Сообщение на тему экономика при петре 1. Думаем, сравниваем, размышляем. Русь древняя и средневековая

Тема урока: Российская экономика при Петре I

Цели урока:

  • сформировать представление о предпосылках и причинах реформ в петровское время;
  • раскрыть содержание экономических реформ; показать, что преобразования были вызваны, прежде всего, нуждами Северной войны, носили непродуманный характер, были спонтанны, а потому проводились такими жестокими методами;
  • преобразования в сфере экономики повлекли реформы в политике, социальной сфере, культуре.

Оборудование: карта «Экономическое развитие России в XVIII в.», опорные схемы, видеофильм «Российская империя», статистические данные.

Основные понятия: экспорт, импорт, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, посессионные крестьяне.

Ход урока

Учитель. XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Уже начало столетия сопровождалось резким скачком «в будущее» с появлением новшеств и разрушением прежних устоев.

Проводится беседа с учащимися по вопросам:

  • Раскройте причины и истоки реформ Петра.
  • Чем были вызваны петровские преобразования?
  • Какие факторы подталкивали их форсированное проведение?

Отвечая на вопросы, ученики пользуются схемой, которая была составлена на предыдущем уроке.

Ответы учащихся сводятся к следующим положениям.

  • Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубокий социально-экономический, политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. К концу XVII века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ.
  • Уже в XVII веке в России стало складываться мелкотоварное ремесло, первые мануфактуры, интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, стремление к абсолютизации верховной власти, активная внешняя политика, Соборное уложение, реорганизация и совершенствование вооруженных сил - «полки нового строя», сближение с Западом, Немецкая слобода под Москвой, сооружен первый корабль «Орел».
  • Однако отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным. Экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.
  • В целом, страна стояла на пороге перемен. Мысль о созревании в обществе предпосылок для преобразований четко и образно высказал знаменитый русский историк С.М.Соловьев: «Необходимость движения на новый путь была созвана; обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь появился». Этим вождем оказался Петр Великий.
  • Огромную роль в формировании личности Петра как реформатора сыграла длительная поездка по европейским столицам, где он знакомился с образом жизни и достижениями европейских народов. Он впервые увидел европейскую цивилизацию во всей ее силе, ощутил ее смысл и дух. Возвращаясь из Австрии после панического сообщения о бунте стрельцов, он знал наверняка, что к прежней жизни возврата нет.

Вопросы учащимся

  • Можно ли назвать точную дату преобразований?

Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это1698 год, когда боярам велено было сбрить бороды и носить европейскую одежду. Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение русской армии под Нарвой осенью 1700 года.

Учитель. Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет и никогда не было у Петра документа, который бы назывался «Проект реформ». Как не было у него ни четкого плана, ни установленных сроков завершения тех или иных преобразований.

И реформы начались! Быстро, стремительно!

По словам Пушкина: « Россия вошла в Европу как спущенный со стапелей корабль - при стуке топора и громе пушек».

Задание для учащихся

Прокомментируйте слова Пушкина, как вы их понимаете?

Учащиеся полагают, что мощным стимулом петровских реформ была Северная война, которая немедленно потребовала военной реформы. Очень коротко излагается суть военной реформы.

Вопросы учащимся

  • Как вы думаете, могли ли на этом завершиться преобразования в стране? Почему?
  • Какие еще реформы, на ваш взгляд, требовалось провести?

Эти вопросы не вызывают у учеников затруднений. Наиболее подготовленные ученики делают попытку увидеть взаимосвязь проводимых реформ. Тем самым учащиеся сами смогут сформулировать вопросы, на которые они должны будут дать ответ при изучении новой темы. Учителю остается лишь обратить внимание на записи на доске. Следует отметить, что проблемное задание рассчитано на несколько уроков, и учащиеся смогут дать полной ответ только по окончании изучения темы «Эпоха Петра I». На данном уроке проблемное задание рассматривается лишь в рамках изученного материала.

Проблемное задание.

В.О. Ключевский отмечал:

«Реформа пронеслась над народом, как тяжелый ураган, всех напугавший и для всех оставшийся загадкой».

  • Что послужило основанием для такого суждения?

Учитель. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы и составить опорную схему, которая будет пополняться на последующих уроках.

Вопросы учащимся

  • Подумайте, на какие сферы распространилась преобразовательная деятельность Петра?
  • Каким образом были взаимосвязаны проводимые им реформы?

Задание для учащихся

Прочитайте задание № 1 (раздаточный материал лежит на каждой парте). Проанализируйте приведенную ниже информацию и ответьте на поставленные вопросы. См. приложение № 1.

