Руководитель обращается к сотруднику. Сотрудник обращается к руководству. Как? При получении задачи. Исключение из правил

Екатерина Бабкова
Источник: Деловая газета "Бизнес"

Согласно классическим правилам служебной дисциплины подчиненный должен обращаться к руководителю на "вы" и по имени-отчеству, как минимум. Потому что выполнять распоряжения Васи может быть сложнее, чем следовать указаниям Василия, допустим, Петровича. Однако, как показывает практика, обращение к начальству просто по имени и даже на "ты" не нарушает субординацию. Если, конечно, имеет для этого существенную причину и гармонично вписывается в корпоративную культуру.

Еще Петр I писал в одном из своих указов, что "подчиненный перед лицом начальства должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы не смущать его разумением своим". Популярность внешней "придурковатости" в современном бизнесе значительно снизилась.

Да и "разумением" сегодня можно смутить только отдельных представителей руководящего класса, страдающих от сомнений в собственной компетенции и прочих комплексов. Но все же общий смысл царского требования до сих пор остается актуальным: к вышестоящим коллегам нужно обращаться уважительно. И самый простой способ это уважение подчеркнуть - использовать местоимение "вы", а к имени добавлять отчество.

Исключение из правил

Привычка обращаться на "вы" и по имени-отчеству к "старшим по званию" воспитывается еще в детском саду - называть воспитательницу Машей вместо Марьи Ивановны и говорить ей "ты", как собственным родителям, детям не разрешают. Дальше привычка укрепляется в школе и в институте, в общении с педагогами.

Форма "Вы + имя-отчество" представляется неким символом уважения, пусть не всегда заслуженного, но необходимого для выражения подчинения одного человека другому. То есть, по сути, для соблюдения субординации.

Однако на практике от этого символа часто отказываются. Например, многим руководителям, не достигшим лет эдак пятидесяти, кажется, что отчество прибавляет им лишние годы, а потому они не возражают против использования в обращении к ним одного только имени, а иногда и настаивают на этом.

Форма обращения к начальству по имени и на "ты" все чаще используется для создания демократичной атмосферы в коллективе. А нередко может быть и обязательным условиемсохранения хороших отношений с коллегами. "К примеру, если люди начинали вместе на одинаковых позициях и привыкли к простому обращению в общении друг с другом, но со временем один из них занял руководящий пост - в этом случае будет логично, если коллеги продолжат обращаться к нему на "ты" и по имени, невзирая на его новую должность. Очень непросто назвать Иван Иванычем вчерашнего Ваню. И в этом случае требование свежеиспеченного начальника изменить форму обращения к нему может ухудшить отношения с коллегами",- характеризует возможную ситуацию консультант по подбору персонала кадрового агентства Ольга Дементьева.

Впрочем, по мнению руководителя компании "Центр кадровых технологий - XXI век" Тахира Базарова, само по себе обращение на "ты" между руководителем и подчиненными не является нарушением субординации. "Нарушение субординации означает, что человек берет на себя больше полномочий, чем ему положено",- уточняет он.

"Соблюдение субординации означает умение отличать личное от делового. Если простая форма в обращении не мешает начальнику оставаться требовательным по отношению к своим подчиненным, а для них не становится поводом пренебрегать распоряжениями руководителя, никакого нарушения дисциплины не происходит",- соглашается Ольга Дементьева.

Разумеется, субординация требует разрешения руководителя обращаться к себе на "ты". Однако существует мнение, что и несогласованное "ты" не нарушает правил дисциплины.

Тогда, когда руководитель сам использует это местоимение по отношению к подчиненным, не являясь при этом значительно старше их. Классика жанра допускает, что общение "ты - вы" происходит при разнице в возрасте как минимум в 10 лет. При меньшей разнице - вопрос спорный.

"Согласно этике переход на "ты" должен быть взаимным. То есть если руководитель начинает обращаться к своим подчиненным на "ты", он должен понимать, что в таком случае они имеют полное право также перестать использовать обращение "вы" по отношению к нему",- говорит Тахир Базаров.

"Ты или вы - не самое принципиальное в отношениях, важно, чтобы правила игры были четко оговорены",- подводититог тренер-консультант компании KPG Training Center Светлана Иванова.

"Ты" нужно заслужить

"Лично я не требую специального обращения к себе. Мне вообще нравится обращение без отчества, как на Западе. И в целом я думаю, что простая манера обращения к начальству может способствовать сплочению руководителя с коллективом. Вредит только излишняя, неоправданная демократичность. Когда у подчиненного полностью стираются грани внутренней иерархии компании, распоряжения руководителя могут не восприниматься всерьез",- говорит глава группы компаний "Ледово" Надежда Копытина.

Для того чтобы демократичность в общении была не излишней и оправданной, обращение на "ты" должно быть заслуженным.

