Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения

Семинар для педагогов и психологов Красноуфимского района

Психолого – педагогическое сопровождение детей инвалидов в ОУ

Тема выступления:

Психолого – педагогическое сопровождение детей в ОУ с нарушением зрения.

1 Классификация слепых и слабовидящих

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

3 Дети с проблемами зрения имеют нарушения речи . Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Особенности поведения

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследст вие этого движения слепых скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. Существуют проблемы коммуникации.

5 Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми

Рассмотрим особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников. Лучше, если с такими детьми еще будет заниматься логопед. В работе необходимо учитывать следующее:

1. В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

2. Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося на преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

Дети порой бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым или слабовидящим ребенком. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

3. Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.

Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

4. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс. Обязательно использовать физминутки.

5. Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

6. Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

7. Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

8. Учитывая, что многие объекты слепые и слабовидящие дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им, необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд детей.

9. Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слепые и слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т.п.

Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны одноклассников. При этом он должен соблюдать те же нормы и правила поведения, что и остальные дети. Однако его следует поощрять при успешном следовании этим правилам.

10. Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

11. Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

12.Д ети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слепых и слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

13. Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.

1.6 Качества, необходимые педагогу в работе со слепыми детьми

Помимо образованности в работе со слепыми детьми педагогу необходимы следующие качества:

Любовь к детям, заботливость, готовность выполнять материнские обязанности (оказывать непосредственную по мощь в самообслуживании и пространственной ориентировке);

Наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.;

Высокий уровень культуры речи (содержательность, пра вильность и образность речи, простота изложения, эмоциональ ность) ;

Организаторские способности (подготовка к каждому ме роприятию, рациональная расстановка исполнителей);

Коммуникативные способности (умение добиться взаимо понимания с учащимися);

Развитость педагогического внимания (умение ориенти роваться в различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмо ции) ;

Педагогический энтузиазм (инициативность, готовность вы полнять любую работу вместе с детьми).


В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С треть­его месяца жизни это самый важный сенсорный ка­нал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зритель­ной. Звуки не формируют целостного образа и не мо­гут быть восприняты вторично. Возникают сложнос­ти в установлении контактов даже с близкими взрос­лыми. Отсутствие зрительного контакта восприни­мается ими как отсутствие интереса. Родителям нуж­но научиться слышать слабовидящего ребенка и об­щаться с ним.

Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличает­ся от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области дет­ского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каж­дом ребенке.

Первым этапом в организации комплексного со­провождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психо­лого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Следует отметить, что если раньше основной зада­чей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и на­правление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются ос­новой для обеспечения квалифицированной психоло­го-педагогической и медико-социальной помощи де­тям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность полу­чения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее - ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплекс­ному психолого-педагогическому сопровождению на­чинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, мо­жет достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, про­филактическая и коррекционно-педагогическая по­мощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная по­мощь может изменить судьбу ребенка даже при серь­езных врожденных нарушениях психофизического развития.

Понимая, насколько каждый ребенок исключите­лен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные пла­ны развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможнос­тей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк).

Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивает­ся системой профессиональной деятельности «коман­ды» специалистов, направленной на создание психо­лого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается поло­жительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновре­менно участвуют специалисты разных профилей: учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является раз­работанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различ­ные специалисты.

В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может высту­пать педагог-психолог, так как патология зрения явля­ется причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Первоочередными задачами, стоящими перед кол­лективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.

Важно организовать совместную игру детей. Ро­весник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали от­носиться к ребенку с нарушениями зрения как равно­му, только нуждающемуся в помощи. Они могут помо­гать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зда­нию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.

Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музы­кальные занятия не направлены на решение конкрет­ных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживаю­щие в ребенке его естественную способность к творче­ству. Такими условиями становится богатый и разно­образный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возмож­ностями собственного голоса.

Воспитателю важно обратить внимание на созда­ние разнообразной предметной среды в группе. Ре­бенку должна быть предоставлена возможность ис­следовать и взаимодействовать с различными мате­риалами с целью получения сведений об окружаю­щем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предме­ты до того как начнет их называть. Ребенку с наруше­нием зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы вы­работать представления об окружающем мире. Кон­цепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необ­ходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятель­но, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.

Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние ко­ры головного мозга и способствующих его психичес­кому развитию . Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсор­ных раздражителей и условий для двигательной ак­тивности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сде­ланные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.

Психолого-педагогической проблемой при орга­низации внешнего пространства могут выступать ин­дивидуальные различия в предпочтениях детей, осо­бенностях формирования базовой аффективной ре­гуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть де­тей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определя­ет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечи­вает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стиму­лов - звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуа­ции воспитателю следует избегать излишнего пере­насыщения внешнего пространства яркими и интен­сивными стимулами (обилия игрушек, громкой му­зыки и т. п.) .

Семья, имеющая ребенка-инвалида, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, име­ющими здоровых детей, очень сложные психологи­ческие, социальные и педагогические проблемы. По­этому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи. В рамках данно­го направления организуются индивидуальные кон­сультации для родителей и членов семьи по вопро­сам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного кон­такта родителей со своим ребенком, освоению роди­телями методов и приемов воспитания. Опыт рабо­ты показывает, что специально организованные за­нятия для детей с проблемами в развитии и их роди­телей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанни­ков. Этому же в немалой степени способствует инте­грация таких детей в учебно-образовательный про­цесс детского сада .

В процессе индивидуальных консультаций психо­лога с родителями прорабатываются многие личност­ные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы пси­холога с семьей ребенка-инвалида должно изменить­ся его положение в семье. Из требующего постоянно­го ухода и опеки он превращается в ребенка, имеюще­го определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива дет­ского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне .

Лариса Леонидовна Часовитина
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы должна осуществляться на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии в следующих формах : совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса : педагог (научный руководитель, администрация, обучение детей (дефектолог, психолог , родители) и социализация детей (психолог , родители) .

Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками , однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования . Следовательно, главной целью является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого -педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка , создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий : технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога ; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности.

На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка , отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья , продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента :

Изучение личности учащегося;

Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности , успешности обучения;

Непосредственную психолого -педагогическую помощь ребенку.

Исходя из этого, мы предлагаем разработанную нами модель (см. рисунок 1) .

Рисунок 1

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Субъекты системы сопровождения :

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЁНОК

Целью работы по психологическому сопровождению является создание психолого -педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачами для достижения данной цели являются следующие действия :

Систематическое отслеживание психолого -педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению ;

Повышение уровня психологической готовности : детей к обучению , познавательному развитию , общению и учителей к работе с новым контингентом детей ;

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе , обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;

Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;

Выработка единых и последовательных требований;

Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;

Формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса : педагогов, администрации школы, психологов , специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы :

1. Психологическая диагностика адаптационного периода.

2. Исследование мотивационной сферы : школьная мотивация.

3. Исследование эмоционально-волевой сферы : самооценка, эмоционально-психологическое состояние , школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого -медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения младшего школьного возраста при поступлении ребенка в школу начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается :

1. Проведение психолого -педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Она направлена на выявление причин низких результатов.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей , рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого -педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов , показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1,2 классе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей , позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Система работы педагогов с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста представлена по следующим направлениям :

1. Диагностико-коррекционная (развивающая ) работа - выявление особенностей психического развития ребенка , сформированности определенных психологических новообразований , соответствия уровня развития умений , знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества :

Изучение обращения к психологу , поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования) ;

Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза ) ;

2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей :

Разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя , учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре .

В основу модели психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы :

1. Гуманизации – предполагающего веру в возможности ребенка и его силы.

2. Системного подхода – основанного на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка .

4. Целостность сопровождения ребенка в процессе жизнедеятельности, а именно преемственность и последовательность сопровождения .

Обозначенные принципы имеют следующее практическое выражение :

Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

Составление и реализация программ сопровождения , участие специалистов в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;

Реабилитация психического и физического здоровья.

Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов :

В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста предполагается сформировать психически здорового , личностно-развитого человека , способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Планируемыми результатами программы будут являться :

Создание банка данных учащихся образовательного учреждения, имеющих трудности в общении и эмоционально-волевой сферы;

Нормализация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей , имеющих страхи и эмоционально-волевые нарушения ;

Выработка умения контролировать своё поведение в новой незнакомой обстановке;

Снижение психо -эмоционального напряжения;

Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Эта практическая помощь в конечном итоге обеспечивает защиту личности учеников, психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в решении проблемных ситуаций.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Бессонова Наталья Петровна

(МАОУ «СОШ № 20», п. Красноярский, Кваркенский район, Оренбургская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения как часть адаптированной образовательной программы в МАОУ «СОШ №20» Кваркенского района

по программе повышения квалификации для специалистов образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3

Глава I . Теоретические аспекты психолого – педагогического сопровождения обучающихся с нарушением зрения.

§ 1.1. Характеристика особых образовательных потребностей ребёнка с нарушением зрения………………………………………………………………. 6

§ 1.2. Специфика индивидуального сопровождения ребёнка с нарушениями зрения специалистом педагогом – психологом………………………………... 8

Глава II . Практические аспекты проектирования программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения

§ 2.1. Психолого – педагогическая характеристика Петрова Виктора………… 11

§ 2.2. Содержание программы психолого – педагогического сопровождения ребёнка с нарушением зрения…………………………………………………… 13

Заключение ……………………………………………………………………… 22

Список литературы …………………………………………………………….. 23

Введение

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста. Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Мировая практика интеграции показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодейст­вию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией ра­сизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений Г.Алферовой, И.Гилевич, В.Гудонис, И.Тиграновой, В.Сводиной, Н.Шматко свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации взаимоотношений детей.

Получение детьми с нарушением зрения и детьми-инвалидами по зрению образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной.

Гуманизация нашего общества потребовала развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого-педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в школе, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку. В истории достаточно примеров, подтверждающих тот факт, что включение людей с нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства является перспективным, эффективным и экономически выгодным. Активное участие человека со зрительной депривацией в трудовой деятельности позволяет ощутить себя полноценным членом общества, создаёт условия для формирования самостоятельной, конкурентно способной, разносторонне развитой личности, открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране.

В 2015-2016 учебном году в МАОУ «СОШ №20» во 2 классе обучается слабовидящий ребенок.

Цель работы– разработать программу индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения (на примере обучающегося в МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области).

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач , из которых можно выделить следующие:

Проанализировать литературу по организации инклюзивного образования;

Выявить индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями зрения;

Определить методы и формы индивидуального сопровождения, (на примере обучающегося в МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, изучение передового психолого – педагогического опыта.

С практической стороны работа будет полезна для специалистов и сотрудников школ, внедряющих инклюзивное обучение, особенно для школ планирующих обучать учеников с нарушением зрения.

Глава 1. Теоретические аспекты психолого – педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения.

§ 1.1 Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с нарушением зрения

Выявления требований к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей актуально как в плане повышения эффективности работы специальных образовательных учреждений для названной категории, так и в плане внедрения практически на всем постсоветском пространстве интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обоснование наличия особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития было дано в Концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ .

Под термином «особые образовательные потребности детей с нарушением зрения» мы понимаем спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети именно названной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве как специального, так и массового учреждения.

При разработке обсуждаемой проблемы мы опирались на усовершенствованную классификацию детей с нарушением зрения, в которой все дети названной категории разделены на следующие подкатегории:

    Слепые. Эту подкатегориюсоставляютдети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

II . Слабовидящие. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

III . Дети с пониженным зрением . Острота зрения в этой подкатегории варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

На основе анализа имеющихся в коррекционной педагогике исследований специфических образовательных потребностей детей с нарушением зрения, а также особенностей социальной адаптации, общего и профессионального обучения детей и молодежи с зрительной депривацией, было выявлено, что одна часть особых образовательных потребностей вызвана самим первичным дефектом (то есть зрительной депривацией) и его глубиной, а другая – вторичными отклонения, являющимися следствием первичного дефекта.

Требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их образовательных потребностей:

Получение специальной психолого-педагогической помощи сразу же после обнаружения патологии зрения;

Более индивидуализированное обучение, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Включение семьи в процесс образования ребенка;

Особая пространственная и временная организация образовательной среды и максимальное расширение образовательного пространства;

Необходимость взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка: офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов, социальных работников и др.;

Введение специальных коррекционных видов занятий, не входящих в содержание образования нормально развивающихся детей;

Необходимость разработки индивидуальных коррекционных программ для детей, имеющих наряду с патологией зрения другие нарушения психофизического развития;

Специфичность и коррекционная направленность применения традиционных методов обучения, а также коррекционная направленность воспитательного воздействия и досуговой деятельности ребенка;

Использование специальных наглядных средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала; а также тифлоприборов и тифлоинформационных средств обучения;

Осуществление процесса реабилитации детей средствами образования квалифицированными специалистами;

Организация учебно-воспитательного и коррекционно-компенсаторного процессов с учетом течения заболевания органа зрения и зрительных возможностей;

Необходимость специфической работы по профессиональной ориентации;

Своевременное и/или систематическое лечение, подбор оптических средств коррекции, динамическое наблюдение за состоянием зрения;

Применение специальных методик обучения, построенных с опорой на сохранные анализаторы, на рациональное использование дефектного зрения, приемы сопряженных действий и т. д.;

Специфическая психологическая подготовка незрячих детей к трудным экстремальным ситуациям.

Таким образом, создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с нарушениями зрения с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

§ 1.2 Специфика индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения специалистом педагогом-психологом

В образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику, необходимо обязательно предусмотреть наличие таких специалистов, как дефектолог (тифлопедагог для включения детей с нарушениями зрения), логопед, специальный психолог, социальный педагог, педагог – психолог.

В рамках психолого –педагогического сопровождения учащихся с нарушением зрения педагог - психолог на основе собственно психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого – медиком - педагогического консилиума:

Устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;

Выявляет особенности эмоционально - волевой сферы, личностные

особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

Определяет направление, характер и сроки коррекционно - развивающей работы с ребенком (детьми);

Ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается (или будет обучаться) ребенок;

Помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями

других обучающихся инклюзивного класса;

Повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;

Проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей

учащихся;

Совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией

школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных

ситуаций и т. д.

Основными задачами психолога в школе в процессе сопровождения является: разъяснение учителю, воспитателю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики

адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у учителя и воспитателя класса.

При этом педагог - психолог инклюзивной школы через координатора по инклюзии или напрямую может в любой момент обратиться в окружной (городской) ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, районный ППМС - Центр. В этих учреждениях можно получить консультацию специалистов, специализирующихся в области психолого - педагогической поддержки «особых» детей, побывать на обучающих семинарах, пригласить специалистов ОРЦ или ППМСЦ в школу для непосредственного наблюдения, проведения тренингов, участия в родительских собраниях.

Таким образом, специфика содержания сопровождения педагогом – психологом слабовидящих детей заключается в коррекционно - развивающей работе с ребенком с нарушением зрения.

Деятельность педагога – психолога в рамках сопровождения детей с нарушением зрения является связующим звеном в рамках взаимодействия специалистов сопровождения.

Глава II . Практические аспекты проектирования программы

индивидуального сопровождения обучающегося с нарушением зрения в МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области.

§ 2.1. Психолого – педагогическая характеристика Петрова Ивана.

