Русский язык тире между подлежащим сказуемым. Тире между членами предложения

Потребность в знаках препинания стала ощутимой с развитием книгопечатания. В XV веке пунктуацию изобрели итальянские типографы. Ее приняли в большинстве стран Европы. Использование знака началось в XVIII веке. Закрепил его функцию в русском языке Николай Карамзин. Впервые его описал А. А. Барсов в 1797 году. Постановка тире между подлежащим и сказуемым происходит по правилам классического и делового языка. В устной речи с его помощью выражают паузу с повышением и понижением тона.

Для чего нужны правила

Правильно писать может научиться каждый человек. Грамотность выделяет людей, указывая на их ум, желание выделиться. Простое заполнение документов приводит в ступор, так как многие не знают элементарных правил написания падежных окончаний. Чаще всего оформляют заявления. Именно здесь и понадобится знание правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Это главные члены предложения, которые всегда стоят в именительном падеже.

Их изучение начинается в начальной школе, однако не все помнят, что их связывает. Подлежащее - это главный член предложения, который рассказывает о ком, или о чем говорится в тексте. Необходимо задать вопрос, чтобы узнать, кто или что является главным. «Когда мама пришла домой, настроение ее улучшилось». Так как мама - это живое существо, ставится вопрос кто? О ней и идет речь в предложении.

Затем мы можем узнать, что она делает или уже сделала. В этом нам поможет сказуемое. Оно указывает на производимое подлежащим действие. Например, наша мама что сделала? (пришла). Так как предложение является сложным, в нем две грамматические основы. Во второй части говорится о настроении. В этом случае уместным будет вопрос что? (настроение) и что сделало? (улучшилось). В зависимости от того, что хочет сказать автор, как передать чувства, будет зависеть расстановка знаков препинания. Использование тире предполагает знание нюансов при написании.

Роль знака в предложении

В письменной речи знаки препинания помогают ясно излагать мысли, отделяют предложения или его части. Тире используется не так часто, как запятая, однако, правила постановки черточки между подлежащим и сказуемым помогут составить простое и сложное предложение.

Основы русского языка изучает каждый, но не все помнят, как использовать черточку в письменной речи. Вследствие этого многие изъясняются без лишних знаков препинания. Значимость тире недооценивают, ведь с его помощью привлекают внимание читателя, акцентируют смысловое ударение, ставят перед словом «это».

В грамматике русского языка знаки делятся на несколько категорий:

  1. Отделяющее тире ставят между подлежащим и сказуемым.
  2. Выделяющее необходимо для вводных и вставных конструкций.
  3. Разделяющая черта необходима для прямой речи и диалога.

Чтобы рассмотреть все случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, определяют роль черточки в предложении. Это поможет избежать и писать осознанно.

Написание тире: основные правила

Грамматическая основа разделяется пунктуационным знаком, который заменяет пропущенную часть составного сказуемого, чаще именного. В предложении постановка черточки будет происходить по одной из схем. Возможен один из представленных вариантов:

  • Существительное выступает в роли подлежащего и сказуемого, каждый из которых в именительном падеже: «Мама - лучший друг», «Работа - помощник от скуки».
  • Главные члены предложения обозначены неопределенной формой глагола: «Жить - Родине служить», «Любить - человеком быть».
  • Существительное плюс инфинитив: «Думать о других - закон жизни нравственного человека», «Моя мечта - сделать мир лучше».

Постановка знака тире между подлежащим и сказуемым отличается в зависимости от того, какими частями речи выражены главные члены предложения. Это количественное числительное в именительном падеже, оборот с ним или существительное в этом же падеже. Например, Вся Галактика - больше миллиона звезд; Семью семь - сорок девять. Однако в специальной литературе написание характеристики происходит без употребления черточки.

Правильная постановка знака

Неопределенная форма глагола связана с категорией состояния или наречием со значением: «Не знать правил русского языка - плохо». В предложении с подлежащим-инфинитивом и сказуемым в виде предикативного наречия на букву о, если делается пауза: «Не знать правил русского языка - плохо». Если интонацией нет выделения, знак не нужен: «Курить вредно».

Примеры постановки тире между подлежащим и сказуемым:

  • Алгебра - это раздел математики, который изучает операции над элементами множеств.
  • Оттава - столица Канады.
  • Следующая станция - «Московская».

Кроме этого, знак препинания необходим в предложении, отличающимся характером логического определения: «География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли». В научном и публицистическом тексте с помощью черты указывают на оценку предмета или явления: «Характер - стойкие психические свойства, определяющие поведение личности». Тире ставят, если имеются однородные подлежащие: «Храбрость и сила - черты богатырей на Руси».

