Синонимы к слову почтённый. Кто в первом ряду сидит? В первом ряду сидел почтенный

В момент, когда Володя играл "Чакону" Баха, в проход выбежал человек, метнулся к авансцене и швырнул в него предмет, разорвавшийся с диким звуком бомбы. Его ударило прямо в солнечное сплетение. Он согнулся в три погибели, первая мысль была: "Меня убили". Перед глазами - красные потеки: кровь! Володя услышал единый вскрик зала и почувствовал запах краски, химии. Как потом выяснилось, это была пластиковая бомба. Увидев, что скрипка и смычок залиты краской, поняв, что он жив, Спиваков подумал: "Суки, так просто вы меня не возьмете". Стал распрямляться и, остановившись лишь на долю секунды, продолжал играть "Чакону". В зале поднялась суета, ворвались какие-то охранники (полицейских в Карнеги-холл нет), повязали "террориста". Когда Володя доиграл, весь зал на последних нотах встал. В антракте прибежали представители Карнеги-холла, предложили поменять рубашку, но он отказался, предпочтя остаться в испачканной. Событие получило огромный резонанс, на другой день в каждом выпуске новостей Генри Киссинджер, бывший тогда премьер-министром, извинялся перед советским артистом. В Москве Володя по возвращении получил звание заслуженного артиста, по поводу которого пошутил: "Лучше бы дали заслуженного мастера спорта".

Это событие наложило на него сильный отпечаток. С тех пор "Чакона" Баха ассоциируется у Спивакова с угрозой. Поэтому, когда в программу сольного концерта 2000 года поставили это произведение, журналисты тут же решили, что это красивый пиаровский ход. Надо сказать, что Спиваков, как и все советские артисты, не ездил в Штаты на протяжении десяти лет, пока длилась холодная война, а вернулся уже с "Виртуозами Москвы".

Все годы, что мы женаты, мне мечталось присутствовать именно на сольном концерте мужа в Карнеги-холл. Я приложила немало усилий, чтобы концерт состоялся.

Прилетев в Нью-Йорк, я помчалась к залу и увидела, что афиша, анонсирующая концерт, заклеена полосой с надписью: "Все билеты проданы". Я готова была запрыгать от счастья! Даже сделала фотографию, но потом потеряла пленку.

Но вот наступает день концерта, надо уже выходить на репетицию, а мой муж не может встать с постели - читает Акунина, "Пелагею и белого бульдога"! Я тоже не нервничаю, так как читаю "Коронацию" того же Акунина. Он говорит:

Дочитаем и поедем. Мне осталось пятнадцать минут. Я уже утром репетировал, а вот акустику надо попробовать.

Вели себя, конечно, как два маньяка, но я безумно благодарна Акунину, который в этот момент помог нам преодолеть стресс и справиться с эмоциями. Мы приехали в Карнеги-холл, обмениваясь впечатлениями о прочитанных романах.

В Карнеги-холл работает замечательная тетка Дейби - талисман зала толстая негритянка с глубоким "мясистым" голосом. Она ответственная за главную артистическую ложу. Существует целый церемониал: ложу открыть, принести туда воды, чаю, полотенец. Дейби очаровательна - со своей очень большой попой, прелестным лицом и бархатным голосом. Когда я ее вижу, сразу расслабляюсь. Володя принадлежит к числу ее любимых артистов. Встречая его, она сразу начинает кричать: "Hello, sweet heart!" И настроение тут же поднимается.

Не успели мы приехать, прибежал служитель со словами:

Там какой-то месье Глотц бьется в истерике у кассы.

Мишель, организовавший этот концерт на свой страх и риск, не собирался лично приезжать в Нью-Йорк. А потом решил сделать сюрприз и прилетел из Парижа за несколько часов до концерта. Спускаюсь и вижу, как несчастный Мишель за десять минут до начала концерта взывает:

Я организовал этот концерт! Я специально прилетел! Позовите директора, откройте мне ложу!

Конечно, все устроилось.

