Решение было нестандартное. Как принять решение нестандартно? «Puma» и завязывание шнурков

Когда люди говорят о каком-то человеке, имеющем убеждения, то это воспринимается как позитивная характеристика. Но что если у наших убеждений и традиционного взгляда на события есть обратная сторона, которая мешает нам ясно понимать происходящие в мире процессы?

Константин Смыгин, основатель сервиса книжных лайфхаков MakeRight , рассказывает о нашумевшей книге Стивена Д. Левитта и Стивена Дж. Дабнера «Фрикомыслие».

«Думать как фрик» - означает находить нестандартные решения, избегать распространенных психологических ловушек и смотреть на происходящие события с такого ракурса, который обычно недоступен зашоренному сознанию.

Немногие люди способны «думать как фрики», и вот почему:

  1. Как показывают исследования, даже самые умные люди ищут в окружающем мире свидетельства, подтверждающие их точку зрения, и не готовы воспринимать новую информацию, идущую вразрез с их представлениями о мире. Наше сознание искажает и подстраивает под себя окружающую реальность.
  2. Кроме того, на людей огромное влияние оказывает их окружение, та среда, в которой они живут. Человеку как социальному животному легче согласиться с существующим порядком вещей, нежели подвергнуть его сомнению, вызвав гнев соплеменников. Авторы называют это явление «передачей мыслительного процесса кому-то другому».
  3. Третья причина также вытекает из особенностей человеческой природы: «людям некогда думать о том, как они думают. Более того, они вообще не тратят много времени на то, чтобы думать».

В своей книге Левитт и Дабнер отстаивают мысль о необходимости в том, чтобы все больше людей думали «как фрики». То есть более продуктивно, изобретательно и рационально.

Сила «я не знаю» и болезнь экспертов

Большинство людей считает постыдным демонстрировать свое незнание и показаться невежественным. По их мнению, лучше пытаться выглядеть экспертом в том, в чем совершенно не разбираешься. В этой ситуации электронные способы общения только на руку. С другой стороны, нежелание признавать свое незнание и некомпетентность означает, что разум человека закрыт для обучения и реальных знаний.

Исследования последних лет (например, Филипа Тетлока) доказали, что эксперты предсказывают будущее ненамного точнее «произвольного выбора шимпанзе, бросающего дарты». Точность их прогнозов составляет всего порядка 47,4%. Это эквивалентно предсказанию наугад, с той лишь разницей, что оно не будет вам стоить ничего, в то время как специалисты по прогнозам возьмут за свои услуги немалые деньги.

Интересно, что исследователь Филип Тетлок характеризует худших предсказателей как излишне самоуверенных - даже в случае, если их прогноз не сбывается.

Тем не менее люди продолжают прислушиваться к прогнозам или идут на поводу у соблазна предсказывать. Почему? Это связано с тем, что (учитывая крайне запутанные причинно-следственные связи нашего мира) мало кто вспоминает о неудавшихся прогнозах. А вот если предсказание сбудется, то человек, его сделавший, может снискать славу пророка или получить крупную награду.

Как признаться в незнании?

Авторы призывают не стесняться признавать свое неведение. Чтобы не поставить себя в глупое положение, сообщите неприятную для вас вещь и закончите фразой: «... но, возможно, я смогу это узнать». Скорее всего, люди позитивно отреагируют на подобную откровенность, особенно если вы вернетесь к ним с нужной информацией.

Зри в корень!

Причинно-следственные связи сложны, запутаны, неочевидны. Однако большинство людей продолжает мыслить и объяснять причины тех или иных явлений по сформированным за них шаблонам.

Чтобы увидеть истинные причины событий, нужно выйти за рамки сложившихся представлений.