Написание тире по правилам русского языка

Постановка тире между подлежащим и сказуемым необходима, когда смысл в предложении двоякий. Например, Младшая сестра - моя подруга; Младшая сестра моя - подруга. Наличие однородных подлежащих подразумевает написание черты: «Доброта и нежность - положительные характеристики».

Фразеологический оборот - это выражение, в котором две и более единицы с целостной структурой и значением. При использовании его в тексте необходимо написание тире: «Мы с братом - седьмая вода на киселе». Употребление местоимения ЭТО зависит от того, читают ли текст с паузой или без нее, нужно ли логически выделить подлежащее. Разницу можно увидеть при сравнении предложений: «Этот спектакль - выступление новой актрисы». «Это очень сложная проблема».

С помощью знака препинания интонационно разделяют предложения, чтобы легко воспринималось его содержание: «Голос - тихий, спокойный…». «Море возле нашего домика - темно-синее». Знак поможет усилить яркость описываемых образов при написании сочинений.

Независимо от того, в какой форме выражается сказуемое, тире ставится в сносках, чтобы отделить главное слово от объяснения. Часто такая постановка тире между подлежащим и сказуемым встречается в словарях. «Артемида - богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения».

В каких случаях тире не ставится

Рассматривать правильность расстановки знаков препинания призван раздел русского языка «Пунктуация». В нем отражается способ регулировки интонационного строя речи, синтаксических и смысловых отношений в языке. Важно знать, в каких случаях тире не пишут, чтобы передать эмоциональную окраску.

Если в предложении подлежащее - это личное местоимение, а сказуемое является существительным в именительном падеже, черточка не понадобится. Это видно в предложении: «Я хорошая мама, поэтому всегда поддерживаю своих детей», «Он профессионал своего дела, поэтому все быстро починит».

В художественных текстах, научно-популярных, публицистических, учебных соблюдают условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Нет необходимости использовать знак при использовании личного или вопросительно-относительного местоимения, которое связано по смыслу с существительным в именительном падеже.

Когда знак препинания не понадобится

При написании любого предложения учитывают знаки препинания. Они понадобятся в простом и сложном предложении, подчеркнут важность однородных членов. Не ставят черточку при выражении сказуемого прилагательным, местоименным прилагательным: «У него умная голова, но сердце холодное», «Родная страна моя!». Не понадобится тире, если сказуемое логически подчеркивается или имеется противопоставление: «Я хороший учитель, ты столяр и плотник».

Не используют черту в простых предложениях, когда используют разговорную речь: «Моя мама доярка». Между главными членами может стоять сравнительный союз как, точно, словно, вроде как, все равно что. В этом случае постановка тире между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении сводится к отсутствию знака.

  1. Твои глаза как бездонный океан.
  2. У тебя заколка вроде как сова.
  3. Голос твой все равно что песня соловья.

Отсутствие тире: правила

Частица НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи. Перед сказуемым она необходима для отрицания. Это указывает на отсутствие необходимости использовать черту в предложении. Часто правило регулирует написание пословиц и поговорок.

  • Бедность не порок.
  • Аналогия не доказательство.
  • Лихо помнится, а добро век не забудется.
  • К доброму плохое не пристанет.

Однако при необходимости подчеркнуть сказуемое с помощью интонации постановка тире отличается. В этом случае знак необходимо ставить: «Жизнь прожить - не поле перейти».

Когда не ставят тире: примеры

Несмотря на то что черточка в предложении определяет границы простых предложений, разделяет подлежащее и сказуемое, в некоторых случаях ее не пишут. Правило распространяется при написании фразы, в которой есть вводное слово, союз, частица, наречие.

  • Соя, как известно, полезная культура.
  • Театр по-прежнему популярный вид искусства.
  • Июнь только начало летних каникул.

В рассказах авторы часто используют второстепенный член предложения, который не согласуется со сказуемым. Составление предложений происходит с постановкой сказуемого до подлежащего: «Мария нам подруга», «Хороший человек Сан Саныч!».

Правильно написать тире между подлежащим и сказуемым сможет каждый, посмотрев видео ниже.

Тире - это знак, разделяющий предложение на две части. Он привносит дополнительный смысловой оттенок, помогает избежать сложностей при пунктуационном оформлении текста. Правильная постановка черточки необходима в любом тексте в привычном понимании всего раздела пунктуации в русском языке. Знак препинания ярко иллюстрирован в классике и произведениях поэтов нашей страны.

