Школьная форма в швеции. Пора валить? Все об эмиграции. Какой университет выбрать

Что объединяет шведскую и российскую систему образования, а что в них принципиально разное?

Прошло два года с тех пор, как я переехала в Швецию, и мне становится все сложнее «понимать» российскую школу, и все более естественной кажется школа Шведская. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мое восприятие шведской школы во многом субъективно. Хороший (доброжелательный, позитивный, контактный) ребенок ходит в «хорошую» школу, в благополучном районе небольшого города, к прекрасной учительнице, доброжелательному директору и в хороший класс.

Я училась в российской школе, мой ребенок ходил в питерский детский сад, по роду деятельности я часто общалась с сотрудниками системы образования Санкт-Петербурга и РФ. Многие из моих друзей тоже родители и я, так или иначе, сталкиваюсь с их впечатлениями от российской школы. Поэтому попробую найти точки пересечения и подчеркнуть различия в этих двух системах образования.

Урок в Новой Начальной Школе в Стокгольме. В классе установлен проектор. (1953 год)

Как устроена шведская школа?

Шведская образовательная система очень похожа на российскую и включает в себя ступени:

  • Детский сад (с 1 года) - детский сад, как детский сад. Необязательная ступень.
  • Нулевой класс (с 6 лет) - подготовка к школе. Часто находится в том же здании, что и начальная школа. Необязательная ступень.
  • Средняя школа - в 7 лет ребенок идет в первый класс, чтобы получить обязательное образование. В средней школе 9 классов.
  • Гимназия - после 9-го класса ученики могут 3 года проучиться в гимназии по одному из направлений. Направления связаны с получением рабочих специальностей или подготовкой к университету.

Существуют отдельные образовательные программы для детей со специальными потребностями или для тех, кто не сдал экзамены.

Обучение в школе бесплатное. В средней школе ребенок обеспечен всем необходимым для учебы (кроме одежды). В большинстве случаев детский сад - отдельное здание и организация, потом школа, в котрой учатся с 0 по 6 класс, потом школа, в которой учатся с 6 по 9 класс и отдельно гимназия. Гимназия может быть большая, но одна на район.

А вот система оценок сильно отличается от нашей, потому что:

1) Оценки за семестр и год появляются только в 6м классе. (A, B, C, D, E и последнее F - не зачтено). Оценки с 6 по 9 класс важны, потому что при поступлении в гимназию существует конкурс аттестатов.

2) Я не понимаю, каким образом оценивается работа детей в начальной школе. Сейчас в информационной системе есть три градации «Требуется дополнительно поработать», «Хорошо», «Очень-очень хорошо». При этом по всем предметам у дочки сейчас значится «хорошо». Комментарий учителя был следующий: А к весне ты будешь еще больше знать по математике и другим предметам, поэтому может быть по каким-то направлениям будет «очень хорошо». Видимо никаких жетских критериев нет, в стандартном понимании.

Что у общего у шведской и российской систем образования?

Попробую разобраться (сейчас будет «экспертная» оценка, основанная скорее на ощущениях, чем на фактах):

  • В школе много женщин. (Хотя в шведской школе мужчин почти треть. Это, кстати, факт из результатов исследования Министерства образования 2013 г.).
  • Учителя недовольны своей работой. Зарплатами, отношением, объемом и графиком работы - всем.
  • Материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. Тут я немного кривлю душой, потому что во многих городах России школы очень хорошо оснащены. Пока в Швеции с подозрением смотрят на интерактивную доску, а карта мира опускается на веревочке, во многих Российских школах с оборудованием все отлично.
  • Ни те, ни другие не очень понимают, что с современным оборудованием делать. (Хотя я думаю, что в России звезд от методики больше)
  • Проблема психологического климата в школе. Правда в Швеции о буллинге говорят постоянно, а в России наоборот, умалчивают. Тем не менее он есть и там, и там.
  • Учебная нагрузка. Разница в том, что в российской школе постоянно высокая нагрузка, а в шведской - резко возрастает на этапе гимназии (старшая образовательная ступень, а ля 10–11 классы)
  • Гиперактивные родители. Родители, которые очень активно вовлекаются в школьную жизнь. (Хотя шведские родители кажутся мне более управляемыми и имеют меньше точек для столкновения: денег не требуется, отметок нет)
  • Языковой барьер. И в России и в Швеции есть школы с высоким процентом детей, для которых русский/шведский не родной.
  • Нестабильные результаты PISA и TIMSS .

