Парки и скверы замоскворечья. История

Замоскворечье – исторический район старой Москвы. История Замоскворечья ведёт своё начало с XIII века, когда вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды. В XIII-XIV веках на территории Москвы, к югу от Кремля, находились заливные луга, болота, перелески, и несколько небольших озёр. Тогда же, в этой местности, получившей название Заречье, вдоль дороги начали селиться люди из разных поселений.

Со времён Великого князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского – на узкой полоске земли, напротив Кремля, находились княжеские, а затем царские сады, давшие этой территории имя Садовники.

В Средние века в Замоскворечье одна за другой стали появляться ремесленные слободы садовников, кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), кузнецов, толмачей (переводчиков), ордынцев (возивших дань в Орду), казаков, кожевников. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц (Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Кожевническая улица и др.).

На окраине Заречья казанские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок. Монетные переулки около Земляного вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе.

При Петре I слободской уклад постепенно умирает, а территорию Заречья, расположенную внутри Садового кольца, застраивают дворянскими дворцовыми усадьбами и домами купцов. Район приобретает значение купеческого центра Москвы, так ярко описанного великим драматургом А. Н. Островским, который и сам родился в Замоскворечье, на улице Малая Ордынка в доме № 9. Но, к сожалению, А. Н. Островский, показал нам только одну сторону купечества (купцы-самодуры), а они были еще и купцы – меценаты. Это купец Савва Морозов на свои средства построил Московский Художественный театр, а купец Н. Рукавишников открыл приют для малолетних преступников, 90% из которых возвращались к нормальной жизни, купец Третьяков подарил Москве художественную галерею. Этот список продолжать можно и дальше.

В 1896 году,к коронации Николая II, на Раушской набережной построили Центральную электрическую станцию (ныне МГЭС-1).

В начале XIX века, после наполеоновского нашествия и опустошительного пожара, Москве фактически пришлось воскресать из пепла. Хотя через два десятка лет в Замоскворечье нельзя было найти следов разрушений. Восстановился и сложившийся здесь особенный образ жизни купцов и мещан. Большая Ордынка сложилась в 13 веке как дорога из русских земель в Орду. А идущая почти параллельно ей Пятницкая улица возникла в конце XIV - начале XV века. В XVII веке по общим улицам расселились стрельцы. Память об этом сохранилась в наименовании Пыжи и Вишняки (по полкам Пыжова и Вишнякова). Вне военных действий стрельцы занимались торговлей и ремесленничеством. На средства стрельцов этих полков возводились храмы Николы в Пыжах и Троицы в Вишняках.

Со второй половины XIX столетия район все активнее заселялся интеллигенцией. Здесь жили и работали многие выдающиеся деятели российской культуры. На Пятницкой улице во флигеле купеческого дома в 1854–1855 годах снимал квартиру молодой Лев Толстой; в доме на Большой Ордынке, известном как Куманинское подворье, у своей тетки часто бывал Федор Достоевский. В советское время в квартире № 13 этого дома жила семья известного писателя-сатирика Виктора Ардова. Здесь, начиная с 1939 года, часто и надолго останавливалась Анна Ахматова. Пятницкая, Валовая улицы и Монетчиковские переулки связаны с деятельностью известного русского издателя и просветителя Ивана Сытина.

«Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание» - так француз Теофиль Готье описывал панораму Замоскворечья, любуясь ею с высоты Кремля. Действительно, Замоскворечье и сейчас остается одним из наиболее живописных и интереснейших районов старой Москвы.

Какой я вижу визитную карточку Замоскворечья

Надо сказать, что еще в древности Замоскворечье делилось на Пятницкую и Якиманскую. В советское время на их месте были два района: Москворецкий и Октябрьский с границей по ул. Б. Ордынка. Сейчас район Замоскворечье расположен вправо от ул. Б. Ордынка, сюда же входит и часть Острова вправо от улицы Балчуг. Но мои предложения по знакомству с Замоскворечьем распространяются на исторически сложившуюся часть города, т. е. на Пятницкую и Якиманскую, включая Остров.

1. Так как самые большие стрелецкие слободы и, вообще военные поселения, находились в Замоскворечье, то в память об этом я хочу предложить для знакомства с достопримечательностями этого района Москвы здание Кригскомиссариата (Штаб Московского военного округа), который является украшением Космодамианской набережной (д. 24). Оно само по себе – достопримечательность с богатой историей.

2. Ну, какое же Замоскворечье без Третьяковской художественной галереи, которая известна не только в России, но и во всем мире. Она по праву занимает почетное место в моей визитной карточке Замоскворечья.

3. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (Ф. Эйнема) основана в 1851 г. Бережно хранят кондитеры историю и традиции качества своей продукции. Конфеты этой фабрики «Замоскворечье» и натолкнули меня на идею этого проекта. Поэтому визитная карточка Замоскворечья была бы неполной без «Красного Октября».

4. Невозможно представить себе Замоскворечье без купечества, поэтому я бы предложила для обзора сохранившийся в Голутвинском переулке настоящий купеческий дом (правда не реставрированный), в котором родился Н. М. Третьяков.

5. Известно значение религии и православных храмов для русских людей. Самым известным в Замоскворечье считается храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах (Новокузнецкая ул. , д. 7/15).

Завершает визитную карточку Замоскворечья гербовая эмблема района, с крестообразно положенными золотым бердышом (знак воинских заслуг жителей стрелецких слобод) и кадуцея (символ торговли).

