Программа среднего образования в китае. Современные проблемы науки и образования. Неполная средняя школа

Образование образованию рознь. Давно идущему спору в России между российскими педагогами и Министерстовом Образования о полезности проводимых образовательных реформ в наших школах не видно конца. Оказывается, не мы одни такие. Китайцы тоже не совсем довольны системой своего среднего образования. Поэтому и намеченная тенденция отправлять детей учиться «за бугор» как и в России очень популярна. Китайские школьники постоянно жалуются на жуткое количество домашнего задания, большой 压力 (стресс), нехватку свободного времени, желают избежать гаокао (高考, выпускной экзамен, аналог нашего ЕГЭ) и продолжить образование в старших классах «заморских» школ. Поспрашивав китайских школьников, а также преподавателей, я получила полную картину того, по какой системе дети обучаются в Пекине и других городах, а также по какой тенденции сейчас движется образование Китая и как много сил дети тратят, чтобы получить заветный аттестат.

Итак, не буду сразу начинать с самого страшного. Начну с того, что китайская школа делится на три ступени – начальная (小学,6 лет), средняя (初中, 6 лет) и старшая (高中, 3 года). «Первый раз в первый класс» приходится в возрасте 6 – 7 лет. Государство оплачивает только первые девять лет обучения, за последние три года родители платят из своего кошелька, хотя некоторые счастливчики из учащихся могут рассчитывать на субсидию, или стипендию.

Как мне сказал один китайский знакомый, вся жизнь китайца — вечное прохождение экзаменов, а начинаются они именно в школе. Одно из самых серьезных испытаний сваливается на голову ничего не подозревающего учащегося начальной школы по завершении шестого класса. И тут начинается… начинается поиск путей попасть в среднюю школу, и обязательно хорошую или самую лучшую! Не зря же шесть лет в начальной школе слушали учителя и беспрекословно выполняли его задания!

Надо уточнить, что китайские начальная, средняя и старшая школы не являются одной школой, как в России. Они носят разные названия и являются разными учебными заведениями. Хотя некоторые школы включают в себя все три ступени.

Так вот, гонка родителей (прежде всего) начинается именно по окончании начальной школы. Они «дежурят» у дверей желаемой для своего чада средней школы, «ловят» уже поступивших, в ней учащихся, и «допрашивают» на предмет «как тот в нее поступил» и «содержание экзамена на поступление». Экзамен на поступление. Мне пояснили, что он тайный. Это и есть один из способов поступления в школу. Тайный, потому что к нему невозможно подготовиться заранее, ибо неизвестен контент. Экзамен может принимать разные формы – может быть в форме теста, а может быть и в форме собеседования. Если в форме теста, то это обычно математика, задания даются уровнем выше, чем изучалось прежде, поэтому деньги на репетитора надо готовить заранее.

Следующий путь к желанной школе – так называемый 推优, или рекомендация к поступлению. Рекомендуют преподаватели, выбирает компьютер. О великий лототрон удачи! Только один из десяти абитуриентов может быть зачислен в школу таким образом. Лазейки тоже есть, но это для тех, кто не скупится – все-таки будущее детей, разве можно доверить бездушной машине! Итак, далее – связи родителей. Здесь все понятно. Еще один из способов попасть в заветную школу – автоматическое зачисление по причине близкого нахождения от дома, 直升. Чтобы быть зачисленным, нужно иметь квартиру рядом со школой, и проживать в ней более трех лет. Родители, участвующие в «гонке», покупают квартиры близ престижной школы задолго до рождения ребенка, заботясь о его будущем. Такая квартира называется 学区房. Ну и самый последний способ продолжить образование – а каждый выпускник начальной школы обязан продолжить образование в средней школе – 派位, то есть определение ученика в любую школу, где есть место, обычно далеко не самую лучшую по системе «О всемогущий компьютер, реши мою судьбу». Strange but true.

Итак, нашли путь поступить в хорошую школу, но это совсем не означает, что можно расслабиться и ни о чем уже не думать (до университета). Средняя, и дальше – старшая школы предполагают почти круглосуточное учение, кучу «домашки» и минимум свободного времени, так как помимо «домашки» и уроков, дети посещают кружки по интересам *родителей*, к примеру, учат английский с иностранными преподавателями, или танцами занимаются, или спортом, или еще чем-нибудь, призванным сделать из ребенка высоко организованную, конкурентноспособную личность, так как речь идет о Китае – стране, где выживает сильнейший в силу большого количества народу, в нем проживающего. Родители это понимают.

