Сонорные согласные звуки примеры. Ротовые и носовые сонорные звуки. Характеристика сонорных звуков
Существую такие согласные, в образовании которых практически не участвует шум. Они называются сонорными или сонантами. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах. В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу. Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя. Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л"]), и носовые ([м], [м"], [н], [н"])К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад"ьна], лампа [л`ампа].Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз"ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать слог и нести на себе ударение, в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.
В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Например, у звуков, нет мягкой пары, а у и – твёрдой. Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. 5 букв, 6 звуков). Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются. В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.
Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Однако не все согласные парные. В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.
Особенность 6. В русском языке есть две буквы, которые не дают никаких звуков. К сонорным в русском языке относятся девять звуков: , . Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. В образовании шумных согласных (, и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей.
Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Эта замена называется озвончением согласного. Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.
В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.
Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки л, м, н, р произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ согласных. Это же одна пара: и! Только мы привыкли, что все согласные из твёрдых переходят в мягкие, если после них стоит ь или йотированная гласная. Эти звуки есть, например, в украинском языке. Что же касается звука, то я не раз слышала мнение, что это вообще не согласный звук, а полугласный. Таким образом видим, что звуки, и являются непарными звонкими, а звуки, и - непарными глухими.
Правильно, . Да и если произнести и потянуть его, то становится слышно, что это ни что иное, как, а эти звуки являются парными. Следовательно, должен быть и звук. А вот глухие и, судя по всему, вообще не существуют. Таким образом мы видим, что наиболее употребимых согласных звуков в русском языке не 36, а 39, или 38 согласных и один полугласный, это уже кому как больше нравится)).
В русском языке согласных намного больше, чем гласных. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком.
Поощряйте достижение компетентности в любом достойном деле. Хвалите и вознаграждайте компетентность всякий раз, когда вы с ней сталкиваетесь. Требуйте высокого качества в любом деле. Критерием для оценки общества является то, можете ли вы, ваша семья и друзья жить в нём, находясь в безопасности.
Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки
Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные.
Как это парные? Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. И приведут примеры. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные.
Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Сравнение с гласными звуками. На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Уважаемые коллеги и выпускники! Я приветствую вас на своём блоге)) Хочу сообщить о том, что блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»расширил тематику контента.
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.
Классификация согласных
Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:
- Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
- Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
- Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
- Глоточные ;
- Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.
По степени звучности согласные делят на:
- Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
- Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
- Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
- Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.
Что такое сонорный звук в русском языке?
Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:
- «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
- «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
- «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
- «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
- «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
- Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:
- Сказать слово вслух.
- Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
- Найти слоги и определить правильное место ударения.
- Узнать, как переносить слово без ошибок.
- Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
- По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
- Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.
В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.
Сонорные звуки в логопедии
Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.
Основные причины такого явления:
- Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
- Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
- Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
- Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
- Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.
Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.
Как научиться произносить звучные согласные?
Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.
Основными его этапами являются:
- Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
- Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
- Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
- Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
- Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
- На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.
Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.
Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.
Видео: как звучат сонорные звуки
Сонорные согласные
§ 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).
Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).
С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:
при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;
при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;
при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;
особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .
Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).
Дополнительная артикуляция
§ 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:
лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);
палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;
веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).
В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).
Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .
Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.
Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].
Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.
Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].
В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].
Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.
Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.
Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.
Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).
Гласные и согласные звуки
Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.
Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.
1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].
б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).
Примечания:
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.
г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].
3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:
1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.
Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:
а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.
2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].
3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:
Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].
Памятка:
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .
При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.
Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):
5. Укажите количество звуков и букв.
Эталоны фонетического разбора слова
(базисный уровень)
Земле - зем-л
з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
е[и] - гласный, безударный
м[м] - согласный, жесткий, гулкий
л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
е[э] - гласный, ударный
----------
5 букв, 5 звуков
Чернеют - чер-н -ют
ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
е[и] - гласный, безударный
р[р] - согласный, жесткий, гулкий
н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
е[э] - гласный, ударный
ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
[у] - гласный, безударный
т[т] - согласный, жесткий, глухой.
-----------
7 букв, 8 звуков
См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.
Дополнительно: