Примеры ответственных людей. Как демонстрировать зрелость в отношениях

Обычная история. Подходит к концу стратегическое совещание. Имеется ряд инициатив, которые необходимо реализовать к концу квартала. С планом работ все соглашаются и каждый из собравшихся говорит, что он внесет свой вклад в его выполнение. Однако, когда квартал подходит к завершению, на деле оказывается, что выполнена лишь малая толика из намеченного. И дело не в том, что сотрудники плохие, и не в том, что они работали спустя рукава. Проблема заключалась в том, что никто из них не чувствовал фактической личной ответственности. Вам знакома такая ситуация?

Людям зачастую бывает сложно разграничить ответственность в целом и индивидуальную ответственность. Разница проста. За содействие выполнению задачи или инициативы отвечать могут многие. Однако персональная ответственность лежит на одном лице, работа которого будет оцениваться по завершении проекта.

Людей, обладающих высоким уровнем индивидуальной ответственности, крайне сложно найти, поскольку она исходит изнутри, а не возлагается на человека начальством, Вы сами должны решить, что принимаете и несете ее. Ниже перечислены восемь привычек, которые люди, не боящиеся индивидуальной ответственности, делают частью своей повседневной жизни.

1. Они принимают ответственность. Когда ответственность насильно возлагается на людей, они часто стараются избавиться от нее либо открыто противятся ей. Люди с развитой индивидуальной ответственностью охотно принимают ее и активно берутся за реализацию возложенных на них задач. Они делают все возможное, чтобы после того, как инициатива была поручена именно им, никому другому не приходилось беспокоиться о ее выполнении.

2. Они не ищут оправданий. Объективный «разбор полетов» бывает полезен уже после завершения проекта, а не в процессе его реализации. Если «здесь и сейчас» что-то пошло не так, не стоит искать виноватых. Это пустая трата времени и энергии. Нужно искать выход из сложившейся ситуации.

Люди с высокой персональной ответственностью не пытаются оправдать собственные промахи или бездействие, не ищут козлов отпущения. Они также не стараются выйти чистыми из воды, ссылаясь на внешние воздействия. Вместо этого они проводят скрупулезный анализ и решают проблемы по мере их возникновения.

3. Они соблюдают сроки. Какой прок от выполнения задач, если результат работы ожидался гораздо раньше и успел стать практически бесполезным? Люди с высокой индивидуальной ответственностью сознают, что каждый проект обладает временной ценностью и что пунктуальность является необходимым условием достижения цели. Доверие, которое окружающие испытывают к ним, основывается, в том числе, на их эффективности и стремлении не тратить понапрасну ни одной минуты времени, будь то своего или чужого.

4. Они – хозяева своей судьбы. В любом проекте возникают проблемы. Однако надлежащее планирование вкупе с позитивным и прагматичным подходом способны преодолеть фактически любые препятствия. Психология жертвы чужда человеку с развитым чувством индивидуальной ответственности. Он не ждет проверок или контроля со стороны других, а вместо этого инициативно и добросовестно работает вместе с командой с целью скорейшего завершения проекта.

5. Они контролируют свои чувства. По ходу выполнения важного проекта эмоциональное напряжение порой зашкаливает. Люди с высокой индивидуальной ответственностью знают, что негативные эмоции могут нанести ущерб продуктивности. Они не теряют контроль над своими чувствами и не позволяют досадным неудачам или эмоциональным коллегам помешать выполнению поставленных задач. Они решительно «атакуют» каждую проблему, целясь в ее первопричину, и не позволяют возникнуть атмосфере неуверенности и неопределенности.

6. Они управляют ожиданиями. Неопределенность приводит к бездействию. Люди с высокой персональной ответственностью четко сознают, что и когда должно быть сделано. Они тщательно обдумывают проект и предоставляют Вам план, на который можно полагаться. Если возникает какая-то проблема, они оценивают ее, устраняют и предусмотрительно обращаются ко всем заинтересованным лицам, чтобы гарантировать, что все ознакомлены и согласны со скорректированным результатом.

7. Они взаимодействуют с окружающими. Лишь немногие значительные задачи могут быть выполнены одним человеком. Люди с развитой персональной ответственностью прекрасно умеют использовать доступные им ресурсы. Они максимально реализуют потенциал всех имеющихся в их распоряжении людей, привлекая их, стимулируя на плодотворную работу и наделяя полномочиями, благодаря чему последние вносят весомый вклад в итоговый результат.

Человек - существо социальное. Он привык жить в социуме и неуютно чувствует себя в одиночестве. К отшельничеству склонны единицы, хотя каждому необходимо свое личное пространство и невторжение в него посторонних. Но жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Потому все мы связаны явными и невидимыми нитями с множеством других людей: родственников, друзей, знакомых, коллег и даже тех, с кем случайно встретились взглядами на улице или в транспорте.

Основы человеческого общежития

О том, как следует выстраивать отношения с людьми, написано немало руководств к действию. И все мы знаем 10 заповедей, и то, что к окружающим нужно относиться так, как хотим, чтобы они относились к нам. Однако, говоря о любви и толерантности как самых важных принципах гармоничных и высокодуховных связей, мы забываем еще об одном качестве, не менее значительном и принципиальном. Это ответственность - перед кем-то и за что-то. А ведь на ней базируется все: семья, работа, быт, карьера. И не только в личном, но и в общечеловеческом масштабе. Что значит быть ответственным человеком? Попробуем осветить данный вопрос с разных сторон.

От простого к сложному

В первую очередь, наверное, это быть обязательным. Помните, как в присказке: «давши слово - держи!» Следовательно, сдерживать обещания, отвечать за свои слова, соответствовать им, не бросать на ветер - вот что значит быть ответственным человеком. Причем касается это и большого, и малого! Чувство обязательности необходимо воспитывать с раннего детства. Элементарный пример того, что значит быть ответственным человеком: дочке мать поручила прибраться, та пообещала сделать, но заигралась, забыла. Вечером неожиданно пришли гости, а в квартире кавардак. Кто будет краснеть? Правильно, мама. И за беспорядок, и за дочь, которую еще не научила соответствовать обещаниям. И если после случившегося взрослые проведут с ребенком воспитательную беседу, помогут осознать, что именно он поставил всех в неудобное положение - дочерью урок на тему того, что значит быть ответственным человеком, усвоится раз и навсегда.

Совесть и ответственность

Обязательность просто необходимо прививать детям в тех семьях, где растут несколько детей или есть больные, беспомощные родственники. Подогреть и подать старенькой бабушке чай, найти затерявшиеся очки, забрать братика из сада или накормить его ужином, проверить уроки у сестрички - подобные заботы родители вполне могут возложить на своих 10-11-летних детей.

Ребенок быстрее поймет, что означает ответственным, если от него будет зависеть что-то действительно важное. В этом же случае понятной и близкой станет для него такая нравственная категория, как совесть. И если подросток старается вовремя прийти из школы не потому, что родители заругают, а потому, что дома его ждет бабушка, которая сама не может достать из холодильника еду, или собака, которую необходимо выгулять, - ему уже не нужно разъяснять, что означает быть человеком высокой ответственности. И в дальнейшем, став взрослым, он не побоится взвалить на свои плечи заботу о близких или чужих людях. И жить рядом с ним будет надежно.

Сказка - ложь?

В «Маленьком принце» Антуана Экзюпери есть фраза, давно и прочно ставшая крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Она напрямую связана с тем, что означает быть ответственным в нашем понимании. Герой Экзюпери покинул свою планету и отправился в путешествие потому, что обиделся на Розу - прекрасный цветок, но на редкость капризный и беспокойный. Принцу показалось, что Роза - своенравная эгоистка, совсем не ценит его заботу и внимание, занята только собой. Он не понял простой истины: когда в тебе нуждаются - это большое счастье. Раскрыл глаза на все герою мудрый Лис. Он объяснил, что на Земле хоть и увидел принц множество роз, но та, что растет на его планете - все равно особенная. Потому что только любимые становятся единственными. И ради них рискуют, жертвуют собой, терпят неудобства. А еще к любимым всегда возвращаются. Ведь вы приручили их, а они - вас. Так и принц улетает к себе домой, ведь там ждет его Роза, грустит, и о ней некому позаботиться! Вот почему нужно быть ответственным человеком: тебе доверились, и обмануть доверие ты не можешь, не имеешь права. Зато летчику маленький философ делает поистине царский подарок. Он советует в моменты одиночества и тоски чаще смотреть на небо и помнить: там, среди бесконечного числа сияющих звезд, есть одна - планета Маленького Принца. И с нее принц тоже смотрит в небо, ищет среди золотых пылинок Землю, думая о своем друге-летчике. И о Лисе. А когда ты знаешь, что где-то далеко есть сердце, любящее тебя - ты перестаешь быть одиноким!

Вот как переплетаются ответственность, совестливость, забота и любовь, образуя нравственный кодекс личности.

Австрийский психолог, философ и гуманист Виктор Франкл в свое время тонко подметил, что ответственность является основой основ человеческого существования. И действительно, для любого взрослого человека, ответственность – строго обязательное качество, если конечно, он хочет быть самостоятельным, успешным и счастливым. О том, как стать более ответственным, мы поговорим в данном материале.

Ответственность: почему она важна?

В современном мире, многие люди, к сожалению, абсолютно не хотят взрослеть. Достигнув совершеннолетия или более позднего возраста, они до сих пор продолжают сидеть на шее у родителей, государства или даже супруга – мужа или жены. Играют в компьютерные игры, проводят время в Интернете или в плохих компаниях на улице и совершенно забывают о том, что их роль в жизни заключается еще и в том, чтобы найти достойную работу, получать хорошую зарплату и обеспечивать семью.

Достичь перечисленных целей, стать уважаемой и во всех отношениях достойной личностью может только человек ответственный. Ответственный человек понимает, что в каждой отдельной ситуации у него имеется огромное множество вариантов выбора, умеет принимать решения и знает, что время его жизни ограничено. Подобный индивид ценит каждую свободную минуту, старается использовать ее с пользой для себя и никогда не перекладывает ответственность за свои действия, чувства и мысли на других людей или обстоятельства. Он не винит окружающих в своих неудачах и ошибках и знает, что для того, чтобы что-то изменить, необходимо начать с себя и измениться самому.

Вернемся к Франклу, который, кстати, разработал целую теорию, посвященную смыслу жизни и ответственности, назвав ее логотерапией (от греческого «логос», что означает «смысл»). По мнению знаменитого австрийского врача, ответственность – это то, перед чем ставит человека сама жизнь и чего многие из нас стремятся избежать. Он часто сравнивал ответственность с пропастью, очень глубокой и пугающей, но в то же время и весьма величественной.

Видный психолог отмечает, что наше будущее и будущее других людей зависят полностью от нас. Ведь каждую секунду только мы делаем выбор и принимаем отдельно взятое решение, реализуем или, наоборот, упускаем возможность, имеющуюся в данный момент времени. И от того, какое решение мы примем, зависит не только наше поведение, но и поведение, а также отношение к нам других.

О чрезмерно ответственных людях

Но есть и другая крайность – чрезмерная ответственность, которая, между прочим, свойственна довольно многим людям. К примеру, ей часто страдают личности с застенчивым характером. Индивиды, недостаточно уверенные в себе, с низкой самооценкой, часто проецируют свои страхи в будущее. Допустим, они нередко боятся позвонить или сделать первый шаг перед знакомством с интересным человеком, поскольку заранее настроены на отказ и думают, что потенциальный собеседник не станет с ними общаться вследствие занятости, нежелания строить отношения и общаться с ними. Таким образом, они заранее берут на себя ответственность за чувства, мысли и действия других людей, тем самым, программируя себя на неудачу.

Если говорить о чрезмерной ответственности в целом, то по своей сути, это фактически то же самое, что и безответственное поведение, поскольку человек думает о других, но перестает думать о себе, заботиться о себе и о своих нуждах.

Как стать более ответственным?