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» посвящен особенностям русской пунктуации. Учитель подробно расскажет о случаях постановки тире и о случаях, когда между подлежащим и сказуемым этот знак препинания ставить не следует.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Тире между подлежащим и сказуемым

Тире - это знак препинания.

В русской пунктуации употребляется для обозначения пауз между словами (частями предложения); для подчёркивания интонации (вызываемой эмоциональностью высказывания) в речи; между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки; для выделения прямой речи, вводных слов; для отделения сочинительного союза при подчёркнутом противопоставлении.

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

В каких предложениях нужно поставить тире?

1. Живописный народ индийцы (И. Гончаров).

2. Офицер этот не чета вам (К. Федин).

3. Одиночество в творчестве тяжёлая штука (А. Чехов).

4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Л. Мартынов).

5. Удивительное дело сон (И. Тургенев).

6. Конечно, то большое искусство ждать (Л. Соболев).

7. Двадцать лет хорошая вещь (К. Симонов).

8. Это очень несносно переезжать (И. Гончаров).

9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (А. Чехов).

10. Это дом Зверкова (А. Чехов).

11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира (В. Брюсов).

12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Кондырев).

13. Дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника рождать радость (К. Паустовский).

14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (К. Паустовский).

  • Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Человек – кузнец своему счастью; Место сбора – вокзал .

    Как правило, тире ставится:

    1) в предложениях, имеющих характер логического определения, например: Геология – наука о строении, составе, истории земной коры ;

    2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления, например: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе её развития ;

    3) после однородных подлежащих, например: Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время – основные формы всякого бытия ;

    4) для внесения ясности в смысл предложения: ср.: а) Старший брат – мой учитель ; б) Старший брат мой – учитель .

    Примечание. Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

    1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи, например: Моя сестра студентка ;

    2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, всё равно как, всё равно что, вроде как и т. п., например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестёр словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчёлка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).

    Отступления от этого правила связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом, например: Тишина – как льдинка, её сломаешь даже шёпотом (Леонов); Твои речи – будто острый нож… (Лермонтов); … Такая фраза – всё равно что большой шлем в ералаше (Тургенев); Деревья по сторонам её – точно незажжённые факелы… (Горький);

    3) если перед сказуемым стоит отрицание не , например: Офицер этот не чета вам… (Федин); Аналогия не доказательство . Ср. пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность – не порок; Сердце – не камень .

    Постановка тире в данном случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое, например: Но объяснение – не оправдание (Горький); «Кровь людская – не водица » (Стельмах);

    4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица, например: …Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев); После школы печать, несомненно, первый учитель языка (Федин).

    Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:

    Хлопчатник – важнейшая техническая культура . – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).

    Кино – самый массовый вид искусства . – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).

    Кок-сагыз – каучуконос . – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).

    Декабрь – начало зимы . – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);

    5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения, например: Степан нам сосед… (Шолохов);

    6) если сказуемое предшествует подлежащему, например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).

    Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава, например: Славные люди – соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона – Сибирь! (Горький); Ловкая штучка – умишко человеческий (Горький); Психологический курьёз – моя мать (Чехов);

    7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот, например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

  • Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола. Например: О решённом говорить – только путать (Горький); Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания… (Пушкин); Конечно, это большое искусство – ждать (Л. Соболев).

    Но (при отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долматовский).

  • Тире ставится перед словами это, это есть, вот, вот значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему. Например: Всё прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

    Ср.: Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

  • Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным. Например: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица – семь ярких звёзд . Плотность золота – 19,32 г/см 3 .

    Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например: Температура плавления золота 1063°С; Грузоподъёмность крана 2,5 т, вылет стрелы 5 м .

  • Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на , если между главными членами предложения делается пауза, например: Готовиться к экзаменам – не так просто (Федин); Уступить – позорно (Тендряков); Это очень несносно – переезжать (Гончаров).

    Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

  • Тире ставится перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом, например: И женщина и мужчина – пятак пара (Чехов).
  • При подлежащем, выраженном местоимением это , тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него. Ср.:

    а) Это – начало всех начал; Это – первое выступление актрисы; Это – одиночество (Чехов);

    б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема .

  • Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного, например: …Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

    Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого, например: Ты – старый ребёнок, теоретик, а я – молодой старик и практик… (Чехов); Я – фабрикант, ты – судовладелец… (Горький); Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

  • Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением, например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты .
  • Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием. Например: У неё сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вúшневый сад мой! (Чехов); Спина у акулы тёмно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

    Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания, например: Зрачки – кошачьи, длинные… (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора – командная… (Казакевич).