  1. В чем причина нищеты и голода? С одной стороны - это отсутствие денег и еды. С другой стороны, поставки еды и материальная помощь голодающим странам ничего не меняют. Проблема - в неработоспособной экономике, когда власть имущие думают, прежде всего, об удовлетворении собственных потребностей.
  2. Почему в Африке бушует столько войн? Безусловно, причин много, но основная - в колониальном разделе Африки европейцами в XIX веке. Европейцы делили территории, просто глядя на карту (поэтому границы между африканскими странами часто представляют собой абсолютно прямые линии). В итоге дружественные африканские племена могли оказаться по разные стороны границы, а враждующие - в одной стране.
  3. Почему в США болезни сердца больше распространены среди чернокожего населения? Было обнаружено, что рабовладельцы отбирали рабов по солености пота. Так как соль задерживает влагу, раб с более соленым потом имел больше шансов выжить во время измождающего морского путешествия до Нового Света и не умереть от обезвоживания. Чувствительность к соли передается по наследству, и исследования показывают, что у афроамериканцев на 50% чаще встречается гипертония, чем у белых (и у чернокожих в других странах), и как результат - выше риск проблем с сердцем.
  4. До 80-х годов ХХ века считалось, что язву желудка вызывают стрессы и острая еда. Барри Маршалл доказал, что причиной язвы (которая потом может привести к раковой опухоли) является бактерия Helicobacter Pylori. Чтобы преодолеть сопротивление медицинского сообщества, которое не принимало гипотезу Маршалла всерьез, он совершил героический поступок - выпил содержащую бактерии жидкость, после чего у него появились признаки гастрита.

Думай как ребенок

Фрикомыслие зачастую предполагает умение думать как ребенок. Авторы отмечают, что это один из лучших способов поиска нестандартных решений и генерации идей. Дети любопытны и задают такие вопросы, которые боятся задавать взрослые. Отсутствие предубеждений - огромное преимущество для того, кто хочет добраться до сути вещей.

Так как большие проблемы обычно состоят из множества маленьких задач, вполне разумно начать с того, чтобы обратить свое внимание на одну из них. Плюсом здесь является также и то, что маленькую задачу легче воплотить в реальность.

Главный жизненный принцип фрика

Если вы хотите думать как фрик, то авторы советуют всегда использовать реальные стимулы, которые действуют на людей.

Есть множество стимулов - денежных, социальных, моральных. Умение их распознавать и применять - целая наука, потому как разные стимулы действуют в определенных случаях и с определенными людьми.

Определить стимул, который подействует на того или иного человека, непросто. Люди обычно не признаются в том, от чего могут быть зависимы, и авторы не рекомендуют верить в этом вопросе кому-либо на слово.

Существует еще один эффект, так называемый эффект кобры. Он связан с тем, что зачастую проявления щедрости вызывают обратную реакцию. Название он получил после ситуации, в которую попали английские колонисты в Индии. Решив сократить в Дели популяцию змей, колонисты объявили денежное вознаграждение за каждую убитую кобру. Результат был обратным - индийцы начали разводить и выращивать кобр, получая за них деньги, а когда награды отменили, всех кобр выпустили на волю.

Кроме того, стоит избегать стимулов, которые похожи на плохо замаскированные попытки манипулировать. Люди хорошо их чувствуют.

Использование стимулов полезно и с другой точки зрения. Зачастую тот, кто жульничает или лжет, реагирует на них особым образом. Исходя из этого, авторы выводят принцип, который называют «научи сад твой пропалывать себя». Смысл в том, что нужно заранее предусмотреть ситуацию, при которой человек с недобрыми намерениями раскроет себя.

В качестве примера авторы приводят известную историю о царе Соломоне. Однажды к нему на суд пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что ребенок ее. Соломон объявил им, что решил разрубить ребенка и дать каждой матери по половине. Это помогло вычислить настоящую мать, которая в ужасе сказала, что пусть лучше ее ребенок достанется другой, но будет жить. Самозванка же согласилась убить ребенка.

Как убеждать людей, которые не хотят, чтобы их убеждали?

Крайне глупо выдавать свое предложение за идеальное - это всегда настораживает людей, просто потому что такого не бывает. Чтобы человек не чувствовал подвоха, сами расскажите о слабых местах вашего предложения.

