Падение династии романовых - самое интересное в блогах. Эсфирь Шуб. "Падение династии Романовых"

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Падение династии Романовых » / «The Fall of the Romanov Dynasty» (международное англоязычное название).

Продолжительность 90 минут (версия – 88 минут).

Жанр: документальный фильм, исторический фильм

Краткое содержание
Из документальных материалов, в первую очередь - официальной царской хроники, Эсфирь Шуб смонтировала фильм, выход которого на экраны был приурочен к десятилетию Февральской революции. Начиная с предвоенного 1913-го года, авторы проследили за воистину эпохальными событиями отечественной и мировой истории. Результатом стало отречение от престола Николая II Александровича, падение правящей монархической династии и установление власти Временного правительства.

В хронике также были запечатлены: Алексей Брусилов, Николай Чхеидзе, император Франц Иосиф I, Александр Гучков, монах Илиодор (Сергей Труфанов), Александр Извольский, Жозеф Жоффр, Вильгельм II, Александр Керенский, Георг V, Александр Колчак, Александр Мильеран, Павел Милюков, Раймон Пуанкаре, Фёдор Родичев, Владимир Пуришкевич, Михаил Родзянко, Алексей Суворин, Владимир Сухомлинов, Владимир Ленин.

Рецензия

© Евгений Нефёдов, 09.11.2017

(при копировании текста на первоисточник обязательна)

Война начинается

Несложно понять чиновников «Совкино», не спешивших одобрять заявку на кинопроизведение к десятилетнему юбилею Февральской революции. Причина крылась не только в том, что Эсфирь Шуб не имела режиссёрского опыта, хотя и прошла отличную школу монтажёра, подготовив к выпуску на экраны ряд зарубежных (буржуазных) кинокартин и приняв участие в создании многих отечественных игровых лент. При всех достижениях Дзиги Вертова, получивших признание и в родной стране, и за границей, предлагаемая концепция виделась по меньшей мере сомнительной. Неужели возможно, взяв за основу царскую кинохронику, в которую по понятным причинам не попали стороны социальной действительности, не отвечавшие официальной точке зрения, правдиво и исчерпывающе поведать о заключительном периоде царствования Николая II?! Одно дело – вложить новый смысл в кадры душещипательной дооктябрьской мелодрамы с Иваном Мозжухиным, как это проделал Лев Кулешов. И совсем другое – извлечь иное, отвечающее истинному положению вещей содержание из готового материала, в поисках которого, к тому же, Эсфирь Ильиничне с единомышленниками (особого упоминания удостоился Марк Цейтлин) пришлось приложить массу усилий. Практика показала, что идея была не просто чрезвычайно удачной, но по-своему гениальной.

Впереди - другая эпоха

Открыв в национальной (и, по-видимому, мировой) документалистике целое направление так называемых монтажных фильмов, Шуб, испытавшая влияние и творчества «Киноков», и вертовских теоретический наработок, по праву заняла в истории киноискусства место рядом с прославленным мастером. Без «Падения династии Романовых», наверное, не увидел бы свет и уникальный « » /1965/ Михаила Ромма, исходившего из аналогичной (но уже применительно к становлению и краху Третьего рейха) предпосылки… Как же оказался достигнут нужный эффект? Самым логичным и, пожалуй, простым приёмом стало введение надписей – интертитров, поясняющих, что зафиксировал очередной оператор (включая конкретных личностей ), сообщающих факты, наконец, выражающих отношение авторов. Допустим, за серией бытовых зарисовок, демонстрирующих «тишь да гладь» в провинциальных городах, следует хлёсткий антиклерикальный выпад: «В монастырях текла сытая жизнь «святых отцов». Однако на поверку это служит режиссёру вспомогательным средством. Так, изображение обширных помещичьих угодий с тучными стадами крупного рогатого скота, роскошных, со вкусом меблированных усадеб сменяет панорама убогих, стоящих в опасной близости друг от друга домов одной из деревень малоземельных крестьян. И по мере того, как над страной сгущаются тучи, растёт напряжение. Всё-таки поразительно: запечатлённые на плёнку военные учения, торжественные парады, производство современных образцов вооружений (дирижаблей, самолётов, кораблей и т.д.) и боеприпасов явно были призваны поднять патриотический дух – а звучат тревожно. Орудия разрушения и смерти не спасли ни монархический строй, шагавший в ногу с империализмом, ни членов венценосной семьи… Лишения солдат на фронтах, усугублённые просчётами Ставки (принятие Николаем II звания Верхового главнокомандующего ситуацию, мягко говоря, не исправило), растущее неблагополучие на селе, стремительно ухудшавшееся положение пролетариата не могли не способствовать возникновению революционной ситуации. Эсфирь Шуб, конечно, не обладала возможностями осветить (подобно Элему Климову в «Агонии» /1981/) закулисную сторону событий, непосредственно предшествовавших отречению самодержца. Однако «монтаж исторических кинодокументов» (как сказано в титрах) позволил нарисовать достаточно ёмкую и достоверную картину того, что произошло в феврале 1917-го, а главное, передать двойственность случившегося. «Открытый» финал с появлением на митинге Владимира Ильича Ленина куда как красноречиво свидетельствует: с падением династии Романовых история России не завершилась – вступила в новую (не идиллическую, но по-настоящему славную!) стадию.

