Первоначальное заселение урала человеком. История заселения и освоения урала с древних времен

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Общепринятое описание освоения Урала начинается с оценки похода Ермака. Кто явился инициатором похода? Какова была цель? Какова роль правительства в организации и проведении похода? Получали ли Ермаковцы государственную поддержку? В течение какого времени был совершен подвиг, о котором мы, живущие через 430 лет, не забываем?

В произведениях устного народного творчества - конце XVIII и начале XIX вв. был опубликован рукописный сборник народных песен, былин, в том числе и о Ермаке, собирателем которого предположительно называют русского фольклориста XVIII века Киршу Данилова - инициатором похода показываются казаки - дружинники.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей, среди которых:

  • - Самая древняя и признанная всеми более правдивой - Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет; Казачье «написание» - краткая «скаска» еще живших в Тобольске в 1623 году участников похода - легло в основу Синодика ермаковым казакам - специальной церковной службы, прославлявшей казаков, погибших в Сибирском походе. Синодик стал в дальнейшем одним из источников Есиповской летописи, составленной в 30-е годы XVII в. дьяком Тобольского архиепископского дома Саввой Есиповым. В ней присоединение Сибири было представлено как воплощение «божьего промысла», отвечавшим государственным и царским интересам.
  • -Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. В Строгановской летописи на первый план выдвигалась роль промышленников Строгановых в организации похода Ермака. «Строгановы выхлопотали себе царскую грамоту «поступать военной рукою « не только с ближними неприятелями, но и с дальними сибирскими врагами, причем им жаловались земельные угодья в царской «отчине» за Камнем (Уралом). В своих городках-острогах у них уже был давно сформирован набор ратных людей, обученных городовому и воинскому делу. Для Строгановых, мечтавших о «подъеме в Сибирь», такой человек был находкой, и поэтому Строгановы «бросили клич», на который откликнулся Ермак (по некоторым источникам- Токмак) Казаки и Ермак- исполнители воли Строгановых. Особенностью этой летописи было привлечение в качестве документальных подтверждений данной версии материалов вотчинных архивов Строгановых, Синодика Ермаковым казакам и повести начала XVII века «О Сибири»(3).
  • -В Кунгурской летописи (найденной в 1703 г. С.У. Ремезовым, тобольским служилым человеком, историком, географом, архитектором в Кунгуре) написано, что «промчеся воровской слухъ» про «Заворуя Ермака, который имея «спех и храбрость смлада», своевольными вои храбрствовал во единство сердца и вседушко»,- воевал персидские бусы на Хвалынском море, зорил русских купцов и даже «шарпал царскую казну на Волге.» Опираясь на предания казаков дружины Ермака, авторы Кунгурской летописи именно их считали инициаторами похода и с восхищением писали о порядках в казачьей дружине. С.У. Ремезов создал свою «Историю Сибирскую», в основе которой лежат летописи Есиповская, Кунгурская, русские и татарские предания и документы. В ней содержатся сведения о народах Урала и Сибири.(4)
  • - Краткая Сибирская летопись Спасского, изданная в 1820 году. Им же была осуществлена публикация «Чердынские юридические древности»
  • - Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным;
  • - Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.;
  • - Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода;
  • - В Бузуновском летописце,(«Сказания Сибирской земли», найденные А.А. Дмитриевым) также основанном на устных преданиях о Ермаке, содержится версия об уральском происхождении Ермака- Василия Тимофеевича Аленина, родившегося в одной из Строгановских вотчин на реке Чусовая(5), по другим сведениям, введенным в научный оборот Е.К. Ромодановской, он родился в Сольвычегодской части Строгановских владений в с. Борок на Двине.)
  • -В дипломатических документах конца XVI века отражен официальный взгляд на поход - казаки в них также являются исполнителями царской воли. Ни о Ермаке, ни о Строгановых упоминаний в них нет.

Исторические летописи являются ранними историческими произведениями. В них рассматриваются причины, ход, результаты освоения края русскими, даются оценки роли различных общественных сил в этом процессе. Освоение Урала и Сибири продолжили изучать Татищев В.Н., государственный деятель и ученый, главный управитель уральских заводов (1720-1722, 1734-1737гг.), начавший систематическое изучение рукописных хранилищ Урала в Чердыне и Соликамске. Среди других ценных летописей он приобрел в Далматовском монастыре «Летопись ротмистра Станкевича», содержавшую сведения об освоении Урала в 16--17вв.. В трудах Татищева не только некоторые летописи, но и акты официального делопроизводства, законодательные акты.

