Психологическая помощь и ее виды. Психологическая помощь. Условия результативности консультаций у психолога

Иногда вместо того чтобы безуспешно пытаться справиться с проблемами, лучше обратиться к квалифицированному специалисту за психологической помощью. У многих из нас психологическая помощь ассоциируется с кушеткой и психотерапевтом из американских фильмов. На самом же деле существуют разные виды психологической помощи .

Вообще виды психологической помощи четно разграничить нельзя, потому что в некоторых случаях они могут пересекаться. Но есть несколько критериев , которые помогают выделить основные виды психологической помощи. К таким критериям относятся:

  • специалист, осуществляющий помощь : работает с людьми, психическое состояние которых не выходит за пределы нормы, у него гуманитарное образование; у психотерапевта и психиатра медицинское образование, они работают с людьми, чье психическое состояние выходит за рамки нормы;
  • то, с кем работает специалист : у клиента психическое состояние не выходит за рамки психологической нормы, у пациента - выходит;
  • используемые методы помощи : психотерапия, консультирование, использование лекарственных препаратов и т. п.

Все эти критерии взаимосвязаны : так, психолог работает только с клиентами и медицинские препараты назначать не имеет права, так как у него нет медицинского образования.

Давайте подробнее рассмотрим разные виды психологической помощи. Начнем с психопрофилактики и психологического просвещения. Эти виды психологической помощи, строго говоря, направлены не на помощь как таковую, а на предупреждение тех ситуаций, в которых эта помощь может понадобиться .

Психопрофилактика - это предупреждение психосоматических и психогенных заболеваний. Психологическое просвещение тесно связано с психопрофилактикой и психологическим консультированием. Цель психологического просвещения - сформировать у людей правильное представление о психологической помощи и деятельности психологов.

Не секрет, что многие люди не хотят идти к психологу, считая, что он помогает только психически больным людям с серьезными проблемами. Задача психологического просвещения - разбить этот стереотип, чтобы люди не боялись обращаться за помощью и не усугубляли свои психологические проблемы.

Следующие виды психологической помощи различаются в зависимости от серьезности психологических проблем. Так, психологическое консультирование - это помощь людям, которые находятся в пределах психологической нормы. В этом случае задача психолога - помочь клиенту решить проблему (при этом психологу запрещено давать советы, он должен подтолкнуть клиента к самостоятельному принятию решения, каким бы оно ни было).

Психотерапия направлена на решение более серьезных проблем. Она включает в себя множество направлений, от гипноза и психодрамы до арт-терапии и сказкотерапии, которые можно классифицировать по разным признакам. Психиатрия может быть клинической и неклинической.

Понятие «психотерапия» достаточно расплывчатое. Так, согласно приказу Минздрава, психотерапевт - это врач , лицо с высшим медицинским образованием, получившее соответствующую подготовку. В Европе же психотерапевтами традиционно называют психологов, специализирующихся на конкретной психотерапевтической практике.

А вот психиатрия совершенно точно относится к клинической медицине. Психиатр имеет дело не с клиентами, а с пациентами (хотя так называемая гуманистическая психиатрия рассматривает больных как людей с иным мировоззрением и граничит с психотерапией). Психотерапевты имеют право назначать медикаментозное лечение.

Психокорреция (психологическая коррекция) направлена на восстановление нормы с точки зрения личностных черт и эмоционального состояния. Иногда в качестве отдельного вида психологической помощи выделяют также психологический тренинг , представляющий собой специальные упражнения. Тренинг может использоваться как для непосредственной психологической помощи, так и для диагностики.

Как видите, сложно классифицировать виды психологической помощи: грань между ними достаточно тонкая. Но все они базируются на определенных этических принципах , которых хороший специалист обязательно должен придерживаться. Кратко их можно охарактеризовать всем известной фразой «не навреди».

Важно не бояться обращаться за психологической помощью : проблемы, которые кажутся нам незначительными, могут однажды завести жизнь в тупик. Не стоит бояться психотерапевтов, считая, что они работают только с шизофрениками. Депрессия, скажем, - это не просто плохое настроение, нередко это расстройство требует медикаментозного лечения.

Берегите свое психическое здоровье так же, как бережете физическое : нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

В данной статье вкратце будет рассказано о тех направлениях психологии, которые наиболее часто используются сегодня.

