Родной язык душа народа презентация. Внеаудиторное воспитательное мероприятие «Язык - живая душа народа», посвященное Международному Дню родного язык. Отдел обработки информации

Класс: 10

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка, государственного языка и иностранного языка в жизни общества.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка;
  • повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе; иностранному языку, родному краю;

Воспитательные:

  • сформировать любовь и интерес к родному и иностранному языку;
  • научиться уважать язык и культуру других народов;
  • работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

Развивающие:

  • Развитие интеллектуальных способностей обучающихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на разных языках». См. ПРИЛОЖЕНИЕ 11 . Листочки- черновики – командам.

Ход мероприятия

1. Вводное слово ведущего:

«Международный день родного языка отмечается с 2000 года (21 февраля) по инициативе ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. Такую же цель преследует и наша сегодняшняя встреча. В нашем учебном заведении учатся представители разных национальностей и разных регионов. О том, насколько наши учащиеся и студенты хорошо знают свой родной язык и культуру региона, мы сейчас узнаем. Попрошу подняться на сцену представителей команд.

2. Объяснение правил игры:

Ведущий: «Наша интеллектуальная игра проводится в виде викторины. В несколько этапов. Команда, набравшая на каждом этапе наименьшее количество баллов – выбывает. Если создается спорная ситуация- команды получают дополнительное задание и проигравший- выбывает. Если подобная ситуация возникает в финале – обеим командам предлагается пройти блиц-опрос. Просьба к зрителям- сохранять спокойствие, за подсказки с команд будут сниматься баллы. А теперь, пора представить жюри, которое будет сегодня судить работу наших команд: … »

3. Работа с мультимедийной презентацией «Мы говорим на разных языках»

Вопросы викторины

1-я часть Русский язык

Русский язык: Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский; в русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей.

Конкурс “Из слова - слово, но другое”

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова.

Задание: Cоставить новые слова, переставив буквы и слоги. Каждое правильно найденное слово – 1 балл. Время- 1, 5-2 минуты..

Итого - максимальное количество баллов -6.

Внимание на слайд. Составьте новые слова из представленных:

Бокал, каприз, апельсин, кобура, ромашка, пальто.

Правильный ответ:

Бокал – (колба) , Каприз – (приказ) , Апельсин – (спаниель), Кобура – (уборка), Ромашка – (мошкара), Пальто – (лапоть)

Конкурс “Найди ошибку”

На слайдах вы увидите названия стран, языков и представителей стран, где данный язык распространен. Но тут есть ошибки, погрешности. Какая команда быстрее обнаружит ошибку, поднимает руку, называет и объясняет , что с тем или иным словом не так – получает 1 балл за правильный ответ. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • Турка – неправильно, правильно- турчанка
  • Корейка – неправильно, правильно – кореянка
  • Канада – язык – английский – некорректный ответ, так как в Канаде говорят на 2-х языках: английском и французском
  • Китайка – неправильно, правильно – китаянка
  • Гречка- неправильно, правильно – гречанка
  • Индейка – неправильно, правильно – индианка

Конкурс «Омонимы»

Прежде всего, вспомним, что же такое Омоним.

Это слова, совпадающие в написании и звучании, но имеющие абсолютно разное значение.

Задание: Продолжаем тему национальностей. Перед вами – список слов. Некоторые из них являются омонимами. Среди этой группы слов найдите:

  1. Отопительный прибор
  2. Танец
  3. Головной убор
  4. Вид обуви
  5. Инструмент
  6. Нож (правильный ответ – 1 балл). Время на работу- 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Всего в этом конкурсе можно получить 6 баллов.

Конкурс №4 «Заимствования»

Ведущий: В нашем языке наряду с исконно русской лексикой существуют заимствованные из других языков слова.

Задание: Команды получат листочки со словами. Каждый листочек содержит 5 заимствованных слов. фрилансер – внештатный сотрудник (пример на слайде)

Каждое правильное слово – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно набрать – 6 баллов. Время на выполнение – 3 минуты!

Ведущий: А пока команды работают, у нас – игра со зрителями. Слушаем вопрос. Поднимаем руку. Даем ответ. Получаем за прав. ответ – сладкий приз.