Петров Виктор, 2008 года рождения. Ученик 2 класса МАОУ «СОШ № 20». Группа здоровья – I II. Мама Вити – Петрова Ольга Дмитриевна, 1981 г. р., образование средне-специальное. Диагноз - сходящееся косоглазие OU , атрофия зрительного нерва. Иван воспитывается в неполной семье. Воспитанием ребёнка сейчас занимается только мама. Витя с мамой в данный момент проживают в посёлке Красноярский, улица Мира, дом №6. Отношения с мамой доверительные. Ребёнок родился с массой тела 2890 г, до года наблюдался у невролога. Перенёс заболевания: ветряная оспа, бронхит. Часто болеет ОРВИ. Виктор относится к категории детей с пониженным зрением. Ребёнок всегда опрятен, аккуратен. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, частые проявления негативного поведения.

Учебная мотивация снижена. При трудностях выполне­ния деятельности он ребёнок может ее менять на другую.

Развитие внимания несколько за­медленно во времени. Преобладающим все еще оста­ется непроизвольное внимание.

Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непро­извольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие обычно бывает обращено к яркому, подвижному предме­ту (на фоне неподвижных предметов).

На скорость зрительного восприятия предметов ока­зывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления.

При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у Виктора отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

При зрительном восприятии отдельных изображений предме­тов, рисунков и картин мелкие детали изображений плохо воспринимает, или не различает совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и кар­тин у ребёнка формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного.

Память Виктора характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запомина­ния Виктор отстаёт от своих нормально видящих сверстников. Запоминаемый ма­териал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Действие «закона края» выра­жено слабее: лучше запоминается конец ряда, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти его нача­ло. У ребёнка отмечается более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью.

Речь Виктора характерно изменена: темп развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом исполь­зовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств.

У ребёнка операции анализа, сравнения, обобщения сформиро­ваны в разной степени, свидетельствующей в большинстве слу­чаев об отставании в развитии мышления. Для Виктора характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие кон­кретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт.

Особенности эмоционально-волевой сферы слабовидящего ребенка

Чрезмерная опеки мамы привела к возникновению таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченность контактов с окружающими может повлечь за собой. замкнутость, некоммуникабельность. В дальнейшем это может затруднить формирование личностных взаимоотношений с окружающими.

Вывод: уровень развития познавательной сферы на нижней границе возрастной нормы, дефицит внимания, дисграфия, дислексия.

Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.

§ 2.2. Содержание программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения

Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации ребенка с нарушением зрения в обществе, определение наиболее эффективных приемов психологического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с нарушением зрения.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи программы:

Обследование ребенка с нарушением зрения;

Составление перспективного плана и графика коррекционных занятий;

Подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом психических возможностей ребенка, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации и пространственные нарушения;

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;

Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил.

Формирование пространственных представлений.

Развитие произвольного компонента деятельности.

Для успешной реализации данной программы следует учитывать следующие факторы:

Необходимость дополнительных усилий по адаптации ребёнка в непривычных условиях;

Чёткое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врачей и специалистов;

Разработка индивидуального маршрута развития ребёнка;

Адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;

Включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников реабилитационного процесса;

Поддержка благоприятного психологического климата в учреждении.

В основу программы сопровождения были положены следующие принципы:

Гуманизация, предполагающая веру в возможности ребенка.

Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Взаимодействие всех специалистов учреждения при поддержке родителей.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Общие сведения о ребёнке.

Ф. И.О. ребенка: Петров Виктор. Возраст: 8 лет

Диагноз: Сходящееся косоглазие OU , атрофия зрительного нерва

Школа: МАОУ СОШ № 20 Класс: 2

Ф.И.О. родителей: Петрова Ольга Дмитриевна

Ф.И.О. специалиста сопровождения:

педагог-психолог: Бессонова Наталья Петровна

Режим пребывания

ребенка в ОУ

5 дней, 4–5 уроков в день, с 8:30 до 13.10.

Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы:

1 час с педагогом-психологом,

Итого учебных часов в неделю – 23 ч, что соответствует нормам САНПИН

Образовательный маршрут

Данный ребёнок обучается в соответствии с учебным планом ОУ пятидневная рабочая неделя, занятия по 35 минут с динамическими паузами. Особенностью учебного плана является то, что каждый день ребенок посещает коррекционные занятия такие как: ЛФК, развитие мелкой моторики, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность, развитие сенсорных и познавательных процессов, коррекция и развитие речи, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во II половине дня.