__________
– В частности, сотрудничала с Сергеем Эйзенштейном над «Позолоченной гнилью» – прокатной версией «Доктора Мабузе, игрока» /1922/ Фрица Ланга.
– Что, заметим, познавательно: галерея портретов политических, духовных, военных деятелей Российской империи в канун краха красноречива сама по себе.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Утром 2 марта генерал Рузский доложил Николаю II, что миссия генерала Иванова не удалась. Председатель Государственной Думы М.В.Родзянко через генерала Рузского заявил по телеграфу, что сохранение династии Романовых возможно при условии передачи трона наследнику Алексею при регентстве младшего брата Николая II - Михаила. Государь поручил генералу Рузскому запросить по телеграфу мнение командующих фронтами. На вопрос о желательности отречения Николая II положительно ответили все (даже дядя Николая, великий князь Николай Николаевич, командующий Кавказским фронтом), за исключением командующего Черноморским флотом адмирала

А.В. Колчака, который от посылки телеграммы отказался. Предательство руководства армии было для Николая II тяжелым ударом. Генерал Рузский сказал императору, что надо сдаваться на милость победителя, т.к. высшее командование, стоящее во главе войска, против императора, и дальнейшая борьба будет бесполезна.

Перед царем встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии, если Главы ее в несколько дней перешли на сторону врагов императора.

Государь эту ночь с 1 на 2 марта долго не спал. Утром он передал генералу Рузскому телеграмму с уведомления председателя Думы о своем намерении отречения от престола в пользу сына Алексея. Сам он с семьей намеревался как частное лицо проживать в Крыму или Ярославской губернии. Несколько часов спустя, он приказал позвать к себе в вагон профессора С.П.Федорова и сказал ему: -Сергей Петрович, ответьте мне откровенно, болезнь Алексея неизлечима?" Профессор Федоров ответил: -Государь, наука говорит нам, что эта болезнь неизлечима. Бывают, однако, случаи, когда лицо, одержимое ею, достигает почтительного возраста. Но Алексей Николаевич, тем не менее, будет зависеть всегда от всякой случайности. Государь грустно сказал: - Это как раз то, что мне говорила Государыня... Ну, раз это так, раз Алексей не может быть полезен Родине, как бы я того желал, то мы имеем право сохранить его при себе."

Решение было им принято, и вечером 2 марта, когда приехали из Петрограда представитель Временного Правительства А.И.Гучков - военный и морской министр и член исполкома Думы

В.В.Шульгин, он передал им акт отречения.

Акт об отречении был отпечатан и подписан в 2-х экземплярах. Подпись царя была сделана карандашом. Время, указанное в Акте, - 15 часов, соответствовало не фактическому подписанию, а времени, когда Николаем II было принято решение об отречении. После подписания Акта Николай II выехал обратно в Ставку, чтобы попрощаться с армией.

