оставить в живых Ноя, его трех сыновей – Сима, Хама и Яфета – и их жен. Они, таким образом, и являются, как уверяет библия, прародителями всех ныне живущих на Земле людей. И вот отцы церкви стали утверждать, что благочестивый и любимый богом Яфет дал начало белой расе, которая должна господствовать над всеми народами мира. Сим – прародитель желтой расы, а Хам является родоначальником всех темнокожих людей, которые за какие-то прегрешения своего предка должны находиться на положении рабов у белых. Между расистами всех стран, понятно, нет и не может быть полного согласия. Общим для них является только утверждение, что расы неравны между собой . Но когда дело доходит до оценки того или иного определенного народа, незаконно именуемого ими расой, лагерь расистов распадается на враждебные друг, другу направления.

Географические факты в истории расизма

Японские фашисты, например, еще не так давно кричали на весь мир, что именно японцы составляют наиболее благородную расу. Этим они обосновывали свое «право» грабить китайский народ и другие народы Азии и претендовать на господство во всей Азии, а в дальнейшем и во всем мире. Европейские расисты держались и держатся иного мнения, причем и среди них также нет единомыслия. В разное время они выдвигали в качестве претендентов на роль высшей расы то один, то другой народ. Французские расисты отстаивали превосходство своей расы у итальянских расистов, итальянские – у немецких. Последние же настаивали на том, что именно немцы – наивысшая раса и что поэтому они имеют право сидеть на спинах других народов. Даже расисты маленькой Финляндии из кожи лезут вон, чтобы заверить всех, что именно они – избранная раса, призванная распространить свое влияние и власть на весь север Советского Союза, вплоть до Урала. Свежо еще в памяти то время, когда гитлеровцы, договорившись с финскими фашистами, совместно с ними напали на Советский Союз в надежде ликвидировать ненавистный им социалистический строй. Но и после того как рухнули сумасбродные планы японских, итальянских, немецких, финляндских и прочих фашистов, после того как главные военные преступники были осуждены международным судом, расисты все же не угомонились. Теперь громче всех кричат о своем превосходстве английские и, в особенности, американские расисты. Вся американская реакционная буржуазия и ее лжеученые наймиты стремятся доказать, что только они должны установить свою власть над всеми народами и странами мира, потому, мол, что «американский человек – высший тип человека », потому что «американский образ жизни» – наилучший и все обязаны его копировать. Желая как-нибудь прикрыть человеконенавистническую, угнетательскую сущность расизма, его защитники пытаются опереться на данные науки, конечно заранее извращая их. Однако подлинная наука целиком и полностью опровергает расистские измышления о естественном! неравенстве людей, о «высших» и «низших» расах.

Теории происхождения рас человека

Имеется несколько расистских теорий о происхождении рас человека . Согласно одной теории, расы человека произошли от разных пород человекообразных обезьян. Из этого делается вывод, что между ныне существующими расами нет никакой связи, что они кровно неродственны. Далее, сторонники этой теории уверяют, что человеческие расы, происходя от разных животных предков, имеют враждебные друг другу инстинкты, различную одаренность и способности. А раз так, то, стало быть, одни из них осуждены «самой природой» оставаться на уровне дикарей, а другие являются носителями цивилизации и имеют право господствовать над «нецивилизованными» расами и народами. Антинаучность этой теории не нуждается в особом опровержении. Еще , что теория происхождения разных рас от разных предков противоречит эволюционному учению, с которым мы уже ознакомились. Сторонники другой теории заявляют, будто они согласны с учением Дарвина о происхождении всех рас от одного вида человекообразных обезьян. Но процесс эволюции, говорят они, происходил неравномерно в разных странах. В силу этого одни расы ушли дальше от обезьян, другие стоят к ним ближе. Из этого предположения делается такой же реакционный вывод, как и только что изложенный: существуют «высшие» расы, имеющие «естественное право» на господство, и «низшие» расы, которые должны находиться в подчинении у «высших». Имеется ли действительное основание считать, что одни человеческие расы стоят ближе к обезьянам, а другие дальше? Как известно, человекообразные обезьяны имеют относительно длинное туловище и короткие ноги. По этому признаку самой удаленной от обезьяны будет черная раса, так как принадлежащие к этой расе люди имеют наиболее длинные ноги. Для людей характерны развитые (отвернутые наружу) губы, покрытые красной слизистой оболочкой. Таких губ нет ни у одного вида животных, в том числе и у человекообразных обезьян. Наиболее развиты губы у представителей черной расы. Следовательно, и по этому признаку черная раса наиболее удалена от животных. Если же взять цвет кожи, то наиболее резко различаются по окраске люди белой расы и негры, имеющие темно-коричневую, почти черную кожу. Имеется очень много оснований считать, что обезьяньи предки человека имели светло-коричневый оттенок кожи. Следовательно, и черные и белые хотя по-разному, но в одинаковой мере удалены от обезьян. Наконец, если сравнивать степень выступания носа, то по этому признаку наиболее удаленными от обезьян оказываются европейцы и некоторые американские индейцы. Словом, по разным признакам мы имеем различные показатели, и решать на их основе, какая раса высшая, какая низшая, просто нелепо.