"В начале 1980-х годов у меня был совершенно потрясающий начальник, который говорил так: "На "ты" можно перейти только с тем подчиненным, которому ты доверяешь и которому хочешь показать, что ваши контакты носят не только деловой, но и личный характер. То есть только в том случае, когда ты хочешь ему показать свое уважение"",- рассказывает Тахир Базаров. Надежда Копытина в подтверждение такой точки зрения подчеркивает, что сама допускает обращение на "ты" только с теми сотрудниками, которые работают в компании в течение долгого времени и с которыми прочно налажено взаимопонимание.

Кроме того, стиль обращения подчиненных с начальством должен соответствовать общему стилю корпоративной культуры. "Если коллектив достаточно молодой и стиль управления компанией демократический, обращение подчиненных к руководителю на "ты" может быть существенным плюсом для работы в целом. Если же у компании более строгая стилистика руководства, простая форма обращения будет мешать",- замечает Светлана Иванова.

Упрощенный вариант "ты + имя" логично выглядит в западных и прозападных организациях даже между русскоязычными начальниками и подчиненными. И, напротив, в классической российской компании, особенно в государственной структуре, даже очень близким друг другу начальнику и подчиненному использовать местоимение "ты" лучше только наедине друг с другом. А в официальной обстановке все же придерживаться классической формы общения.

Ольга Дементьева также добавляет, что выбор формы обращения к руководителю зависит и от сферы деятельности компании. "В творческой сфере, например в рекламном агентстве, простая форма, то есть обращение на "ты" и по имени, возможна даже между людьми с большой разницей в возрасте, а в строгой структуре, допустим, в банке, такая форма неприемлема и в общении между ровесниками",- говорит она.

Без сомнений

Важно, чтобы обращение на "ты" было именно следствием демократического стиля управления или доверительных отношений между руководителем и подчиненным, а не инструментом создания подобного стиля и подобных отношений.

Один только переход на "ты" не сможет исправить ситуацию, например, улучшить взаимоотношения с подчиненными или превратить строгую по форме структуру в компанию со свободным стилем общения. Так что, не имея стопроцентной уверенности в целесообразности местоимения "ты", от его использования лучше воздержаться.

"Переход на "ты" означает сокращение дистанции между людьми и, соответственно, допускает больше небрежности в общении,- напоминает Тахир Базаров.- И если такое сокращение дистанции недопустимо или нежелательно, не стоит производить его насильно. К тому же демократия подразумевает равенство между людьми. Взаимное обращение на "вы" это равенство не отменяет".

По мнению Тахира Базарова, обращение на "вы" в принципе полезней для деловых отношений. "Попробуйте произнести содержательную речь, обращаясь к слушателям на "ты",- убедительности и эффективности в таком сообщении будет немного. И, наоборот, для контраста попробуйте поругаться, используя обращение "вы": такая ссора либо не состоится, поскольку будет "отдавать" комичностью, либо будет куда более конструктивной, чем могла бы быть при использовании "ты"",- советует он.

Сергей Владимирович 18/02/2016 в 19:05









Просим Вас, объективно разобраться и провести служебную проверку по данному факту и привлечь данных сотрудников ГИБДД к ответственности по закону, и проверить как на самом деле начальник ГИБДД Фролов А.Е., проводит по существу служебные проверки за подобные и похожие нарушения сотрудниками ДПС по г. Пятигорску, а также являются ли выше изложенные протокола действительными. Нами были сделаны множество обращений в разные структуры подразделений МВД, но результата никакого нет так как жена начальника ГИБДД п/п-ка Фролова А.Е., работает федеральной судьей по г. Ессентукам Ставропольского края! Если возможно данный вопрос вынести на общий совет и телевиденье! Мы хотим, чтобы в г. Пятигорске ГИБДД работали по закону и без всякого «блата»! Надеемся на Вашу поддержку!!!