Выполняя проект «Визитная карточка Замоскворечья», я открыла для себя один из старейших районов Москвы, имеющий замечательную историю. Узнала откуда произошли названия улиц и набережных этой части города, познакомилась с замечательными храмами, имеющими многовековую историю и вновь отреставрированными в наше время. Я много узнала о купцах-меценатах, а не только о купцах-самодурах. Я смогла «оживить» в своем воображении фантик конфеты «Замоскворечье» и составить свою визитную карточку Замоскворечья.

Велопрогулки по центру российской столицы так меня впечатлил, что я решил продолжить знакомство с непарадной его частью. Поэтому следующим утром мне предстояло покататься по Замоскворечью - историческому району, находящемуся южнее Кремля, на противоположной стороне Москвы-реки. Русло которой, в этом месте, круто изгибается, образуя полуокружность. Заселяться данная местность начала достаточно давно, ещё в XIII веке здесь проходила дорога, ведущая в Золотую Орду, вдоль которой и были построены первые дома. Население Замоскворечья с самого основания имело пёстрый национальный состав, что отражено в названиях здешних улиц. С данного направления чаще всего случались нападения на Москву, что несколько сдерживало развитие района. Сильно пострадало Замоскворечье в Смутное время. На его территории шли сильные бои, именно тут войско Минина и Пожарского разбило поляков. К началу XIX века значительную часть здешнего населения составляли купцы и мещане, образ жизни которых создавал особую атмосферу, с налётом провинциальности, несмотря на близость сердца Москвы. В XX веке, когда столица активно перестраивалась, Замоскворечья, это коснулось меньше, чем многих других её частей...
Висячий Крымский мост (1938 г) является частью Садового кольца. Он обладает весьма внушительным речным пролётом - 168 метров. Построен на месте ранее существующих мостов, первым из которых был Никольский деревянный. Отсюда начиналась Старая Калужская дорога.

С левой стороны тянется серая коробка Центрального дома художников, в котором (в том числе) размещена часть экспонатов Третьяковской галереи. Вокруг огромного сооружения разбит парк и выставлена скульптура. Судьба здания неясна. Часть просвещённых москвичей выступает за его снос, другая часть служителей муз и просто активных граждан, не менее просвещённых и одухотворённых, чем те, первые, борются против этого. Схватка идёт тяжёлая, и не хотелось бы, чтобы это противостояние как-то повлияло на процесс создания духовных ценностей, появления которых с нетерпением ждёт российское общество. Со своей, незаинтересованной стороны, могу сказать, что холст художника тоже имеет простую форму, и только после того, как мастер заполнит его некоторым количеством краски, становится возможным говорить о ценности произведения. Так и в этом случае. Может быть, оставить всё, как есть, и лучше заняться искусством, а на сэкономленные средства построить Дома Культуры в нескольких районных центрах России?
Посмотрим на две предложенные для обозрения работы.

Кажется, этого молодого человека я где-то видел...

Схема расположения улиц в Замоскворечье крайне сложна. Поэтому, в качестве основных направлений выберем самые крупные из них, идущие, кстати, под углами друг к другу и пересекающиеся. Их важность для данного места видна из названий. Большая Якиманка, Большая Полянка и Большая Ордынка (есть и Малые). Интересных названий здесь очень много, почти все они появились давно и связаны с прежним видом или назначением данного места. Поворачиваем на Большую Якиманку и начинаем поход в Замоскворечье.
Новая церковь Казанской иконы Божьей матери на Калужской площади.

Храм Иоанна воина (1713 г) был возведён по распоряжению Петра I в память о Полтавской битве. В советское время работал и принял некоторые святыни из закрытых соседних церквей.

Дом Игумнова, похожий на огромный каменный терем (начало XX века), был закрыт строительными лесами, но некоторое представление о нём поможет составить резная ограда.

Ближе к Садовому кольцу немало современных зданий.

Под их сенью можно обнаружить более ранние строения.

Кинотеатр "Ударник" был открыт в 1931 году наркомом просвещения А. В. Луначарским. Он обладает раздвижным куполом, который, правда, раскрывался всего один раз - в день открытия. Затем механизм заклинило. В настоящее время не работает. Есть планы создать в нём музей современного искусства.

Резиденция посла Великобритании находится в бывшем особняке сахарозаводчика П. И. Харитоненко (1899 г) на Софийской набережной. Здесь останавливались все премьер-министры этой державы во время своих визитов в Москву.

Дом Лобкова построен в 1816 году на месте старой усадьбы.

Штаб-квартира Роснефти расположилась в бывшем Доме бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц (1903 г).

В комплексе Софийской церкви (1682 г, последующая перестройка) шёл ремонт, а потому часть зданий была покрыта лесами.

Знаменитый Дом на набережной (1931 г). Был построен для проживания руководящих работников и иных нужных граждан. Он плотно увешан памятными досками с известными фамилиями. Уровень комфорта в квартирах был достаточно высоким для своего времени. Статус сооружения подчёркивает его месторасположение. На противоположной стороне Москвы-реки находится Кремль.

Памятник Петру I (другое название 300-летию российского флота). Гигантское сооружение Зураба Церетели, высотой 98 метров, воздвигнуто в 1997 году на искусственном острове отсыпанном в русле Москвы-реки. В 1990-х годах были и иные варианты памятника данному событию, созданные другими авторами. В частности, предложенный скульптором Л. Е. Кербелем . Возможно, работа Льва Ефимовича лучше соответствует высоким вкусам специалистов в области скульптуры и искусства вообще. Но, боюсь, рядовой гражданин, а таковые, к сожалению, пока ещё составляют большинство, прошёл бы мимо него без особого воодушевления, в то время, как скульптура Церетели известна во всём мире и привлекает к себе внимание. Кроме всего прочего, это сложное инженерное сооружение, создание которого добавило свою толику в копилку опыта отечественных зодчих.

