Словесная импровизация. Приемы словесной импровизации. Меняйте тему по последнему слову

Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства Пожарская Александра

Как Мастер впросак попал. Приемы словесной импровизации

Как поживал наш Мастер после того, как массу рубах да костюмов подобрал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнечному делу, а с подвывертом, знаете ли!

Как вам удалось стать таким успешным Мастером?

– Ну-у… Это… Просто работать надо, вот и все!

Ваши изделия – это результат какой-то методики или импровизация?

– Чего? Какая импровизация?..

А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы к нему относитесь?

Вопросы, вопросы, вопросы… Слова ведь нужны, чтобы отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули?

И досада взяла Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер любил точность во всем, а тут на тебе! Темы незнакомые, законы какие-то… ремесла другие… все-то им интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Посмотрел тот мериканец на Мастера: «Да-а, – говорит, – могу помочь и плату с тебя совсем небольшую возьму. Выполняй все задания мои, что буду тебе давать. И получишь успех и счастье!»

И рассказал он Мастеру вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает

Оставим Мастера у учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции («знаю отлично»!), а сколько нам приходится импровизировать («знаю не очень»)?

50 на 50? Больше заготовок? А может, неподготовленных речей?

Вы видели ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хотите так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации (СИ) .

Это умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел таким навыком, это не составило бы для него труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют «генерацией бреда». Да, есть люди, которые много и не по делу говорят не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не толкутся за сценой, т. е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда двое: оратор ведет в танце, аудитория следует за ним.

Словесная импровизация используется фактически во всех сферах публичных выступлений или повседневного общения. Судите сами.

1. Ответы на вопросы. Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И вдруг бац – вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в том числе каверзных, вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету, в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную, более близкую вам тему, а затем плавно перейти к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче, слушателям интереснее!

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как вы считаете, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из вас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай бог, забывал – катастрофа: «Что там у меня дальше в тексте-то? Э-э…»

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться следует по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ освобождает от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко, на высокой энергетике, размахивал руками, зажигал, призывал! А затем… подбегал обратно к кафедре и… про себя быстро читал, что же там далее по тексту…

Потом опять выбегал, зажигал… И так раз пять в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи»?

Тезис звучит следующим образом: невозможно, работая на высокой энергетике, пользоваться при этом бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы выступление выглядело искренним и непринужденным.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху – снизить страх

Владение навыком словесной импровизации позволяет справиться с волнением. Человек выходит на сцену, зная, что он найдет нужные слова!

Вы можете быть менее осведомленными (такое порой случается), но вас спасет умение вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа

Однажды ко мне на тренинг пришла девушка и рассказала вот такую историю: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!

Потренируемся?

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов, или этапов.

Пять конкретных танцевальных шагов (упражнений) по овладению словесной импровизацией

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть его в один мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Упражнение 1. Буги-вуги в стиле 8 ног

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие, интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вновь обратившись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т. д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают, как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида транспорта, как самолет.

Итак, лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить хотя бы 3–5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «Успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т. п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап «извержения» идей методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Упражнение 2. Степ и чечетка

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с вами, читатели, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации не приходят в голову.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о так называемом железном занавесе), сейчас во всей красе открыта нам в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать? Беремся за естественность ! И так далее. Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее! И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Итак, вы снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Упражнение 3. Танцевальный вызов

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма не только успевал отбивать такт, но и бросал вызов аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории : закрытый (требуется ответ да/нет) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш во времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «Самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Вы согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому, что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Для того чтобы потренироваться, посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например свобода: «Считаете ли вы себя свободным человеком?», люди и птицы: «А вы помните миф о Дедале и Икаре?» И продолжаете до конца списка. Создаете трехминутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Вопросы в зал

Помните ли вы цитату, приведенную в начале нашего алгоритма: «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»?

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Упражнение 4. Спонтанная хореография

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать!

Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при выработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Итак, берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку, и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока», или «скажите “А”…» Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

СИ – процесс, который позволяет достать из сознания уже имеющийся багаж знаний!