Расписание в обычной рядовой школе носит «спартанский» характер — в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a. тест. Это я пишу о последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу. Большой недостаток таких тестов, по словам одного из школьников, которого я интервьюировала, состоит в том, что на самом деле выполняя тесты «на автомате», студент использует логику, а не реально полученные знания. «Зубрежка» чистой воды. Здоровым интересом к учебе здесь почти не пахнет. Однако ж ученики поддерживают в себе энтузиазм к учебе, подогреваемый преподавателями, и относятся ко всему оптимистично. По словам одной из школьниц (Средняя экспериментальная школа Шанди, Shang Di Experimental Middle School, Part of 101 School, Пекин), дружба между одноклассниками крепнет по мере увеличения экзаменов и домашнего задания. «Вместе воюем на экзаменах!» можно считать девизом учащихся старшей школы, ведь именно здесь рождается самая крепкая дружба, которая не ослабевает и после окончания школы.

Занятия в школе начинаются около 8 утра, в разных школах по-разному: где-то в 7:30, где-то в 8:30. Каждый урок длится 40 минут, между уроками перемена, а после второго урока – большой перерыв для занятий физкультурой. Уроки физкультуры проводятся каждый день. И это вполне объяснимо, ибо при большой умственной нагрузке просто необходимы занятия спортом. Правда не во всех школах имеется такая политика, некоторые школы не включают спорт в школьную систему. После уроков физкультуры уже изрядно голодные дети бегут в столовую, чтоб провести 5- 10 минут за «уплетанием» обеда, и быстро в классы. Далее следует «полуденный сон», где ученики, сложив руки и «удобно» улегшись на парту, должны притворяться, будто спят. Такой «сон» длится час до 1:20. «Засыпают» по звонку и «просыпаются» по звонку. По поводу внешности тоже введены достаточно строгие правила, которых все придерживаются: короткие, либо собранные в конский хвост волосы и единая для всех учеников школьная форма, обычно представляет собой спортивный костюм. У каждой школы цвета формы разные.

Каждое утро назначается ответственный за поднятие государственного флага, как акт патриотизма, что очень даже похвально. И еще школьники пишут сочинения на ныне популярную тему «中国梦» («китайская мечта», аналог «американской мечты», китайская версия). Выходные проводят за выполнением домашней работы. Каникулы летом и зимой. Летние – с середины или начала июля и до конца августа, а зимние – с середины января до середины февраля. И каждые каникулы школьники «купаются» в море домашней работы. Некоторых школьников заботливые родители умудряются отправить за границу на учебу недели на две – подтянуть английский, или же проводят время в путешествии по Китаю, что тоже неплохо, но непродолжительно – нужно же еще вернуться и успеть сделать домашнюю работу!

Немного по-другому дела обстоят в старших классах. К примеру, в Школе иностранных языков р-на Хайдянь (Hai Dian Foreign Languages School, 海淀外国语学校, Пекин). Чтобы попасть в старшую школу, также нужно пройти экзаменационное испытание, но оно более демократичное и открытое, по сравнению с поступлением в среднюю школу. Никакой тайны из экзамена не делают, что в определенной степени уменьшает стресс как для школьников, так и для родителей. Эта школа считается одной из модных, потому что разделена на два департамента – департамент «гаокао» и иностранный департамент. Вообще, в связи с не спадающим интересом китайцев к иностранным языкам, международных департаментов в школах все больше и больше. Еще в 2010 г. всего в 10 школах существовало такое разделение. Немного подробнее об отличиях. В департаменте «гаокао» школьники учатся по известному режиму, то есть ведется подготовка к самому главному в 12-летнем школьном образовании экзамену, открывающий путь к вузам и дверь в будущее. Гаокао сдается по всем предметам в конце двенадцатого (а в некоторых школах одиннадцатого) класса. И его боятся все – родители, ученики и даже преподаватели. Баллы за каждый предмет варьируются в зависимости от его значимости. К примеру, в текущем году проходной балл за экзамен по китайскому языку равен 180, в прошлом году он составлял только 150. А вот на английский, наоборот, был снижен со 150 до 120. Утешительного, впрочем, немного. Экзамены все равно придется сдавать. И школьники, обучающиеся на данном отделении, «зубрят», готовятся к тестам. Кстати сказать, начиная со старших классов идет распределение учеников на «гуманитариев» (文科) и «технарей» (理科), с соответствующим набором предметов.