После ответа учитель предлагает самостоятельную работу с текстом учебника.(§26, п.2).Так как материал большой, необходимо указать конкретные страницы и абзацы. Также предлагается ученикам подчеркнуть ключевые слова или фразы, которые помогут ответить на вопросы. Это задание помогает ученику совершенствовать навыки работы с текстом, умение ориентироваться в большом материале, выбирать главное. Если такой вид работы часто используется на уроках, то, как правило, ученики легко и быстро выполняют задание, и оно не забирает на уроке много времени.

Вопросы учащимся

  • В чем проявлялось активное воздействие государства на экономическую сферу?
  • Какова особенность российских мануфактур? Что их отличало от западноевропейских?
  • Где возникли мануфактуры? (работа с картой).

Вопросы носят дифференцированный характер, что дает возможность участвовать в работе ученикам разного уровня подготовленности. В ходе беседы разбираются новые понятия, встречающиеся в тексте.

Учитель. Как мы видим, Северная война требовала огромных средств. Источником их накопления стали постоянно растущие налоги.

Задание для учащихся

  • Посмотрите видеоотрывок из фильма Л. Парфенова «Российская империя», используйте данную информацию для выполнения следующего задания.
  • В тетради нарисуйте схему, отражающую источники пополнения казны.

Для проверки на доске нарисована незаполненная схема. В ходе ответов и последующего объяснения учитель или ученик заполняет схему, используя заранее приготовленные шаблоны.

В дополнение к фильму на уроке зачитываются сообщения о вводимых в стране налогах, о прибыльщиках (об Алексее Курбатове - посадском человеке, прожектере-прибыльщике, т. е. изобретателе прибыли для казны), заранее подготовленные учениками.

Учитель. Одним из важнейших путей пополнения государственной казны является торговля. Для того, чтобы завладеть доходами от торговой деятельности, государство объявляло производство и продажу того или иного товара казенной монополией.

Монополии были многочисленны и разнообразны. /Зерно, щетина, мачтовый лес, пенька, табак, воск, железо, парусина./

Государство занималось торговлей с помощью откупщиков-богатых купцов, «откупавших» монопольное право торговли у Казны. В конце Северной войны торговая политика изменилась: в 1719 г. были отменены монополии почти на все товары.

Основу государственного богатства составляет накопление денег. Для того чтобы деньги накапливались в казне, необходимо добиться превышения экспорта над импортом. Для этого следует экспорт поощрять, а импорт ограничивать. Главное средство-протекционизм, т.е. покровительство отечественной промышленности.

Задание для учащихся

Подумайте, каким образом можно было защитить отечественную промышленность?

Предположите, на какие товары пошлины были высокими, на какие - нет?

В качестве наглядности на доске написан Таможенный тариф 1724 г., где учитель изначально не указывает цифры. После ответов учащихся учитель делает сам вывод, либо просит это сделать ученика о том, что Таможенный тариф 1724 г. носил чисто выраженный протекционистский характер. Самые высокие пошлины в 75% от цены товара устанавливались для тех изделий, производство которых в России могло полностью удовлетворить спрос внутреннего рынка /воск, свечи, железо, крахмал, парусина/.,25% /бумага/.

Как итог, к 1726 г. российский вывоз превысил ввоз.

Вопросы учащимся

  • Как вы думаете, успехи в развитии отечественной промышленности сказались на структуре внутренней и внешней торговли? Что изменилось?

Выслушав ответы, учитель обращается к ученикам, выполнявшим задание по карточкам на доске.

Задания на карточках

  • Что такое экспорт, импорт? Дайте определение. Из перечисленных ниже наименований выпишите товары, которые вывозились из России в начале XVIII века, а какие ввозились. Какие изменения произошли в первой четверти XVIII века?

(краски, пряности, предметы роскоши, вина, шелк, сукно, сахар, лес, кожа, лен, пенька, железо, полотно)

  • Покажите на карте места, где в первой четверти XVIII века проходили ярмарки. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли успеть на другую. О чем свидетельствует данный факт?

Вопросы учащимся

  • Как вы думаете, изменилось ли положение различных социальных групп в ходе реформ?

Выслушав ответы, учитель делает вывод о том, что в период осуществления петровских реформ произошли изменения в положении социальных групп. Вопрос отношения Петра I к купечеству отдается на самостоятельное изучение.

Завершается урок тем, что учитель обращает внимание учеников на поставленные в начале урока проблемное задание и вопросы. В ходе беседы заполняется опорная схема, работа с которой продолжится на последующих уроках.

Домашнее задание .

§26, вопросы, продолжить заполнение опорных схем.

Список литературы.

  1. И.Я.Лернер «Задания для самостоятельной работы по истории СССР» для 8 класса;
  2. М.Н.Зуев «История России» для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы;
  3. Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская «История России XVIII-XIX века» для 10 класса;
  4. Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский «Россия в XVIII-первой четверти XIX века»;
  5. «История Россиии: проблемы, события, люди»;
  6. В.В.Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах».