Начинается Болотная площадь, получившая известность проходящими на ней митингами. Она оказалась не столь велика, чтобы вместить всех желающих выразить благородный протест против чего-нибудь. Значительная часть её засажена цветами и занята газонами. Где же находятся те десятки, а то и сотни, тысяч возмущённых граждан России? Неужели они топчут зелёные насаждения, которых сами не сажали? Навстречу идут две девушки.
- Девушки, скажите, пожалуйста, а это и есть Болотная площадь, где проходят митинги?
- Да, она...
- Но тут же места мало. Люди что, по цветам ходят?
- Не знаем. Мы на митинги не ходим...
Не будем их порицать за отсутствие активной гражданской позиции. Возможно, они в это время находятся на учёбе или работе, что тоже неплохо...
Когда-то на этом месте были казнены Степан Разин и Емельян Пугачёв, выступившие против государственной власти. Сейчас делать это стало гораздо безопаснее...

Памятник живописцу И. Е. Репину был установлен в 1958 году. С 1962 до начала 1990-х площадь даже носила его имя.

Композиция Михаила Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых" возвращает нас в XXI век, когда наша страна старается сопротивляться легализации этих самых пороков, возмущая, тем самым, цивилизованную часть человечества.
Дети с завязанными глазами двигаются среди фигур, изображающих наркоманию, проституцию, воровство, алкоголизм и другие нехорошие занятия, которые пока ещё встречаются в нашей жизни. Возвышается над всеми статуя Равнодушие (в правой части фотографии), что абсолютно верно, т.к. именно с гнеё всё и начинается. По воспоминаниям автора, то, как должна выглядеть фигура Садизм, было очень точно показано ему Юрием Лужковым.

В Замоскворечье зреет неплохой урожай прочности многих московских семей.

Северная часть Замоскворечья стала островом после строительства Водоотводного канала, проложенного по старице Москвы-реки, вдоль её существующего русла. Исторический район Кадашёвская слобода выходит к каналу Кадашевской набережной. Застройка её сформирована, в основном, в конце 1990-х годов на месте старой, снесённой перед этим. Велосипед, находящийся на переднем плане, украшен обручальными кольцами и предложением устройства торжества. Рассчитан на четырёх человек.

Церковь Воскресения в Кадашах. Кирпичный храм был сооружен в 1656 году и простоял около 30 лет. От него осталось несколько фрагментов. Нынешнее здание возвели в 1687 году, колокольню в 1695 году. Церковь сильно пострадала во время войны 1812 года. В советское время не работала. В настоящее время у неё также имеются некоторые проблемы, о которых можно прочитать на информационных щитах, находящихся у входа.

Жилое здание начала XIX века.

Главный корпус Государственной Третьяковской галереи находится в здании, которое семья Третьяковых купила в 1851 году. По мере роста числа экспонатов коллекции, к нему производились пристройки. Нынешний фасад появился в 1904 году. У входа в музей находится памятник его основателю П. М. Третьякову. Ранее на этом месте стоял памятник И. В. Сталину, хранящийся сейчас во дворе комплекса.

В 1930-х годах напротив Третьяковской галереи был построен дом для писателей. Перечислять фамилии его знаменитых жильцов не имеет смысла, т.к проще заглянуть в историю советской литературы. Жили здесь также и служители иных муз. Само здание выглядывает из густой зелени прямоугольной коробкой. Посмотрим фонтан, находящийся в его дворе.

Усадьба Демидовых (конец XVIII века). В настоящее время здесь расположена Научная педагогическая библиотека им. Ушинского. Почему-то на воротах висит объявление о книжной распродаже. Все книги по 100 рублей...

Церковь Николы в Толмачах (1697 г). Колокольня возведена в 1834 году.

Памятник болгарскому коммунисту Георгию Димитрову. Похоже, что изображён он показывающим кулак Герману Герингу, который хотел обвинить его в поджоге Рейхстага.

Храм Иверской иконы Божьей матери (1901 г) на территории больницы.

Храм Григория Неокесарийского был воздвигнут в конце XVII века на месте деревянной церкви, построенной князем Василием III Тёмным. С этого места возвращавшийся из татарского плена князь увидел Кремль. Церковь имела статус придворной и посещалась членами императорской фамилии. В 1930 году Моссовет принял решение снести колокольню для расширения тротуара. Но позже остановились на компромиссном варианте, прорубив в ней проход для пешеходов.

Иконостас обратил на себя внимание чёткой геометрией.

Во дворе виднелось деревянное сооружение. Но меня остановил служитель:
- Туда нельзя...
- Почему?
- Нельзя...
- Жаль, хотел за честь России перед Украиной постоять...
- То есть?...
- Дело в том, что в своём путешествии по Украине я ни разу не сталкивался с подобными запретами. А какие у них деревянные церкви красивые сейчас строятся... Хотел показать, что и в России кое-что сделано, но часто и того, что есть, не сфотографировать...
Служитель задумался, видимо, его заело...
- Проходите... - он открыл дверь.
Но тут же опомнился:
- Только недалеко...