"Чакону" Спиваков не играл. За две недели до этого концерта наши друзья Элен и Бернар Арно пришли к нам в гости в Париже и Володя, усадив их, предложил сыграть "Чакону". Это было незабываемо! А дней за десять до концерта он вдруг сказал мне:

У меня такое чувство, что я начну ее играть и остановлюсь. Мне покажется, кто-то побежит по проходу.

Накануне концерта в Карнеги-холл было одно светское событие, на котором мы встретились с Шарон Стоун. Фирма Бернара Арно LVMH - Louis Vuitton-Moet-Hennessy - купила аукцион Philips, который все эти годы был третьим аукционом после Кристи и Сотби. Происходили первые торги при новых владельцах. Чем эта продажа была уникальна - впервые на аукционе продавалось гигантское полотно Малевича. Я лишь умозрительно осознаю его ценность, хотя и понимаю, что в искусстве это - другая дверь. Может быть, мои интеллект или эстетическое восприятие еще не доросли до него, но этот художник не вызывает во мне трепета. Не могу не согласиться с Ильей Сергеевичем Глазуновым, который спрашивает: "Вам бы хотелось, чтобы вас изобразили в виде черного квадрата?" Честно говоря, нет. Так вот, на аукционе была представлена огромная работа Малевича в виде черно-красного креста. Уровень выставленной на торги живописи вообще был замечательный - Сезанн, Пикассо, Дюфи, несколько совершенно феерических импрессионистов.

И чтобы событие состоялось, "крестной матерью" аукциона пригласили быть Шарон Стоун. Она возглавляет Фонд, субсидирующий исследования по созданию лекарства от СПИДа. В день аукциона часть вырученных средств, согласно договору, шла в ее Фонд. Вот она и пришла, как потом сама выразилась, "поторговать лицом". Несмотря на высокий уровень затраченных средств, на аукционе была пара накладок. Нью-йоркские критики абсолютно необъективно написали, что аукцион - яркий пример того, как недостаточно иметь много денег, неплохо бы иметь и немножко вкуса. Лишний раз я убедилась в том, что пресса во всем мире одинакова.

До начала аукциона мы с Володей были приглашены в помещение, откуда можно наблюдать по мониторам за процессом продажи. Мы стояли с Элен и ее супругом, и в этот момент из лифта вышла Шарон Стоун с двумя секретаршами и охранниками. Я как-то засмущалась и отошла со своим стаканом сока. Наблюдаю: Шарон знакомят с Володей, и она говорит:

Hello! I"m Sharon.

Он отвечает:

I"m Vladimir Spivakov.

Она смотрит вопросительно. Он конкретизирует:

I"m Russian artist.

Hello, Russian artist!

Ее глаз "играет". Потом она очень прямо подошла ко мне, протянула руку со словами:

Hello! I"m Sharon.

Узнав, что меня зовут Сати, искренне заинтересовалась именем.

В близком общении Шарон произвела на меня совершенно феноменальное впечатление. Есть такое понятие - "присутствие", так вот в ней чувствуется необыкновенное присутствие. Масса знаменитостей, потрясающих актрис и певиц не излучают этого в реальной жизни, а в ней есть ощущение того, что это она и только она - такая… Даже в коротком разговоре сразу ощущаются ее сильная индивидуальность, характер, ум.

Разговорившись с Шарон Стоун, я попыталась понять, сама ли она такая необыкновенная или это "сделано в Голливуде". Она отлично знает, как войти, как заполнить вокруг себя все пространство.

Когда она узнала, что я была актрисой, тут же сравнила меня с какой-то американской звездой из сериала "Друзья", заметив, что я очень на нее похожа. Ее секретарша, заискивая, сказала:

Как, вы не знаете? Это очень красивая женщина. Если Шарон говорит, что вы на нее похожи…

Она и одета была необыкновенно. Если бы кто-нибудь другой напялил на себя все это, сказали бы - сумасшедшая. А на ней все смотрелось феерически. Вишневое шифоновое платье в мелких оборочках, немножко цыганское, рыжие ковбойские сапоги и сверху огромная рыжая кашемировая шаль. На шее коралловые бусы величиной со сливу, никогда таких не видела, на пальце громадная "шайба" из целого коралла. Сама она - не тощая спирохета, а женщина с широкими бедрами и широкими плечами, потрясающим цветом кожи и фарфоровыми голубыми глазами. В ней нет ничего неестественного, она не молодится и не ведет себя нарочито.