Конкурс №5 «Грамматический»

Ведущий: Одни из самых распространенных ошибок в русском языке – грамматическая, связанная с образованием формы слова, а также структуры словосочетания или предложения. Такие ошибки допускают многие люди, порой даже дикторы и ведущие телевидения.

Подведение итогов 1-й части – Русский язык. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.Жюри подсчитывает баллы – Музыкальная пауза. Despacito на удмуртском | Команда КВН "Второе Дыхание" | С душой | Туж Каллен Но

2-я часть (Краеведение)

Ведущий: Мы живем в Удмуртской республике и многие слова, которые мы, не задумываясь, употребляем, не знакомы жителям других регионов. Эти слова называются Регионализмы.

Регионализмы это различные территориальные варианты русского языка (регионализмы используются всеми жителями региона в отличие от диалектных слов, которые чаще употребляет население сельской местности). Могу напомнить несколько: ладом, вехотка, пироженка, фуфырик и т.д.

Итак, внимание, конкурсные задания, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс №1Числительные «регионального» значения

На слайде вы увидите ряд числительных. Найдите среди этих слов, слово - регионализм, которое очень любят употреблять ижевчане:

Правильный ответ: Мака - это комплимент милому и приятному человеку (вне зависимости от возраста)

Конкурс №3 Местные выражения (2)

Ведущий: некоторые региональные слова напрямую связаны с языками народов, живущих в данной местности. Например, слово айда в значении пошли (употребляется в Поволжье повсеместно) произошло от татарского.

На слайде вы видите слово, которое также довольно часто употребляется в нашем регионе. Назовите, из какого языка оно пришло и что означает. Выберите из представленных вариантов.

Правильный ответ – красивый, яркий - от удмуртского слова – чебер – красивый.

Конкурс №4 «Земляк земляка увидит издалека»

Ведущий: Богат и могуч русский язык. Этому способствуют многие региональные словечки, которые не только обогащают нашу повседневную речь, но иногда даже позволяют нам опознать земляков.

Перед вами слайд с названиями тары, выделите, слово-регионализм:

Правильный ответ : полторашка (и как, ни странно - неважно, 1 литр или 2,5),

Конкурс №5 «Говорят наши бабушки»

Ведущий: И последний конкурс в Разделе Краеведение

Многие слова и выражения, которые мы, в нашей местности употребляем, не задумавшись, могут поставить в тупик жителей соседних регионов. Кстати, часто они пришли к нам из соседних областей, например из Кировской области или Пермского края. На слайде вы видите типично местные выражения. Рядом, естественно, в разрозненном порядке – представлены их литературные эквиваленты. У команд есть 2 минуты. Используйте черновики- заготовки. Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент:

Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 7 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6

А пока команды работают – музыкальная пауза (Видеоряд: Бурановские бабушки. Песня “ Party for everybody dance ”)

Подведение итогов 2-й части – Краеведение. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.

На время работы жюри – Музыкальная пауза (Видеоряд: Надежда Уткина и ее песня Колыбельная на удмуртском языке с Youtube)

! Если спорная ситуация – доп. конкурс:

Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент: См. ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 4балла. Дается 1 минута.

3-я часть (Английский язык)

Ведущий: Как вы знаете, английский язык является одним из самых распространенных языков в мире, на котором говорят 1, 5 млрд человек в 70 странах и еще 1 млрд человек его изучает, это язык межнационального общения, один из основных рабочих языков ООН. Многие слова, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни, заимствованы в тот или иной период именно из английского языка.

Прежде всего, это – интернациональные слова, которые в обоих языках имеют одно и то же значение и произношение . И наш первый конкурс посвящен именно им.

Конкурс №1 Интернациональные слова

На слайде – ряд слов, найдите и назовите среди них 5 интернациональных слова. 1-н правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.



Правильный ответ:
комплекс, менеджер, президент, мотор, металл. Эти интернациональные слова и в английском и в русском имеют одно и то же значение и произношение

Конкурс №2 Популярные Заимствования

Ведущий : Проникновениеслов из одного языка в другой – явление обычное. В первую очередь они проникают в молодежную среду и даже составляют определенный сленг, иногда совсем непонятный тем, кто, как говорится «не в теме» И таких слов очень много. И так, следующий конкурс посвящен именно таким выражениям.