Успенская церковь в Казачьей слободе (1695 г).

Новое здание неподалёку.

И перспектива улицы. Оба автомобиля не движутся. Кстати и у того, и у другого номера явно не московские. Видимо, сама дорожная атмосфера российской столицы, в которой за парковкой автомобилей следит только молодёжная организация "Стоп хам", подталкивает водителей к нарушению ПДД.

Здание филиала Малого театра приобрело нынешний вид в 1914 году.

Усадьба Киреевых - Морозовых - Карповых (начало XIX века).

Храм Иверской иконы Божьей Матери (1802 г).

Несколько здешних усадебных домов, предположительно XIX века. Ими Замоскворечье богато, как ни один другой район Москвы.

Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной после гибели её мужа, великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, генерал-губернатора Москвы. Он пал от бомбы революционера Ивана Каляева. Княгиня видела задачу заведения в оказании духовно-просветительской и медицинской помощи нуждающимся. В советское время помещения были заняты другими организациями. В настоящее время обитель восстановлена в своих правах. На фотографии показан Покровский собор.

Памятник основательнице.

Замоскворечье — обширный и исключительно интересный район к югу от Кремля. Здесь сохранились удивительные архитектурные памятники: , церковь Климента папы Римского, здание Третьяковской галереи, храм Георгия Неокессарийского и множество других исторических достопримечательностей. Это одно из любимых мест прогулок москвичей. В последние годы многие улицы и переулки Замоскворечья преобразились: появились широкие тротуары, стильные фонари, скамейки, велосипедные дорожки. В этом районе открыто большое количество .

Замоскворечье. «Москва в Москве».

В Средние века москвичи не решались селиться за Москвой-рекой. Слишком опасно здесь было жить - с юга на Москву набегали татары. Память о том, что через Замоскворечье шла дорога в Золотую Орду, сохранилась в названии его древнейших улиц: Большой и Малой Ордынки.
В районе современной Большой Татарской улицы находилась Татарская слобода, где жили татарские послы со своей свитой. Их грамоты, написанные на тюркском языке, переводили «толмачи» — так в Замоскворечье появились Толмачёвские переулки. Жили в этом районе и стрельцы, защищавшие Москву от новых набегов. Оружие для них ковали здесь же, в Новой Кузнецкой слободе; память об этом - в названии Новокузнецкой улицы и станции метро «Новокузнецкая».

Напротив в XVI-XVII вв. жили царские садовники, ухаживавшие за Государевым садом - большим регулярным парк за Москвой-рекой. В его парниках они ухитрялись выращивать даже дыни! Государева сада в Москве нет уже более 300 лет, но до сих пор есть Садовническая улица и Садовническая набережная, проходящие там, где когда-то цвели сады.
В XVII веке татары перестали беспокоить Москву. В Замоскворечье стали селиться ремесленники: кузнецы, ткачи и даже монетчики. Самая известная слобода Замоскворечья - Кадашевская. Ее мастера ткали полотно для царского двора и были очень богаты - это заметно по храму Воскресения Христова. О старых московских слободах напоминают Кадашевские, Монетчиковские переулки, Овчинниковская набережная.

В XVIII-XIX вв. район облюбовали купцы. Их быт и нравы колоритно отразил в своем творчестве . Он родился и вырос в Замоскворечье, в доме на Малой Ордынке. Замоскворецкими купцами были А. Бахрушин и П. Третьяков - тонкие знатоки и неутомимые собиратели произведений русского искусства, в их домах сегодня находятся театральный музей и знаменитая Третьяковская картинная галерея.

В XX веке Замоскворечье не избежало судьбы остальной Москвы: перепланировка, надстройки и сносы. По генеральному плану 1935 года здесь должен был быть пробит недостающий участок Бульварного кольца, а уютные переулки и дворы между Пятницкой и Якиманкой - снесены. Война помешала этим планам исполниться, однако следы «сталинского кольца» никуда не исчезли: широкий Садовнический проезд, застроенный сталинскими домами, «Радиодом» и «Дом писателей», стоящие на линии планировавшегося кольца. Самые большие потери Замоскворечье понесло в 1970-х - 1980-х гг., когда была расширена Якиманка, превращенная в широкий проспект.

Ныне Замоскворечье - один из немногих районов центра Москвы, где до сих пор ходят трамваи: культовая «Аннушка» (трамвай №А) и знаменитый трамвай №39, на котором можно проехать от Чистых прудов до МГУ имени Ломоносова.

Полянка и Якиманка

На первый взгляд, Якиманка ничем не отличается от современной улицы в спальном районе. Однако, присмотревшись, можно заметить церковь Иоанна Воина (ул. Большая Якиманка, 46) - замечательный памятник «петровского барокко». Строительством руководил архитектор Иван Зарудный, автор знаменитой «Меншиковой башни» (храм Архангела Гавриила на Чистых прудах). У двух этих храмов есть схожие черты: лепнина, волюты, балконы с балюстрадами, круглые окна-люкарны. В 1928 году в церковь был перенесён барочный иконостас XVIII века из снесённой церкви Трёх святителей у Красных ворот.

Напротив храма Иоанна Воина находится двухэтажный каменный терем с крещатыми сводами, башенками, шатрами и изразцами. Его хозяином был Николай Игумнов, богатый ярославский купец, решивший в 1895 году построить себе особняк в духе дивного узорочья XVII века. Тогда псевдорусский стиль был очень популярен - вспомним здания Исторического и Политехнического музеев, Музея Отечественной войны 1812 года, Верхних торговых рядов (ГУМ). Сейчас в особняке находится посольство Франции.

