Семинар-практикум для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Марина Владимировна Ворончихина
Тренинг для педагогов ДОУ «Учимся быть толерантными»

Тренинг : " Учимся быть толерантными ".

Цель :

Выработать концепцию эффективного общения, основанную на умении принимать совместные решения, вырабатывать терпимое отношение к чужому мнению.

Задачи тренинга :

Развитие способности к самопознанию (познанию своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);

Формирование умений рефлексивного и нерефлексивного слушания;

Развитие социальной восприимчивости (способность к эмпатии и сопереживанию) .

Ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”

Формирование сплоченности коллектива педагогов .

Оборудование : определения толерантности на больших листах , 3 ватмана, карандаши, восковые мелки, памятка на “черный день” на каждого участника.

Необходимое время для тренинга : 1-1,5 ч.

Ход тренинга

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель : создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время : 5-7 минут.

Процедура проведения : Предлагаю участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья : по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.

2. Упражнение “Что такое "толерантность "

Цель : дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности ; показать многоаспектность понятия “толерантность” .

Материалы : определения толерантности , написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.

Подготовка : написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время : 15-20 минут

Процедура проведения :

В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность” .(Приложение 1)

Далее ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким . После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным ?”, “Какого педагога можно назвать толерантным ? Интолерантным ?”, “Как помогает толерантность в работе педагога ?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают, какую роль играет наличие толерантных (интолерантных ) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель : повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений .

Необходимое время : 10 мин.

Процедура проведения : Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.) ”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель : формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии ,

Необходимое время :10 мин.

Процедура проведения : “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия Язык неприятия

Улыбка Угроза

Контакт глаз Наказание

Поощрение Негативные интонации

Комплимент Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.

Цель : ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями, используя техники общения.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей :

– события (когда, если.) ;

– реакция (я чувствую.) ;

– предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы., я предпочёл., я был бы рад) .

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый : “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”

(Приложение 2)

6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”

(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).

Цель : развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время : 20 минут.

Материалы : бланки с табличками для каждого участника

Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

(Приложение 3)

7. Упражнение “Мой толерантный круг” .

Цель : развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов .

Необходимое время : 5 минут.

Процедура проведения : участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.

  • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

    создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

    повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Упражнение “Толерантная личность”.

    познакомить участников с основными чертами толерантной личности;

    дать возможность педагогам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. приложение).

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

Затем в колонке В поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности;

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой.

3. Упражнение “Волшебный мешочек”.

    работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

  1. Упражнение “Эмблема толерантности”.

    продолжение работы с определениями толерантности;

    развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах... Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительностью, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания- важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

5. Групповая дискуссия “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.

С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

Где границы толерантного отношения?

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

6. Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

7. Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

8. Упражнение “Аплодисменты” (для детей).

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

  1. Упражнение “Комплименты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

10. Упражнение “Цветок моей толерантности”.

Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.

Что мне помогает быть толерантным?

На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.

11. Обратная связь от участников группы:

Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

Литература

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.

Муниципальное образовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

«Толерантность как одна из основных компетенций педагога»

Учитель обществознания

Ю.В.Терёшкина

г. Первомайск

Термины:


Толерантность

В английском языке- готовность быть терпимым; во французском- отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском- быть по отношению к другим великолепным; в арабском- милосердие, терпение, сострадание; в русском- умение принять другого таким, какой он есть.

Компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и других. Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития толерантности как профессиональной ценности современного педагога.

Развитие толерантности является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога, так как способствует установлению гармоничных отношений с коллегами, обучающимися, окружающими людьми и целым миром, создает условия для повышения эмоциональной устойчивости, хорошего психологического самочувствия.

Толерантность учителя проявляется в отношении к ребенку как к человеку, которому свойственны как хорошие, так и плохие черты, принимая его таким, какой он есть. Отсюда задача педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая его отрицательные. Толерантность невозможна в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности не только у учащихся, но и у педагогов, является освоение учителем гуманистических принципов общения с детьми и их родителями в организации учебно-воспитательного процесса.


Деятельность учителя в формировании толерантных отношений заключается в готовности и умении вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.

Учитель- это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями. Поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других. Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».

Проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречие между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой их реального воплощения со стороны детей. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым требованиям, вызывает этим раздражение, агрессию. В свою очередь, терпимый педагог способен преодолеть свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и, в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания и обучения не дает одномоментного эффекта, а результаты могут проявиться через много лет. В то же время практически любой педагог понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. Т олерантный учитель:


  • осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

  • осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

  • поощряет творческие подходы к решению проблем;

  • содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

  • учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;

  • ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Советы педагогам:

  1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

  2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

  3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

  4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

  5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.

  6. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

  7. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

  8. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

  9. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

  10. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.

  11. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.

  12. Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.

  13. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

  14. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

  15. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
В определении уровня толерантности два полюса: агрессия и доброжелательность. Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны владеть коммуникативной компетенцией, понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения:

Позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты;

Негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки, поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика.

Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле. Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися. Профессиональная компетенция и индивидуальные способности учителя определяют успех любого мероприятия в образовательном процессе.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Не показывайте своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик,- должны сказать мы. Давайте видеть в каждом ребенке что-то хорошее. Толерантность должна быть такой, чтобы мы могли принимать в качестве полезных даже противоположные нам взгляды, учитывая то, что благодаря им мы осознаем, заново оцениваем наши взгляды.

Практикум

Какой смысл вкладывают обучающиеся в понятие «толерантный учитель»?

Итоги опроса:

«Толерантный учитель- толерантный человек прежде всего. Одинаково относится ко всем ученикам. Не делит их на богатых и бедных, плохих и хороших. Смел в общении с учениками, отличающимися от других»

А сейчас попробуем составить групповой портрет толерантной личности.

Проводим опрос, при этом объясняем смысл понятий, подводим итоги.

Опросник

“Черты толерантной личности”



Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка Б

расположенность к другим

снисходительность

терпение

чувство юмора

чуткость

доверие

альтруизм

терпимость к различиям

умение владеть собой

доброжелательность

умение не осуждать других

гуманизм

умение слушать

любознательность

способность к сопереживанию

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “0” напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке Б поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.


Черты толерантной личности:

Расположенность к другим подразумевает хорошее отношение, симпатию к другим.

Человек, обладающим этим качеством, всегда остаётся простым и открытым.

Снисходительность - это терпимое отношение к чьим-либо слабостям, недостаткам, отсутствие излишней требовательности.

Терпение- это черта характера, помогающая переносить физические, умственные или эмоциональные напряжения, способность долго стремиться к цели, даже не получая на первых порах результата, или получая незначительный результат.

Чувство юмора- способность человека относиться к происходящему с лёгкостью, делать юмористические комментарии, вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Чуткость- это уважительное отношение и забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Доверие- это психологическое состояние, в силу которого мы полагаемся на кого-либо, на мнение, кажущееся нам авторитетным.

Альтруизм - способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого.

Терпимость к различиям- позиция открытости и уважения к различиям между людьми (национальным, религиозным…)

Умение владеть собой означает быть хозяином своего ума, своих эмоций,

умение дисциплинировать себя.

Доброжелательность- постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

Умение не осуждать других- умение понять другого, поставить себя на его место.

Гуманизм - человечность в отношении к людям.

Умение слушать- один из способов проявить уважение к человеку, установить с ним глубокий контакт, уяснить суть сказанного.

Любознательность- активный интерес к окружающему миру, явлениям, людям.

Способность к сопереживанию- способность сочувствовать другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Любите друг друга и учитесь прощать!


Спасибо за внимание!

Литература:

1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

3.Клепцова Е.Ю. Терпимость педагога к детям - основа профилактики дезадаптации в образовательных учреждениях//Проблемы социальной адаптации детей.

4. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

Проблему воспитания толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению.

По-моему мнению, воспитанием толерантности необходимо заниматься на начальном этапе развития ребенка, поскольку намного легче предупредить проблему межнационального общения, которая может возникнуть в будущем, чем корректировать ее уже впоследствии. Большую часть своего времени дети и подростки проводят в школе, поэтому мы рассматриваем процесс воспитания толерантности именно в начальной школе, где и начинают зарождаться первые шаги к межнациональному общению, а возможно и первые проблемы, связанные с культурой общения учащихся разных национальностей.

Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто .

Деятельность образовательных учреждений, должна быть направлена на создание толерантной среды, которая основывается на гуманистических, нравственных ценностях, является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе, когда формируются эмоционально-волевая сфера, отношение к себе и другим, в новой для него роли - ученика, начинает складываться взаимодействие между 20 -25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности . Для плодотворного развития ребёнка необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.

При воспитании толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровни толерантности, выделенные О. А. Спицыной . Критерием выделения уровней для учёного послужила степень самостоятельности школьников проявления толерантности :

Высокий уровень толерантности характеризуется тем, что учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, у него сформированы фактические представления о ценностях толерантности, устойчиво проявляется терпимое отношение к другим. Ребёнок имеет низкий уровень тревожности, агрессивности, высокий уровень эмпатии; самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Средний уровень толерантности предполагает, знания норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; эмпатия и выдержка зависят от внешних условий. Ребёнок признаёт толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

При низком уровня толерантности (интолерантности) ребёнок обладает низким объектом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет различать границы толерантности и интолерантности; у него отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду. При определённый условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наблюдается отрицательное отношение к отличиям других.

Воспитание толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции, изменение самого себя, своих стереотипов, своего сознания, а активная позиция развивается активными методами. К активным следует отнести те методы, которые позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Д. И. Кавтарадзе) .

Для воспитания толерантности необходимы следующие педагогические условия (Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова):

  • § создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;
  • § формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
  • § вариативное использование активных методов обучения и воспитания;
  • § развитие навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
  • § организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

Важное условие воспитания толерантности учащихся - живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия со стороны учителя, что, в свою очередь, значимо не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Бахтин, к пониманию через со-мышление - В. Ф. Гумбольд, что ведёт к со-действию. Если учитель толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. В основе поведения, ориентированного на дисциплинарную модель, лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которая ведёт к возникновению у учащихся агрессии, негативизма, непринятия и нетерпимости к другим, проявляющиеся как в отношении взрослых, так и со сверстниками. Отсутствие толерантных отношений между педагогом и учащимся обусловливает рост эмоционального напряжения, неуверенности, тревожности, что отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей, снижает эффективность образовательной деятельности .