3 марта, пятница: "Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный. Говорил со своими о вчерашнем дне. Читал много о Юлии Цезаре. В 8.20 прибыл в Могилев. Все чины штаба были на платформе. Принял Алексеева в вагоне. В 9.30 перебрался в дом. Алексеев пришел с последними известиями от Родзянко. Оказывается, Миша (младший брат царя) отрекся в пользу выборов через 6 месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто его надоумил подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились - лишь бы так продолжалось дальше"*.

Так, через 300 лет и 4 года после застенчивого шестнадцатилетнего мальчика, неохотно принявшего престол по просьбе русского народа (Михаил I), его 39-летний потомок, тоже по имени Михаил II под давлением Временного Правительства и Думы утратил его, пробыв на престоле 8 часов с 10 до 18 часов 3 марта 1917 года. Романовская династия прекратила свое существование. Наступает последний акт драмы.

Сегодня в нашем 11 выпуске проекта «120 лет кино. Первый шаг» неделя документального кино. Мы представим один режиссёрских дебютов знаменитой Эсфирь Ильиничны ШУБ. Советский кинорежиссёр, сценарист, киномонтажёр, киновед была одной из родоначальниц советской документалистики.

О ней:

Эсфирь Ильинична родилась в 1894 в Сураже Черниговской губернии (ныне - Брянская область). С шестнадцати лет и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изучала русскую литературу на Высших женских курсах в Москве.

В 1919 году молодая Эсфирь Шуб устроилась на работу в секретариат Театрального отдела Наркомпроса, была личным секретарем Всеволода Мейерхольда, заведующего ТЕО Наркомпроса. В 1922 году перешла на работу в киностудию «Госкино», где и началась её кинематографическая карьера.

Вначале Эсфирь была монтажёром иностранных фильмов, готовящихся к советскому прокату, игровых картин киностудии, а также фильмов дореволюционной эпохи. Она была способна практически любое зарубежное кино превратить в агитационный плакат.

Прежде, чем самой делать фильмы, она перемонтировала восемь картин. И в 1927 году на киностудии Совкино (ныне Мосфильм) сняла свой первый кинофильм под названием «Великий путь». В этот же год вышло и знаменитое «Падение династии Романовых».

Дальше Эсфирь выпустила много интересных документальных фильмов. В 1935 году стала заслуженной артисткой Российской федерации. С 1942 по 1953 годы работала режиссёром Центральной студии документальных фильмов. Автор выпусков киножурнала «Новости дня». Ушла из жизни в 1959 году.

Фильмография:

1927 - Великий путь

1927 - Падение династии Романовых

1928 - Россия Николая II и Лев Толстой

1930 - Сегодня

1932 - К. Ш. Э. (Комсомол - шеф электрификации)

1934 - Москва строит метро

1937 - Страна Советов

1937 - Турция на подъёме

1939 - Испания

1940 - Кино за 20 лет

1941 - Фашизм будет разбит

1942 - Страна родная

1946 - К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин

1946 - Судебный процесс в Смоленске

1947 - По ту сторону Аракса

1949 - От чистого сердца

О фильме:

«Падение династии Романовых» – документальный фильм, собранный Эсфирь Шуб целиком из материалов царской хроники. В фильме демонстрируется жизнь в России и Европе с 1913 по 1917 годы.

Эсфирь Шуб так грамотно отобрала и скомпоновала материал, что страшные события, вроде революции и Первой мировой войны, представляются не просто оправданными социально-политической ситуацией, а даже закономерными. Фильм достаточно лаконичен. Первая половина показывает страшное социальное расслоение в России в период празднования трёхсотлетия дома Романовых. Дальше значительное место отведено под причины и ход Первой мировой войны. В кадрах европейских дворов особенно интересно смотрится немецкий. В Германии гражданская верхушка страны в цилиндрах идёт такими стройными рядами, как в Российской империи военные не ходили. Заканчивается фильм кадрами с Владимиром Лениным в 1917 году.

