Приемы написания рассказа. Как написать о себе интересно? Юмор в рассказе

(оценок: 8 , среднее: 4,50 из 5)

Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?

Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказал, что в этом кроется главная .

В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.

Написание рассказа

Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.

Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.

Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ — изложить все в художественной форме.

Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.

Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла

Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.

Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала

Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.

Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.

Когда материалов много, в них сложно разобраться. Можно использовать удобные , о которых я писал в другой статье.

Составляющие рассказа

Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.

Существует множество вариантов композиции:

Прямоточная – самый простой вид.
Кольцевая – здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
Точечная – когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
Плетеная – когда присутствует пространственно-временная масштабность.
Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
Шарнирная – когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
Револьверная – события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.

Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.

Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.

Стиль рассказа у каждого писателя свой, именно благодаря ему автор может стать узнаваемым. Это его личный почерк, его индивидуальный способ орудования мыслью.
Критериями определения техники являются такие элементы, как слово, речевой оборот, фраза, сочетание двух слов, стыки периодов и прочее. Выделить конкретный стиль написания рассказа невозможно, поскольку в одном рассказе всегда существует сочетание нескольких стилей.

Детали — то, без чего любой рассказ превратится в незнамо что. Именно детали и творят литературные произведения, о них нельзя забывать ни в коем случае. Деталями могут быть самые различные вещи – вкус, запах, цвет, осязание и прочее. В любом случае необходимо достойно описать каждую мелочь, дать ей жизнь.

Это все, что я хотел поведать вам сегодня. Теперь вы знаете, как написать рассказ. Выглядит сложно, верно, но сложно лишь начать. Пусть ваше вдохновение и талант принесут вам успех, а о том, и я поделюсь с вами в следующей статье.

Во-первых , я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

Во-вторых , я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
Например, для рассказа лучше:
«-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
Чем:
«Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
Как построить сюжет?
Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
Вопрос: зачем так поступать?
Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

Писать книги непросто: чтобы стать хорошим автором, надо овладеть этим искусством – создавать новые, интересные произведения. Безусловно, это не значит, что дар писательства даётся лишь избранным. Для кого-то это станет призванием, а кто-то напишет несколько вещей, но тоже хороших, востребованных. Принято считать, что проще всего написать небольшой рассказ: это занимает меньше времени, объём невелик, не нужно продумывать сложные сюжетные ходы и систему образов. На самом деле вопрос неоднозначен. Создание рассказа требует времени, сил и старания. Но вы вполне можете попробовать свои силы в качестве автора, а советы и алгоритм вам помогут освоить новую сферу деятельности и выяснить, насколько вам это близко, как относятся к вашим творениям эксперты и читатели. Возможно, у вас есть талант, о котором вы не подозреваете.


Как написать рассказ? Несколько полезных рекомендаций
  1. Если вы задумались о написании рассказа, значит, у вас уже есть какие-то идеи, сюжеты, или вы хотите испытать себя в роли писателя. Для начала стоит задуматься об определении целевой аудитории вашего рассказа. Когда идей много, существует несколько разных планов, следует выяснить, для кого именно вы пишете рассказ, какое издательство, газета или журнал могут вас опубликовать. Тогда вам понадобится подобрать будущий рассказ в соответствии с форматом потенциального издателя, ожиданиями читателей. Таким образом, у вашего произведения станет гораздо больше шансов быть опубликованным. Если у вас нет никаких наработок, и вы хотите начать писать «с нуля», возможны два пути:
    • вы заранее выясните, где велика вероятность напечататься, и напишете рассказ в заданном формате, учитывая особенности издательства, читателей;
    • вы реализуете творческий порыв, создадите произведение по вдохновению, а уже потом будете думать, куда можно отдать рассказ.
    Первый путь более практичный, но и второй имеет право на жизнь: вдруг ваш рассказ, написанный от души, получится действительно талантливым, ярким и неординарным. Тогда вы непременно найдёте и своего издателя, и читателей.
  2. Как написать рассказ, если есть желание самореализоваться, но пока не появился сюжет, не получается придумать саму историю, создать образы главных героев? Попробуйте начать с чтения книг, литературы, газет, просмотра новостных блоков, изучения социальных вопросов и проблем. Классическая литература даст ключи к написанию художественных текстов, выстраиванию логической последовательности повествования, обрисовке людей, их характеров и индивидуальных черт. Новости, современные картины из жизни – источник полезной информации, впечатлений, необходимых для любого автора. Сюжеты обязательно появятся, возникнут и образы героев, когда вы действительно заинтересуетесь какой-то реальной историей или проблемой. Главное, чтобы у вас сложилось собственное мнение, взгляд на вещи, который вы выразите в вашем произведении. Это и станет основой рассказа, его идеей.
  3. Когда у вас уже сложился сюжет, вы в целом представляете себе главных действующих лиц, не спешите приниматься за написание текста. Сначала сделайте только наброски: кратко запишите сюжетную канву, завязку и развязку, основные события, в нескольких предложениях обозначьте черты героев. Обязательно некоторое время, хотя бы несколько дней, оставьте на дальнейшее обдумывание произведения. Постепенно вы привыкнете к вашим героям, наверняка увидите какие-то несообразности в характерах, сюжете, внесёте исправления и дополните ваш рождающийся рассказ. Все новые мысли записывайте. Это время нужно вам ещё и для того, чтобы оценить увлекательность, перспективность вашего будущего рассказа: удерживает ли он ваше внимание, не пропадает ли желание сочинять. Однако при возникающих сложностях, ощущении бессмысленности работы бросать её сразу не нужно. Излишне критичное отношение к себе тоже может повредить. Лучше подождать, а потом вновь вернуться к рассказу.
  4. Чтобы написать небольшой рассказ, но сделать его действительно увлекательным и самобытным, уделите особое внимание развитию сюжета. Желательно, чтобы в вашем произведении была какая-то интрига, вызывающая у читателя интерес, стремление знакомиться с текстом дальше. Также хорошо применять приём недосказанности. Однако это требование не является обязательным. Есть оригинальные авторские ходы: например, вы можете начать рассказ с кульминации, развязки, а затем «вернуться» назад. В таком случае вам придётся удерживать читателя вашим мастерством слова, умением «плести» текст, создавать из него своеобразную «музыку». Если вы сами найдёте подобные произведения, с интересом будете читать их до конца, то вы увидите, что именно задержало вас над книгой, не позволило бросить её.
  5. Тщательно обрисовывайте образы ваших героев. Даже в маленьком произведении важно создать «живых» действующих лиц. У каждого героя должна быть своя внешность, судьба, взгляд на мир. Важно индивидуализировать речь действующих лиц, придать ей свои черты, характерные для конкретного персонажа. Например, школьник не должен строить свои фразы так же, как старушка или взрослый мужчина-бизнесмен.
  6. Продумайте систему взаимоотношений действующих лиц. В рассказе небольшого объёма тоже нужно создать связи между героями, в которых они проявят свои характеры, внутренний мир.
  7. Большое значение имеют детали. Прописывайте их в рассказе с особым старанием. Можно внести в ткань произведения символы, аллегории, наполнить глубоким смыслом некоторые описания. Детали зачастую помогают читателям вникнуть в описываемую ситуацию, понять мышление героев.
  8. Вырабатывайте свой авторский стиль, найдите вашу индивидуальную манеру, оригинальные «чёрточки». Старайтесь разнообразить стиль, демонстрировать умение владеть словом.
  9. Обращайте внимание на каждый нюанс, слово, знак препинания. Рассказ – это особый жанр. В таком маленьком объёме всё должно быть сжато, лаконично, насыщено смыслом. В хорошем рассказе все слова стоят на своём месте, действие развивается логично и последовательно, герои выглядят естественно. Старайтесь писать так, чтобы читатель не мог угадывать дальнейшее развитие событий, качества персонажей, тогда произведение будет увлекать новизной, неожиданными поворотами, развязкой.
  10. Работайте долго над черновиком рассказа. Желательно после написания окончательного варианта подождать несколько дней, немного «отвыкнуть» от текста, а потом вернуться к нему и внести дополнения. Так значительно проще увидеть ошибки, взглянуть на произведение более объективно.
  11. Хороший вариант – обсудить рассказ с друзьями, родными, дать им почитать его и узнать мнения, выслушать советы. Помните, что строгие и требовательные читатели помогут вам больше, они сумеют сделать рассказ лучше.
  12. Заключительный этап создания рассказа – работа с редактором. Когда ваше произведение окажется на стадии, предваряющей публикацию, вам понадобится провести окончательную шлифовку текста вместе с редактором. Внимательно относитесь к его рекомендациям, но и своё мнение при необходимости корректно высказывайте. Советы эксперта обязательно помогут, улучшат рассказ с художественной и содержательной стороны.
Как написать рассказ? Следуйте советам и работайте по алгоритму.
  1. Определите целевую аудиторию.
  2. Выберите наиболее перспективный план, сюжет или приступите к его созданию. Читайте литературу, интересуйтесь современными событиями, новостями. Ищите тему, интересную вам проблему.
  3. Напишите план вашего будущего рассказа. Кратко обрисуйте сюжет, главных героев.
  4. Уделите несколько дней продумыванию плана, характерных черт персонажей.
  5. Обратите внимание на детали, оригинальные авторские черты.
  6. Приступайте к написанию чернового варианта рассказа. Следите за стилем, логичностью повествования.
  7. Обратите внимание: рассказ должен заинтересовать, увлечь читателя, вызвать желание прочесть текст до конца. Можно использовать приём недосказанности, интриги.
  8. После написания рассказа дайте ему какое-то время «полежать». Когда пройдёт хотя бы неделя, перечитайте текст. Внесите дополнения, исправления.
  9. Отыскав редактора, который готов опубликовать ваше творение, начинайте дорабатывать произведение под его руководством.
Создавайте рассказ не спеша, вдумывайтесь в его тему, смысл, следите за повествованием, деталями, вырабатывайте авторский стиль. Тогда вы сумеете написать небольшой рассказ хорошо, и, возможно, это станет началом вашей новой увлекательной творческой деятельности.

