Социология и психология управления как наука. Социология и психология управления. Понятие и типы социального управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социология и психология управления

Рецензенты - доктор социологических наук, профессор Шуванов В.И. и доктор философских наук, профессор Ромашов О.В.

Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры социологии и политологии в декабре 2004 года.

В учебное пособие включены материалы для освоения спецкурса (курса по выбору), которые позволяют получить целостное представление об основных формах использования человеческого потенциала в сфере эффективного управления социальными процессами.

Пособие подготовлено в единстве с программой курса и планом семинарских занятий.

социология управленческий психологический

Введение

1. Объект и предмет социологии и психологии управления

2. Основные этапы становления и развития социологии и психологии управления

3. Социальная сущность управления

4. Современное российское общество как объект и субъект управления

5. Основные принципы управления и виды управленческих отношений

6. Методы, стили и функции управления

7. Коммуникация в системе управления

8. Прикладные аспекты социологии и психологии управления

9. Социально-технологическая специфика управления в новых исторических условиях

10. Социологические и психологические особенности управленческой деятельности в организациях

11. Использование инновационных социальных технологий создания продуктивной трудовой среды в практике управления человеческими ресурсами

12. Теоретико-методологические и методические особенности социологического и психологического исследования проблем управления

Заключение

Литература

Введение

На рубеже веков и тысячелетий в связи с радикальным изменением условий жизнедеятельности народа России особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности реализации человеческого потенциала в сфере управления социальными процессами. Необходимость введения курса «Социология и психология управления» обусловлена потребностью подготовки специалиста, профессионально владеющего знаниями, умениями и навыками научного анализа особенностей социальных взаимодействий отдельных личностей и социальных групп в целостной системе общества, его отдельных подсистемах и различных типах социальных организаций.

Освоение социологической и психологической специфики управления становится в современных условиях все более важным компонентом не только профессиональной компетентности, но и общей культуры личности специалиста любого профиля. В данном пособии автор попытался рассмотреть из всего обширного арсенала концепций, методологий и методов, на основе которых осуществляется управленческая деятельность, только те, которые имеют непосредственное отношение к социологии и психологии управления, сознательно исключая многие материалы, в той или иной степени, изучаемые смежными дисциплинами (социология, психология, социальная психология, менеджмент, управление персоналом, педагогика, статистика, маркетинг и др.).

Целью настоящего пособия, которое подготовлено на основе учебного плана специальности 062100, является выработка у студентов научно обоснованного подхода к профессиональной деятельности, что поможет им в будущем правильно оценивать истинное состояние и степень эффективности собственного труда, уверенно планировать и прогнозировать результаты управленческого процесса, успешно применять передовые социальные технологии управления человеческим ресурсом.

Текст данного пособия сложился на основе обобщения результатов многолетних научных исследований проблем управления и опыта руководящей работы автора в различных государственных организациях, образовательных учреждениях и общественных объединениях граждан, а также в процессе преподавания учебной дисциплины «Социология и психология управления» в Российском государственном торгово-экономическом университете.

Желая успехов студентам в освоении данного курса, автор выражает надежду, что подготовленное учебное пособие будет способствовать формированию и развитию их интереса к социологическим и психологическим проблемам управления.

1. Объект и предмет социологии и психологии управления

Среди актуальных проблем современной общественной науки вопросы управления приобретают все большее значение, поскольку по мере развития цивилизации и культуры многие социальные процессы, протекавшие ранее стихийно, становится возможным сознательно регулировать. Поэтому от успехов в научной разработке и практическом использовании теории, методологии и методики управления во многом зависит то, какой ценой и какими темпами будет осуществляться дальнейший общественный прогресс В свое время ведущий специалист по менеджменту П. Друкер отметил: исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями, даже не талантом народа, а эффективностью управления. Цит. по: Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995. С.3. . Не случайно, видимо, одни страны ныне быстро движутся вперед, а другие, как Россия, все дальше отстают по уровню и качеству жизни народа.

В связи с этим особое значение приобретает не столько корректировка курса проводимых в России реформ, сколько коренное изменение социально-экономической политики, содержания и форм управления, которое всегда было одной из важнейших функций общества, позволяющей ему выживать в различных, даже самых сложных природных и социальных условиях.

Освоение проблем социологии управления целесообразно начать с раскрытия содержания основных понятий. В самом широком смысле слова управление является функцией организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры, реализацию программы или цели деятельности.

Следует отметить, что социальное управление есть такое воздействие на общество в целом или его отдельные звенья, которое направлено на сохранение их качественной специфики, упорядочивание и нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное продвижение к заданной цели См.: Афанасьев В.Г. Человек в системах управления. М., 1975. С.5. . Это понятие отражает свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, коллективного характера труда, необходимости общения людей в процессе совместной жизни, обмена продуктами материальной и духовной деятельности. К.Маркс сравнивал управление с функцией дирижера большого оркестра, в котором каждый участник ведет свою партию, но все они объединяются в стройном звучании общей мелодии.

Специфика экономического управления заключается в стремлении наилучшим образом регулировать хозяйственные отношения, чтобы добиться максимального эффекта при минимальных затратах используемых ресурсов. На уровне предприятия подобный подход чаще всего проявляется в форме управления рисками, качеством, движением финансовых и товарных потоков и т.п.

Социальное (в узком смысле)управление связано с направленным воздействием на систему специфических связей между людьми как представителями конкретных общностей, больших или малых групп (национальных, территориальных, профессиональных, половозрастных, конфессиональных и др.). В гражданском обществе, представляющем собой многообразную совокупность форм самодеятельности людей, общности или отдельные индивиды действуют в соответствии со своими специфическими интересами, реализуют себя наиболее полно, организуя структуру собственных социальных отношений, то есть выступают субъектами самоуправления.

Управление политической сферой предполагает воздействие на различные общественные процессы, отношения, организации и институты посредством властных функций государства и норм права.

Управление духовной жизнью общества и каждого отдельного его члена распространяется на такие области деятельности, как наука, культура, искусство, образование, просвещение и воспитание. Важно отметить, что разделение управления на отдельные разновидности возможно только в абстракции, в реальной же действительности все виды управления самостоятельны лишь относительно и их взаимодействие на основе экономических отношений придает управлению особое качество целостного общественного явления.

Поскольку проблемы управления охватывают самый широкий круг явлений природы и общества, они требуют всестороннего подхода к своему решению с применением теории, методологии и методики различных наук.Материалистическая диалектика составляет методологическую основу анализа вопросов управления, способствуя рассмотрению предмета исследования с учетом всего многообразия отношений как внутри него самого, так и с окружающей средой. Она раскрывает всеобщие правила мышления, ориентирует на понимание процессов управления исходя из реальных противоречий развития конкретной действительности.

Специфика системного подхода к управлению заключается в том, что он предполагает раскрытие целостности объекта, выявление основных принципов и закономерностей формирования, функционирования и развития объекта как системы определенного типа, реализующей конкретную программу или цель и действующей на основе специальных процедур и правил.

Кибернетический подход помогает понять сущность управления с точки зрения того, что объединяет его с регулятивными процессами иного рода, сходными во всех целостных динамических системах. Категории и законы кибернетики в основном дают представление о том, как осуществляются функции управления, то есть сосредоточивают внимание на его формальной стороне: получение задания, сбор необходимой информации, выбор из множества возможностей способа действия, организация исполнения и получение результата в виде информации о состоянии объекта после исполнения команды (по принципу «обратной связи»). Регулирование технического устройства, потоков крови в организме или обращение денег в экономике характеризуются с точки зрения кибернетики как отдельные примеры всеобщей формы управления.