Желающим избавиться от чрезмерной ответственности и контроля, можно порекомендовать для прочтения две книги: Генри Клауд – «Барьеры» и Сьюзен Джефферс – «Бойся, но действуй!» В первом из предлагаемых трудов, хорошо объясняется, за что именно ответственны мы сами, а за что – другие люди. В частности, мы ответственны перед другими и за самих себя . Книга попутно научит вас устанавливать личные границы, делать правильный выбор, несмотря на манипуляции и возникающие чувства собеседника, говорить «Нет» в различных жизненных ситуациях и т.д.

Вторая книга – это популярный бестселлер от специалиста в области позитивной психологии. Изучение данного творения, кстати, будет очень в помощь для тех лиц, что мучаются от застенчивости, нерешительности и различных страхов.

Примите ответственность за свою жизнь на себя. Иначе говоря, осознайте, что в каждой отдельной ситуации у вас существует тысячи возможностей и вариантов выбора. Но этот выбор делаете вы сами, а не кто-либо другой.

Помните о конечности нашей жизни. Цените каждую свободную минуту и не забывайте о том, что в каждый отдельный момент вы тоже делаете выбор. Одни решения – поднимают вверх, другие – опускают вниз.

Старайтесь не перекладывать ответственность на других или внешние обстоятельства. Многие люди часто списывают неудачи на несчастливое детство, психологические травмы и винят других (родителей, супругов и т.д.). Это неконструктивная позиция. Чтобы стать более ответственным, необходимо постепенно снять себя с места ребенка и занять позицию взрослого, который за все в своей жизни отвечает сам.

В отношениях с другими людьми, разделяйте ответственность пополам. Помните, что любые отношения (деловые, личные и т.д.) должны быть равноправными. Равная ответственность – отнюдь не означает, что ваш спутник, партнер по бизнесу или руководитель должен вести себя так же как и вы. Это означает, что каждый из нас несет свое бремя и имеет свои обязанности, которые ему следует выполнять надлежащим образом. Вы отвечаете только за свою сторону и не залазите на чужую территорию.

Избавьтесь от Внутреннего Говоруна , о котором пишет в книге Сьюзен Джефферс. Внутренний Говорун – это тот монолог, что вы ведете сам с собой, мешающий вам преодолеть свои страхи и взять на себя ответственность за происходящее. Иными словами, это негативное мышление и его постепенно нужно заменять на позитивное.

Учитесь говорить «Нет» окружающим вас людям. Начните с малого, например, с того, чтобы отказывать продавцам в магазинах. Говоря собеседнику «Нет» важно помнить, что у вашего собеседника могут возникнуть негативные чувства – гнев, обида и т.д. Они могут использоваться как манипуляция, чтобы вы согласились с убеждающим. Поэтому несмотря на них, твердо стойте на своем. Например, при разрыве отношений с неподходящим вам мужчиной, не идите на контакт. Человеку необходимо пережить горечь утраты, боль – это и есть проявление любви к нему, поскольку она со временем проходит.

Не бойтесь брать на себя ответственность. Расширяйте свою зону комфорта. Начните с мелких задач, затем перейдите к более крупным. Например, запишитесь на обучающие курсы и получите новую профессию. Возьмитесь за новый заказ по работе и сделайте порученное задание «на все 100». Все это позволит вам укрепить уверенность в себе.

Ведите дневник. В нем отмечайте как победы, так и ошибки, на которые в следующий раз стоит обратить внимание, чтобы не сделать неправильный выбор. Регулярно пересматривайте записи, чтобы не забыть о том, что вы когда-то совершили.

Сформулируйте свои жизненные цели и приступите к их последовательному достижению. Возьмите ответственность за формулировку данных целей на себя. О правильной постановке целей на нашем сайте есть отдельная .

Осознайте те выгоды, что дает вам распущенное поведение, безответственность. Это сложный для реализации, но очень важный пункт. Многие не понимают, что им выгодно оставаться маленькими детьми, болеть или чего-то избегать, т.к. подобное поведение притягивает массу внимания по отношению к себе, сочувствия и поддержки. Со временем вы должны научиться действовать и принимать самостоятельные решения, несмотря на то, одобряют ли их окружающие или относятся негативно к ним.

КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»

Цель: Воспитание ответственного поведения

Задачи:

1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

2.Эмоциональный настрой .