Я очень просто попробую объяснить разницу между подходами в психологическом консультировании.

Когнитивно-бихевиоральное консультирование

Начнем, пожалуй, с когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральная) терапии. Когниции (мысли, образное представление) + поведение закладываются в нас с первых дней жизни, а какие-то передаются с генами по наследству. Одни нам помогают жить и продвигаться, другие, напротив, создают всевозможные препятствия, а случается и так, что человек теряет не только смысл жизни, но и саму жизнь.

Приведу очень простенький пример из учебного материала. Девушка пришла к психологу с жалобой на то, что ее молодой человек не дарит ей цветы каждый день. Получается, в ее когнициях заложено, что мужчина должен себя вести именно таким образом.


Психолог предлагает ей чуть-чуть изменить свое восприятие и в дальнейшем (ну или хотя бы попробовать один разочек) воспринять ситуацию как «Было бы неплохо, чтобы мой мужчина дарил мне цветы каждый день, ну или через день». При таком подходе ситуация будет выглядеть не настолько критичной и вполне терпимой.

И вот такой пример с изменениями в способе поведения. Женщина пришла к психологу с запросом изменить хоть что-то в ее жизни. Она очень устала, много работает, двое детей, муж, мама живет с ними, дома каждый день скандалы, она уже просто не помнит, когда в доме была тишина.

В этой ситуации психолог просит ее привести пример самого типичного дня в их семье. Клиентка: «Я прихожу домой с тяжелыми сумками, переступаю порог и вижу - мусор не вынесен, кот голодный, муж сидит перед телевизором».

В данной ситуации психолог может, например, предложить клиентке позвонить перед выходом из магазина, чтобы ее встретили. А придя домой, - перед тем как начать кричать, - оставить сумки, сходить вымыть руки, приготовить себе (ОДНОЙ!) чай или кофе или просто выпить сок, воду, а после этого начинать ругать всех и вся. Только вот захочется ли, ведь вспомните, как часто мы кричим в пылу, а успокоившись, думаем «Зачем?».

Повторюсь, я очень просто описала это направление. На самом деле все гораздо сложнее, ведь не зря говорят – «привычка вторая натура», и избавиться от нее или хоть чуть-чуть что-то изменить ой как не просто. А еще психолог должен понимать, не нанесут ли его вмешательства еще больший вред, и насколько психика клиента готова к переменам. Ведь у некоторых людей их привычки - единственное, что их держит на плаву. Психолог должен быть осторожен.

Десенсибилизация и переработка движением глаз EMDR ДПДГ

Метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях. Когда человек переживает травматический опыт или дистресс, это переживание может «перекрывать» возможности его механизмов совладания, тогда память и стимулы, ассоциирующиеся с событием, перерабатываются неадекватно и дисфункционально сохраняются в изолированных областях памяти.


Цель терапии - переработать эти стрессовые воспоминания и позволить пациенту развить более адаптивные механизмы совладания. Последние исследования оценивают ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР. Практическое руководство «Международного Общества Изучения Стресса» категоризует ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР у взрослых. Несколько международных руководств включают ДПДГ как рекомендованное лечение после физической травмы.

Гештальт подход

Гештальт (нем. Gestalt – образ, фигура) в консультировании - целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму. Весь мир вокруг нас мы воспринимаем как фон, а наиболее важное и значимое для себя мы выделяем из фона - это и есть «гештальт». Фраза «гештальт закрылся» говорит о том, что человек удовлетворил свою потребность в чем то, что было для него важно.

Чем больше у человека незакрытых гештальтов (неразрешенных ситуаций, желаний, потребностей), тем сложнее ему двигаться вперед. У человека происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить чувства, мысли и поведение.

Задача гештальт терапевта состоит в том, чтобы при помощи техник и упражнений гештальт-терапии найти первичную или главную незаконченную ситуацию и отреагировать ее хотя бы символически.

Приведу простой пример - еПустой стул». Гештальт-консультант сажает клиента на стул и ставит перед ним пустой, клиенту предлагают представить, что на стуле сидит тот, с кем клиенту приходится разрешить конфликт…

Гештальт-«молитва» Фрица Перлза:

Я - это я.

А ты - это ты.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Я есть я.

А ты есть ты.