Когда мы вышли в зал продаж, мне ее стало немного жаль. Шарон очень достойно рассказала про свой Фонд, пытаясь объяснить богатым толстосумам и их агентам, как важно давать деньги на исследования, чтобы дети не болели СПИДом. Потом начался аукцион и она перемещалась по рядам, пытаясь подогреть интерес к лотам. В первом ряду сидел почтенный отец семейства со всеми домочадцами, перед которым она присела на пол во время продажи бюста работы Генри Мура, играя и провоцируя его азарт.

Полотно Малевича тем временем стояло на подрамнике под бархатным покрывалом. Думаю, что организаторы аукциона в этом эпизоде "дали маху". Им хотелось эффектно преподнести "явление Малевича", обставить его, как в театре. Но эффект неожиданно возымел обратное действие. Когда аукцион близился к своей кульминации, к подрамнику подошла Шарон и стала очень медленно стаскивать с полотна бархатную тряпку. Этот медленный "стриптиз" вовсе не соответствовал значительности момента, тем более что Шарон не знала совершенно, куда эту тряпку девать. По этому поводу и разрезвились на следующий день критики из "Нью-Йорк Таймс". Тем не менее на цену в 15 миллионов долларов, за которую ушло полотно, это не подействовало.

Шарон показалась мне более убедительной, когда она сидела перед началом торгов и пила свой апельсиновый сок, чем когда стала "играть Шарон Стоун".

…Уже потом, в Москве я попала на закрытое дефиле в бутике "Donna Karan" и меня потрясло, как Инна Чурикова по просьбе устроителей демонстрировала модную одежду - в чалме, с необходимой долей иронии, заводного фола. Как она ходила, выставляя бедро! Во всем этом было столько артистизма и темперамента, что мне вдруг пришло в голову: Инна Чурикова обыграла бы "явление Малевича" в сто раз интереснее! У нас почему-то считается зазорным, если известная актриса участвует в подобном шоу, на Западе - нет. Но это так, к слову.

Слово почтённый входит в состав 1-го синонимического ряда:

— почте́ нный ↔ соли́ дный ↔ респекта́ бельный (ирон.) [ключевое значение синонимического ряда: уважение; автор статьи: д-р филол. наук Л. Г. Бабенко]

Примеры упоребления:

1) Почтенный профессор утверждает― и даже, кажется, не без злорадства, ― что это приведёт к кардинальным изменениям в мировом социуме. [Татьяна Железняк. Когда языки умолкнут, или бриллианты -- forever (2001) // «Известия», 2001.07.06]

2) Самый уважаемый и почтенный: габбе, староста в синагоге. [Анатолий Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]

3) С одной стороны, самый уважаемый член общины, с другой ― без всяких разговоров выкинул на мостовую Кусиелова приказчика; с одной стороны, почтенный староста синагоги, с другой ― начальник добровольной пожарной дружины, и если бы вы видели, как дедушка нахлестывает лошадей, когда мчится на пожар, гикает и свистит, как казак, и как на пожаре ругается, извините за выражение, матом и лезет в огонь, то вы бы поняли, что это был сложный и противоречивый характер, и моему отцу было не так просто к нему приладиться. [Анатолий Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]

4) ― Виктор Павлович, ― сказал он, ― почтенный Гуревич ― учёный блестящий и выдающийся, ― и при этом он провёл ладонью по голове и животу, намекая на лысину и брюшко Гуревича. [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 2 (1960)]

5) Теперь вас публика уже знает, и ей будет очень интересно посмотреть, как такой почтенный и учёный человек сражается с пиратами. [И. А. Ильф, Е. П. Петров. Колумб причаливает к берегу (1936)]

-- [ Страница 3 ] --

В Москве Mini стоит 30-35 тысяч евро. Мazda под каблуком нового минивэна Mazda MPV [НКРЯ: Осенний вернисаж: и мини, и макси. И сплошной ажур (2002) // «Домовой», 2002.10.04].