Карта школ Кунгэльва . Табличка с греческими буквами - гимназия, «доска» с цифрами - школа, дети под крышей - детский сад. Зелеными значками обозначены государственные образовательные организации, голубым - частные. (Большую часть финансирования частные школы получают от государства, то есть родители пишут заявление о переводе ребенка в частную школу и деньги, которые Швеция выделяет на образование ребенка, будут перенаправлены в частную школу. Родитель доплачивает незначительную сумму поверх. Но в таких школах родителей привлекают к уборке, ремонту итд.)

Что различается в шведской и российской школе?

Информатизация

Шв: обучают детей программированию и алгоритмизации, причем во всех предметных областях.

РФ: в первую очередь улучшение материально-технической базы.

Представление школы во «вне»

Шв : понять снаружи, что происходит в шведской школе, довольно сложно. Сайты есть не у всех, чаще это страница с контактной информацией на сайте коммуны. Информация о школьной жизни доступна только родителям на внутренних образовательных порталах. Сайт русской школы в Гетеборге не менее непоказателен с точки зрения российского минобра.
Сайт школы , в которую ходит мой ребенок. Там же есть ссылка на статистику из министерства образования. Теоретически можно найти рейтинг школ.

РФ: У каждой школы есть свой сайт, на котором есть обязательные сведения об образовательной организации (формализованный перечень) и демонстрация достижений школьников, кружков, школьной жизни.

Буллинг

Шв: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на портал шведской молодежной консультации, который создан при поддержке правительства Швеции и существует в том или ином виде на 11 языках, включая русский .

Там есть раздел посвященный тому, как скрыть посещение этого портала и справа болтается крупная рожица, на которую надо кликнуть в случае паники или «опасности», сразу откроется гугл.ком и никто не узнает, что ты, например, читал про презервативы.

А еще моя дочь знает, куда и как звонить, если страшно, боязно, одиноко, ничего не получается и никто ее не любит. Им в школе рассказывают. Это вполне себе нормальная вменяемая организация BRIS , которая оказывает бесплатную, анонимную психологическую помощь.

РФ: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на статью в Комсомольской правде, а Яндекс - сайт одного из психологов.
По первой странице результатов поиска я не смогла найти сайт, которому можно было бы довериться без оглядки.

Учитель

Шв: средняя наполняемость класса 21 человек. В классе моего ребенка учится 25 человек. С ними работает учитель и помощник учителя. Иногда добавляются стажеры, педагоги поддержки. Учителя музыки, физкультуры, труда, рисования, плавания - другие люди. С продленкой работает около пяти взрослых, причем в начальной школе работают и мужчины тоже. Ребенок с начальной школы контактирует с большим количеством разных взрослых.

У одной из наших учительниц продленного дня в ушах тоннели, а она вся покрыта татуировками. Очень доброжелательная, внимательная, спокойная. Дети ее обожают. Несколько раз наблюдала, как она мудро и грамотно решала конфликтные ситуации.

РФ: средняя наполняемость класса в школе СПб - 25/30 человек . Учитель в классе один. В средней школе начинается кабинетная система и ребенок внезапно вынужден учиться взаимодействовать с большим количеством взрослых с большим разнообразием требований и подходов к обучению.

