Римская провинция где прокуратором был понтий пилат. Понтий пилат - биография, информация, личная жизнь. Пилат исполнил свое предназначение свыше

4 447

В истории нередко правда превращается в легенду, и ее перестают считать правдой. А потом приходит какой-нибудь человек, с точки зрения окружающих наивный и легковерный, и говорит: «А что, если легенда содержит в себе здравое зерно? А что, если ей поверить?»

Так случилось сто с лишним лет назад, когда Шлиман, о котором мы с вами уже говорили, поверил в то, что Троя, описанная Гомером в поэме «Илиада», существовала на самом деле, и отправился ее искать. Он шел по следам гомеровских героев и отыскал место, где стоял этот великий город.

Нечто похожее произошло и во время поисков другого древнего героя, вернее, антигероя Библии, римского наместника в Иудее Понтия Пилата. Ничем он себя не прославил ни до, ни после казни Иисуса Христа, пришел из безвестности и в безвестность сгинул. Но его слово, его решение умыть руки изменило историю всей земли.

Так как очень многие ученые и сегодня думают, что на самом деле Иисуса не было – это, так сказать, собирательный образ, сложившийся в памяти потомков из образов нескольких учителей и пророков, проповедовавших на рубеже нашей эры, – то и существование Понтия Пилата вызывает сомнение. А был ли такой политик и администратор в Римской империи?

Можете мне поверить, уже две тысячи лет исследователи перелопачивают римские архивы, к сожалению сохранившиеся довольно плохо, чтобы не упустить ни одного слова, ни одного упоминания о Понтии Пилате. Но нашли немного. Правда, можно с уверенностью утверждать, что Понтий Пилат наверняка существовал и действительно служил в Иудее.

Но откуда он появился, узнали лишь недавно английские ученые.

И если говорить об исторических сенсациях, о разгадке тайн, которым уже много сотен лет, то история Понтия Пилата окажется на переднем плане.

Англичане обратились к старинным хроникам, а также к римским надписям – ведь Англия некогда была римской колонией, ее завоевал еще Юлий Цезарь, и там служили многие римские полководцы, набирались опыта в войнах с шотландцами и ирландцами, непокорными сынами Альбиона.

В 13 году до нашей эры в Каледонский лес на юге Шотландии прибыл римский отряд. В тех краях заканчивалась власть римлян. Шотландцы, которые жили севернее, никому не подчинялись и нападали на римские гарнизоны.

Римский правитель Англии послал в те края центуриона Понтия, для того чтобы он наладил добрые отношения с шотландским королем Металланусом. Понтий прибыл в столицу короля Фортингэлл. А так как король был не очень богатым и могучим, то и столица его была, очевидно, простым замком, окруженным деревенскими домиками.

Самым знаменитым местом в Фортингэлле считался тис.

Тисовое дерево схоже с можжевельником. Оно растет очень медленно и может прожить тысячи лет. Тис в Фортингэлле был одним из самых старых деревьев в Шотландии. Считалось, что ему уже две тысячи лет.

Вот под этим деревом римский центурион и встретил племянницу шотландского короля Илию и влюбился в нее без памяти.

Тем временем римляне с разрешения Металлануса построили поблизости небольшую крепость, и Понтий командовал ее гарнизоном. Видно, отношения Понтия с королевской семьей были добрыми.

По крайней мере, король не стал возражать против свадьбы Илии и римского офицера.

А вскоре случилась беда. Илия родила мальчика и умерла при родах. Так в те времена случалось нередко.

Мальчик остался сиротой. Он рос в римской крепости и играл под древним деревом.

Мальчик подрос, когда центуриону подошло время уезжать из Шотландии. Отношения Понтия с королем были настолько хорошими, что тот послал с ним своего сына Мансутеуса. Он хотел, чтобы принц научился в Риме всем наукам.

Понтий – имя редкое, и английские историки сразу же заподозрили, а не тот ли это Понтий Пилат, о котором говорится в Евангелии? Тем более что родившемуся в 10 году до нашей эры мальчику, сыну Понтия, было бы во время событий, описываемых в Библии, столько же лет, сколько наместнику Иудеи.

Откуда же возникла вторая половина имени?

Ученые полагают, что это произошло из-за того, что маленький Понтий окончательно осиротел – его отец умер вскоре после возвращения в Рим. И тогда мальчику дали войлочную шапку. Такая шапка называлась «пилатус», и носить ее мог только глава семьи. Если бы эту шапку по наследству получил взрослый, никто бы на это и внимания не обратил. Когда же главой семьи стал десятилетний мальчик, в этом обращении звучало сразу и уважение, и некоторая ирония.