Наблюдайте за окружающим миром. Если вы хотите написать хороший рассказ или даже повесть, то всегда внимательно прислушивайтесь и смотрите по сторонам, чтобы найти вдохновение! Уже скоро вы поймете, о чем будет ваш рассказ! Интересуйтесь мнением людей об окружающем мире. Ваш рассказ будет предназначен для разного круга читателей, поэтому не ограничивайтесь только своими представлениями. Любое количество времени, сил и описаний, потраченных на рассказ, не будет чрезмерным. Примеры способов сбора материалов для рассказа:

  • Читайте книги. Приобретайте непосредственный опыт. Чтение полезно для мозга и позволяет узнать, что представляют собой хорошие книги. Конечно, в мире существуют миллионы книг, но попробуйте посетить местную библиотеку и выбрать книги согласно своим интересам. Все книги и люди уникальны. Возможно, вы почерпнете в них идеи построения предложений, вдохновение или общую стилистику текста. Читайте различные книги, чтобы расширять свой словарный запас. Чем больше вы знаете, тем больше идей для отличного рассказа.
  • Обращайте внимание на интересные черты характера. Возможно, ваш сосед разговаривает с растениями или каждое утро выходит на прогулку вместе с котом. Смотрите по сторонам. Ваша сестра порой ведет себя эксцентрично? Попробуйте создать похожего персонажа. Представьте себе внутренний мир такого человека и подумайте, как его можно задействовать в рассказе.
  • Оглянитесь вокруг. Отправляйтесь на прогулку или посидите на лавочке в парке и наблюдайте по сторонам. Возможно, вы заметите букет роз в водосточной канаве или новенькие кроссовки на соседней лавочке. Как они там оказались? Дайте волю фантазии!
  • Прислушивайтесь к разговорам. Услышанная фраза может вдохновить вас на целый рассказ. К примеру, проходящий мимо человек может говорить: «Меня никто не понимает...», - или: «Моя собака недолюбливает всех парней, которые приходят ко мне...». Разве это плохая завязка для сюжета?

Используйте схему «а что, если». Это еще один способ придумать начало рассказа. Наблюдая за окружающим миром, обращайте внимание не только на реальные, но и на возможные события. После услышанного или увиденного можно задаться вопросом: «А если бы все сложилось не так?» - или: «Что бы он сделал, если...». Такое направление мысли поможет вам исследовать все тайны, которые не дают вам покоя.

  • Необязательно сразу знать концовку рассказа. На самом деле такой подход даже поможет вам рассмотреть больше потенциальных возможностей и написать более интересный сюжет.
  • Схема «а что, если...» может быть реалистичной или совершенно фантастической. Задумайтесь: «А что, если бы мой пес заговорил со мной?» - или: «Что будет, если однажды соседка украдет мою кошку, которую она так любит гладить при любой возможности?»
  • Задействуйте личный опыт. Несмотря на то, что рассказы относятся к категории художественной литературы, многие из них весьма автобиографичны. Если описывать реальные события, которые произошли с вами или знакомым человеком, то получится документальный рассказ, однако можно лишь вдохновляться такими событиями и создать вымышленную историю. Это отличный план на случай отсутствия идей.