Наиболее близок к проблемам управления предмет исследования теории социальных организаций , которая изучает закономерности построения, функционирования и развития различных объединений людей, совместно реализующих свои интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. На базе соединения различных элементов организации в единое целое обнаруживается кооперативный эффект, означающий синергию, то есть новое качество, прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников объединения. Основная проблематика этой науки - соотношение формальных и неформальных структур, личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения; поиск критериев эффективности организаций; разработка методов совершенствования их работы и др.

Экономическая теория помогает в разработке управленческих проблем с точки зрения хозяйственных механизмов, исследуя процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг при ограниченных ресурсах.

Немало точек соприкосновения у науки управления сполитологией , которая исследует сущность, природу, конкретные формы существования и функционирования власти, политические процессы, отношения и институты через призму анализа общества как целостной системы. Властные структуры, прежде всего органы государства, проводя определенную политику, затрагивают практически все сферы жизнедеятельности общества.

Правоведение выявляет, какую роль в структуре управления выполняют юридические механизмы.

Социально-психологический подход к управлению предполагает изучение особенностей отношений людей как на уровне малых, то есть контактных, групп, так и на уровне больших социальных групп - наций, социальных слоев, классов и т.д. Данная наука исследует специфические закономерности общения индивидов: проблемы сплоченности, руководства и лидерства, конформизма и нонконформизма, процесс принятия групповых решений, эффективность совместной деятельности, формирование ценностных ориентаций личности, способы социальной детерминации её деятельности, а также массовые формы поведения и виды коммуникации (обычаи, традиции, паника, слухи, мода и т.д.).

В последние годы в литературе предпринимаются довольно успешные попытки рассматривать управление с точки зрения социальной антропологии , то есть сквозь призму основного вопроса о человеке и его позиции как центральной в системе общественных связей. Такая ориентация иногда сопровождается, к сожалению, сведением всего исторического многообразия социокультурных явлений к узкому кругу общевидовых (родовых, общностных и др.) свойств индивида и его жизненного мира.

Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны интересов определенных социальных групп, общностей, институтов, организаций и личностей, находящихся между собой в отношениях руководства - подчинения. Социология управления образует самостоятельную область специальных и систематизированных знаний, имеющую собственный предмет и специфические методы исследования. Она изучает цели управления с точки зрения их соответствия интересам определенных групп людей или конкретных личностей; социальные последствия принимаемых управленческих решений и отношение к ним исполнителей.

К проблемам социологии и психологии управления относится эффективность функционирования системы учета мнений и предложений народных масс, весь комплекс подбора, расстановки и воспитания управленческих кадров, а также отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления, и специфика имеющихся у них потребностей.

Эта наука исследует и вопросы дисциплины, ответственности и исполнительности, которые являются не просто социальными качествами личности, а выступают выражением определенных социальных отношений, возникающих в процессе управления. Данную науку целесообразно рассматривать как одну из частных теорий, важнейшей задачей которой является анализ закономерностей управленческих отношений, как на всех уровнях функционирования общества, так и во всех предметных сферах жизнедеятельности социума.

В рамках этой частной теории проблемы управления рассматриваются исходя из представления о способах самоорганизации и воспроизводства форм человеческого общежития, то естьсоциальности . Первооснова же социальности кроется в процессах обмена веществом, энергией и информацией между человеком и средой, между социальными институтами и между самими людьми. Важнейшими характеристиками этих процессов являются эффективность совместного производительного труда , уровень развития общественного сознания и мера гуманизации человеческих отношений.

Следует отметить, что большинство социальных проблем в истории цивилизации нередко решалось не на основе научного знания о законах развития общества, а по воле царей, императоров, диктаторов, политических партий. На уровне же отдельных предприятий обычно ставилась задача выпуска продукции с наименьшими затратами и наибольшей прибылью, при этом преобладал технократический подход и почти не учитывался «человеческий фактор».

Гуманизация человеческих отношений во многом связана не только с правильным пониманием сущности социальной формы движения материи как совокупности специфических взаимодействий между людьми, но и с образованием, функционированием и развитием гражданского общества, основанного на идеях равенства, справедливости, свободы и др. Следует подчеркнуть, что большую роль в познании этого феномена призвана играть социология и психология управления, выявляя закономерности воздействия «человеческого фактора» на управленческие отношения и предлагая практические рекомендации по повышению эффективности систем управления.

Необходимо отметить, что главные усилия социологии и психологии управления в России долгое время были направлены на адаптацию концепций и представлений общей теории систем к социальной сфере, условиям конкретного типа общественно-экономической формации. Лишь в 90-е годы стала все острее осознаваться необходимость существенного пересмотра теории, методологии и методики социологии и психологии управления с целью выявления и реализации внутренних резервов всех участников совместной жизнедеятельности в деле обновления и возрождения страны.

Подводя определенный итог ранее изложенному материалу, можно сделать вывод, что объектом изучения социологии и психологии управления является система социальных институтов и организаций, а предметом - закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на процессы, протекающие в этих структурах, характер управленческих отношений.

В структуре социологии и психологии управления можно выделить три уровня. Первый - уровень теоретических обобщений , где могут быть достаточно глубоко осмыслены (с точки зрения «человеческого фактора») основные виды и принципы управленческих отношений.

На втором уровне -методологическом - находятся специальные знания, связанные с разработкой и обоснованием способов и средств исследования и преобразования управленческих отношений. На этом уровне обычно рассматривают методы, стиль и функции управления как выражение гуманистического содержания этой специализированной деятельности.

Третий уровень может быть обозначен как социально-технологический или социоинженерный . Сюда входят все направления, связанные с деятельностью специалистов в практике управления: консультирование (как внешнее, так и внутреннее), функциональное управление, обоснование и формирование социальных структур и др.

Можно выделить три основные функции социологии и психологии управления как науки и учебной дисциплины. Первая -гносеологическая (или познавательная, мировоззренческая, теоретическая, информационная, методологическая) функция определяется необходимостью изучения целостной системы (всей совокупности) объективных социальных условий и субъективных факторов, относящихся к сфере управления, то есть получение достоверной информации о сущности процессов, отношений и наиболее важных, типичных проблемах (реальных противоречиях) управленческой деятельности, а также возможных способах их эффективного разрешения с учетом всех имеющихся (всегда ограниченных) ресурсов (человеческих, социально-экономических, политических, социокультурных и других). Эта функция связана с выявлением закономерностей и тенденций социальных изменений, правильной оценкой и обоснованным определением наиболее вероятных перспектив дальнейшего развития общества в целом, конкретной социальной группы или организации.

Вторая -прикладная (или практически-преобразовательная, социально-технологическая) функция социологии и психологии управления проявляется в обучении умениям, навыкам и приемам выработки основных направлений, прогнозов, вариантов, сценариев, моделей и инновационных методик развития управленческой деятельности в будущем с целью совершенствования как общества в целом, так и отдельных социальных общностей или организаций.

Третья функция данной науки и учебной дисциплины -ценностно-ориентирующая (или гуманистическая, идейно-воспитательная, идеологическая) определяется необходимостью и важностью выработки у современных специалистов патриотизма, социальной ответственности, доброжелательного подхода к себе и окружающим людям, утверждения нравственных принципов поведения каждого человека во всех сферах общественной жизни.

В социологии и психологии управления, как и в любой другой науке, имеются два основных компонента: знание и средства его получения, которые следует рассматривать как результат деятельности ученых и исследовательских коллективов.

Первый компонент - знание - включает в себя знание о предмете и методологическое знание (знание о знании). Знание о предмете - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, теории и статистические данные, используемые социологией и психологией управления.

Методологическое же знание включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии и психологии управления; знание о научных методах исследования, их разработке и применении в социологии и психологии управления; учение о формах, типах и уровнях знания, которое выстраивается в рамках социологии и психологии управления; знание о процессе социолого-психологического исследования, его структуре и функциях.