Подберите англоязычное выражение и его русский эквивалент. На выполнение задания дается 1 минута. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. Итак, поднимаем руку.

Правильный ответ:

Конкурс №3 Молодежный сленг

Ведущий: Продолжая тему молодежного сленга, вашему вниманию предлагается следующий конкурс. Перед Вами на слайде будут фразы, наполненные гремучей смесью англоязычных заимствований. Попробуйте «перевести» их на литературный русский. В этом конкурсе ценится быстрая реакция. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.

Правильный ответ: У Ольги Бузовой в Инстаграме на 10 млн подписчиков 2 млн тех, кто ее ненавидит!

Правильный ответ: Идём гулять, хватит злиться!

Правильный ответ: Могу ли я его обогнать? Пффф, легко!

Правильный ответ: Куда катится мир! В США девушка открыла трансляцию в Facebook, как умирает ее парень.

Правильный ответ: Да отложи ты калькулятор! Используй свой мозг!

Конкурс №4 Рифмы

Ведущий: Английский язык самый популярный язык в мире и самый востребованный как иностранный. Хотя изучать его нелегко. Даже английские лингвисты признают, что английский- это тот язык, на котором сложнее всего научиться читать. Большое значение тут имеет языковое чутье. К сожалению, оно либо есть – либо нет. Так или иначе, сейчас проверим, есть ли языковое чутье у команд.

Итак, конкурс:

Подберите из 2-х групп слов – рифмы. Здесь важно умение правильно читать и произносить слова! Пример : Cat- rat, box-fox.

Время не тянем. Читаем, соображаем, поднимаем руку. Задание, фактически, на скорость.Один правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.

geese, car, flower, mouse, pen name, bag, cut, day

hen, star, game, our, house, flag, chute, hat, moose

Правильный ответ:

Car- star, flower-our, mouse-house, name-game, hen-ten

Конкурс №5 «Взаимовыгодный обмен»

Ведущий: В свою очередь, и английский язык позаимствовал кое-какие слова из других языков. Посмотрите на слайд и определите, из каких стран пришли в английский данные слова. У команд есть 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 8 баллов. См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Ну, а пока команды работают, еще одна возможность зрителям проявить себя и показать свои знания. Слушаем вопрос, поднимаем руку. Получаем приз за правильный ответ. См. Игра со зрителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Подведение итогов 3-й части – Английский язык. Определяются команды, занявшие 1, 2, 3 места.

На время работы жюри – Музыкальная пауза (Ролик Twenty one pilots: STRESSED OUT с Youtube).

Дополнительный конкурс (в случае спорной ситуации)

Источники информации

  1. где-ударение.рф/
  2. russkiyazyk.ru
  3. new.gramota.ru/buro/search answer
  4. doc4web.ru
  5. www.foi.ru
  6. englex.ru/English borrowings in Russian
  7. https://www.youtube.com/watch?v=AGu2vhfbTUE
  8. https://www.youtube.com/watch?v=BYOMYLu8Vz4
  9. https://www.youtube.com/watch?v=0l83FFSpua0
  10. https://www.youtube.com/watch?v=pXRviuL6vMY
  11. https://www.izh.kp.ru/daily/26342.7/3222103/
  12. https://www.yaplakal.com/forum7/topic228441.html
  13. https://www.izh.kp.ru/daily/26761.3/3790678/
  14. https://life.ru/t/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/422651/tainyi_iazyk_podrostkov_slovar_dlia_roditieliei

Слайд 2

1/2008 МОУ СОШ № 103 Газета "Для пользы и удовольствия" Волгоград

Слайд 3

Отдел международной информации.

Кот в перчатках не поймает мышки. В Риме делай то, что римляне делают. В королевстве слепых и одноглазый король. Невинный тот, кто умер. Орлы не ловят мух. Не учи рыбу плавать. Гнилое яблоко испортит всю корзину. Почеши мою спину, а я почешу твою. Похвала не пудинг. Трава всегда зеленей на другой стороне забора. Жизнь – это не только пиво да кегли. Когда много поваров, плох и бульон. Лучшее – враг хорошего.

