Психология общения. Как избавиться от чувства неловкости

Сущность понятия. Смущение определяют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. У взрослых смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит при неожиданной, помимо его желания, и неуместной ситуации, когда он «теряет свое лицо».

Проявления смущения. При смущении люди смотрят в сторону от других или опускают глаза, а малыши прячутся за платье или юбку матери; при этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека, или нервного и глупого смеха (в чем проявляется отличие от стыда), а также нарушение плавности движений и речи (Edelman , Hampson , 1981). Явным признаком смущения является покраснение лица (смутившийся человек говорит: «Ты вогнал меня в краску»), взгляд в пол. При наличии этих признаков в обыденной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение может вызываться как неудачей в какомнибудь деле, так и удачей.

Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно недавно (Goffman , 1967; Modigliani , 1968). Гофман не очень удачно, с моей точки зрения, определяет смущение как выражение мнения о том, что другие люди будут думать о нас или о наших действиях как несоответствующих ситуации. Такая формулировка скорее объясняет причину смущения (и то имеющую место скорее у достаточно взрослых людей, а не у маленьких детей), но не сущность смущения как эмоционального состояния. Гофман пишет, что, проявляя смущение, мы как бы извиняемся перед другими за реальную или возможную ошибку. По этому автору функция смущения состоит в том, чтобы показать «правильность» субъекта, возможность иметь с ним дело, так как он способен к коррекции собственного поведения.

Борг с коллегами (Borg et al. , 1988) рассматривают смущение как вид стыда, а Эделман (Edelman , 1985) — как вид социальной тревожности изза предполагаемого отрицательного впечатления окружающих.

Для появления смущения необходима публичная неудача в сохранении собственного лица, которая воспринимается как угроза репутации, «социальному Я» при негативной оценке окружающими (Silver et al. , 1987; Crozier, Burnham , 1990; Parrot , Harre , 1996). Поэтому самая большая степень смущения наблюдается в том случае, если человек терпит неудачу в группе. При неуспехе в одиночной ситуации смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (Modigliani , 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (Crozier , 1986). Правда, В. Крозье отмечает, что у таких людей есть проблемы в общении с незнакомыми людьми, что делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным.

Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой — страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э. Шостром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В результате она мешает человеку, ограничивая его свободу. С другой стороны, смущение мотивирует нормативное социальное поведение (Keltner , Buswell , 1997). Крозье (Crozier , 1990) отмечает, что человек, не способный смущаться, лишен важного человеческого качества, характеризующего чувствительность и способность к заботе.

Можно испытывать смущение и за другого человека, близкого и даже незнакомого нам. Так, мать может смутиться за нетактичное высказывание своего малыша по отношению к гостю («эмпатическое смущение»).

Имеется точка зрения, что смущение — преимущественно подростковая эмоция (Parrot , Harre , 1996), но нельзя забывать и про детей младшего возраста, проявляющих застенчивость при встрече с незнакомыми людьми, когда к ним обращаются или когда о них говорят. И тем более вызывает сомнение позиция Гриффин (Griffin , 1995), согласно которой о смущении у детей можно говорить только с 7– 8летнего возраста, когда они начинают давать определение смущения как осознаваемого нарушения социальных стандартов в присутствии других людей, оценивающих эти нарушения. Вряд ли 2–3летний ребенок, стесняющийся чужих людей, думает о чемто подобном.

Причины смущения. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Pilkonis , Zimbardo , 1979) опросили молодых людей о причинах, вызывающих смущение, неловкость. Полученные ими результаты представлены в табл. 8.
1.

Таблица 8.1. Частота встречаемости причин, вызывающих застенчивость

ситуацию

Ситуации

Когда я в центре внимания большой группы 72,6 (например, при публичном выступлении) Большая компания 67,6 Более низкий статус 56,2 Ситуация общения вообще 55,3

Окончание табл. 8.1

Процент студентов, отметивших данную

ситуацию

Ситуации

Новая ситуация вообще Ситуация, требующая твердости Когда меня хвалят Когда я в центре внимания малой группы Небольшая группа Наедине с человеком другого пола Ситуация уязвимости (необходима помощь) Небольшая группа, ориентированная на выполнение определенного задания Наедине с человеком того же пола Другие люди

55,0 54,1 53,2 52,1 48,5 48,5 48,2 28,2 13,8

Незнакомые Группа лиц противоположного пола Люди, превосходящие по знаниям Люди, превосходящие по положению Группа лиц того же пола Родственники Люди старшего возраста Друзья ДетиРодители