Организация сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение реализации индивидуального образовательного маршрута в процессе освоения ФГОС педагог-психолог осуществляет, взаимодействие со специалисты службы сопровождения:дефектолог, психолог, логопед, учитель (классный руководитель), музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, социальный педагог, медицинский работник.

Методы работы.

    Методы – психолого-физиологическое обследование, наблюдение. Индивидуальные особенности и способности учащихся с глубоким нарушением зрения.

    Методы – психологическое обследование, тесты, контрольные работы, наблюдение. Уровень обученности и степень обучаемости учащихся

    Методы – психологическое обследование (проективные методики), социологические опросы, наблюдение. Комфортность ученика в классе, школе, семье

    Методы – хронометрирование, наблюдение, беседы с родителями и учащимися. Здоровье и здоровый образ жизни учащихся

Направление работы

Формы и методы проведения

Сроки реализации

Психологическая диагностика особенностей развития

Обследование с целью определения личностных особенностей уровня развития интеллектуальных способностей

Индивидуальные беседы с родителями, педагогами и воспитателями с целью определения или уточнения проблемных областей в обучении и воспитании

Посещение уроков, занятий, ГПД, наблюдение за учащимся на перемене

Диагностика внутрисемейных отношений и особенностей семейного воспитания

Сентябрь - ноябрь

Коррекционно-развивающая работа по результатам психологической диагностики или на основании решения Консилиума (ПМПК)

Занятия, направленные на коррекцию негативных особенностей развития, целью которых являются:

Развитие познавательной активности и учебной мотивации

Коррекция развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления)

Коррекция негативных личностных качеств (повышенной агрессивности, сниженной или завышенной самооценки, повышенной тревожности и т.д.)

Снятие напряжения, релаксация

Обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний

Развитие коммуникативных навыков

В течении года

Индивидуальные консультации родителей (опекунов), педагогов, воспитателей

В течении года

Просветительская работа с родителями (опекунами), педагогами и воспитателями с целью профилактики проблем развития, обучения, воспитания

Деятельность осуществляют педагог-психолог и социальный педагог.

Родительские собрания;

разработка памяток;

информационные стенды, обучающие семинары;

оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим) по проблемам социального развития учащихся;

осуществление индивидуально ориентированной социальной помощи детям, родителям (лицам их заменяющим);

оказание помощи в профориентации, социально - трудовой адаптации.

В течении года

Ожидаемые результаты:

Улучшение психического и физического развития ребёнка;

Развитие навыков общения;

Развитие познавательную и мотивационную направленность ребёнка на последующие ступени развития;

Формирования здорового образа жизни ребёнка, оздоровление, профилактика соматических заболеваний и т.д.

Способствовать повышению самооценки, самореализации личности;

Развитие позитивной направленности ребёнка на последующие ступени развития.

Требования к организации занятий: ребенок быстро утомляется, поэтому требуется смена видов деятельности, обязательное проведение физкультминуток. Большее внимание уделять обучающей помощи. Тесное сотрудничество с родителями ребенка.

Итак, данная индивидуальная программа сопровождения ребёнка с нарушением зрения оказывает положительное влияние на формирование психики ребёнка, на развитие личности. Однако, это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в образовательной организации. Основным условием успешности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения является чуткое, тактичное, бережное отношение к ним всех участников воспитательно - образовательных отношений.

Заключение

В ходе выполнения данной работы были изучены различные источники информации (научная литература, сборники конференций с опытом работы, различные средства массовой информации: газеты, журналы, образовательные сайты). На основании полученных знаний в первой главе рассмотрены теоретические аспекты психолого –педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, изучены требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их образовательных потребностей, рассмотренаспецифика индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения специалистом педагогом-психологом

Вторая глава посвящена практической части. Составлена программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения. В ходе реализации данной программы было доказано, что работа полезна для специалистов и сотрудников школ, внедряющих инклюзивное обучение, особенно для школ планирующих обучать учеников с нарушением зрения.