Преобладали меркантилизм и протекционизм.

Сделал упор на армию и флот: кожевенные, металлургические, суковенные, канатные, парусные, мануфактуры, шелкопрядение, стекольная промышленность. Сельское хозяйство на основе крупноземельной собственности. В 1714 г. Издал указ о единонаследии (уравнивал в правах боярские и дворянские землевладелия, земля передавалась только одному наследнику, нельзя было землю продавать или закладывать, остальные должны были служить). 1718-1724 гг. – Петр 1 проводит налоговую реформу: (я как поняла, это так людей разделяли, на такие категории) 1. Прибыльщики – искали лазейку для косвенных налогов 2. Питухи – пьющие люди 3. Винокурение – только государство распоряжалось спиртным. 4. Подворная – каждый крестьянский двор платил налог (до Петра 1), а сейчас – подушный налог – платят с каждой мужской души.

Была создана русская монетная система: 1. Медные монеты (копейки, денежки, полушки) 2. Серебряные монеты (гривенники, полтинники, полуполтинники, рубли) 3. Золотые монеты (червонцы)

Первые признаки капиталистических отношений: - быстрый рост мануфактурного производства - переход от ремесленного к мелкотоварному производству - складывание всероссийского рынка.

Ярмарки – товар оптом и в розницу.

При Петре 1 появились первые банки.

Вопрос 17. Борьба за власть в первой половине 18 века (дворцовые перевороты)

Причины: 1. Указ о престолонаследии (Петр 1 не успел передать власть, так как успел только написать: «отдайте все», - а кому, не известно) 2. Претензии иностранных претендентов.

    На престол села Екатерина 1. (с 1725 по 1727 правила)

3 этапа закрепощения крестьян: 1. Начало закрепощения крестьян (Юрьев День) 2. Дальнейшее закрепощение крестьян (судебник Ивана 4, увеличили плату за пожилое): введение урочный и заповедных лет. 3. Окончательное закрепощение крестьян (при Алексее Михайловиче)

Появился тайный верховный совет.

Правит при царице в основном Меньшиков.

Был расписан постамент, четко регламентировал, кто за кем должен править.

    Следующий царь – Петр 2 (с 1727 по 1730)

Меньшиков обручает Петра 2 с его дочерью, чтобы остаться при царях. Меньшикова (больного) потом арестовывают со всей семьей и отправляют в ссылку в Березово.

Петра 2 переобручают с княжной Долгоруких.

Потом Петр 2 заболевает и через несколько дней умирает в возрасте 16 лет.

    Следующая царица, на которую упал взгляд – Анна Иоановна(с 1730 по 1940)

(верховный тайный совет пригласил ее на условиях кондиций занять престол, и она согласилась = > ее коронуют)

Привела с собой Берона, и он управляет страной. Поэтому ее период правления называется Бероновщиной. Анна очень любила наряжаться, веселиться, и пока она развлекалась, Берон правил страной как хотел.

Анна пишет завещание на Ионна – младенца, и делает его наследником престола.

Подросшая Елизавета 1 вместе с гвардейцами (дворянами) арестовывает всех с правления Анны Иоанновны.

    Начинает править Елизавета I Петровна (с 1741 по 1761)

Открыла Гос. Университет.

Убирает все пошлины и устанавливает на все таможни одну пошлину.

Елизавета остановилась на кандидатуре Петра 3 (сделать следующим царем). Но он оказался балбесом => Елизавета начала искать ему невесту с характером. Выбор остановился на Ангельд Фике Церпской.

    Пришел на престол Петр III (с 1761 по 1962)

Заговор Екатерины 2 с гвардейцами => выгнали Петра 1 с престола и возвели Екатерину 2 на престол.

    Екатерина II стала русской царицей. (с 1762 по 1796)

Полное ее имя – София Фредерика Августа.

На ней закончился дворцовый переворот.


Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии(1714): все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение. Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

Возрастание феодальной эксплуатации не ограничивалось увеличением податного обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это время приходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной, ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размеры подушной подати.

Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т. п.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., что вдвое превышало ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" - видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или даже запрещение других "неполезных" с точки зрения государства.

Политика меркантилизма

Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилизма (см. Приложение.). Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи "насильственного прогресса", которому следовал Петр. Политики Петра I явно перекликалась с взглядами русского экономиста И. Т. Посошкова. В своём главном труде: "Книга о скудности и богатстве", написанном для Петра I Посошков защищал интересы зарождающейся буржуазии в условиях феодализма. Посошков разработал проект развития промышленности, предлагал разведывать недра, субсидировать мануфактуры, строить за казённый счёт заводы. Он выдвигал буржуазную идею формального равенства перед законом. Вместе с тем Посошков оправдывал феодальную регламентацию хозяйственной жизни, считал, что преуспевание России может бать достигнуто при сохранении крепостничества.