Фильм очень интересный и познавательный, несмотря на свою социалистическую пропагандистскую сущность. В области монтажа в двадцатые годы бал правил отечественный кинематограф в лице Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова и Дзиги Вертова. Одно из лучших тому подтверждений – мастерство Эсфирь Шуб, заставившей царя на кадрах помпезной хроники выглядеть слабым и обречённым только с помощью правильного монтажа. Режиссёра сложно обвинить и в спекуляции или в подтасовке. В конце концов, она ведь всего лишь берёт хроникальные кадры, снятые в одно и то же время, и ставит их рядом, достигая необходимого ей эффекта.

К сожалению, сегодня в сети можно найти только анголоязычный вариант фильма с иностранными титрами и закадровым голосом. Но на самом деле кадры «Падения» настолько грамотно скомпонованы, что даже промежуточные титры становятся не очень важными и необходимыми.

Которая углубила экономическую нестабильность, вызвала новую волну социальной неудовлетворенности и, как следствие, Февральскую революцию 1917 года.

Первая мировая война.

Первая мировая война началась 15 июля 1914 года с объявления войны Австро-венгерской империей Сербии. В Россию она пришла 19 июля этого же года. В этот день Вильгельм II , германский император, объявил войну Российской империи.

До этого момента Николай II всячески пытался предотвратить масштабный международный конфликт, требуя решить конфликт сербов и австрийцев мирным путем, через Гаагскую конференцию, но все было безрезультатно.

Уже 20 октября Россия оказалась в состоянии войны с Германией, Австрией, Османской империей и чуть позже Болгарией (вместе все они образовали Четверной союз, пришедший на смену Тройственному союзу ).

Россия вошла в коалицию с Англией и Францией (Антанта ). Незначительную помощь в боевых действиях этой коалиции оказывали также Италия, Румыния и некоторые другие страны.

Войска Германской империи в августе 1914 года вторглись в пределы Бельгии и Люксембурга, а вскоре и Франции. Французы с трудом, но все-таки сдерживали немцев, и линия фронта постепенно передвинулась к побережью Атлантического океана на северо-западе Франции.

Уже 18 августа в ходе Галицкой битвы русские взяли верх над немцами в Восточной Пруссии . Но после этого боевые действия приняли позиционный характер, без существенного продвижения. Сербы захватили у Австрии Белград, но тут в войну вступила Турция на Северном Кавказе. Это сильно осложнило связь России через Черное и Средиземное моря с союзниками.

В 1915 году на Западном фронте война становилась все более и более ожесточенной, немцы начали применять химическое оружие, однако существенных успехов не добились ни они, ни союзники.

На восточном фронте, в Галиции, Россия начала теснить австро-венгров, стремясь на помощь французам, однако немцы быстро прислали подмогу и закрыли дыру в австрийской обороне. На северном участке восточного фронта немцы также начали давить. В результате Россия вынуждена была отступить, и противник занял Галицию и Волынь. Основной причиной отступления стало крайне скверное снабжение русских войск как провиантом и боеприпасами, так и свежими силами. Кроме того, Россия испытывала очень серьезную нехватку снарядов для артиллерии. Сербы не смогли ничем помочь, потому что в октябре в войну на стороне Австрии вступила Болгария.

В 1916 году на западном фронте в ходе Верденского сражения союзники (Англия и Франция) потеряли более 700 тысяч солдат, а Германия - почти 500 тысяч (хотя официальные данные несколько ниже). Битва при Вердене длилась с 21 февраля по 18 декабря - почти десять месяцев. Союзники победили, но взаимная истощенность войск стала причиной того, что линия фронта практически не изменилась (поэтому фактически - результатом была ничья). В этом же году немцы предложили мир французам и англичанам, но союзники его отвергли. Чуть позже, в 1917 году, когда перевес Антанты стал очевиден, к союзникам примкнули США (как и во Второй мировой).

Еще в 1915 году Николай II принял на себя командование русской армией, и постоянно ездил из столицы в Ставку.

8 сентября 1916 года немцы на Восточном фронте предприняли попытку российской обороны (Свенцянский прорыв ), но были разбиты, и война снова вернулась в позиционное русло.