Совсем по-иному обстоит дело в иностранном департаменте. Студентов не готовят к гаокао. Предполагается, что 11-й класс дети закончат в американской школе, и дальше поступят в один из вузов Америки, это сейчас так модно в Китае – избегать «нервотрепки» с «отупляющими» тестами и поехать получать «реальное» образование за границу. Возможно, оно и правильно, если родительские средства позволяют. У соседа трава всегда зеленее. Школьники избегают гаокао, но TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и SAT (Scholastic Assessment Test a.k.a. Академический Оценочный Тест) от них никуда не денутся. Это нужно для стажировки в американской школе. «Жизнь постоянно устраивает экзамены, отвлекая от процесса ее улучшения»… Большинство предметов ведется на английском иностранными преподавателями. Прежде всего изучается английский язык, идет штудирование – подготовка к TOEFL, зубрятся новые слова и выражения. Некоторые предметы ведутся на китайском – математика, биология, физика, химия — ради очередного экзамена от городского департамента образования, называемый 会考, или Certification of High School, его сдают все, независимо от отделения, на котором учится школьник. Приятное в обучении на иностранном отделение имеется – задания, даваемые учителями – иностранцами, гораздо более творческие и интересные: студенты работают в группах, делают и защищают проекты, проводят время за поиском информации для доклада и тд. И учеников в классе меньше – не 40, как в общеобразовательной школе, а всего 25 – 27, как в обычной западной школе. Школа одна, а подход разный.

Теперь нужно написать немного о том, как ученики живут в пришкольном интернате. Очень многие школы имеют ученические общежития. В некоторых школах дети живут в интернате в силу отдаленности школы от дома, а в некоторых школах это включено в одно из правил. В разных школьных интернатах разное количество учеников на комнату – от 6 до 8, а может даже и больше. В Школе иностранных языков р-на Хайдиен, Пекин, на комнату из 6 человек приходятся душ и туалет. В некоторых интернатах душ и туалет на этаж. Встают по звонку в 6:30, в комнату возвращаются около 10 часов вечера, после трех – четырех часов самоподготовки и повторения в классе по окончании уроков. Трехразовое питание в школьной столовой также включено. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие. Ах, да, не забывая при этом носить форму школы. И поднимать флаг.

В провинциях школьная система та же – в то же время начинаются уроки, те же предметы. Отличия, пожалуй, только в возможностях. В провинциях не так много дополнительных секций, куда можно отдать ребенка, к примеру, изучение языков, музыки и т.д., поэтому кроме учебы – только учеба, в отличие от столичных пижонов. В Пекине, да и в других крупных городах Китая, домашнего задания стараются давать чуточку меньше, особенно в начальных классах, чтобы у детей было больше свободного времени на посещение кружков по интересам. К тому же, существует некое неравенство среди поступающих в вузы – пекинец с результатом в 500 баллов по гаокао имеет возможность поступить в неплохой столичный вуз, в то время как выпускник школы из пров. Шаньдун, набрав те же 500 баллов, может рассчитывать только на техникум в Пекине. География имеет место.

Преподаватели в школах также очень заняты работой. По словам одной из преподавательниц Средней экспериментальной школы Шанди (Shangdi Experimental Middle School, Пекин), основное испытание для учителя – найти ко всем ученикам соответствующий подход и оценить, исходя из их индивидуальных особенностей, так как учеников в классе очень много, иногда количество доходит до 48 – 50, индивидуально отнестись к каждому не всегда получается. На долю учителей выпадает очень много работы – проверять огромное количество «домашки» и экзаменационных листов с тестами, проходить курсы повышения квалификации, заниматься научной работой, встречаться с родителями учеников и т.д. А уж если учителя поставили классным руководителем, то на бедного сваливается все это в двойном объеме. Поэтому преподаватели каждый день задерживаются в школе еще на часа 2 – 3 – работа занимает у них много свободного времени. Но не стоит их жалеть раньше времени, у них же есть зимние и летние каникулы, которыми они компенсируют недостаток свободного времени в рабочие дни.

Итак, вот откуда «растут ноги» у распространенного суждения о китайцах, что они самостоятельно мыслить не умеют и совершенно неспособны подойти творчески к делу, — из системы школьного образования, китайцы и сами понимают. Постоянные тесты, тесты, тесты, лишающие ученика самостоятельно решить вопрос, а не выбрать из 4 вариантов правильный ответ. Однако ж этому «баяну» еще недолго существовать. Уже сейчас намечены позитивные сдвиги в школьном образовании, которые отмечают и преподаватели, и сами ученики. Во-первых, слегка сбавили нагрузку с домашним заданием, его стало чуть меньше. Во-вторых, ввиду уменьшения домашней работы, ребенка поощряют на то, чтобы тот посещал кружки, развивающие таланты и способности, как то: танцы, рисование, пение, музыка, изучение иностранных языков и другие, насколько позволит фантазия и кошелек родителей. В-третьих, возвращаясь к тестовой системе, позитивного и здесь можно найти: благодаря тестам, у учеников отлично развита логика, к тому же тестовая система очень удобна для преподавателей во время контроля уровня знаний. Все-таки не забываем, 40 – 50 человек в классе, а время урока всего 40 минут. В-четвертых, китайцы активно перенимают положительный зарубежный опыт. Как уже говорилось ранее, вводят систему двух отделений в старшей школе. На иностранном отделении уроки ведут иностранные преподаватели, которые делают акцент на командную работу учеников, развивают их творческие навыки, навыки работы в коллективе, а также способность не просто копировать материал, а самостоятельно проводить исследование. Ученики на уроке говорят, а не просто слушают, выражают свои мысли и мнения. В-пятых, в связи с политикой сокращения рождаемости, учеников с каждым годом все меньше, а значит, легче для преподавателя найти к каждому ученику индивидуальный подход, фокусироваться на учениках, а не на книгах и заданиях. Ученики также выражают надежду, что система экзаменов, особенно для поступления в среднюю школу, будет более демократичной и открытой, а система оценивания – более справедливой.