Так прозвище стало частью имени. Второго такого в Риме не найти. Можно быть почти уверенным в том, что речь идет именно о том человеке, которого описал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат пошел на государственную службу и в сорокалетнем возрасте получил высокий пост наместника римской провинции. Удачно сложилась и судьба его друга, принца Мансутеуса, который оказался очень способным и так понравился в Риме, что его направили домой, утвердив не только шотландским королем, но и римским губернатором, что случалось очень редко – как правило, римляне не доверяли знати из покоренных провинций.

Понтий Пилат плохо завершил свою карьеру в Иудее, хотя и сумел прославиться на века.

Впрочем, в тот день, когда это случилось, никто в мире не подозревал, что наместник подписывает себе приговор на вечные времена. А уж меньше всего думал об этом сам Пилат, для которого, скорее всего, те события были обычными и совершенно незначительными.

Конечно, вы знаете, что случилось, но все же я вам напомню – никогда не вредно еще раз прочесть о том, что должен знать любой культурный человек.

Священники Иерусалима, которые пользовались в городе властью не меньшей, чем сам царь Ирод, испугались растущего влияния Иисуса Христа. Они увидели в нем угрозу своему господству в стране. И, обвинив проповедника в святотатстве и бунте против властей, схватили и привели его к Понтию Пилату. Обвиняли Христа в том, что он якобы хотел разрушить Иерусалимский храм и называл себя сыном Божьим. Нашли свидетелей, и хотя Христос не стал оправдываться, но и не признался в преступлениях, судьба его, казалось, была решена.

И вдруг перед обвинителями Христа возникла преграда в лице Понтия Пилата. Он поговорил с Христом и, судя по всему, убедился в том, что тот ни в чем не виновен. Но римскому наместнику надо было оставаться в сносных отношениях с верхушкой иудейского общества. И тогда он схитрил – велел отправить узника к царю Ироду, пускай тот разбирается и берет ответственность на себя. Но Ирод оказался еще хитрее Пилата и, как пишет евангелист Лука, не добившись от Христа никаких чудес, под крики первосвященников велел избить его и, переодев, чтобы не видно было следов пыток, отправил обратно к римлянину. Причем воспользовался этим случаем для того, чтобы поправить свои отношения с Римской империей. Евангелист пишет: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собой, ибо прежде были во вражде друг с другом». Что за сговор случился между двумя владыками, мы, очевидно, никогда не узнаем.

Хотел того Пилат или нет, договорился ли он уже с Иродом или остался один на один со своей совестью, но он продолжил допрос Иисуса и после допроса заявил иудейским фарисеям, что считает Христа невиновным и, более того, собирается воспользоваться своим правом – в честь еврейского праздника Пасхи помиловать одного из приговоренных к смерти. А кроме двух разбойников к смерти был приговорен еще и Варавва, которого обвиняли в восстании против властей. Пилат сказал: «Давайте освободим Христа».

Вы бы послушали, какой шум подняли жрецы- фарисеи и их приспешники, которые прибежали ко дворцу наместника!

И тут Понтий Пилат совершил демонстративный поступок, о котором рассказывается только в Евангелии от Матфея: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови праведника сего».

Ох и хитер был Пилат! Какая школа дипломатии в столице покоренного народа! И Римская империя чиста, и первосвященники получили на растерзание, кого хотели.

Неприятности у Пилата начались после казни Христа. Несмотря на его лукавую политику, вскоре в Иерусалиме вспыхнуло восстание против римлян. Пилат жестоко подавил его, чем вызвал неудовольствие Рима. Прекрасный дипломат – и вдруг такое безрассудство! И когда после этого Пилат устроил резню в племени самаритян, Рим решил пожертвовать недостаточно гибким наместником. Есть такой старый закон: «Не бывает плохой церкви, но есть плохие священники». И если дела в колонии идут неладно, то надо показать на виноватого, которого можно отправить под суд, чтобы все видели, как мы боремся за справедливость!

Видно, репутация у хитроумного Пилата была такой плохой, что его не только отозвали домой, но и велели ждать суда.

И тут Пилату повезло. Умер император Тиберий, который и издал этот строгий указ. Суд не состоялся, но имущество наместника, видно нажитое неправедным путем, было конфисковано, с государственной службы его выгнали, и Пилат покинул Рим.

Он уехал на север, туда, где сейчас располагается Франция.

Дальнейшие события его жизни граничат с легендой, с нравоучительной притчей, поэтому нельзя утверждать, что было именно так.

Но существуют средневековые французские хроники, в которых говорится, что к старости Понтий Пилат осознал свои грехи и принял христианство – стал одним из первых христиан среди знатных римлян.

Более достоверно то, что Понтий Пилат возвратился в Англию, где Шотландией правил друг его детства.