Упражнение 5. Танго для продвинутых

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… Но «читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое сумасшедшее, что нам всем просто некогда это делать.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если хотите большего, дорогие читатели, следуйте за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием осознанной спонтанности является встраивание новых знаний (не обязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!). Содержание: не художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, истории, а также публицистика и т. п.).

2. Пролистываете книгу по методике: обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете всю книгу без остановки. Пробегая глазами только ключевые моменты. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захотите прочесть книгу внимательнее – приготовьте заранее закладки, а затем, когда будет время, вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

3. Пролистав таким образом одну книгу, вы рассказываете ее содержание – все, что запомнили, минимум трем разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (выделите его заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную книгой тему.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания, и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

СИ – рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Подытожим

СИ – это и база приемов, и процесс извлечения знаний.

Словесная импровизация как мозговой штурм: прием «Ассоциации».

Словесная импровизация как мозговой штурм: прием «Переход по последнему слову».

Словесная импровизация как мозговой штурм: прием «Вопросы в зал».

Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

Словесная импровизация как фрейм – рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурированной и при этом живой, яркой, необычной!

Из книги Бизнес по-еврейски 4: грязные сделки автора Рыбалка Александр

МАСТЕР – «ЗОЛОТАЯ РУЧКА» И никакого мошенства! Помнится, так любил приговаривать некий Мустафа из памятного старшему поколению фильма «Путёвка в жизнь». При этом он изымал из карманов доверчивых граждан кошельки, да и вообще что попадется…– Ловкость рук!..У нас в Эйкафф Джон

Мастер-класс Это вечерний семинар или вебинар длительностью два-три часа.Люди приходят на мастер-класс, чтобы за небольшие деньги послушать вас, посмотреть вашу продающую презентацию и получить хоть какие-то знания. Большинство будет не удовлетворено тем, что на

Из книги Истоки нейро-лингвистического программирования автора Гриндер Джон

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства автора Пожарская Александра

Из книги Как легко поставить собеседника на место автора Чесс Ричард

Как Мастер метасообщения примерял Со временем у нашего Мастера в шкафу скопилось много парадных костюмов для отличных выступлений. Если раньше он все в одном да в одном выходил и значения этому не придавал, то потом разбираться стал, к чему этот костюмчик подходит, с чем

Из книги Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности автора Крегер Отто

Как Мастер текст читал. Приемы работы с текстом Все более сложные и замысловатые тексты придумывал Мастер для своих уроков, все больше фактов и цифр надо было запоминать, а иногда даже брать листочек с текстом в руки и читать.Но что-то все время происходило со слушателями:

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Глава пятая. Методы словесной атаки и парирования Чтобы наносить словесные удары и отбивать у собеседников желание уколоть вас, надо, как мы говорили раньше, обладать гибким и живым интеллектом, широким кругозором, большим словарным запасом, знаниями, уверенностью и

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Иррационалы (Р): сторонники импровизации Когда австралийцы отвечают: «Без проблем», они говорят как иррационалы – люди, которые кажутся остальным беспечными и на все согласными. У них всегда много начатых проектов, но мало завершенных. Если вы иррационал, вы склонны к

Из книги автора

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того , на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .

Каким образом?

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми . Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F . Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G .

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами .

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

То есть для того, чтобы построить пентатонику , вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре , и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Навыки импровизации нужны каждому человеку. Хотите быть , научиться общаться с людьми, развить ораторские навыки? Перечисленные далее в статье способы помогут чувствовать себя как рыба в воде практически в любой ситуации, хотя предназначены в первую очередь для тех, кто обучается актерскому мастерству. И, кроме того, повысят творческие способности и .

Убедитесь, что делаете то, чего от вас ожидают

Импровизация на сцене не стоит и гроша, если вы делаете что-то совершенно оригинальное и ненужное. Ваши партнеры по сцене должны примерно представлять, чего от вас ждать, поэтому не ставьте их в неудобное положение.

Придерживайтесь темы

Хорошая импровизация имеет тему. Вам не просто говорят «Придумайте что-нибудь», а задают определенную тему и рамки.