Образовательное пространство класса (начальная школа)

Шв: у каждого класса есть раздевалка, которая находится прямо напротив кабинета. Кабинетов на самом деле три: учебный класс, комната с большим круглым столом (и кофеваркой), маленькая комната для индивидуальной работы. Комната с круглым столом и маленькая комната - общие для 2 и 3 классов. В первом/нулевом классе была отдельно звуконепроницаемая библиотека с диваном и игрушками, где можно было уединиться, если станет слишком шумно. Еще в нулевом классе был холодильник и плита с духовкой. Во втором классе только кран и раковина.

Детские чашки, учебники и папки с портфолио учеников расположены вдоль одной из стен класса школы Фонтин.

Парты в кабинете постоянно переставляются. Затылок-в-затылок дети сидят не часто и не долго. В основном парты составлены так, чтобы сидеть вокруг них. Хотя бывает, что часть детей сидит одним образом, часть другим - зависит от поставленных перед ними задач. Судя по расписанию, довольно часто дети учатся половинным классом: половина изучает шведский, а половина в бассейне, или на физкультуре, или на музыке или на рисовании. Потом меняются.

В классе есть диван, если пасмурно, то могут зажечь свечи, чтобы было уютнее. Например зимой при свечах проходил первый урок, чтобы можно было проснуться не торопясь, а в удовольствие.

Стены увешаны работами, которые дети выполняют по изучаемой сейчас теме. Работы, связанные с вопросами прав ребенка, висят долго. У каждого ребенка есть ящик, в котором он хранит свои учебники, тетради, поделки, ручки. Все выдается в школе.

Есть два туалета, каждый закрывается изнутри.

В школе реализована доступная среда. В классе моего ребенка нет учеников с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, но когда одна девочка сломала ногу - она пользовалась инвалидной коляской. Могла везде проехать, воспользоваться лифтом или туалетом для людей с ограниченными возможностями.

РФ: в большинстве случаев школьники сидят затылок-в-затылок, канцелярские товары надо закупать самостоятельно, стены украшены лучшими работами, дипломами и сертификатами. Некая «выставка достижений».

Территория школы

Шв: у школы есть зона с игровой площадкой, зона для активных игр, футбольное поле, в одном месте закрытое сеткой, два стола для пинг-понга и кусочек леса. Еще есть сарай, в котором хранится спортивный инвентарь (мячи, беговелы, маленькие велосипеды, клюшки, теннисные ракетки итд). С другой стороны школы есть парковка для велосипедов и место для высадки детей и разворота (там же останавливается школьный автобус).

Видите слева около здания дерево, на котором белой краской нарисованы две полоски? Это забор. За него не выходить. Четырехэтажное здание на заднем плане - здание школы. Пристройка слева - кабинеты труда, физкультурный зал и столовая. Сетка защищает окна столовой и случайных прохожих от метких попаданий мячом. Футбольное поле покрыто крупным песком, площадка между ним и школой - заасфальтирована. Часть территории ближе к лесу - просто земля с травой.

Территория школы отмечена табличкой «Территория школы» и белыми полосами на деревьях. Забора нет, вообще нет.

Все перемены дети проводят на улице и только на улице. В любую погоду. Так как директор посчитал, что вся школа на улице одновременно это слишком много, то с сентября этого года расписание уроков смещено таким образом, чтобы перемены у классов не совпадали.

У классов есть доступ к сушильным шкафам. Родителям напоминают, что у детей должен быть дополнительный комплект водонепроницаемой верхней одежды (резиновые сапоги и прорезиненные комбинезоны). Зимой, если достаточно снега и дети хотят кататься с горки, то у них должен быть шлем.

Это школьный коридор напротив класса. Для второшклашек есть подписанные ящики, куда можно сложить сменную одежду, несколько вешалок, стойка для резиновых сапог и два сушильных шкафа на два класса.

Перед закупкой нового спортивного инвентаря, руководство школы проводит опрос среди учеников, какое оборудование они бы хотели еще.

С перемены учитель зовет детей через громкоговоритель, называя класс или (во время продленки) имя ученика.

