Система работы над ошибками на уроках русского языка. Нужно думать своей головой. Трейдинг без стратегии

Предмет: Русский язык

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Форма работы учащихся : групповая.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

Тема: Работа над ошибками диктанта

Цель: выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить изученные орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм.

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

    применять правила правописания;

    проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

получит возможность научиться:

    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    подбирать примеры с определенной орфограммой

    предупреждать возможность появления орфографической ошибки;

    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Текст диктанта:

Летучая мышь.

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь спит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (74 слова)

    Выпишите три словосочетания с именами существительными, определите, род, число, падеж.

    Спишите предложение, заменяя слова в скобках на родительный падеж.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).

    Найдите слова с орфограммой мягкий знак у существительных, оканчивающихся на шипяший.

Структура и ход урока

1 слайд.

Сегодня продолжаем работать в группах. Поднимите руки, ученики, сидящие под номером 1.

Вы будете руководителем своей группы.

5. В своей работе вы можете воспользоваться теми ресурсами, которые имеются в наличии (памятки, учебники). Работайте дружно, сообща, помогайте друг другу, слушайте друг друга.

2минуты

Целеполагание, планирование работы

Когда все возможные

ответы озвучены, на экране

появляется

2 слайд.

предложенные действия

представлены в виде

кластера.

Данный алгоритм

появляется на экране. В

кластере рядом с действие

мы видим порядковый номер

действия. Для сохранения

информации можно вывесить

данный линейный алгоритм

на доске.

Слайд 3

Ребята, мы написали диктант. В целом можно сказать, что многие с диктантом справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в группах.

Попробуйте расположить

выбранные нами действия

в том порядке, как следует работать над ошибкой.

- Думаю, что если следовать

этому алгоритму, то можно

будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Диктант написан,

отметки уже есть?

Сегодня нам предстоит

разобраться, почему ученик

допустил ошибку, поработать

над своими ошибками,

исправить их. Это и будет

основной целью нашей

работы. Повторите цель урока

другу в группах, хором

Мозговой штурм: Что делать с ошибкой по русскому языку?

(найти, увидеть,

распознать, исправить,

запомнить)

Составление

алгоритма работы

над ошибкой:

Дети предлагают

порядок расположения

действий.

Алгоритм работы над

ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить.

Дети высказывают свои мнения.

Повторение цели урока.

5 минут

Работа над ошибками (учащиеся выполняют 3 задания)

1 задание

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Карточка-таблица 1

Выписать из текста диктанта слова на указанные правила.

Внимание. Сейчас руководители группы поменяются карточками: 1отдаёт 2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-1.

Проверьте работу ваших соседей. Исправьте ошибки, если они есть. Поставьте

им отметку за выполнение работы.

Внимание, по моему сигналу

вы меняетесь карточками в обратном направлении.

Сейчас вы видите отметки своих соседей. У вас есть возможность сравнить свою карточку с образцом. Внимание на экран.

Что у вас получилось? Не получилось?

Руководители группы)

приглашаются к учителю.

Он тихо проговаривает

им задание. Дети

возвращаются в свои группы

и рассказывают задание.

По работе в группе сразу

становится видно, то, как

представитель объяснил

суть задания. По сигналу

учителя группа заканчивает

работу над заполнением

карточки.

Дети должны

проанализировать

как можно больше

слов и предложений

диктанта, с целью

нахождения в них

указанных орфограмм.

Время ограниченно.

Ученики должны

быстро договориться

о том, кто будет

вести запись, как они будут искать слова.

От этого зависит

результат работы

группы. Учитель в

эту деятельность

не вмешивается,

на вопросы по

выполнению задания

не отвечает.

задание 2

Слайд 7

Следующее задание: выберите из текста диктанта самое трудное по написанию слово. Свой выбор докажите. Слов может быть выбрано больше одного не более 3-х.

Прошу выступающих от каждой группы выйти к доске и прокомментировать свой выбор.