    • Многие говорят, что нужно писать о том, в чем вы «разбираетесь». Согласно такой точке зрения, если вы выросли в Челябинске или пытались стать актером в Москве, то следует писать о своем опыте, а не пытаться представить жизнь человека в незнакомом вам месте.
    • Другие говорят, что нужно писать о «неизвестных аспектах известных вам тем». Это значит, что следует начинать с известного и двигаться в направлении своего любопытства.
    • Если вам слишком комфортно писать о реальных событиях, то у вас просто не останется места для творчества. Например, если ваш друг детства однажды переехал в другой город и никому не сказал ни слова или вас всегда интересовала судьба пожилого контролера на колесе обозрения, то не теряйте возможности дополнить реальность своими предположениями.
  • Развивайте услышанные истории. Всегда обращайте внимание на истории, которые рассказали ваши друзья или родственники и которые могут лечь в основу рассказа. Если мама или бабушка любят рассказывать о своем детстве, начните записывать их воспоминания. Представьте жизнь ребенка в другом времени и месте. Не пугайтесь, если вам мало что известно о прошлом: сегодня можно найти любую информацию.

    • Прислушайтесь, если один из ваших друзей говорит: «Ты не поверишь, что произошло со мной на прошлой неделе!» Возможно, это станет началом вашего рассказа.
    • Рассказы рождаются в самых неожиданных местах. Возможно, диджей на радио рассказывал о своем детстве, а вы тут же представили себе его жизнь.
    • Предупреждение: если заработать репутацию автора, который «заимствует» чужие истории, то люди могут стать более закрытыми рядом с вами.
  • Вдохновляйтесь окружающей обстановкой. Даже место может вдохновить вас на рассказ. Важно определиться с жанром рассказа к этому моменту. Перипетии научно-фантастического рассказа могут происходить в подземной лаборатории, а история из жанра ужасов - в заброшенной лачуге. Необязательно искать вдохновение в отдыхе на Мальдивах или прогулках по Венеции. Черпайте вдохновение в повседневности. Вспомните детство в яблоневых садах рядом с домом бабушки и посиделки с лучшим другом на заднем дворе.

    • Из описания места могут возникнуть интересные персонажи и конфликты.
  • Выполняйте литературные упражнения. Упражнения для писателей помогают многим авторам развивать свою творческую жилку, находить вдохновение в неожиданных местах и продолжать писать в моменты отсутствия идей. Начинайте с ежедневных разминочных упражнений буквально по 10–15 минут для раскачки или продолжайте писать в течение часа, даже если вам ничего не пришло в голову. Примеры:

    • Начните рассказ с такого предложения: «Раньше я об этом никому не рассказывал». Если сюжет излагается не от первого лица, то можно начать с: «Она затворила дверь. Глаза стали влажными от слез. Неужели он предал ее?»
    • Рассматривайте изображение обычного амбара в поле. Затем опишите амбар с точки зрения человека, который только что совершил убийство. Затем опишите его с точки зрения девочки, которая недавно потеряла мать. Проследите, как мысли персонажа влияют на восприятие мира. Поставьте себя на место персонажей!
    • Просто пишите 10–15 минут. Перечитайте текст, чтобы исправить ошибки.
    • Выберите знакомого человека, который вам совершенно не нравится. Попробуйте написать свой рассказ от лица такого человека. Заставьте читателя проникнуться к нему симпатией. Помните - это ваш рассказ!
    • Позвольте персонажу удивить вас. Пишите о персонаже, который кажется вам знакомым, затем заставьте его совершить неожиданный поступок. Из этого может получиться нечто интригующее.
    • Используйте спор. Представьте двух персонажей, которые спорят о чем-то обыденном (скажем, чья очередь выносить мусор или платить за билеты в кино). Дайте понять, что за ситуацией стоит нечто большее и важное. Например, человек хочет прекратить отношения или отчаялся, так как его чувства не взаимны. Излагайте события в диалоге, но не позволяйте читателю скучать.
    • Задействуйте язык тела. Напишите 500 слов описания двух персонажей, которые сидят друг напротив друга. Без диалогов покажите читателю, что они чувствуют друг к другу.
  • Читайте другие рассказы. Если вы хотите освоить жанр рассказа, нужно постоянно читать чужие работы. Знакомьтесь с работами классиков и современников. Ищите вдохновение в прочитанных рассказах. Несколько примеров современных и классических рассказов:

    • «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов;
    • «Бочонок амонтильядо», Эдгар Аллан По;
    • «Там, где чисто, светло», Эрнест Хемингуэй;
    • «Изношенный путь», Юдора Уэлти;
    • «Собор», Раймонд Карвер;
    • «Мертвое прошлое», Айзек Азимов;
    • «Вельд», Рэй Брэдбери;
    • «Вещи, которые они несли с собой», Тим О’Брайен;
    • «Нищенка», Элис Манро;
    • «Девочка», Ямайка Кинкейд;
    • «Куда ты идешь, где ты была?», Джойс Кэрол Оутс;
    • «Толмач», Джумпа Лахири;
    • «Солнце, луна и звезды», Джунот Диас;
    • «Глаза голубой собаки», Габриель Гарсиа Маркес;
    • «Превращение», Франц Кафка.

    Часть 2

    Как улучшить свои навыки
    1. Научитесь описывать людей, животных, предметы и пейзажи. Также учитесь передавать эмоции, чувства и реакции. Хороший автор знает, как описать их необычными способами. Описывайте весь окружающий мир.

      • Например, в комнате пурпурные шторы. Как они выглядят? Что напоминают вам? В какой части комнаты находятся?
      • При этом не нужно злоупотреблять описаниями, чтобы не замедлять темп рассказа. Достаточно создать реалистичный образ в воображении читателя.
    2. Сосредоточьтесь на увлекательном повествовании. Никому не будет интересен скучный рассказ, который не разжигает любопытство. Используйте необычные слова. Листайте словарь в поисках слов, которые бросятся вам в глаза. Слушайте любимые радиопередачи. Читателю должно быть весело и любопытно. Ваша задача - заинтересовать читателей.

      Соблюдайте грамматические правила. Ваш текст должен быть понятен читателю. Ошибки вроде «ихний» могут сбить его с толку, так что в рассказе лучше использовать литературные слова. При этом если ваш персонаж допускает ошибки в речи, то используйте кавычки, чтобы передать особенности речи действующего лица.

    3. Пишите от души. Если литература - это страсть, то будьте искренним рассказчиком, который не допускает фальши. Пишите в соответствии со своими представлениями о хорошем рассказе. Вам следует научиться пропускать текст через себя.

      • Прислушивайтесь к конструктивной критике и продолжайте работать над собой. Также умейте распознавать бесполезные придирки и зависть. Знания и опыт приходят с практикой.