Король Мансутеус принял его как брата и поселил в своем замке. Легенды гласят, что Понтий Пилат проповедовал христианство по всей Англии и достиг в том немалых успехов. Из хроник известно, что он умер 5 июля 55 года, то есть прожил шестьдесят четыре года – немало по тем временам.

Как подвижника и святого человека, Понтия Пилата якобы похоронили в Фортингэлле под древним тисом.

Этот тис сохранился до наших дней. Теперь рядом с ним стоит небольшая церковь.

Тис, возраст которого насчитывает уже четыре тысячи лет, похож скорее не на дерево, а на переплетение узловатых стволов, одни из которых отмерли тысячи лет назад, а другие дают новые побеги.

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» - «...распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» ... Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

(лат. Pontius Pilatus) — пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius — это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)) . Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников) . Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок — нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию — восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии - резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения...

Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок - суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте — это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория , которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.


Резиденция Пилата в Иерусалиме - претория

Предварительное "дознание" в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна (утративший к тому времени права первосвященства) , святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: "вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб" (Ин. 11:49-50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё "провернуть" за пятницу, т.к. следующий день был субботний - заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57-60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18-19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос - Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я - обещанный Мессия» , и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата


Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену - только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.


«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» (Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).


Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!» , а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.


Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), — произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».


На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» . На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)...

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному — Пилат закончил жизнь самоубийством .

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, — Тиберий — к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК


Имя: Понтий Пилат (Pontius Pilatus)

Дата рождения: 10 года

Дата смерти: 41 года

Возраст: 31 год

Место рождения: Абруцци, Италия

Место смерти: Галлия, Франция

Деятельность: Римский префект Иудеи

Семейное положение: был женат

Понтий Пилат - биография

В знаменитом романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри говорит Понтию Пилату: «Мы теперь будем всегда вместе... Помянут меня - сейчас же помянут и тебя!» Так и есть: имя человека, которого считают виновником гибели Христа, даже вошло в христианский Символ веры. Почему так случилось? И что вообще мы знаем о пятом римском наместнике Иудеи?

Известно, что Понтий Пилат управлял палестинскими областями Иудея, Самария и Идумея от имени императора Тиберия с 26 по 36 год нашей эры. В промежутке между этими датами (скорее всего, в апреле 33 года, перед иудейской Пасхой) был распят проповедник Иешуа-Иисус, объявленный его последователями Христом, то есть Мессией. Пилат как представитель римской власти санкционировал эту казнь, хотя настаивали на ней иудеи и их духовный лидер - первосвященник Каиафа.

При этом иудейские авторы обвиняли наместника в жестокости и корыстолюбии, но христианские - и евангелисты, и сочинители апокрифов - утверждали, что он сочувствовал Иисусу и пытался его спасти. Это довольно странно: с чего бы римскому «игемону», то есть правителю, жалеть нищего инородца, нарушившего спокойствие во вверенном ему регионе?

Пилат, часто изображаемый пожилым человеком, был на самом деле ненамного старше Иисуса (который, вероятно, родился лет за пять до общепринятой даты своего Рождества). Скудные сведения о биографии пытались обобщить ученые, в первую очередь немец Густав-Адольф Мюллер; его труд наряду с другими внимательно изучил Михаил Булгаков, знавший, как и его Мастер, пять языков.

В книге Мюллера пересказана легенда города Майнца, где будто бы жил в старину король Ат. Однажды придворный астролог предсказал королю, что сын, зачатый им в эту ночь, станет знаменит на весь мир. Ат был в походе, вдали от жены, поэтому велел привести к себе первую попавшуюся девицу посимпатичнее. Ею оказалась дочь мельника Пила, а рожденный ею сын в честь обоих родителей был назван Пилатом.

Мюллер тоже верил в германское происхождение Пилата, и не только он - русский поэт Георгий Петровский назвал его Ингомаром, воином из племени херусков, перешедшим на сторону Рима. Часть херусков и правда выступила против их вождя Арминия, поднявшего в 9 году нашей эры антиримское восстание. Был ли среди них Пилат, мы не знаем, но по Булгакову он сражался на стороне римлян в 16 году при Идиставизо (и спас там кентуриона Крысобоя). После разгрома Арминия многие германцы получили за службу империи римское звание всадника (эквита) и римские фамилии.

Тогда будущий наместник и мог стать Понтием, хотя вряд ли имел к этому старинному, но почти зачахшему роду прямое отношение. Прозвище Пилат он, вероятно, получил от пилума - метательного копья легионеров, с которым, вероятно, управлялся особенно ловко. Именно поэтому в романе Булгакова он назван «всадником Золотое Копье». Но одного владения копьем для продвижения по карьерной лестнице было маловато. Тут Пилату помогла удачная женитьба - по данным христианских апокрифов, его жену звали Клавдия Прокула или Прокла.