(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)

Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.

3.Работа над темой.

Побеседуем

Общество людей делится на детей и взрослых.

Скажите, чем отличаются взрослые от детей?

(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).

А ваше детство вы считаете счастливым?

(Дети доказательно утверждают, что они счастливы, что живут в таком доме, здесь о них заботятся, здесь их любят, воспитывают, красиво одевают, вкусно кормят, имеются занятия по интересам, много бывает в детском доме гостей, которые не равнодушны к детям…) , т.е. взрослые, заботясь о детях, отвечают за свои поступки.

- "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова? (Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки , значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Ответ - отвечаю - ответственность.

Сегодня мы поговорим об ответственности., выясним, что значит быть ответственным? Всё чаще от взрослых вы слышите «БУДЬ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ!» Проявляя ответственность, вы определённо вырабатываете характер.

Что такое вообще ответственность?

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

На доске выставка рисунков «Мой хороший поступок»

    Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.

    Какие чувства вы испытывали?

    Соотнесите это чувство с цветом.

(предположите то же самое только с противоположной ситуации)

Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

Вывод:

проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

А какой вывод можно сделать о безответственности?

Вывод:

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.

4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)

Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.

Наводить порядок дома или в школе (+)

Свалить вину на других за свой поступок (-)

Вначале закончить работу, а потом играть. (+)

Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)

Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)

Сначала думаете, а потом делаете. (+)

Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)

Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)

Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)

Быть внимательным, активным на уроке (+)

ответственно.

5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ

Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.

Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

Хочу и могу”. (доскажи словечко)

1)хочу "отлично" учиться – … выучу;

2)хочу помочь маме - …. уберу комнату;

4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;

5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;

6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;

7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках

"Не хочу, но надо" – выступление от лица родителей.

Папа Димы – шофер.

Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Мама Алёны – врач.

Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?

Подведение итога.

Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.

6. СЦЕНКА «ДОВЕРИЕ»

А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку

АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.

МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.

АЛИНА : мама, ты мне не доверяешь?

МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).

АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.

Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.

Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?

АЛИНА : Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!

Вопросы:

Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?

Что для этого надо ей делать?

Когда это может произойти?

Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми

Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.

7. Работа с картинками «Как избежать неприятностей» №1,2,3(дидактическая игра)

Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.

Какой вывод можно сделать?

«Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения».

Отвечай за свои поступки перед самим собой

8. Таблица возрастающей ответственности

С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет

Ответственность перед собой

Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством

9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)

Глущенко В

1.Бумажку бросил- убирай,

Школьный двор не засоряй!

2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках!

Кузнецов Д

1.Сделал дело- потом играй

Маме по дому всегда помогай!

2. Бросил бумажку- убирай,

Другим пример показывай!

Харланова Л

1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай!

2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай!

3.Не бросай свою работу,

Коли начал ты её!

4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди!

Склярова Л.

1.Сам ошибки исправляй и других не совершай!

2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай.

3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело

4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай!

Деревянченко Я.

1.Помогай с большой охотой,

Не бросай свою работу!

Лозовая А.

1.Если мама заболела,

Всё вокруг тебя верх дном,

Принимайся-ка за дело,

Без тебя не может дом.

Сидоркина К.

1.Сам ошибки исправляй

Допиши и дочитай.

2.За собой порядок наводи

Убирай и вымывай.

10. Счастье - град

14 человек вывешивают части радуги на доске (или рисуют) с правилами

Составление кластера. Звучит песня «Дорога добра»

Р (красный) Не подводить никого.

А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.

Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.

У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.

Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.

А (синий) Выполнять обещанное.

(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.

Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

Что случилось бы, если бы, ученик, у которого красный и зеленый карандаши отказался повесить свою полоску.

(Радуга бы не получилась)

Как поступил бы ученик?

(Безответственно)

Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.

Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

(читаем правила ответственности)

Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):

1.Применять в своей жизни опыт других.

2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.

3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

Посмотрите на нашу доску.

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

НАШ СЕКРЕТ: СЕРДЦЕ

Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Круг «От сердца к сердцу» (показывают движениями «тебе»- на соседа, «мне»-на себя рукой, «везде»-вокруг себя)

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе, мир во мне!