69,7 62,9 55,3 39,7 33,5 19,7 12,4 10,9 10,0 8,5

Смущение возникает всякий раз, когда какието ключевые элементы трансакции неожиданно и явно дискредитированы хотя бы для одного участника взаимодействия. В результате последний оказывается неспособным к дальнейшему исполнению роли. Более того, смущение заразительно. Оно распространяется, лишая и других людей способности действовать…

В ходе содержательного анализа смущения мы классифицировали все примеры, по возможности сохраняя такими, какими они были нам представлены. Было выделено более семидесяти четырех категорий, среди которых различались промахи между друзьями, публичные промахи, разоблачение лжи, ситуации, когда человек был застигнут врасплох, использование неверных названий, забывание имен, оговорки, обнажение тела, вторжение в личную зону других, неконтролируемый смех, опьянение в присутствии трезвых (или наоборот), потеря контроля над физическими процессами и внезапное осознание унижения и других оскорбительных действий. Дальнейшее исследование этих категорий показало, что большинство из них могут быть включены в три основные группы: (1) несоответствующая идентичность; (2) потеря самообладания; (3) нарушение ожиданий людей относительно друг друга в социальных трансакциях.

Гросс Э., Стоун Г. П., 2001, с. 195–197.

Типы смущения. Льюис (Lewis , 1995) пишет о двух видах смущения: один связан с осознанием себя и своего поведения, а другой — также и с оценкой себя на соответствие социальным нормам и правилам. В результате чего возникает переживание смущения, подобное стыду. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выводит два типа смущения — социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Мне такое деление представляется несколько искусственным: ведь первое не исключает второго.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни. Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня вскоре назначена встреча?»).

Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

Стремление показать другим свои достоинства («Вообщето теннис — не мой конек, я люблю шахматы»).

Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»).

Отрицание своего поражения («Попробуйка ей угоди»).

Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем внешнем имидже, обусловленное повы
шенным вниманием к нему в ситуации реального действия. Причину смущения помогает объяснить идея Яконцепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня. Однако угроза Яконцепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе — такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле»;

воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какойнибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статускво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или какимто иным способам, например из описанных выше.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001, с. 224–225.

Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью (см. раздел 4.6).


Метки: , , , , ,

Российской экономики достаточно для того, чтобы у россиян появилось ощущение неловкости. Львиную долю российского экспорта составляет сырье, большая часть которого состоит из продажи различных энергоресурсов. Традиционная изменчивость доходов от такого экспорта на длительных горизонтах времени, ожидаемое снижение спроса на энергоресурсы в результате технологического развития, недостаточность сырьевой выручки для дальнейшего роста среднего уровня дохода в российской экономике и некоторые другие причины заставляют задуматься о необходимости диверсификации и усложнения экспорта.

Увы, но этой цели лишь отчасти могут помочь крупные российские компании, многие из которых как раз производят и экспортируют сырье. Российские крупные фирмы, как правило, являются компаниями «верхнего уровня», предназначение которых состоит в том, чтобы поставлять факторы производства для секторов «нижнего уровня», состоящих из фирм, знающих, как эти факторы трансформировать в более сложные товары и услуги. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на российскую часть : подавляющее большинство российских крупнейших фирм из этого списка включают поставщиков сырья, банки и энергетические компании.

Среди сравнительно крупных фирм встречаются технологичные компании, которые потенциально могут увеличить размеры экспорта и занять более высокую долю на международном рынке. Однако для такой большой страны, как Россия, даже в случае успеха этих компаний на международном рынке заработанных ими доходов может оказаться недостаточно для того, чтобы уровень благосостояния здесь приблизился к соответствующим показателям наиболее состоятельных стран. Нужны новые, в том числе сложные экспортные производства, способные зарабатывать достаточно высокие доходы на мировом рынке.

Поэтому надежды на появление новых экспортных секторов часто связывают с малым и средним бизнесом. И дело не только во вдохновляющих историях Microsoft или Apple, возникших отнюдь не в виде отраслевых гигантов, но и в более простых эпизодах, например, кластера производства свежих цветов в Колумбии, возникшего из сравнительно небольших компаний.

Однако эти надежды пока остаются неоправданными: в соответствии с опросами компаний BEEPS, которые регулярно проводят Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, российские малые и средние предприятия являются аутсайдерами среди стран с похожим уровнем подушевого ВВП с точки зрения экспортной активности.