Все эти улучшения, однако, не призваны к «расхолаживанию» учащихся. Наоборот, в связи с наметившимися положительными изменениями, у учеников появится больше возможностей для самореализации. Трудиться все равно придется, ибо «рыбку без труда не выловишь». Пожелаем им удачи в этом благородном деле, и дальнейших успехов!

Введение

Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование.

Система образования в каждой стране развивалась по-разному. Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время произошло в странах Азии.

Западную Европу уже охватил "восточный" бум - молодежь учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай - наш сосед, и его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков -становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн").

Особенности системы высшего образования Китая

Система высшего образования в Китае включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Большая часть университетов и колледжей действует под контролем Министерства образования страны - независимая организация, главная задача которой - организация и проведение первого цикла оценки на основе руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений. В настоящее время создано более 20 подобных агентств провинциального (регионального) уровня.

По результатам анализа системы высшего образования КНР можно сделать вывод, что это тщательно контролируемая и активно поддерживаемая государством стратегическая отрасль, получившая динамичное развитие в последние десятилетия реформ в республике. Хотя остаются ВУЗы, управляемые органами власти провинций и городов.

Интересно заметить, что в Китае университеты объединяются путем так называемого «слияния». Так Пекинский университет был слит с медицинским (Пекинская медицинская академия). Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системы образования, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса.

ВУЗы страны обеспечивают три уровня высшего образования:

Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра.

Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Magister).

Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора. Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта.

Поступление в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.д. Платное образование преобладает, но на «платные места» абитуриенты поступают на общих основаниях. Иногда за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Тем не менее, у наиболее одаренных студентов остается возможность получить высшее образование бесплатно.

Интересно, что в зависимости от результатов, полученных на едином выпускном школьном экзамене (что-то вроде нашего ЕГЭ, который проводится в КНР одновременно по всей стране в мае), абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, который по категории в иерархии вузов соответствует набранным баллам, т.е. «высшей категории» или «категории провинциального уровня», «городского уровня» и т.д.

Учебный год к университетах Китая разделен на 2 семестра - осенний и весенний. Осенний начинается в сентябре, весенний - в марте. Летние каникулы июль и август, зимние - в период китайского Нового Года (конец января - февраль). Регистрация кандидатов на учебный год проходит с февраля по июнь.

Система высшего образования Китая уже сегодня может похвастаться международным авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов работает в Силиконовой долине, Уолл-стрит, преподает в университетах мирового класса. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими.

Уже многие десятилетия развития системы высшего образования КНР проявляется ее главная особенность - серьезное преобладание в вузовских программах естественно-технических и прикладных дисциплин, порядка 60% (к примеру, в США данный показатель равен 14%, в Японии - 26%). Таким образом, если сравнить Китай с развитыми странами, то гуманитарии составляют относительно малую часть студенчества, за исключением, возможно, социологов. Данный факт можно объяснить в основном потребностями экономики.

Отличием также можно назвать и тот факт, что практически во всех университетах страны готовят специалистов по сельскому хозяйству (около 10% студентов). Не случайно весь мир говорит об успехах китайской аграрной науки.

Высокий уровень образования в ведущих ВУЗ-ах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS 8 сентября 2010 г. опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую 50-ку попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский университет занял 94-е место. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

китай образование оценивание аспирантура

Основы современной китайской образовательной системы были заложены в первые годы правления коммунистической партии. Благодаря этой системе, за несколько десятилетий властям удалось полностью искоренить безграмотность (до 1949 года читать и писать умели всего 20% китайцев) и ввести обязательное начальное и среднее образование. Несмотря на то, что многие западные педагоги часто критикуют китайские образовательные принципы, сами жители Поднебесной считают эту систему весьма эффективной и отлаженной.

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

  • Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни.
  • Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали.

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами. Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности. Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Система дошкольного образования в Китае

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:

  • Частные. Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством.
  • Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков. Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.

Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Школьное образование

В Китае школьное обучение продолжается 12 лет и делится на три этапа:

  • Начальный (6 лет). При поступлении в школу каждый ребёнок обязан сдать несколько тестов. Содержание вступительного экзамена хранится в тайне. Родители и дети даже не могут знать, в какой именно форме будут проходить вступительные испытания. Каждый китайский родитель считает необходимым приложить все усилия для того, чтобы его ребёнок попал в лучшую школу города. На данном этапе дети получают базовые знания о мире и обществе. Тогда же они впервые пробуют себя в качестве работников. Школьное образование предполагает прохождение детьми производственной практики на предприятиях или фермах.
  • Средний (3 года). На данной ступени дети проходят углублённые программы по точным наукам, знакомятся с информатикой, изучают иностранные языки, узнают больше о политике и государственном устройстве родной страны. После окончания обязательного девятилетнего обучения школьник может не переходить в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище.
  • Старший (3 года). В отличие от первых двух этапов, обучение в старших классах платное. На эту ступень обучения переходят только те дети, которые желают поступить в ВУЗ. Перед началом учебного года школьнику предстоит выбрать профильное направление — профессионально-техническое или академическое — и сдать соответствующие тесты.

В Китае очень ценится образование и карьера. Даже младшеклассники осознают всю важность учёбы и стараются заниматься как можно прилежнее. Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы.

Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие.

В течение года школьники и студенты уходят на каникулы дважды:

  • Летние каникулы продолжаются с начала июля по сентябрь;
  • Новогодние каникулы начинаются в середине января и заканчиваются в середине февраля.

Во время каникул дети продолжают учиться. К началу нового семестра им нужно будет представить учителям готовые домашние задания. Кроме того, многих школьников на время каникул родители отправляют заграницу, чтобы подтянуть иностранный язык или на дополнительные образовательные курсы.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале. Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
  • Докторантура (2-4 года).

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

Сегодня, глядя на успешную экономическую политику Поднебесной, трудно поверить в то, что до середины 20-го столетия более 80% ее населения было неграмотным.

Похожа китайская образовательная система на нашу и включает в себя такие ступени:

Сейчас последние две ступени действуют вместе, поочередно, с длительностью обучения 5 и 4, 6 и 3 или 9 лет. Вторая пользуется большей популярностью, то есть в начальной школе обучение длится 6 лет, а в неполной средней — 3 года.

  • Полная средняя школа — для подростков от 15 лет, где они пробудут 3 года.
  • Аспирантура.

Вместо средней школы система образования в Китае предусматривает и возможность для некоторых детей пойти в средние профессиональные училища. Они бывают 2 видов:

  • для тех, кто прошел неполную среднюю школу, то есть подростки в возрасте 15-16 лет. Обучение составит 4 (иногда 3) года;
  • для, тех, у кого за плечами полная школа, а это люди в возрасте до 22 лет. Им предстоит грызть гранит науки еще 2 года.

В Китае на бакалавриате университеты обучают людей в течение 4-5 лет.

Если речь о медицинском образовании в Китае, срок вырастает до 7-8 лет. Аспирантура здесь немного различна с нашей и готовит:

  • магистров (2-3 года);
  • докторов наук (3 года).

Возраст первых не может превышать отметку 40 лет, а вторых — 45.

Дошкольное образование

Детские сады Китая делятся на:

  • государственные;
  • частные.

Отдают туда детей в возрасте от 3 до 6 лет. Дошкольное китайское образование своей целью имеет подготовку малыша к обучению в школе, гармоничному освоению школьной программы. Обычно в одном детском садике учатся порядка 270 детей, по 26 человек в каждой группе. При этом 5% ребятишек остаются здесь и на всю ночь (кроме среды и субботы), остальных родители забирают в 18-00 домой, чтобы привести обратно к 8-00 утра. На одну группу учащихся припадает по 2 дипломированных воспитателя и 1 помощнику.

Среднее образование в стране

Система школьного образования в Китае платная и рассчитана на 9 лет. Ее целью является создание рабочего человека или его подготовка для поступления в вузы. Начальная школа на протяжении 6 лет детей обучает китайской грамоте, базовым знаниям о природе и обществе, много внимания уделяется физической культуре и патриотическому воспитанию. С 3 класса, помимо математики, китайского, этики, музыки и физкультуры, малыши начинают изучать иностранный язык. А уже с 4-го класса они каждый год по 2 недели работают на ферме и в мастерских, и раз в неделю осуществляют общественную деятельность.

Средняя школа в Китае — это 6-7 уроков ежедневно по будням. Жесткая дисциплина предполагает исключение ученика из-за пропуска 12 занятий без уважительной причины. За каждым учебным классом закреплен свой кабинет.