В конце 30-40-х годов XVIII в. на Урале работал второй отряд Камчатской экспедиции под руководством ученых - натуралиста И.Г. Гмелина и историка Г.Ф. Миллера. Миллер обследовал архивы Чердыни, Верхотурья, Туринска и собрал ценнейшие документальные свидетельства русского освоения Урала и Сибири, использованным им позже при создании «Истории Сибири». Присоединение Урала и Сибири Миллер считал завоеванием, использование природных богатств - государственным делом. А коренные народы считал народами, находившимися в полудиком состоянии. Он первым заинтересовался вопросами этногенеза народов Урала и влиянием русской колонизации на нерусские народы. Он считал, что только благодаря русским феодалам, купцам и церкви местные народы Урала приобщились к христианству и цивилизации.

О колонизации Урала упоминается в работах Соловьева С.М., Ключевского В.О., который назвал характер развития России - «колонизующийся». Крупным исследователем колонизации Урала был историк и археограф Дмитриев А.А. Изучая данные переписных книг XVI - XVII веков, богатый актовый материал, местные летописи, считал, что экономическое развитие Урала XVI - XVII веков зависело от освоения края, в котором главную роль играла не правительственная, а крестьянская и посадская колонизация. Он исследовал пути проникновения русского населения на Урал, происхождение первопоселенцев, эволюцию местных органов управления в ходе освоения земель и т.д. Им были выделены периоды в истории Урала, которые он связывал с этапами колонизации: Новгородский, Московский. Словари И.Я. Кривощекова, посвященные колонизации, содержали сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве.

Трапезников В.Н. считал главной причиной переселения на Урал закрепощение крестьян и классовую борьбу, а основной движущей силой - крестьянство и посадских людей. Утверждал, что русские люди появились на Урале задолго до Строгановых, рассматривал роль монастырей.

В советский период культурным значением колонизации Среднего Урала в разной мере занимались: П.С. Богословский, А.А. Савич, А.П. Пьянков, А.А. Введенский, В.И. Шунков, А.А. Преображенский, В.А. Оборин(заселение и освоение Среднего Урала в ХI- XVIII в.) и др.. В.А. Оборин исследовал наряду с письменными источниками археологические и этнографические, что позволило ему сделать вывод о том, что пашенное земледелие коренного народа (удмуртов и коми-пермяков) существовало задолго до прихода русских. Близость хозяйственного уклада и общественного строя пришлого населения и коренного способствовало заселению и освоению среднего Урала представителями более 15 народностей Урала. Оборин рассмотрел три важнейшие формы колонизации края: крестьянскую, посадскую, монастырско -церковную, и их взаимодействие с правительством. Изучению истории культуры Урала посвящены работы П.С. Богословского(1927г.), Н.Н. Серебрянникова (о пермской деревянной скульптуре), В.В. Данилевского, В.С. Виргинского, В.А. Каменского и др.(6)

В настоящее время в работах В.В. Пундани, В.В. Менщикова разрабатывается тема колонизации Урала.

Известное нам самое первое упоминание о Урале относится к ок. 90г.- 160г.до н.э. На карте древнегреческого ученого Птолемея (под названием Риммейские (Рифейские) горы показаны Уральские горы. Выделяют Северный, Средний и Южный Урал. Средний Урал не отличается высотой, по его территории протекают две большие реки - Чусовая и Исеть.

По данным письменных источников, в VII-V вв.до н.э. на данной территории проживали племена фассагетов, иирков, исседонов, аримаспов, аргиппеев, которые обладали многочисленными стадами животных и сами были отличными всадниками. Над горами летали мифические грифоны - крылатые звери, охранявшие золото(Аристей, Геродот) В русских летописях ХI-ХII в. среди племен, проживающих на данной территории называются пермь, самоядь, югра. В летописях ХIII в. - древние венгры, позднее - племена иткульской культуры (самый известный памятник этой культуры- у города Полевской на горе Думная, металлургический центр, который, вероятно, снабжал продуктами своей деятельности скифо-сарматские племена). В дальнейшем на Урале этнические процессы протекали однотипно, характерным было вливание разных по происхождению и численности этнических групп, особенно во время Великого переселения народов. В настоящее время Урал - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революций и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессий и т.д.)(7)

Таким образом, история заселения и освоения Урала уходит вглубь тысячелетий. О тех временах говорят археологические находки. Верно то, что, находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционных потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. К X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. В сохранившихся летописных документах нет твердого ответа на вопрос об инициативе. Темой колонизации Урала занимались и занимаются многие историки.