Одним из наиболее значимых эпизодов Первой мировой войны стала оборона крепости Осовец в восточной Польше. Защитники Осовца героически отразили три штурма многократно превосходящих немецких войск с сентября 1914 года по август 1915 года. В конце концов, немцы предприняли новое средство - атаку смертельным газом, после чего отправились зачищать руины крепости от мертвецов. На подходе к стенам на 14 батальонов немцев (около 7 тысяч солдат) бросилась в атаку горстка чудом выживших русских солдат (около 60 человек). На бегу они страшно кашляли, их кожа и глаза были неестественного цвета из-за отравления хлором, лица замотаны грязными тряпками (противогазов у защитников не было). В итоге 60 русских солдат обратили в бегство семь тысяч немцев, которые пришли в ужас от Атаки мертвецов . В августе 1916 года, после прорыва немцев на другом фланге, Осовец потерял свое оборонительное значение, и оставшиеся в живых защитники (не более 50 человек) 18 августа покинули практически разрушенный оплот обороны.

19 января 1917 года состоялась конференция в Петрограде (позже известная как Петроградская конференция ), на которой представители Англии, Франции, Италии и, конечно же, России договорились о начале совместного наступления весной этого года. Надо сказать, что еще в 1914 году, после нападения немцев Санкт-Петербург был избавлен от немецкого окончания «бург» (то есть «город») и переименован в более славянский Петроград.

Однако в этом наступлении Россия уже не приняла участие. В конце февраля 1917 года русские войска выпали из Первой мировой войны по причине государственного переворота во время Февральской революции (если не считать еще одного небольшого эпизода - неудачного Июньского наступления Керенского летом этого же года). 3 марта 1918 года представители Советской России подписали сепаратный Брестский мир в Брест-Литовске с Австрией, Германией, Турцией и Болгарией о выходе России из Первой мировой войны, что фактически означало ее поражение. А 11 ноября 1918 года немцы подписали акт о капитуляции и вручили его представителям Англии, Франции и США . Россиян среди победителей не было.

Февральская революция.

Основными причинами революции стали:

  • экономический кризис, вызванный Первой мировой войной ;
  • отсутствие значимых успехов и наличие множества неудач в ходе боевых действий российской армии;
  • дискредитация императорской семьи возросшим влиянием на политику властей обычного придворного лекаря (Григория Распутина );
  • невнимание императора к внутриполитическим проблемам (по причине все той же войны);
  • раскачивание социальной ситуации революционными организациями при поддержке некоторых сил извне.

26 февраля события 1905 года начали повторяться. Восстали рабочие, а на следующий день к ним присоединились солдаты. Император в этот момент был с Ставке вместе с семьей. Восстанием руководили РСДРП (Ленин - из-за рубежа) и другие революционные организации. Вскоре столица и некоторые другие города России со всеми органами управления, почтой, телеграфом и железнодорожными станциями оказались в руках восставших.

Николай II спешно попытался вернуться в столицу, но проехав часть пути (до станции с символическим названием «Дно») обнаружил, что все пути перекрыты. 2 марта 1917 года император был схвачен вместе с семьей революционерами и вынужден был подписать отречение от престола. Повстанцы под конвоем отправили Николая в ссылку. 26 августа императорская семья была доставлена в Тобольск. В апреле 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где большевики планировали судить Николая. Однако 17 июля 1918 года, рано утром Николай Романов , его жена Александра Федоровна , четыре дочери и сын, а также прислуга и придворный врач - доктор Боткин были расстреляны комиссаром Юровским и его сподручными, после чего тела были ограблены и закопаны в ближайшем лесу.

14 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской православной церковью. Канонизация вызвала множество споров. Однако, если учесть последние месяцы жизни Николая Александровича Романова, когда он осознал совершенные им ошибок и начал вести праведную жизнь, то канонизация была более или менее оправдана (особенно, если учесть обстоятельства его смерти). Так или иначе Николай Александрович (а уж тем более его семья) не заслуживал такой участи, и вполне мог стать всеми любимым государем, если бы период его правления не пришелся на столь сложные годы в истории России.

Часть (к/п) №1

Кинохроника 1900-1917гг.

Территория Кремля, Царь-пушка.

Проходят священники.

Стоят военные, проходят вооруженные отряды.

Народ на Красной площади.