ФЕ под каблуком со значением ‘находиться в полном подчинении’ (обычно о муже) употреблена по отношению к автомобилю в значение ‘уступать по модификациям’. Юмористический тон автора не вызывает сомнений. В узуальном же употреблении данный фразеологизм используется для обозначения полного подчинения мужа по отношению к жене.

Фразеологическая окказиональность не перестает вызывать интерес ученых-лингвистов. Согласно Е. В. Рыжкиной, это обусловлено двумя факторами: "по причине ее распространенности, и, главное, ввиду ее чрезвычайно высокой коммуникативной значимости" [Рыжкина 2003: 83]. Изучение окказиональных преобразований ФЕ становится "альфой и омегой" современных диссертационных исследований [Рыжкина 2003; Давлетбаева 2006; Абдуллина 2007].

К основным признакам трансформированного употребления относятся отклонение от нормы, индивидуальная принадлежность, существенные изменения в форме и значении единицы языка, определяемые контекстом. В рамках контекстуально-трансформированного употребления ФЕ мы рассматриваем такие типы трансформаций, как 1) замена лексического компонента/компонентов, 2) вклинивание, 3) добавление переменного компонента, 4) эллипсис, 5) расширенная метафора, 6) фразеологическое насыщение контекста.

Замена лексического компонента

Юноша бледный со взором горящим – ирон. ‘о романтически настроенном, мечтательном молодом человеке’ – редко встречающийся фразеологизм. Следующий отрывок иллюстрирует замену компонентов со взором горящим на из техасской глуши. Контекстуально обусловленная замена приводит к уточнению значения ФЕ, появлению окказиональной эмосемы шутливости и повышает экспрессивность всего отрывка.

Когда мы приползли в кемпинг, пахнущий сеном, барбекю и арбузами, на нас смотрели, как на инопланетян. Волонтер Хонг от восторга прыгал с алюминиевой стойкой для палатки, пытаясь достать провода ЛЭП. Юноша бледный из техасской глуши сыграл на гитаре русский романс, твердя, правда, что это народная испанская песня [НКРЯ: И.Емельянов. Они толкали локтями Аляску // «КП», 19.01.93].

"Sire, do not talk to me of small projects," said the Great Cham of baroque architecture , Gian Lorenzo Bernini, to Louis XIV after the Sun King lured him to Paris .

В данном примере происходит замена literature на baroque architecture в ФЕ the Great Cham of literature – "Великий хан литературы" (прозвище английского писателя, критика и лексикографа С.Джонсона).

Заметим, что замена компонента характерна для ФЕ-прозвищ лиц мужского пола. Автор, эксплуатируя модель известного прозвища, подставляет необходимые ему компоненты-заменители.

Вклинивание

Следующий пример иллюстрирует вклинивание компонента пламенный в ФЕ жгучий брюнет – ‘мужчина с иссиня-черными волосами’, при этом между компонентами жгучий и пламенный прослеживается ассоциативно-образная взаимосвязь. Данная трансформация приводит к усилению образности и повышению экспрессивности всего высказывания:



Пред нею стоял Висленев, но не Висленев белый и волокнистый, а жгучий, пламенный брюнет , с темною родинкой на лбу у правой брови и с другою такою же наперекось посередине левой щеки [НКРЯ: Н. С. Лесков. На ножах (1870)].

Colman is the prodigal younger son of a noble family. He comes home, attracts to himself a girl who was supposed to marry a Russian grand duke, and after difficulties weds her .

В состав ФЕ the prodigal son – блудный сын включен переменный компонент younger (молодой), уточняющий значение фразеологизма.

Данный прием встречается редко в нашем материале.

Добавление переменного компонента/компонентов к началу и/или к концу фразеологизма является одним из самых древних приемов окказионального преобразования ФЕ. Он был зарегистрирован уже в XIV веке в произведениях Дж. Чосера [Начисчионе 1976]. Данный прием является наиболее часто встречающимся типом окказиональной трансформации в обоих сопоставляемых языках:

Mr. Utterson’s best friend was a distant cousin called Richard Enfield, who was well known as a fun-loving man about town .