Сергей Владимирович 22/04/2016 в 18:24

Просим Вас, рассмотреть действие сотрудников ДПС ГИБДД по городу Пятигорску Ставропольского края. Итак, 26 апреля 2015 года примерно в 23часа 40 минут по проспекту Кирова напротив дома № 67 города Пятигорска я со своим знакомым наблюдали такой момент как патрульный автомобиль ГИБДД «Хендай Солярис, регистрационный знак У 40-03 26, остановили автомобиль «Ауди –А7, регистрационный знак М002АЕ-26 черного цвета », которая находилась в пленочном покрытии в круговую. С которой вышел нам не знакомый водитель и присел в их патрульный автомобиль, спустя около 5-7 минут вышел с патрульного автомобиля сел в свой автомобиль и уехал с большой скоростью. После этого прошло около 5-ти минут и с патрульного автомобиля вышел сотрудник ДПС в звании майора полиции и подошел к ближайшему мусорной корзине и выбросил туда бумаги в помятом виде и после чего уехал с данного место. Мы подошли после его отъезда к данной мусорной корзине и увидел там два бланка протоколов;
1) Протокол о запрещении эксплуатации наземного транспортного средства, номер 26 ШШ 004565;
2) Протокол о задержании транспортного средства, номер 26 ПЗ 004690; в которых написано не понятно, что да и вместе с копиями протоколами, и как они говорят сотрудники ДПС, бланки строгой отчетности, но по действиям данного сотрудника думаю, что нет и усматривается ими нарушения закона.
Подобные случаи происходили и раньше, сжигали копии протоколов, копии постановлений которые должны были получать водители нарушившие ПДД, и где имеются видео записи в качестве доказательство.
Также по подобным случаям мы обращались к начальнику ГИБДД подполковнику полиции по городу Пятигорску Фролову Александру Евгеньевичу но на,что он нам ответил «на словах», что проводятся служебные проверки и данные сотрудники обязательно будут наказаны, но все продолжается как и было раньше и всегда никаких изменений не произошло в области работы ДПС, да и начальник ГИБДД Фролов А.Е., в курсе всех нарушений закона совершаемыми сотрудниками ДПС, но меры им никаких не принимаются.
Также мы обратились с таким же вопросом к заместителю начальника ГИБДД по г. Пятигорску подполковнику полиции Хорогрову Владимиру Владимировичу но на,что он нам ответил: со своими проблемами разбирайтесь сами и выпроводил нас из здании ГИБДД по г. Пятигорску.
Выше изложенные протокола нами были направленны в генеральную прокуратуру Р.Ф. города Москвы для проверки и выявления нарушении в действиях сотрудника ДПС и являются ли подлинными данные протокола которые в итоги оказались в мусорной корзине.
Считаем,что это нарушения КоАП РФ, и закона о полиции и где присутствует коррупционное составляющее в действиях данных сотрудников ДПС, а также осуществления слабого контроля за работой ДПС начальником ГИБДД Фроловым А.Е., и заместителя начальника ГИБДД Хорогровым В.В.
Просим Вас, объективно разобраться и провести служебную проверку по данному факту и привлечь данных сотрудников ГИБДД к ответственности по закону, и проверить как на самом деле начальник ГИБДД Фролов А.Е., проводит по существу служебные проверки за подобные и похожие нарушения сотрудниками ДПС по г. Пятигорску, а также являются ли выше изложенные протокола действительными. Нами были сделаны множество обращений в разные структуры подразделений МВД, но результата никакого нет так как жена начальника ГИБДД п/п-ка Фролова А.Е., работает федеральной судьей по г. Ессентукам Ставропольского края! Если возможно данный вопрос вынести на общий совет и телевиденье! Мы хотим, чтобы в г. Пятигорске ГИБДД работали по закону и без всякого «блата»! Надеемся на Вашу поддержку!!!

Что ты чувствуешь, когда собираешься на доклад к своему руководителю? Страх? Неуверенность в своих силах?

Общению с руководителем не учат в школах, однако по этому предмету нам всем приходиться держать экзамен, когда мы начинаем свою карьеру. И провал на этом экзамене может стоить тебе карьеры.

Лично ко мне опыт в том, как докладывать своему боссу, пришел позже, когда я сам стал руководителем и понял, насколько неуклюжие доклады делают подчиненные, если их никто этому не учил.

А если ты сам руководитель, то просто перешли своим подчиненным ссылку на эту статью. А еще лучше — собери их, прокрути слайды, которые ты видишь выше, и пройдись по тезисам из статьи. Результатом будет установление между вами набора общих правил, соблюдение которых сделают ваше общение более эффективным к вашему взаимному удовольствию.

До разговора с руководителем

1. Отчитывайся без напоминаний

«Я не могу быть секретаршей для всех и постоянно напоминать им о сроках. Иногда мне кажется, что люди просто пропускают мимо ушей задачи и сроки, которые я им поставил.»

— думает твой босс.

Не превращай своего босса в живой будильник. Не заставляй своего руководителя опускаться на уровень микроменеджмента и напоминать тебе о сроках отчета.

Если задача не готова — напиши ему об этом сам с кратким объяснением причин и новым сроком. Лучше показать, что ты не успел сделать задачу, чем отсутствием отчета дать ему повод думать, что ты проигнорировал задачу вовсе.

Если задача готова и тебе есть чем похвалиться — тем более проси о встрече и показывай свои результаты.

2. Не держи проблемы при себе

«Если мне заранее не сообщили о проблеме, значит, её нет и задача должна быть выполнена в срок.»

— думает твой босс.

Когда ты держишь проблему при себе, ты лишаешь своего руководителя возможности вовремя вмешаться и помочь тебе. Кроме того, если ты не сообщаешь о проблеме вовремя, значит, помощь тебе не нужна и ты можешь справиться со своей задачей самостоятельно.

Когда нужно сообщать о проблеме? Когда ты понял, что она не даст тебе выполнить задачу в срок или в соответствии с заданным стандартом. После этого ты попытался её решить самостоятельно и у тебя это не получилось. Вот тогда, не раньше и не позже, иди к своему боссу и проси о помощи.