Одной из задач в формировании личности учащегося является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Так же процессе воспитания культуры межнационального общения младших школьников должны решаться такие задачи, как:

  • § воспитание личности, осознающей достоинство человека;
  • § воспитание терпимости;
  • § воспитание гуманного человека;
  • § формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.

Важнейшей составной частью нравственного воспитания становится воспитание культуры межнационального общения. В начале ХХ в. П. П. Блонский указывал на то, что путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание .

Сегодня наблюдается стремление к национальному возрождению, что создаёт благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. Путь к взаимопониманию приходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У учащихся надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определённой религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур. Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения, что является одним из педагогических условий организации толерантного воспитания в образовательном учреждении.

Многие авторы, занимающиеся исследованием проблем межнационального общения считают, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности :

познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по пробелам теории и практики межнациональных отношений;

эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие эмоционально-психологических характеристик;

поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности. Культура межнационального общения представляет собой единство знаний истории и культуры своего народа. Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие моральные нормы поведения, от взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей . Очень важно вооружить учащихся минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.

Поэтому педагогика межнационального общения ставит следующие цели :

  • 1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к отечеству;
  • 2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
  • 3) воспитание в духе мира и уважения к всем народам Земли;
  • 4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.

Учитель должен формировать уважение к правам и взглядам других, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребёнок чувствует себя личностью с её индивидуальностью и неприкосновенностью. Необходимо, чтобы общение и разрешение конфликтов с учащимися, их родителями, коллегами было цивилизованным, демократичным, основанным на уважительном отношении к призванию прав и достоинства других, независимо от возраста и социального положения. В школе должен быть создан нравственный климат, обеспечивающий уважение прав всех субъектов образования (Г. Е. Илюхина).

Воспитание культуры межнационального общения осуществляется посредством :

  • § воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости;
  • § формирование у них умений разбираться в своём внутреннем мире, выработки навыков самоанализа;
  • § формирование у детей позитивной «Я-концепции», социальной активности, уверенности в своих силах, способности к самовыражению, выработки умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины;
  • § внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия;
  • § выработки у учащихся способности к плюралистическому разрешению споров и конфликтов;
  • § культивирование у детей чувства симпатии к другим людям.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление младших школьников с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с одноклассниками разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения.

Воспитание культуры межнационального общения возможно при условии, что вся воспитательная система учебных и внеучебных занятий будет носить гуманистический характер и строиться на принципах воспитательной работы с детьми, обеспечивающих поддержку и защиту личности .

По мнению В. И. Липовой, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать заново, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Задача в том, чтобы младшим школьникам открыть нравственно-эстетические национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка в группе сверстников.

Одним из ключевых моментов воспитания культуры межнационального общения младших школьников является приобретение учащимися знаний по истории, культуре, фольклору своего народа и других этнических групп. С этой целью учитель проводит занятия, в ходе которых ученики получают знания о культуре, традициях, быте разных народов, учатся культуре межнационального общения. Важным в разработанной системе таких занятий является организация группового взаимодействия, которое предполагает обучение детей приёмам коллективной работы, создание атмосферы уважения к личности каждого ребёнка независимо от национальности. Занятия можно приурочить к народным праздникам. На них можно разыграть театрализованное представления, организовать выставку работ учащихся, на которых предоставляются поделки, посвящённые культуре народов разных национальностей. Это система уроков трудового обучения, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, на которых соответствующим образом организована практическая деятельность школьников по изучению традиций, обычаев других народов .

Одна из задач таких занятий - развитие представлений учащихся о себе как представителе той или иной этнической группы, собственной индивидуальности. Важно то, что каждый учитель пытается научить детей с вниманием и уважением относиться к мнению другого человека и к нему самому независимо от его национальной принадлежности. Необходимо стремиться к тому, чтобы такие ценности, как толерантность, сочувствие, сострадание, прочно вошли в жизнь каждого ребёнка.

Логическим итогом является выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни класса, в котором учатся дети разных национальностей .

В своей книге «Школа на пути к свободе» Е. Я. Ямбург пишет: «Бесконечные разговоры о культуре мира, призваны к воспитанию толерантности останутся благими пожеланиями до тех пор, пока мы не поймём, что в конечном итоге, все усилия в этом направлении сводятся к формированию у ребёнка потребности в диалоге и обучению цивилизованным способам его поведения». Потребность в диалоге, сотрудничестве - это те ценности, которые закладываются в семье с детского возраста. Они начинаются с уважительного отношения ко всем членам семьи и выстраиваются через общие интересы, доброжелательное общение, заботу и внимание, помощь и поддержку по отношению друг к другу. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка в группе .