А вот переубедить кого-то - трудная задача в силу психологических эффектов. Если убеждения человека (что часто бывает) базируются на стереотипах и стадном мышлении, переубеждать его, используя логику и здравомыслие, - пустая трата времени. Лучше работать не над логикой доказательств, а над их эффектностью.

Еще один прием - признавать сильные стороны аргументов противника, что поможет придать значимости собственным аргументам.

Кроме того, ни в коем случае не стоит переходить черту, навешивать ярлыки и скатываться до оскорблений. Это сразу же лишит вас всех позиций. Лучшая стратегия переубеждения - рассказывать истории. Истории привлекают внимание и помогают перенестись на другой уровень понимания, способствуя лучшему восприятию ваших доводов и идей.

Преимущества отступления

Важно не поддаваться распространенной ментальной ловушке - если мы уже вложили во что-то время и средства, то мы продолжаем вкладывать средства и время в эти проекты, даже тогда, когда они не приносят ничего полезного. Это называется «ошибкой необратимых издержек». Так, вовремя отступив от убыточного проекта разработки «Конкорда», правительства Франции и Великобритании смогли бы уберечь свои бюджеты от миллиардных расходов.

Мы боимся остановиться потому, что это будет признанием нашей ошибки. В итоге мы вынуждены продолжать бесперспективное дело. Но, как уже отмечалось ранее, думать как фрик предполагает не бояться признаваться в собственных ошибках.

Эффективным способом избежать ошибок необратимых издержек является напоминание себе о них. Всегда ведите поиск альтернативных путей и решений той или иной ситуации.

Спросите себя: «Как бы я поступил сейчас, используя те же самые время, деньги и ресурсы?».

Древняя мудрость индейского племени Дакота гласит, что если Вы обнаружили, что Вы скачете на дохлой лошади, наилучшая стратегия - спрыгнуть с нее.
Однако в бизнесе, похоже, что мы часто стараемся использовать другие стратегии по отношению к дохлой лошади, включая следующие:
1. Покупаем более сильную плеть
2. Меняем наездников
3. Говорим «Мы всегда скакали на лошади именно таким образом»…

В компанию Procter & Gamble пришёл человек и предложил за солидную сумму рассказать, как можно в полтора раза увеличить объём продаж популярного шампуня. Сумма была не маленькая, и руководство решило попробовать решить эту задачу своими силами.

Американцы и японцы решили устроить соревнование по гребле. Обе команды долго и упорно тренировались, чтобы достичь высшей спортивной формы. И вот в один прекрасный день, они решили, что уже готовы. Японцы победили, обогнав американцев на одну милю.

Американская команда была горько разочарована своим проигрышем. Просто пала духом. Корпоративное руководство постановило, что надо найти причину разгромного поражения и потому наняло…

1. Чувство сожаления по отношению к себе.

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет себя за то, что родилась женщиной (потому что у мужчин больше возможностей), кто-то жалеет себя за полную фигуру (потому что стройные люди получают лучшие рабочие места), кто-то оплакивает свой рост, национальность, цвет кожи, религию предков, некоторые люди жалеют себя за то, что до сих пор не вышли замуж и не женились, другие плачут из-за кольца на безымянном пальце или из-за штампа о разводе, молодые видят источник проблем в неопытности, пожилые – в своем возрасте. Как вы думаете, если человек жалеет себя из-за какого-то неважного факта и целыми днями фокусируется на нем, как будут поступать окружающие его люди? Жалеть себя – это прекрасный способ обрести многотонный якорь, который остановит вас на пути личного развития и обеспечит вечную бедность…

2. Пришла в голову идея? Запишите.

3. Опаздываете? Найдите способ предупредить об этом.

4. Не смейтесь над чужими мечтами.

5. Не возвращайтесь к людям, которые вас предали. Они не меняются.

Как-то одного очень опытного и успешного бизнесмена спросили, почему он никогда не советует, каким бизнесом заняться новичкам или не оценивает перспективы их проектов.

Он ответил так:

Иногда я вижу проекты, реализовать которые, как я знаю точно, у меня получится, но я вовсе не уверен, что это получится у того, кто мне их предлагает. А иногда мне представляют проекты…

Наука побеждать
Опыт – это название, которое каждый дает своим ошибкам.
15 способов изменить свою жизнь за 30 секунд!