Второй компонент - это и отдельные методы, и собственно социолого-психологические. Необходимо отметить, что по масштабу применения в социологии и психологии управления различают общенаучные, междисциплинарные (интернаучные) и специфические методы, являющиеся средством получения и систематизации знания о социальной реальности, способом построения и обоснования полученных сведений. Они включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.

К общенаучным методам относится материалистическая диалектика, анализ и синтез, индукция и дедукция, экстраполяция и интерполяция, предположение и гипотеза и др. Междисциплинарные (т.е. применяемые не менее чем в двух науках) методы включают наблюдение, эксперимент, экспертные оценки, историко-логический анализ, системный подход, теоретико-информационный, вероятностный, модельный и другие способы исследования, основанные на математическом аппарате.

Но есть испецифические методы социологии и психологии управления, обусловленные особенностью объекта и предмета данной науки - это не только особым образом осуществляемые конкретно-социологические и психологические исследования, но и организационно-структурный, социотехнический, коммуникативный и инновационный типы изучения социальной реальности.

В заключение, однако, целесообразно отметить, что по каким бы основаниям ни классифицировались методы, применяемые в социологии и психологии управления, все они становятся эффективными лишь в комплексном использовании, что позволяет рассматривать различные стороны жизнедеятельности любой организации в целом, предохраняя тем самым исследователя от одностороннего, упрощенного подхода к социальной реальности.

2. Основные этапы становления и развития социологии и психологии управления

Человечество на протяжении тысячелетий накапливало опыт организации совместного труда, обмена продуктами материальной и духовной деятельности. Однако формирование специфической отрасли научных знаний - социологии и психологии управления как самостоятельной специальной (частной) дисциплины началось лишь в конце Х1Х - начале ХХ века. Родоначальником научных основ управления (теории рационализации) в мировой социологической литературе считается американский инженер, организатор производства и исследователь Ф.У. Тейлор (1856-1915).

Он разработал ряд методов научной организации труда (базировавшихся на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда) в четырех областях: 1) нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); 2) соотношение времени и задач (результат следует достигать к определенному моменту, в противном случае вознаграждение должно быть уменьшено; 3) отбор и обучение кадров (любой предприниматель, стремящийся к долговременному успеху, должен постоянно заботиться о совершенствовании персонала фирмы); 4) стимулирование (денежное вознаграждение определяется не за деятельность, а за конечный результат труда).

В книге «Научная организация труда» Ф.Тейлор писал, что «главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника». Тэйлор Ф. Научная организация труда // Управление - это наука и искусство. - М., 1992. С. 244. Эта мысль автора (особенно её вторая часть) сохраняет свою актуальность для современного этапа реанимации рыночных отношений в России. Большое внимание Ф. Тейлор обращал на мотивацию труда, придавая особое значение двум факторам: твердому усвоению работником выданного ему задания и премии.

По мнению автора, научное управление обеспечивает справедливые интересы как рабочих, так и предпринимателей и приносит выгоду всей нации в целом только при неукоснительном претворении в жизнь «четырех великих» принципов управления: 1) разработка истинных научных основ производства, внедрение экономных методов работы; 2) профессиональный подбор и обучение работников; 3) рациональная расстановка кадров; 4) дружественное сотрудничество между администрацией и работниками.

Еще один американский организатор производства Г. Эмерсон (1853-1931) разрабатывал комплексный подход к организации управления, основные положения которого изложены в его книге «Двенадцать принципов производительности». Эти принципы излагались им в следующей последовательности: точно поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; написанные стандартные инструкции; вознаграждение за производительный труд.

Один из классиков социологии немец М. Вебер (1864-1920) немало способствовал обогащению научной концепции менеджмента, разработав «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». По мнению ученого, придававшего первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, необходимо всю деятельность, направленную на достижение стоящих перед конкретной структурой целей, расчленять на простейшие операции. Это предполагает строгое определение задач каждого из элементов системы.

Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управления специалистов (экспертов), которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах административной иерархии, то есть подчинения нижестоящих вышестоящим. Служба в системе управления должна основываться на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности. Политика в отношении кадров призвана формировать у работников «корпоративный дух», способствовать развитию их инициативы, утверждать лояльность к организации.

Наиболее ярким представителем западноевропейской школы научного менеджмента конца Х1Х - 20-х гг. ХХ в. был французский предприниматель, организатор и ученый А. Файоль (1841-1925), являющийся основателем «административной школы управления». Он определил содержание пяти основных управленческих операций: 1) предвидеть (учитывать грядущее и вырабатывать программу действия); 2) организовывать (строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия); 3) распоряжаться (заставлять персонал надлежаще работать); 4) координировать (связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия); 5) контролировать (заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).

А. Файоль выделил 14 (одинаково важных) принципов управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим целям, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. По его мнению, менеджер должен обладать совокупностью таких качеств, как интеллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей области, искусство обращения с людьми, энергичность, самостоятельность, настойчивость, чувство долга и других.

В 30-е годы ХХ века возникла теория «человеческих отношений», основной вклад в развитие которой внесли американцы Э. Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. В противовес тейлоровской концепции «экономического человека», считавшей главным стимулом деятельности работника лишь материальную заинтересованность, эта теория показала большое значение таких факторов психосоциальной деятельности индивида, как сплоченность группы, в которой работает человек, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом.

Суть концепции Э. Мэйо (1880-1949) состояла в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение на производстве. Поэтому руководители предприятий должны поставить себе на службу социально-психологические мотивы деятельности работников, ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, поскольку это обеспечивает удовлетворенность индивида своей работой и социальную стабильность общества.

Д. Мак-Грегор (1906-1964) предложил в теории и практике стилей руководства учитывать принципиальное различие двух дихотомических теорий - «Х» и «У». Первая из теорий, отражающая традиционный подход к управлению как административно-командному процессу, акцентирует внимание на трех психолого-социальных факторах: 1) обычному человеку свойственно внутреннее неприятие труда и он стремится избежать его любым путем: 2) обыкновенный человек стремится избежать ответственности и предпочитает быть контролируемым; 3) простому человеку свойственна потребность в защите и он не имеет амбиций. В соответствии с этим менеджер должен не только прибегать к принуждению и контролю, но и осуществлять определенные меры по поддержанию хорошего состояния работающего.

Исходные положения второй теории, в основе которой лежит восприятие работника как человека, обладающего определенными интеллектуальными способностями, таковы: 1) люди не являются от природы пассивными, они становятся таковыми в результате работы организации, которая плохо управляется; 2) затраты физических и интеллектуальных сил в труде являются для человека совершенно естественными, поэтому принуждение к труду, угроза наказания не являются единственным средством достижения цели; 3) человек в процессе деятельности осуществляет самоуправление и самоконтроль; 4) обычный человек при соответствующих условиях не только способен научиться принимать на себя ответственность, но и ищет возможность проявить свои способности. В соответствии с этим задача менеджмента становится качественно иной: создание оптимальных условий для наиболее полного развития интеллектуальных способностей человека в качестве гарантии повышения эффективности его труда.

А. Маслоу (1908-1970) разработал иерархическую теорию потребностей, выделив пять уровней мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей: 1) витальные, физиологические потребности (в пище, одежде, жилище, продолжении рода, дыхании, отдыхе, физическом движении и т.д.); 2) потребности в безопасности своего существования (уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.); 3) социальные потребности (в социальных связях, принадлежности к коллективу, идентификации себя с другими, общении, участии в совместной трудовой деятельности, заботе о другом и внимании к себе); 4) потребности в самоуважении (в признании достоинства личности со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, высокой оценке и т.д.); 5) духовныепотребности (в самовыражении через творчество, самоактуализации, реализации собственных способностей, дарований, задатков, талантов, то есть, полном использовании своих возможностей, составляющем смысл жизни каждого человека.