    Часть 3

    Как работать над рассказом
    1. Продумайте манеру повествования. Большинство рассказов написаны от первого, второго или третьего лица. В начале лучше придерживаться одного из вариантов. Примеры использования в рассказе:

      • При повествовании от первого лица читатель видит всю историю глазами персонажа, который говорит «я« и имеет в виду себя. «Раньше я об этом никому не рассказывал» - пример изложения от первого лица. Это хороший способ сообщать читателю мысли и взгляды персонажа, но он будет вас сдерживать, если персонаж не видит всей картины целиком. Для начинающего автора такой способ изложения может оказаться самым простым.
      • При повествовании от третьего лица используются местоимения «он» или «она» при указании на рассказчика (например, «Он устал»). В третьем лице автору проще близко подобраться к мыслям персонажа или держать дистанцию.
      • При повествовании от второго лица автор обращается непосредственно к читателю с помощью местоимения «вы» (например, «Вы заходите в свой кабинет»). Это хороший способ сразу привлечь внимание читателя, но важно не перестараться.
    2. Развивайте сюжет. Сюжет любого рассказа должен захватывать внимание читателей, чтобы они пытались предугадать дальнейшее развитие событий. Это не значит, что нужно писать о погонях или убийствах. Читателю может быть интересно даже развитие беседы людей, которые говорят за чашкой кофе. Все рассказы уникальны, но всегда есть базовые элементы сюжета:

      • Завязка: обычно наступает в начале рассказа, когда автор знакомит читателя с персонажами, местом действия и центральным конфликтом. Некоторые рассказы начинаются с места в карьер. При этом автор постепенно возвращает читателя в прошлое, чтобы узнать начало истории.
      • Конфликт: краеугольный камень сюжета. В любом рассказе на кону стоит нечто важное , иначе читателю будет скучно несмотря на первоклассный язык автора. В любой истории должен быть конфликт или напряженная ситуация вроде любовного треугольника или размышлений подростка о том, кто его настоящие друзья. Суть конфликта может быть любой, если такие события увлекут читателя.
      • Развязка: завершение истории. После разрешения или рассмотрения конфликта история должна подойти к логическому завершению. Множество рассказов не имеют счастливого конца или просто точки в сюжете. Часто авторы используют открытый финал, который оставляет развязку на откуп мыслям читателя. Если дать ответы на все вопросы, то теряется очарование и таинственность.
    3. Создайте персонажей. В рассказе должны присутствовать действующие лица, которым читатель сможет переживать, даже если они не являются добропорядочными гражданами или добродушными людьми. Существует несколько распространенных способов описания персонажей. Вот некоторые примеры:

      • Описывайте персонажа посредством его реплик. Выверенная фраза в диалоге позволит понять намерения персонажа, особенно когда слова расходятся с мыслями.
      • Описывайте персонажа через действия. Он рано встает по утрам без будильника или несколько раз сдвигает сигнал, прежде чем окончательно проснуться? Каждое маленькое действие помогает лучше понять персонажа, даже если поначалу оно кажется незначительным.
      • Описывайте внешний вид. Он ходит в магазин при полном параде или грустно улыбается в моменты печали? Внешний вид может давать представление о психическом состоянии.
      • Описывайте характер взаимодействий. Ваш персонаж стеснителен или настолько властный, что все вокруг боятся пикнуть? Он вежлив с официантами, так как его мама была официанткой, или он ведет себя грубо, поскольку однажды официантка разбила ему сердце? Может, он просто обозлен? Поведение человека способно многое рассказать о нем.
    4. Продумайте диалоги. Обычно фразы персонажей в диалогах берутся в кавычки. Диалог способен многое рассказать о человеке. Исходите из того, что персонаж говорит и о чем молчит. Диалоги должны звучать естественно, а не искусственно или наигранно. Читайте диалоги вслух, чтобы не пропустить фальши.

      • Беседа двух персонажей может рассказать о характере их отношений.
      • Следите за тем, что остается несказанным. Например, если мальчик расстроен, что его отец не пришел на футбольный матч, то при встрече он не будет говорить об игре, а может спросить: «Как дела на работе?»
      • Не используйте в диалогах навязчивые ремарки вроде: «Отрапортовала Маша», - вместо: «Сказала Маша».
    5. Выберите место действия. В рассказе место действия может быть как очень важным, так и вовсе не влиять на события. Если сюжет развивается в рядовой квартире, которая никак не влияет на происходящее, то все в порядке. Но если в дом персонажа, в котором он живет со своей семьей, врывается любовница, то каждая деталь в доме может указывать на характер отношений между мужем и женой или повлиять на любовницу. Определите уровень важности места действия, чтобы строить рассказ соответствующим образом.

      • Даже если место не слишком важно для сюжета, читатель должен четко понимать, где конкретно происходят события, будь то ферма в безымянном селе или типичная школа.
      • Временной период можно совместить с местом действия. Если события развиваются в 1960-х годах, то оставьте соответствующие подсказки или сообщите об этом прямо, иначе читатель до середины рассказа будет думать, что действие происходит в наши дни.
    6. Развивайте собственный стиль. Литературный стиль - это уникальный способ построения фраз и предложений, который позволяет узнать автора. Ваш текст должен иметь свои особенности, ритм и звучание, которые никто не сможет повторить. Поначалу многие авторы рассказов подражают своим любимым писателям, но со временем нужно выработать свой уникальный способ подачи идей и мыслей.

      • Стиль или авторский голос - это звучание всего текста, а не только реплик персонажа. Каждое слово рассказа формирует стиль автора.
    7. Не допускайте распространенных ошибок. В литературе можно найти некоторые рекомендации, но непреложных правил создания хорошего рассказа не существует. Если хотите повысить свои шансы на успех, то старайтесь не допускать распространенных ошибок незадачливых авторов. К таким ошибкам можно отнести следующие:

      • «Информационная свалка». Не вываливайте на читателя все, что он должен узнать (по вашему мнению), в самом начале рассказа. Если на трех страницах расписывать быт и внешний вид всех персонажей без продвижения сюжета, то читатель будет изнывать от скуки.
      • Внезапная развязка. Никому не понравится рассказ, все события которого окажутся сном или взглядом пришельца на жизнь землян. Мастером подобных концовок был О. Генри, но сегодня они воспринимаются как клише.
      • Искусственное усложнение. Можно посчитать, что возвышенный поэтичный язык будет уместен в рассказе. Если вы описываете жизнь высшего общества в царских покоях, такое решение может быть кстати, но в остальных случаях лучше использовать простые и лаконичные фразы.
      • Базовая информация в диалогах. Читатель должен узнать основные сведения из повествования, а не диалогов. Диалоги позволяют глубже заглянуть в характер отношений между персонажами, а не узнать «исходные факты» сюжета. Например, персонаж не должен говорить: «Семен, хоть тебе двадцать лет и ты уже второкурсник...», поскольку это уже известно обоим действующим лицам.
      • Неясный характер конфликта. Каждый читатель должен знать ответ на вопрос: «В чем состоит суть конфликта?» - в процессе и после прочтения рассказа. В противном случае рассказ следует считать неудачным.

    Часть 4

    Как вносить поправки
    1. Отложите текст на некоторое время. Сделайте перерыв, пусть даже на один день. Затем снова прочитайте рассказ свежим взглядом и попробуйте представить себя на месте читателя. Какие предложения могут показаться читателю запутанными или ненужными? Какие сведения следует сообщить дополнительно? Какие моменты слишком очевидны или непонятны? Вам нужно увидеть рассказ со стороны.