Существуют разные точки зрения о времени первого знакомства русских людей со Средним Уралом: XIV, XV или XVI столетия. С Северным Уралом, приуральской югрой - первое достоверное свидетельство принадлежит богатому новгородцу Гюряте Роговичу в конце XI века(1092г.)(8) «Русское продвижение на Урал началось в XI веке, и было первоначально проявлением частной инициативы новгородских, затем московских торговых людей, промышленников, приобретавших у местного, аборигенного населения пушнину в обмен на русские товары. На путях их движения возникали поселения- слободки, зимовье, городки. Шли на Восток и христианские миссионеры.» (9)

Отряды, посланные московскими великими князьями, долго не задерживались: добыв драгоценную пушнину (дань с местного населения), уходили домой, на Русь. В конце XVI в. русские крестьяне стали проникать на земли Зауралья, в верховья реки Исети. «Не случайно русский человек начал уходить за Рифейские горы с давних мест обитания достаточно активно после похода Ермака. Кроме обострения социальных противоречий между «верхами» и «низами» русского общества, раскола русской церкви, роста плотности населения в Европейской России, начинавшегося «земельного утеснения», причиной продвижения русских людей за Урал было стремление найти там более благоприятную природную и социальную экологию.

Уходивший за Урал человек, искавший там «земли и воли», нашел здесь «дебрь плодовитую и скотопитательные места пространные зело, реки пространные зело, в их же воды сладчайшие и рыбы различные множество» Это были природные богатства, почти нетронутые людьми. Здесь не было крепостного права.) (10)

Существует версия, что «первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился: шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, в своей статье «Тысяча миль за полтора года», утверждает, что русские воинские люди бывали в Сибири, «брали там ясак, проповедовали Христову веру. На какое-то время сибирские татары оказывались даже в вассальной зависимости от Москвы, притом задолго до Ермака. Но все эти временные достижения не принесли России никакой пользы, помимо репутации сильного и упорного противника»(11).

Становится очевидным, что заселение и освоение русскими края, находящегося «встречь солнцу», было нереальным без создания достаточно эффективной военно-административной системы.

1)По картам атласа определите особенности географического положения Урала.

Урал вытянут меридионально от побережья Карского моря до степей Казахстана, рубеж между Европой и Азией.

2)Какие субъекты Федерации входят в состав этого природного региона.

Архангельская область, Республика Коми, Тюменская область, Пермский край, Свердловская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область.

Вопросы в параграфе

*Вспомните из начального курса физической географии, к какой группе но высоте можно отнести Уральские горы.

Уральские горы – средневысотные горы.

Вопросы в конце параграфа

1. Самостоятельно охарактеризуйте специфику географического положения Урала.

Урал - горная страна, протянувшаяся от побережья Карского моря до степей Казахстана, рубеж между Европой и Азией. Она пересекает пять природных зон Северной Евразии - тундру, лесотундру, тайгу, лесостепь и степь. Урал издавна считается границей между двумя частями света - Европой и Азией. Граница проводится по осевой части гор, а на юго-востоке по реке Урал.

3. Расскажите об истории освоения и изучения Урала

Древними обитателями Урала были башкиры, удмурты, коми-пермяки, ханты (остяки), манси (в прошлом вогулы), местные татары. Их основными занятиями были земледелие, охота, рыбная ловля, скотоводство и бортничество. Общение коренных народов с русскими уходит в глубь веков. Ещё в XI в. новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Свои первые поселения на Урале они основали в верховьях Камы; сюда их привлекали пушные богатства.

В 1430 г. на Урале было создано первое промышленное предприятие: посадские люди, купцы Калинниковы, основали селение Соль-Камская (современный Соликамск) и положили начало солеварному промыслу. В 1471 г. новгородские земли были присоединены к Московскому государству. Под его власть перешла и Пермь Великая с главным городом Чердынью.

После завоевания Казанского ханства (1552 г.) количество русских переселенцев на Урале сильно увеличилось. Во второй половине XVI в. огромные земельные пространства Прикамья захватили сольвычегодские промышленники Строгановы. Они занимались солеварением и различными промыслами, позднее - горнозаводским делом.

По мере освоения и заселения русскими территории края постепенно накапливались сведения о его богатствах. Первыми «геологами» Урала были выходцы из народа - рудознатцы. Первые сведения о находках ценных руд и минералов относятся к XVII столетию. Тогда же стали добывать железную руду и выплавлять железо.