В чем потенциальная причина такого неблагоприятного результата? К сожалению, ответ на этот вопрос не содержит никаких сенсаций. Факторы экономического роста, такие как защита прав собственности, развитие финансового рынка, запас человеческого капитала, работа таможенной службы и пр., оказывают влияние не только на уровень инвестиций и размер российской экономики, но и ее структуру.

Недостаточно развитые институты, такие как защита прав собственности или исполнение контрактов, делают инвестиции в капитал более рискованными. Например, недостаточная защита прав собственности снижает стимулы для вложений в производственный капитал. Рентоискатель, кем бы он ни являлся, может наложить на капитал арест, остановив производственный процесс, и потребовать долю в доходах компании в обмен на снятие ареста, а то и вовсе экспроприировать оборудование и приборы, принадлежащие фирме. В такой ситуации безопаснее открыть магазин, турагентство, кафе или заняться ремонтом квартир, чем вложиться в компанию, занимающуюся разработкой деталей для новых моделей микроскопов. В первом случае владелец рискует гораздо меньшей суммой, чем во втором, требующем значительных капитальных затрат. Однако отдельные кафе, рестораны, магазины или фитнес-центры не создают экспортируемых услуг: главным образом они служат целям внутреннего потребления.

Разумеется, недостаточно развитые институты не являются единственным ограничением для развития малых и средних компаний. Дело также может быть в финансовом секторе, который предпочитает финансировать крупные компании, включая те, о которых речь шла в начале этого текста, в то же время гораздо менее охотно выдавая кредиты для более рискованных проектов малого и среднего бизнеса, часто не обеспеченных ни надежным залогом, ни устойчивым потоком доходов. Опять же, в такой ситуации капиталоемкий бизнес пострадает в первую очередь, так как предпринимателям будет не на что приобретать оборудование, приборы и т. д. При дефиците финансов будут скорее возникать компании, не требующие регулярных и сравнительно крупных займов, однако высокотехнологичные производства как раз часто нуждаются во внешнем финансировании.

Негативную роль может сыграть и дефицит человеческого капитала, и дело здесь не только в сложности с наймом подходящих работников. Сами предприниматели, не имея современного инженерного или естественнонаучного образования, плохо разбираясь в международных рынках, будут ограничены простыми идеями - все теми же кафе, магазинами или турагентствами.

Важны и многие другие факторы: работа таможни, в особенности если товары должны доставляться до потребителей быстро, инфраструктура, сертификация и т. д.

Роль также играет государственная политика в области поддержки бизнеса. Последняя должна обращать свое внимание на компании, осваивающие ноу-хау и выпуск новых технологичных товаров, сертифицирующих свои товары по международным стандартам, предпринимающих успешные шаги к выходу на внешние рынки. Если в противоположность этому господдержка будет фокусироваться на успешных лоббистах, то шансы на возникновение новых экспортных производств останутся незначительными даже при сравнительно высоком качестве институтов и достаточном человеческом капитале.

При неблагоприятном состоянии факторов экономического роста и ошибках в дизайне политики господдержки бизнеса движение к сложной и диверсифицированной экспортной корзине, составляющей основу благосостояния таких стран, как Южная Корея, Нидерланды или Германия, становится крайне медленным, растягиваясь на многие десятилетия. Не реформируя ключевые ингредиенты роста, Россия рискует повторить судьбу стран Латинской Америки, которые не смогли улучшить качество образования и финансов, а также использовать инструменты господдержки для помощи наиболее эффектным компаниям, и потому в большинстве случаев не смогли добиться усложнения своих экспортных корзин и сократить отставание от богатых экономик.

Российская экономика, как и любая другая экономика мира, вынужденная импортировать солидное число товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности своих граждан в качественных и безопасных благах. Без достаточно высоких и устойчивых экспортных доходов она будет вынуждена отказаться от планов достичь высокого благосостояния и надолго останется страной со средним уровнем доходов.

Каждый из нас ежедневно общается с десятками людей. Это семейные, дружеские и деловые контакты, мимолетные встречи в транспорте, магазинах и на улицах, целенаправленные обращения в различные организации. Иногда общение оставляет неприятный осадок, причину которого сложно объяснить. Психологи считают, что данное чувство возникает в тех случаях, когда нам попадаются люди, склонные к так называемому токсичному поведению.

Сегодня мы расскажем о его видах и причинах, а также о способах уберечь свои нервы и сохранить душевное равновесие при общении с людьми, ведущими себя подобным образом.