      • Иногда для этого достаточно напечатать электронную версию рассказа на бумаге.
      • Если вам сложно редактировать текст, то вернитесь к нему через пару месяцев. Вы удивитесь, сколько всего нового можно будет заметить спустя некоторое время.
      • Не затягивайте процесс редактирования сверх меры, чтобы не потерять интерес к рассказу.
      • Важно правильно принимать критику, чтобы она приносила пользу. Если считать, что вы создали идеальный рассказ, то вы не захотите никого слушать.
      • Правильно выбирайте читателей. Если вы написали научно-фантастический рассказ и показали его другу-писателю, который далек от фантастики, то его мнение будет непоказательным.
    2. Обратите внимание на важные аспекты. Существует немало способов улучшить свой рассказ, но все зависит от степени проработки первоначального варианта и оставшейся работы. Очень часто рассказы приходится переделывать по десять раз, поэтому не расстраивайтесь, если вам нужно изменить практически все . На что обратить внимание:

      • Необходимость изменить характер повествования. Поначалу казалось, что лучше вести рассказ от первого лица, но теперь повествование от третьего лица кажется более уместным?
      • Избыточное количество слов. Согласно принятому правилу, из готового рассказа можно легко вычеркнуть порядка 250 слов (при объеме не менее десяти страниц). Вы удивитесь количеству пустых слов в тексте.
      • Сумбурный сюжет. Вы бы смогли полностью понять суть рассказа, если бы не являлись автором текста? Возможно, некоторые моменты не столь очевидны, как покажется на первый взгляд.
      • Рассказ должен содержать чувства, звуки и другой эмоциональный опыт. Чувства оживят текст. Какой может быть рассказ без эмоциональных переживаний?
      • Проведите дополнительные изыскания. Если события рассказа происходят в Москве в середине прошлого века, но ваши знания о том периоде времени ограничены, то соберите дополнительные сведения, чтобы написать убедительный текст.
      • Проявляйте настойчивость. В случае разочарования полезно вспомнить, что первый вариант никогда не бывает идеальным, но последующие правки помогут вам избавиться от недостатков.
    • Автор должен хорошо знать своих персонажей. «Ботаники» не должны разговаривать фразами «тусовщиков» и наоборот. Изучите персонажей как свои пять пальцев. Попробуйте целый день мыслить как один из действующих лиц рассказа.
    • В разговорах люди редко обмениваются полными предложениями. Часто ответ состоит из одного слова. Периодически используйте слова вроде «ага» и «хм», но не переусердствуйте! Грамотный диалог не всегда будет похож на реальную беседу: скорее это реальная беседа без всех ненужных слов.
    • Улучшайте формулировки предложений. Находите самые точные слова: персонаж расстроен или взбудоражен? Учитывайте коннотативные оттенки смысла. Читайте стилистические рекомендации для рассказов, чтобы четко, эффективно и своеобразно доносить свои мысли.
    • Уточняйте значения имен в интернете, чтобы придумать подходящие имена для персонажей. Это полезный трюк, если вам не удается подобрать нужное имя. Например, если в вашем рассказе есть охотники, то изучите имена, которые связаны с охотой. Наверняка среди них вам встретится имя Диана, которая была римской богиней охоты.
    • Проверяйте дважды и даже трижды. Проверьте пунктуацию, орфографию, грамматику, значение предложений. Также не забывайте о важных вопросах. Насколько действия и поступки персонажей правдоподобны? Сюжет не кажется слишком надуманным?
    • Если вас легко впечатлить произведением, то не читайте слишком много других авторов. Можно опираться на уже знакомые книги, чтобы изучать развитие персонажей, сюжета и задач. При этом не нужно чрезмерно ограничивать себя.
    • Персонажи должны быть динамичными: они не могут всегда оставаться одного возраста. По мере взросления характер и мировосприятие человека меняется. Например, он может стать обидчивым или раздражительным. Используйте подходящие временные промежутки.
    • Черпайте опыт и вдохновение из собственной жизни.
    • Избавляйтесь от указаний на персонажа в диалогах («Сказал Андрей», «Согласилась Полина»). Как же тогда понять, кто сейчас говорит? Каждый персонаж должен иметь узнаваемый стиль и позиции в диалоге. Во время разговора люди продолжают двигаться. Вокруг происходят разные события. Используйте контекстуальные подсказки, чтобы указать на говорящего. Если просто необходимо использовать слово «сказал», то ничего страшного (будет хуже, если читатели запутаются), но в хорошо продуманной сцене такая необходимость отпадает. Используйте невнятно произнесенные слова, акценты, разные тон или ритм речи, обрывистые слова, чтобы разграничить говорящих. Не злоупотребляйте диалектизмами. Если автор хорошо знает своих персонажей, то он будет иметь четкое представление об их речи, способе выражения мыслей и запретных темах.
    • Сюжет не должен быть слишком запутанным. Остановитесь, если в рассказе происходит слишком много событий сразу. Сделайте перерыв и приведите в порядок мысли. Всегда полезно прочитать рассказ сначала, чтобы увидеть ситуацию под новым углом и определить следующие шаги.
    • Не копируйте других авторов. В случае творческого кризиса старайтесь найти вдохновение.

    Предупреждения

    • Не вносите изменения по ходу дела, чтобы не замедлять темп работы. Лучше часто делать паузы и постепенно исправлять ошибки.
    • Если вы хотите создать оригинальный рассказ, то никогда не занимайтесь плагиатом. Хороший рассказ потребует времени, поэтому запаситесь терпением!
    • История не должна быть бесконечной. Старайтесь не тянуть резину. Подробностей должно быть столько, чтобы читателю было все понятно и интересно читать.
    • Подробные описания местности могут погубить рассказ.
    • Старайтесь чередовать предложения разной длины.
    • Часто авторы списывают персонажей с хорошо знакомых людей. Старайтесь замаскировать этот факт, чтобы никого не обидеть, иначе ваши отношения с близкими могут испортиться.
    • Не нужно часто использовать длинные и напыщенные слова. Рассказ будет выглядеть слишком непрофессионально, будто текст написан компьютером. Также не нужно злоупотреблять простыми и скучными словами.
    • Творческий кризис - распространенное явление. Несмотря на возможное разочарование , не спешите сдаваться. Возьмите паузу и отдохните, после чего возвращайтесь к работе со свежими мыслями!
  • Рассказом является история среднего размера. Написание романа может быть Геркулесовым трудом, тогда как короткий рассказ может написать, а главное закончить, практически каждый. Это не значит, что рассказы легко писать, или что их художественная ценность меньше, чем романа. Хорошо написанный рассказ производит не меньшее впечатление, чем роман. В этой статье излагается несколько практических советов, которые добавят вам вдохновения и помогут при написании коротких рассказов.

    Часть 1: написание короткого рассказа

    1.1
    Собирайте идеи для рассказов. Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.
    o Чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
    o Если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
    o Хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.