Дети выбирают из текста диктанта самые

трудные слова. В этот момент они

анализируют слова, учатся договариваться

между собой, ищут

доказательства

трудности

написания, выбирают

выступающего. Все

выбранные слова

записываются на

отдельных листках,

крупно, маркером или

фломастером.

Представители

групп комментируют

свой выбор. Если

слова повторяются,

то объяснять их

необходимо один раз,

чтобы не затягивать

время урока

3 минуты

3 минуты

1 минута

Задание 3

Слайд 8

Следующая ваша задача исправить

ошибки в тексте диктанта.

Будьте внимательны!

Внимание, проверка работы

будет осуществляться по экрану. Внимание на экран.

Проверьте свою работу. На экране вы видите, цветом

показаны слова и места в диктанте, где была допущена ошибка.

Все ли ошибки вы обнаружили? Объясните их.

Учащиеся получили

карточку с диктантом,

в котором есть

орфографические и пунктуационные ошибки. Данные

ошибки были самыми

распространенными

в диктанте. Они

должны обнаружить и

исправить все ошибки.

Учащиеся

осуществляют

действие

самоконтроля по экрану. В ходе проверки, допущенные

ошибки поясняются:

где допущена ошибка,

почему допущена

ошибка, как проверить

(по возможности).

3 минуты

3 минуты

Рефлексия. Подведение итогов работы

Слайд 9

Вы сегодня рассмотрели

диктант с точки зрения

правописания. Находили

слова с орфограммами,

исправляли ошибки.

Пришло время посмотреть

на свою работу.

раздаю тетради с выполненной работой.

Посмотрите на свою работу. Есть ли в ваших диктантах орфограммы, на

которые вам надо обратить

внимание? Что это за орфограммы, слова?

Я думаю, что после нашей работы на уроке дома вам будет легко выполнить

работу над ошибками.

Работу вы выполните,

используя памятку “Работа

над ошибками”.

Памятка раздается

ученикам вместе с

работой.

Работать вы будете в табличке. Как называются колонки? Понятно ли, что вы будете записывать в каждой колонке? Это и будет вашим домашним заданием.

Подведем итог нашему уроку.

Какие трудности встретились?

Учащиеся

просматривают свою

работу.

Анализ собственных

ошибок.

Разбор домашнего

задания.

Анализ собственной

деятельности.

Рефлексия.

5 минут

Приложения к данному уроку:

    Презентация «Работа над ошибками». Навигация – по щелчку.

    Таблица (1 задание).

    Текст диктанта (3 задание).

    Памятка для домашнего задания.

Приложения:

Таблица (к 1 заданию)

Номер группы________ Проверка __________ Самопроверка___________

Текст (к 3 заданию)

Веселая птичка*.

На ступила поздняя осень. Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом весело засохшее дерево. Сколько лет этому старику. К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он поседел, огледелся. Вот он спорхнул сел на сук ближнего дерева и радосно зачерикал.

В хвойном лису у чижа есть маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. Весной слышна весёлая песня чижыка. Он очень похож на воробья. Это защитник наших лесов.

Памятка (для домашнего задания)

"Советы" для удачной работы над ошибками.

Перед началом работы над ошибками, познакомься с "Советами".

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: "Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!"). Заполни таблицу.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь...

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

А) Обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

Б) Не можешь заполнить таблицу, объяснить допущенную ошибку - обратись к учителю или родителям!

Слово (предложение) с ошибкой

Если возможно, то подбери проверочное слово.

Название орфограммы

Другие примеры на это правило.

Тип урока: урок развития речи

Цель: уметь редактировать текст с речевой ошибкой “повтор-недочет”.

1. Продолжать формировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте.

Формировать знания о разных видах повтора.

Формировать умения различать разные виды повтора.

Продолжить формирование специальных умений (находить “данное” и “новое” в предложениях; определять, с помощью чего связаны предложения в тесте).

2. Развивать самостоятельное мышление.

Развивать умение выделять главное.

Развивать речь учащихся.

3. Формировать уважительное отношение к русскому языку как сложноустроенному живому организму.

Формировать уважительное, толерантное отношение друг к другу (работа в парах, в группах).