Добавление прилагательного fun-loving (любящий развлечения) к ФЕ a man about town – ‘светский человек, богатый повеса, прожигатель жизни, жуир’ конкретизирует образ описываемого героя.

В первом ряду сидел почтенный отец семейства со всеми домочадцами, перед которым она присела на пол во время продажи бюста работы Генри Мура, играя и провоцируя его азарт [НКРЯ: Сати Спивакова. Не все (2002)].

Добавление прилагательного почтенный приводит к усилению значения ФЕ отец семейства – ‘мужчина, имеющий семью’. Выразительность всего высказывания усиливается.

Как показывает проведенный анализ, в качестве добавляемого компонента может выступать не только прилагательное, но и наречие:

В следующем примере мы наблюдаем добавление наречия seemingly (кажущийся) к ФЕ the stronger (sterner or rougher) sex – шутл. ‘мужчины’, что приводит к появлению эмосемы иронии:

Her stomach did an odd flip as her brain registered a new-found awareness of a woman’s absolute power over the seemingly stronger sex [ BNC: Quinn Wilder. One shining summer (1993)].

По наружному виду, приемам и привычкам это был самый заурядный бонвиван и даже немножко мышиный жеребчик , и никто на промыслах не поверил бы, что Карачунский что-нибудь смыслит в промысловом деле и что он когда-нибудь будет работать [НКРЯ: Д. Н. Мамин-Сибиряк. Золото (1892)].

Добавление наречия немножко к ФЕ мышиный жеребчик – груб.- фам. ‘молодящийся пожилой мужчина, старик, увлекающийся ухаживанием за женщинами (особенно молодыми)’ приводит к ослаблению значения фразеологизма. Насмешливый тон автора не вызывает сомнений.

Эллипсис

"Красавец" – это просто красивый человек, даже смазливый "или губки на улыбке, или глазками мигнет". А "красавец" – это прежде всего удалой человек, лихой человек, червонный туз, не красота в нем главное, хотя она есть, его люби, но и остерегайся, он как водоворот, в нем и добрый Вакула, в нем и Ванька-ключник , но женщина слаба, она и обругает-то такого с восхищением перед ним [НКРЯ: В. Орлов. Проишествие в Никольском (1983)].

Опущение компонента злой разлучник во фразеологизме Ванька-ключник, злой разлучник – неодобр. часто шутл. ‘о красивом мужчине, ухаживающем за чужими женами, невестами, о соблазнителе’ подчинено общей ритмической организации всего отрывка.

Данный прием зафиксирован только в русском языке.

Расширенная метафора означает наличие дополнительного подобраза/подобразов, группирующихся вокруг базовой метафоры ФЕ.

Петровский поставил стерляжий носочек в пенсне; заикаясь, вонзал в него шпильки; и тупился, и розовел, как кисейная барышня , ворох ехидн прикрывая, как шалью: – подумаешь, – розочки! [НКРЯ: Андрей Белый. Начало века (1930)].

В данном отрывке базовая метафора ФЕ кисейная барышня – книжн., неодобр. ‘изнеженный, не приспособленный к жизни человек (преимущественно о мужчине)’ расширяется за счет добавочного образа действия Петровского – ‘ворох ехидн прикрывая, как шалью’.

Фразеологическое насыщение контекста является одним из самых сильных средств стилистического воздействия на читателя. Простым типом фразеологического насыщения контекста является одновременное использование двух и более фразеологических единиц. Сложный тип фразеологического насыщения контекста включает в себя использование сразу нескольких типов контекстуальных трансформаций ФЕ:

The reception was all that we had hoped and planned; the young best man gave the best best man s speech I have ever heard! .

В указанном примере фразеологическое насыщение достигается при помощи:

а) фразеологического повтора ФЕ best man – ‘свидетель на свадьбе’;

б) добавления компонента young (молодой) к началу ФЕ best man;

в) фразеологического каламбура – одновременного использования лексемы best (лучший) в прямом и переносном значениях. Высказывание, несомненно, носит экспрессивный характер.