Социальная практика доктрины человеческих отношений основывалась на принципе замены индивидуального вознаграждения коллективным, экономического - социально-психологическим (создание благоприятного морального климата, повышение удовлетворенности трудом, утверждение демократического стиля руководства).

Важная роль в развитии структурно-функционального анализа применительно к проблемам социологии и психологии управления принадлежит американцу Р. Мертону (1910 г.р.), который наряду с исследованием явных и латентных функций управления ввел понятие «дисфункции». По его мнению, содержание термина «функция» отражает видимые или скрытые последствия управленческой деятельности, которые способствуют адаптации данной системы к окружающей среде, а «дисфункция» - это такие наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление системы.

Значительный вклад в развитие социологии и психологии управления внесли отечественные ученые. А.А. Богданов (1873-1928) в книге «Тектология. Всеобщая организационная наука» изложил разработанную им концепцию универсальных типов и закономерностей структурного преобразования любых систем. Основная идея текстологии как «учения о строительном искусстве» состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.

Наиболее фундаментальные достижения А.А. Богданова состоят в выявлении классов регулируемых (организуемых) и саморегулируемых (самоорганизующихся) систем, а также в выдвижении идеи биорегулятора - механизма прямого и обратного регулирующего воздействия на систему. Он сумел связать организационную (организующую) деятельность с понятием «интереса» (цели), раскрыть динамику организационных структур с формированием цели организации, которая осуществляется органом управления.

Ученый рассматривал общество как организованное целое, которое является суммой человеческих активностей, развертывающихся в природной среде. По его мнению, каждая отрасль народного хозяйства, предприятие, работник как часть организационной системы выполняет в ней и для неё свою определенную функцию. Он обосновал необходимость разработки модели единого хозяйственного плана для экономики страны, сформулировал важнейшие принципы хозяйства, показал, что устойчивость равновесия всех организационных систем определяется крепостью самого слабого звена.

А.А. Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии (науки об организации и дезорганизации жизнедеятельности), в фундаменте которой лежит сознание и самосознание. Он полагал, что познание имеющих всеобщее значение правил, норм и методов организации жизнедеятельности, ведущих к согласию и взаимопониманию, представляет огромную ценность для руководителей.

Важной заслугойвыдающегося русского социолога П.А. Сорокина (1889-1968) стала разработка теории социальной стратификации, раскрывающей формы экономической, политической и профессиональной дифференциации конкретной совокупности людей на классы, общности, слои в иерархическом ранге. Он доказал, что любая социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности. Ученый обосновал идею горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, под которой он понимал любой переход индивида (социального объекта) из одной социальной позиции в другую.

Большую роль в развитии одного из важнейших направлений социологии и психологии управления - социальной инженерии - сыграли разработки А.К. Гастева (1882-1938), создавшего доктрину «трудовых установок», под которыми понимались как конкретные рефлексы, воспитанные в результате продуманной системы трудовых тренировок, так и общее состояние организма, «настроенного» на восприятие инноваций, а главное - саму динамику перестройки работника на новый организационный лад. Ученый доказывал, что в социальной области должна наступить эпоха точных измерений, с заимствованием у естественных наук экспериментальных методик. Он выдвинул задачу превращения современного предприятия в огромную социальную лабораторию. По его мнению, научный эксперимент и техническая рационализация выступают логическим завершением перестройки самого производства.

Основная идея А.К. Гастева - «внедрение - составная часть внутренней эволюции самого производства» - стала ядром его программы нововведения. За внедрение новых форм организации труда у него отвечал штат специальных инструкторов, которые разрабатывали проект организации, проводили тщательный анализ трудового процесса, применяли новую систему, а затем занимались её отладкой и эксплуатацией.Он считал, что внедрение прогрессивных методов неотделимо от обучения работников новым приемам труда.

В 60-х - 70-х гг. двадцатого века в социологии и психологии управления стал все чаще выходить на передовые позиции системный подход, конструктивная роль которого заключается в предоставлении более широких возможностей для исследования перспектив развития определенного объекта, а также для изучения критических переменных и ограничений, возникающих в процессе взаимодействия иерархичного (многоуровневого) объекта с окружающей средой. Большой объем управленческой деятельности сложной системы обычно распределяют как по содержанию, так и по уровням менеджмента. При этом одни из форм распределения управленческой деятельности носят горизонтальный, а другие - вертикальный характер.

В 60-е гг. двадцатого века в социологии и психологии управления наряду с системным подходом многими учеными используется также ситуативный подход, в основе которого лежит понимание того, что оптимальный, эффективный менеджмент возможен только тогда, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящих перед ней задач, с её техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, определяемые с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в данное время).

Одновременно с этим в 50 - 70-е гг. двадцатого века интенсивно разрабатывался процессный (функциональный) подход, особенностью которого является повышенное внимание ученых и практиков к самоуправлению и таким управленческим функциям, как планирование, организация, руководство, координация, контроль, мотивация, принятие решений. Компьютеризация управления позволила шире применять в менеджменте количественные и статистические методы анализа и моделирование.

В начале 70-х гг. прошлого века в США возник гуманистический подход в социологии и психологии управления, представляющий известный компромисс между двумя направлениями кадрового менеджмента - управлением персоналом (парадигма человеческих отношений) и управлением человеческими ресурсами. Это в определенной мере было связано с превращением работников в собственников предприятий, что переводило отношение «работодатель - наемный работник» на такой уровень, где в отношения взаимной ответственности включаются также другие акционеры, органы государственной власти, потребители.

Согласно данному подходу, который фокусируется на человеческой стороне организации, культура рассматривается как процесс создания реальности, которая позволяет людям определенным образом осознавать события, действия, ситуации и придавать конкретный смысл и значение собственному поведению. При этом эффективное организационное развитие понимается не только как изменение структур, технологий и навыков, но и как изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.

В современном менеджменте выделяют также неклассическое направление, к которому относятся синергическая (инициирующее-резонирующая) модель и «деятельностный подход». Синергетика ориентирует управление на использование законов самоорганизации в целях повышения эффективности управляющего воздействия, открывает новые принципы построения сложного эволюционного целого из частей, то есть создания таких многоуровневых развивающихся структур из простых, когда сформированная система обладает уже иным качеством, не сводимым к сумме качеств её отдельных элементов.

При этом управление рассматривается с точки зрения определения потенциально возможных вариантов эволюции системы, выбора одного из них и инициирование предпочтительных для управляющего возможных путей её саморазвития. Синергетическое представление об управлении основывается, таким образом, на резонансном воздействии на систему или выводе её на собственный, желательный для менеджмента аттрактор развития.

В соответствии с «деятельностным подходом» социальной организацией можно управлять, опираясь на творческий потенциал людей. При этом процесс управления разделяется не просто на субъект и объект, а на определенные этапы изучения ситуации и осуществления выбора, приобретая протяженный во времени и инновационный характер, когда циклы расчетов и формализации сменяются циклами демократических процедур и креативного развития.

Еще одним перспективным направлением современной социологии и психологии управления является экзистенциональный менеджмент, который акцентирует значение личных переживаний и жизненных ситуаций субъектов действия, не поддающихся эмпирической верификации.

В последние годы развивается также инновационный менеджмент, суть которого можно определить как способ управления, который помогает человеку лучше использовать собственные возможности. Одной из его разновидностей являются такие рефлексивно-инновационные методы (помогающие открыть отдаленные горизонты совершенствования социальных систем и придать им новый импульс управленческого саморазвития на наиболее глубоком уровне), как создание средств, позволяющих организовать особое психологическое пространство (иномир), которое по своим формальным характеристикам максимально отдалено от реальности и является максимально неопределенным для профессионального и личностного жизнетворчества.

Другим направлением в области инновационных подходов является реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в таких решающих показателях деятельности организации, как стоимость продукции, её качество и других.