Оборудование: учебник Русский язык 6 класс под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008; карточки, мультимедийная презентация , мультимедийный проектор

Ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подготовимся к выполнению работы над ошибками, которые вы допустили в сочинении, написанном на прошлом уроке. Откройте тетради для работ по развитию речи, ознакомьтесь с результатами.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Почему к этой работе нужно готовиться? Потому что исправлять мы будем не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и те, которые подчеркнуты волнистой линией и вынесены на поля буквой “Р” - речевые ошибки. Вы, наверное, заметили, что в ваших работах наиболее распространенная речевая ошибка – повтор. Допустив несколько подобных ошибок, вы не получите оценку “отлично” за содержание письменной работы. Что же делать?

Ответы учащихся (научиться не допускать повторов, узнать все о повторе).

Этап изучения нового материала.

Вот мы и подошли к определению темы и цели урока. Откройте рабочие тетради и запишите дату, тему и цель урока (слайд 2).

Посмотрите на экран (слайд 3 ). Перед вами 3 утверждения, какое из них правильное? Не противоречат ли они друг другу? Посовещайтесь, обсудите в парах.

  • Повтор – это одно из средств связи предложений в тексте.
  • Повтор является стилистическим приемом, который используется для выделения основной мысли.
  • Повтор придает речи однообразность, монотонность и является недочетом.

Ответы учащихся.

И тем не менее все эти высказывания верны (слайд 4) , и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте поработаем с 3 текстами. Прочитайте и запишите в тетрадь первый из них. Во всех текстах объясните орфограммы.

(слайд 5) Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей… (Ю.Олеша)

  • Найдите данное и новое в предложениях;
  • Найдите слова, связывающие предложения;
  • Назовите способ связи;
  • Назовите средство связи.
  • Ответы учащихся.

    Какой это из видов повторов? (средство связи предложений в тексте – норма (слайд 6) ).

    Текст №2, та же работа.

    (слайд 7) Я люблю гостей. Я люблю смеяться… Я люблю ходить в зоопарк. Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин. Я много чего люблю. (по В.Драгунскому)

    Ответы учащихся.

    Обратите внимание на то, как начинается и как заканчивается текст. О чем текст, на что автор ставит логическое ударение? С помощью чего достигается выразительность речи?

    Этот вид повтора – стилистический прием (слайд 8) .

    Текст №3 (слайд 9)

    Я оттолкнул челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде. От челнока по ровной глади озера пошли круги.

    Ответы учащихся.

    Есть ли необходимость в таком повторе или его можно заменить другим средством связи? Значит, это повтор-недочет, речевая ошибка (слайд 10) .

    Итак, мы познакомились с тремя видами повтора. В конспектах в разделе “Речь” начертите схему “Виды повтора”. Сравните со схемой на экране (слайд 11) .

    Этап первичной проверки усвоения знаний.

    Так что же надо уметь, чтобы не допускать речевых ошибок? – Различать виды повтора.

    Неслучайно я прошу вас несколько раз перечитывать ваше сочинение или изложение. Допустим, вы нашли в черновом варианте повтор-недочет. Что нужно сделать? – Исправить. – То есть отредактировать. А как можно избежать повтора-недочета? – заменить другим средством связи.

    Вернемся к тексту №3 (слайд 12). Отредактируйте текст самостоятельно и запишите в тетрадь (в слабом классе можно вначале вспомнить другие средства связи). Зачитайте и назовите, чем вы заменили повторы.

    Ответы учащихся.

    Проверьте себя (слайд 13) .

    Этап закрепления знаний.

    Один способ назвали. Другие находим в учебнике на стр. 128-129. Пробуем применить знания на практике, учимся редактировать текст – упр. 288. Те, кто считает, что могут выполнить задание посложнее, редактируют текст из упр. 289.

    Ответы учащихся.

    Осталось проверить, как работает повтор – стилистический прием. Устно (слайд 14) .