Присланные в Москву в 1696 г. верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым, и они показали, что уральская руда «плавится с выгодой и полученное из оной железо в оружейном деле не хуже свейского». После этого в 1699г. было начато строительство казённого Невьянского чугуноплавильного и железоделательного завода. Из первого же полученного железа Никита Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их Петру I и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана царём на имя Никиты Демидова. С той поры он и его потомки носили эту фамилию. Так на Урале началась эпоха Демидовых.

XVIII век - век развития горнозаводской промышленности Урала. Изучением природных богатств Уральских гор, их описанием занимается в это время географ В. Н. Татищев. Он обосновал необходимость строительства крупного промышленного центра Урала и выбрал для него место. Так был основан Екатеринбург.

Геологические исследования Урала активно проводились в XIX в. А. П. Карпинским, И. В. Мушкетовым, Е. С. Фёдоровым. Горнозаводскую промышленность Урала изучал и помогал совершенствовать знаменитый учёный Д. И. Менделеев. Почему же Уралу отводилась (и отводится) такая большая роль в жизни страны? Почему именно этот регион, а никакой другой, получил столь высокое звание: «Опорный край державы, её добытчик и кузнец»? Ответы на эти вопросы уходят в далёкие времена.

Медные руды на речке Вые стали известны еще в конце 17 века. В 1721 году здесь построили медеплавильный завод. Правда медная плавка долго не удавалась Демидовым, ибо медная руда была перемешана с железной. Находили наверняка и малахитовые штуфы.

Первое свидетельство о тагильском малахите мы находим у П.Палласа. Осматривая старые медные рудники, к его приезду в 1770 году уже почти заброшенные, он отметил, что "между заводских жильев добывались изрядные медные руды."

Фото Влад Кочурин

После завоевания Сибири Ермаком весь Урал стал российским. Теперь путешественники могли безопасно совершать походы любой сложности и длительности по всему Уралу с севера до юга. В 1666 в царствование Алексея Михайловича группа российских офицеров (46 человек!) совершила переход из Соликамска в Верхотурье по Бабиновской дороге. Один из офицеров (имя его осталось неизвестным) вел дневник путешествия, который почитать очень интересно спустя почти 350 лет.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Введение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прикамье, с исторической точки зрения, - один из интереснейших районов Урала.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из многих любимых героев, которыми гордится уральская земля, один из самых любимых и популярных - казацкий атаман Ермак Тимофеевич. В Пермской и Свердловской областях множество речек, урочищ, скал, населенных пунктов носит имя Ермака и его друзей, сотников Ивана Кольца, Богдана Брязги, Микиты Пана. Имя Ермака было популярно в народе как символ свободы и независимости, в нем видели пример бескорыстного радетеля нужд народных, искреннего служения Родине.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целью представленной работы является изучить исторические материалы о Прикамье и Древнем Урале.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задачи:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проследить заселение Урала с самых древних времен.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определить основные этапы развития Пермского края.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Традиционно Прикамьем называют Пермский край, а его столицей - город Пермь. Постепенно люди осваивали край, который стал для них родным. Здесь 15-18 тысяч лет тому назад встретились два потока палеолитических охотников, осваивающих Евразию после отступления ледника, здесь зародилась и сформировалась Уральская антропологическая раса, к носителям которой относятся представители таких коренных уральских народов, как ханты и манси. Именно отсюда в Восточную Европу распространились технологии получения меди и бронзового сплава. В эпоху средневековья Прикамье было поставщиком мехового товара для международной восточной торговой системы и стало первым районом Урала, куда направился поток древнерусских поселенцев в самом начале культурной колонизации русскими евразийских просторов. Впоследствии Западный Урал - важнейший для России район цветной металлургии.