    1.2.Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа. Вот пошаговая инструкция хорошего рассказа:
    Введение: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
    Первичное действие: что послужило началом.
    Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
    Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
    Завершение действия: заключение истории.
    Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет. Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: "Что будет дальше?" Или "Что было до этого?"

    1.3.Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей.
    Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.

    1.4. Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию "реальных людей" для ваших рассказов:
    Составьте полное описание персонажа, начиная от его положения, заканчивая любимым цветом. Необходимо знать как можно больше о ваших персонажах, от их мотивации до любимых блюд. Они говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
    Ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
    Люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.

    1.5. Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.

    1.6. Кто рассказывает историю. Существуют три основные варианта: от первого лица (“я”), второго лица ("ты") и третьего лица ("он" или "она"). В первом варианте рассказчик - сам персонаж, во втором - читатель, а в третьем - повествует посторонний рассказчик. Повествования от второго лица используются редко.
    Имейте в виду, что рассказы от первого лица ограничены, так как повествуют только о том, что они знают, а от третьего лица можно знать все, описать мысли каждого персонажа, или ограничиться наблюдением.
    Можно также объединять. Например, можно переключаться между повествованием от первого лица в одной главе и от третьего лица в другой, или даже иметь несколько повествователей от первого лица. Прекрасным примером является рассказ «Расемон», Акутагава Рюноскэ, который позже был экранизирован под именем Акиры Курасава.

    1.7. Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти.
    Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.

    1.8. Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов.
    Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.

    1.10. Продолжайте писать. Почти наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями на пути к завершению рассказа. Не стоит из-за этого останавливаться. Планируйте работу над рассказом, а также норму (например, страница в день) на каждый день. Даже, если вам придется выбросить то, что написали в этот день, вы работали над рассказом, а это окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе.
    Подумайте об участии в семинарах или практических занятиях для писателей. Очень хорошим занятием для писателей является "Месяц написания романа" (NaNoWriMo). Ежегодно, с 1 по 30 ноября вам нужно написать роман на, по крайней мере, 50 000 слов. Великолепие и качество не имеют значения, так как цель - написание. Для дополнительной информации смотрите ссылки.

    11. Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.

    Часть 2: редактирование короткого рассказа

    2.1. Перечитывайте и редактируйте. Когда вы закончите рассказ, перечитайте его и исправьте автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедитесь, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом.
    Если у вас есть время, перед редактированием отложите рассказ на несколько дней или недель. Отдалитесь от рассказа, так вы сможете оценить его более четко при редактировании.

    2.2. Обратитесь за вторым мнением. Попросите родственника или друга, которому вы доверяете, просмотреть законченный рассказ и внести свои коррективы или предложения. Попросите их высказать реальное мнение о рассказе. Дайте им время, чтобы прочитать и обдумать рассказ, а также дайте им копию рассказа, на которой они смогут делать пометки.
    Учитывайте все полученные комментарии, а не только те, которые нравятся. Поблагодарите за прочтение рассказа и не спорьте с полученным мнением.
    Включите все поправки, редакции и предложения, которые вы считаете нужными. Рассказ будет лучше с учетом конструктивной критики, но вы не должны следовать всем полученным советам, так как не все будут хорошими. Это ваш рассказ, и последнее слово за вами.

    2.3. Не сдавайтесь. Вы можете разочароваться, столкнувшись с проблемами. Вы можете выдохнуться, рассердиться на персонажей, и почувствовать вину, убив любимого героя.
    Знайте, что, скорее всего, вы усомнитесь в своих писательских способностях рано или поздно. Это абсолютно нормально. Вы будете чувствовать, что не стоит продолжать и лучше отказаться и пойти работать официантом. Когда возникают подобные мысли, они легко могут взять верх и заставить вас бросить писать.
    Одна из самых трудных задач писателя - перебороть подобные чувства и продолжить писать. Если у вас появились сомнения, вы устали или вам надоело, прекратите писать! Вы можете встать, погулять, перекусить, посмотреть телевизор, или сделать что-нибудь, чтобы расслабиться. Когда вернетесь, приступайте со свежей головой. Возможно, у вас все еще не появилось желание писать, тогда напомните себе о хороших сторонах вашего рассказа, об удачном абзаце, хорошо продуманном диалоге, интересном персонаже, и поздравьте себя. Вы делаете то, чего большинство людей не способны делать.
    Если кто-то еще читал ваш рассказ, то он также может служить источником поддержки. Просто скажите себе, что вы закончите рассказ, потому что вы этого хотите. Не имеет значения, если это не самый лучший в мире рассказ; будут и другие. Если ваша цель - закончить рассказ, то сделайте это.

    2.4. Читайте! Ничто не может поможет вам научиться писать хорошие рассказы лучше, чем чтение хороших рассказов. Обратите внимание на стиль и лаконичность письма.
    Чтение различных авторов и стилей помогут научиться применять разные голоса для каждой истории и расширить свой творческий потенциал. Обратите внимание, как авторы описывают персонажей, составляют диалоги и структурируют линии сюжета. Вот несколько советов:
    "Я, робот" Исаака Азимова.
    "Ступени" Ежи Косински.
    "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" Марка Твена.
    "Тайная жизнь Уолтера Митти" Джеймса Тербера.
    "И грянул гром" Рэя Брэдбери.
    "Три вопроса" Льва Толстого.
    "Горбатая гора" Энни Пру.
    "Мечтают ли андроиды об электроовцах" Филипа К. Дика.

    Примечание: многие из этих рассказов были экранизированы или стали основой других знаменитых произведений. Например, научно-фантастический рассказ «И грянул гром», повторно опубликовался рекордное количество раз и знакомит нас с "эффектом бабочки". Истории Филиппа К. Дика реализовались в «Бегущий по лезвию» («Мечтают ли андроиды об электроовцах»), «Вспомнить все» («Мы можем вспомнить все для вас оптом»), «Особое мнение» («Особое мнение»), «Помутнение» («Помутнение») и во многих других.