3. Не приходи без подготовки

«Когда человек не может ответить мне ни на один встречный вопрос, возникают сомнения, а вник ли он в задачу как следует или пытается сбросить мне полуфабрикат?»

— думает твой босс.

Проработай заранее все вопросы, которые могут быть тебе заданы, все альтернативные решения проблемы. Будь готов объяснить, как получаются принесенные тобой цифры и почему они верны.

Иначе ты вызовешь раздражение шефа и будешь отправлен на доработку — потеряешь свою репутацию и время.

4. Планируй свой разговор

Это занимает всего минуту, но приносит много пользы. Как правило, к руководителю попасть получается реже, чем хотелось бы, поэтому к каждому разговору накапливается несколько вопросов, и этот список позволит тебе ничего не забыть.

Возьми чистый лист бумаги и накидай, чего ты хочешь от этого разговора. Таких целей может быть 4 типа:

  1. Донести информацию, которую он хочет знать : отчет о выполненных задачах, сдвиги сроков, важные новости и т.п.
  2. Донести информацию, которую ты хочешь, чтобы он знал : соблюдение тобой сроков, твои инициативы и предложения, возникшие проблемы и необходимая помощь.
  3. Получить информацию, которая будет полезна тебе : уточнение задачи, новости смежников, статусы важных тебе вопросов.
  4. Получить решение по необходимому тебе вопросу .

Если какой-то вопрос сложен для понимания или ты ожидаешь, что он вызовет противоречия, пропиши тезисно логику своего доклада по нему — твои аргументы и выводы.

При докладе руководителю

Обычный алгоритм доклада: сообщи цель разговора, дай данные, дай выводы, дай варианты решения, дай свою рекомендацию.

5. Без прелюдий

«Это все еще «вход в контакт» или мне уже нужно «врубаться» в то, что он говорит?»

— думает твой босс.

Сразу прямо говори, что тебе нужно: «хочу отчитаться о результатах», «есть проблема», «нужно решить», «нужно согласовать», «есть вопрос» и т.д.

Руководитель должен настроить свое сознание на правильный режим: «я решаю проблему», «я принимаю результаты», «я принимаю решение» и т.д. Пока он не настроился правильно, он не сможет эффективно воспринимать твою информацию.

6. Он не Нострадамус

«Он даже не удосужился задаться вопросом, в курсе я этой темы или нет. Это что — эгоизм или некомпетентность?»

— думает твой босс.

Подумай, что твой руководитель знает, а что нет, и введи его в курс дела. Пока он не будет в одном контексте с тобой, эффективного общения у вас не выйдет.

Не пропускай логические звенья. «Сюжетная линия» твоего рассказа должна быть непрерывной. Если для тебя что-то является само собой разумеющимся, совсем не факт, что твой руководитель обязан догадаться о логической связке, которую ты решил пропустить.

7. Вынеси мусор

«Почему я должен копаться в этой словесной помойке? Почему нельзя было подготовить связный доклад заранее?»

— думает твой босс.

Убери из своего повествования всю информацию, которая не относится к делу. Это в том числе касается информации, которая относится к делу, но является непроверенной или неокончательной. Ты рискуешь увести разговор в сторону или излишне усложнить его.

Определи, какое решение руководителя тебе нужно и исключи из доклада ту информацию, которая не приближает тебя к нему. Конечно, важно знать при этом меру — искажать или подтасовывать информацию неприемлемо.

8. Больше числительных, меньше прилагательных

«Очень хочется, чтобы мои подчиненные опирались на факты, а не на суждения и эмоции. Для этого они должны привыкнуть общаться языком цифр.»

— думает твой босс.

Высказывания, не снабженные цифрами, звучат безосновательно. Пока в разговоре не начинают звучать конкретные цифры и факты, люди всего лишь обмениваются субъективными суждениями, ни на йоту не приближаясь к истине.

Если ты хочешь убедить своего руководителя в чем-то, кратчайшая дорога к этому лежит через подготовку аналитики. Самое удивительное, что полученные цифры могут тебя самого удивить и изменить твое собственное суждение по обсуждаемому вопросу.

9. Будь конкретнее и прозрачнее

«Я как будто клещами должен вытаскивать из сотрудников ответы, чтобы добиться полного понимания ситуации. Они что-то скрывают или просто сами не вникали в подробности?»

— думает твой босс.

В ответ на вопрос «когда» давай дату. На вопрос «кто» — давай имя. На вопрос «сколько» — число: количество, сумму или долю в процентах. Чем быстрее ты дашь конкретные данные, тем быстрее закончишь этот затянувшийся разговор.

10. Не давай данных без выводов

«И зачем мне эта куча таблиц? А он сам-то попытался в них разобраться или его вообще этот вопрос не волнует?»

— думает твой босс.