Если ребенок не будет идти на урок, то волоком его никто туда тащить не будет. Максимум с ним в сторонке сядут на лестницу и поговорят, убеждая, что будет лучше, если он зайдет в школу. Зато при отсутствии заборов дети не убегают за территорию.

Это тоже часть школьной территории. Она примыкает к лесу, в который они иногда ходят изучать живую природу. Полосы символизируют забор.

РФ: перемены проходят в школе и подчинены единому расписанию звонков. Гардеробы находятся в отдельной зоне. В Петербурге территории почти всех школ огорожены забором, а физкультурное поле - еще одним забором.

Питание

Шв: питание бесплатное. В питание во время учебного процесса входит горячее блюдо с гарниром (накладывает повар) и шведский стол с разными видами овощей, часто сырых, и иногда - фрукты. Если ребенок не наелся, он может подойти и взять еще овощей. Отдельно есть хлебцы, масло, творог, молоко. Есть стол с безлактозными и безмолочными продуктами. Можно подать заявление, если у ребенка реакция на глютен, сою, рыбу, птицу, яйца, специи итд, итп.

Питание включает один вегетарианский день и один рыбный день в неделю. Меню рассчитано на 4 недели и такие блюда как, например, чикен масала, паста карбонара, бефстроганов, мясо по-карибски.

Можно я буду ходить туда обедать, а?.. Пожалуйста! Мне надоело, что в кафе ребенок говорит «Нам такое дают в школе».

Окна столовой большие, и выходят не на дорогу, а на деревья. Однажды за обедом ребенок видел белку. Дети сами убирают посуду и протирают столы. Перемены не совпадают, поэтому младшие школьники питаются отдельно от старших.

Школьная форма

В дни перед каникулами в нашем классе обычно устраивают «уютную пятницу», когда детям можно приходить в уютной одежде, например в дурацких пижамах с пледами и плюшевыми игрушками. Сменной обувью часто становятся кроксы.

РФ: школа устанавливает либо требования к школьной форме либо требование к деловому стилю в одежде.

Другие дети

Шв: у меня есть подозрение, что мой ребенок знает в лицо все детское население города, а половину по именам. На продленку она два года ходила с детьми старше на год, теперь два года будет ходить с детьми младше на год. Классы 2А и 3А находятся в соседних помещениях (фактически у них есть единый сквозной проход, поэтому после уроков они находятся вместе во всем этом пространстве). Классы 2Б и 3Б находятся в другом коридоре, но вместе с ними делаются общие выступления и в бассейн ходит половина класса 2А и половина класса 2Б.

Есть проекты, которые они делают совместно со старшими классами и дни, когда они учатся вместе.

Плюс почти у каждого ребенка есть братья-сестры старше или младше. Многие ходят на спортивные занятия, например гандбол или хоккей с мячом, на которых встречают одноклассников и знакомятся с детьми из других школ.

РФ: у меня нет достоверной информации о том, как сейчас организовано взаимодействие между классами. По моим воспоминаниям классы в параллели встречались только в общем пространстве рекреации во время перемен. Может быть вы знаете лучше? Поделитесь!

Родитель и учебный процесс

Шв: «Ваша задача быть мамой, а образованием занимается школа» (ответ учителя на мой вопрос: Как я могу помочь ребенку дома?) Родители иногда сопровождают детей на экскурсиях и, конечно, всеми семьями приходят смотреть детские праздники, даже если кто-то будет сидеть на полу. Никакого разрезного материала, поделок на конкурс, костюмов к празднику. На новый год дети могут прийти в костюме имбирного печенья, причем эти костюмы одни и те же из года в год и явно передаются из поколения в поколение. Если они хотят быть «подарками», то создание костюмов входит в подготовку праздника в школе.

РФ: насколько я знаю, родители довольно активно привлечены к учебной деятельности: разрезной материал, поделки на конкурсы, домашние задания итд.