Арт-терапия, терапия творчеством

«Я не знаю, о чем говорить…». Эту фразу нередко слышат психологи, работающие в различных направлениях. Слышат это и арт-терапевты, но в чем преимущество арт-терапии, так это в том, что говорить тут вовсе не обязательно.

Для занятий арт-терапией Вам не нужно уметь рисовать, лепить, танцевать. Достаточно иметь желание изменить свою жизнь к лучшему.

Арт–терапия очень щадящий вид психологического консультирования. Ее используют для работы как с взрослыми, так и с детьми. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе.

При помощи арт-терапии Вы можете не только проработать свои фобии и тревоги, но и найти внутренние ресурсы, открыть для себя новые возможности.


В арсенале у арт-терапевта множество материалов и техник:

Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала,

Интерактивные техники,

Групповой рисунок,

Стимульное рисование,

Сочетание художественной экспрессии с движением и танцем, музыкальным - исполнением, драматической формой,

Групповые игры и упражнения на основе музыки,

Различные варианты песочной терапии,

Работа с объектами (предметная скульптура, инсталляция),

Техники ландшафтной арт-терапии: ландшафтная скульптура и театр,

Различные варианты работы с глиной, ориентированные на телесное самосознание,

Телесно-ориентированные техники,

Работа с масками,

Использования материала мифов и сказок,

Фототерапевтические техники и упражнения для индивидуальной, парной и коллективной работы,

Фототерапевтические методы работы с психической травмой,

Арт-терапевтические техники, ориентированные на семейные ресурсы,

Арт-терапевтическая работа со сновидениями.

И это далеко не весь перечень.

Если у Вас есть желание помочь себе справляться с трудностями, найти внутренние ресурсы для движения вперед, но по какой-то причине Вам сложно об этом говорить, Вам стоит обратиться к арт-терапевту.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – это одно из направлений «гуманистической психологии», в которой рассматривается взаимоотношение человека с жизнью и смертью. Экзистенциальная психология базируется на уникальности каждого человека.

Экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие конфронтации человека со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Одной из задач экзистенциального психолога является восстановление гармонии между внутренним миром и внешним.

В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

То, как работает экзистенциальный психолог, коротко описать невозможно. Но метод замечательно работает. Он помогает найти смысл жизни, а как следствие и обрести жизнь!

Психоанализ

Я уверена, что каждый человек, который знает слово психология, следующими произнесет имя Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Временем зарождения психоанализа принято считать конец девятнадцатого - начало двадцатого века. И с тех пор не перестают говорить о психоанализе.

Говорят много и всегда с запалом (психоаналитик скажет «возбужденно»). Его ругают и обвиняют во всех смертных грехах. Его ненавидят и им восхищаются. Одни его презирают, другие относятся с уважением. Для одних психоанализ прекрасная возможность разобраться с проблемами, а для других нечто непонятное и пугающее. О том, сколько ходит мифов и фантазий по поводу психоанализа и денег, даже перечислять не буду.

А теперь подумайте, можно ли более ста лет говорить о том, что не имеет значения?

Попробую популярно, насколько это возможно, рассказать о психоанализе.

Каждому из нас известно, что многие вещи мы делаем осознано. Фрейд заметил, что за осознанными действиями скрыты глубинные неосознаваемые поступки, влечения, желания. Занимаясь врачебной практикой, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые желания могут ухудшать жизнь, а также быть причиной нервно-психических расстройств. Пытаясь помочь своим пациентам, Фрейд на практике открыл, что лучший способ излечить пациента - это найти первоисточник конфликта. Так зародился метод исцеления души - психоанализ.

Фрейд нередко менял свои взгляды и убеждения относительно своих теорий и он не боялся сказать о том, что в чем-то заблуждался. Его ученики и соратники продолжили дело Фрейда. А кто-то пошел своим путем. Психоанализ не стоит на месте. Он продолжает развиваться, углубляться и меняться вместе со всем миром.

На сегодняшний день мы имеем кроме классической теории влечений Зигмунда Фрейда также эго-психологию, теорию объектных отношений, Кляйнианский психоанализ, Структурный психоанализ Ж. Лакана, Селф-психологию Х.Кохута, интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон), Интерсубъективный подход (Р. Столороу), Юнгианский психоанализ.