… То затейник, то балагур, то скромник и строгий постник, то бабий прихвостень и девичий угодник , был он себе на уме : с кем ни повстречается, ко всякому в душу без оглобель въедет , с кем беседу ни зачнет, всякого на свою сторону поворотит [НКРЯ: П. И. Мельников-Печерский. В лесах. Книга вторая (1871-1874)].

Приведенный отрывок насыщен стилистическими приемами:

а) использование нескольких фразеологических единиц: бабий прихвостень; девичий угодник; быть себе на уме; в душу без оглобель въедет;

б) замена компонента хвост в ФЕ бабий, дамский хвост – ‘о волоките, дамском угоднике’ на лексему с ярко выраженной отрицательной коннотацией прихвостень (презр. подхалим, приспешник);

в) замена компонента дамский в ФЕ дамский угодник – ‘тот, кто любит ухаживать, волочиться за женщинами’ на девичий;

г) ФЕ лезть в душу чью-л., к кому-л. (в первом значении) – ‘узнавать чувства, мысли, намерения, обстоятельства личной жизни другого человека’ подверглась сразу двум преобразованиям: вклиниванию без оглобель (оглобля – ‘одна из двух круглых жердей, укрепленных концами на передней оси экипажа и служащих для запряжки лошади’) [Ожегов 1983: 389] и замене лезть на въехать, что приводит к обновлению образа.

Благодаря всем указанным приемам существенно усиливается эмотивно-экспрессивное воздействие на читателя.

Итак, изучение типов окказиональных трансформаций английских и русских фразеологических единиц, характеризующих лиц мужского пола, наглядно свидетельствует о сходстве механизмов подобных трансформаций в двух языках. Наиболее распространенными приемами окказионального преобразования ФЕ являются добавление и замена компонента. К менее часто употребляемому приему в обоих языках относится вклинивание. Наиболее сильный семантико-стилистический эффект достигается сложным типом фразеологического насыщения контекста. Типы трансформаций фразеологических единиц, характеризующих лиц мужского пола свидетельствуют о творческом характере подобных преобразований, при этом цель воздействия любого типа трансформации ФЕ в каждом конкретном случае мотивируется интенцией автора, его коммуникативной и эмотивной установками. Основными функциями контекстуальных преобразований являются уточнение или усиление значения ФЕ в обоих языках.

Четвертая глава «Типы межъязыковых соответствий фразеологических единиц, характеризующих лиц мужского пола» посвящена проблеме межъязыковых фразеологических отношений. Она начинается с краткого обзора научной литературы по данному вопросу. Комплексный анализ ФЕ, характеризующих лиц мужского пола, позволил выявить и описать фразеологические эквиваленты и аналоги, а также лакунарные ФЕ. В данной главе также затрагиваются вопросы проявления национально-культурной специфики исследуемых единиц. Приведены способы перевода лакунарных ФЕ на сопоставляемый язык.

Одним из основных направлений сопоставительного языкознания является выявление и изучение типов межъязыковых соответствий. Разработке проблемы межъязыковых фразеологических соответствий уделялось пристальное внимание в трудах таких ученых, как Е. Ф. Арсентьева, Л. К. Байрамова, С. И. Влахов, Ю. А. Долгополов, А. В. Ку­нин, А. Д. Райхштейн, Ю. П. Солодуб, Э. М. Солодухо, С. П. Флорин, Н. Л. Шадрин и др.

Выявление типов межъязыковых соответствий включает в себя три этапа: 1) выявление степени тождества / различия в семном составе соотносимых ФЕ на уровне сигнификативно-денотативного и коннотативного макрокомпонентов значения, 2) выявление степени тождества / различия в компонентном (лексическом) составе ФЕ и 3) выявление степени тождества / различия в структурно-грамматическом оформлении ФЕ [Арсентьева 1993]. В результате проведенного анализа английских и русских ФЕ, характеризующих лиц мужского пола, были выделены фразеологические эквиваленты (полные и частичные) и фразеологические аналоги (полные и частичные).