Родитель на уроке

Шв: «Пожалуйста, не все сразу. Для детей это праздник, давайте не будем превращать его в рутину!» (с) учитель на родительском собрании. Родители приходят, приходят достаточно часто (причем и папы, и мамы). Родитель полностью вовлечен в процесс: он сидит рядом с детьми, вместе с ними выполняет задания, вместе ест в столовой (бесплатно), вместе выходит на улицу на переменках и проводит в школе столько времени, сколько ему хочется, то есть пребывание не ограничено одним уроком. Цель посещения - узнать, что делает мой ребенок в школе. Это интересно. Он же там пол жизни проводит.

Впечатления мужа от дня в школе с ребенком: «Да ничего особенного. Все как на работе (в Эриксоне): сначала планерка, потом все разошлись работать, сходили поели - столовая такая же, еда такая же - потом снова поработали, подвели итоги дня».

Шведская школа доброжелательно и неформально подходит к детям, их поведению и внешнему виду. Важным является научить ребят взаимодействовать друг с другом так, чтобы не мешать, а помогать (разговоры на уроке разрешены только на рабочие темы, чтобы не мешать остальным). Ребенок во время всего школьного дня подвижен, раскрепощен, общается с большим количеством взрослых и детей.

Нет жестких требований. У детей есть большая свобода по выбору заданий, которые они будут делать, чтению книг итд. Начальная школа старается сформировать интерес к познанию и умению планировать свою деятельность.

Много годовых или даже многолетних проектов, упор сделан не на индивидуальную, а на командную работу.

Российская школьная система жесткая, формальная. Большая учебная нагрузка на ученика и его родителей, сразу с начальной школы. Школа очень процедурная, что находит отражение как в организации учебного процесса, так и в питании, обустройстве классов. Каждая область строго регламентирована и надо стремиться к достижению этого норматива.

Современный этап шведского образования начался в 1950г., когда было введено всеобщее среднее образование. С конца семидесятых годов прошлого века образовательная система Швеции имеет централизованное управление и единые учебные программы.

Образование этой скандинавской страны отличается большой демократичностью. Большая роль отведена тому, чтобы юные граждане Швеции были независимы, могли делать сознательный выбор, принимали ответственность за свои поступки. Высоко ценится у учащихся критическое мышление и инициативность.

Государственное обучение детей начинается в трехлетнем возрасте с поступления в детский сад. Причем, максимальная наполняемость групп, в отличие от российских дошкольных образовательных учреждений, составляет всего 5-6 человек. Изначально к ребенку относятся как к равной самостоятельной личности, стараются меньше навязывать решения взрослых.

Школьное образование в Швеции является полностью бесплатным. Государство оплачивает школьников, покупку учебников и канцелярских принадлежностей.

Существуют и частные школы, но уровень знаний в них не лучше, чем в государственных.

Среднее школьное образование в Швеции состоит из двух этапов:

  1. учеба в общеобразовательной школе (Grundskola)
  2. изучение дисциплин в средней школе высшей ступени.

Обучение в общеобразовательной школе Швеции является обязательным и длится девять лет. Структура ступеней средней школы сходна с российской:

Начальная – 1-3 классы.

Промежуточная 4-6 классы.

Старшая – 7-9 классы.

Вплоть до 6 класса обучение ведет один преподаватель. С 5 класса промежуточной ступени по возможности обучение мальчиков и девочек проходит раздельно.

При переходе в старшие классы учащимся предоставляется возможность выбора дополнительных дисциплин. В отличие от привычной для нас системы обучения, на первых двух ступенях оценки не выставляются вообще, что скорее является «минусом» шведской системы образования, так как в течение 7 лет родители не имеют возможности оценить успехи или проблемы в обучении своего ребенка. Учитель сообщает родителям о неуспеваемости или плохом поведении ребенка только в исключительных случаях.