Если в детском саду ребёнок учится законам коллективного общения и умениями управлять своими желаниями, считаться с другими детьми, признавать другого, как себе равного, то в школе - общаться с детьми разного возраста, разных характеров, статусов, национальностей, интересов, культур. Такие условия позволяют человеку естественным образом приобретать необходимые качества для успешной адаптации в социуме.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать выводы, что воспитание толерантности в школе будет успешным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:

  • - создано единое толерантное пространство образовательного учреждения;
  • - сформирована установка на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
  • - будут вариативно использоваться активные методы обучения и воспитания;
  • -организована социально-педагогическая работа по развитию навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
  • - организовано просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

Рассмотрение проблемы формирования толерантности в свете гуманитарных наук, анализ современного состояния проблемы формирования толерантности у школьников, изучение влияния возрастных особенностей на процесс воспитания толерантности, обобщение личного опыта работы с младшими школьниками, а также сделанные на основе всего этого выводы позволяют нам приступить к разработке модели педагогических условий формирования толерантности у школьников. . Под педагогическими условиями мы понимаем создаваемые педагогом обстоятельства, от которых зависит процесс формирования толерантности у школьников (условие, по С.И. Ожегову, - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит).

В числе активных методов воспитания толерантности учащихся: игровые (дидактические игры, ролевые игры), проектирование, анализ конкретных ситуаций, беседы, социально-педагогические тренинги, а исходя из того что, один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста - игра, внутренняя потребность ребенка, мы уделяем особое внимание игровой деятельности. Начальная школа - это тот период, когда детство является динамичным и пластичным периодом жизни, идет интенсивное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Детство - это период и психоэволюции ребенка. . Игра как один из специфических видов деятельности не только укрепляет здоровье и функциональные возможности, но и продуцирует креативность мышления, генерализуя сложные образы, развивая ассоциативность и творческое начало личности. Она способствует постижению чувств симпатии, эмпатии, коррекции добра и зла, потребности и человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание. Если эти качества не развивать с раннего детства, то весьма сомнительно, что ребенок проявит их будучи взрослым. Воспитывая у ребенка гамму чувств, мир движений и фантазий, мы способствуем овладению им знаниями и детерминируем его нравственность. Правильно подобранные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески-детерминирующей, адаптивной, когнитивной . Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное и делинквентное поведение.

Именно поэтому стоит уделить особое внимание игровой деятельности, в формировании толерантности у детей младше-школьного возраста.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лопушнян, Герда Анатольевна. Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лопушнян Герда Анатольевна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота].- Калининград, 2010.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/108

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время значимость приобрела особая отрасль знания - этика ненасилия, раскрывающая основные аспекты толерантного ненасильственного взаимодействия людей. Вопрос толерантного взаимодействия настолько актуален, что нашел отражение в документах ООН по вопросам образования, науки и культуры. В 1995 году государства (члены ООН) провозгласили Декларацию принципов толерантности, в которой члены ООН обязуются поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Понятие «толерантность» активно осваивается в нашей стране общественностью, научными и религиозными деятелями. Само слово «толерантность» как бы заново вошло в русский язык из международного права после проведения Года толерантности и принятия Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. В Российской Федерации Президентом России была подписана Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», которая ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширнши масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Подготовка педагогов к осуществлению толерантного взаимодействия в педагогическом общении предусмотрена в федеральном государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования (от 22. 12. 2009 г., приказ Министерства образования и науки РФ №788) следующим образом: в перечне требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «педагогическое образование» отмечается владение выпускниками такими общекультурными компетенциями, как «способность руководствоваться в своей педагогической деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, быть готовыми к взаимодействию с коллегами». Однако на практике специальная подготовка, обеспечивающая умения толерантного взаимодействия, не осуществляется - данному направлению традиционно внимание уделяется частично при изучении отдельных тем в курсе психологии.

Степень разработанности проблемы. Современная отечественная и зарубежная наука имеет достаточно обширное поле теоретических и практических разработок, в которых в качестве предмета исследования рассматривается толерантность. В частности, в исследованиях P.P. Валитовой, СИ. Голенкова, О.Г. Дробницкого, В.М. Золотухина, Ю.А. Ищенко, М.С. Каган, Р. Карнапа, П. Кинга, П.М. Козырева, В.А. Лекторского, П. Леслетта, Дж. К. Лорсена, Е.В. Магомедовой, М.Е. Орехова, А.В. Перцева, В.А. Петрицкого, Л.В. Скворцовой, Б. Уильяме, М. Уолцера и др. рассмотрены общефилософские и социокультурные вопросы толерантности; труды А. Г. Асмолова, Н.М. Борытко, С.Л. Братченко, P.P. И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, А.Н. Кузибец-кого, М.С. Миримановой, Л.М. Митиной, Б.Э. Риэдрон содержат различные теоретике - методологические подходы к созданию психологии и педагогики толерантности. Сделана попытка психолого-педагогического анализа данной темы в работах

НА. Асташовой, Н.М. Борытко, P.P. Валитовой, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, А.Н. Кузибецкого, Л.М. Митиной, П.Ф. Комогорова, К. Уэйна, и др.; рассматривалась психологическая устойчивость в деструктивных и подавляющих ситуациях (Л.М. Аболин. А.Е. Олынанникова.Г. Ю. Платонов и др.), фрустрационная толерантность (Г.Ф. Заремба, Л.М. Митина и др.), влияние толерантности на протекание конфликтов (М.С. Мириманова).

Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривался в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Б.С. Гершунский, И.В. Кругова); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Л. М. Дробижева, М.М. Зязиков, В.М. Золотухин, А.П. Садохин и др.); 3) формирование толерантного сознания школьников и студентов (И.В. Абакумова, Г.В. Безюлева, Б.С. Гершунский, А. Н. Зятьков, Г.В. Солдатова, Г.В. Шеламова и др.), 4) формирование педагогической толерантности у будущих учителей (М.А. Перепелицына и др.).

Изучением проблемы толерантности занималось достаточно большое количество современных отечественных и зарубежных ученых, однако анализ трудов этих ученых позволяет утверждать, что исследование педагогических аспектов данной проблемы отстает от ее исследований в философском, этническом, социо - культурном и даже психологическом направлении. До сих пор однозначно не определена сущность толерантности в педагогике и психологии, отсутствует концепция толерантности в педагогическом общении; многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (терпение, терпимость, милосердие, снисхождение, расположенность к другим людям, эмпатия и т.д.) затрудняет выявление качеств, обладание которыми определяет педагога как толерантного. Анализ существующего современного смысла понятия «толерантность» привел к выявлению проблемы его размытости: толерантное мышление, толерантное сознание и т.д. Нерешенным остается ряд вопросов, касающихся структуры, четких классификаций и их критериев, приоритета развития, а также детального описания психологических и педагогических механизмов проявления толерантности в педагогическом общении, что свидетельствует о недостаточной разработанности в настоящее время этой темы.

Ряд исследователей (Г.В. Безюлева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцова, М.А. Перепелицына, Г.В. Шеламова и др.) отмечают, что современные педагоги испытывают затруднения в проявлении толерантности при разрешении возникающих педагогических ситуаций. Даже типичные ситуации, когда возникает недовольство учащихся по поводу оценки, непонимания ими изучаемого материала, нежелания выполнять учебную работу самостоятельно и др., вызывают у педагогов, как показывает наш опыт педагогической деятельности, негативные реакции и не находят позитивных решений педагогами. По мнению педагогов, они не знают, как можно реагировать в таких случаях, чтобы уйти от насилия, авторитарности и обеспечить взаимопонимание. В связи с неподготовленностью основной массы педагогов к осуществлению педагогической деятельности в новых условиях, особенно в старших классах средней школы и в средних профессиональных учебных заведениях, в последнее время постоянно отмечается нарастающая напряженность, конфликтность в отношениях между педагогами и учащимися. В то же время, как показал анализ учебных курсов институтов и академий переподготовки и повышения квалификации педагогов различных городов, проблема толерантности не занимает в них должного

В свете вышеизложенного можно утверждать, что в настоящее время в теории и практике образования существуют противоречия:

па социально-педагогическом уровне - между провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и недостаточной его реализацией в практике образовательных учреждений;

на научно-методическом уровне - между потребностью педагогической практики в научно-методических рекомендациях по реализации толерантных качеств педагогами и недостаточностью теоретической и методической базы;

на научно-теоретическом уровне - между необходимостью подготовки педагога к проявлению толерантности в различных педагогических ситуациях и отсутствием научно обоснованных знаний о содержании и способах подготовки к этому в системе повышения квалификации.

Исходя из названных противоречий, избрана проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Выбор данной проблемы определил тему исследования: «Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации».

Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации.

Объект исследования: подготовка педагога к проявлению толерантности как профессионального качества личности.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации.

Гипотеза исследования: подготовка педагога к толерантному разрешению противоречивых педагогических ситуаций окажется достаточно эффективной, если:

а) будет уточнена сущность толерантности педагога как профессионального каче
ства на основе концепции индивидуальности человека как его психологической ха
рактеристики;

б) будут определены уровни развития и уровни проявления педагогом толерант
ности в педагогическом процессе;

в) будут проанализированы типичные педагогические ситуации в Учебно-воспи
тательном процессе и выявлены группы толерантных качеств, необходимых для ус
пешного взаимодействия субъектов этого процесса;

г) будут разработаны алгоритмы толерантного разрешения педагогических си
туаций.

Можно предположить, что знание совокупности толерантных качеств, полученное на основе концепции индивидуальности, и особенностей их проявления педагогом в различных педагогических ситуациях, раскрывающих взаимосвязи толерантных качеств педагога и специфических характеристик ситуаций, позволит обеспечить соответствующую теоретическую и методическую базу для решения проблемы подготовки педагога к разрешению педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ценностями толерантности.

Во-вторых, подготовка окажется эффективной при условии ее понимания как процесса, протекающего по взаимосвязанным этапам, последовательно решаемым диагностические, когнитивные и рефлексивные задачи в системе повышения профессиональной квалификации.