Не исключено, что она была родственницей императора Тиберия, принадлежавшего к роду Клавдиев. Благодаря этому император приблизил ветерана германской войны к своему двору. Есть версия, что Пилат помог главе преторианцев Сеяну тайно перевезти Тиберия из грозящего мятежом Рима на остров Капри.

Именно после этого верный «копьеносец» получил ответственную должность наместника Иудеи - не прокуратора, как часто считают, а префекта. Именно эта должность упомянута в найденной в приморской Кесарии надписи на плите, датированной 26-37 годом нашей эры. Прокуратором же он назван во фразе историка Тацита, повествующей о казни Христа, но римский правитель Палестины стал называться так только в следующем веке - а значит, фразу вписали в труд Тацита гораздо позже...

Маленькая Иудея доставляла империи куда больше хлопот, чем другие провинции, из-за упрямства ее жителей. Все подданные Рима обязаны были поклоняться изображению обожествленного императора, которое помещалось и на монетах. И если язычники принимали это спокойно - подумаешь, одним божеством больше, - то иудеи, свято верившие в единого Бога, яростно протестовали. Прежние префекты, правившие Иудеей после лишения власти над ней потомков царя Ирода, учитывали это и не выставляли напоказ портреты императора, а на монетах заменяли их орнаментом.

Пилат повел себя иначе: в первый же приезд в Иерусалим он велел нести впереди себя знамена с профилем Тиберия. Когда их подняли над дворцом, где остановился наместник, толпа иудеев собралась на площади, требуя убрать греховные изображения. Пилат терпел пять дней, а на шестой вывел войска, грозя изрубить всех, кто немедленно не покинет площадь. Никто не ушел; протестующие пали ниц и подставили шеи солдатским мечам. Тут Пилат понял, что управиться с этим народом будет труднее, чем со свирепыми германцами.

Убрав знамена, он скоро пожертвовал Иерусалимскому храму золоченые щиты - без всяких изображений, но с надписью, славящей императора. Иудеи опять запротестовали и вдобавок отправили в Рим гонцов с жалобой. Пилат обозлился и решил отомстить. Новый скандал возник из-за строительства водопровода - дело нужное, но деньги на него были взяты из казны храма, которая считалась неприкосновенной. Возмущенные горожане снова собрались на площади, но там на них набросились легионеры в штатском, вооруженные дубинами. Множество людей было убито и ранено. После этого устрашенные иудеи уже не бунтовали, но и Пилат предпочитал лишний раз не дразнить их - в Иерусалим приезжал редко и жил в приморской Кесарии, где было прохладнее и безопаснее.

Не сдержался он в 36 году, когда к горе Гари-зим в Самарии устремилось множество людей, чтобы отыскать драгоценные сосуды, которые там, по преданию, зарыл когда-то . Приняв эти события за бунт, префект велел солдатам перебить кладоискателей. Самаряне пожаловались легату Сирии Вителию, и тот приказал Пилату ехать в Рим на суд императора. Но когда Пилат прибыл в столицу, Тиберий уже умер, а его преемник Гай Калигула тут же сместил префекта с должности. Сделать это его убедил потомок иудейских царей Агриппа, обвинивший Пилата в «вымогательстве, грабеже, насилии, казни множества невинных людей и невыносимой жестокости».

Трудно понять, почему этот кровожадный тиран проявил такую мягкость во время суда над Иисусом. Это случилось, когда префект по приглашению первосвященника Каиафы приехал в Иерусалим на пасхальные торжества. Есть версия, что иудейская верхушка специально подстроила его визит, чтобы избавиться от популярного в народе проповедника, - утвердить смертный приговор ему мог только римский наместник. Иисус разоблачал лицемерие и стяжательство духовенства, говорил о равенстве людей перед Богом, о скором наступлении царства справедливости, что решительно не нравилось священникам.

Они обвинили его не только в святотатстве - он исцелял людей в субботу, когда всякая работа была запрещена, но и в бунтарских высказываниях - он будто бы призывал не подчиняться императору и называл себя «царем иудейским». Главным обвинителем стал Каиафа (по-арамейски «смирение»), который оправдывал свое имя, во всем слушаясь не только римлян, но и своего тестя, старого Анну, который был первосвященником Иерусалимского храма. Анна и Каиафа первыми допросили арестованного Иисуса, а потом отправили его на суд Пилата в преторию - резиденцию наместника у Антониевой башни.