Важны не цифры, а твое умение делать из них выводы.

Хороший сотрудник — самостоятельный сотрудник. Ведь если ты понимаешь, что после получения данных будет этап анализа, а после анализа — принятие решений, то почему бы тебе не попытаться пройти эту дорогу самостоятельно?

Скидывая боссу исходные данные без выводов, то говоришь ему «теперь это твоя проблема». А это, само собой, никому не нравится. Гораздо лучше был бы подход «я понимаю, что это моя проблема, и вот как я пытаюсь ее решить.»

11. Не приходи без предложений

«Если я сейчас за него придумаю решение, то он так и будет всю жизнь у меня на «ручном управлении». Пусть учится думать собственной головой.»

— думает твой босс.

Как говорит пословица, «если ты не часть решения, то ты часть проблемы». Всегда приходи не только с проблемой, но и с предложениями по её устранению. Желательно в нескольких вариантах.

Пусть твоему руководителю останется только одобрить твою идею. Пусть он видит, что у него замотивированный самостоятельный сотрудник.

12. Не уходи без решения

«Я устал. Я не хочу ничего решать. Я хочу бонус.»

— думает твой босс.

Ты пришел, чтобы получить решение (см. п. 4). .

Но принимать решения нелегко. Твой босс будет этого избегать. Помни о своей цели и возвращай разговор к принятию решения.

При встречных вопросах от руководителя

13. Отвечай на поставленный вопрос в своем первом предложении

«Ну зачем мне эти прыжки и ужимки? Я задаю конкретный вопрос и хочу конкретный ответ. Если мне будет что-то непонятно, я задам следующий вопрос. Не нужно тратить время в попытке отвечать на вопросы, которых я не задавал.»

— думает твой босс.

Если босс задает вопрос, то, как правило, он уже понимает наперед, что и в каком порядке он будет спрашивать дальше. Он уже выстроил для себя канву разговора и хочет вести разговор именно в таком русле.

Не нужно пытаться додумать его вопрос за него самого и отвечать на тот вопрос, которого он не задавал, но который он, как тебе кажется, подразумевает. Отвечай на буквально поставленный вопрос сразу. Все подробности, причины и логические объяснения — потом. Если спросят.

14. Правда и ничего, кроме правды

«Могу ли я в принципе работать с человеком, который пытается меня обмануть? Ведь он не только демонстрирует свою ненадежность, пытаясь мне соврать, но и глупость, надеясь, что я его не поймаю на лжи.»

— думает твой босс.

Не нужно ничего придумывать в попытке ответить на сложный вопрос. Не нужно дорисовывать реальность, когда отсутствуют факты. Тебя все равно выведут на чистую воду. Гораздо проще и быстрее признать, что ты чего-то не знаешь либо не сделал, и двигаться дальше.

15. Не вали на подчиненных

«Если человек не понимает, что он отвечает передо мной за действия своих подчиненных, то это клинический случай. У нас иерархия. Я отвечаю перед своим боссом за всех своих подчиненных, а они передо мной — за своих.»

— думает твой босс.

Задача ставится тебе, и отвечать за нее тоже тебе. Ты можешь делегировать задачу своим подчиненным, но это не снимает с тебя ответственности за её выполнение. При делегировании возникают дополнительные отношения ответственности между тобой и твоим подчиненным, но твоя изначальная ответственность перед твоим боссом при этом не исчезает.

16. Не трать время на оправдания

«Чем больше я прислушиваюсь к оправданиям, тем сильнее мои подчиненные будет надеяться, что от меня можно отделаться красивой историей при отсутствии результата.»

— думает твой босс.

Если твой босс ориентирован на результат, то причины его отсутствия (особенно те, которые вскрываются только в момент доклада — см п. 2) мало его интересуют.

Поэтому не трать время на оправдания — лучше потрать его на выполнение своей задачи.

При получении задачи

17. Вопросы сразу

Если в ответ на свой доклад ты получил еще одну задачу, и тебе в ней что-то непонятно, сразу задавай вопросы. Лучше выглядеть глупо при получении задачи, чем при ее сдаче, сделав не то, что требуется.

Заключение

Как ты видишь, перечисленные правила довольно просты и даже в чем-то очевидны. Однако, по моему опыту, людей, которые их системно выполняют, очень мало — для этого нужна смелость и самодисциплина. Попробуй придерживаться их, и, поверь, доверие и поддержка руководства тебе обеспечены.

См. также:

  • 18 рекомендаций, как побороть напряжение и страх в общении с начальством .
  • Собственник и управляющий: как избежать конфликтов. Советы управляющему.

А что самое сложное для тебя в общении с руководителем?