Глава I Заселение русским народом земель Урала

1.1 Русские в Прикамье " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первые сведения об Урале и Приуралье появляются в русских источниках именно в XI столетии. Под названием Пермь в XI- XIII вв. русским были известны племена вымской культуры - предки коми-зырян, или Пермь Вычегодская, Пермь Старая.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Русские вещи в Прикамье в XI-XIII вв. попадали двумя путями. Вещи южнорусского производства из Черниговской и Киевской земель, а также продукция из русских городов верхней Волги и Оки попадали в Приуралье с булгарскими купцами: пряслица, монеты, браслеты, игрушки погремушки глиняные.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Второй путь проникновения русских изделий в Прикамье - через северные земли, заселенные ближайшими родственниками коми- пермяков. По этому пути русские вещи из Новгорода, Пскова шли вместе с предметами, произведенными финно-угорскими мастерами северо-востока Европы. Следует отметить, что обменные связи были двухсторонними. На Русь из Прикамья поступали меха, различные бронзовые вещи: слитки меди, бронзы. Прикамские украшения найдены в древностях Новгорода, Киева. Даже в далекой Тьмутаракани, русском княжестве, расположенном на берегах Керченского пролива между Черным и Азовским морями, найдена коньковая подвеска прикамского типа.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XIII - первой половине XIV вв. Верхнее Прикамье, если верить сообщению известного путешественника Марко Поло, входило в состав Золотой Орды. Археологи также сообщают, что ордынских вещей в древностях Прикамья найдено достаточно много. Это бронзовые замочки в виде собачек и коней, височные серебреные кольца в виде знака вопроса и многое другое.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В 1332 г. Иван Калита «возверже гнев, на Новгород, прося у них серебра закамьское». Иногда источники называют это серебро «закаменским», что вероятно всего, более точно, так как имелась в виду часть дани, собираемой новгородскими дружинами в Югре - в Приобье, за Уралом, а Урал в XIV - XVII вв. русские именовали «Камень», или «Каменный пояс», дословно переводя мансийское (югорское) название гор - Нер (камень). Безусловно, что «серебро закаменское»- это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах уральских народов. Своих серебряных разработок на Урале не было. В 1333 г. новгородцы уступили Вычегду и Печору Москве, и здесь, на территории нынешних коми- зырян, устанавливается московский аппарат управления. В 1364 г. новгородцы, не желая терять свое влияние на Урале, предпринимает большой поход на восточной склон Камня и в Преобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на р. Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Московского государства было закреплено деятельностью православного миссионера монаха Степана Храпа, позднее названого Стефаном Пермским. В 1383 году московский митрополит Пимен с одобрения Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая позже распространила свою деятельность и на верхнее Прикамья- Пермь Великую 1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