Но важнее другое - в российских условиях не только и не столько концепции меркантилизма обусловили выбор направления экономической политики Петра I. Сильнейшим стимулятором государственного строительства и в целом вмешательства государства в экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг. Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного значения, осуществлялось не из абстрактных представлений о развитии экономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно и жестко детерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. Экстремальная ситуация после поражения под Нарвой в 1700 г. заставила осознать необходимость увеличения и перевооружения армии, определила характер, темпы и специфику промышленного бума, в конечном счете всю экономическую политику петровского самодержавия. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры.

Торговля

Схожая ситуация возникла и в торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее - резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной монополии вело к волюнтаристскому повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное - к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов. Следствием стало расстройство, дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торгового предпринимательства. В подавляющем ряде случаев введение государственной монополии означало передачу права продажи монополизированного товара конкретному откупщику, который выплачивал в казну сразу большую сумму денег, а затем стремился с лихвой вернуть их за счет потребителя или поставщика сырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих конкурентов.

Петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов и различных казенных "служб" - при таможнях, питейных сборах и т. д. - с купцов как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний (формы организации торговли, которая казалась Петру наиболее подходящей в российских условиях) это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны.

В русле подобных мероприятий следует рассматривать и принудительное переселение купцов в Петербург, а также административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено.

Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению зыбкой основы, на которой в значительной степени держалось благосостояние многих богатых купцов, а именно ссудного и ростовщического капитала.

Такова была цена, которую заплатили русские предприниматели за победу в Северной войне. Следует отметить, что стоимость победы горожане поделили с сельским населением. Именно на плечи русского крестьянства пала наибольшая тяжесть войны. Победа стала возможной благодаря неимоверным усилиям народа. Денежные и натуральные платежи, рекрутчина, тяжелые подводные и постойные повинности дестабилизировали народное хозяйство, привели к обнищанию, бегству сотен тысяч крестьян. Усиление разбоев, вооруженных выступлений, наконец, восстание К. Булавина на Дону стали следствием безмерного податного давления на крестьян.

Торгово-промышленная политика

Примерно с конца 10-х годов XVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю. Претерпела изменения и промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах.

Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мере экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономику господствующей системы власти, т. е. неосознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое распространение в это время в Западной Европе.

Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена с открытых форм принуждения на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая могла направлять экономическую (да и не только ее!) жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении. Именно эта работа и была поручена вновь созданным специальным государственным учреждениям.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Важно отметить, что в Швеции, чьи государственные учреждения послужили образцом для государственной реформы, подобные коллегии осуществляли политику королевской власти на тех же теоретических основах. Однако условия России существенно отличались от шведских не только масштабами страны, принципиальными различиями политической структуры, необыкновенной интенсивностью промышленного строительства силами государства и на его средства, но, прежде всего особенной жесткостью регламентаций, разветвленной системой ограничений, чрезмерной опекой над торгово-промышленной деятельностью подданных.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов; только излишки сверх того, что теперь называется "госзаказом", предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции как вечного движителя предпринимательства.

Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны - это лишь один аспект проблемы. Социальные отношения в государстве деформировали черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Речь, прежде всего об использовании рабочей силы.

Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян. Однако в конце 10 - начале 20-х годов произошли важные преобразования социального характера: была резко усилена борьба с побегами крестьян, была осуществлена детальная ревизия наличного населения с последующей фиксацией их социального статуса и закреплением навечно к месту записи в налоговый кадастр.

Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности, под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. 18 января 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне зависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности - своеобразную вотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути.

Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническая деформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душевладельцами, мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а стремились повысить свой статус путем получения дворянства.

Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы.

Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостного права. Однако такой альтернативы для Петра не существовало. Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло в России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.

Государственное управление

В начале реформ старый приказной аппарат, унаследованный Петром, не претерпевал качественных изменений. Увеличение объемов управленческой деятельности пытались компенсировать ростом числа новых приказов, канцелярий. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Радикально решить эту проблему Петр пытался с помощью областной реформы - создания новых административных образований - губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, распределенными по губерниям.

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции, столь характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Подобная же схема была заложена в идее организации Сената, явившегося следующим уровнем бюрократизации высшего управления, подтверждало возрастание значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самого самодержавия как политического режима личной власти.

Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху. Для России с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а, наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и общественное сознание. Петр придавал огромное значение писаному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции. Мысль великого реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бы могло реализовываться законодательству. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял именно разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов, которые, по мысли их создателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата.

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а к служащему - как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура, что она - достойная модель всего общества, а воинская дисциплина - это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявлялось в распространение военного законодательства на систему государственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. Для Петра были характерна сознательная ориентация на военные образцы, желание придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, так как бюрократия - необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.