Полные фразеологические эквиваленты тождественны на семантическом, структурно-грамматическом и компонентном уровнях. При этом совпадение структурно-грамматической организации английских и русских ФЕ подразумевает учет специфики типологических признаков, присущих одному языку и не характерных для другого. В нашем материале выявлено незначительное количество полных фразеологических эквивалентов. Приведем примеры: spiritual father и духовный отец; Adam’s apple и адамово яблоко; the knight of the Rueful Countenance и рыцарь Печального Образа.

Частичные эквиваленты характеризуются полным тождеством плана содержания и близким сходством плана выражения. Приведем примеры: like father, like son и каков отец, таков и сын; the way to a man’s heart is through his stomach и путь к сердцу мужчины лежит через его желудок; brother in arms и братья по оружию – ‘боевой товарищ, собрат по оружию’; a man of his word и хозяин своему слову – ‘о том, кто верен своему слову’.

Характерной особенностью полных аналогов является сходство семантики при различиях компонентного состава и структурно-грамматической организации. Подгруппа фразеологических полных аналогов является самой многочисленной среди всех типов межъязыковых фразеологических соответствий. Приведем примеры: a jack of all trades (в первом значении) и a man of his hands (во втором значении), мастер на все руки – ‘умелец’; ladies’man, skirt chaser и бес в ребро разг. предосуд. – ‘тот, кто любит ухаживать, волочиться за женщинами’; the Arab of the gutter (city or street Arab) и уличный мальчишка – ‘беспризорник’; the boys (men) in blue (в первом значении) и труженики моря – ‘моряки’; a fast worker и хват парень – ‘парень не промах, ловкач, шустрый малый’.

Частичные аналоги характеризуются приблизительным сходством плана содержания. План выражения в них полностью различен, напр., square John – ‘честный человек’ и мой дядя самых честных правил – ‘о добропорядочном, благополучном и солидном человеке’; sky pilot (во втором значении) – жарг. ‘профессиональный летчик’ и крылатый всадник, воздушный извозчик – шутл. ‘пилот’; a son of Muses – питомец муз, ‘поэт’ и соловий старого времени – книжно.-поэт. или шутл.-ирон. ‘о поэте или писателе прошлого’; a girl’s blouse – ‘баба’ (о мужчине) и базарная баба – грубо-фам. ‘грубый, склочный, скандальный; глупый, необразованный (преимущественно о мужчинах)’.

Фразеология – национально обусловленное явление. Большинство (54%) английских и русских ФЕ, характеризующих лиц мужского пола, не находят соответствий на уровне фразеологии в сопоставляемом языке. Наличие лакунарных единиц определяется национально-культурной спецификой фразеологии и может проявляться на трех уровнях: семантическом, компонентном и экстралингвистическом. Прозвища, которые представлены значительным пластом в обоих сопоставляемых языках, являются яркими маркерами национальной специфики. К основным способам перевода лакунарных ФЕ относятся описательный, калькирование, лексический и комбинированный способы.

Чаще всего английские и русские лакунарные ФЕ, характеризующие лиц мужского пола, переводятся посредством развернутого описания, с помощью стилистически нейтральных переменных словосочетаний, напр., zoo daddy – ‘разведенный отец с правом встречаться с детьми, которых он водит в зоопарк по выходным, когда они гостят у него’; воздушный извозчик – ‘a flier of civil aviation’.

Живой фразеологический образ лучше всего передается при калькировании / полукалькировании. Калькирование позволяет наиболее точно воспроизвести на языке-рецепторе национально-культурную специфичность ФЕ языка-оригинала, напр., honest (or old) Abe – амер. "честный (или старый) Эйб" (прозвище президента Авраама Линкольна); Mr Fixit – амер. "мистер Наладь – почини". Передача национальной окраски и образности – несомненное преимущество данных приемов по отношению ко всем другим способам перевода лакунарных ФЕ. Однако дословный перевод может также привести к неверному пониманию фразеологической единицы, к буквализму.

Лексический перевод является наименее востребованным способом передачи смысла ФЕ, характеризующих лиц мужского пола. Приведем примеры: Tom Tailor – ‘портной’; крылатый всадник – ‘a pilot’; спутник жизни - ‘one’s husband’. Как видно из примеров переданным оказывается только сигнификативно-денотативное значение и субъективно-оценочная коннотация. Коннотативный заряд редко удается передать полностью.