Одна из самых неприятных вещей на работе - просить начальника о чем-либо. И вот, мы идем, скрепя сердце и сжав зубы... А почему? Потому что заранее знаем, что вряд ли нам удастся добиться своего. Потому что все знают, что начальники вредные, и только спят и видят, как бы кому-нибудь еще в чем-нибудь отказать. И они ошибаются! Просто надо знать технологию. О ней я и собираюсь рассказать - о технологии выпрашивания у начальников.
Эту технологию я поняла, когда сама была начальником. Тогда я нашла эффективный способ взаимодействия с другими начальниками (он базируется на положении о том, что начальник - тоже человек). Поэтому, как всегда, все проверено на себе.
Итак, нам нужен кондиционер в кабинет, заменить копир и внеочередной отпуск на недельку (естественно, в реальности лучше не просить все сразу, но для примера я возьму эти три разные вещи для демонстрации нюансов). Первое, что нужно сделать:
выбросить из головы слово "просить". Вместо него поместить туда слово "предлагать".
Как ни странно, но это самый важный шаг. Не выполните его - остальные можно даже не пытаться. Объясняется это очень просто. Дело в том, что у любого начальника очень много просителей. Все к нему приходят с утра до вечера и чего-то просят (будто он кому-то что-то должен вообще). И ведь, как просят - нудят-нудят-нудят... Одна головная боль, короче. Нет бы, кто-нибудь пришел и что-то путное предложил: как работу ускорить, результат улучшить, расходы сократить. Не дождешься! Все только идут и просят чего-то для себя, эгоисты проклятые, будто у начальника других дел нет.
Основная мысль понятна? Первым делом

формулируем просьбу в виде предложения
(если сможете в виде рационализаторского предложения - это вообще высший пилотаж). Например:
  • предлагаю купить в наш отдел кондиционер,
  • предлагаю заменить старый копир.

Конечно, одного этого мало. Такое предложение еще обосновать надо. Чем позже и займемся.
С отпуском так не получится, конечно. Потому что это личная просьба. "Предлагаю предоставить мне отпуск" - хе-хе. Нет, если у вас начальник юморной, то почему бы и не попробовать. В остальных случаях

личные просьбы формулируем в виде обращения или вопроса

Например, закончили говорить про работу с начальником и в конце: "Михаил Степаныч, у меня есть личное обращение/личный вопрос к Вам... Дело в том, что у меня сложилась затруднительная ситуация, и я вынужден к Вам обратиться, хотя это не совсем связано с работой. Может, Вы сможете мне помочь?.." Не идеальный образчик дипломатии, но "мне нужна ваша помощь" гораздо эффективнее и приятнее, чем "дайте мне", "прошу вас", "у меня к вам просьба". Дальше последуют вопросы о том, что у вас случилось, и рассуждения о том, что может быть, и сможет помочь.
Конечно, вы немного лукавите, когда говорите, что это не совсем связано с работой, вы же собираетесь внеочередной отпуск попросить, а это с работой очень даже связано. Но не это главное. Вы это говорите для того, чтобы немного польстить своему начальнику - ему будет приятно услышать, что он для вас настолько значим, что вы просите его помощи даже по нерабочим вопросам. И эти слова (об отсутствии связи с работой) нужно подбирать именно так, осторожно, иначе после того, как вы расскажете, чего вы хотите, к вам обязательно придерутся по этому поводу. А это уменьшит ваши шансы. Последний же вопрос провоцирует начальника заинтересоваться вашей проблемой - чисто автоматическая реакция. Вопрос не должен звучать чересчур вопросительно, иначе можете нарваться на раздражение ("откуда я знаю, смогу ли я тебе помочь, если я еще не в курсе, о чем речь"), лучше сказать это мягко, с многоточием, как бы дать начальнику прервать вас.
Если вы услышали от него реплику типа "а что случилось?", знайте - полдела у вас уже в руке! После этого он уже не сможет вам отказать. Потому что, во-первых, он уже втянулся в это, во-вторых, какой же псих на прямо поставленный вопрос ответит "нет, не смогу"?! Дальше, если он не захочет вам помочь, он будет просто пытаться урезать то, что вы просите, но вряд ли окончательно и бесповоротно откажет. А чтобы он не сильно урезал или вообще не урезал то, что вы хотите, нужно сделать еще пару правильных шагов. Об этом позже.
Я немного забежала вперед, расписав все так подробно про личные просьбы, ну, да ладно. Просто есть еще один первоочередной шаг - это подготовка. Ведь, прежде чем идти к начальнику, нужно