    Узнайте сказку по началу:

    В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец (Н. Носов) “Незнайка в Солнечном городе”. Повтор подчеркивает, что речь идет именно о коротышках. Продолжите следующий текст. Для чего повтор здесь?

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Ответы учащихся.

    Параллельная связь предложений в тексте может особо подчеркиваться их одинаковым началом и концом. Пример текста с одинаковым концом найдем в “Сказке о Мальчише-Кибальчише” А.Гайдара:

    Плывут пароходы – привет Мальчишу!

    Пролетают летчики – привет Мальчишу!

    Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

    Контроль и проверка.

    Давайте поработаем в группах (можно предложить учащимся задания следующего характера):

    • Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы из скобок. Не забывайте, что каждое слово точно передает содержание.

    Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже… А они все … Птица качнет ветку – и … с нее листья.

    (Потекут, осыпалась, падают и падают)

    • Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным.

    1.Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.

    2.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

    3.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

    Для выбора: новичок, новосел, животные.

    • Найдите неудачный повтор и отредактируйте текст.

    Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами. Потом мы посмотрели интересный фильм. Когда фильм закончился, мы начали танцевать. Когда нам надоело, мы стали играть в школу.

    Когда вернулись родители, гости стали расходиться по домам.

    Запишите отредактированный вариант.

    Ответы учащихся.

    Этап подведения итогов.

    Давайте подведем итоги. Продолжите, пожалуйста, фразы (слайд 15).

    Этап информирования о домашнем задании.

    Мне тоже понравилось сегодня работать. На следующий урок вы придете с выполненным домашним заданием. Каким? – выполнение работы над ошибками. Как будете ее выполнять? – помимо традиционной работы, нужно отредактировать текст (слайд 16) .

    Этап оценивания.

    Благодарю за работу, надеюсь, за анализ сочинений вы получите “5”. Оценки за урок.

    Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

    Объективными причинами о.о. являются:

    Незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

    Оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

    Психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

    Наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

    Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различ. три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

    Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

    Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. На спец.уроке. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится. Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в рабочих тетрадях. Столбиком. в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.

    Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок.

    Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

    Учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

    Учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде, заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

    Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Т.о., рассредоточенно учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся


    Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок.

    Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты - обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

    На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе - в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).

    Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над ней оч.важна.

    Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

    Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях.

    Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

    Исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

    Включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

    В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

    Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.

    Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

    Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.

    В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

    Записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

    Намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

    Включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

    Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.

    На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.

    Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

    Ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

    Предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

    Работа над ошибками. Эффективные приёмы и методы работы

    Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.

    Не секрет, что эта работа имеет ряд трудностей. Во-первых, количество часов на предмет сокращается при том же объёме учебного материала, поэтому учителю трудно «выкроить» целый урок на вид этой работы. Во-вторых, разновидность ошибок- значит, различный уровень подготовки учащихся. В-третьих, различные темпы работы.

    Умеющие трудиться учащиеся выполняют работу быстро, вынужденное их безделье мешает другим. Ученики, работающие медленно, а к ним относятся и добросовестные ученики, увидев, что кто-то закончил работу, начинают торопиться. А это приводит к небрежности, к потере интереса.

    Как сделать ту часть урока, отведенную работе над ошибками, интересной, каким содержанием наполнить, чтобы она давала нужный эффект и чтобы каждый ученик работал активно, в полную меру своих сил и возможностей? Что нужно сделать, чтобы эта работа стала не формальной, а необходимой?

    Существует множество приёмов и методов работы над ошибками. В моей практике имеет место такой метод работы: проверяя диктант, составляю на отдельном листке список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм. Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта(например, найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить сними связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически.

    После того, как орфограммы разобраны, ученики должны найти в тексте слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.