Схожесть рас человека

О биологическом единстве человеческих рас говорит тот факт, что между ними невозможно провести какие-либо резкие грани, что не всегда возможно определить, где кончается одна раса и начинается другая. Это относится даже к таким резко отличным на первый взгляд основным расам человечества, как европейцы, негры и монголы. Укажем, например, что по форме волос австралийцы родственны с европейцами, а по форме носа, губ и цвету кожи – с неграми. Европейцы и австралийцы обладают также и другим общим расовым признаком – обильным произрастанием волос на теле и лице (усы и борода). У монголов же и у негров волос на теле и лице почти нет. Американские индейцы по форме волос и цвету кожи похожи на монголов, а по форме носа и губ – на европейцев. Можно также указать на саамов (лопарей), составляющих как бы связующее звено между европейцами и монголами. Есть группы человечества, которые крайне трудно отнести к какой-либо определенной расе, и различные ученые держатся о них разного мнения. Короче говоря, человеческие расы переходят одна в другую, так как они находятся в близком родстве. К этому надо добавить, что современные расы живут не изолированно друг от друга, вследствие чего они кровно смешаны, иначе говоря – никаких «чистых» рас не существует. Не существует и неизменных расовых признаков. Как бы упорно расовые признаки ни передавались по наследству, они всё же, как и всё в природе, не являются неизменными. Но даже те признаки, какими одни человеческие расы отличаются от других, не имеют для людей жизненного значения. Можно ли всерьез говорить, что для умственной деятельности человека существенно, будут ли у него мягкие курчавые волосы или жесткие и прямые, какого он роста, как сильно у него выделяются скулы, какую форму имеет нос и т. п.! От этих признаков не зависят ни таланты людей, ни характер их деятельности. Гораздо важнее тот факт, что все без исключения человеческие расы обладают такими особенностями, которые возникли в процессе прямохождения и труда и которые резко отделяют людей от всех животных, в том числе и от человекообразных обезьян. Речь идет о руке, своеобразной стопе, высокоразвитом мозге и сознании, о членораздельной речи. Укажем наконец, что и в крови людей невозможно обнаружить какие-либо расовые различия, так как все известные группы крови одинаково встречаются у людей всех рас. Таким образом, все человеческие расы по всем основным телесным признакам сходны между собой .

Миф «чистоты крови» был основой идеологии Третьего рейха. «Чистота крови» имела для немецких нацистов столь огромное значение, так как была связана с наследованием расовых качеств.

Нацисты делили расы на «высшие», имеющие творческое начало и способность к поддержанию порядка и самоорганизации, и «низшие», соответственно, не имеющие озвученных начал. На вершине иерархической лестницы была «нордическая» раса (германо-скандинавы), ниже стояли восточно-балтийская, динарская (адриатическая) и иные подрасы европеоидной расы. Даже французы считались «выродившимися, негроидизированными, испорченными». Поэтому они входили в группу «полунордических» народов.

Ниже по лестнице были метисы белой расы с другими расами и в самом низу – представители «чёрной» (негроиды) и «жёлтой» (монголоиды) рас. Представители «низших» рас вообще не считались людьми в полном смысле слова – это были «недочеловеки» (нем. Untermensch - Унтерменш). В эту группу – «недочеловеков», в Рейхе также записали славян, евреев и цыган.