Проходит пристав.

Здание Государственной Думы в Петербурге.

Заседание Государственной Думы в Петербурге.

Крупные планы членов Государственной Думы – Родзянко, Шульгин, Крупенский,

Пуришкевич, Милюков, Маклаков, Некрасов, Родичев и другие.

На санях проезжает губернатор.

Провинциальный город.

По улице проходят мужчины, женщины, дети.

Публика в парке.

Купола собора.

Здание монастыря.

Священник проходит по пасеке.

Священники разговаривают с мальчиками.

Помещичьи земли.

Стадо коров на лугу.

Помещичья усадьба.

Бедные деревни.

Дом калужского губернатора.

Крестьянки в поле вяжут снопы.

Губернатор с женой пьют чай в саду, прислуга убирает со стола.

Проходит придворная знать.

Стоят, разговаривают сенаторы и чиновники.

Глава монархической печати Суворин – кр.

Газета «Новое время».

Выступает монарх Иллиодор.

Проходят зажиточные крестьяне («кулаки»).

Газета «Русское Знамя».

Николай 2 принимает хлеб-соль от купцов.

Часть (к/п) №2

Кинохроника 1900-1917гг.

Николай 2 с группой военачальников.

Проходят лейб-гвардейские и Павловский полки.

Николай 2 с царевичем Алексеем на яхте «Штандарт» обходят строй матросов.

Дочери Николая 2 великие княжны на палубе корабля танцуют мазурку.

Крестьяне копают землю, валят лес, тянут лодку, пашут, косят, вяжут снопы,

молотят хлеб.

Дымят заводские трубы.

Рабочие идут на работу.

Работа в цехах.

Шахтеры спускаются в шахту, работают в забое, откатывают вагонетки.

Работа в каменоломне.

Крестьяне с мешками садятся в поезд.

Политзаключенные выходят из вагона поезда.

Конвоиры ведут заключенных.

Здание Александровского централа (каторжная тюрьма под Иркутском)– пнр, общ., кр.

Каторжане работают в порту – таскают тюки на корабль.

Проходят члены императорской фамилии, великие князья и княгини – разн.

Проходят Николай 2 с императрицей Александрой Федоровной.

«дядька» на руках несет царевича Алексея.

Часть (к/п) №3

Кинохроника 1914-1916гг.

Здание биржи, люди у здания.

Мужчина запирает сейф.

Биржевые брокеры на ступеньках у здания биржи.

Работают банковские служащие.

Золотые слитки в хранилище.

Мужчины сгружают с транспортера мешки с деньгами.

Нарядно одетые дамы выходят из экипажа.

Богатая публика проходит по ковровой дорожке.

Стоят, разговаривают иностранные генералы.

Беседуют генерал Жоффр и военный министр Мильеран.

Президент Франции Пуанкаре и премьер-министр Бриан садятся в стоящий у здания экипаж,

экипаж отъезжает.

Король Англии Георг Y в карете.

Проезжает карета.

Георг Y проходит в окружении слуг.

Император Австрии Франц-Иосиф обходит строй солдат.

Император Германии Вильгельм 2 принимает парад.

Подготовка солдат к войне – солдаты прыгают через окоп, отрабатывают приемы штыкового боя.

Колонны солдат проходят по улицам – разн.

Военная техника – аэростат, самолеты.

Летчик надевает шлем, крутится пропеллер.

Производство снарядов на военном заводе – разн.

Готовые снаряды, ящики с боеприпасами – пнр.

Цех военного завода – пнр.

Спуск на воду военного корабля.

Военные корабли в море.

Николай 2 и генералы обходят строй кирасир, солдаты салютуют саблями.

Военный министр Сухомлинов стоит в группе военных, беседует.

Военный завод Второва – дымят заводские трубы.

Здание завода – пнр.

Владелец заводов Второв – кр.

Рабочие в цехах у станков – разн.

Производство снарядов – разн.

Готовые снаряды – пнр.

Военные корабли на судостроительной верфи.

Солдаты отрабатывают технику штыкового боя.

Проходят «потешные» полки, сформированные из учащихся училищ.

Попечитель округа выступает перед строем «потешного» полка.