1. Копите деньги
Ежедневно уделяйте 30 секунд тому, чтобы положить немного денег в вашу домашнюю семейную копилку.

2. Уменьшите счет за электроэнергию
30 секунд – то время, которое потребуется вам, чтобы дойти до стены и щелкнуть выключателем. Выключите все источники электроэнергии, в которых вы не нуждаетесь.

Один страховой агент узнал, что его постоянный партнёр по гольфу застраховал свою жизнь на миллион долларов у его конкурента. Агент был просто в шоке - человек, которого он знал больше двадцати лет, предпочёл обратиться не к своему другу, а к незнакомому агенту. Он позвонил и спросил:…

Один юноша, окончив университет, устроился работать помощником к купцу. Купец тот был неучем, и едва умел писать и считать. Но торговля у него шла хорошо, и капитал его рос с каждым годом. Юноша подавал большие надежды, и купец уделял ему особое внимание. И вот как-то парень слишком долго принимал решение, какой именно товар выставить на прилавок в первую…

Работодатель через рекламные агентства оповестил об открытии своей фирмы и вскоре получил множество заявлений. Из большого числа претендентов он выбрал двоих и пригласил их на собеседование. Во время беседы работодатель внимательно наблюдал за каждым из приглашённых.

Когда вошёл первый соискатель, он оставил за собой дверь открытой. Работодатель поговорил с ним минут пятнадцать, попросил его подождать в приёмной…

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

Современная притча

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

Притча в изложении Ошо

Вы не можете быть никем иным, а лишь тем, кто вы есть. Расслабьтесь! Существованию вы нужны именно таким.

Однажды царь пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, царь нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе.

Притча неизвестного происхождения

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов.

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её.

Ситуация с рекламацией к авто дилеру.

Забавные случаи и нестандартные решения в бизнесе. Кинотеатр и Шах Ирана

Забавные случаи и нестандартные решения в бизнесе. Запчасти Фудзияма.

Дресс-коды для успешной мимикрии в обществе бизнесменов, хипстеров, богемы, послов и бабушек.

Способов «распознавания по одежке» существует множество, а описания отдельных кодов вроде Business Traditional, White Tie или Semi-formal при желании можно найти и в интернете, и в модных журналах. Тем не менее это не освобождает от ежедневных практических вопросов: в чем пойти в ДЕЗ или на премьеру в Большой, как одеться, идя в хипстерское кафе или в гости к начальнику? «Русский репортер» выбрал и проанализировал десять «проблемных» жизненных ситуаций.

1. Терпеть то, что тебе не нравится.

2. Общаться с людьми, которые убивают твою самооценку.

3. Думать о том, что скажут другие.

4. Пытаться держать все под контролем.

5. Плыть по течению и выбирать путь наименьшего сопротивления.

6. Держать свое мнение и все чувства при себе.

Крылатые фразы «12 стульев»

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев

Любые решения принимаются в ответ на возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация, как правило, является следствием неопределенности самой ситуации. Неопределенность при выработке решения является следствием недостаточности информации или ее избыточности, а также ее противоречивости. Часто проблемная ситуация в принятии решения обусловлена наличием неопределенности, объективных трудностей, слабой профессиональной подготовкой и недостатком опыта управленческой деятельности.

Проблемная ситуация в принятии решения представляет собой противоречие между действительным, необходимым и возможным. Решения призваны снимать подобного рода противоречия. Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение: к стандартным и нестандартным, к категориям и уровням принимаемых решений.

Стандартные решения – решения, которые уже известны из прошлого опыта и являются рутинными, стереотипными, а соответствующие действия субъектов и объектов управления сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму.

Нестандартные решения – творческое решение проблем, которое требует новой информации, поиска других комбинаций принятия решений, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

В соответствии со стандартной (нестандартной) проблемой можно выделить адекватные им ситуации принятия управленческих решений. Они могут быть также стандартными или нестандартными.

Стандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая типична для деятельности руководителя, часто повторяется в условиях управленческой деятельности, имеет одни и те же источники и причины.

Нестандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая является нетипичной для обычного хода управленческой деятельности, как правило, возникает неожиданно, внезапно, сопровождается наличием дефицита времени, неопределенности и других психогенных факторов. Причем процесс принятия стандартного решения представляет собой наиболее распространенный тип управленческого решения, и аналитические действия, которые используются для его принятия.

Выбор управленческого решения в нестандартных ситуациях характеризуется следующими трудностями:

· наличием многоаспектного характера оценок качества управленческих альтернатив (экономических, социальных, психологических и социально-психологических);

· необходимостью выявления вариантов сравниваемых управленческих решений;

· сложностью сопоставления рассматриваемых альтернатив управленческих решений;

· часто субъективным характером существующих оценок качества управления;

· организацией эффективного взаимодействия в процессе работы экспертов;

· отсутствием возможности проверки актуальной эффективности принимаемых решений из предлагаемых альтернатив.

Процесс принятия решения не заканчивается выбором альтернативы. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Проблемная ситуация, которая ставит субъекта, принимающего решения, перед дилеммой - действовать «быстро» или «наилучшим образом», может быть представлена как динамическая проблемная ситуация. Поэтому иногда выделяют динамическое решение, которое вырабатывается на фоне постоянно изменяющейся ситуации и предполагает лабильность субъекта, способность к переключению, отсутствие у него стресса от вынужденного и достаточно напряженного темпа деятельности.

Под категориями принимаемых решений понимаются обозначение различных групп управленческих решений, которые классифицированы на основе уровня детализации и глубины проработки. Под категориями принимаемых решений принято понимать: контурные, структурирующие и решения-алгоритмы.

Контурные управленческие решения – решения, характеризующиеся определением лишь общих контуров предстоящих действий исполнителей по их реализации.

Структурирующие управленческие решения – решения, которые определяют относительно строгие рамки деятельности исполнителей по их реализации.

Решения-алгоритмы – решения, предусматривающие строгую последовательность действий, операций или процедур, направленных на достижение цели.

По уровню принимаемые решения могут быть индивидуальными или организационными, бинарными или многовариантными.

Индивидуальные решения – уровень принятия решений, который включает в себя наличие у руководителей умений, способности классифицировать решения, предупреждать возможные ошибки, стабильные стилевые особенности управления, готовности рисковать и осуществлять альтернативный выбор решений и пр.

Организационные решения – уровень принятия решений, который характеризуется созданием соответствующей среды, состоянием определенности за счет группового принятия решения, вовлеченностью всех уровней управления и временными ограничениями.

Бинарные решения – решения, процесс принятия которых сводится к предпочтению одной из альтернатив, чаще всего взаимоисключающих друг друга, и предполагает выбор одного из двух очевидных вариантов в определенный момент времени.

Многовариантные решения – решения, в которых каждая альтернатива равноправна по возможности ее реализации, но при этом важно отдать предпочтение наиболее оптимальной по затратам. Для этого разрабатывается единая шкала критериев, ранжированных по значимости, и каждый вариант возможного решения оценивается по этим критериям.

Таким образом, многовариантное решение основывается на применении ранжированных критериев к оценке предпочтительности вариантов возможного решения, что позволяет отсеивать те, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям, установленным ограничениям.

Любая жизненная задача имеет несколько вариантов развития. Как уйти от шаблонов и найти нестандартное решение проблемы? В книге «Латеральное мышление» мальтийский врач Эдвард Де Боно объясняет, как творчески подойти к решению своих проблем. Главная предпосылка книги состоит в том, что человеческая мысль в высшей степени обусловлена предсказуемыми линейными закономерностями, которые приводят к ограниченному набору выводов. Для того чтобы рассмотреть все аспекты проблемы, Де Боно предлагает использовать метод «шести разноцветных шляп». Шляпы символизируют различные способы , которые надо применять поочередно. На самом деле мы постоянно надеваем такие «шляпы» и меняем их в зависимости от ситуации: они представляют собой наш менталитет.