Даже в тюрьмах Третьего рейха соблюдался принцип расовой сегрегации. Заключенных делили по признаку «чистоты крови»: в первую (высшую) категорию входили немцы; во вторую – датчане, норвежцы, голландцы и пр. представители «нордической расы» (они не являлись «сверхчеловеками», от нем. Übermensch); в третью – французы, итальянцы, бельгийцы (полунордическая раса); в четвёртую – русские, поляки, чехи, сербы («недочеловеки» с примесью нордической крови).

13 июля 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая в Штеттине, перед бойцами СС сказал следующее: «Это война идеологий и борьба рас. На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови…. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать - это расстреливать без всякой жалости и милосердия. … Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее - 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, - под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма».

Разделению народов на «высшие» и «низшие» расы придавалось практически религиозное значение. «Нордическая раса» олицетворяла всё самое лучшее, хорошее, а «низшие расы» были частью тьмы, хаоса, разрушения. Вся человечества была подана как борьба «высших» и «низших» рас. Адольф Гитлер в «Моей борьбе» образно сравнивал «арийца» с Прометеем, который нес свет человечеству.

Естественно, на основе этой теории делался вывод, что раз только «нордическая раса» способна развивать человечество, то «неарийские народы» нуждаются в управлении «арийцами». Особенно это касалось славян. Идеологи Рейха были сторонниками «норманнской теории» создания Русского государства. По словам Гиммлера, «этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны 700-800 лет назад, когда они призвали варягов…». Поэтому надо были поступить с ними в соответствии со словами летописца: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите и володейте нами».

Надо отметить, что идеи расизма имели старые корни в Европе, в том числе и в Германии. Именно поэтому «нордическая теория», популяризируемая Альфредом Розенбергом заняла столь значительное место в немецком народе. Розенберг создал стройную картину истории с древнейших времён, где единственным творческим началом был «ариец». От арийской Индии, Персии, дорической Эллады и италийского Рима до германской Европы. Приказом от 13 сентября 1933 года ввели обязательное изучение «расовой теории» в школах (не менее 2-3 часов в неделю) и университетах.

Эта теория не была выдумана немцами, её создали ещё задолго до Третьего рейха. Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816- 1882), известный французский писатель-романист, социолог, в 1853-1855 годы выпустил четырёхтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Граф де-факто стал первым автором, который в 19 столетии в развернутом виде сформулировал тезис о расовом неравенстве как главном принципе исторического развития. По мнению Гобино, расовое неравенство является наиболее фундаментальным, первичным и исходным принципом. Из него, по словам графа, проистекают все остальные общественные иерархии. Гобино выделял три основные расы: белую, жёлтую и чёрную. Все расы автор расположил в виде трёхступенчатой иерархической лестницы. Белая раса – вверху лестницы, а чёрная - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по мнению Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по словам автора теории, отличаются постоянством физических и духовных свойств. Белая раса превосходит остальные две расы в физической красоте, силе и упорстве. Но самая главная её особенность, которая определяете лидерство и место в расовой иерархии - это разум. Гобино считал, что смешение рас представляет собой необходимый источник для рождения и развития цивилизаций (при обязательном участии белой расы), но оно же в дальнейшем становится причиной их деградации и смерти. Гобино занимал антиколониальную позицию, так как колониальные захваты способствовали смешению и вырождению белой расы, европейской цивилизации. В целом он считал, что белая раса и европейская цивилизация идёт по пути регресса и конец её близок. Признание и известность пришли к графу Гобино только после его смерти и не на родине, а в Германии. В 1894 году в Германской империи было создано «Общество Гобино», к 1914 году число членов организации достигло 360. Особенно большую роль в распространении идей Гобино в Германии сыграл учредитель этого общества Людвиг Шеман. Он издал ряд работ Жозефа Гобино и исследований о нём. Кроме того, Шеман в 1897-1900 годы впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Идеологи Третьего рейха оценивали работы Гобино очень высоко и в 1930-е годы специально подобранные фрагменты из его работ публиковались в популярных антологиях о расах и приводились в школьных учебниках. В результате идеи француза Гобино стали частью идеологии Третьего рейха.