  • В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого. Например: Лакшми – в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис – у древних египтян считался священным животным .
  • § 80. Тире в неполном предложении

    1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых э л л и п т и ч е с к и х предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым), например: Вокруг месяца – бледные круги (А. Н. Толстой); Над площадью – низко повисшая пыль, на площади – порожние бутылки казенки, бумажки дешёвых конфет (Шолохов); И по всему небу – облака, как розовые пёрышки… (В. Панова); На бескозырках – пехотные каски (Долматовский).

      Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… (Пушкин); Снова в час ночной тучи над землёй (Жаров); В степи под Херсоном высокие травы, в степи под Херсоном курган (М. Голодный).

      Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных – в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например: Родине – энтузиазм и творчество молодых; Каждому молодому рабочему – среднее образование .

    2. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице; Карманы были двойные: внутренний – из полотна, внешний – из серого коленкора; Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода .

      При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алёша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).

    3. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (Горький); Деньги – исчезают, работа – остаётся (Горький); Игра кончилась и наступило время для одних – радоваться выигрышу, для других – подсчитывать проигрыш .

    § 81. Интонационное тире

    1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения. Ср.: а) Ходить – долго не мог ; б) Ходить долго – не мог . Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения, например: Я вас спрашиваю : рабочим – нужно платить? (Чехов).
    2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности, например: И щуку бросили – в реку (Крылов).

    § 82. Соединительное тире

    1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:

      а) п р о с т р а н с т в е н н ы х, например: поезд Москва – Иркутск – Хабаровск – Владивосток ;

      б) в р е м е н н ы́ х, например: крестовые походы XI–XIII веков; массовые отпуска в июле – августе ;

      в) к о л и ч е с т в е н н ы х, например: рукопись объёмом восемь – десять авторских листов (то же цифрами: 8–10 ); 5–6-кратное превосходство .

      В этих случаях тире заменяет по смыслу слова «от… до». Если же между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить союз или , то они соединяются дефисом, например: уехал на два-три дня (но при цифровом обозначении ставится тире: …2–3 дня ).

    2. Тире ставится между двумя или несколькими собственными именами, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение, соревнование и т. д., например: Космогоническая теория Канта – Лапласа; Матч Алёхин – Капабланка .

    Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

    Учитель: Кудрявцева Т.М.

    Москва 2014г.

    Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

    Цели урока:

    1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
    обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
    2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
    3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

    Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

    1) Вступительное слово учителя.

    Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
    Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

    2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

    Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

    Ставится

    Не ставится

    1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

    Сущ. И. п. – сущ. И.п.

    1. Лес словно сказка .

    (будто, словно, как)

    1. Жить – Родине служить .

    Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

    1. Это чудо !

    (местоим.)

    1. Дважды два – четыре.

    Числ. – числ.

    1. Расстояние не помеха для друзей.

    (не)

    1. Наша задача – хорошо учиться .

    Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

    1. Чтение – вот лучшее учение .

    (вот, это)

    Вывод:

    тире между подлежащим и сказуемым ставится :

    а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

    б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

    в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

    г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

    не ставится:

    а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

    б) если подлежащее выражено личным местоимением;

    в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

    III . Закрепление материала.

    Записываются предложения:

    1) - Краткость – сестра таланта.

    Дважды два – четыре.

    Учить – ум точить.

    Расстояние между окнами – один метр.

    Ходить босиком – большое удовольствие.

    2) Выполнение объяснительного диктанта.

    Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:


    1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
    2) Дети были потрясены рассказами о войне.
    3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
    4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
    5) День Победы - великий праздник русского народа.

    6) 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
    7) Жить- Родине служить.
    8) Сталинградская битва-первая победа советской армии в войне.
    9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

    3) Работа с учебником.

    Стр. 70, упр. 153 – устно.

    4) Работа с карточками.

    Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

    1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
    2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
    (И.Тургенев)
    3. Воспоминанья – старцев мед.
    (А.Марков)
    4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.
    (С. Наровчатов)
    5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
    (А.Марков)
    6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание
    . (Д.Минаев)
    7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца.
    (Ю.Смуул)
    8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
    (М.Джалиль)
    9. Густая ночь – владычица зимой.
    (Дм. Кедрин)
    10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть.
    (И.Юзеев)

    Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

    1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
    2. Человек есть украшение мира.
    (М.Горький)
    3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы.
    (С.Липкин)
    4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь.
    (В.Сидоров)
    5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
    (Д.Веневитинов)

    Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

    Карточка № 3 .