Здесь следует также упомянуть и неоинституциональный подход в социологии и психологии управления, который рассматривает процесс формирования и изменения структуры как рациональный, экзогенный, инвайроментально-адаптивный процесс приспособления организации к внешней среде, описываемый в терминах балансовых моделей и ориентированный на запланированный итог.

В завершение отметим, что поскольку в двадцать первом веке темпы изменения общественных условий ускоряются, возрастающую актуальность приобретает использование инновационных социальных технологий в сфере управленческой деятельности.

3. Социальная сущность управления

Законы истории, в отличие от законов природы, пробивают себе дорогу через разрозненные социальные действия людей, наделенных сознанием и волей. В связи с этим в известном смысле можно утверждать, что человексам творит свою историю, руководствуясь в своей деятельности определенными идеалами, ценностями и целями, избирая конкретные средства для их достижения. Основой всей жизнедеятельности людей является их стремление к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей на основе общественного производства, которое возможно только при определенных естественных и исторических условиях.

Естественными условиями общественного производства являются природные условия (экология) и население, а историческими (созданными человеком) условиями выступают средства труда (техника), употребление и совершенствование которых становится специфической характеристикой человеческой жизнедеятельности. Люди, определенным образом занимающиеся производством средств к жизни, вступают в определенные общественные (экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, идеологические, управленческие и др.) отношения, которые существуют объективно.

Постоянно происходящие на протяжении всей истории цивилизации качественные изменения производительных сил требовали соответствующего преобразования общественных отношений. В связи с этим апробация новых форм взаимодействия, сплочения и согласования поведения людей (на основе разделения, специализации и кооперации труда) становилась эффективным средством совершенствования социума. Однако далеко не всегда консолидация общества осуществлялась в направлении духовно возвышающего индивидов объединения на началах истины, добра и красоты.

Именно поэтому в процессе развития социума все более возрастает значение целеполагающей и ценностно-ориентирующей управленческой деятельности, определяющей такие источники, альтернативы и перспективы дальнейшего самодвижения цивилизации, чтобы её историческое развитие не совершалось с немалыми издержками дегуманизирующего характера.

Следует подчеркнуть, что управленческое воздействие осуществляется для такого изменения состояния, параметров, свойств объекта управления, которое связано с совершенствованием содержания и реализацией интересов и потребностей общностей, социальных групп и индивидов, регулированием направленности их деятельности в целях прогрессивного развития общества.

Итак, общество в целом и каждая из его подсистем вплоть до отдельной личности в процессе своего функционирования и развития нуждаются в осуществлении управления, закономерности которого призвана выявить наука. При этом важно понимать, что законы, которые формулирует социология и психология управления, регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями и/или общностями, проявляются в деятельности людей и их объединений.

Здесь необходимо отметить основные признаки социального закона: а) любой из них может вступать в действие только при наличии определенных условий; б) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; в) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно. Поскольку законы социологии и психологии управления применяются конкретными людьми и в конкретных условиях, то они проявляются как законы-тенденции.

Классификация законов социологии и психологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности различают законы, определяющие функционирование и развитие всей социальной системы как целого , и специфические законы, характерные для определенного этапа развития общества или его части: отдельного элемента социальной системы, сферы, структуры, общности, института и т.д.

Социология и психология управления рассматривает под особым углом зрения законы жизнедеятельности, общие для различных типов социальных систем (не только современных, но и прошлых), анализирует важнейшие параметры всех социально-экономических формаций и цивилизаций, поскольку любое социальное явление выступает лишь определенным моментом осуществления целостности бытия общества в его исторически особом виде. Важно подчеркнуть, что характер управления неуклонно изменялся, всегда выступал в конкретных формах, связанных со спецификой каждого этапа развития общества.

Подобные документы

    Функции социологии. Структура социологического знания. Происхождение социологии. Конт и Спенсер. История социологии в Западной Европе и в США. Социология в СССР. Современная российская социология. Виды и этапы социологического исследования.

    шпаргалка , добавлен 01.01.2007

    Специфическая особенность социологии управления, ее объект, предмет и основные задачи. Методы социологии управления. Многообразие проявлений и особенности государственной службы, исследование ее социальных проблем. Задачи, изучаемые социологией гослужбы.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2010

    Предмет и методы социологии, ее функции в современном мире, структура социологического знания и основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии. Связь социологии с философией, историей, психологией, политической экономией и правом.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2010

    Кризис управления в России. Теоретические проблемы социологии организации. Основные проблемы функционирования и развития организации. Сущность и содержание социального управления. Социология организаций как составная часть социологии управления.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Объект, предмет, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. История становления и развития социологии: становление социологических идей, классическая и марксистская социология. Школы и направления современной социологии.

    курс лекций , добавлен 02.06.2009

    Изучение понятия личности в современной психологии и социологии. Особенности психологического подхода к изучению личности. Основные определения личности в социологии. Особенности применения и интерпретации понятия "личность". Социализация и идентификация.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Социология права - одна из отраслей социологической науки, призванная исследовать феномен права с позиций социологии. Социология права как наука и учебная дисциплина. История становления социологии права. Основные научные школы социологии права.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Понятие социологии как науки, предмет и методы ее исследования, история зарождения и развития, роль Огюста Конта в данном процессе. Виды социологического знания и его основные направления. Главные функции социологии и ее место среди других наук.

    презентация , добавлен 11.01.2011

    Предмет, объект и метод социологии, ее функции и связь с другими науками. Структура и уровни социологического знания, законы и категории. Пути и основные этапы процесса социализации личности. Сущность и значение социального взаимодействия в обществе.

    учебное пособие , добавлен 11.11.2010

    Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления, как важнейшего социального института - главная функция социологии управления, ее становление на современном этапе. Модели зарубежной социологии управления и эволюция ее методологии.

Объект, предмет социологии и психологии управления

Предмет СПУ – управленческие отношения и способы управленческой деятельности. Предметная область: органы управления, социальные цели управления, исследование проблем дисциплины, ответственности, исполнительности (выражение социальных отношения).

Управленческие отношения – социальные институты, организации и индивиды. Возникают при непосредственном выполнении функций управления. УО – вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Основные виды: отношения централизма и самостоятельности, ответственность, состязательность, субординация.

Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, подсистемах или организациях. Предмет СУ – изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.

Это, кстати, текст из слайда, безбожно скопированный с

kubsau.ru/upload/iblock/bba/bbae3c0faae566b8f5195b0be8043552.doc

Задачи и функции социологии и психологии управления

Задачи социального управления:

· изучение реальных факторов социальной ткани управленческой деятельности;

· выделение приоритетных фактов;

· определение тенденций и внедрение…?

· построение наиболее вероятных направлений сценариев развития управленческой деятельности.

Функции социального управления:

· познавательная

· оценочная

· образовательная

· технологическая

· прогностическая

Основные научные подходы в социологии и психологии управления

· Социально-организационный . Центральная проблема – эффективность и надежность организации. В рамках подхода решаются вопросы целеполагания, управляемости и гибкости организации, стратегии и тактики управления, творческого и рутинного в отношениях людей и проч. Отличительная черта – взгляд на организацию как на социальный организм.

· Ситуационный . Выбор оптимального решения определяется особенностями ситуации, в которой находится объект управления.

· Творческий . Означает нацеленность социологии управления на выработку и применение оригинальных, нестандартных решений, разработку новаторских приемов, позволяющих значительно повысить эффективность управления.

· Дескриптивный . Предполагает анализ объекта социального управления, оценки его состояния и возможностей изменения. Ограничивается описанием наблюдаемых свойств.

Принципы социологии и психологии управления

1. Органическая взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления.

2. Легальность формы управления.

3. Обеспечение внутренней правовой регламентации.


4. Единство социализации и унификации процессов управления.

5. Многовариантность решений.

6. Мобильность.

7. Устойчивость.

8. Автоматизация управления.