Источник: depositphotos.com

Позиция жертвы

На первый взгляд такой человек выглядит жалким, но безобидным. Он всего лишь уверен в том, что окружающие к нему несправедливы, а жизненные обстоятельства – неоправданно жестоки. От собеседника он ждет только сочувствия и понимания.

На самом деле названная позиция чрезвычайно удобна. Она способна оправдать любые промахи, нежелание принимать решения и даже совершение неблаговидных поступков. Общение с «жертвой» неприятно: попытки утешить или реально помочь вызывают у нее протест, а уверения в том, что мир не так уж плох, – агрессивные обвинения в черствости.

Накопление негатива

Эти люди в любых обстоятельствах замечают исключительно отрицательные моменты. Неудивительно, что их вечное уныние вызывает у окружающих раздражение, смешанное с чувством вины, чем «негативщики» пользуются в своих целях: как правило, они считают, что заслуживают повышенного внимания и исключительной лояльности. Однако сами они вовсе не озабочены тем, что их разговоры о том, как все плохо, отражаются на чужом настроении.

Самолюбование

Когда человек постоянно хвалит себя, общаться с ним становится сложно, даже если он действительно успешен. Дело в том, что он не замечает других людей, ничего о них не знает и никем, кроме себя, не интересуется. Окружающие от этого обычно не страдают, но и контактировать с самовлюбленным эгоистом не стремятся.

Обидчивость

Чрезмерную обидчивость нередко считают признаком нежности, чувствительности и даже робости. На самом деле привычка обижаться на любое слово и воспринимать самую невинную шутку как грубость не имеет ничего общего с тонкой душевной организацией. Это скорее склонность манипулировать другими людьми, используя искусственно культивируемое чувство вины. Такая позиция возникает на почве пониженной самооценки и желания выделиться, ничего существенного для этого не делая.

Болтливость

Общение с болтуном всегда утомляет, что никак не связано с содержанием беседы: чрезмерно разговорчивый человек может быть интересным, эрудированным и остроумным. Однако при контакте с ним у собеседника зачастую возникает ощущение, что болтун в какой-то степени его использует: он заранее игнорирует его мысли, чувства, жизненный опыт и даже факт наличия или отсутствия свободного времени. Чувствовать себя всего лишь приемником информации обидно, даже если вы в полной мере наделены талантом слушателя.

Отсутствие самоконтроля

Неприятности случаются у всех. Каждый из нас может плохо себя чувствовать, быть усталым или расстроенным, но срывать свои эмоции на других людях недопустимо. Люди, не умеющие себя контролировать, неприятны. От них всегда можно ожидать грубости или истерики. Это держит окружающих в постоянном напряжении, что не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на стиле общения.

Бывает, что человек просто не желает себя контролировать, считая особенности своего поведения признаком яркой индивидуальности. Окружающие же воспринимают подобные вспышки как проявление невоспитанности. Извинения («прости, сорвался») очень быстро перестают вызывать доверие, если неприятные ситуации при общении возникают слишком часто.

Излишний перфекционизм

Болезненное стремление к идеальности – одна из самых неудобных для окружающих черт. Перфекциониста бывает сложно понять, особенно в тех случаях, когда его странности касаются обычных бытовых моментов (мытья посуды, наведения порядка в жилище, состояния одежды и обуви и т. д.). Еще сложнее смириться с постоянными придирками: как правило, такой человек не способен принять стиль жизни других людей и считает, что его предпочтения важнее всех прочих обстоятельств и даже выше элементарной вежливости. Общение с перфекционистом оставляет ощущение обиды, несправедливости оценок и усталости от занудства.

Неумение сострадать

Взрослые люди обычно соблюдают общепринятые правила поведения. Они осознают, что радоваться чужим бедам, выказывать пренебрежение по отношению к инвалидам, смеяться над физическими или интеллектуальными недостатками недопустимо. Человек, который ведет себя иначе, не просто неприятен – он вызывает ощущение непредсказуемости и опасности.

Открыто демонстрируемое неумение сострадать воспринимается как признак инфантильности и умственной ограниченности. Кроме того, каждое публичное проявление черствости влечет немедленную реакцию со стороны окружающих, что грозит развитием открытого конфликта. Неудивительно, что контакты с таким человеком стараются свести к минимуму.