Слайд 4

Эскиз Фиаско Доминирующий Утрировать Мизантроп Конфессия Декольте Адекватный Ренегат Корректировать Меркантильный Патология Конъюнктурщик Профан Аббревиатура Флегматичный Триумф Гуманный Инцест

Слайд 5

Отдел справочной службы.

Наполеоновская армия насчитывала около 130 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 - сенокосной, 735 - леса, 528 – воды. В 1917 году русская земля нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями. Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, в ней по 64 маршрутам ходят 2402 вагона. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Слайд 6

Радикал Экстремист Неофит Ортодокс Эмпирик Стоик Маргинал Люмпен Паупер Аутсайдер Адепт

Слайд 7

Отдел редактирования текста.

Не знаю, смог бы или нет решительный герой взмахнуть неугомонным топором в третий раз, но совершенно ясно то, что он делал свое кровавое дело, не совсем понимая свои действия. - Мужик только бородой повел. - Бирюк взял в одну руку мужика, а в другую - кобылу. - Смоленская земля богата поэтами, писателями, Художниками и их произведениями. - За один день Геракл очистил все конюшни от навоза царя Авгия. - В небе летали птицы и пели во всё горло. - Он от радости расцеловал меня до ушей. - Крепостные крестьяне, уставшие от произвола своих помещиков, объявлялись вне закона. - Она пытается утопить Печорина, человека, который помог им в деле, чтобы не платить ему за труд. - Все свои лучшие качества он похоронил на дне души сво­ей, и они там и умерли. - У Чацкого нет надежды на жизнь в обществе бюрократов и чиновников-услужников. Нет надежды на его жизнь и у Грибое­дова.

Слайд 8

Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительскую дисциплину. Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами. Он одел комбинезон и отправился в цех. Существо данной книги - в ее народности. Славу актеру Караченцеву принесла заглавная роль в спектакле «Юнона и Авось». Этот человек известен как мастер удачливых шуток. На предложение о сотрудничестве был получен дипломатический отказ. Рыбье хозяйство «Пруды» наладило поставку свежей рыбы в ближайшие столовые. Петров по своему характеру чрезвычайно скрытый человек. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

Слайд 9

1. На наш ансамбль обрушилась оглушительная слава, так что нас опознавали везде, где мы появлялись. 2. Последнее время наблюдается бурный рост нашей науки, особенно в районе кибернетики. 3. Выгул скота в парке строго запрещен по санитарным нормам. 4. Вход на родительское общешкольное собрание только бездетным родителям. 5. В пожилом доме наконец-то начали ремонт отопления. 6. Наши отстающие добились того, что их количество резко возросло в третьей четверти. 7. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в повести параллельно, взаимно пересекаясь. 8. Скоропостижный отъезд родственников вызвал в нас чувство удовлетворения. 9. Диалекты встречаются и в речи героев, и в речи самого автора.

Слайд 10

Отдел обработки информации.

Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. В квартире требуется (провести, произвести) ремонт. Художник писал (масляными, маслеными) красками. Утром в отделе предлагался (сытый, сытный) завтрак. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) дорожкам. В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

Слайд 11

Каждый город имеет свое неповторимое лицо открываю­щееся не сразу постепенно завораживающее путешественника желающего понять знакомясь с городом его внутренний сокровенный дух приезжая во Владимир восхищаешься древними соборами дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города его главную изюминку изюминкой Твери множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей является гражданская застройка 18! века и уникальная планировка улиц которую Екатерина Вторая желая превратить город в уголок Петербурга приказала тщательно разработать градостроительной комиссии говоря о Ростове все время вспоминаешь огромный кремль гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком робко жмущимся к его стенам колоссальную звонницу знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть просла­вившуюся во всем мире зачастую церкви 17века это пятиглавые храмы построенные из красного и белого кирпича богато украшенные характерными резными наличниками кокошниками похожими на народные головные уборы изразцами придающими зданию дополнительную пышность 17 век будучи переходным временем от старой патриархальной Руси к новой России стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобра­зительного искусства веком поиска нового стиля соответствую­щего духу эпохи в конце 17 века русское зодчество все настойчивей включаясь в общеевропейское русло создает свой особый стиль вошедший в историю под названием нарышкинское барокко

Мария Михайлова
Презентация «Родной язык - душа народа»

Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык , который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа , поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. А день родного языка - очень важный и нужный праздник.