Полянке повезло больше, чем Якиманке: её не расширяли и практически не ломали. Здесь сохранилась одна из самых красивых московских церквей, иконы для которой писал в XVII веке легендарный Симон Ушаков, - храм Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, дом 29А). Она построена в духе дивного узорочья; её украшают поливные изразцы, шатровая колокольня, «пена кокошников». После реставрации на колокольню храма подняли куранты, которые каждый час вызванивают «Спаси Господи люди твоя».

Район Кадаши и Лаврушинский переулок

Обойдя церковь Григория Неокесарийского по Старомонетному переулку, можно увидеть купола церкви Николы в Толмачах. Пройдя в сторону храма по Большому Толмачёвскому переулку, можно увидеть ворота усадьбы Демидовых (Большой Толмачёвский переулок, дом 3) - магнатов российской металлургии. Известный философ Владимир Соловьёв называл этот дом «барским оазисом среди купеческого Замоскворечья». Ограда дома отлита из чугуна на одном из демидовских заводов в XVIII веке. Само здание, украшенное барельефами и круглыми медальонами, - замечательный памятник московского классицизма конца XVIII века. Сегодня здесь находится библиотека.

От дома Демидовых начинается Лаврушинский переулок, известный на весь мир благодаря Третьяковской галерее. Рядом стоит огромный (Лаврушинский переулок, дом 17), построенный в 1937 году для советских писателей на красной линии будущего замоскворецкого участка бульварного кольца. Здесь жили И. Ильф, Е. Петров, Б. Пастернак, К. Паустовский, А. Барто и многие другие. Обязательно загляните в арку: во дворе дома писателей сохранились старинные каменные палаты XVII века.

Сердце Лаврушинского переулка - Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10). Её главное здание располагается в собственном доме Третьяковых, который они подарили городу. Нарядная пристройка, напоминающая сказочный терем, появилась в 1902-1904 гг.; её возвёл архитектор А. Калмыков по проекту В. Васнецова. Также в Лаврушинском переулке находится Инженерный корпус, где проходят временные выставки.
В пяти минутах ходьбы от Третьяковки находится храм Воскресения в Кадашах (2-ой Кадашевский переулок, дом 7, стр. 4) - шедевр московской архитектуры. Украшенные белокаменной резьбой наличники, гребешки и порталы контрастируют с кирпичной кладкой стен и создают ощущение лёгкости, столь характерное для храмов «нарышкинского барокко» (другой яркий представитель этого стиля - храм Покрова в Филях). С колокольни храма, высотой более 43 метров, открывается великолепный вид на Кремль и Замоскворечье. При церкви работает музей истории Кадашевской слободы.

Улицы Большая и Малая Ордынка

Большая и Малая Ордынка – две древние улицы Замоскворечья, по которым когда-то шла дорога в Золотую Орду. Сегодня это тихое место, сохранившее немало старых церквей и особняков. Недалеко от Третьяковской галереи находится храм Иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость (ул. Большая Ордынка, дом 20), шедевр московского классицизма. Над его постройкой работали знаменитые архитекторы Василий Баженов и Осип Бове. Первый построил колокольню и трапезную, второй - сам храм, выполнив его в виде ротонды с окаймляющим лепным фризом. Первоначальное убранство сохранилось почти полностью.

Чуть дальше по Большой Ордынке храм святителя Николая в Пыжах (ул. Большая Ордынка, дом 27 а8/стр. 1). Пыжи - это стрелецкая слободка, названная так по фамилии полковника Богдана Пыжова. Церковь Николая на Ордынке - прекрасный образец московского «дивного узорочья» XVII века с характерными для этого стиля резными наличниками, декоративными кокошниками и шатровой колокольней.

В двух шагах от Никольской церкви находится (ул. Большая Ордынка, дом 34). Её основала великая княгиня Елизавета Фёдоровна - вдова убитого террористами в 1905 году московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Послушницы обители, не постригаясь в монашество, служат людям: помогают больным, нищим, бездомным. В центре находится храм Покрова, похожий на средневековые церкви Новгорода и Пскова - редкий памятник модерна в церковном зодчестве. Храм расписывал известный художник М. Нестеров (автор «Видения отроку Варфоломею).

Прогулка по Ордынке будет неполной без посещения дома-музея великого русского драматурга XIX века А.Н. Островского. Он родился в 1823 году в небольшом деревянном доме (ул. Малая Ордынка, дом 9/12). Такие дома строили после пожаров войны 1812 года купцы и небогатые дворяне. Сегодня здесь открыт музей писателя - настоящий островок старинного Замоскворечья с деревянными лестницами, обитыми красным бархатом стульями и скрипучими половицами.

Пятницкая улица

В старину Пятницкая была главной торговой улицей Замоскворечья. Своё название она получила от церкви Параскевы Пятницы, которую считали покровительницей торгового сословия. Храм снесли в 1935 году, сейчас на этом месте находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая».

В самом начале Пятницкой направо отходит уютный Черниговский переулок. Он сохранил две святыни: церковь Михаила и Фёдора Черниговских (Черниговский переулок, дом 3) и церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (ул. Пятницкая, дом 4/2, стр. 1). Первая церковь была построена в 1572 году на месте, где, по преданию, москвичи встретили мощи убитых в Орде за веру князей-мучеников, Михаила и Фёдора Черниговских, и перестроена в камне в 1675 году. Это еще один прекрасный образец московского «дивного узорочья».