Чем дальше отклоняетесь от темы, тем сильнее распыляетесь. Сцена теряет всякий смысл и напоминает хаотичное движение, а еще хуже - жизнь. Помните, что драматическая сцена не живет по тем же законам, что и жизненная.

Если вы находитесь в стоматологическом кабинете, то, пожалуйста, не пытайтесь «зайти» в кардиологию. И не наделяйте себя суперсилой, это считается доминированием и не нравится другим актерам.

Не пытайтесь быть забавным, если это не предусмотрено условием

Да, - отличное оружие, но попытайтесь увидеть грань между:

  • Ты смешной!
  • Ты смешон!

Попытка быть забавным может окупиться разве что в случае, если вы играете один. В противном случае ваш партнер вместо игры будет с сожалением смотреть на вас. Желание быть смешным смотрится ужасно как в реальной жизни, так и на сцене.

Будьте естественным

Это значит концентрироваться не на аудитории, а на себе. Правда движений чрезвычайно важна, ведь любая фальшь будет распознана.

Подумайте о том, как ведет себя ваш персонаж в спокойной и стрессовой ситуации. Выясните, в чем состоят ключевые отличия: тембр голоса, позы, манера речи.

Справьтесь со страхом

Многие люди занимаются импровизацией лишь потому, что хотят уничтожить свой страх выступления перед аудиторией. Поэтому для начала выступайте перед своими знакомыми. На самой сцене страх является убийцей любой драматической ситуации (только если это не предусмотрено).

Помните, что если вы испытываете страх, то и ваш персонаж тоже. Это по сценарию?

Подыгрывайте

Если партнер говорит «Я лучший художник в мире», то никогда не отвечайте «Правда? Я думал ты занимался музыкой», даже если решили это заранее. Именно это и есть импровизация. Вы реагируете на действие партнера, а не продумываете как пойдет сцена и пытаетесь склонить ее в ту или иную сторону.

Если вы хотели закончить сцену дракой, а назревает мировая, примите это. Данный подход будет более гармоничным.

Не делайте ничего жестокого или слишком сумасшедшего

Обычно после таких действий сцена прерывается. Люди настолько входят в роль, что начинают переходить всякие границы. Не кричите и не переигрывайте, чтобы сцена казалась более естественной.

Расслабьтесь и наслаждайтесь собой

При расслаблении в актерской игре наступает свобода и правда движений. Поэтому практикуйте медитацию и духовные практики, чтобы всегда оставаться спокойным. Кроме того, и вы сможете быть настоящим и искренним.

Помните, что актерская игра и импровизация должны приносить удовольствие, а не быть вынужденными.

Вживитесь в роль

Плохие импровизаторы играют сами себя, поэтому теряется суть импровизации. Никто не требует от вас уровня мастерства Роберта Де Ниро, просто подумайте о том, как ваш персонаж двигается, о чем думает, как реагирует на ситуации и что чувствует. Этого уже достаточно для интересной сцены.

Упражняйтесь в актерских играх

В интернете существует масса игр и упражнений, которые развивают актерские и импровизационные навыки. Вы можете найти их как на отдельных сайтах, так и на YouTube. Второе предпочтительнее, потому что вы будете видеть, как действуют профессионалы.

Помните, что импровизация нужна не только актерам. Мы все так или иначе актеры и применяем эти навыки в своей жизни. Тот, кто справляется хорошо, получает работу получше, знакомится с нужными людьми и чаще достигает своих целей. Это тот навык саморазвития, который необходимо развить каждому из нас.

Желаем вам удачи!

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Что важно для импровизации?

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в ) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).

Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.

Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Основные методы или приёмы импровизации

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.

Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • -ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и !

Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев – известный пианист импровизирует на тему песенки “В лесу родилась ёлочка”!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!

Я всегда, в силу ума и фантазии, много времени проводил в мыслях о будущем.

И всегда, в силу профессионального опыта рефлексии и склонности к аналитике, уйму мыслей отправлял в прошлое. Но все чаще, занимаясь у одного из лучших тренеров страны, создавая собственный стиль жизни (импровизация), ежедневно ставя себе планку в бизнесе и ежегодно в отношениях, учился быть в настоящем.