О том, что было дальше, евангелисты говорят по-разному. Все отмечают, что Пилат спросил узника, называл ли он себя царем. Тот отвечал уклончиво: «Это ты говоришь». Марк и Матфей утверждают, что после этого Иисус отказывался отвечать на вопросы, а Лука говорит, что его отослали на суд к царю Галилеи Ироду Антипе, но тот, боясь ответственности, вернул подследственного Пилату. Иоанн более подробен: Иисус сказал, что «пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», а Пилат ответил ему знаменитым вопросом: «Что есть истина?» Считая поиск истины делом невыполнимым да и не слишком важным, правитель явно счел Иисуса безобидным философом - а возможно, просто решил лишний раз досадить иудеям, требовавшим его казни. Выйдя к толпе, собравшейся у дворца, он объявил: «Я никакой вины не нахожу в нем».

Еще подробнее излагает события апокрифическое «Евангелие от Никодима», написанное в III веке и включающее будто бы подлинный отчет Пилата императору Тиберию. Там сказано, что, когда Иисуса ввели в преторию, римские знамена сами собой склонились перед ним, и Пилат «устрашился в своем сердце». Говорится также, что помиловать узника его попросила жена, увидевшая сон, в котором толпы праведников поклонялись Христу, а грешники низвергались в адскую бездну. Ее слова приводит и Матфей: «Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за него». В другом апокрифе сказано, что Иисус до этого исцелил Прокулу от невыносимой головной боли, как у Булгакова - самого Пилата. Кстати, в «Мастере и Маргарите» прокуратор вдов и одинок, но во время суда в зал влетает ласточка - весть его жены из царства мертвых, ее мольба к супругу о прощении Иисуса.

Дальше Иоанн пишет, что иудеи, подученные первосвященником, начали кричать Пилату: «Распни его!» Тогда он приказал бичевать Иисуса страшными римскими плетями с вшитыми в них кусочками свинца. Наместник надеялся, что толпа, увидев проповедника избитым и окровавленным, сжалится над ним. Для большего эффекта он постарался сделать его смешным: по его приказу солдаты нарядили Иисуса в шутовской царский наряд: «Надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся. Царь Иудейский!»

Увидев Иисуса в этом наряде, Пилат воскликнул: «Се человек!», но толпа - а точнее, рассеянные в ней агенты Анны и Каиафы - не желала успокаиваться, и крики «Распни!» стали еще громче. Кто-то из священников пояснил: «Он должен умереть, потому что объявил себя Сыном Божьим». «Так ли это?» - спросил Пилат, но едва стоявший после бичевания Иисус промолчал. «Не отвечаешь? - нахмурился наместник. - Не знаешь ли, что я имею власть распять тебя или отпустить?» Тогда избитый узник прошептал: «Ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».

Ответ еще больше убедил Пилата - этому странному проповеднику нужно сохранить жизнь. Он вспомнил, что по закону он может на Пасху помиловать одного из государственных преступников. Таких оказалось двое: Иисус и Варавва, мятежник и убийца. Наместник - тоже по закону - предложил толпе выбрать одного из них, надеясь, что выбор все-таки падет на мирного философа. Но все -или самые громогласные - закричали: «Варавву! Отдай нам Варавву!» Зазвучали и другие голоса: «Если отпустишь Царя Иудейского, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю!» Это была прямая угроза - мнительный Тиберий не раз подвергал опале и казнил ближайших соратников, совсем недавно эта участь постигла Сеяна, покровителя Пилата. Обвинение в сочувствии мятежникам могло стоить жизни и ему самому.

И тут он сделал то, чего никто не ожидал от римского наместника: приказал принести воду и омыл в ней руки: «Видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови праведника сего». Это был обряд очищения, предписанный Моисеевым законом; исполняя его, Пилат хотел снять с себя вину, переложив ее на иудеев. С чем они и согласились, заявив: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил Варавву, а Иисуса отправил на казнь вместе с двумя разбойниками;


Булгаков вслед за «Евангелием от Никодима» дал им имена Дисмас и Гестас. Римское правосудие было скорым: уже через час, в послеполуденную жару, осужденных вели за город к месту казни, к голому холму под названием Голгофа - «лобное место». На картинах и в кино Иисус несет крест сам, но евангелисты говорят, что он был слишком слаб, и орудие казни заставили нести некоего Симона Киринеянина. До темноты все было кончено: начиналась Пасха, и, чтобы не осквернять святой день смертью, солдатам приказали добить распятых. Иисус был уже мертв, но его на всякий случай пронзили копьем; это «Копье судьбы» стало позже важной частью мифа о Граале.

Тогда Пилат в последний раз появился в истории: богатый последователь Христа Иосиф Аримафей-ский пришел к нему, прося выдать ему тело учителя для погребения. Обычно преступников хоронили в общих ямах, но наместник выполнил просьбу Иосифа. В ночь на субботу тело Иисуса было положено в гробницу в скальной пещере. А на следующий день «жены-мироносицы» во главе с Марией Магдалиной, пришедшие омыть труп благовонным мирром, нашли гробницу пустой. Слух о воскресении Иисуса разнесся по городу.