Комбинированный способ перевода позволяет максимально полно передать как значение, так и образность ФЕ языка-оригинала, например: boys will be boys – "мальчишки есть мальчишки", ‘это свойственно мальчишкам’ (калька + описание); designer stubble – "щетина дизайнера", ‘одно- или двухдневная щетина, специально оставленная, чтобы создать образ небрежного парня’ (калька + описание); King Log –"король тюфяк", ‘рохля, тюфяк’ (о человеке пассивном, не умеющем использовать представившиеся ему возможности) (калька + лексический перевод + описание). Следует также отметить, что эффективность того или иного способа перевода ФЕ во многом зависит от контекста.

В заключении излагаются основные выводы диссертации.

Результаты сопоставительного анализа фразеологических единиц, характеризующих лиц мужского пола, в английском и русском языках свидетельствуют о преобладании сходств над различиями в двух фразеосистемах. Гендерный подход, представляющий собой дальнейшее развитие антропоориентированного изучения языка, позволил рассмотреть данное фразеосемантическое пространство с точки зрения гендерной референции. В результате были выявлены значительные сходства в особенностях ее проявления в сопоставляемых языках.

Фразеологические единицы указанной понятийной зоны в основном совпадают по набору фразеосемантических групп и имеют в сопоставляемом языке межъязыковые эквиваленты и аналоги (полные и частичные). Анализ функционирования ФЕ в контексте показал, что фразеологические единицы, характеризующие лиц мужского пола, в английском и русском языках, активно могут быть задействованы в основных типах контекстуальных трансформаций.

Различия, как правило, носят незначительный характер и обусловлены национально-культурным своеобразием фразеологии языков, а также рядом экстралингвистических факторов; выражаются в неравноценном наполнении фразеосемантических групп, связанном с различной степенью актуальности той или иной понятийной зоны в сопоставляемых языках, а также в наличии лакунарных ФЕ.

Исследование поддержано Аналитической ведомственной целевой программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» (рег. номер 2.2.1.1./6944)

Помните у Райкина (то есть у Жванецкого, конечно, но всё равно у Райкина) в "Дефицит": "В театре премьера идет. Кто в первом ряду сидит? Уважаемые люди сидят: завсклад сидит, директор магазин сидит, сзади товаровед сидит"?
А знаете, почему вспомнилось? Искусство навеяло. Фотоискусство. Фотографию одну увидел. И даже не одну. На премьере. Театра одного актера. Спектакль назывался "Послание президента федеральному собранию". Похоже на "Послание казаков турецкому султану". Только там много казаков посылают одного султана, а здесь наоборот. Вот посмотрите.

Первый ряд. Лучшие люди России, как футболисты в стенке перед штрафным ударом, прикрыв руками самое дорогое, внимают самому хорошему человеку.
А вот и самый хороший человек . Что-то объясняет. Чисто конкретно.
А вот сообщает публике что-то накипевшее. . Не без экспрессии.
Насчет рук - это не язвительность, не подковырка. Психологи, работающие с телом в парадигме "телесно-ориентированной терапии", хорошо понимают, какой страх проявляет себя в таких защитных позах.
Но бог с ними - с руками и с тем, что они прикрывают от грозного бомбардира. Посмотрите в глаза. Как там у Окуджавы - "Вы в глаза ее взгляните". "Как в спасение свое". "Вы сравните, вы сравните".
Сравните глаза сидящих в первом ряду с глазами, ну, скажем, только что ушедшего от нас Эльдара Рязанова. Ну, хоть на этом портрете .
Или, коль я уж вспомнил о нем - Окуджавы.
Или тех, с кого я начал. Райкина Аркадия Исааковича - .
Жванецкого Михал Михалыча - .
Или сравните глаза человека из первого ряда в белом головном уборе с глазами вот этого человека. . Тоже ведь священнослужитель.
А теперь скажите мне, почему у нас в первом ряду должны сидеть те, а не эти?