По окончанию седьмого класса ученики сдают в Китае экзамены, от результатов которых зависит поступление в школу высшей степени, а вслед за ней и в институт. Есть у этой страны знакомый нам ЕГЭ, по результатам которого лучшие ученики зачисляются в вузы. Его проводят в мае.

Для получения аттестата о среднем образовании в Китае необходимо также сдать экзамены по физике, языкам, биологии, математике, политологии и истории, информатике и химии.

Что касается ПТУ, то они рассчитаны на обучение в Китае кадров в области медицины, правовых наук, сельского хозяйства. Есть и особые технические учебные заведения, в которых готовят будущих работников текстильной, фармацевтической, сталелитейной и топливной промышленности. Наименее престижным считается сельскохозяйственное профессиональное образование в Китае, поэтому там учатся не 4 года, а 3.

Для иностранных учеников предусмотрен шанс получить знания в школах-пансионах частного характера, после выпуска из которых человеку будет вручен диплом о среднем образовании. Такой документ обычно двойного образца: китайского, и, например, английского. В эти пансионы принимают детей, достигших 9 лет. Соответственно, возможно обучение в Китае для россиян и представителей других национальностей.

В Инине есть и единственная русская школа в Китае. Она представляет собой начальную ступень образования, не имеет общежития, поэтому сюда принимают только детей из этого города. Здесь уроки ведутся как на китайском, так и на русском. Они состоят из математики, физкультуры, языковой грамоты и музыки.

Образование детей на каникулах

Каникулы у детей летом (с середины июля до конца августа) и зимой (с января до середины февраля), то есть дважды в год. Здесь, в отличие от России, дети занимаются все каникулы домашней работой, а некоторые из них еще и отправляются родителями на 2 недели за границу для посещения дополнительных образовательных курсов, например, для подтягивания английского языка.

Система высшего образования Китая

В Поднебесной более сотни государственных институтов и академий. Многие из них представляют собой целые студенческие городки. Выпускаясь, большинство людей сразу получает работу по распределению.

Что касается получения высшего образования в Китае иностранцами, то и это возможно. Вам понадобятся нотариально заверенные переводы, а также копии ранее полученных документов об образовании. Некоторые китайские вузы не требуют заверения у нотариуса, ограничиваясь подписью проректора по международным связям на материалах и проставлением гербовой печати.

Нострификация российских и китайских дипломов (то есть процедура признания иностранных дипломов эквивалентными) происходит чаще всего автоматически на основании Соглашения 1995 г. между государствами о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней. Говорит это о том, что граждане одной из стран получив образование в ней, могут продолжить его или приступить к работе по своей специальности в другой.

Для представителей других государств, с которыми аналогичные соглашения не подписаны, потребуется легализация документов. Она осуществляется в экстерриториальных представительствах государства выдачи, в МИДе или Министерстве юстиции.

Образование для русских

В стране функционирует более полутысячи вузов, которым предоставлены полномочия принимать на учебу иностранных студентов, в том числе из РФ. Большинство таких заведений предлагают обучение по 12 базовым специальностям:

  • агрономия,
  • военное дело,
  • естественные науки,
  • инженерия,
  • история,
  • математика,
  • медицина,
  • менеджмент,
  • педагогика,
  • философия,
  • экономика,
  • юриспруденция.

Именно юридическое образование в Китае пользуется наибольшим спросом. Основных языков обучения два: государственный и английский.

Такие вузы располагают центрами языковой подготовки для студентов из других стран. При этом степень знания китайского не имеет значения. За 1-2 года, овладев языком в достаточной мере, иностранные ученики допускаются к освоению дисциплин по желаемой специальности. Образование в Китае на английском также может иметь место.

Если студент хорошо успевает по учебе, то ему разрешается взять дополнительно изучение второй, отличной от базовой специальности. В таком случаем в его дипломе будут указаны набранные баллы по обеим.

Послевузовское образование

Аспирантура здесь двухуровневая. Чтобы начать получать магистерскую степень студенту необходимо иметь законченное образование бакалавра. Докторантура берет учащихся прошедших магистратуру. Обучение в ней проходит как на платной, так и на грантовой основе. Для поступления сюда иностранцу нужно владеть государственным языком минимум на 4 уровне квалификационного экзамена. Можно выбрать и обучение на английском, но стоимость обучения в Китае по данной программе значительно больше.

Программа обучения состоят из прослушивания лекции, сдачи экзаменов, выступления на семинарах и подготовки диссертационного исследования. Такая работа будет подвержена проверке системой поиска плагиата, допускается наличие 15% заимствованной информации.

О бесплатном образовании в Китае

Система высшего образования в Китае допускает и образование на основе бесплатной. Чтобы попасть на это обучение в учебное заведение Китая студенту необходимо выиграть специальный грант (полный или с частичной оплатой) на подготовку магистра, бакалавра или доктора, либо грант для студента, изучающего китайский как специальность.