    Таким образом, текст комментируется ещё раз. Причём вработе участвует весь класс. Иногда в середине урока провожу игру-пятиминутку. Делю класс на 3 команды, каждой отведено на доске по одному столбику. Дети выходят к доске поочерёдно из каждой команды одновременно. Затем проверяем, оцениваем, находим ошибки, исправляем, отмечаем лучшую команду. Домашнее задание тоже связано с текстом диктанта. Те, кто получил «4», составляют словарный диктант, но не из тех слов, в котрых они сделали ошибки, а подбирают 2-3 слова с аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения. Ученикам, получившим «3», предоставляется право выбора: либо они выполняют такое же задание, либо составляют предложения со словами, где допущены ошибки. Получившие «2» подбирают материал для диктанта из соответствующих слов и вводят их в словосочетания.

    Практикую ещё и такой метод работы над ошибками: при проверке контрольных работ я пишу на карточках задания и вкладываю в тетради. Задания составляю индивидуально для каждого учащегося, учитывая и уровень подготовки, и орфограммы, в которых были допущены ошибки и на которые следует обратить внимание. Это может быть какой-нибудь небольшой по объёму текст, который ученик должен выполнить, номер параграфа, который он обязан повторить.

    Учащимся, допустившим мало ошибок, даю задание из дидактического материала. Учащимся, допустившим 1-2 ошибки и не допустивших их, даю творческие задания. Например, написать рассказ-миниатюру по картинкам, употребляя слова с приставкой на «з-с», или составить небольшой рассказ, используя слова с безударными гласными и разделительным ъ. ввести ряд синонимов, передающих настроение. И здесь соблюдается индивидуальный подход.

    В последнее время прижился у меня ещё один метод работы над ошибками -это работа в парах. Пара-это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо. Ученик-консультант проверяет у слабых учащихся правила, помогает подобрать проверочные слова, графически обозначить орфограммы.

    Мои наблюдения показывают, что работа в парах ребятам очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты.

    Работа над ошибками - это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика, знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно и продуктивно строить с ним работу.

    Каждый родитель желает своему ребёнку счастья, беспокоится о его безопасности, и делает все для того, что бы разъяснить, что можно делать, а чего нельзя. И вроде уже тысячи раз было говорено, переговорено о многих вещах, но вот вновь ваш ребенок совершает одну и ту же ошибку.

    Очень часто, мы говорим нашим малышам одно, а сами то делаем совершенно другое. И наши дети просто не понимают, как нужно поступать. Отговорка, что родителям можно, для их ума не подходит. Любой психолог скажет, что только в возрасте девяти лет дети начинают мыслить логически. А до этого времени только подражают. Давайте посмотрим, что же, в первую очередь, делаем не правильно мы сами, а уж потом станем спрашивать с наших детей.

    Для начала, давайте определимся, какие бывают «Нельзя!» Есть такие вещи, которые вы запрещаете. И ребенок слушается вас. Вы точно знаете, что ничего страшного не случится, если вы запретите ребенку одно, но при вас он может делать некоторые вещи. Это и есть первая, и самая распространенная ошибка. Пусть примером будет многострадальная духовка. Наверное, нет ни одного родителя, который бы с отчаянием не оттаскивал свое чадо от горячей духовки. А затем возмущался: «Ну, сколько можно тебе повторять, она горячая, ее нельзя трогать.» Так вот, должны быть абсолютные запреты, которые действуют в любом случае. Вы будете не правы, если разрешите ребенку играться холодной духовкой. Мы же уже выяснили, что он просто не может понять разницу, почему в этом случае мама разрешает играть, а в другом нет. Это мы понимаем, что когда горячо, то можно обжечься, ребенок же этого не знает. И не узнает, пока не стукнет определенный возраст.

    И так, первый вывод, выбираем те запреты, которые категорически запрещаем. Сами же больше не создаем прецедентов. Было бы хорошо, если и вы сами в присутствии ребенка не делали то, что ему категорически запрещаете. Понимаю, что это тяжело, но если есть возможность, то лучше делайте такие вещи без детей.