Задачи исследования:

    Провести анализ типичных для образовательных учреждений педагогических ситуаций и выявить группы толерантных качеств, необходимых для успешного взаимодействия субъектов ситуаций.

    Разработать и экспериментально проверить технологию толерантного разрешения педагогических ситуаций (ТТРПС) и методические рекомендации по ее внедрению в практическую деятельность педагогов.

    Обосновать содержание и организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций.

Методологическая база исследования включала целостный, системный, лично-стно-деятельностный подходы к познанию и проектированию процессов и явлений в образовании (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, B.C. Ильин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Ко-наржсвский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Садовский), теорию дифференциально-интегрального подхода к анализу педагогических процессов и явлений (Г.А. Бокарева); философские и психолого-педагогические концепции личности (Б.А. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.П. Тугаринов), гуманистическую парадигму образования (Ш.А. Амона-швили, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А. Маслоу, Н.Д. Никандров, М.И. Рожков, К. Роджерс, В.А. Сластенин).

Теоретическая база исследования:

труды по общим вопросам профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.);

философские и социально-философские концепции толерантности (О.В. Ал-лахвердова, P.P. Валитова, СИ. Голенков, О.Г. Дробницкий, А. Ю. Зенков, В.М. Золотухин, Ю.А. Ищенко, М.С. Каган, Р. Карнап, П.М. Козырева, Л.В. Скворцов, Б. Уильяме, М. Уолцер, М.В. Шугуров и др.),

психолого-педагогические концепции толерантности личности (Н.А. Асташова, А. М. Байбаков, Г.В. Безюлева. Н. М. Борытко, Б.С. Гершунский, Е.Ю. Клепцова, Г.С. Кожухарь, З.А. Корягина, И.И. Кочергина, И.В. Кругова, А.Н. Кузибецкий, О.Б. Нурлигаянова, М.А. Перепелицина, Б.Э. Риэрдон, Г.М. Шеламова),

теория личности педагога (В.А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.);

педагогика ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.Г. Козлова, И.И. Корягина, А. Соловейчик);

теория толерантной педагогики (Г.В. Безюлева, Б.Э. Риэрдон, Г.М. Шеламова и

теория диалогического взаимодействия участников педагогического процесса (Н.А. Асташова, М.М. Бахтин, Н.М. Борытко, М.С. Каган, А.В. Мудрик, В.А. Лекторский и др.);

теория педагогических ситуаций (Н.В. Бордовская, Н.М. Борытко, Г.Ф.

Заремба, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и др.);

теория конфликтологии (АЛ. Анцупов, О.Н. Громова, А.С. Кармин, Г.И. Козырев, М.С. Мириманова, В.П. Ратников, А.И. Шипилов.);

теория общения (B.C. Грехнев, М.С. Каган, Г. М. Шеламова и др.);

педагогика индивидуальности (Ю.А. Гагин, О.С. Гребешок, Т.Б. Гребенюк, М.Ю. Орлов, М.И. Рожков и др.)

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования.

Теоретические методы научно-педагогического исследования: анализ педагогической, психологической и философской литературы по теме диссертации; исторический и логический анализ отобранного материала; сравнительный анализ, синтез, классификация и обобщение при изучении проблемы и предмета исследования; моделирование.

Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование), метод экспертной оценки, анализ процесса и результатов учебной и педагогической деятельности. Обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики.

Эмпирическая база исследования: учреждения среднего и высшего образования - школы г. Калининграда (МОУ СОШ №7 , МОУ СОШ №30, МОУ СОШ №33, МОУ лицей №18), г. Балтийска Калининградской области (МОУ лицей №1, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №5, МОУ гимназия №7), МОУ СОШ №8 п. Приморска, РГУ им. И. Канта. В исследовании приняли участие: 1) на разных этапах опытно-экспериментальной работы 252 педагога и 218 учащихся в возрасте от 15 до 18 лет; 2) на разных этапах экспертной работы 212 педагогов; 3) в системе повышения профессиональной квалификации (Институт развития образования г. Калининграда) - 103 педагога.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2005 - 2007 гг.) проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по теме диссертации, определялся понятийный аппарат исследования, формулировалась проблема и гипотеза исследования, разрабатывались его замысел и логика, формировалась теоретическая концепция исследования. Наряду с анализом литературы проводился констатирующий эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента выявлялись уровни развития толерантных качеств современных учителей. Для проведения констатирующего эксперимента были использованы методики, общепризнанные в педагогике и психологии.

На втором этапе (2007 - 2008 гг.) проводилось эмпирическое исследование, направленное на установление типичных педагогических ситуаций и их связей с проявлением (или не проявлением) педагогами толерантности. Констатирующий эксперимент проводился и с учащимися для сравнительного анализа проявления толерантности как детьми, так и взрослыми.

