Разработка урока по русскому языку "сложные предложения с различными видами связи"
ТУЧА, -и, ж. 1. Большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая то. Тучи собрались (сгустились, нависли) над кем-н. (перен.: о грозящей беде, неприятности). Как то. кто-н. (мрачен, гневен). 2. перен., чего. Множество, густая движущаяся масса. Т. стрел. Тучи мух. Саранча налетела тучей. * Туча тучей (разг.) - о человеке: мрачен и гневен. || уменьш. тучка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. тучевой, -ая, -ое (к 1 знач.).
Смотреть значение ТУЧА в других словарях
Туча
— ж. (тук, тучный) что-либо огромное, пухлое, тучное, громоздкое, объемистое и рыхлое, составное, сборное; куча. Стога, скирды, клади тучами стоят. Трава в лугах туча тучей.........
Толковый словарь Даля
Туча
— Чаще употр. во мн. числе.
О размере, отдаленности от земли, положении в пространстве.
Большая, быстрая, высокая, громадная, крутая, летучая, нависшая, неподвижная,........
Словарь эпитетов
Туча Ж.
— 1. Большое, густое, темное облако, приносящее дождь, град, снег. // Летучая масса чего-л., видом напоминающая такое облако. 2. разг..Употр. при указании на неопределенно большое........
Толковый словарь Ефремовой
Туча-тучей Прил.
— 1. Очень мрачный, хмурый.
Толковый словарь Ефремовой
Туча
— -и; ж.
1. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег. Тяжёлые, свинцовые тучи. Тучи обложили небо. Грозовая т. Тучи скрыли солнце. Спустились, собрались тучи........
Толковый словарь Кузнецова
Туча
— ТУЧИН ТУЧКОВ ТУЧНОЛОБОВ ТУШИН ТУШНОВ ТУШЕВ ТУШОВ
, Тучко, Туша - так называли тучных, полных людей. Тушной (тучной) - тучный. (Ф) Тушин. Первоначально - отчество от........
Словарь русских фамилий
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.
Задачи:
обучение
определению склонения имен существительных,
опираясь на содержание таблицы и схемы;
уточнение понятия “склонение имен
существительных”; определение места типов
склонения имен существительных в грамматических
категориях части речи.
Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.
План урока
I. Организационный момент
Основная часть.
- Сообщение целей и задач урока.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Словарная работа.
- Объявление темы урока.
- Заполнение таблицы по теме.
- Отгадать ребусы.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
- Индивидуальные задания.
Заключительная часть
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
II. Сообщение целей и задач урока
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелительМного мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
Знакомство с картой “путешествия”.
III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”
Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.
- Соединить слова с грамматическими характеристиками.
- Составить с этими существительными предложения.
IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”
Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.
Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).
По горизонтали:
2.И попались нам в садки.
Только шустрые....
5. Учит в школе нас не зря
... первая.
6. Крутится – вертится ветряная …
7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.
По вертикали:
1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.
2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…
3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа
4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.
Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?
V. Объявление темы урока
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!
VI. Заполнение таблицы по теме
Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
Заполните перфокарты (по вариантам).
Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.
1 вариант.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
капуста | |||
ночь | |||
зверь | |||
мышь | |||
дерево |
2 вариант.
VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы (см. Приложение).
VIII. Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)Через левое плечо. (Поворот влево.)
IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений
Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.
1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?
2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение) .
Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.
X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)
XI. Итоги урока
- Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
XII. Домашнее задание
Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.
3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.
«Мягкий знак после шипящих» - У существительных 2 и 3 склонения на конце слова мягкий знак не пишется. Контрольная работа. С плеч (2 скл., мн.ч., Р.п.). Дочь – 3 скл. Жилищ – 2 скл., ср.р., мн.ч., Р.п. Распределительный диктант. Рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.). Вещь – 3 скл. С крыш (1 скл., мн.ч. Р.л.). Мягкий знак на конце слова пишется у существительных только 3 склонения.
«Смягчающий и разделительный мягкий знак» - Вставьте ь, где это следует. Проверь себя. Измените слова по данному образцу. Весёлые рифмы. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. К двум данным словам допишите подходящее по смыслу третье. Выборочное списывание. Мягкий знак- хитрый знак. Загадки. Разделите слова на две группы. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.
«Мягкий знак в конце слова» - На конце слова мягкость согласного звука обозначается «Ь». Рыбак. Зимой спит, летом ульи ворошит. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. Отгадать загадку. Никого она не обижает, а все ее толкают. Написание слов с мягким знаком на конце. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Гвоздь, дверь, лось, гусь, медведь.
«Ъ и Ь знаки» - Ручьи. Бельё. Пьеса. Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Пьёт. Объём. Подъём. Муравьи. Объявление. Воробьи. Съёмка. Объезд. Чутьё. Правописание Ъ и Ь знаков. Подъезд. Объяснит. Серьёзный. Семья. Ъ пишется перед корнем, который начинается на гласные: е, ё… Вьюга. Польёт. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук.
«Разделительный твёрдый знак» - Подъём. Крыл…я. Подъ. Льдина. Под…ём. Воробьи. Здоровье. После, оканчивающихся на согласную, Колосья. Об..Явление. Крылья. Езд ёжился явление юбилейный. Запиши имена существительные во множественном числе. Здоров…е. Соловьи. Пред. Предъ. Объявление. Объ. Выдели приставки. Разделительный твердый знак.
«Мягкий знак» - Исчезла зима: декабрь, январь, февраль. V. Продолжение темы урока. 1.Работа с «Прописью» 2. Чтение слов с ь VI. Люди прекратили учиться и учить, есть, думать, говорить и ходить. Остановилась жизнь… А.Шибаев. Составьте предложения по картинкам. И всё снова стало хорошо, когда «ь» вернулся. А работать и читать!
Всего в теме 23 презентации
Тяжёлые тучи – свинцовым забралом
Огромным массивом, сгустившийся дым
Нездешняя сила их вместе собрала
Бесчисленным войском лилово-седым
Дождями они никогда не прольются
Получен незримый зовущий приказ
По небу размеренным маршем несутся
Ветра оседлали в предутренний час
В порыве безУдержном, мыслью единой
За чёрною ночью, за бездной из снов
Влекомые волею неодолимой
Не в силах замедлить своих скакунов
Ни разу не видя, как Солнце вставало
Не зная, что есть красота и покой
И суть их – война, без конца, без начала
Их жизнь – это битва, сражение, бой!
Умчались несметные орды на запад
Их рваные клочья стремятся вослед
А Солнце слегка пошутило – внезапно
Вдогонку раскрасив их в розовый цвет
Фото из интернета
Рецензии
Стихи красивые, с глубоким смыслом. Очень хороший - нежно-оптимистический конец. Красивый образ туч - "свинцовым забралом". Правда, ему несколько противоречит определение "бесплотным, как дым"... Впрочем, это стихи никак не портит. СПАСБО, МИРОЧКА, ПОНРАВИЛОСЬ!
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.