9. Единство руководства.

Принципы взяты со слайда. Мне они не нравятся. Вот лучше:

Принцип объективности означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований.

Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как системного по логике и применяемым средствам.

Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие.

Принцип конкретности выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей.

Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач.

Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели.

Принцип законности – это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса.

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Конспект лекций

Предисловие

На сегодняшний день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления обществом, его сферами, организациями, учреждениями и т.д. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе. Современная ситуация требует уделять все большее внимание социально-психологическим проблемам управления.

Управление организационными и социально-психологическими процессами и явлениями, конкретное управление людьми, их действиями и поведением образует комплекс проблем, которые рассматриваются в данном курсе «Социология и психология управления». Значение социологических и психологических знаний для совершенствования управления обусловлено тем, что закономерности общественного развития предопределяют действия людей, преломляясь в их сознании, воздействуют на их деятельность. То есть, в процессе управления необходимо учитывать не только экономические закономерности, но и законы развития общества, психологию человека и групп.

Дисциплина «Социология и психология управления» построена на стыке двух наук. У каждой из них есть свой предмет, то специфическое, что, в отличие от других отраслей знания, изучается, исследуется. Социология - это наука об обществе, она изучает различные социальные процессы и явления в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности. Социология учитывает интенсивность, условия и тенденции развития тех или иных социальных процессов и взаимодействий.

«Социология управления» как отрасль социологической науки рассматривает действия людей в организации, особый вид деятельности по координации и регулированию их усилий, а также - особого рода отношения (управленческие), которые складываются в результате этой деятельности.

Психология изучает человека, его психику как свойство мозга, отражать объективную действительность. Мир явлений, изучаемых психологической наукой, сложен и многообразен. В него входят формы, механизмы и содержание психического отражения, психические процессы, состояния и образования личности. Одна из отраслей психологической науки - «Психология управления» - ставит своей целью рассмотрение психологических проблем управленческого труда, управленческого взаимодействия между людьми, личности руководителя, его деятельности в различных сферах и на различном уровне.

Если предметом «социологии управления» являются управленческие отношения, то «психологию управления» интересует, главным образом, психологические аспекты управленческих отношений, функционирующих в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности.

Организационные и социально-психологические аспекты управления представляют собой знание того, как работать с людьми, воздействовать на них, управлять ими. Через управление людьми, осуществляется и управление экономическими и техническими объектами. В этом смысле управление организационно-психологическими процессами является исходным пунктом воздействия на экономические и технические процессы.

Особенностью настоящего курса является ориентация на студентов, имеющих определенный запас знаний по общей социологии и психологии, но незнакомых с теорией управления.

Цель курса заключается в формировании у студента системных представлений о социально-психологических закономерностях управленческой деятельности, в раскрытии специфики использования социально-психологических знаний в структуре деятельности менеджера, в освоении навыков анализа социально-психологических принципов, лежащих в основе эффективного управления.

Тема 1. Феномен управления – общее представление и многообразие видов.

1. Понятие управления: содержание и разновидности

2. Специфика социального управления

1. Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем не может заниматься одна какая-нибудь наука. Разные дисциплины рассматривают, выявляют различные проблемы управления. Эти дисциплины условно можно объединить в группы.

Прежде всего, это кибернетика - наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место в разных средах (социальных, биологических, технических). Теоретические положения данной науки имеют методологическое значение для других дисциплин, являются ориентиром при изучении специфических особенностей управления. Кибернетика дает общее определение управлению, как «функции организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы и поддерживает определенный режим ее деятельности».

Далее, теория управления (менеджмент), которая разрабатывает и определяет принципы, механизмы и функции управления, а также особенности и методы эффективного управления. И группа общественных наук: социология, психология, экономика, правоведение. Для них управление как социальный феномен выступает объектом изучения, но каждая из этих наук пытается выделить свой собственный предмет анализа управления. Надо заметить, что границы этих дисциплин размыты и, иногда, трудно провести демаркационную линию. Вот и в задачу данного курса входит обозначение границ дисциплины «Социология и психология управления».

Нас будет интересовать управление обществом как целостной, динамической, самоуправляемой системой. Все закономерности кибернетики распространяются и на общество как на социальную систему, т.е. управление - это свойство, внутренне присущее обществу.

Одна из таких закономерностей заключается в том, что система делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления.

Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине - управляющее устройство, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.

Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название – целеполагание. В данном процессе система управления обществом получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие.

Содержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями.

Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы. Оно присуще только социальным и биологическим системам. Характеризуется оно автономным функционированием данной системы, принятием ею решений по внутренним проблемам.

Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:

Биологическое - управление процессами, протекающими в живых организмах;

Техническое - управление техническими процессами в машинах и устройствах;

Социальное - управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.

Именно последний вид управления является объектом изучения общественных наук.

В свою очередь управление обществом различается на экономическое управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление - это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на ту область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д.

Существуют и частные виды управления: ведомственное – муниципальное; централизованное – децентрализованное; коллегиальное – единоначальное; стратегическое – тактическое; волюнтаристское – партисипативное и т.д. Эти виды описывают различные учебные дисциплины, начиная от «Менеджмента» и, заканчивая – «Правовыми аспектами государственного регулирования».

Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.

2. Целенаправленное воздействие на общество принято называть социальным управлением. Следует различать понятие «социальное управление» в широком смысле слова, которое предполагает упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие общества. Социальное управление имеет специфические черты, которые обусловлены социальной природой данного явления. Так, оно занимает определенное место в рамках социальной системы, выполняет соответствующую функцию по отношению к этой системе и включено, через средства материальной и духовной культуры, в контекст социального процесса.

Например, если экономическое управление (или управление экономикой как самостоятельной системой) предполагает приведение деятельности людей в соответствие с экономическими закономерностями, то социальное управление - в соответствии с социальными закономерностями. Эти закономерности являются результатом взаимодействия всех сфер жизнедеятельности человека, а значит, социальное управление определяет целенаправленное воздействие на все общество, а не на отдельные его компоненты (экономику, политику, идеологию и т.д.).

Не всякое управление в обществе можно называть социальным, так, управление техническими системами, автоматикой, или воздействие на природные явления, или единичные влияния человека на других людей, наконец, на самого себя – все это другого рода воздействия.

Под "социальным управлением" в узком смысле понимают управление социальной сферой как неким «пространством» жизнедеятельности, где обеспечивается воспроизводство, развитие и самореализация социального субъекта (индивида, группы, общности) и регулируется его взаимодействие с другими социальными субъектами.

Таким образом, с одной стороны, под социальным управлением понимают особый вид социальной деятельности, взаимодействия между субъектом и объектом управления, целью которого является обеспечение единства и согласованности совместных усилий людей для решения социально значимых задач. С другой стороны, понимают – воздействие на социальную сферу, целенаправленное изменение общественного положения и образа жизни социальных групп, а также обеспечение условий жизнедеятельности человека.

Смысл явления, в том числе и управления, станет яснее, если обратить внимание на его истоки, его происхождение (генезис). Сам термин «социальное управление» появился в общественных науках совсем недавно – в 70-е годы 20 века, но механизмы, регулирующие отношения в обществе, тем не менее, существовали всегда, ведь жизнь наших далеких предков должна была каким-либо образом «упорядочиваться».

В первобытном обществе основным фактором этого упорядочивания являлся инстинкт самосохранения, выживания. Порядок поддерживался системой табу (жестких запретов). На основе табу складывалась система обычаев и традиций, т.е. главным регулятором общества были традиции, а тип управления обществом получил название "традиционного".