Внимание туриста неизменно привлекают прекрасные вазоны и лепнина колокольни храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, которая выходит на Пятницкую улицу. Название говорит о том, что в XVI веке, когда итальянский архитектор Алевиз Новый построил здесь первый храм, эти места ещё не были обжиты и здесь шумели сосны.

Самой необычной считается (ул. Пятницкая, дом 26, стр. 1). У этой тогда ещё деревянной церкви в 1612 году русское ополчение Минина и Пожарского разгромило польско-литовские войска - началось освобождение города. В 1756-1769 гг. было построено грандиозное барочное здание храма с трапезной и колокольней. Кто создал этот шедевр - доподлинно неизвестно. Разные историки приписывают авторство П. Трезини, И. Яковлеву и К. Бланку. Внутри храма сохранился оригинальный барочный иконостас и росписи, снаружи - кованая ограда.

В конце Пятницкой улицы расположился известный «дом со львами» - особняк семьи Рекк (ул. Пятницкая, дом 64). Его построил С. Шервуд (сын В. Шервуда, автора здания Исторического музея) в 1897 году в духе эклектики. Левая часть, украшенная кариатидами и круглыми окнами-люкарнами, восходит к барокко; правое крыло с выходящим на улицу коринфским портиком и львами - к позднему классицизму или ампиру.

Замоскворечье – один из самых колоритных московских районов. Здесь до сих пор ощущается дух старой Москвы. До переноса столицы в Санкт-Петербург в 1713 году за Москвой-рекой располагались слободы – поселения ремесленников. Память о них хранят названия улиц и переулков: например, Новокузнецкая улица (вдоль нее существовала Кузнецкая слобода), Кадашевские переулки (здесь была Кадашевская слобода – поселение ткачей) или Овчинниковские переулки и набережная (названы по слободе овчинников – ремесленников, которые производили изделия из шерсти). В Замоскворечье много церквей и палат, построенных в XVII веке жителями слобод.

XVIII и XIX века – эпоха купеческого Замоскворечья. Первая ассоциация, которая приходит на ум, когда мы говорим о Замоскворечье, – это купцы. Именно купеческая застройка преобладает в районе. Здесь встречаются оригинальные особняки, детали которых отражают характеры владельцев-купцов. Например, дом Алексея Бахрушина, похожий на неприступный средневековый замок. Визитной карточкой Замоскворечья испокон веков были и остаются церкви. В районе представлены все стили московской церковной архитектуры: русское узорочье, барокко, классицизм, ампир, неорусский стиль и др.

Третьяковская галерея

Самый известный московский музей основан в конце XIX века известными купцами и меценатами – Павлом и Сергеем Третьяковыми, которые безвозмездно подарили свои коллекции в дар городу. Галерея расположена в бывшей усадьбе братьев Третьяковых. Фонд музея значительно пополнился после революции собраниями дворянских и купеческих семей. В залах Третьяковки представлены древнерусские иконы и картины русской живописной школы. Двигаясь по хронологически расположенным залам, можно подробно изучить русское изобразительное искусство с XVII по XIX век.

Церковь Воскресения в Кадашах

Церковь Воскресения в Кадашах – выдающийся памятник московской архитектуры XVII века. Храм построен в конце столетия и находится на границе двух ярких стилей Москвы: русского узорочья и московского барокко. Эта высокая двухъярусная церковь имеет особенную систему наружных украшений, которые развиваются от земли к небу. Поэтому взгляд входящего на церковный двор плавно скользит вверх и останавливается на изящных белокаменных украшениях и золотых главах. На храме Воскресения в Кадашах сохранились уникальные для Москвы солнечные часы XVII века.

Усадьба Демидовых

Усадьба Демидовых – редкий для Замоскворечья пример дворянской усадьбы эпохи московского классицизма. Усадьба была построена в конце XVIII века архитектором круга Матвея Казакова – главного мастера классицистической Москвы. Хозяин усадьбы – Прокофий Демидов – богатейший человек той эпохи, владелец металлургической империи на Урале, известный благотворитель. Парадный фасад дома украшен мощным колонным портиком и увенчан фронтоном. Но главное украшение демидовской усадьбы – это ажурная ограда, шедевр литейного искусства XVIII века.

Храм Григория Неокесарийского

Церковь строили и украшали лучшие мастера второй половины XVII века: архитекторы Иван Кузнечик и Карп Губа, иконописцы Симон Ушаков и Гурий Никитин, изразцовых дел мастер Степан Полубес. За строительством этого замечательного памятника русского узорочья следил лично царь Алексей Михайлович. Существует легенда, что здесь царь венчался с Натальей Нарышкиной. Церковь Григория Неокесарийского даже в официальных документах называли «красной», то есть красивой. Говорят, что французский император Наполеон пленился ее красотой и велел своим солдатам охранять храм от огня московского пожара в 1812 году.

Церковь Климента папы Римского

Храм Климента папы Римского – вершина стиля барокко в Москве. Столь грандиозные церкви редки для Замоскворечья. При возведении храма была применена стилистика дворцовой архитектуры, свойственной, например, европейским замкам. Храм Климента строился во второй половине XVIII века на деньги богатейшего московского купца Кузьмы Матвеева, годовой доход которого составлял полмиллиона рублей. Совсем недавно закончилась реставрация храма. Реставраторы восстановили барочный иконостас, который занимает все пространство центральной части церкви.