Также отсутствуют выпускные экзамены. Обучение в гимназии – высшей интегрированной школе – продолжается не на основе успеваемости, а в зависимости от интересов ребенка или желания его родителей.

На сегодняшний день обучение в гимназии выбирают около 97% школьников. Учащимся предлагается около 26 образовательных программ, причем переход из одной программы в другую практически не ограничен.

Учебные программы образовательной системы Швеции имеют различную продолжительность и включают три основных направления.

Профессиональные программы – 1 год.

Технические – 2 года.

Академические – 3 года.

Последние два направления выбирают те учащиеся, которые планируют поступить в ВУЗы.

В этом году моя старшая сестра переехала в Швецию. Образование у Лены филологическое, учитель испанского и русского языков. Последние два года она жила там по нескольку месяцев, выучила шведский и даже начала работать по профилю: Лена стала преподовать русский и испанский языки в средней школе ребятам от 13 до 16 лет. Он у них идет как второй обязательный язык по выбору.Сестра много рассказывала мне об особенностях образовательной системы Швеции, с которой она познакомилась на собственном опыте. Ее рассказы поразили меня.На мой взгляд, во многом именно различие российских и европейских школьных систем, тех основ, которые закладываются детям, порождает бездну различий между нашим и западным обществом.Начнем с того, что у них вся школьная система обращена к ученику: ее основная цель сделать учебу как можно легче и увлекательнее. В начальной школе делают то, чем у нас, как правило, занимаются в детских садах: рисуют, играют, поют, танцуют, но не более того. Учитель же, по сути, ничего не преподает, а просто наблюдает за ребятами и предлагает им новое занятие, когда им становится скучно.В средних школах Швеции и др.стран, каждый ученик выбирает те предметы, которые он хочет учить, а также, в зависимости от его будущей профессии, сколько часов в неделю он хочет им посвятить.Безусловно, есть определенный минимум программы, который школьники должны пройти в средней школе - базовый уровень, оценка «удовлетворительно» по всем основным предметам. В Швеции обязательное 9-летнее образование.А перед началом учебного года школьник вместе с родителями и классным руководителем проводит специальную беседу, где говорит, например, что ему нужны математика, физика и черчение, по этим предметам он выбирает полную посещаемость и будет бороться за высокие баллы. А остальные предметы ему не очень нужны, и по ним ему достаточно той самой оценки «удовлетворительно» - минимум он выполняет. Так как ученик с самого начала заявил, что ему достаточно тройки, то больше от него требовать на этих предметах никто не будет.Мало того, в день можно выбрать не более определенного количества уроков (обычно пять): школа следит за тем, чтобы ребенок не перегрузил себя. И это притом, что домашнее задание шведам практически не задают: все упражнения ученики делают в классе, дома же им просто предлагают повторить изученное. Поэтому когда моя сестра задавала своим ученикам домашнее задание, они смотрели на нее непонимающими глазами и на следующий урок пришли абсолютно неготовыми.Когда же Лена спросила, почему они не сделали домашнее задание, один мальчик ответил: «Понимаете, сейчас у нас непростой месяц, бывает даже до пяти домашних заданий в неделю!». Как же не понять бедного мальчика! Трудная неделя ему выдалась. Но и это еще не все: ученикам там не ставят текущих оценок, только за год. Считается, что это также может травмировать подростка, отбить у него желание учиться.Если он не выполняет заданий учителя, не отвечает на уроках, не занимается, то максимум, что может сделать учитель, это встретиться с родителями ученика и попросить их как-то повлиять на ребенка. Это самый серьезный метод.Вначале же преподователь должен сам постараться помочь ребенку, ведь, как полагают в Швеции, если школьник не учится, значит, учитель не нашел к нему правильного подхода. И только беседой, любовью к своему предмету и детям учитель может повлиять на своих подопечных.