Военные корабли в море.

Матросы драят палубу.

Офицеры корабля обедают в офицерской кают-компании.

Строй моряков во время молитвы.

Офицеры пьют кофе, кормят собаку.

Корабельные пушки – кр.

Военный корабли в море.

Волны – кр.

Русский посол во Франции Извольский проезжает в открытом экипаже.

Президент Франции Пуанкаре, прибывший в Россию, проезжает в карете.

Военный парад в честь президента Пуанкаре.

Военные корабли в море – разн.

Часть (к/п) №4

Кинохроника 1914-1917гг.

20.07.1914г. – Указ Николая 2 о вступлении России в войну.

Манифестация на Дворцовой площади.

Проходят со знаменами и лозунгами военные, штатские.

Проходят священники.

Священник благословляет солдат перед отправкой на фронт.

Приказ о введении военного положения.

Дымят заводские трубы.

Через заводские ворота выходят рабочие – разн.

Строем проходят войска.

Мобилизация крестьян.

Отплывает корабль, провожающие на берегу машут руками.

Погром немецких фирм в Лондоне.

Мобилизация солдат в странах Европы.

Проходят солдаты иностранных армий – разн.

Проезжают военные эшелоны.

Иностранные войска на Востоке, в Египте.

Иностранный военный эшелон проезжает мимо военно-полевых лагерей.

Иностранные легионы идут на боевые позиции.

Проезжают тачанки, проходят солдаты.

Солдаты в окопах.

Военные корабли и подводная лодка в море.

Часть (к/п) №5

Кинохроника 1914-1917гг.

Маяк (снято ночью).

1-ая Мировая война:

Взрыв – кр.

Солдаты у пушки, танк, стреляют пушки, солдаты бегут в атаку – разн.

Скачет конница, проходят вооруженные солдаты, взрывы.

Солдаты в окопах.

Взлетают аэропланы.

Аэроплан в воздухе.

Падает подбитый аэроплан.

Стреляют корабельные орудия, матросы заряжают орудия.

Взрывы на воде, тонет корабль.

Военные корабли ведут огонь.

Погружается подводная лодка.

Убитые солдаты в окопах.

Разрушенные города и селения.

Проходят солдаты, несут раненых на носилках.

Раненых сажают в санитарный поезд.

Медперсонал поезда оказывает помощь раненым солдатам.

Проезжает обоз с беженцами.

Горящие хлебные поля.

Николай 2 и генерал Алексеев в Ставке.

Штаб царской армии.

Командующие фронтами - генералы: Брусилов, Юденич, адмирал Колчак и Николай

Николаевич Романов.

Тыл - ведут пленных солдат, женщины работают на военном заводе, очереди за

продовольствием.

Похороны погибших.

Часть (к/п) №6

Кинохроника 1917г.

По улице Петрограда проезжают сани, автомобили.

Люди расчищают снег.

1-ая Мировая война:

Отправка на фронт отрядов пополнения.

Священник благословляет уходящих на фронт солдат и офицеров.

Награждение солдат на фронте.

Солдатам раздают посылки.

Февральская революция 1917г.

Народ на Знаменской площади в Петрограде.

Проходят солдаты, проезжают машины с вооруженными отрядами.

Солдаты на броневике.

Вооруженные отряды идут к Таврическому дворцу.

Проходят демонстранты с транспарантами.

Революционерка Вера Фигнер – кр.

Члены правительства – Гучков, Милюков.

Пуришкевич среди солдат.

Текст Воззвания Исполкома Петроградского Совета рабоче- крестьянских депутатов – фото.

Заседание Исполкома Петроградского Совета.

Сидят члены Совета – общ.

Чхеидзе, Церетели, Керенский – кр.

Революционные события в Москве:

Проходят вооруженные солдаты.

Проезжает машина с вооруженными солдатами.

Демонстрация на Страстной площади.

Демонстранты на Красной площади.

Идут колонны рабочих завода Второва с транспарантами «Свобода, равенство, братство» и др.

Проходят инвалиды 1-ой Мировой войны.

Толпа на площади у здания Государственной Думы.

Фильм №0