Музей А.Н. Островского

Великий русский драматург Александр Островский родился в самом сердце Замоскворечья – на тихой улице Малой Ордынке. Дом, в котором сегодня расположен музей Островского, до революции был домом дьякона церкви Покрова Богородицы в Голиках. В этом доме отец Островского несколько лет снимал часть первого этажа. В 1930-е годы храм разрушили. К счастью, та же участь не постигла родной дом драматурга. Сегодня здесь располагается замечательный музей. Его экспозиция рассказывает и о биографии Островского, и о русском театре, который создавал драматург.

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия была основана великой княгиней Елизаветой Романовой в 1909 году. В обители разместились больница, приют для мальчиков и девочек, бесплатные аптека, библиотека и столовая. Церковь во имя Покрова Богородицы построил мастер неорусского стиля Алексей Щусев – будущий создатель мавзолея Ленина. Покровский храм стилизован под малые церкви Новгородской земли XII-XVI веков со всеми типичными для этой эпохи архитектурными чертами и деталями. В советское время обитель была закрыта, а в 2009 году ее открыли вновь.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной

На Берсеневской набережной сохранился целый комплекс зданий XVII века. В 1650-е годы купец Аверкий Кириллов построил здесь каменные палаты и церковь Николая Чудотворца – признанные шедевры русского узорочья. Палаты и храм богато украшены белокаменными деталями и изразцами. Величественность этих сооружений, а также огромное количество ярких украшений говорят о богатстве и авторитете Аверкия Кириллова: он был состоятельным купцом и влиятельным чиновником. В XVII веке существовал крытый переход от палат к Никольской церкви. К сожалению, в советское время была разрушена колокольня храма.

Храм иконы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

Эта церковь – плод творчества двух выдающихся архитекторов Москвы разных эпох и стилей. Сначала в конце XVIII века колокольню и трапезную храма выстроил Василий Баженов – мастер классицизма. А сорок лет спустя главный архитектор ампирной Москвы Осип Бове построил пышную ротонду, выходящую на Большую Ордынку. Церковь прославилась благодаря чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая находится в левом приделе храма. Внутреннее убранство церкви поражает воображение: здесь во всей красоте проявляется величие и грандиозность ампира.

Театральный музей Алексея Бахрушина

У истоков театрального музея, появившегося в Москве в конце XIX века, стоит знаменитый московский промышленник и меценат Алексей Бахрушин. Для того чтобы собрать свою коллекцию, Бахрушин объездил множество стран и потратил целое состояние. Музей размещается в бывшем доме купца, который построил известный архитектор Карл Гиппиус в формах ранней английской готики. Сегодня это один из самых больших театральных музеев в мире. Его коллекция состоит из более полутора миллионов экспонатов. В музей Алексея Бахрушина приезжают любители театра со всего мира.

Денис Дроздов

Недавно были на пешеходной экскурсии по району Москвы – Замоскворечье. Билеты решили прикупить, увидев акцию сайта купонов. Просто так, наверняка, и не пошли бы. С 50% скидкой они обошлись в 200 рублей каждый. Чем ближе к лету, тем больше предложений стал находить на . Помимо этой экскурсии прикупил купоны ещё на две).

Сбор был назначен на 20:00 на ст. м. Новокузнецкая возле фонтана Адама и Евы. Время, на мой взгляд, не совсем удобное, можно было и пораньше собраться. Доехав, перекусили закупленными заранее бутербродами, чтобы желудок перестал донимать своим урчанием. После этого у нас осталось ещё порядка 40 минут на созерцание играющих в фонтане детей, отдыхающих, пьющих пиво людей и собирающего за ними пустые банки, бомжа, пахло от которого далеко не французскими духами.

Фонтан Адама и Евы, ст. м. Новокузнецкая

На экскурсию пришло человек 10-12. Половина в возрасте до 30 лет, другая половина – 30-40 лет. В основном женщины, мужчин было всего трое. Дождавшись всех членов группы, мы выдвинулись в сторону ул. Пятницкая .

Расскажу немного о том, что узнал на этой пешеходной экскурсии об истории и улицах Замоскворечья. Бо льшая их часть начинается от . Этот район находится «за Москвой-рекой от », отсюда и произошло его название, что вполне очевидно. Раньше район назывался Заречье. Здесь располагались Стрелецкие слободы, Казачья слобода (помните 1 и 2 Казачий переулок?), которые защищали подъезды к Кремлю. Имена некоторых командующих войсками были увековечены в названиях храмов и улиц Замоскворечья. Например Храм Троицы в Вишняках расположен там, где стоял стрелецкий полк Вишнякова, Храм Николы в Пыжах – там, где был полк Пыжова, переулки Вишняковский и Пыжёвский также названы их именами.

Ремесленные слободы, находившиеся здесь, также внесли свой вклад в названия улиц. Взять ту же Новокузнецкую. Здесь находилась Кузнецкая слобода, которую вытеснили из района нынешнего Кузнецкого моста. И мост и улица получили от них своё название. Кожевническая улица, Монетчиковские переулки, Садовнический переулок, Толмачёвская улица (толмачами раньше называли переводчиков), и др. также произошли от названий ремесленных слобод.

Панорама Замоскворечья, примерно 1850 г. Кликабельно.