Настоящим «отцом духа», «пионером» и «первопроходцем» (так его называл Йозеф Геббельс) в области расовых теорий стал британский писатель, социолог, философ Хьюстон (Хаустон) Стюарт Чемберлен (1855-1927). Его мировоззрение сложилось на основе идей Рихарда Вагнера и Жозефа Гобино. Главным его трудом, который принёс ему популярность, стала работа «Основы XIX века». Она вышла в Мюнхене в 1899 году. По мнению Чемберлена, европейская культура стала результатом синтеза пяти основных компонентов: культуры, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и системы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося творческого тевтонского (германского) духа; и разрушительного влияния еврейства и иудаизма в целом. Противостоять силе еврейства могут только «арийцы». «Арийцы» являются, по словам британца, единственной опорой мирового развития, а евреи – это негативная расовая сила, которая разрушает и приводит к вырождению человечества. «Основы» Хьюстона Чемберлена стали необычайно популярны в Германской империи ещё при кайзере Вильгельме II.

Одним из самых главных «расологов» Третьего рейха стал Ганс Фридрих Карл Гюнтер (1891 - 1968). Лингвист по образованию, он в мае 1930 года возглавил созданную по специальному распоряжению правительства Тюрингии (на выборах вверх одержали национал-социалисты) кафедру социальной антропологии в Йенском университете. Его вступительная лекция называлась «Причины расового упадка немецкого народа после великого переселения народов». С ним общался Герман Геринг и высоко оценивал преподавателя. На партийном съезде 11 сентября 1935 года А. Розенбенг вручил Гансу Гюнтеру как первому лауреату премию НСДАП в области науки и заявил в своей речи, что профессор «заложил духовные основы борьбы нашего движения и законодательства рейха».

Родоначальником концепции «научного расизма» был американский антрополог Сэмюэль Джордж Мортон (1799-1851). Эта теория в первой четверти 19 столетия быстро распространилась среди сторонников рабовладения, т. к. она научно обосновывала невозможность освобождения негров. США приняли эту теорию даже на официальном уровне. В 1844 году государственный секретарь Штатов Джон Колдуэлл Кэлхун (сенатор от Южной Каролины, т. н. «некоронованный король Юга»), после консультаций с Мортоном, дал официальный ответ на ноту европейских стран по поводу рабства в США, заявив, что отмена рабовладельческой системы невозможна, так как негры принадлежат к «низшему человеческому типу». В этом же 1844 году Сэмюэль Мортон опубликовал книгу «Египетский череп», где доказывал, что древние египтяне принадлежали к белой (по терминологии того времени «кавказской») расе. Его последователи Д. Глиддон и Н. Нотт в 1854 году выпустили книгу «Типы человечества», где на основе исследований черепов доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам. В США подобные взгляды на «чёрное» население господствовали довольно долго, даже после Второй мировой войны. В 1896 году в США была узаконена расовая сегрегация. Закон ввел Верховный суд по делу «Плесси против Фергюсона»: в 1890 году штат Луизиана принял закон о раздельном проезде в поездах, который ввёл специальные и худшие места для негров. В 1892 году за нарушение этого закона был задержан Гомер Плесси, имевший одну восьмую негритянской крови. Верховный суд, в который обратился Плесси за справедливостью, подтвердил правоту властей штата и сообщил, что такой закон не противоречит Конституции. Поэтому, в США довольно значительный промежуток времени, даже после официальной отмены рабства, негры и мулаты (да и другие «цветные») не могли заходить в «белые» кварталы, магазины, театры, вагоны и прочие места и заведения.

Большую роль в становлении расовой теории Третьего рейха сыграли исследования британских и немецких учёных посвященные Индии. Приход племён ариев в Индию с Севера, завоевание ими «чёрных», и создание ими жесткой кастовой системы, рассматривался как образец для подражания. В 1849 году в Лондоне стало выходить издание перевода полного текста «Ригведы» подготовленное Максом Мюллером. Мюллер высказал мысль, что «арийская раса» превосходила другие расы (туранскую и семитскую) в культурном развитии. Арийцы стали «движителями истории». Но «смешение рас» привело к тому, что арийцы постепенно утратили свой творческий потенциал и деградировали. К приходу британцев Индия утратила свой творческий потенциал. На основе этих идей в первой четверти 20 века британские индологи подготовили официальную историю Индии. В 1938 году в Третьем рейхе была опубликована работа санскритолога Пауля Тиме (1905-2001). Он утверждал, что в древнеиндийских Ведах термин «арий» был якобы синонимом «человека», а чернокожие люди рассматривались, как «недочеловеки». В результате действительность Третьего рейха была подкреплена авторитетом «Ригведы» и порядков Древней Индии.