Итак, способы решения проблем.

Первый метод - метод Эдварда Де Боно.

Задайте себе 6 вопросов и записывайте все мысли, которые приходят вам в голову.

1. Какими фактами вы располагаете? (белая шляпа).

Ответ на этот вопрос не должен содержать никаких собственных мнений и догадок: исключительно факты и достоверная информация. «Фильтруйте» данные, чтобы увидеть максимально четкую картину (насколько это возможно). Подумайте, каких сведений вам не хватает.

2. Что говорит ваша интуиция? (красная шляпа).

3. Каковы опасности и отрицательные моменты? (черная шляпа).

Надо тщательно рассмотреть все аспекты возможного негативного развития событий и выбрать способ защиты.

4. Какие потенциальные выгоды может принести данная ? (желтая шляпа).

Как известно, даже в плохой ситуации есть что-то полезное. Подумайте о положительных моментах, отсекая негативные мысли.

5. Каким образом можно разрешить проблему? (зеленая шляпа).

Это мозговая атака, во которой надо записывать абсолютно все способы, не думая, хорошие они или плохие.

6. Достаточно ли полно вы ответили на предыдущие пять вопросов? (голубая шляпа).

Просмотрите свои ответы и проверьте, насколько и подробно вы рассмотрели каждый пункт.

Эффективность упражнения обусловлена тем, что вы не думаете обо всем сразу, а направляете свои мысли в определенное русло. Это позволяет увидеть проблему со всех сторон.

Второй метод

Он также представляет собой ответы на вопросы, но их всего четыре, и они немного другие:

1. Что мне это даст?

Формулировка может быть разной («Как это повлияет на мою жизнь?» или «Что я получу?»), но смысл один - внутренний истинный мотив.

2. Будет ли это работать?

Сколько сил нужно затратить, чтобы получить результат? И будут ли оправданы затраты?

Для принятия действительно следует учитывать, какие ресурсы имеются в наличии, и как создать условия, при которых «это действительно сработает».

3. Есть ли в этом логический смысл»?

Отсекайте составляющую и «включайте» логику. Попробуйте оценить свое решение не с точки зрения «хорошо или плохо», а с позиции «есть ли в этом смысл». Беспристрастное, тщательное исследование даст истинное знание.

4. Как это повлияет на других»?

Вопрос задают те, кто не хочет потерять с внешним миром. Если для вас важно эмоциональное взаимодействие, и вы сможете хорошо себя чувствовать только тогда, когда ваши близкие, то решение во многом будет определяться с позиции гармонии.

Здесь важно «не перегибать палку», так как это может выразиться в чрезмерном контроле («я лучше знаю, как сделать так, чтобы всем было хорошо»). Для достижения истинной гармонии иногда необходим . Кроме того, вы также являетесь частью целого, и игнорирование собственных потребностей никак не поможет создать полную гармонию. Проявите внимание и к себе, и к другим, и тогда найдете верное решение.

Наверняка вы замечали, что чужие проблемы кажутся более легкими, чем свои собственные. Все потому, что у нас часто бывает искаженное представление о том, что с нами случилось. Другие люди пытаются придумать рациональный выход из ситуации, а мы хотим защитить себя от последствий проблемы и не вникаем в ее суть. С этим связан еще один метод поиска решения, который является, пожалуй, самым легким.

Третий метод

В 90-е годы в США среди верующих подростков были очень популярны браслеты с надписью «Что сделал бы Иисус?». С таким же успехом можно представить себе, что сделал бы любой авторитетный для вас человек (отец, любимый герой, общественный деятель). Это позволит выйти за пределы собственного эмоционального взгляда на проблему и придумать более здравое решение.

Когда человек полон , он не всегда способен трезво рассуждать. Более того, он может принимать в штыки все посторонние советы, забывая, что людям, которые видят его ситуацию «с другого берега», гораздо легче различить путь, по которому надо плыть.

Попробуйте послушать то, что говорят ваши друзья, или подумайте, что сделал бы на вашем месте любимый герой. Успехов!