Как Пилат реагировал на это, неизвестно: быть может, стал еще более мрачным и жестоким, что и показала три года спустя бойня в Самарии. После нее Пилат навсегда покинул Иудею, оставив по себе недобрую память. А еще через три десятилетия восставшая провинция была дотла уничтожена римскими легионами, а ее уцелевшие жители рассеяны по свету. Анна и Каиафа к тому времени умерли, но их сыновья, тоже первосвященники, нашли свою смерть в осажденном Иерусалиме - «кровь Его на нас и на детях наших»...

О том, что стало с наместником после отставки, говорят лишь недостоверные предания. Апокриф «Смерть Пилата» утверждает, что Тиберий, услышав, что Иисус из Иудеи может исцелить любую болезнь, приказал Пилату срочно доставить его в Рим. А узнав, что тот казнил целителя, в гневе велел предать казни его самого, но наместник успел заколоться мечом. Тело Пилата привязали к камню и бросили в Тибр, но злые духи подняли вокруг него волны и бури. Вытащив тело, его увезли в далекую Галлию и утопили в Роне, однако там повторилось то же самое.


В итоге труп богоубийцы доставили в Альпы и бросили в бездонное горное озеро. В Швейцарии до сих пор есть гора Пилат; говорят, перед каждой Пасхой по ней бродит безутешный призрак наместника и все время трет руки, не в силах смыть с них кровь Спасителя. Булгаков, вычитав эту легенду у Мюллера, вплел ее в причудливую ткань своего романа - в конце его Иешуа все-таки прощает прокуратора, отпустив его вместе с верным псом Бангой на заслуженный покой.

Есть другой апокриф, «Обращение Пилата», в котором Пилат, приговоренный за свои беззакония к смерти тем же Тиберием, перед казнью обратился в христианство. Как только ему отсекли голову, спустившийся с неба ангел подхватил ее и унес на небеса. Еще одна легенда из французского города Вьен рассказывает, что Пилат и его жена уехали из Иудеи именно туда - и там же обратились в новую веру. Когда император Калигула начал гонения на христиан, от Пилата потребовали отречения, он отказался и был обезглавлен.

Жена его в тот же день умерла от горя, и их похоронили в пирамидальной гробнице, которую до сих пор показывают туристам (ученые считают, что это колонна античного ипподрома). Некоторые православные церкви включили Прокулу в свои святцы, а эфиопская церковь 25 июня празднует вместе с ее памятью память святого Пилата.

Но кем бы ни был римский всадник Понтий Пилат - святым или грешником, - его имя неразрывно связано с именем Иисуса и преображено им. Легенда превратила рядового солдафона, грубого и жестокого, в человека сомневающегося, страдающего, склонного к философии и даже истово верующего. Того, кто от древних апокрифов до современных романов не устает излагать миру свое собственное Евангелие от Пилата.

25.10.2015

Кто в наши дни не знает пятого римского прокуратора Нудой Понтия Пилата ? Особенно после булгаковского «Мастера и Маргариты» и снятого па роману фильма. Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Вот, собственно, и все, что мы узнаем из замечательного романа Михаила Булгакова.

Дополненные текстами из канонических Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, наши сведения об этом римлянине, в общем-то, этим и исчерпываются. Пилат - палач, отправивший на распятие Сына Божьего! Палач - и только. Но оказывается, римский прокуратор Понтий Пилат , утвердивший своей печатью неправедное решение суда иудейских священников, сыграл в истории христианства роль куда более значительную, чем роль палача.

Вернемся к иерусалимским событиям весеннего месяца нисана.

Пилат удручен свершившимся - тем, что ему не удалось спасти праведника.

Прокуратор мечтает поскорее отбыть в свою ставку в Кесарию. Он уже отдал своим людям нужные распоряжения и готов к отъезду. И тут происходит нечто невероятное: в претории появляется главный иерусалимский конфидент игемона и докладывает, что распятый Иешуа Га-Ноцри - воскрес. Да-да. Воскрес! И тому есть свидетели. Женщина Мария из Магдалы говорила с Воскресшим!

Возможно, за этим сообщением в претории последовала немая сцена. Как в «Ревизоре». Пилат и его центурионы застыли в изумлении. Еще бы. Воскресение из мертвых - понятие вполне доступное уму иудея, но недоступное уму римлянина. Прокуратор от такой вести едва не лишился дара речи. Да и как тут не растеряться железному римлянину ведь ему предстоит готовить отчет о суде и казнях в Иерусалиме! Ну и как он объяснит кесарю Тиберию, римскому народу и сенату, что казненный им проповедник из Назарета на третий день воскрес и отправился в Галилею, на встречу со своими учениками? Именно так докладывали Пилату его шпионы.