подготовить обоснование предложения
С обоснованием предложения все достаточно просто. Для этого нужно всего лишь помнить, что самый лучший язык для общения с начальником - язык цифр.
Нас часто отправляли в командировки. И ездить поездом нам совсем не хотелось, а хотелось самолетом. Естественно, первое указание директора было - по всем командировкам только поездом (он думал, это дешевле, и вообще, нечего сотрудников баловать). Мы просто сделали табличку в Excel, в которой показали стоимость командировки с доставкой поездом, а в соседнем столбике - самолетом. Оказалось, что поезда у нас такие дорогие, что с учетом суточных получается почти такая же стоимость, как на самолете. Решающим аргументом в нашу пользу стало то, что в случае передвижения поездом, нас целых 4 дня не будет на работе (потому что это время мы потратим на дорогу), а зарплата нам будет капать! Этим аргументом мы воздействовали на нашего начальника, который очень не любил, чтоб кого-то не было на работе (даже по рабочим вопросам), а зарплата ему капала. Он сам схватил нашу табличку и побежал убеждать директора, что лучше купить нам билеты на самолет:))
Хотите заменить копир - напишите цифры, по которым начальник увидит, что это выгоднее. Например, не поленитесь взять в бухгалтерии точные цифры, во сколько вам обошелся ремонт и заправка картриджей для старого копира за последний год, например. Подыщите хорошую модель копира, которую вы хотите предложить, и покажите, что его стоимость окупится за счет экономии на ремонте и более дешевой заправке. Здесь выявляем еще два важных момента:
не нагружайте начальника работой по выполнению вашей просьбы
Это значит, что вы сами должны до конца проработать ваше предложение. Хотите заменить копир - сами подыщите новую модель, найдите, где она продается, договоритесь с поставщиком о скидке и с этой информацией идите к начальнику. Не надо ходить за ним и ныть "купите нам новый копир". Вы же не думаете, что начальник сам побежит по магазинам искать его? Он и не подумает забивать себе голову выбором копира. Даже если он будет принципиально согласен удовлетворить вашу просьбу, дело не сдвинется с места, пока вы сами об этом не позаботитесь. К тому же у начальников есть такая народная примета - если подчиненный не предпринимает ничего, кроме нытья, значит, не так уж ему и нужно. Улавливаете?
Второй важный момент:
изложите ваше полностью проработанное предложение на бумаге
Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поверьте, в случае просьб это работает еще лучше. Начальник и так много всего держит в голове, не надо грузить его еще и вашими проблемами. Письменное предложение гораздо рациональнее, со всех точек зрения. Излагаете ваше предложение с обоснованием на бумаге, подходите к начальнику в подходящий момент, спокойно объясняете суть дела и оставляете ему время для размышления. В конце разговора можете спросить, когда вам дадут ответ. Но делать это надо осторожно. Не надо никого прессовать. Например, спросите: "Скажите, когда мы можем узнать ваше решение по поводу этого предложения?". И вам ответят, допустим: "Я подумаю, напомни мне об этом еще раз к концу недели". Это уже, более-менее, конкретный ответ. Затем, чуть-чуть позже назначенного срока подходите также в подходящий момент и спрашиваете: "Вы просили напомнить вам по поводу решения о нашем предложении, вы уже что-то решили?". Если вы видите сомнения у начальника, можете уточнить у него: "Могу я что-то еще сделать, чтобы как-то поспособствовать вашему положительному решению?". Это очень вежливо, и это не давит. Вы просто предлагаете свою помощь (в оказывании помощи вам). Возможно, ваш начальник попросит вас запросить счета у нескольких поставщиков, чтобы сравнить их предложения. Как видите, все получается по-деловому, по-серьезному. Без нытья, без отговорок, без обид.
С кондиционером все немного сложнее. Вам вряд ли удастся обосновать экономическую выгоду от его приобретения. Зато здесь есть другие приемы. Например:
  • если речь идет о помещении, в котором принимают клиентов, вы можете посчитать в течение недели, сколько клиентов ушло, не дождавшись своей очереди, из-за жары;
  • если вы работаете в отделе продаж, вы можете договориться с начальником, что при перевыполнении плана продаж на определенную цифру, часть заработанных вами денег будет потрачена на приобретение кондиционера;
  • если вы работаете в экономическом отделе, ваше обоснование может содержать данные о том, сколько средств было сэкономлено в этом году, и что часть из них можно потратить на такую роскошь, как кондиционер;
  • если вы работаете в отделе, не связанном с потерей клиентов и влиянием на продажи, например, на производственном участке или в бухгалтерии, заманите начальника к себе под предлогом решения нескольких сложных вопросов. Пусть он посидит у вас несколько часов. Это очень действенно! Когда я работала на заводе, в одну цеховую конторку очень просили кондиционер. Три года просили. Безрезультатно. Когда они заманили директора к себе для решения некоего сложного вопроса, директор посидел там с утра и до обеда, а после обеда был подписан счет на оплату кондиционера. Причем, они очень грамотно сделали. Они не закрыли вопрос. Они дали понять директору, что ему еще несколько раз придется посидеть у них вот так. Это стало последней каплей:)
В общем, обоснование требует креативного подхода. Просто запомните, что оно сильно увеличивает ваши шансы получить желаемое. Потому что есть еще одна народная начальственная примета: если подчиненный не может объяснить, зачем ему это нужно, значит ему это не нужно. Когда я просила директора освободить меня от приема входящих звонков, т.к. это не моя обязанность, и сильно отвлекает от работы, у меня ничего не получалось. Он был убежден, что все входящие звонки должны принимать в отделе продаж, потому что это звонят клиенты. Тогда я не поленилась, и при каждом звонке стала делать пометки: кому звонили, и сколько времени на этот звонок я потратила (благо, на современных телефонах отмечается продолжительность разговора). В конце недели я принесла ему распечатку, в которой ясно было видно, что только 7% всех звонков - звонки клиентов. Но еще больше его впечатлила цифра, что за эту неделю около 13% рабочего времени я потратила на чужие звонки. Вопрос с перепрограммированием мини-АТС после этого решился очень быстро. Ну, не без помощи еще одного человека, конечно. Это еще одна хитрость:
заручитесь поддержкой кого-либо из руководства
Мы же со многими на работе общаемся в приятной дружеской манере. Иногда одним из этих многих оказывается кто-нибудь из руководителей. Здесь, главное, субординацию не нарушить. Если вы собираетесь просить что-то у своего непосредственного начальника, не стоит давить на него поддержкой его собственного начальника. Заручитесь поддержкой вашего коллеги, к которому ваш начальник прислушивается. Если вы просите что-то у директора - попробуйте заручиться поддержкой одного из его заместителей.
В общем, это чисто деловой подход, и это работает. Давайте разберемся, как можно обосновать личную просьбу. В случае личной просьбы обязательно