Международный день родного языка , который был провозглашен в ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО. Отмечаться он стал 21 февраля 2000 г.

Мы живем с вами в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Это многонациональный округ, в котором на сегодняшний день проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской группы.

Каждый народ -это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции, и, конечно же, язык . В нашем садике тоже дети разных национальностей. Так как мы с Вами живем в России то общаемся на русском языке . Он понятен каждому человеку, живущему в России, является языком межнационального общения.

Знаете ли вы, что…

1. Большинство слов с буквой «ф» в русском языке - заимствованные . Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» - флот.

2. В русском языке есть 74 слова , начинающихся с буквы «й» , но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город Йошкар-Ола.

3. В русском языке есть слова на «ы» . Это названия российских городов и рек : Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

4. А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд - зоообъединение.

Публикации по теме:

Стихотворение о школе-интернате «Мой дом родной». Презентация «Проект «Мой дом родной» Сергиево Посадский детский дом интернат «Березка» Проект «мой дом родной» составил: Попков Алеша 14 группа 2017г. Обычное здание будничный.

Тематическое занятие в подготовительной группе «Русская песня - душа народа. Песни, которые слушали лапти» «РУССКАЯ ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» «Песни, которые слушали Лапти» Тематическое занятие в подготовительной группе. Цель: Закреплять знания.

Конспект комплексного занятия «Сказка - душа русского народа» Конспект комплексного занятия Тема: «Сказка - душа русского народа» Программное содержание: Учить детей любить и понимать русские народные.

Конспект урока «Русский язык - язык русского народа». 6 класс Тип урока: вводный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных.

Презентация «Культура и традиции украинского народа. Национальная кухня» родителем воспитанницы подготовительной группы Цель: Дать понятия.

Презентация «Поверья русского народа» Презентация интегрированной НОД, старший дошкольный возраст. (Интеграция областей: музыка, познание, художественное творчество.) Тема:.

Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа» ПРОЕКТ «Пять драгоценностей» Цель проекта: кто такие намадные животные, в чем их драгоценность? Задачи: Узнать о пяти драгоценностях бурятского.


С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник является напоминанием о необходимости содействия развитию многонациональной языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию








Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура








Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кэй!» – «А наша русская зима?» - «о-кэй!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кэй!». Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кэй, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько! С. Есенин


Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку… В. И. Даль


Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки! А. А. Ахматова


В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. К.Ушинский


Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Березовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Костёр бродяг за лесом, на горе. Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины К. Бальмонт




Родная речь Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель, Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься! С. Арзуматов


Приглашаем 21 февраля в Областную научную библиотеку (ул. Советская, 6) , конференц-зал: Филологические встречи в День родного языка: «Языки народов Сибири. Изучение и современное состояние» Лектор – Наталья Николаевна Широбокова, доктор филологических наук, профессор НГУ; "Эвенки: от Оби до Сахалина", выступление Лиморенко Ю. В., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН; "Шорцы. Язык и культура", выступление Уртегешева Н. С., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН; - 17:00, театральный зал: Выступление Народного коллектива, ансамбля сибирской песни Областного центра русского фольклора и этнографии, конференц-зал: Лекция «Новые явления в русском языке XIV века» Лектор – Леонид Григорьевич Панин, доктор филологических наук, профессор, декан ГФ НГУ Вход свободный. В рамках проекта «Уроки русского» фонда «Родное слово» при поддержке НГОНБ




С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник является напоминанием о необходимости содействия развитию многонациональной языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию








Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура








Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кей!» – «А наша русская зима?» - «о-кей!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кей!». Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кей, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько! С. Есенин


Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку… В. И. Даль


Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки! А. А. Ахматова


В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. К.Ушинский


Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Березовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Костёр бродяг за лесом, на горе. Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины К. Бальмонт




Родная речь Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель, Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься! С. Арзуматов