Ещё одной древней страной, из которой идеологи Рейха выводили начало «нордической расы» была Персия. Первые идеи об общности германцев и персов-ариев появились в начале 19 столетия. В 1808 году немецкий учёный Отто Франк, профессор филологии в Бамберге, в книге «Свет с Востока» выдвинул теорию, что Иран был прародиной ариев. Арии из Ирана попали в Индию, Египет, Грецию, Германию и заселили всю Европу. По его мнению, немцы вели свой род с Востока «все следы его древней истории, равно как и его … живой язык – все это указывает, что немцы – родные братья не грекам и не римлянам, а персам». Франк призывал восстановить «изначальное государство» - персо-германскую державу. Аналогичных взглядов придерживались и нацисты в Третьем рейхе. Берлин старался превратить Иран в своего союзника на Ближнем Востоке, создав угрозу геополитическим интересам Великобритании и Советского Союза. Поэтому, центральное место в пропаганде нацистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев. Специальным указом Берлин иранцы как «чистокровные арийцы» были освобождены от действия «расовых» (нюрнбергских) законов. В 1934 году по рекомендации германских дипломатов для того, чтобы возвеличить роль Ирана как прародины арийской расы, государство «Персия» было официально изменено на «Иран». Немецкие архитекторы спроектировали здание Национально банка в Тегеране в неоперсидском стиле. Расовое управление СС запланировало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства. Центром нацистского движения в Иране стал журнал «Древний Иран», выходивший еженедельно в 1933-1937 годы. Журнал пропагандировал успехи Третьего рейха, сообщал о важнейших событиях военно-политической жизни Германии. Редактором журнала был иранский националист Сейф Азад. Журнал выступал против засилья иностранцев в Иране и одновременно сообщал о дружественном и родственном немецком народе, который готов помогать стране в её развитии.

Руководитель института «Наследие предков», ректор мюнхенского университета профессор Вальтер Вюст (1901- 1993) в 1943 году выпустил сборник «Индогерманское исповедание». Надо отметить, что германские учёные практически целиком приписали наследие индоевропейцев-арийцев (они их называли индогерманцами) немцам. По мнению Вюста, задача германистики заключалась в том, чтобы воссоздать не только историю индогерманской цивилизации, но и становление индогерманской империи. Начало этого процесса в Западной Европе Вюст относил к империи Карла Великого, а в мировой истории истоки этой империи восходили, как минимум ко времени Ахеменидов.

С большим уважением нацистское руководство относилось к древнегреческой культуре. Гитлер считали, что культура древних греков была совершенной. Розенберг в «Мифе 20 века» писал: «Самой лучшей мечтой стала мечта нордического человечества в Элладе». Нацистские исследователи связывали происхождение древних греков с Древней Германией. Немецкие учёные выдвинули теорию, согласно которой пришедшие с севера в Грецию дорийцы были германцами по происхождению. Гитлер даже заявил: «Когда нас спрашивают о наших предках, мы всегда должны указывать на греков». Среди учёных эту теорию развивал уже упомянутый Ганс Гюнтер. В работе «Расовая история эллинского и римского народов» (1928 год) он сообщает о том, что эллины переселились в Грецию из долины Среднего Дуная и сообщает о сходствах между германцами и древними греками. Розенберг выводил древних греков напрямую из Германии – из земли Бранденбург.

В одном из древнегреческих государств-полисов – Спарте, Гитлер видел «самый чистый в истории образец расового государства». Германские историки идеализировали дорийскую Спарту. В спартанцах нацисты видели чистый «нордический» элемент, подлинную расу господ, в самом государстве – идеальное воплощение политической организации. Надо сказать, что отождествлять Древнюю Грецию с древними германцами и скандинавами начали ещё до возникновения Третьего рейха. Греческий Олимп соотносили со скандинавским пантеоном богов. Белокурых и голубоглазых древнегреческих героев и богов с героями и богами германо-скандинавского эпоса.