1.2 Русская крестьянская колонизация Прикамья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Переселялись сюда в основном крестьяне русского Севера из бывших ростово-суздальских земель. Причиной такой колонизации был поиск свободных от Феодального гнета земель и естественное увеличение населения в уже обжитых районах. В начале XV в. (между 1401 и 1409 гг.) на верней Каме стоится первый русский городок, названный по имени его основателя Анфаловским. Что нам вообще известно об Анфале Никитине кроме того, что он основал первый русский городок в Прикамье и был новгородским воеводой?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Имя его, к сожалению, почти позабыто. Знают о нём лишь специалисты по средневековой истории Урала и Новгорода. Как удалось выяснить, происходил он из знатного рода. Его отец Никита был посадником в Пскове во времена правления Дмитрия Донского. Кроме Анфала у Никиты было ещё два сына Герасим и Спиридон. От внука Спиридона - Луки Козмича Спиридонова - вели свой род Строгановы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Год рождения Анфала точно неизвестен. Впервые на страницы русских летописей его имя попадает в 1360 году. Новгородские ушкуйники под его началом захватили и ограбили бесермянский город Жукотин близ устья Камы. Сам по себе факт захвата и ограбления города для XIV века обычен. Да и то, что «новгородские мужи» пошли в поход самовольно, без ведома не только Великого князя, но и не спросив «разрешения» городского вече, не удивительно. И раньше неоднократно собирались ватаги «охочих людей» в несколько десятков или сотен человек и уходили на север, северо-восток - в Заволочье, на Печору, на Югру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Только среди названий рек, по которым они шли, постоянно стала упоминаться Кама. Это свидетельствует о том, что к началу ХY в ока центром ушкуйничества стало Верхнее Прикамье, а если говорить точнее – Анфаловский городок.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Откуда же мог брать Aнфал Никитин воинов для своих походов? Летописи пишут о ратях на десятках судов. Не могло же с ним уйти столько двинян. Одним из источников пополнения дружины, возможно, была Вятская земля, вторым, вероятно, было местное прикамское население. В одном из преданий про Перу-богатыря рассказывается о постройке больших кораблей «пыжей» и о походе на них на Волгу, где пришлось сражаться с Казан-баем.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сколько бы могли совершаться походы ушкуйников с Верхнего Прикамья - сказать трудно, но в 1409 году Анфал организовал поход, который оказался для него последним. Во время боя под г. Жукотиным он попадает в плен. Лишившись своего руководителя, движение сходит на нет. Так по иронии судьбы под г. Жукотиным началась военнная карьера Анфала и здесь же через сорок девять лет закончилась.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Долгие девять лет провёл в плену Анфал Никитин, но всё же в 1418 году ему вместе с сыном удается бежать. Он приходит на Вятку и здесь погибает от руки Михаила Разсохина, одного из атаманов вятской вольницы. Одно из преданий рассказывает, что во время битвы между сторонниками Никитина и Разсохина погибло с обеих сторон около двух тысяч человек. Сам Анфал убил девятерых человек. Насколько это верно, судить трудно. Но даже просто участие в вооружённой схватке для Анфала было подвигом, ведь в 1418 году ему было не меньше восьмидесяти лет. Но на этом мы не будем на истории Анфала ставить точку. Вероятно, у истоков небольшой речки под Чердынью было у Анфала Никитина тайное убежище, где он хранил захваченные во время походов сокровища. Возникает вопрос: где же они сейчас? Кто их увёз? Сам он их взять не мог. Наверное, после смерти Анфала их увёз и перепрятал или его сын, бежавший из плена, или же сокровища были вырыты кем-то из сподвижников Анфала, пока он находился в плену. Долгих шестьсот лет хранит земля тайну о кладе средневекового русского авантюриста, воина, полководца и землепроходца Анфала Никитина. Показав нам в августе 1986 года лишь частичку его, возможно, когда-нибудь кому-то она откроет тайну клада полностью. Анфал Никитин - двинский воевода - перешёл на сторону Москвы. Однако и на московской службе он успел поссориться с властями и вынужден был бежать в те места, где не было ни новгородских, ни московских властей. После смерти Анфала городок продолжал использоваться русскими отрядами ещё несколько десятков лет. К сожалению, остатки городка до сих пор не найдены археологами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XV в. русское население проникает в основном на север современной Пермской области. Если верить сообщению чиновника Пермской казённой палаты В.Н. Берха, который в XIX в. изучал древние документы в Соликамске, в первой четверти XV в. вологодские люди Калинниковы начали разработки соляных рассолов на речке Боровой, а в 1430г. перенесли промысел на речку Усолку. Здесь возникает русское промысловое (солеварение) поселение, которое XVI в. превращается в город Усолье Камское (Соликамск). Характерно, что русский солеваренный промысел в XV в. развивается в тех же местностях, где ещё в XI-XIII вв. добывали соль родановцы. К середине XV в. русское население Прикамье возросло настолько, что стало возможным считать север нынешней Пермской области русской землёй, и в 1451 г. московский великий князь Василий II Тёмный передаёт Пермь Великую в качестве удела бывшему вереинскому князю Михаилу Ермолаевичу. Подмосковная Верея перешла великому князю, а бывшая вереинские князя Великопермских. Резиденцией великопермских князей, столицей Перми Великой стал город Чердынь на р. Колве - древнейший русский город Урала из ныне существующих городов. Чердынь имела и второе имя - Пермь Великая. Судя по всему, она возникла на месте двух ещё родановских городищ, и долгое время была совместным пермяцко - русским поселением 2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Глава II Пермский край в эпоху палеолита

2.1 Заселение Урала человеком

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к древнекаменному веку.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. До " xml:lang="en-US" lang="en-US">XVII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> столетия н.э. человек в Прикамье прошел большой путь. Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность - ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Приуралья.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур - предков современных коми и удмуртов. Через сарматские, а потом через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Х века в пермских землях торгуют булгарские купцы, а в " xml:lang="en-US" lang="en-US">XII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в. земли народа вису становятся частью булгарского феодального государства. Булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови 3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название «пермь» закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках " xml:lang="en-US" lang="en-US">XIV " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, Усть-Катавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени, и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Кроме стоянки Талицкого, в этом районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помимо этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяц беляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Заключение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исходя поставленных задач, в ходе работы я могу сделать вывод, что на Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов. Развиваясь по своим внутренним законам население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наша сегодняшняя история не столь ярка и радостна, как многие периоды прошлого. Приходят в запустение целые поселки и города. Все это последствия неудачных социальных экспериментов, в том числе и по переделке нормального трудолюбивого человека, заботливого, в потребителя не помнящего своих корней.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Список использованных источников и литературы

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Шилов В.В. История и культура Северного Прикамья. Березники, 1995. Кн. 1. С. 15-21, 62-67.

1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / под ред. А.М. Белавина. Пермь, 1996. С.15-42.

3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

PAGE \* MERGEFORMAT1