Храбрый римский воин, лихой рубака, всадник Золотое копье Пилат - в недоумении. Что он напишет в отчете? Кто в Риме поверит в сказку о воскресении?
Смирив гордыню, прокуратор ищет встречи с первосвященником и спрашивает у того, есть ли в священных иудейских книгах пророчество о Га-Ноцри. И первосвященник подтверждает это. Говорит, что, мол, после распятия мы смотрели священные книги и искали свидетельство Божие… И открылось нам, что Иешуа Га-Ноцри, распятый нами, есть Иисус Христос, Сын Божий, Бог истинный и всемогущий… Пилат в замешательстве, В шоке! Какой римский военачальник или наместник когда-либо попадал в подобную ситуацию? И тут прокуратор вспоминает: действительно, во время допроса Назарянин, как бы даже жалея прокуратора, тихо шепнул ему: «Ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы тебе не было дано свыше». Пилат тогда не обратил внимания на эти слова арестованного. Он, полагал, что тот говорил про власть, данную прокуратору кесарем Тиберием… А праведник имел в виду власть иную… Божью власть! Ну и как теперь все это объяснить языческому Риму? Кто там поверит, что он, Понтий Пилат, допрашивал Сына Божьего? Да и как поверить в то, что Бог послал своего Сына на муки? До сих пор греческие и римские боги посылали своих детей для того, чтобы наказывать сбившихся с пути землян. А тут - Бог послал Сына своего на распятие? Где логика? Где здравый смысл, присущий римлянам? Здоров ли ты, римский прокуратор?

Далёко неглупый человек, Пилат, опросив свидетелей и учеников распятого, еще не покинувших Иудею для проповеди учения Иисуса, поломал голову над собранным невероятным материалом и написал ошеломивший Рим отчет о той страшной пятнице. Отчет был доставлен императору. Историки Библии называют тот документ «Актами Пилата». Богословы установили: существуют разные варианты этих актов. Большинство из них - подложные. Одни акты - весьма благосклонны к Иисусу Христу, другие - полны ненависти к христианам. Что было в подлинных актах Пилата? Скорее всего, клеветы на распятого Сына Божьего там не было. Ибо язычник Тиберий отнесся к текстам прокуратора с доверием и, видимо, поверил в воскресение Иисуса Христа! И с пониманием отнесся к его учению. Историки раннего христианства пишут, что император даже обратился в сенат предложением причислить Христа к сонму римских богов. Однако сенат не поддержал кесаря. Тиберий же держался своего мнения и наказывал всякого, кто осмеливался оскорблять христиан. Правда, позднее и сам Тиберий организовывал гонение на верующих в распятого… А последующие кесари -Калигула, Нерон, Домициан - те прославились травлей христиан, жестокими расправами с носителями новой веры. Но вот что тут самое интересное, в чем, собственно, и состоит загадка Пилата -посланные Пилатом Тиберию «Акты Пилата», - хотим мы того или не хотим - являются первым официальным текстом об иерусалимских событиях 14-го дня весеннего месяца нисана. Первым! Дисциплинированный римский администратор Пилат, как и полагается ему по должности, четко проинформировал Рим об иерусалимских событиях.

То есть, выходит, что римский прокуратор Понтий Пилат - первый свидетельствовал об Иисусе Христе!

Благие вести от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна появились позднее его актов. И потому можно считать, что осуждаемый современной общественностью прокуратор Понтий Пилат на деле является первым историком христианства. Пилат - историк! Непривычно звучит для уха мирянина, правда? Но куда же деваться, если «Акты Пилата» - признанный исторический документ (!) о пасхальных днях в Иерусалиме, имел место и обсуждался в римском сенате?

Эта парадоксальная ситуация подробно анализируется в романе А. Зверинцева «Сын Грома, или Тени Голгофы». В книге описаны очень непростые отношения Пилата с иудеями.

Назначенный прокуратором Иудеи Пилат во главе своих когорт пытался торжественно войти в Иерусалим, но был встречен не пальмовыми ветвями, как встречали наместников Рима в других провинциях, а палками, камнями и криками: «Убирайся в Кесарию, Пилат-свиноед!» Первосвященник пояснил игемону: иудеи не могут видеть изображений человеческого лица на римских знаменах, даже если это лицо владыки мира кесаря Тиберия. И Пилату пришлось зачехлить стяги. Собрался было прокуратор построить иудеям водопровод наподобие римского и хотел взять деньги на строительство из кассы храма, но получил отпор. Деньги храма - есть деньги храма! Но не на римские же деньги строить иудеям водопровод! И пролилась кровь. В Рим пошел очередной донос на прокуратора. Пилат поставил статую кесаря в иродовом храме, - в ответ: все улицы города заполнились лежащими в знак протеста на земле иудеями. И пока Пилат не убрал своего идола из храма, готовые умереть за свою веру жители Иерусалима не поднимались с земли. И Пилат понял, что не сложится у него с иудеями. Он покинул враждебно настроенный к нему Иерусалим и обосновался в Кесарии.