Традиции являются первым способом накопления социальной информации (в орудиях труда, в способах их применения). Они не формируются сознательно, а возникают как следствие их приспособления к действиям природных и социальных закономерностей. Важная особенность «традиционного типа» заключалась, во-первых, в его консервативности, так как оно ориентировалось на воспроизводство прошлого опыта, а новшества и изменения рассматривались как подрыв всего уклада жизни. И, во-вторых, в его стихийности (спонтанности): от человека не требовалось осознания программ жизни, да и не было социальных институтов, которые занимались бы разработкой подобных программ.

Этот этап развития общества длился многие тысячелетия, черты общества изменялись и требовали новых общественных регуляторов. С одной стороны, такими регуляторами становятся нормы и право, которые определяли границы поведения отдельного человека. С другой стороны, главной управляющей силой социальных отношений становится рынок.

Данный механизм управления менее консервативен, ибо рынок задает направление деятельности человека и способы ее реализации. Эта деятельность не так регламентирована как в традиционном механизме.

Другой особенностью данного механизма является то, что в это время управление превращается в особый вид деятельности. Из-за усложнения экономических процессов, охвативших массу участников, понадобилось выделение особого разряда людей, которые занимались бы урегулированием и регламентацией человеческих отношений.

Закономерности регулирующие общество в виде обычаев, традиций, норм, рынка, если не познаны человеком, то действуют спонтанно (или стихийно), как столкновение случайных единичных актов, которые автоматически воздействуют на систему и упорядочивают ее. С познанием человеком этих закономерностей появляется новый тип механизма регулирования. Познание закономерностей происходит посредством развития науки, отсюда название данного типа – «научное» или «рациональное» управление. Произошло это в середине 19 века, а востребовала данный тип управления обществом сама реальность, управленческая практика.

Главная отличительная черта этого типа - появление субъекта управления, который формировался, имел свою структуру, создавал специальный аппарат, задачей которого являлось выработка целей общественного развития и нахождение способов их реализации. Основное в рациональном управлении - последовательность и осознанность, целеполагание и планирование.

Таким образом, урегулирование и регламентация человеческих отношений присущи любому этапу развития общества, но каждому этапу соответствует определенный тип воздействия, тип "социального управления".

Тема 2. Социология и психология управления, – основные понятия и содержание.

1. Предмет дисциплины «Социология и психология управления»

2. Управленческие отношения

1. Уже говорилось о том, что общественные науки изучают управление в качестве социального феномена. Дисциплина "Социология и психология управления" пытается обозначить границы своего предмета изучения. Односложно указать границы данной дисциплины невозможно, ибо каждая из этих наук имеет собственный предмет анализа.

Остановимся на предмете социологии управления. Данная дисциплина рассматривает процессы управления через призму социологии (социологического анализа), то есть, все взаимодействия в управлении определяются в значении социального. Специфика социального проявляется в том, что единый процесс жизнедеятельности общества творится многими субъектами (личностями, группами, общностями), каждый из которых преследует особые цели, занимает определенное место в системе, находится в определенных отношениях. Теоретической основой данной дисциплины является социология (как, например, политэкономия является теоретической основой экономического управления).

Социологический подход направлен на выявление социальной сущности управленческой деятельности, на выявление управления как способа организации совместной деятельности людей. Интерес к данному подходу обусловлен двумя моментами: социология, с одной стороны, может пролить свет на закономерности отдельных элементов управленческой деятельности и, с другой - помочь в решении практических задач управления, посредством использования методов социологической науки (социологических исследований).

Предметом социологии управления являются управленческие отношения, а также способы управленческой деятельности как особого вида взаимодействий и связей между людьми. Возникают управленческие отношения только в рамках организованной деятельности, которая всегда подчинена определенным нормам и правилам. Проблематика данной дисциплины обширна: взаимодействие формальной системы отношений и стихийного поведения людей; роль руководителя в построении неформальных отношений; стиль руководства; мотивационные и коммуникативные механизмы взаимодействия руководителя и подчиненного; организационная культура как система ценностей и норм коллективного поведения и т.д.

Определенные отношения и связи в организации в процессе управления окрашены психологическими особенностями, ибо они (эти отношения) возникают между людьми. Поиском и изучением данных особенностей занимается психология управления. Предметом данной дисциплины является совокупность психических явлений и отношений в организации, то есть, психологический аспект управленческих отношений и управленческой деятельности.

Основная проблематика психологии управления: психологические факторы эффективности управленческой деятельности; межличностное общение; психологические особенности процесса принятия решений; проблемы лидерства; психологический климат организации; оценка личности руководителя и подчиненного и т.д.

Таким образом, дисциплина "Социология и психология управления" призвана обеспечить подготовку менеджера, сформировать и развить социально - психологическую культуру, создать предпосылки понимания важнейших проблем управления: понимание природы управленческих процессов, представления об ответственности руководителя, знание способов повышения эффективности управления, умение строить отношения с людьми в организации.

2. Предметом изучения данного курса являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления).

Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность. Управленческие отношения присутствуют в этих сферах, но сохраняют специфический характер.

Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т.д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических отношений – создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.

Следующая особенность управленческих отношений - они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.

Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива. Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование и распорядительство; с другой – исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными.

Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.

Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов. Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.

Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

В настоящем пособии представлен курс «Социология и психология управления» для всех педагогических специальностей. В книге раскрывается социально-психологическая проблематика управления педагогическим коллективом, рассматриваются психолого-педагогические аспекты взаимоотношений людей в процессе организованной совместной деятельности.
Главное внимание уделяется описанию деятельности руководителя - носителя управленческих и психолого-педагогических функций. Отличительной особенностью пособия является стремление определить конкретные психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия людей в совместной организованной деятельности.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть также полезно педагогам, руководителям организаций и всем, интересующимся вопросами управления.

Определение понятия личности.
Понятие личности - недавнее приобретение человечества. Правильнее было бы написать - современное восприятие личности, которое сформировалось в эпоху Просвещения в связи с пониманием и толкованием прав человека.

Вот как описывает Н.В. Гоголь личности дам города N в «Мертвых душах»: «Автор чрезвычайно затрудняется, как назвать ему обеих дам таким образом, чтобы опять не рассердились на него, как серживались встарь. Назвать выдуманною фамилией опасно. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, благо велико, кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть, станет говорить, что автор нарочно приезжал секретно, с тем чтобы выведать все, что он такое сам, и в каком тулупчике ходит, и к какой Аграфене Ивановне наведывается, и что любит покушать. Назови же по чинам - боже сохрани, и того опасней. Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе. Достаточно сказать только, т.е. в одном городе глупый человек, это уже и личность; вдруг выскочит господин почтенной наружности и закричит: "Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп", - словом, вмиг смекнет, в чем дело».