предоставьте начальнику гарантии

(т.е. тоже, своего рода, обоснование просьбы). О каких гарантиях идет речь? Ну, если в общем и целом, то о гарантиях того, что начальник не пожалеет о том, что пошел вам на встречу и протянул руку помощи. Именно так! Конечно, в случае личной просьбы не стоит ничего расписывать. Тут как раз лучше устно переговорить и добиться поддержки. Когда получите согласие, спросите, что вам нужно сделать: написать ли заявление, или к кому-то обратиться (в зависимости от вашей ситуации). Скорей всего, вам ответят: "Да, напиши заявление, я тебе его подпишу, а потом..." И дадут инструкции.

Ваши гарантии должны заключаться в следующем:

  1. вы сведете к минимуму влияние ваших личных проблем на рабочий процесс (например: "я прошу только неделю неоплачиваемого отпуска, ничего горящего сейчас нет, текущие дела я подбил, отчеты готовы, коллеги готовы меня поддержать, на случай возникновения вопросов по моей части я подготовил им подробные инструкции. Также я буду на связи в любой момент")
  2. вы - не халявщик (например: "зато, когда вернусь, я смогу в течение недели задерживаться каждый день на 3 ч дополнительно" или "я прошу неоплачиваемый отпуск" или "я понимаю, что я недавно был в отпуске, поэтому гарантирую, что в следующий раз буду претендовать на отпуск не раньше, чем через полтора года"). От вас наверняка не потребуют такого полного самопожертвования, но вы должны показать, что вы не собираетесь брать что-то на халяву.
  3. вы не собираетесь этим злоупотреблять. Напомните начальнику, что вы не часто отпрашиваетесь по личным нуждам (конечно, это возможно только для тех, для кого это правда), что при необходимости готовы задержаться на работе в личное время или выйти в выходной, но также у вас бывают обстоятельства, когда личные проблемы можно решить только за счет рабочего времени. Обязательно дайте понять начальнику, что вы осознаете, что никто не обязан помогать вам в данном случае, но других вариантов у вас нет, и вы просите просто, по-человечески, помочь.

Кстати, в такой ситуации, действительно, неплохо заручиться поддержкой одного-двух коллег. Чтобы они подтвердили, что готовы в ваше отсутствие заняться вашими вопросами в случае их возникновения, без ущерба для своей работы.

Покажите начальнику, что вы максимально подготовились, и что сами сделали все возможное, все, что только от вас зависело. Помните - спасение утопающего - дело рук самого утопающего? Ну, так вот, и покажите, что вы, как утопающий, предприняли все, что могли. Нормальный человек не пройдет мимо после такого. Если начальнику будет трудно отпустить вас по объективным причинам (например, приедет важная комиссия, и ваше присутствие необходимо), помогите ему помочь вам. Например, договоритесь, что появитесь на работе в определенное время специально, чтобы поработать с комиссией. В общем, найдите вместе выход из ситуации, не переваливайте все на босса.

Я надеюсь, эта статья помогла вам ощутить разницу между выклянчиванием и деловым подходом. Попробуйте. Моя практика показывает, что спокойный деловой подход работает в большинстве случаев, даже с особо деградировавшими личностями. А уж, нормальные люди, и подавно охотно идут на нормальное взаимодействие. С особо деградировавшими можно играть на их же пороках. На жадности играть очень эффективно. Да, и в любом случае, покажите начальнику, что удовлетворение вашей просьбы ему выгодно, материально или морально. Если я о чем забыла написать - жду ваших замечаний в комментариях, догоним задним числом;)