Если человек, претендующий на получение бесплатного образования, в совершенстве знает государственный язык, то он может пытаться достичь стипендии HSK.

Есть также грант «Великая стена», программы коротких языковых курсов для учителей китайского, мэрские и другие стипендии.

Русскому доступно бесплатное обучение в Китае по стипендии правительства КНР для аккредитованных заведений и стипендии университета.

Для получения стипендии от института Конфуция вам надо показать высокие результаты по изучению китайского и культуры в любом из таких институтов. В РФ их насчитывается порядка 20, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Иркутске и Казани.

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций


Аннотация
Статья посвящена особенностям школьного образования в Китае. « Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» именно такую фразу можно услышать от китайского старшеклассника и она полностью отражает действительность. Чтобы чего-то добиться в стране с населением более одного миллиарда, необходимо много вложить в ребенка на этапе школьного образования. Вся система образования в Китае нацелена на достижение высокого результата.

SPECIFICS OF SCHOOLING IN CHINA

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department


Abstract
The article is devoted to the specifics of schooling in China. "We are learning while we are alive. And we will learn until we won’t die" it is a phrase which you can hear from the Chinese high school student, and it fully reflects the reality. If you need to achieve something in a country with a population of over one billion, it is necessary to put a lot into the child on the school stage. The whole system of education in China aims at achieving a good result.

За многовековую историю у китайцев сложилось особое отношение к просвещенным людям и образованию в целом. Просвещение играло значимую роль, как в развитии самого Китая, так и других цивилизаций. День учителя в Китае стал первым праздником отдельно взятой профессии и, наверное, неслучайно его стали праздновать в день рождения Конфуция.

Многомиллионное население Китая требует разнообразной и развитой системы образования, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход. Особое внимание в этом аспекте уделяется школам. В 2008 году вышел закон, по которому школьное образование стало бесплатным и обязательным для всех (первые 9 лет обучения).

Обучение в китайских школах имеет, как и свои плюсы, так и минусы.

Дети в Китае идут в школу, как и в России в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три ступени: начальная школа (период обучения в которой длится 6 лет), средняя школа (дети обучаются здесь также 6 лет) и старшая школа (обучение проходит 3 года). Первые девять лет обучения в школе являются бесплатными, за обучение в старшей школе платят родители, но при этом одаренные дети могут получать стипендию. Очень редко, когда китайская школа совмещает в себе все три ступени сразу, чаще всего это три разные школы, имеющие разные названия. Территория китайских школ огромна, состоит из комплекса зданий и представляет собой мини-городок. Это позволяет вмещать ей около 4 тысяч учеников, а в одном классе количество учеников иногда достигает 90 человек. Таким образом, очень сложно донести информацию до всех студентов, теряется индивидуальный подход, в основном все задания выполняются хором.

На территории каждой школы установлен флаг КНР, и каждый понедельник дети выстраиваются на линейку и участвуют в церемонии поднятия флага под звуки государственного гимна, а чтобы участвовали действительно все ученики, самых маленьких ставят на табуретки. Каждый день определяют, кто будет ответственным за поднятие флага. Таким образом, развивают у детей чувство патриотизма. Уже в начальной школе ученики искренне начинают любить партию за ее прошлые и настоящие заслуги и даже знают некоторые идеологические текст наизусть.

Занятия в школе начинаются в 7-8 утра и продолжаются до 4.30 часов, таким образом, дети проводят в школе около 9 часов. С 11.30 до 14.00 дети отдыхают, обедают и спят. Считается, что при такой нагрузке сон очень полезен. День построен таким образом, что сначала идут более сложные предметы, а после сна дети изучают более легкие дисциплины. Каникулы в школах проходят два раза в год: летом и зимой, но даже во время каникул студенты не отдыхают, родители водят их по разным кружкам или отправляют заграницу подтянуть язык.

Дисциплина в китайских школах не менее жесткая. Уважение к учителю и к старшим начинают прививать детям с первого класса. Ученики здороваются и прощаются с учителем стоя. Все действия ученики совершают только с разрешения учителя, в туалет выходить во время урока нельзя, а если ученику не интересен урок, обычно никто на это не обращает внимание. В некоторых школах учителя все еще могут бить детей по рукам за то, что они играют на занятии или разговаривают, поэтому в классе обычно стоит тишина. Кроме всего прочего, ученика, пропустившего больше 12 уроков, ждет отчисление. Такая дисциплина помогает школьникам в будущем на работе. Работа в китайских компаниях предполагает строгую иерархию: главное лишний раз не высовываться, беспрекословно слушаться старших (а старшие по возрасту в компании чаще всего являются и старшими по чину), а благодаря привитым со школы принципам у китайцев это получается блестяще.