Если Вы решите, что Вам необходимо обратиться к психоаналитику, не важно, в каком направлении тот работает, Вы должны ему задать следующие вопросы:

1. Есть ли у него документ о переподготовке в области психоаналитического консультирования? (для практики в психоаналитическом направлении недостаточно иметь высшее психологическое образование).

2. Прошел ли он (проходит в настоящее время) личный анализ (вести прием, согласно стандартам, можно только после 65 часов личного анализа, и это требование оправдано на практике).

3. Есть ли у него супервизор (специалист, который корректирует работу психоаналитика).

4. В каком сообществе состоит психоаналитик, к которому Вы обратились.

На все эти вопросы Вам обязаны ответить. Любую информацию об интересующем Вас специалисте Вы при желании имеете право проверить в сообществе, о котором Вам сообщил специалист.

Если же Вам отказали в ответе хоть на один из выше приведенных вопросов, или в организации слыхом не слышали о таком специалисте, бегите как можно дальше от подобных «психоаналитиков»!

В настоящее время существует обширный арсенал видов и методов психологической помощи, которым могут воспользоваться предприниматели для решения различных психологических проблем. Наиболее известный и распространенный из них – психологическая консультация. Сейчас во многих бизнес-организациях существуют позиции психолога, организуются специализированные психологические службы, кабинеты психологической разгрузки.

Психологическое консультирование в отличие от психотерапевтической помощи не предполагает глубинного воздействия на личность. В процессе консультации рассматриваются преимущественно ситуации межличностного общения, взаимодействия в организации, личные и эмоциональные проблемы клиента.

Анализируя различные определения консультирования, мы выделили основные его характеристики.

  • 1. Консультирование помогает человеку совершить выбор в сложной ситуации, а затем действовать самому.
  • 2. Консультирование способствует развитию личности клиента независимо от решаемой проблемы.
  • 3. В психологическом консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  • 4. Сердцевиной психологического консультирования является консультативное взаимодействие (консультативный контакт) между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.
  • 5. В психологическом консультировании может использоваться достаточно широкий спектр психологических техник и методик, однако основной инструмент консультирования – личность консультанта.

Психолог-консультант должен соблюдать этические принципы, которые лежат в основе любого профессионального психологического воздействия:

  • 1) доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
  • 2) ориентация на нормы и ценности клиента (отсутствие критики);
  • 3) запрет давать советы (не брать на себя ответственность);
  • 4) анонимность и конфиденциальность;
  • 5) разграничение личных и профессиональных отношений (запрещается вступать с клиентом в личные отношения).

Основные этапы и техники психологического консультирования

Психологическая консультация обычно длится один час, проводится один раз в неделю. В 70% случаев психологическая консультация является разовой, т.е. клиент приходит лишь один раз. В некоторых случаях, если ситуация достаточно сложная и требует более длительной работы, возможно несколько встреч с клиентом (до четырех – шести). Если же необходима еще более длительная и глубинная работа, необходимо направить клиента на психотерапевтическую работу.

Структура психологической консультации состоит из следующих этапов (Алешина, 2000):

  • 1. Подготовительный этап. Подготовка к консультации (20– 30 мин).
  • 2. Вступление в контакт. Знакомство. Настройка (10 мин).
  • 3. Расспрос клиента. Выдвижение и проверка консультативных гипотез (25 мин).
  • 4. Оказание коррекционного воздействия (10–15 мин).
  • 5. Завершение, выход из контакта (5–10 мин).
  • 6. Оценка результатов консультирования, контроль (если возможно).

Техники консультирования – это определенные приемы, используемые психологом-консультантом для осуществления процедур консультирования на определенных его этапах (табл. 4.3).

Следует отметить, что основное отличие психологического консультирования от беседы по душам состоит в осознанном, осмысленном выборе необходимых в данный момент техник под контролем профессиональной личностной позиции консультанта. Профессиональная личностная позиция – это некоторая личностная структура, которая формируется в процессе профессионализации психолога и интегрирует все его знания, навыки, умения. В процессе консультирования психолог находится именно в профессиональной личностной позиции (или метапозиции), что позволяет ему быть одновременно участником процесса и в то же время отслеживать и контролировать происходящее.

Основные техники, используемые в консультировании, следующие.