    Перейдем к следующим моментам. Мы обязательно приучаем ребенка, что ни в коем случае нельзя разговаривать, а уж тем более, подходить к незнакомым людям. Но вот вы видите, как вам малыш с удовольствием берет конфетку, или же разговаривает с бабушкой во дворе. «Опять!» - Думаете вы. Давайте посмотрим, что же вы, именно вы, делаете не правильно. Если вы говорите ребенку, что нельзя подходить к незнакомым людям, но при этом, встретив свою подругу, которую ребенок еще ни разу не видел, сразу же начинаете без умолку с ней разговаривать, то…. Вернемся к пункту первому. Малыш не понимает, вы же только что говорили, что нельзя, а эта тетя не знакомая, но вы с ней говорите. Сначала нужно сказать своему ребенку, что это тетя, мамина подруга, познакомить их, и сказать, что теперь они могут общаться. Вроде простое действие, но у вашего малыша не возникает чувство противоречия. Совет второй: даже если вы знаете этого человека, а ваш ребенок нет, то сначала представьте их друг другу.

    Очень часто можно увидеть такую картину. Многие люди умиляются, когда видят маленьких, и не очень детей. И обязательно норовят угостить их чем - нибудь. Но вы же сами говорили, что ребенку нельзя брать у незнакомых людей. Опять непонятки для малыша. Тут уже вам нужно проявить твердость. Даже если очередная бабушка, или продавщица в магазине, или тетя на перекрестке, в маршрутке…. дает вашему малышу что - нибудь, и пусть вы знаете, что она не хочет ничего плохого, нельзя разрешать. Вы, если уж так сильно хочется не обидеть человека, можете сами взять, а затем отдать ребенку. Но ни в коем случае из рук в руки от незнакомого человека.

    Совет: А лучше вообще откажитесь, ведь малыш может вновь не понять, почему маме можно, а ему нельзя. Да, люди обижаются, но тут нужно понять, что вам дороже. Взрослому человеку можно объяснить, почему вы отказались, если он вменяемый, но вот ребенку это намного тяжелее.

    Четвертая ошибка. Часто родители говорят, что нельзя, но при этом забывают про то, что не только можно, но и нужно. Смотрите, достаточно часто бывает такая ситуация, что ребенок заблудился. Он растерян, не знает, что делать, ведь к чужим людям обращаться нельзя. Это ваше упущение. Совет номер четыре: обязательно скажите ребенку, к кому он может обратиться за помощью. Пусть это будет и не знакомый человек, но если он милиционер, охранник, врач, то именно эти люди могут ему помочь. Объясните, чем они занимаются, что это их профессия - помогать людям. И они обязательно скажут, что делать.

    И последнее, так сказать на заметку. Учите ребенка на примерах. Дети лучше всего понимают, если им наглядно показать, рассказать в форме сказки. Не даром, именно сказки и являются нашими первыми учителями. Будет еще лучше, если ребенок сам поучаствует в такой игре. Придумайте какую - нибудь ситуацию, или возьмите сюжет знакомой сказки. И играйте в него, задействовав как можно больше взрослых и детей. Такое наглядное пособие и игра одновременно, и урок, и запоминается намного легче, и практически с первого раза. Не теряйте времени, если стоите в очереди, едете в общественном транспорте, или же стоите в пробке. Любой момент можно использовать. Увидев какую - то ситуацию, обратите на нее внимание вашего ребенка. Спросите, что в ней не правильно, как бы он поступил на месте того, или иного человека. Проиграйте этот вариант, когда окажетесь дома. Еще раз подчеркну, когда ребенок участвует в ситуации, он ее запоминает. Не нужно читать многочасовые нотации, они пользы не принесут не вам, не им.

    Вот такие работы над ошибками нам нужно сделать самим. И что еще важно, это периодически делать мини экзамены. Можно заранее договориться с незнакомым для малыша человеком, и попросить вашего друга подойти к ребенку. Посмотрите, что будет делать ваше чадо в таком случае. Если вы в крупном магазине, то можно специально потеряться. И не считайте это жестокостью, ведь вы же сейчас контролируйте ситуацию. Вы видите ребенка, смотрите, как он себя ведет, к кому обращается. Это может показаться издевательством, но ведь вы точно будете знать, что ваш малыш усвоил, и как себя поведет в ситуации, когда вам не будет рядом. Наверно, это стоит того.