У китайских детей особая школьная форма – они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, независимо от того есть ли урок физкультуры в этот день.

Большое внимание в начальных школах уделяется китайскому языку и математике. Это не случайно, считается, что китайский язык помогает развивать математический склад ума, а математика в свою очередь развивает логику. Также в начальной школе изучают естествознание, физкультуру, музыку, историю, географию, ИЗО, а в некоторых школах еще и добавляется такой предмет как нормы этики и морали (труды Конфуция детям начинают читать еще в садике). Дети в обязательном порядке посещают семинары, где освещаются вопросы политинформации. На уроках детей знакомят и с русскими писателями советского периода, а также очень много читают про Ленина.

После начальной школы, ученики обязаны пойти в среднюю школу, проучиться там 3 года и на этом обязательное школьное образование заканчивается.

Не самый приятный момент в школьном обучении – постоянное прохождение экзаменов. Первые экзамены ребенок сдает по окончанию начальной школы. Каждый родитель хочет отдать своего ребенка в лучшую школу и чем выше уровень школы, тем сложнее экзамены придется сдать студентам. Что интересно, чаще всего экзамены проходят в тайной форме – никто не знает содержание экзамена, и в какой форме он будет проходить, поэтому родители дежурят около школ и расспрашивают тех счастливчиков, кто уже поступил. Но если ребенок сдал успешно тест, это еще не значит, что двери нужной школы для него открыты. Следующим шагом является сбор рекомендаций от прежних учителей, но и это еще не все. Зачисление в престижную китайскую школу, это в какой-то степени лотерея, т.к. окончательное решение принимается компьютером. Еще один способ попасть в престижную школу – по прописке, но одно из обязательных условий – нужно проживать в такой квартире не менее трех лет. В Пекине особенно прослеживается эта тенденция. Экзамены для поступления в старшую школу более демократичные: студенты заранее знают, в какой форме и по какому предметы будет тест.

После поступления тесты и экзамены в жизни ребенка не заканчиваются. Каждый день на последнем уроке проводится тест. Огромное количество тестов в школе развивает логику у студентов, но совсем не отражает реальные знания.

Дисциплины, которые ученики изучают в средней школе, ничем не отличаются от дисциплин в начальной школе. В средней школе ребята учатся « круглосуточно»: она предполагает помимо уроков до 4.30, очень много домашнего задания по всем предметам, дополнительные кружки, репетиторов и совсем мало свободного времени.

В возрасте 16 лет, если студенты решают продолжить обучение, они поступают в старшую школу, где программа делится на два профиля: академический (главный упор делается на подготовку поступления в ВУЗ) и профессионально-технический профиль (по окончанию студенты могут работать по техническим специальностям или в сельском хозяйстве). Кроме того, есть школы, в которых деление происходит по другому принципу: в одном департаменте готовят к сдаче китайского экзамена «гаокао» (что-то наподобие нашего ЕГЭ), в другом к поступлению в иностранные вузы. Школ с таким профильным делением в последнее время все больше, так как многие родители, считая китайское образование не самым лучшим, стараются отправить учиться своих детей заграницу, а некоторые просто таким способом обходят сдачу «гаокао». «Гаокао» сдается в конце 12 класса по всем предметам и его боятся даже преподаватели. Учась в иностранном департаменте, студенты не сдают «гаокао», они учатся в 12 классе в американской школе и готовятся к поступлению в американский вуз. Но и там есть свои экзамены, такие как TOEFL или SAT. Предметы в иностранном департаменте ведутся на английском языке, и процесс обучения проходит в более интересной и креативной форме. Преподаватели иностранцы, привыкшие к другой системе обучения, ведут урок более творчески: студенты готовят презентации и доклады, ведут обсуждения в группах. Но независимо от того какой департамент выбрал студент, ему все равно придется сдавать экзамен городского департамента.

При поступлении в ВУЗ большое значение отдается тому, откуда человек родом. Например, пекинец, получивший 500 балов за «гаокао» может поступить в очень хороший университет Пекина, а ученика из небольшой провинции с таким же количеством баллов будут ждать только в пекинском техникуме.

Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики. Детей со школы учат уважать старших (не только по возрасту, но и по занимаемому положению) и беспрекословно выполнять все указания. Большая нагрузка, кружки, репетиторы, много домашнего задания в свою очередь тоже учат тому, что чтобы чего-то добиться, надо немало потрудиться, а в стране, где население даже не несколько миллионов, а уже перешло отметку один миллиард, это немаловажно. Уже в школе родители готовят из своего чада конкурентоспособную личность, ведь в такой стране как Китай « выживает» сильнейший. И что самое важное – со школы прививают детям любовь к партии, к Родине и политическому курсу.