На третьем этапе (2008 - 2010 гг.) осуществлялась разработка технологии толерантного разрешения педагогических ситуаций, проводилась ее экспертная оценка и экспериментальная проверка содержания и условий подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации; оформление результатов теоретического и экспериментального исследований; их апробация в образовательных учреждениях Калининградской

Научная новизна исследования:

уточнена сущность толерантности педагога на основе концепции индивидуальности человека и представлена модель толерантности педагога, включающая группы толерантных качеств по семи сферам психики (интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной);

разработаны уровни развития толерантности педагога на основе концепции индивидуальности, отражающие совокупности признаков толерантности по сферам индивидуальности и характеризующие степень проявления толерантности педагогом в педагогических ситуациях;

установлена зависимость разрешения типичных педагогических ситуаций от определенной совокупности толерантных качеств;

разработана научная характеристика технологии толерантного разрешения педагогических ситуаций, включающая принципы и взаимосвязанные этапы деятельности педагога, совокупности качеств толерантности и признаков их проявления, требуемых для толерантного разрешения типичных ситуаций, соответствующие педагогические средства (методы и приемы), а также алгоритмы действий учителя при толерантном разрешении типичных педагогических ситуаций;

определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия
подготовки педагога к толерантному разрешению противоречивых педагогических
ситуаций в процессе повышения профессиональной квалификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании организационно-педагогических условий подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций как важнейшего элемента организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Теория педагогики может быть дополнена разработанной технологией толерантного разрешения типичных педагогических ситуаций, позволяющей перевести взаимодействие педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе на качественно новый уровень, соответствующий ценностям толерантности и принципам гуманистической педагогики. Теория и методика профессионального образования обогащается описанием: 1) разработанной характеристики сущности толерантности педагога на основе концепции индивидуальности человека, включающей признаки проявления толерантности и группы толерантных качеств по семи сферам психики; 2) трех уровней развития толерантности и описанием типичных педагогических ситуаций в свете толерантного поведения педагога, а также связей между педагогическими ситуациями и проявлением (или не проявлением) толерантности участниками педагогического процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

во - первых, предложенная по результатам исследования технология толерантного разрешения педагогических ситуаций, включающая описание действий педагога по этапам, методы и приемы воздействия в типичных ситуациях, может содействовать гуманизации учебно-воспитательного процесса (что отвечает требованиям новой образовательной парадигмы) и способствовать: 1) двухстороннему развитию толерантности как педагога, так и учащихся; 2) успешному решению возникших в учебно-воспитательном процессе задач на основании ценностей толерантности;

во - вторых, разработаны и внедрены в массовую образовательную практику: 1) образовательный модуль для повышения квалификации педагогов «Технология толе-

рантного разрешения педагогических ситуаций» (программа курса, тематический план занятий, рекомендуемый практический материал и др.), 2) методические рекомендации по развитию толерантности педагога и учащихся (включающие советы по преодолению коммуникативных барьеров, по работе с эмоциями, по предупреждению назревающих конфликтов и др.).

Материалы исследования могут найти широкое применение в современных общеобразовательных учреждениях различного типа, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в подготовке бакалавров и магистров педагогики в высшей школе, а также при практической организации самопознания и самосовершенствования педагогов различных образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Толерантность педагога - явление сложное, характеризуется социальными, ин
дивидуальными и личностными компонентами. В свете концепции индивидуальности
толерантность педагога может быть представлена комплексом качеств психики по
сферам индивидуальности: в мотивациошюй, волевой, эмоциональной, интеллекту
альной, предметно-практической, экзистенциальной и сфере саморегуляции, обес
печивающих толерантное разрешение педагогических ситуаций.

    Проявление педагогом толерантных качеств в педагогическом процессе представляет собой сложную задачу, обусловленную многообразием педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация есть форма и одно из условий проявления толерантности, как педагогом, так и учащимися. В данном исследовании установлено, что каждая педагогическая ситуация требует своих методов решения и проявления конкретного набора толерантных качеств.

    Технология толерантного разрешения педагогической ситуации характеризуется структурой (содержит описание целенаправленных, взаимозависимых и логически выстроенных действий педагога на каждом из трех условно выделенных этапов -1) выявление противоречий (несовпадений) в ценностях участников педагогической ситуации (анализ педагогической ситуации); 2) процесс толерантного реагирования (процесс принятия решения и его осуществления на основе ценностей толерантности); 3) осуществление рефлексии полученного результата (соответствие результата ценностям толерантности). Элементами технологии являются педагогические методы и приемы, соответствующие принципам толерантности (методы убеждения, свободного выбора, положительного и отрицательного примера, диалогического общения, договора, разъяснения, нахождения компромисса, юмор и др.; приемы - проявление внимания к личности ребенка, интереса к его проблеме, опора на гуманные чувства, доверие и др.), а также совокупность алгоритмов толерантного разрешения типичных педагогических ситуаций.

    Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций направлена на формирование устойчивой системы представлений педагога о себе как субъекте гуманистической деятельности (на основе модели толерантности педагога), а также овладение педагогом технологией толерантного разрешения педагогических ситуаций. Организационно-педагогические условия подготовки педагогов в системе повышения профессиональной квалификации включают:

диагностику толерантных качеств педагога и разработку индивидуальной программы саморазвития педагогической толерантности;

осознанное отношение педагога к толерантности как профессиональной ценности;

овладение педагогом технологией толерантного разрешения педагогических ситуаций;

взаимный обмен опытом разрешения педагогических ситуаций;

ориентацию педагогов на подготовку к толерантному взаимодействию учащихся и их родителей.