    1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
    2. Без дела жить – небо коптить.
    (Пословица)
    3. Жить – родине служить.
    (Пословица)
    4. Учить – ум точить.
    (пословица)
    5. Спешить – делу вредить.
    (Пословица)

    Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .


    1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
    2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех.
    (Сказка)
    3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд.
    (А.Мартынов)
    4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца.
    (Т.Шмаков)
    5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов.
    (Из газеты)
    6. Служить народу – дело непростое.
    (С.Васильев)
    7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое.
    (Э.Зорин)

    Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

    1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
    2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения.
    (Э.Асадов)
    3. Лентяй да шалопай – два родных брата.
    (Пословица)
    4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
    (А.Герцен)
    5. Шестью семь – сорок два.

    5) Тесты. (см. прилож.)

    IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

    Вопросы:

    1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
    2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

    V. Домашнее задание:

    Стр.70; упр.153.

    Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых . Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.

    Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части . Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть . Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были . Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.

    В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.

    Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения .

    В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.

    1. «Дружат» с тире такие слова, как это, вот, значит. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, смело ставьте тире.

    Современные дети – это очень любознательные существа .

    Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.

    Любить – значит понять и простить .

    2. «Не дружат» с тире такие слова: как, что, словно, будто, точно, не. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, помните, именно они заняли место глагола-связки, поэтому тире в данном случае лишнее.

    Голова без знаний как колодец без воды.

    Человек неученый что топор неточеный.

    Березки в лесу словно девушки в белоснежных сарафанах.

    Детские глазенки будто черные бусинки .

    Сосны точно большие свечки .

    Сердце не камень .

    Тире – очень важный, многоговорящий знак препинания. Чтобы определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложении, необходимо обдумать несколько моментов.

    1) Смотрим, есть ли глагол-связка (!!! в любом времени). Если есть, тире не ставим.

    Собака была его лучшим другом (глагол-связка в прошедшем времени).

    Собака есть его лучший друг (глагол-связка в настоящем времени).

    Собака будет его лучшим другом (глагол-связка в будущем времени).

    Сравните: Собака – его лучший друг (глагол-связка отсутствует).

    2) Если нет глагола-связки, смотрим, есть ли перед именной частью слова-друзья или слова-враги для тире. Если мы видим слова это, вот, значит, тире ставим. Если увидели слова как, что, словно, будто, точно, не, тире не нужно.

    3) Что еще может помешать поставить тире между подлежащим и сказуемым? Это вводные слова, наречия и несогласованный второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому. Они могут стоять между подлежащим и сказуемым, заменяя собой тире.

    Совместные усилия ученика и преподавателя, безусловно, путь к успеху.

    Необдуманное решение всегда рискованный шаг .

    Павлик для вас любимый ученик.

    4) Определяем, чем выражены главные члены предложения. Тире ставится, если в роли подлежащего и сказуемого мы видим имя существительное в именительном падеже, имя числительное и глагол в неопределенной форме (инфинитив). Если один из главных членов предложения выражен другой частью речи (прилагательным, местоимением, наречием), тире не ставим.

    Я лучший ученик в классе (местоимение и существительное).

    Павлик – лучший ученик в классе (существительные в именительном падеже).

    Дважды два – четыре (числительные).

    Оправдывать безделье – дело неправильное (инфинитив и существительное в именительном падеже).

    Эта девочка красивая (существительное в именительном падеже и прилагательное).

    5) Последняя трудность. Порядок подлежащего и сказуемого. Если сказуемое выступает перед подлежащим (обратный порядок членов предложения), тире не ставится.

    Обязанность каждого человека быть вежливым.

    Главная задача искусства заставлять задуматься.

    Наверное, некоторые из Вас испугались довольно большого количества правил, на которые необходимо обращать внимание при постановке тире между подлежащим и сказуемым. Действительно, это непростой момент в русском языке. И при сдаче ЕГЭ все-таки нужно эти правила знать.

    Но очень хочется добавить, что тире – замечательный знак препинания, это любимый авторами знак, потому что автор может ставить этот знак там, где хочет что-то выделить и подчеркнуть. И тогда правила отступают.

    Вы – самые замечательные ученики!

    Репетитор – не просто преподаватель .

    Цель каждого человека – быть счастливым!

    Удачи вам в русском языке!

    Остались вопросы? Не умеете ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым?
    Чтобы получить помощь репетитора – .

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.