В качестве иллюстраций к своей статье Демьян выбрал фотоимпровизации Петра Ловыгина про Луи Армстронга и его путешествие по современной российской глубинке. Петр - один из первых авторов, вошедших в коммьюнити импровизаторов.

Я не раз говорил «давальщикам» (от психологии), что жить надо «здесь и сейчас». Я изучил много практик о том, как достичь такого состояния, но по-настоящему понял, о чем это, разыгрывая очередное очко в теннисной партии.

Раньше, когда я концентрировался - я напрягался. Тут же. Моментально. И не мог выиграть. Потому что камень подвижен, только когда его кидают:) А когда расслаблялся - я становился рассеянным. Ну, правильно, для меня это были противоположные состояния: концентрация и расслабление. И потребовались годы в жизни - 34, в теннисе - 5), чтобы хоть иногда научиться быть одновременно в обоих состояниях. И тогда я стал побеждать.

Как это все применить в жизни? Разбираемся вместе.

Слышать мастеров

Однажды я, сидя на скамейке в парке, невольно подслушал беседу барона Мюнхгаузена с Абрахамом Маслоу о зрелых личностях. Экспрессивный Маслоу считал, что они составляют около 1 % населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. На вопрос барона, что конкретно их отличает, он мгновенно перечислил:

  1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
  2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
  3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
  4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
  5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
  6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
  7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
  8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
  9. Чувство общности с человечеством в целом.
  10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
  11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
  12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются
  13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
  14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
  15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Барон на это, помнится, что-то возразил, но я уже был настолько ошеломлен потоком мыслей, собственных идей и намерения действовать немедленно, что уже не слушал собеседников, а лихорадочно записывал новый план развития моей компании...


С тех пор задача импровизационных проектов, которые делает команда корпорации Tour De Gra ™ каждый месяц, - увеличить процент зрелых людей.

Быть импровизатором

Импровизация - это стиль жизни Дурака. Яркий взгляд, высоко поднятая голова, уверенный шаг и абсолютное доверие пути. Дурак знает, чего он хочет, но не знает, как к этому придет. Ему плевать на опыт других людей. Он ищет свой. Ему не знакомы сомнения, ведь он и так не знает ничего.

Он очень трудолюбив, но со стороны кажется, что ему все дается даром. Он эмоционален настолько, насколько развит. Он отрицает логику, потому что та задерживает его. Он восхищается вещами, которые остальным кажутся неважными.

Он достигает высоких результатов там, где другие и не мыслят себя. Но он даже не в состоянии оценить свой результат, потому что двигается дальше. Его счастье - в его неведении. Его счастье - не результат, а следствие. Он счастлив, хотя, говорят, все время делает что-то не то. Он Дурак.


Импровизация и дисциплина всегда идут рядом. Должны идти рядом. Каков смысл твоей импровизации, если ты и так по жизни разболтан и хаотичен? Ты и импровизацию используешь лишь как оправдание собственной рассеянности. И не достигнешь ничего, и устроишь в каждом стакане бурю воды.

По сути, импровизаторы - самые дисциплинированные люди на земле. Подумай: им нужно не только организовать свое дело, им нужно общаться с большим числом людей, нужно организовать свое время, чтобы выделить 2-3 часа на новое дело. Им нужно просто иметь это время на импровизацию - иначе откуда они его возьмут? Им придется отобрать это время у запланированных дел. А это будет означать хаос и нарушение обязательств по отношению к самому себе.

Импровизация должна быть качественной - то есть приводить к важному для тебя результату. Кроме наслаждения самим процессом - а это отдельное качество, тоже важное - ты с помощью импровизации и интуиции находишь верное решение проблемы. Например, меняешь себя. Растешь в приключениях. Обновляешь отношения. Учишься новому ремеслу. Познаешь новую личность.

Но как импровизация может быть качественной, если ты хаотичен, если ты безОБРАЗен, если ты не определен в жизни? Только твой опыт, твой профессионализм или стремление к нему, только твое знание дела позволят создать красивую импровизацию. Иначе ты будешь только несчастен.