Любые административные методы вляиния, как я уже сказала, запрещены: учитель не имеет права сделать выговор ученику, за плохое поведение не может выставить его из класса (в крайнем случае, можно отсадить его одного в другой класс и дать индивидуальное упражнение). Даже двойку или неуд за невыполненное задание поставить нельзя.Однажды Лена опоздала на пять минут на свой урок: ее группа уже собралась, и когда она вошла в класс, ученики закричали, что она опоздала на двадцать пять минут. Лена подумала, что они шутят, но ученики с серьезным видом показали ей свои часы, телефоны: все доказывало, что она и вправду опоздала на двадцать пять минут! На часах в классе также стояло это время.Представляете, как себя чувствует новый учитель, да еще и в другой стране, среди абсолютно чужих людей?Но что же случилось с ее часами? Лена решила проверить, спустилась вниз и поняла, что время на ее часах правильное, а вся группа просто решила сорвать урок и перевела часы.Лена была очень зла и, вернувшись в класс, пообещала устроить на следующем уроке зачет, для того, чтобы наказать обманщиков.Увы, у нее ничего не вышло. Ученики нажаловались своим родителям, и на следующий день Лену обвинили в строгих и жестких методах преподования, хотя и сделали скидку на то, что она «приехала из России». Последнее замечание прозвучало обиднее всего.Так моя сестра поняла, что значит «демократичное образование». Все ученики прекрасно знают свои права. Они отлично понимают, что вся система направлена на их комфортное обучение, поэтому абсолютно спокойны и ничего не боятся. Один ученик как-то сказал Лене: «Вы что же, не знали, что ученики в Швеции очень ленивы? Принимайте нас такими, какие есть».Директор школы, в которую моя сестра сейчас устроилась на постоянную работу, так выразил ей главное напутствие на предстоящий учебный год: «Вы должны заинтересовать их. Докажите им, что ваш предмет интересен». В этом, как мне кажется, и заложены два основных принципа шведской образовательной системы.Во-первых, школа воспринимается, как что-то, безусловно, положительное, но не обязательное. Заинтересуйте ученика, увлеките его, а не получится, значит, плохо старались, он не виноват, что не хочет учиться. Некоторые школьники бросают учебу в старших классах, уходят в творчество, идут работать или просто ничего не делают. И их никто не осуждает - пусть пробуют себя.Иногда такой период затягивается, и потом уже взрослых шведов можно встретить в школе для иностранцев, пишущих по-шведски не лучше приезжих. Школьное время прошло, и им приходится учиться родному языку с эмигрантами. А во-вторых, учитель должен все время что-то доказывать, показывать, что его предмет нужен и интересен. Ученики в Швеции все время задают один вопрос: «Зачем?» Зачем нам это учить/ читать/ писать? Слово «надо» для них не существует, а уговоров преподавателя им мало.Недавно моя сестра была шокирована вопросом ее ученика: «А зачем писать Стокгольм с большой буквы? Какая разница?»Что можно ответить на это? Конечно, есть определенные правила правописания, которые можно привести в ответ, но не ошарашет ли вас такой вопрос от подростка 14 лет?Когда этим летом я приехала к Лене погостить, один ее ученик спросил меня, а задаем ли мы своим учителям подобные вопросы? Учитывая, какие отношения между учителем и учеником приняты в нашей стране, такой вопрос мне даже как-то никогда не приходил в голову.И как только я ответила на этот вопрос, я поняла, что наше образование диаметрально противоположно и демократичным его назвать довольно трудно. Но по силам ли шведская демократия многим нашим ученикам? Хотели ли бы вы видеть таких людей вокруг себя? Отдали ли бы вы своего ребенка в такую школу?Подумайте об этом, когда в слудующий раз будете критиковать нашу старую, консервативную школьную систему.
Юля ПРЯНИКОВА
первокурсница СПбГУ

VII Всешведская конференция российских соотечественников, в которой принять участие в конце сентября, принесла много очень интересных знакомств. Встреча с создателем и директором русской школы в Гётеборге Екатериной Тихоновой-Сернемар вылилось в интервью для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые .

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.