Лично исследователем получены следующие результаты:

    Разработана модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности человека, включающая совокупности толерантных качеств, дифференцированные по сферам индивидуальности (мотивационной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и регулятивной).

    Разработаны три уровня развития толерантности педагога (нулевой, первый, второй), характеризующие степень проявления толерантности педагогом в педагогических ситуациях.

    Проведен анализ педагогических ситуаций в аспекте проявления педагогом и учащимися толерантных качеств и определен состав типичных ситуаций, требующих проявления определенных групп толерантных качеств.

    Проведено эмпирическое исследование, направленное на: 1) выяснение уровня проявления современными педагогами в педагогических ситуациях толерантных качеств, их готовности к толерантному общению; 2) выяснение уровня развития толерантных качеств по сферам индивидуальности педагогов; 3) выявление типичных педагогических ситуаций, требующих проявления толерантных качеств.

    Разработана технология толерантного разрешения педагогических ситуаций, типичных для уроков в общеобразовательной школе и среднем профессиональном учебном заведении.

    Организована экспертная оценка разработанной технологии, проведен количественный и качественный анализ результатов экспертизы.

    Проведен педагогический эксперимент по выяснению эффективности занятий, направленных на подготовку педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций на курсах повышения профессиональной квалификации.

    Обоснованы организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций как важнейшего элемента организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на общенаучные методы и принципы психолого-педагогических исследований; опорой на отечественные и зарубежные исследования, связанные с проблемой проявления толерантности в педагогических ситуациях; использованием валидных методов эмпирического исследования, соответствующих его объекту, предмету, целям, гипотезе и задачам.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялись через научно - методические публикации по теме исследования; изданы 3 методических пособия и 13 статей.

Основные положения диссертационного исследования были изложены и получили одобрение на VII международной научно-практической конференции «Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области» (РГУ им. И. Канта г. Калининград, 2008 г.), на VIII международной научно-практической конференции «Инновации и традиции в образовании: российский и европейский опыт» (РГУ им. И. Канта г. Калининград, 2008 г.), на IV международной

научно-практической конференции «Проблемы управления социально-экономическими процессами регионов» (КВШУ г. Калининград, 2008 г.), на IX Международной научно-практической конференции «Образовательная среда в условиях кризиса» (РГУ им. И. Канта г. Калининград, 2009 г.); на II Всероссийской научно-практической Интернет - конференции с международным участием «Инновационные направления в педагогическом образовании (апрель 2010 г.), на XXXI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург апрель 2010) Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы, на II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (март-апрель 2010), на научно-практической конференции «Приоритетный нацпроект «Одаренные дети»» (КОИРО г. Калининград, 2008 г.); на итоговой конференции, завершающей курсы повышения квалификации учителей физики Калининградской области, проводимые КОИРО, 2009 г.); на курсах повышения квалификации педагогов (КОИРО, 2010 г.)- В ноябре 2007 года в МОУ СОШ №4 г. Балтийска автором проведен научно-практический семинар по итогам исследования «Толерантность - профессионально важное качество педагога».

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, на заседании кафедры теории и методики профессионального образования Балтийской государственной академии, на семинарах для аспирантов и соискателей, на занятиях с магистрантами, на курсах повышения квалификации педагогов КОИРО г. Калининграда.

Структура и объем диссертационной работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертации представлены 17 таблиц и 17 рисунков.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, объект, гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуются основные этапы и база исследования.

В первой главе диссертации «Проблема толерантности педагога в теории и практике образования» на основе анализа научной литературы рассматривается сущность толерантности как качества личности педагога. Предлагается новый подход к пониманию сути толерантности с позиции концепции индивидуальности человека (О.С. Гребенюк). В результате представлена новая структурная модель толерантности педагога и выделены уровни развития и проявления толерантности педагогами в педагогических ситуациях. Дано описание эмпирического исследования толерантных качеств у современных педагогов и представлены его результаты.

Во второй главе диссертации «Организационно-педагогические условия подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций» отражены результаты анализа педагогических ситуаций на теоретическом и эмпирическом уровнях, определяется суть педагогической ситуации с точки зрения толерантности, выдвигается и обосновывается идея о взаимозависимости педагогических ситуаций и проявления в них педагогом толерантных качеств. При изучении влияния педагогических ситуаций на проявление педагогом толерантных качеств выделены типичные педагогические ситуации. Дается научная характеристика технологии толерантного разрешения педагогических ситуаций, описание экспертной оценки этой технологии. Формулируются организационно-педагогические условия подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повыше-

ния профессиональной квалификации, рассматривается их экспериментальная проверка и делаются выводы.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются новые проблемы, требующие дальнейшей разработки.

В приложении приводится подробный перечень современных трактовок понятия «толерантность» отечественными и зарубежными учеными; материалы, разработанные для проведения эмпирического исследования, подробные результаты этого исследования; таблицы с информацией об экспертной оценке разработанной технологии. Предложены материалы для осуществления контроля за развитием толерантных качеств педагогов.