    *******Советы*********

    Концовка рассказа может быть захватывающей. Что на самом деле случилось с Дугласом Куэйл (Куэйд) в конце «Мы можем вспомнить все для вас оптом» («Вспомнить все»)?
    Создайте свой собственный стиль. С практикой в ваши произведения придет ваш уникальный голос. Вы можете начать с подражания другим писателям или определенному жанру. В конце концов, нужно просто писать, и у вас появится свой голос.
    В рассказе должно быть не менее двух временных линий. Существует порядок, в котором происходили события, и есть порядок, в котором вы преподносите события читателям. Временные линии не обязательно должны совпадать.
    Если у вас не получается мозговой штурм, попробуйте нарисовать схему или таблицу; создайте около пяти основных предложений для вашего рассказа. Поможет также в течении 5-30 минут писать все, что приходит в голову.
    Разомните извилины (мозговой штурм), прежде чем начинать писать.
    Если вам хочется прекратить писать конкретную историю, убедитесь, что для этого есть очень веские основания, а не только оправдания. Если у вас временная заминка, работайте дальше. Иногда, вам может придти гораздо более удачная идея. Вы можете начать работу над новой идеей, но если такое будет повторятся, то это создаст сложности, так как, в конце концов, у вас окажется много начатых, и ни одного оконченного, рассказа.
    Если существует какая-то песня или мелодия, способная настроить вас на нужный лад, включите музыку.
    Возможно, у вас нет желания разминаться перед написанием рассказа. Очень многие писатели пропускают данный этап. Тем не менее, это всем рекомендуется сделать хотя бы один раз в жизни. Также, вы вряд ли сумеете написать хороший рассказ без планирования.
    Убедитесь, что рассказ заканчивается в правильном месте. Все читатели ненавидят книги, которые уже должны закончиться, но затягиваются еще один-другой параграф.
    Тщательно продумывайте все элементы истории, например, главный персонаж, место действия, период времени, жанр, второстепенные персонажи, враги и конфликты, и сюжет.
    Если что-то пришло в голову, например, о доме, или о вашей собаке, запишите это и обработайте идею. Это срабатывает почти всегда.
    Можете писать о каком-то событии в прошлом или фантазии. Если вы пишите о реальном событии из своего прошлого, то, возможно, вы захотите немного приукрасить его и сделать более захватывающим. Главного героя можно срисовать с себя или со своих друзей и близких. Но будьте осторожны, потому что реальные люди не на столько динамичны, как выдуманные персонажи.
    Проводите исследования. Если вы пишите про 1950-е, то поинтересуйтесь тенденциями того времени, например, семейные отношения, одежда, сленг и.т.д. Если вы будете писать без подобной информации, то рассказ получится любительский, а вы дождетесь многочисленной критики от людей, знающих те времена.
    Не перенапрягайтесь. Если у вас нет ни одной идеи, займитесь чем-нибудь еще. Вернитесь к рассказу через несколько часов или на следующий день, после хорошего отдыха, и вы удивитесь, на что вы способны.
    У вас нет друзей или родственников, способных дать честную оценку вашему рассказу? Попробуйте вступить в писательскую группу, где вы сможете получить советы, рекомендации и, будем надеяться, качественную критику. Скорее всего, их можно найти в местном клубе, но существуют также и он-лайн группы.
    Не забудьте про формат. В этом нет особой необходимости, пока вы не показываете рассказ другим людям. Например: рассказ выровнен по центру? Есть главы? Отличаются ли шрифты? Есть параграфы? Вы отступаете в начале каждого абзаца? Все вышеперечисленное - просто идеи, которые помогут придать лучший внешний вид рассказу перед его демонстрацией другим людям.
    Предупреждения
    Не расстраивайтесь. Если вы пытаетесь опубликовать ваш рассказ, то, скорее всего, вам откажут. Отказ является большой частью бытия писателя, иногда это оправдано, а иногда нет. Гордитесь тем, что вы закончили рассказ и пишите еще, если вам это нравится.
    Короткие рассказы - самый трудный вид фантастики. Вы должны сделать то же, что и в романе (ввести действующих лиц, создать конфликт, разработать персонажи, разрешить конфликт) на двадцати или тридцати страницах. Уважайте жанр. Это не легко.
    Не забывайте об орфографии и грамматике. Покажите читателям, что вы знаете, что делаете. По крайней мере, пропустите рассказ через проверку орфографии и грамматики. Возможно, программа найдет не все ошибки, но их станет меньше.
    Сама идея не защищена авторским правом, защищено лишь выражение идеи. Кроме того, существует много вариантов развития событий. Не стесняйтесь основываться на общих чертах шедевров, все писатели так поступают.
    Не слишком гордитесь своим рассказом, так как вы можете сильно разочароваться, получив отказ на публикацию. Будьте профессионалом и не отождествляйте себя с рассказом.
    Не ленитесь писать. Не заканчивайте рассказ так, чтобы читатель был в заблуждении. Захватывающие концовки приемлемы в случае, если вы планируете написать продолжение, либо, как в случае с «Мы можем вспомнить все для вас оптом», захватывающая концовка является неотъемлемый частью всего рассказа.

    *******КАК ЗАКОНЧИТЬ КОРОТКИЙ РАССКАЗ********

    Короткие рассказы (при условии, что они отлично написаны) представляют собой маленькие освежающие лакомства, которые могут помочь вам сбежать от повседневной рутины без необходимости обязательного прочтения огромного романа. Если вы уже проработали основу своего рассказа и не знаете что делать дальше, то вспомните о том, что даже самые лучшие писатели порой сталкивались с такими же трудностями.

    1.1. Перечитайте все то, что вы уже успели написать. Это поможет освежить вашу память и позволит определить, что у вас уже есть и что еще необходимо добавить. Задайте себе несколько вопросов во время чтения:
    Какова цель этого рассказа? Иными словами, что вы хотите, чтобы ваши читатели осознали в результате его прочтения?
    Вы хотите сделать резкое или неожиданное окончание? Желаете оставить концовку неопределенной, незавершенной? Или вы хотели бы закончить свой рассказ самой счастливой развязкой, которая только может быть?

    1.2. Подумайте к какому жанру принадлежит написанный вами рассказ. Это литературная фантастика? Научная фантастика? Роман? Жанр вашего рассказа может помочь вам определить наиболее подходящий финал. Окончание должно быть связано с тем, что пообещала читателям остальная часть вашего рассказа.
    Если вы не уверены в том, какое окончание является типичным для выбранного жанра, то обратите внимание на какого-нибудь популярного автора (например на Стивена Кинга (ужасы) или Фланнери О"Коннор (литературная фантастика)) и прочитайте несколько его произведений. Вы можете многому научиться просто изучив развязки в произведениях других авторов.

    1.3. Проработайте структуру своего рассказа. Напишите короткие описательные фразы, обобщающие каждую сцену и важные поворотные моменты. Например: "Леонид отправляется в магазин за хлебом, но вскоре обнаруживает, что забыл бумажник дома; он возвращается и встречает на своем крыльце незнакомца". Такая схема поможет установить "скелет" рассказа: что именно и с кем конкретно происходит и так далее – все это пригодятся во время принятия решения о концовке.

    Часть 2: Перенесите свой рассказ на бумагу

    Проработайте возможные идеи с помощью техники мозгового штурма. На этом этапе совершенно не нужно стремиться получить полностью законченные и выверенные предложения. Ваша цель заключается в проработке множества возможностей, поэтому записывайте любые свои идеи, независимо от того, насколько не конкретными, глупыми или нетрадиционными они могут показаться на первый взгляд. Для генерации идей существует много разных возможностей, поэтому стоит попробовать несколько вариантов и посмотреть, какой лучше всего подходит для вас!