С 19 в. здесь жили купцы. Они были очень набожные, занимались благотворительностью, на их деньги в Замоскворечье было построено большое количество храмов и церквей. На месте метро Новокузнецкая раньше также был храм, построенный в честь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. Храм снесли, но название улицы – Пятницкая – осталось. В советское атеистическое время все улицы, которые получили своё имя по названиям храмов, церквей и монастырей переименовывались. Так Ильинка стала ул. Куйбышева, Варварка – ул. Разина, а Пятницкую улицу это преобразование не коснулось, видать кто-то из чиновников посчитал, что название произошло от дня недели – Пятницы:-).
После отмены крепостного права многие не могли себе позволять усадьбы и собственные дома. Поэтому в конце 19 начале 20 вв. появляется новый тип дома – доходный дом. В отличие от двух-трёх этажных построек старой Москвы, доходный дом был многоэтажным. Предназначались они для сдачи квартир и комнат с целью получения дохода. Отсюда и название. Были доходные дома разного уровня: для богатых, среднего класса и даже для бедняков. Что раньше зарабатывали на сдаче квартир в Москве, что сейчас, ничего не изменилось, только цена)).

Идём дальше по ул. Пятницкая к Малой Ордынке мимо Храма Климента папы Римского, построенного в нетипичном для Москвы того времени стиле - барокко. Деньги на строительство выделил купец с интересной фамилией – Долгов. Судя по всему, фамилия не мешала ему зарабатывать)). Храм дал имя Климентскому переулку.

Малая Ордынка показалась мне знакомой, чуть позже я вспомнил, что здесь находится . Но, оказалось, что не только он один. Здесь также расположен дом-музей Островского. Оказалось, он жил здесь на Малой Ордынке рядом с Храмом Николы в Пыжах. Экскурсовод многое рассказала и о храме и о жизни Островского.

Сама улица Ордынка (Большая и Малая) получила своё название от Ордынской слободы, находившейся здесь. Ордынцы занимались тем, что доставляли оброк в Золотую Орду.

С Малой Ордынки переходим на Большую Ордынку к Марфо-Мариинской обители. Эту обитель основала Елизавета Фёдоровна – сестра жены последнего Российского императора Николая II и жена Сергея Александровича Романова сына Александра II и брата Александра III. Долго пришлось разбираться, чтобы понять кто есть кто)). Обитель открылась недавно, в 2009 году. Говорят там очень красиво. Но нам не удалось попасть ни в этот храм, ни в другие, которые мы обошли за время этой экскурсии, т.к. после 19:00 они все уже закрыты. Кстати, архитектором храма в Марфо-Мариинской обители был А.В. Щусев, который после революции построил . Такая вот интересная судьба – начинал с храмов, закончил мавзолеем).

Подходим к Третьяковской галерее. Недалеко от неё находится вот такой фонтан в виде приставленных друг к другу рам из-под картин. Напротив этого фонтана дом, в котором в своё время жили такие известные писатели, как Агния Барто, Борис Пастернак, Ильф и Петров.

Возле Третьяковской галереи стояли довольно долго. Экскурсовод рассказывала об истории её возникновения, её создателе и экспонатах галереи. Во время рассказа мимо нас прошла толпа подростков в масках, закрывавших половину лица, и двинулась к фонтану, где мы были недавно. Оттуда послышались крики, и потом мимо нас пробежал выходец из южных стран бывшего СССР. Ботинок на нём не было, улепётывал со всех ног босиком от этой толпы. Пару ударов получил, но с ног они его не сбили. Убежать сумел. Наверное, можно считать это первым моим «знакомством» со скинхедами в Москве.

У многих домов в старых районах Москвы можно увидеть окна на уровне тротуара. Нет, не подумайте, так раньше не строили. Считается, что за 100 лет нарастает 1 метр, так называемого, культурного слоя земли. Вот один из таких старых домов, сможете на глаз определить, сколько ему лет?

Дальше идём к Храму Воскресения в Кадашах. Здесь раньше была территория Кадашевской слободы. Кадашами называли бондарей, т.е. мастеров по изготовлению бочек, кадушек и т.п. Но жители этой слободы занимались также и торговлей, а с 1613 г. здесь появилось ткацкое производство.

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Судя по плакату, не так здесь всё спокойно, как казалось.

Первый Кадашевский переулок, что возле храма, которые дал ему название, упирается в водоотводный канал. Его вырыли параллельно Москве-реке при Екатерине II. При мэре Москвы Ю.Лужкове появились фонтаны, струи которых бьют прямо из-под воды. Вечером, по словам экскурсовода, там должна быть ещё и подсветка. Т.к. смотрели издалека, виден был только один фонтан, и нормально сфотографировать не получилось.

Я понял, что многое упустил в этом районе. В частности ни разу не был на Водоотводном канале, не видел его фонтанов. Думаю, стоит выделить день и прогуляться по Болотной, Кадашевской набережным вдоль канала и по Софийской набережной Москвы-реки – посмотреть на Кремль с другой стороны, а не как обычно - с Красной площади или Александровского сада.

Закончилась наша пешеходная экскурсия по Замоскворечью недалеко от метро Полянка у Храма Григория Неокесарийского. Такой вот красивый храм, см. фото ниже.

Как вы поняли из написанного, достопримечательностями Замоскворечья, в основном, являются многочисленные храмы. Понятно, что за те два часа, что длилась эта пешеходная экскурсия всё Замоскворечье обойти нам не удалось. Хоть я и не любитель храмов и церквей и даже не крещёный, мне было интересно всё это увидеть и послушать. Да и редко когда после работы удаётся куда-нибудь выбраться. Эта пешеходная экскурсия по Москве внесла некоторое разнообразие в обычный будний день.