Но вернемся к теме лекции. Современное понимание личности не исключает рассмотрения ее развития, динамики, изменений. Но эти изменения и это развитие связаны не с переходом из состояния «не-личность» в состояние «личность» (напомним изречение «личностью не рождаются, личностью становятся»), а с динамикой самой личности, структурой ее свойств, ее отношением к миру и себе самой. Еще раз повторим: для социологии и психологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью или является ли личностью ребенок? - именно потому, что для нее каждый человек в любом его состоянии - это личность в ее проявлении или на определенной стадии развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
От автора 6
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Лекция 1. Научный статус курса «Социология и психология управления» 8
1. Цель и задачи курса 8
2. Человеческий фактор как понятие курса «Социологии и психологии управления» 9
3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин 10
Лекция 2. Методы социологии и психологии управления 17
1. Диагностические методы 17
2. Регулирующие методы 22
3. Особенности применения социально-психологических методов в практике педагогического управления 25
РАЗДЕЛ II. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 3. Личность работника 29
1. Определение понятия личности 29
2. Структура свойств личности 32
2.1. Органические свойства 33
2.2. Психические свойства 43
2.3. Социальные свойства 46
Лекция 4. Динамика и развитие свойств личности 51
1. Возрастные изменения 51
2. Функциональные изменения 53
3. Изменения в процессе обучения и воспитания 56
4. Изменения в процессе саморегуляции 59
Лекция 5. Группа и коллектив 63
1. Виды групп 64
2. Основные направления и методы изучения групп 67
3. Изучение коллектива 69
4. Стадии развития коллектива 71
Лекция 6. Личность в группе 73
1. Виды отношений в группе 73
2. Формы взаимовлияния людей в процессе общения 76
3. Совместимость людей в группе 80
4. Лидерство в группах 82
5. Кто становится лидером? 84
Лекция 7. Образовательное учреждение как социальная организация 89
1. Организация и коллектив 89
2. Основные направления в исследованиях организации за рубежом 91
3. Развитие представлений об организации в отечественной практике социального управления и в управлении учебными учреждениями 97
3.1. Этап организации рациональной бюрократии 98
3.2. Этап псевдобюрократической организации 100
3.3. Этап динамической организации 102
4. Виды организаций 103
Лекция 8. Личность в организации 106
1. В какой организации лучше работать 106
2. Авторитет личности 109
3. Специфика деятельности педагога-руководителя 110
4. Стиль руководства и условия его эффективности 112
4.1. Факторы и условия, определяющие эффективность стилей руководства 115
РАЗДЕЛ III. ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 9. Мотивация труда 121
1. Проблема мотивации труда 121
2. Основные решения проблемы мотивации труда в зарубежной науке 122
2.1. Взаимозависимость мотивации и производительности труда 123
2.2. Мотивация, основанная на социальной потребности работника 125
2.3. Теория мотивации труда Ф.Герцберга 126
2.4. Итоги анализа развития идей мотивации труда 130
3. Психологические условия, способствующие инициативно-творческому и ответственному отношению к труду 131
Лекция 10. Конфликт в организации 134
1. Оценка роли конфликта в жизни организации 134
2. Разновидности конфликтов 136
3. Формы поведения руководителя в конфликтных ситуациях 139
4. Возникновение и разрешение конфликта 141
Лекция 11. Выработка и реализация управленческого решения 145
1. Специфика управленческого решения и виды управленческих задач 145
2. Основные этапы подготовки и реализации управленческих решений 149
2.1. Сбор необходимой информации 149
2.2. Поиск решения 151
2.3. Принятие решения 154
2.4. Организация исполнения 158
2.5. Контроль за исполнением решения 162
3. Деловое совещание как коллективная форма выработки управленческого решения 164
Лекция 12. Управление движением кадров 168
1. Основные тенденции в работе с кадрами 168
2. Основные направления кадровой работы 171
3. Планирование карьеры 174
3.1. Методы планирования карьеры 174
3.2. Стратегии работы с кадрами 177
Заключение 181
Приложение 183.

М

23 91

инистерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра социальных технологий и права

Социология и психология управления

Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»

всех форм обучения

Составитель: Г. И. Бубнова

2 009

Социология и психология управления: методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения / составитель: Г. И. Бубнова. – Самара: СамГУПС, 2009. – 34 с.

Утверждены на заседании кафедры 14.05.2009 г., протокол № 9.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

Методические материалы включают в себя планы семинарских занятий с тезисами по вопросам курса, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и вопросы для самопроверки.

Составитель: Бубнова Галина Ивановна

Рецензенты: к.полит.н., доцент кафедры «Общегуманитарных наук» СИБиУ Т. В. Лазарев;

к.ист.н., профессор, зав. кафедрой «Социальные технологии и право» СамГУПС В. П. Маслов

Редактор И. А. Шимина

Компьютерная верстка Е. А. Самсонова

Подписано в печать 14.07.2009. Формат 60×90 1/16.

Усл. печ. л. 2,1. Тираж 100 экз. Заказ № 156.

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2009

Тема 1. Управление как общественное явление

    Социология и психология управления как отрасль общесоциологического знания.

    Феномен управления в истории.

    Объект, предмет и методы социологии и психологии управления.

Литература

    Бабосов Е. М. Социология управления. Минск, 2001. Гл. 1.

    Карпов А. Психология управления. М., 2007.

    Кравченко А. И. Социология менеджмента. М., 1999. Введение, Гл. 2.

    Ромашев О. В., Ромашева Л. О. Социология и психология управления. М., 2001.

    Франчук В. И. Основы общей теории социального управления. М., 2000.

Темы докладов и рефератов

    Роль управления в развитии человека и общества.

    Управленческие революции в истории человечества.

Вопрос 1

Этот вопрос предполагает рассмотрение становления и развития социологических и психологических концепций и науки управления.

До возникновения теории управления правители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Например, действия Петра 1, который совершал реформы, считал их текущими делами, а не реформой.

Такой подход в практике управления, который господствовал до ХХ столетия, называется ситуативным, или управлением по обстоятельствам.

Управленец фактически перестает управлять событиями, и «плывет по течению». Ситуативный подход необходим и оправдан, особенно когда использование прежнего опыта заведомо рискованно.

В повседневной жизни на вопрос «Что делать?» отвечает теория управления. Эта наука изучает процессы управления, а также принципы эффективного управления. В литературе существуют различные подходы к управлению:

Управление как наука;

Управление как искусство;

Управление как функция;

Управление как процесс;

Управление как аппарат.

Значение любой науки определяется целями и функциями.

К целям теории управления следует отнести изучение типичных фактов управления, определение основных тенденций развития, построение вариантов и сценариев управления, формулирование рекомендаций по совершенствованию.

Функции, которые выполняет наука управления, сводятся к оценке, прогнозу, идеологии и практике разработки рекомендаций.

В современной научной литературе нет однозначного определения понятия управления.

Это и планирование, и контроль, и принятие решения, и государственное регулирование и управление обществом, т. е. все зависит от позиции исследователя.

Управление включает три аспекта:

    институциональный – «кто» «кем» управляет;

    функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;

    информационный – «чем» осуществляется управление.

Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?

Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т. п. Менеджеры предназначены для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

В процессе исследования общества становилось ясно, что теория управления и вся совокупность управленческих дисциплин не могут отвечать на многие вопросы. В свою очередь, общая социология мало касалась практически значимых задач управления. Поэтому и будет формироваться социология управления как результат взаимодействия теории управления, общей социологии, ряда других норм и дисциплин.

Возникновение социологической отрасли знания об управлении обязано, прежде всего, Винсену де Гурнай, который еще в 1745 г. ввел термин «бюрократия», обозначив так государственный аппарат.

Новое научное направление обязано и Вудро Вильсону (1856–1924), выдвинувшему принцип разграничения государственной деятельности на политическую и административную.

Наконец, становление социологии управления обязано Максу Веберу (1864–1920). Он провел систематизированный анализ государственной бюрократии на основе «идеального типа» администрирования. Подлинной профессией настоящего чиновника не может быть политика. Чиновник не должен делать именно того, чем занимается политик – бороться.

Веберовская модель «идеальной бюрократии» была подкреплена школой «научного менеджмента» в начале ХХ века (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль).

Общим знаменателей двух научных дисциплин – социологии и управления – стал интерес к личности как к объекту изучения или управления.

Социологический подход предполагает рассмотрение управления:

Как процесса координации и организации объекта управления с помощью социальных институтов управления;

Как социального института;

Как типа социального взаимодействия;

Как формы человеческой жизнедеятельности.

В хозяйственной деятельности нельзя обойтись без учета психологических факторов, поэтому психологическая подготовка руководителя любого звена сегодня становится острой необходимостью, важнейшим критерием его профессионализма.

Психологические взаимоотношения руководителя и подчиненного, деловое общение, коммуникации – важнейший объект деятельности каждого менеджера.

Поэтому любой вид управления должен иметь психологическое обеспечение. Этим и занимается психология управления. Главная задача этой дисциплины – социально-психологическое регулирование деятельности трудовых коллективов.