Поиск одобрения

Неуверенность в себе проявляется у некоторых людей постоянным поиском внешних положительных отзывов. В данной ситуации с человеком неприятно общаться по двум причинам. Первая: он делает что-то не совсем правильно так же часто, как другие люди, но совершенно не воспринимает даже самую мягкую критику. Вторая: человек, ищущий одобрения, отнимает у окружающих слишком много времени, постоянно требуя внимания к себе. Вместо сочувствия он вызывает ощущение утомления и неловкости.

В большинстве случаев причина «токсичного» поведения напрямую связана с заниженной самооценкой. Люди, не умеющие нормально общаться, в какой-то мере используют окружающих для самоутверждения. Контакты с ними обычно заканчиваются испорченным настроением. Особенно неприятны ситуации, когда избежать регулярного общения невозможно. Если к «токсичному» поведению склонен ваш коллега или родственник, вы рискуете не только лишиться душевного равновесия, но и стать жертвой одного из множества заболеваний, вызываемых длительным стрессом. Что же делать?

Во-первых, позаботиться о себе. Важно понять, что изменить поведение другого человека невозможно. Попытки спорить, убеждать в неправильности его позиции ничего не дадут, кроме дальнейшего ухудшения отношений.

Во-вторых, есть смысл оценить ситуацию с медицинской точки зрения. Дело в том, что некоторые виды «токсичного» поведения являются симптомами недугов: патологическая аккуратность иногда возникает при обсессивно-компульсивном расстройстве, обидчивость – при неврозах, болтливость – при синдроме дефицита внимания и т. д.

В-третьих, «токсичное» поведение обычно направлено на всех окружающих, а не на вас лично. Это означает, что неприятные ощущения, связанные с подобным общением, не стоит принимать близко к сердцу. Если человек, который вас раздражает, болен, его можно только пожалеть. В любом случае следует по возможности свести общение с ним к минимуму.

Видео с YouTube по теме статьи:

Каждый из нас хотя бы раз в жизни оказывался в неловком положении. «Сморозить» что-то бестактное, облить начальника кофе, споткнуться и упасть прямо к ногам своей тайной пассии, прийти на работу в домашних тапочках… В такие моменты мы готовы провалиться сквозь пол и мечтаем лишь о том, чтобы оказаться на противоположном полушарии планеты. Или - срочно выдумать способ разрешить ситуацию с наименьшими потерями для своей гордости. Как выпутаться из неловкого положения, не ударив в грязь лицом?

Среди жизненных потребностей человека важное место занимает необходимость быть нужным и уважаемым в своей общественной ячейке - на работе, в компании, в университетской группе. Стараясь быть востребованными, мы играем выгодные нам роли, формируем поведенческие модели, наблюдая за реакцией и отношением окружающих. Отрицательная оценка нашей личности (как реальная, так и мнимая), негативно сказывается на восприятии самого себя. Из-за этого мы принимаем так близко к сердцу вероятность отчуждения, с которой можем столкнуться, оказавшись в глупой ситуации.

Американские психологи проводили исследования, чтобы выяснить, как неловкие ситуации влияют на самооценку людей. Были созданы группы из добровольцев разных возрастных категорий - от юношей и девушек до пожилых людей. С помощью опросов и тестирования специалисты собрали, классифицировали и обобщили все неловкие ситуации, в которые чаще всего попадают люди. Также психологи изучили реакции психики на происходящее. К каким же выводам они пришли?

Наиболее часто человек совершает промахи в стрессовых или неоднозначных (непривычных для него) ситуациях. Это могут быть неожиданные случайности (что-то разбили, уронили, разлили) или ожидаемые события (первое свидание, знакомство с родителями избранника). Общая картина такова - чем меньше мы знаем, чего ожидать от будущего события, тем больше нервничаем, боясь оконфузиться. Из-за напряженного состояния мы совершаем неловкие действия и действительно оказываемся в неудобном положении. А вот человек, чувствующий себя счастливым и расслабленным в той же ситуации, менее подвержен опасности наделать глупостей.

Чувство стыда становится еще большим, если промах заметили окружающие, и мы очутились под прицелом всеобщего пристального внимания. В этот момент кажется, будто на нас смотрит весь мир. Время тянется невыносимо медленно, мы нервничаем и теряемся, испытывая неловкость на физическом уровне, вплоть до выскакивающего из груди сердца и вспотевших рук. И только люди с патологической потребностью во внимании могут получать удовольствие в подобной ситуации - для остальных интерес других к совершенной ошибке мучителен и неприятен.