  • 1. Постановка вопросов. Вопросы могут быть открытые и закрытые; в консультировании чаще используются открытые вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа. Открытые вопросы используются наиболее активно в начале консультации для побуждения клиента продолжать или дополнять сказанное, а также для актуализации разговора о чувствах ("Что Вы почувствовали в этот момент"?). Открытые вопросы могут повышать ощущение угрозы и беспокойство – их надо задавать в подходящее время и тщательно формулировать. Важно избегать чрезмерного опрашивания, которое превращает консультацию в допрос и актуализирует защиту у клиента.
  • 2. Приближение к речи клиента. В ходе приема говорит в основном клиент. Консультант же старается говорить "на языке клиента", подстраиваясь к нему по темпу, громкости, стилистике речи.
  • 3. Ободрение и успокаивание. Для создания и укрепления контакта используются краткие фразы, означающие согласие и понимание (Продолжайте, Да, понимаю, хорошо, Так, Ага, М-мм). Ободрение усиливает поддержку – основу консультативного контакта.
  • 4. Отражение содержания. Перефразирование и обобщение. Перефразирование (парафраз) – важная техника, направленная как на укрепление консультативного контакта, так и на проверку понимания консультантом сказанного клиентом. В процессе перефразирования основная мысль клиента выражается другими словами, сохраняя основной смысл сказанного. Обобщение – это выражение основной идеи нескольких мыслей или запутанного высказывания. При обобщении перефразируется целостный фрагмент беседы.

Цели перефразирования:

  • показать клиенту, что консультант внимателен и пытается его понять;
  • выкристаллизовать мысль клиента;
  • проверить правильность понимания мыслей клиента.
  • 5. Позитивное перефразирование. Консультант, используя жалобу или замечания клиента, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, становится причиной положительных эмоций.
  • 6. Альтернативные формулировки. Когда клиент не в состоянии выразить, что он чувствует, можно предложить ему две- три альтернативные формулировки. Цель данного приема – не поиск правильного ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.
  • 7. Отражение чувств. Это перефразирование с ориентацией не на содержание, а на чувства. Клиенты чаще говорят о фактах, поэтому приоритет нужно отдать вопросам о чувствах (необходим баланс фактов и чувств): "А что вы почувствовали, когда...?" Отражая чувства, необходимо учитывать все эмоциональные реакции клиента. Обобщение чувств используется для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.
  • 8. Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаки эмоций в рассказе – наречия и прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, качества действия. Акцентируя, уточняя это слово, консультант может выйти на уровень чувств. Последовательное акцентирование чувств – развитие диалога в глубину.
  • 9. Использование парадоксальных вопросов. Вопрос типа: "А почему бы и не...?" – дает клиенту толчок к тому, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.
  • 10. Уточняющие и углубляющие формулировки. Сказанное клиентом углубляется и уточняется. Это уточняющие вопросы, переформулирование сказанного. Однако при этом важно не выходить за пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Цель уточнений – более полный, многогранный охват происходящего с человеком и связывание фактов с его отношениями с окружающими.

  • 11. Паузы молчания. В консультировании бывает два вида молчания:
    • содержательное молчание – обычно возникает после наполненных смыслом и эмоциями эпизодов беседы, может означать, что клиент переосмысляет ситуацию, это "молчаливое обобщение", и в этом случае паузу не следует прерывать;
    • бессодержательное молчание – связано с возникающим чувством неловкости, когда оба участника беседы не знают, что сказать – такие паузы возникают в связи с ошибками консультанта, нарушением консультативного контакта, и из них нужно выходить.
  • 12. Тон и громкость голоса. Тон должен быть доброжелательным, в то же время соответствовать тому, что говорится.
  • 13. Предоставление информации. Психолог на консультации не дает советов, однако в некоторых случаях клиент нуждается в предоставлении информации, которой он не владеет. Это может быть информация о процессе консультирования, поведении консультанта, условиях консультирования и т.п.
  • 14. Интерпретация. Интерпретация – это преобразование смысла, она помогает установить причинные связи между поведением и переживанием клиента, в результате чего клиент видит себя и свои трудности новым способом.