Оттуда и управлял страной. И вот в канун иудейской Пасхи получил от синедриона приглашение на праздник 14-го дня весеннего месяца нисана. Ехать - не ехать? Но протокол требовал присутствия наместника на празднике…

Мир знает, что произошло на этих торжествах…

И как же закончил свой земной путь автор первого официального свидетельства об Иисусе Христе, римский прокуратор Понтий Пилат? Какие бытуют мнения на этот счет? В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя четыре года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Душевные терзания преследовали этого избранного провидением человека. Прокуратор мучительно пытался понять, кто он: убийца ли Богочеловека или исполнитель зашифрованных в Священном Писании пророчеств о Сыне Человеческом, который пришел к людям, чтобы привести их к спасению… Считается, что прокуратор не вынес душевных мук и покончил жизнь самоубийством.

Но со смертью игемон не ушел в небытие. Существует легенда, что сегодня римского прокуратора Понтия Пилата можно встретить в Швейцарских Альпах. В Великую пятницу, облаченный в римскую тогу, он появляется на горе и моет, и моет свои руки, и показывает их всем, чтобы видели, что на них нет крови Спасителя… И повторяет: «Я невинен в крови Праведного сего…»

Немного истории

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) - римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был, по всей видимости, в должности префекта.
Правление Понтия Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.
Имя Понтия Пилата - одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала Пилата и его жену. Жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима) стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим.4:21) - в результате возникло двойное имя - Клавдия Прокула. Праздник святых Пилата и Прокулы отмечается 25 июня.
Суд Пилата
Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:
Евангелие Описание суда
От Матфея
(Мф.27:11-14)
…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
От Марка
(Мк.15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
От Луки
(Лк.23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
От Иоанна
(Ин.18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский? ». Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа - ты говоришь. , что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна (см. цитату выше).
Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19). Согласно апокрифам, жену Пилата звали Клавдия Прокула и она после позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю).
Иисус Христос на суде Ирода Антипы
О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк.23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука, Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
(Лк.23:11-12)
Следует отметить, что в белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить его. Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Затем одели его в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним - вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).
При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов - Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.
Христос перед толпой
Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в нём никакой вины, достойной смерти (Лк.23:22). Второй раз это было сделано после его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Ин.19:4-5)
В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнение одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9).
Апокрифические сказания
Суд Пилата описан в апокрифическом «Евангелии от Никодима». В нём кроме сведений, содержащихся в канонических Евангелиях, автор делает добавления, подчеркивающий мессианский статус Христа (например, эпизод с поклонением Христу хоругвей в руках знаменосцев). Суд Пилата начинается со спора о законности рождения Иисуса, который завершается диалогом Пилата с 12 мужами, бывшими при обручении Девы Марии, и засвидетельствовавшими законность рождения Иисуса:
(И) сказал им Пилат: «Почему хотят Его убить?»
Сказали ему: «Гнев на него имеют, ибо лечит по субботам».
Сказал Пилат: «За добрые дела хотят Его убить?»
Сказали ему: «Да, господин».
Пилат же, разгневавшись, вышел прочь из претория и сказал: «Солнце мне свидетель - объявлю всем, что ни единого греха не нашел я в этом человеке».

«Евангелие от Никодима» приводит ответ Иисуса на вопрос Пилата «что есть истина?» (вопрос согласно Евангелию от Иоанна остался без ответа): «Сказал Иисус: „Истина - от небес». Сказал Ему Пилат: „А в земном истины нет?» Сказал Иисус Пилату: „Внимай - истина на земле среди тех, которые, имея власть, истиной живут и праведный суд творят»».
Свидетелями в защиту Христа на суде выступают чудесно исцелённые им больные: расслабленный, слепорождённый, Вероника, жена кровоточивая; жители Иерусалима вспоминают чудесное воскрешение Лазаря. В ответ на это Пилат по случаю праздника предлагает народу отпустить на их выбор Христа или Варавву и в дальнейшем апокриф повторяет канонический евангельский текст, за исключением выведения Иисуса к народу после поругания.
Исторические свидетельства
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кейсарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:
…]S TIBERIÉUM
…PON]TIUS PILATUS
..PRAEF]ECTUS IUDAE
..́.
что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).
В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем - начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II-III веков, и заканчивая подделками XX века - такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).