И снова мы попадаем в замкнутый круг - чем более растерянным и смущенным чувствует себя человек, тем более неловкими будут его попытки выкрутиться из создавшегося положения. Он начинает наигранно смеяться, запинаться, краснеть, бледнеть, активно жестикулировать - в общем, добивает свою и так раненную репутацию, делая еще хуже. А между прочим, окружающие и сами могут чувствовать себя неловко, понимая чувства оконфузившегося товарища - сами ведь бывали в подобных переделках. Кроме того, мы можем своими подвигами слона в посудной лавке бросить тень на других - например, на друга, который привел нас в компанию.

Итак, все уже случилось - что же делать дальше? Попытки сгладить ситуацию могут происходить по двум сценариям. Первый - игнорирование проблемы. Человек делает вид, что ничего не случилось и пытается как можно быстрее покинуть место событий. Это неправильный ход, ведь очевидцы все равно запомнят произошедшее, а ваше постыдное бегство сделает из вас труса, не сумевшего признать свою неловкость.

Второй сценарий будет более правильным - признать ошибку и перевести все в шутку. Если вы с улыбкой сознаетесь в содеянном, то сделаете доброе дело не только себе, но и присутствующим - ведь они тоже чувствуют себя неловко. Может, вы наоборот заслужите их уважение - ведь только храбрые люди открыто признают свои промахи. Причем не обязательно быть Петросяном - достаточно какой-то нехитрой шутки, вроде: «Сегодня, кажется, фортуна повернулась ко мне совсем не лицом!» или «Моя врожденная грация, видимо, бастует!»

Неудачное высказывание или неловкое движение - это случается со всеми, никто не застрахован от вероятности попасть в глупую ситуацию. Нужно лишь научиться выходить из нее так, чтобы не потерять чувство собственного достоинства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Знакомо ли вам чувство, когда испытываешь чувство стыда и неловкости за другого? Например, когда ваш некий знакомый, первый раз дает интервью и делает много оговорок, запинается или молчит. Когда, незнакомый вам человек в магазине закатывает истерику продавщице, громко и публично обвиняя ее.

Даже смотря фильм, когда главный герой неловко ведет себя на первом свидании или выглядит смешным и нелепым в глазах сотрудников на работе, мы можем ощущать чувство неловкости за другого. Но в этот момент именно нам самим становится не комфортно. За просмотром таких сцен, можно поймать себя на мысли, что хочется пропустить момент конфуза киношного героя, прокрутить вперед такой эпизод. При этом, внешняя сторона нашего поведения наглядно подчеркивает внутренний дискомфорт: съеживание тела, заламывание рук, мимические гримасы губ и лица, носа, сужение или полузакрытие глаз.

Так почему возникает такое чувство дискомфорта?
И самое важное. Почему неловкость испытываем мы сами?

Ответ, содержится в нас самих, в нашем отношении к себе.

1) Вирдиктивизм (или самообвинение).

Мы ощущаем неловкость за поступки других в силу того, что не допускаем в себе такое поведение. Иными словами мы не разрешаем себе оказываться в таких конфузных ситуациях. Мы не разрешаем себе выглядеть неловко или глупо. А если все же, по воле случае, оказываемся в них, то очень себя ругаем, за это, обвиняем. Поскольку сила такого внутреннего запрета велика, то глядя на кого в «недопустимой» ситуации, мы:
— во первых боимся иметь даже визуальную связь с этим позором
— во вторых, подсознательно примеряем на себя (принцип синдрома 16-го этажа, когда на кромке крыши очень страшно, но так и подмывает глянуть вниз) такую ситуацию, и от этого становится еще хуже

2) Мессианство.

Склонность брать на себя ответственность за поступки других. Когда глядя на конфуз другого, возникает желание что-то изменить в этой ситуации, оградить его от позора и неловкости. Чувство того, что ты сопричастен и должен повлиять. И когда ты это не делаешь (или чаще, это просто невозможно), начинаешь чувствовать элемент собственной нагрузки в виде непонятного чувства, то ли неловкости, то ли вины…

Когда у вас часто возникает такое чувство неловкости в описанных ситуациях, это своевременный сигнал о том, что вы многое себе запрещаете. И такой сигнал стоит рассматривать как положительный и своевременный, памятуя о поговорке «если чувствуешь, значит живешь». Как отличную возможность поработать над собой. Ведь перед вашим взором отражен буквально готовый аналитический материал и алгоритм действий того, что в себе стоит переоценить.