Типы интерпретации:

  • 1) установление связи между раздельными утверждениями, проблемами, событиями;
  • 2) акцентирование особенностей, противоречий поведения или чувств клиента;
  • 3) интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса (судя по нашей беседе, побег является для вас способом борьбы со страхом неудачи);
  • 4) увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым;
  • 5) предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
  • 15. Конфронтация. Конфронтация используется в сложных случаях для демонстрации клиенту способов психологической защиты и применима только в случае хорошего контакта и взаимного доверия.

Варианты применения конфронтации:

  • 1) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах имеет две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) но (однако)... В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия;
  • 2) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;
  • 3) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем (вы ничего не говорите о своей сексуальной жизни);
  • 16. Самораскрытие. Самораскрытие психолога в процессе консультации должно происходить строго под контролем профессиональной личностной позиции. При этом нельзя разделять собственные проблемы с клиентом.

Виды самораскрытия:

  • 1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации "здесь и теперь";
  • 2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента.
  • 17. Структурирование консультирования. Структурирование – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования, оценка их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто.

Таблица 4.3. Использование техник консультирования на разных его этапах

Основные типичные проблемы, с которыми обращаются клиенты в бизнес-организации (Истратова, Эксакусто, 2007).

1. Проблемы развития карьеры и карьерного роста.

В последнее время развивается карьерное консультирование, цель которого – помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя (но не ограничивается только ими) снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, проблемы несоответствия человека и рабочей среды, а также неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родителя, друга, гражданина).

  • 2. Проблемы адаптации к изменившимся условиям среды (в том числе смена рода деятельности, начало нового бизнеса).
  • 3. Проблемы выбора и принятия решения в различных сложных ситуациях.
  • 4. Личные проблемы, связанные с критическими или стрессовыми ситуациями в жизни клиента.
  • 5. Эмоциональные проблемы, связанные с негативными эмоциональными состояниями (стресс, депрессия, тревога и т.п.).
  • 6. Межличностные проблемы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций или других проблем межличностной коммуникации с сотрудниками, подчиненными, партнерами и т.д.

Следует отметить, что данная классификация достаточно условна, и чаще всего психолог работает на стыке комплекса проблем, так как зачастую они взаимосвязаны. Так, проблемы развития карьеры часто имеют корни в личностных или межличностных проблемах клиента.

Необходимо также помнить об ограничениях профессиональной компетентности психолога и использовать переадресовку в случае необходимости. Особенно актуальным это может быть в случае с личностными проблемами (может потребоваться переадресовка к психотерапевту, так как проблема нуждается в глубокой личностной работе) и эмоциональными проблемами (возможна переадресовка к психотерапевту или психиатру в зависимости от тяжести состояния и анамнеза).

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:

1) психопрофилактику;

2) психокоррекцию;

3) консультирование;

4) психотерапию.

Психопрофилактика - область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция - «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» 2 .

Психологическое консультирование - «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного Изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

Психотерапия - «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических» 4 . (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется).

Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).

Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо

Таблица 1-Виды психологической помощи

Вид психологической помощи Цель психологического воздействия Методы Результат
1. Психопрофилактика Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка . Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии
2, Психокоррекция Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных я культурологических требований Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист Коррекция особенностей психического: развития, которые не соответствуют норме
3. Психологическое консультирование Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованная беседа Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения "
4. Психотерапия: Гармонизация взаимоотношений клиента с самим собой и социумом
клиническая Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная; Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики
личностно-ориентированная «Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного» 5 «Изменение в отношении клиента к окружению социальному и собственной личности» 6

также для будущей успешной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем, то есть, специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной психотерапевтической лиге (ППЛ).

Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что Психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас на некоторое время отвлечётесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то возможно Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации.

Личные качества. Исследователи в. области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность» самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны, - оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение обязательное при оказании психологической помощи сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости.

Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность - это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви* Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. И это вполне справедливо. Вспомните, как именно это качество не раз, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях: «Смех одно из самых сильных орудий против всего, что отжило» (А. Герцен).

Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, ао проясняя его.

Самосознание и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия - «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле - «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но техничность, не освященная духовностью, - ничто, поскольку главный терапевтический инструмент - Вы сами, а ваш терапевтический стиль - уникальность Вас как личности.

На основании вышеизложенного мы можем констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста является вопросом, который не обсуждается. Специалист должен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, если он по сути своей не будет являться Человеком, имя которого звучит гордо.


1 | |