    2.1. Возможно, вам было бы полезно нарисовать "ментальную карту," либо карандашом на бумаге, либо на компьютере. Начните с того, что вам хорошо известно (с персонажей, событий, мест действий) и назначьте каждому элементу отдельный овал. Начните добавлять детали и вопросы, прорисовывая соединительные линии между овалами так, чтобы продемонстрировать связи между идеями.
    Вы также можете попробовать записывать некоторые ключевые слова на карточках или маленьких листочках бумаги. Попрактикуйтесь располагать эти карточки в различных комбинациях и оцените, нравятся ли вам другие варианты!
    Проверьте, что у вас получилось. Подумаете о своих идеях, снова взгляните на темы, образы, повторяющиеся аспекты. Есть ли среди них такие идеи или персонажи, которые кажутся наиболее важными? Скорее всего, в концовке придется проработать именно их.

    2.2. Если при выборе вектора развития у вас возникают вопросы, то попробуйте сделать перечень всего того, чего хотят ваши персонажи. Персонажи с сильными амбициями или потребностями привлекают внимание аудитории. Однажды известный автор Курт Воннегут сказал: "каждый персонаж должен хотеть чего-то, даже если это всего лишь стакан воды". Спросите себя: получили ли персонажи желаемое? Что может произойти в дальнейшем, если учесть текущие обстоятельства, в которых оказались персонажи?
    Если у вас все еще не получается концовка, то попробуйте понять, какие именно проблемы или темы затронуты в вашем рассказе. Если проблема все еще существует, то ответьте на вопрос: как ее можно решить? (Вы можете придумать что-нибудь похожее на книги о Гарри Поттере: если проблема заключается в том, Волдеморт хочет захватить власть над миром, то какой тогда должна быть развязка?)

    2.3. Изложите материал в свободной письменной форме. После того как вы выбрали в каком направлении должен развиваться ваш рассказ, а также выработали несколько идей, присаживайтесь и просто записывайте без остановок в течение 30 минут или около того. Попробуйте полностью написать концовку, но при этом не беспокойтесь о грамотности составленных предложений или об исправлении орфографических ошибок. Сосредоточьтесь на представлении своих идей в упорядоченном виде.
    Возможно, вы обнаружите, что полезно было бы заводить будильник. После того как ваше время истечет, делайте перерыв, а затем возвращайтесь к тому что написали.
    Выберите себе тихое место, где вы не будете отвлекаться и сможете спокойно сосредоточиться на написании.
    Попробуйте писать в течение 30 минут без остановки на редактирование. То, что у вас получится, скорее всего, будет иметь не привлекательный вид, однако, все-таки полезно получить в письменном виде всю идею целиков, без нарушения потока мысли.

    Часть 3. Соберите всё воедино

    3.1. Выберите лучшие идеи из тех, что были сгенерированы с помощью техники мозгового штурма и записаны в свободной форме. Проследите за тем, что бы ваши идеи согласовывались с остальной частью написанного рассказа. Например, счастливая концовка может подойти для романтического рассказа, но, скорее всего, она не подойдет для истории ужасов.

    3.2. Сравните возможный финал с сюжетной схемой, которую вы разработали в части 1. Убедитесь, что выбранное вами окончание рассказывает вашим читателям о том, что они хотят знать. Не оставляйте темы в “подвешенном” состоянии. Например, если в середине рассказа один из ваших персонажей собирался сделать операцию, то ваши читатели, скорее всего, хотят знать, как она прошла.

    3.3. Уважайте своего читателя. Писатель Курт Воннегут советовал "использовать время незнакомца таким образом, что бы человек не почувствовал, что он потратил время зря". Такие окончания как "все было как в сказке" или "они умерли все вместе", как правило, не подходят, так как они почти никогда не разрешают конфликтных ситуаций или не обеспечивают корректного логического завершения, а это может заставить вашего читателя почувствовать, что он был обманут.
    Избегайте финалов типа deus ex machine (неожиданное спасение), в буквальном смысле это означает "Бог в машине". В таких концовках (для того чтобы помочь персонажу преодолеть препятствие) что-то случается в самый последний момент: например, детектив в увлекательном рассказе решает свою задачу только благодаря звонку от таинственного человека, который знает ответы на все вопросы.

    3.4. Убедитесь, что ваша концовка соответствует внутренней логике, которую вы установили в рассказе. Старайтесь не "менять правила" для читателя. Так, например, если ваша героиня никогда не хотела выходить замуж, но в конце рассказа она все же меняет свое мнение, то проследите за тем, что бы причины такого решения прослеживались на протяжении всего рассказа, а не возникали просто так из неоткуда.

    3.5. Описывайте заключительные события с помощью сжатых предложений. Например: "Марина подошла к шкафу; прислушалась к шуму внутри; пытаясь преодолеть свой страх, она вдруг схватила ручку и открыла дверцу, из шкафа выбежала мышка, и Марина рассмеялась....". Таким образом, вы будете точно знать, что происходит. Вы еще вернетесь к работе над текстом и “сгладите” речевые обороты в части 4.
    Следите за объемом. Хорошая концовка должна быть пропорциональна остальной части рассказа.

    Часть 4: Исправление речевых оборотов

    4.1. Добавьте описательное повествование в тот текст, который вы только что написали. Сосредоточьте внимание на конкретных и значимых подробностях. В приведенном выше примере, вы можете описать то, на что был похож шум, что в соответствии с представлением Марины могло находиться в шкафу, который вселял в нее страх.

    4.2.Перечитайте окончание. Убедитесь в том, что вы предоставили достаточно информации о мыслях и чувствах своих героев, об отношениях между ними. В приведенном выше примере концовка может подсказать, что Марина просто боялась самого страха как такового, а увидев мышь, она осознала свою собственную глупость.

    4.3 Перечитайте весь рассказ с начала до конца. Убедитесь, что в нем сохранена последовательность; вы же не хотите получить рассказ, в одной из частей которого мало что описывается, в то время как в других частях описания пестрят самыми мельчайшими подробностями.

    4.4.. Выполните "полномасштабное редактирование" всего рассказа. На данном этапе вы можете добавить все финальные штрихи и внести изменения для того, чтобы сделать ваш рассказ еще более удобочитаемым. Тщательно подкорректируйте все ошибки, проследите за тем, что бы все было грамматически правильно, а также устраните любые неясности или неточности в самом изложении.

    4.5. Покажите свой рассказ другу! В связи с тем, что вы потратили много времени и усилий для написания рассказа, то ваши взгляды могут отличаться от мнения других читателей. Когда ваш друг прочитает рассказ, то он, возможно, укажет вам на какие-то моменты, которые могут показаться запутанным или неуместным для большинства читателей. Вам, наверняка, также будет приятна поддержка вашего друга, когда он скажет вам, что в восторге от вашего произведения!

    ********Советы*******

    Иногда, когда вам трудно генерировать новые идеи, можно выстроить паутину связей между персонажами. Нарисуйте линии между парой персонажей, а затем представьте себе, как они могли бы узнать друг друга.
    Не судите себя слишком строго. Для написания нужна практика! Расслабьтесь и получайте удовольствие.