Главное – вместе, главное – дружно!

Главное - с искрой, горящей в глазах!

Нам равнодушных в нашем деле не нужно!

Вперед к обучению в доступных средах!

Список литературы.

1.Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение /В.З. Денискина //Дефектология. – 2011. - №5. – С. 56-64

2.Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. – М., 1994.

3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995 г.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в тестах в начальной школе. – М.,1996 г.

5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей с и детей инвалидов. – Спб, 2006 г.

6. Психология слепых / под ред.В.А. Гандера, М., 1954 г.

7. Психолого-педагогические основы коррекционной работы.– М., 1996 г.

8. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М., 1999 г.

Которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями зрения

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы , социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Нарушение зрения в раннем возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с раннего возраста с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Определение реакции на свет,

Офтальмоскопия.

Проверка зрения в 3 месяца.

Проводятся:

-наружный осмотр глаза,

Определение фиксации взгляда и слежения за предметом,

Скиаскопия,

Офтальмоскопия.

Проверка зрения в 6 месяцев проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Проверка зрения в 1 год.

Проводится:

определение остроты зрения,

офтальмоскопия.

Осмотр детей с 3 лет

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева

Электрофизиологическое исследование органа зрения

Электроретинография (ЭРГ )

Электроокулограмма

Зрительные вызванные корковые потенциалы (ЗВКП) отражают состояние зрительной коры и зрительного нерва.

Психолого-педагогическое изучение детей 1-3 года жизни

Обследование остроты зрения с помощью таблиц;

- Диагностика восприятия ребенка 1-3 года:

-Цветовое восприятие:

-Форма

-Восприятие окружающего мира

-Конструктивный праксис

-Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)

-Пространственный гнозис

-Диагностика способов деятельности


Задачи:

Активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное, пространственное, обоняние, вкус;

Обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов , изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера;

Организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.


Виды коррекционной развивающей работы:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие социально-бытовой ориентировки;

Коррекция нарушений речи;

развитие осязания и мелкой моторики;

Развитие навыков ориентировки в пространстве;

Обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Логопедическая коррекционная работа направлена на развитие правильной речи у детей,

Психокоррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.

Специальное обучение и воспитание направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей,


Восстановление нарушенных зрительных функций у детей раннего возраста.

Осуществление целенаправленного лечения зрения и развитие зрительного восприятия на коррекционных занятиях с учетом рекомендаций врача- офтальмолога.

Рекомендации врача-офтпльмолога к построению психолого-педагогического процессом , предусматривающего проведение коррекционно-развивающую работу с учетом нарушений зрительного анализатора.


В начале лечения решается задача восстановление остроты зрения, коррегирования аномалий рефракции, астигматизма, анизометропии, лечение амблиопии косящего глаза. На следующем этапе идет формирование правильных взаимоотношений аккомодации и конвергенции при помощи оптической коррекции. Далее идет лечебная работа, направленная на лечение амблиопии методами стимуляции сетчатки глаза с последующим восстановлением одновременного фовеолярного зрения, и, наконец, развитие фузионных резервов бинокулярного и стереоскопического зрения. Такая последовательность объясняется функциональной взаимосвязью между глазными функциями, а детализируется офтальмологическая помощь в зависимости от степени поражения каждой из них и общего состояния здоровья ребенка. Плеоптическое лечение направлено на повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Лечение содружественного косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Лечение детей с косоглазием носит комплексный характер.

Лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаются с психолого-педагогическими мероприятиями.


Создание информационных бюллетеней, стендов, где размещаются рекомендации по сохранению зрения.

Информировать родителей о наиболее современных, и эффективных средствах лечения, профилактики нарушений зрения. Например, эффективность медицинской реабилитации слепых и слабовидящих в нашей стране связывают с развитием микрохирургической техники , с совершенствованием технологии хирургического лечения патологии органа зрения, с разработкой эффективных лекарственных препаратов.

Советы по организации правильного питания.