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде,

Любовь в тебе, любовь во мне!

(сердца ответственности раздать)

Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?

11.Итог занятия . (2 ученика читают стихотворение)

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Этим важным секретом.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

12.Рефлексия.

Сядьте удобней, расслабьтесь.

Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:

“Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”

Давайте представим следующую ситуацию: на совещании шеф поставил ряд задач, требующих для своего выполнения ответственной командной работы. К концу квартала всё должно быть закончено, и каждый из сотрудников выражает готовность внести свой вклад. Но вот наступает срок, а воз, как говорится, и ныне там. Работники забыли о своей работе? Вовсе нет. Просто никто из них не чувствовал на своей собственной ответственности за выполнение поставленных задач. Знакомы ли вы с такими случаями?

Очень важно быть не просто , а именно чувствовать эту внутреннюю индивидуальную ответственность. Он исходит изнутри, ведь не может быть создан начальником. Вы сами должны понимать и нести ответственность за каждое своё действие и поступок.

Ниже мы рассмотрим , а именно 8 привычек, характерных для такого типа людей.

1. Принятие ответственности.

Порядочный ответственный человек не боится взять на себя ответственность, он не бежит он неё и не старается переложить на других. Он с радостью приступает к выполнению необходимых заданий и делает качественно, чтобы никому не пришлось беспокоиться или переделывать.

2. Ответственному человеку не нужны оправдания.

Он не ищет виновных и не отчаивается в случае неудачи. Ответственное поведение человека предполагает поиск путей решения появившихся трудностей, ведь безвыходных ситуаций практически не существует. Такие люди никогда не стараются себя обелить и «свалить» вину за свои неудачи на другого. Они стойко переносят свои промахи, анализируют их и пытаются исправить и избежать в дальнейшем.

3. Ответственный человек соблюдает сроки.

Не зря народная мудрость гласит: «хороша ложка к обеду». Порядочный ответственный человек знает, что ценность каждой задачи зависит от того, насколько во время она выполнена. Он осознает надежду и доверие, возложенные на него, именно поэтому пунктуальность и умение делать всё в рамках отведённых сроков – еще одни признаки ответственного человека.

4. Умение быть хозяином своей жизни.

Невозможно жить и что-либо делать, не сталкиваясь при этом с проблемами. Однако человек с развитой индивидуальной ответственностью способен всегда сохранять уверенность в своих силах и позитивный настрой, преодолевая с их помощью любые преграды. Такой человек не ждёт проверок и наставлений, он сам выполняет работу качественно, помогая своим коллегам словом и делом.

5. Умение держать под контролем свои чувства.

Ответственное поведение человека подразумевает под собой сдерживать любые эмоции, которые могут тем или иным способом помешать выполнению поставленных задач. Таки люди могут контролировать свои чувства, не давая им вывести себя из состояния спокойствия. Они смело «бросаются в бой» с проблемами и находят решения, сохраняя профессиональное хладнокровие.

6. Такой человек всё планирует и контролирует.

Он чётко знает, что и когда должен сделать, всё обдумывает и следует составленному плану. В случае возникновения проблемы, человек, который чувствует свою ответственность, обдумывает все пути решения, выбирают наиболее подходящий и сообщает всем заинтересованным людям о том, что проблема решена и можно двигаться дальше по плану.

7. Взаимодействие с окружающими.

Ответственный человек может раскрыть потенциал окружающих его людей, он умело привлекает все доступные ресурсы и умеет работать с людьми. Заряжая их своей ответственностью, он стимулирует на активную работу, помогая своим коллегам и подчинённым внести значимый вклад в общее дело.

8. Работа не ради похвалы.

Главное вознаграждение, которое ждёт такой человек – качественная работа собственная и коллективная, выполненная в срок. Радость достигнутого результаты выше всяких похвал, а разнообразные поощрения со стороны начальства – лишь приятное дополнение.

Мы надеемся, что изучив признаки ответственного человека , вы сможете изменить себя и сделать эти 8 привычек своими жизненными установками. В этом случае уважение и доверие со стороны коллег и начальства, непременно, не заставят себя долго ждать!