Импровизатор не оправдывает своим спонтанным поведением незнание предмета. Импровизатор знает старые пути, но ему они уже не интересны, или он видит, что они неэффективны. Тогда он начинает искать новые. Но даже ищет он красиво, потому что он уверен в себе и остается собой. Его ритм уже задан. А внутренний ритм - это и есть твоя дисциплина. Одно без другого невозможно, не обманывай себя. Как ты можешь менять ритм, если в тебе его нет изначально?


Только развивая дисциплину в себе - в отношениях с ребенком, с любимым, в отношениях со временем, в новом ремесле, которое хочешь освоить, в деле своей жизни - ты сможешь пробовать импровизировать. Только труд по 15 часов в день и предельная сосредоточенность на том, чем занят, принесут тебе огромную практику импровизации.

Будь импровизатором, но помни, что это уже двойная ответственность. И за ритм, и за его нарушение. Классическое произведение создать проще, его можно просто выучить наизусть. Импровизацию ты не выучишь, ты должен быть практиком. И знать свой ритм - куда ты должен прийти в итоге.

Начинать аккуратно

И еще момент: не делай импровизацию сразу тотальной в своей жизни. Не обязательно быть импровизатором во всем. Наоборот, если для тебя это - новое качество и стиль жизни, вводи его постепенно и только в «проблемные» сферы жизни.

Посмотри, откуда ты хочешь сдуть пыль. Приелись отношения с человеком («я конечно, его/ее люблю, но каждый день похож, секс и тот похож, скучно»). Заладил одно и то же с ребенком, а он - тебе. Работа осточертела своей предсказуемостью и однообразием. Надоела ситуация с деньгами («слишком мало», «слишком много», «быстро приходят», «быстро уходят», «часто берут в долг и не возвращают», «ты интересен только деньгами своим родственникам / приятелям / девушкам», «нецелевое вложение денег» или «они просто не приносят радости»). Скучно без творчества и не знаешь, где его искать, или ищешь единомышленников и равных по энергетике людей, но не поймешь, где они обитают. Хочешь создать какой-то сумасшедший проект, но никто не учит и не приглашает?

Вот в той сфере своей жизни, где старый путь перестал быть эффективным - начинай импровизировать, пробуй новые ноты. Делать это (осваивать новое мастерство), конечно, лучше под руководством мастеров.

Сложнее действительно самому понять, с какой сферы начинать. Если быть точным - вот пять сфер жизни человека: личные отношения, социальная реализация, здоровье, развлечения, дух. Почувствуй, выбери, начинай импровизировать.

Или, напротив, ты решишь, что импровизация тебе не нужна, тебя вполне устраивает старая партия - тогда не обманывай себя и других, ты не импровизатор, и среди них тебе делать нечего. Ты не встретишь в таком коммьюнити близких по духу, тебе будет трудно с активными, деятельными людьми, тебе будет плохо с новым в твоей жизни, ты просто разрушишь старое, ничего не построив. Это предупреждение. Чувствуй, выбирай.

Однако, возможно, тебе просто станет страшно. Как страшно бывает впервые пришедшим в танцевальную студию в 35 лет. Или страшно некрасиво выглядеть, впервые сидя за гончарным кругом, выходя на сцену или изучая джаз. Страшно, что не успеешь, делая журнал за 24 часа в команде незнакомцев или снова и снова создавая отношения с человеком. Как недавно писала эссеист Роксолана : «Если ты человек, другие люди тебе - наркотики. И пока ты человек - ты человекоман. И от этого не лечат. Когда тебя перестает ломать от одного, интерес познать второго уже соблазняет. Думаю, люди друг другу - наркотики. На которых до смерти сидят».


Но этот страх - созидающий. Да, шагая в пропасть нового, ты не знаешь результат - пусть! Зато ты точно знаешь, что прямо сейчас создашь новое произведение... Может, именно так и нужно жить? В моей жизни - только так. Чувствуй.

То, что я здесь написал, не для тебя? Гурджиев советовал: перечитай еще два раза, затем делай выводы.

Гордиться результатом

Моя профессия - создавать импровизационные проекты. Например, такие:

  • движение импровизаторов: Improvisators" Movement Jazz For Streets
  • школа контактной импровизации: