Открыл мексиканский залив. Фауна Мексиканского залива. Справка

Мексиканский залив представляет собой полузамкнутое море, омывающее берега Мексики, Кубы и государств Центральной Америки. Его воды образуют начало самого важного течения Северного полушария - Гольфстрима. Мексиканский залив богат рыбой и морскими членистоногими, через его водную территорию проходят основные морские пути промышленных и круизных судов Северной Америки.

Геология

Большинство исследователей часто упоминают о космическом происхождении Мексиканского залива. На раннем этапе формирования Земли будущую территорию залива потрясло столкновение с крупным метеоритом. На месте падения образовалось облако пыли, застелившее Солнце. Огромная воронка постепенно заполнялась пресными водами внутренних рек, смешанными с солеными водами Атлантического океана. Вращение Земли в течение многих лет изменяло очертания залива у побережья Центральной Америки, и постепенно он принял привычную для нас форму.

История

Государство Мексика на карте мира появилось сравнительно недавно. Но люди освоили мексиканское побережье залива еще в незапамятные времена. До начала эры великих открытий берега залива населяли различные племена индейцев, находившихся на разных стадиях развития. Южное побережье Мексиканского залива заселяли развитые рабовладельческие цивилизации Центральной Америки. Здесь процветали многолюдные города с развитой инфраструктурой. На Кубе проживали небольшие племена араваков и караибов, промышлявших охотой и рыболовством.

Нашествие европейских завоевателей привело к кардинальной перемене жизненного уклада жителей побережья Мексиканского залива. Жестокие завоевательные походы конкистадоров обескровили коренное население центральной Америки. Мексиканский залив стал местом морских битв за право владения морскими путями из Нового в Старый Свет. Постепенно жесткая ассимиляция коренных народов Америки сменилась мягкой. Испанская и французская колониальные модели позволяли американцами сосуществовать рядом с народами-завоевателями.

В начале XIX века мексиканские земли сменили владельцев, и система стала приспосабливаться к новому, агрессивному англо-американскому укладу. Покупка Луизианы, интервенция во Флориду и оккупация Техаса привели к полному захвату США всего побережья Мексиканского залива. Вследствие этого местное население было оттеснено от побережья, на котором возникали новые города и промышленные предприятия. Как самостоятельное государство Мексика на карте мира появилась в 1821 году.

Население

Население акватории Мексиканского залива имеет крайне неоднородный состав. Здесь живут белые переселенцы самых разных национальностей: кажуны, мулаты, метисы и афроамериканцы.

Нефтяные месторождения

Первые нефтегазовые месторождения Мексиканского залива были открыты на шельфе залива американскими морскими геологами в 1896 году. Наиболее богатые залежи нефти: Агуа-Далс-Страттон, Картридж, Кайю-Алдлен. Они были открыты в 30-х годах 20 века. Месторождения нефти в мексиканской части акватории были открыты уже в 70 годах. Самые известные залежи нефти − знаменитые месторождения Бермудес, Кантарель и Ирис-Хиральдас. Всего были открыты около пяти тысяч нефтяных месторождений, подавляющее число которых располагается в водах Соединенных Штатов.

Трагедия 2010 года

20 апреля 2010 года взорвалась нефтяная платформа «Глубоководный горизонт». Трагедия произошла в 80 километрах от Луизианского побережья в территориальных водах США. В результате трагедии без вести пропало 11 человек, четверо получили ранения разной степени тяжести. Производительность платформы составляла 8 тыс. баррелей нефти в сутки. После взрыва на платформе вспыхнул огромный пожар, и после 36 часов горения она затонула в Мексиканском заливе. После взрыва и затопления скважина была выведена из строя, и нефть стала поступать прямо в воды залива. Эта катастрофа вызвала негативные последствия сначала локального, а потом и мирового масштаба.

Нефтяное пятно общей площадью 965 кв. км приблизилось к берегам США, создавая угрозу пляжам, берегам и рыболовецким районам. 26 апреля подводные роботы нефтедобывающей компании безуспешно попытались устранить пробоину в скважине. Сильное волнение и штормовой ветер мешали ремонтной флотилии полноценно работать в районе бедствия. Государственные службы США начали локализировать разлив путем выжигания нефтяного пятна по периметру.

Катастрофа мирового масштаба

По самым приблизительным оценкам, Мексиканский залив в сутки получал 5 тыс. баррелей нефти в сутки. Четвертого июня 2010 года Национальным центром природных исследований США было смоделировано шесть вариантов развития событий. Согласно этим прогнозам, нефть в Мексиканском заливе должна была достигнуть кубинского берега. Во второй половине августа нефтяное пятно должно было покинуть акваторию Мексиканского залива и начать движение в сторону Европы.

В течение нескольких месяцев 2010 года специалистами компании ВР предпринимались неоднократные попытки устранения последствий взрыва платформы. 9 июня президент США Б. Обама выдвинул ультиматум администрации компании, согласно которому виновникам трагедии было дано 72 часа, чтобы представить убедительный план ликвидации бедствия. В ночь на 12 июня компания установила новую заглушку весом 70 тонн на место трагедии. Предыдущая заглушка, которая не смогла полностью перекрыть протечку, была демонтирована. В процессе переустановки заглушек в Мексиканский залив вылилось дополнительно 120 тыс. баррелей нефти.

День ото дня растут финансовые затраты компании ВР по ликвидации последствий взрыва и затопления платформы. По состоянию на 14 июня 2010 годы ее убытки превысили 1,6 млрд. долл. США. К сентябрю того же годы затраты увеличились в 9 раз.

В результате этой катастрофы более 57 тыс. кв. км оказались загрязненными. Площадь залива закрыта для туризма и рыболовной деятельности. На восстановление экологического равновесия в этом районе понадобятся огромные средства и длительное время.

Цитата сообщения

Обзорная информация

Мексиканский залив гораздо правильнее было бы назвать морем. Он огромен, а отАтлантического океана отделён проливами. Береговую линию этого водоёма американцы называют третьим побережьем, после атлантического и тихоокеанского. К обширным водам примыкают такие штаты США как Флорида, Техас, Миссисипи, Алабама и Луизиана. Они охватывают водоём с севера и запада.

Южнее находятся земли Мексики. К заливу выходят такие штаты как Юкатан, Тамаулипас, Табаско, Кампече и Веракрус. На востоке располагается остров Куба. Именно он и отгораживает водоём от Атлантики. Связь с океаническими водами осуществляется через проливы Флоридский и Юкатанский.

Форма у водоёма овальная, площадь составляет 615 тыс. кв. миль или 1 млн. 544 тыс. кв. км. Общий объём воды равен примерно 660 квадриллионам галлонов или 2 млн. 400 тыс. куб. м. Максимальная ширина составляет 1500 км. Дно представляет собой континентальный шельф с максимальной глубиной 4384 метра. Водоём хорошо прогревается солнечными лучами, поэтому поверхностны воды в нём тёплые.


Мексиканский залив на карте

Геология

Геологи предполагают, что 200 млн. лет тому назад огромного водоёма на юге Северной Америки не было. В этом месте простирался почвенный покров, схожий по своему составу с почвой полуострова Юкатан. Вся эта местность входила в состав суперконтинента Пангеи. Бассейн Мексиканского залива образовался в результате рифтогенеза (раскола) гигантского участка суши. Земная кора растянулась, покрылась разломами и просела между современными Флоридой и Юкатаном. Так, в результате естественных геологических процессов, возник гигантский водоём.

Однако существует иная версия, предложенная в 2002 году геологом Майклом Стэнтоном. По его версии залив имеет ударное происхождение. Теория Стэнтона гласит, что 260-255 млн. лет тому назад на Землю упал огромный метеорит. В результате этого образовался котлован, глубина которого доходила до 5200 метров. Его постепенно заполнили воды реки Миссисипи и Атлантического океана.

В основной своей массе специалисты от геологии считают вторую теорию абсолютно неверной. В их среде превалирует мнение о тектонике плит, а не о столкновении с объектом из космоса.

Открытие Мексиканского залива

Все мы знаем, что Америку для Старого Света открыл Христофор Колумб. Однако он даже не догадывался о существовании гигантского водоёма, так как проплыл мимо него, обогнув Кубу и Гаити с востока. Первым же исследователем третьего побережья США стал итальянский путешественник и картограф Америго Веспуччи (1454-1512). На побережье залива он оказался в 1497 году. Итальянец обследовал водоём, а затем через Флоридский пролив вышел в Атлантику. Это дало ему основание заявлять, что Куба является остром.

Вторым по счёту считается испанский конкистадор Эрнан Кортес (1485-1547). В 1506 году он принимал активное участие в завоевании Гаити и Кубы. В 1510 году сопровождал Диего Веласкеса де Куэльяра (1465-1524) - губернатора Кубы - в его экспедиции по водам огромного водоёма.

Третьим на берегах залива оказался первооткрыватель Юкатана Франциско Эрнандес де Кордова (год. рожд. неизвестен - умер в 1517). Он любовался на водоём с южного побережья. А затем появились другие европейцы, и бескрайняя водная гладь перестала манить людей неизвестностью.



Отдых на побережье

Географические характеристики

Береговая линия, принадлежащая США, имеет длину 2700 км. Длина мексиканской части побережья равна 2805 км. В водоём впадают 33 крупных реки. В нём берёт начало тёплое атлантическое течение Гольфстрим . Самым крупным заливом водоёма считается залив Кампече. Он находится на юге и является частью мексиканских вод. Следует заметить, что холодная глубинная и тёплая вода верхнего слоя иногда создают гремучую смесь, которая проявляется в виде страшных разрушительных ураганов. Здесь можно назвать такие ураганы как Катрина, Айван и Густав.

В целом Мексиканский залив считается асейсмичным . На протяжении всей истории были зафиксированы только мягкие толчки, не превышающие 5 баллов по шкале Рихтера. Единственное сильное землетрясение было зафиксировано 10 сентября 2006 года. Его амплитуда составила 6 балов по шкале Рихтера. Эпицентр подводных толчков располагался юго-западнее Флориды на 400 км. Содрогание суши ощутили жители Луизианы и Флориды. Но жертв, травм и разрушений не было.

Коммерческая деятельность

Одним из важнейших видов коммерческой деятельности является рыболовство. Ловят окуня, тунца, креветок, крабов, меч-рыбу. В заливах в огромных масштабах собирают устриц. В воде много акул . Печень этих селахий ценится очень высоко. Поэтому отлову подлежат белая акула, акула-молот, акула бык. Но в XXI веке численность зубастых хищников заметно сократилась. В водах залива много дельфинов , которые также представляют коммерческий интерес.

Что касается промышленной деятельности, то континентальный шельф богат нефтью и газом. Добывают эти полезные ископаемые с помощью нефтяных платформ посредством бурения. Основная часть платформ концентрируется в западной части водоёма и в заливе Кампече.

Экономика экономикой, но иногда неуёмная человеческая деятельность провоцирует жуткие трагедии. В апреле 2010 года произошёл взрыв и пожар на нефтяной платформе в 65 км от побережья Луизианы. При этом была повреждена нефтяная скважина, и нефть потекла в океан. В сутки вытекало почти 14 тыс. тонн нефти. Нефтяная плёнка сковала воды Атлантики и нарушила теплоотдачу. Всё это привело к сильным проливным дождям в Западной Европе и аномальной жаре в Восточной Европе.



Горящая нефть

В Мексиканском заливе находится одна из самых больших гипоксических мёртвых зон . Под данным термином понимается область в мировом океане с чрезвычайно низкой концентрацией кислорода. А возникает такая зона из-за чрезмерного загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Мёртвый участок простирается вдоль побережья штатов Техас и Луизиана. По площади он составляет 21 тыс. кв. км. Эта цифра увеличилась в 2 раза с 1985 года в результате насыщения воды азотом и фосфором. Вредные химические элементы попали в воду с сельскохозяйственных площадей, которых чрезвычайно много на северном побережье водоёма. В заливе также насчитывается 27 тыс. брошенных и забытых нефтяных скважин. Никто не может сказать, в каком экологическом состоянии они находятся.

В то же время надо отметить, что водоём является важнейшей транспортной артерией. Его пересекают суда практически всех стран мира. Соответственно, развит туризм, а на побережье много крупных морских портов. Главная же задача заключается в нормализации экологической обстановки в этом важном во всех отношениях регионе .

Мексиканский залив гораздо правильнее было бы назвать морем. Он огромен, а от Атлантического океана отделён проливами. Береговую линию этого водоёма американцы называют третьим побережьем, после атлантического и тихоокеанского. К обширным водам примыкают такие штаты США как Флорида, Техас, Миссисипи, Алабама и Луизиана. Они охватывают водоём с севера и запада.

Южнее находятся земли Мексики. К заливу выходят такие штаты как Юкатан, Тамаулипас, Табаско, Кампече и Веракрус. На востоке располагается остров Куба. Именно он и отгораживает водоём от Атлантики. Связь с океаническими водами осуществляется через проливы Флоридский и Юкатанский.

Форма у водоёма овальная, площадь составляет 615 тыс. кв. миль или 1 млн. 544 тыс. кв. км. Общий объём воды равен примерно 660 квадриллионам галлонов или 2 млн. 400 тыс. куб. м. Максимальная ширина составляет 1500 км. Дно представляет собой континентальный шельф с максимальной глубиной 4384 метра. Водоём хорошо прогревается солнечными лучами, поэтому поверхностны воды в нём тёплые.

Мексиканский залив на карте

Геология

Геологи предполагают, что 200 млн. лет тому назад огромного водоёма на юге Северной Америки не было. В этом месте простирался почвенный покров, схожий по своему составу с почвой полуострова Юкатан. Вся эта местность входила в состав суперконтинента Пангеи. Бассейн Мексиканского залива образовался в результате рифтогенеза (раскола) гигантского участка суши. Земная кора растянулась, покрылась разломами и просела между современными Флоридой и Юкатаном. Так, в результате естественных геологических процессов, возник гигантский водоём.

Однако существует иная версия, предложенная в 2002 году геологом Майклом Стэнтоном. По его версии залив имеет ударное происхождение. Теория Стэнтона гласит, что 260-255 млн. лет тому назад на Землю упал огромный метеорит. В результате этого образовался котлован, глубина которого доходила до 5200 метров. Его постепенно заполнили воды реки Миссисипи и Атлантического океана.

В основной своей массе специалисты от геологии считают вторую теорию абсолютно неверной. В их среде превалирует мнение о тектонике плит, а не о столкновении с объектом из космоса.

Открытие Мексиканского залива

Все мы знаем, что Америку для Старого Света открыл Христофор Колумб. Однако он даже не догадывался о существовании гигантского водоёма, так как проплыл мимо него, обогнув Кубу и Гаити с востока. Первым же исследователем третьего побережья США стал итальянский путешественник и картограф Америго Веспуччи (1454-1512). На побережье залива он оказался в 1497 году. Итальянец обследовал водоём, а затем через Флоридский пролив вышел в Атлантику. Это дало ему основание заявлять, что Куба является остром.

Вторым по счёту считается испанский конкистадор Эрнан Кортес (1485-1547). В 1506 году он принимал активное участие в завоевании Гаити и Кубы. В 1510 году сопровождал Диего Веласкеса де Куэльяра (1465-1524) - губернатора Кубы - в его экспедиции по водам огромного водоёма.

Третьим на берегах залива оказался первооткрыватель Юкатана Франциско Эрнандес де Кордова (год. рожд. неизвестен - умер в 1517). Он любовался на водоём с южного побережья. А затем появились другие европейцы, и бескрайняя водная гладь перестала манить людей неизвестностью.

Отдых на побережье

Географические характеристики

Береговая линия, принадлежащая США, имеет длину 2700 км. Длина мексиканской части побережья равна 2805 км. В водоём впадают 33 крупных реки. В нём берёт начало тёплое атлантическое течение Гольфстрим . Самым крупным заливом водоёма считается залив Кампече. Он находится на юге и является частью мексиканских вод. Следует заметить, что холодная глубинная и тёплая вода верхнего слоя иногда создают гремучую смесь, которая проявляется в виде страшных разрушительных ураганов. Здесь можно назвать такие ураганы как Катрина, Айван и Густав.

В целом Мексиканский залив считается асейсмичным . На протяжении всей истории были зафиксированы только мягкие толчки, не превышающие 5 баллов по шкале Рихтера. Единственное сильное землетрясение было зафиксировано 10 сентября 2006 года. Его амплитуда составила 6 балов по шкале Рихтера. Эпицентр подводных толчков располагался юго-западнее Флориды на 400 км. Содрогание суши ощутили жители Луизианы и Флориды. Но жертв, травм и разрушений не было.

Коммерческая деятельность

Одним из важнейших видов коммерческой деятельности является рыболовство. Ловят окуня, тунца, креветок, крабов, меч-рыбу. В заливах в огромных масштабах собирают устриц. В воде много акул . Печень этих селахий ценится очень высоко. Поэтому отлову подлежат белая акула, акула-молот, акула бык. Но в XXI веке численность зубастых хищников заметно сократилась. В водах залива много дельфинов , которые также представляют коммерческий интерес.

Что касается промышленной деятельности, то континентальный шельф богат нефтью и газом. Добывают эти полезные ископаемые с помощью нефтяных платформ посредством бурения. Основная часть платформ концентрируется в западной части водоёма и в заливе Кампече.

Экономика экономикой, но иногда неуёмная человеческая деятельность провоцирует жуткие трагедии. В апреле 2010 года произошёл взрыв и пожар на нефтяной платформе в 65 км от побережья Луизианы. При этом была повреждена нефтяная скважина, и нефть потекла в океан. В сутки вытекало почти 14 тыс. тонн нефти. Нефтяная плёнка сковала воды Атлантики и нарушила теплоотдачу. Всё это привело к сильным проливным дождям в Западной Европе и аномальной жаре в Восточной Европе.

Горящая нефть

В Мексиканском заливе находится одна из самых больших гипоксических мёртвых зон . Под данным термином понимается область в мировом океане с чрезвычайно низкой концентрацией кислорода. А возникает такая зона из-за чрезмерного загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Мёртвый участок простирается вдоль побережья штатов Техас и Луизиана. По площади он составляет 21 тыс. кв. км. Эта цифра увеличилась в 2 раза с 1985 года в результате насыщения воды азотом и фосфором. Вредные химические элементы попали в воду с сельскохозяйственных площадей, которых чрезвычайно много на северном побережье водоёма. В заливе также насчитывается 27 тыс. брошенных и забытых нефтяных скважин. Никто не может сказать, в каком экологическом состоянии они находятся.

В то же время надо отметить, что водоём является важнейшей транспортной артерией. Его пересекают суда практически всех стран мира. Соответственно, развит туризм, а на побережье много крупных морских портов. Главная же задача заключается в нормализации экологической обстановки в этом важном во всех отношениях регионе .

В погоне за нефтью человек уходит в тундру, лезет в горы и покоряет морское дно. Но нефть не всегда сдается без боя, и стоит только человеку потерять бдительность, как «черное золото» превращается в настоящую черную погибель для всего живого. Так совсем недавно случилось в Мексиканском заливе, где суперсовременная нефтяная платформа DeepWater Horizon нанесла сокрушительный удар по природе и самолюбию человека.

Объект: нефтяная платформа DeepWater Horizon, 80 км от побережья штата Луизиана (США), Мексиканский залив.

Нефтяная платформа сверхглубоководного бурения была арендована компанией BP для разработки перспективного месторождения Макондо. Длина платформы достигала 112 м, ширина — 78 м., высота — 97,4 м, она на 23 метра уходила под воду и имела массу свыше 32 тысяч тонн.

Жертв: 13 человек, из них 11 погибли во время пожара, еще 2 — при ликвидации последствий. 17 человек получили травмы разной степени тяжести.

Источник: US Coast Guard

Причины катастрофы

У крупных катастроф нет одной-единственной причины, что подтвердил и взрыв нефтяной платформы DeepWater Horizon. Эта авария стала результатом целой цепочки нарушений и технических неисправностей. Специалисты говорят, что катастрофа на платформе должна была произойти, и это было лишь вопросом времени.

Интересно, что было проведено сразу несколько параллельных расследований причин катастрофы, которые привели к неодинаковым выводам. Так в докладе, сделанном BP, указывается всего 6 основных причин аварии, а главной причиной аварии назван человеческий фактор. А более авторитетный доклад, сделанный Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США, называет уже 35 основных причин, и в 21 из них вина полностью ложится на BP.

Так кто же виноват во взрыве DeepWater Horizon и последующей экологической катастрофе? Ответ прост — компания BP, которая гналась за прибылью, и в этой погоне пренебрегала элементарными правилами техники безопасности и технологиями глубоководного бурения. В частности, были нарушены технологии цементирования скважины, а специалисты, прибывшие сделать анализ цемента, просто были выдворены с буровой. Также были отключены важные системы контроля и безопасности, поэтому никто не знал, что же на самом деле происходит под океанским дном.

В результате — взрыв и пожар на платформе, колоссальный разлив нефти и звание одной из крупнейших экологических катастроф за всю историю цивилизации.

Хроника событий

Проблемы на платформе начались практически с первого дня ее установки, то есть — с начала февраля 2010 года. Бурение скважины производилось в спешке, а причина проста и банальна: платформа DeepWater Horizon была взята компанией BP в аренду, и каждый день обходилась в полмиллиона (!) долларов!

Однако настоящие проблемы начались ранним утром 20 апреля 2010 года. Скважина была пробурена, достигнута глубина чуть более 3600 метров под уровнем дна (глубина океана в этом месте достигает полутора километров), и оставалось завершить работы по укреплению скважины цементом, чтобы надежно «запереть» нефть и газ.

Этот процесс в упрощенном виде происходит так. В скважину через обсадную колонну подается специальный цемент, затем — буровой раствор, который своим давлением вытесняет цемент и заставляет его подниматься вверх по скважине. Цемент достаточно быстро затвердевает и создает надежную «пробку». А потом в скважину подается морская вода, которая вымывает буровой раствор и всякий мусор. Сверху на скважину устанавливается большое защитной устройство — превентор, который в случае утечки нефти и газа просто-напросто перекрывает им доступ наверх.

С самого утра 20 апреля в скважину закачивается цемент, и к обеду уже были проведены первые тесты на испытание надежности цементной «пробки». На платформу прилетели двое специалистов для проверки качества цементирования. Эта проверка должна была продлиться около 12 часов, но руководство, которое не могло больше ждать, решило отказаться от стандартной процедуры, и в 14.30 специалисты со своим оборудованием покинули платформу, а вскоре в скважину начали подавать буровой раствор.

Неожиданно в 18.45 в бурильной колонне резко возросло давление, за несколько минут достигшее 100 атмосфер. Это значило, что из скважины просачивается газ. Однако в 19.55 была начата закачка воды, чего просто нельзя было делать. В последующие полтора часа закачка воды велась с переменным успехом, так как резкие скачки давления заставляли прерывать работу.

Наконец, в 21.47 скважина не выдерживает, вверх по буровой колонне устремляется газ, и в 21.49 прогремел чудовищный взрыв. Через 36 часов платформа сильно накренилась и благополучно ушла на дно.

Нефтяное пятно достигло берегов Луизианы. Источник: Greenpeace

Последствия взрыва

Авария на нефтяной платформе переросла в экологическую катастрофу, масштабы которой просто поражают воображение.

Главная причина экологического бедствия — разлив нефти. Нефть из поврежденной скважины (а также сопутствующие газы) беспрерывно вытекала на протяжении 152 дней (до 19 сентября 2010 года), и за это время океанские воды приняли более 5 миллионов баррелей нефти. Эта нефть нанесла непоправимый ущерб океану и многим прибрежным районам Мексиканского залива.

Всего нефтью было загрязнено почти 1800 километров побережий, белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно на поверхности океана было видно даже из космоса. Нефть стала причиной гибели десятков тысяч морских животных и птиц.

Борьба с последствиями нефтяного загрязнения велась десятками тысяч людей. С поверхности океана «черное золото» собиралось специальными судами (скиммерами), а пляжи очищались только вручную — современная наука не может предложить механизированные средства для решения этой задачи, настолько она сложна.

Основные последствия разлива нефти были устранены только к ноябрю 2011 года.

У аварии были не только экологические, но и колоссальные (и самые негативные) экономические последствия. Так, компания BP потеряла около 22 миллиардов долларов (это и убытки от потери скважины, и выплати пострадавшим, и затраты на устранение последствий катастрофы). Но еще более значительные убытки понесли прибрежные районы Мексиканского залива. Это связано с крахом туристической сферы (кто поедет отдыхать на грязные нефтяные пляжи?), с запретом рыбной ловли и другого промысла, и т.д. В результате разлива нефти без работы остались десятки тысяч человек, которые к этой самой нефти не имели никакого отношения.

Однако были у катастрофы и совсем неожиданные последствия. Например, при изучении разлива нефти были открыты неизвестные науке бактерии, питающиеся нефтепродуктами! Сейчас считается, что эти микроорганизмы значительно уменьшили последствия катастрофы, так как поглотили огромное количество метана и других газов. Возможно, что на основе этих бактерий ученым удастся создать микроорганизмы, которые в будущем помогут быстро и дешево справляться с разливами нефтепродуктов.

Рабочие ликвидируют последствия разлива нефти. Port Fourchon, Луизиана. Фото: Greenpeace

Современное положение

В настоящее время в месте гибели платформы DeepWater Horizon не ведется никаких работ. Однако месторождение Макондо, которое разрабатывалось компанией BP с помощью платформы, хранит в себе слишком много нефти и газа (около 7 миллионов тонн), а поэтому в будущем сюда обязательно придут новые платформы. Правда, бурить дно будут все те же люди — сотрудники компании BP.

No comments. Фото: Greenpeace

Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon непременно должен был случиться и только ждал своего момента. Специалисты называют сейчас семь роковых промахов, ставших причиной разлива нефти в Мексиканском заливе. Из этой катастрофы можно извлечь определенные уроки, которые помогут избежать такого в будущем.

21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины, – она днем раньше взорвалась на глубине 5,5 км под палубой этой платформы

20 апреля стал днем триумфа для компании British Petroleum и для команды буровой платформы Deepwater Horizon компании Transocean. Плавучая буровая платформа в 80 км от побережья штата Луизиана в точке, где глубина воды составляла 1,5 км, уже почти завершила бурение скважины, уходящей на 3,6 км под океанское дно. Это была столь сложная задача, что ее часто сравнивали с полетом на Луну. Теперь, после 74 дней непрерывного бурения, компания BP готовилась запечатать скважину Macondo Prospect и оставить ее в таком виде, пока не будет доставлено на место все эксплуатационное оборудование, чтобы обеспечить регулярную подачу нефти и газа. Где-то в 10:30 утра вертолет привез четверых функционеров высшего звена — двух из BP и двух из Transocean — для праздничной церемонии в связи с завершением буровых работ, а заодно по поводу семи лет безаварийной работы этой буровой платформы.

В следующие несколько часов на платформе развернулись события, которые вполне заслуживали бы включения в учебники по технике безопасности. Как и частичное расплавление активной зоны реактора на атомной электростанции Три-Майл Айленд в 1979 году, утечка токсичных веществ на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984-м, разрушение «Челленджера» и Чернобыльская катастрофа в 1986-м, эти события имели причиной не какой-то один неверный шаг или поломку в конкретном узле. Катастрофа на Deepwater Horizon стала результатом целой цепи событий.


21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины — она днем раньше взорвалась на глубине пяти с половиной километров под палубой этой платформы.

Самоуспокоение

Глубоководные скважины работают без проблем десятилетия подряд. Разумеется, подводное бурение— сложная задача, но существует уже 3423 действующие скважины только в Мексиканском заливе, причем 25 из них пробурены на глубинах более 300 м. За семь месяцев до катастрофы в четырех сотнях километров к юго-востоку от Хьюстона эта же буровая платформа пробурила самую глубокую в мире скважину, уходящую под океанское дно на фантастическую глубину в 10,5 км.

То, что было невозможным несколько лет назад, стало рутинной процедурой. BP и Transocean били рекорд за рекордом. Та же технология морского бурения и то же оборудование, которые прекрасно себя оправдали при разработках на мелководье, вполне эффективны, как показала практика, на более серьезных глубинах. Нефтяники, как при золотой лихорадке, ринулись в океанские глубины.


Компания British Petroleum (BP) арендует буровые платформы, принадлежащие швейарской компании Transocean. С их помощью она пробивается к углеводородному месторождению под названием Macondo Prospect. Это месторождение расположено в 80 км к юго-востоку от города Венис (штат Луизиана) на глубине 3,9 км под океанским дном (глубина океана в этом месте — полтора километра). Потенциальный запас — 100 миллионов баррелей (месторождение среднего размера). Компания BP собирается провести все буровые работы за 51 день.

Гордыня подготовила почву к несчастью, которое случилось на буровой. «В случае, если скважина неожиданно начнет фонтанировать, создавая разлив нефти, не следует опасаться серьезных последствий, поскольку работы ведутся в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами, используется проверенное оборудование и имеются методики, специально разработанные для подобных случаев…» — так написано в плане изыскательских работ, который 10 марта 2009 года компания BP представила в американскую надзорную инстанцию — Службу эксплуатации месторождений (Minerals Managements Service, MMS) министерства недр США. Самопроизвольное фонтанирование подводных скважин случается сплошь и рядом, только в Мексиканском заливе с 1980 по 2008 год отмечено 173 случая, однако еще ни один подобный выброс не случался на глубоководье. На самом деле ни у BP, ни у его конкурентов не имелось на такой случай ни «проверенного оборудования», ни «специально разработанных методик» — вообще никакого страховочного плана в предвидении какой-либо катастрофической аварии на больших глубинах.

7 октября 2009 года
BP начинает буровые работы на участке площадью 2280 гектар, арендованном еще в 2008 году за $34 миллиона. Однако использовавшаяся сначала буровая платформа Marianas повреждена ураганом Ида, так что ее буксируют на верфь для ремонта. Уходит три месяца на то, чтобы заменить ее платформой Deepwater Horizon и возобновить работы.
6 февраля 2010 года
Horizon начинает буровые работы на месторождении Macondo. Чтобы не отстать от графика, рабочие торопятся, завышая скорость бурения. Вскоре из-за чрезмерных скоростей стенки скважины дают трещины, и внутрь начинает просачиваться газ. Инженеры запечатывают нижние 600 метров скважины и направляют скважину в обход. Эти переделки обходятся в двухнедельную задержку.
Середина марта
Майк Уильямс, главный по электронике в компании Transocean, спрашивает руководителя подводных работ Марка Хэя, почему в пульте управления функции перекрытия газа просто отключены. Если верить Уильямсу, Хэй ответил: «Да у нас все так делают». За год до этого Уильямс заметил, что на буровой все аварийные лампы и индикаторы просто отключены, и при выявлении утечки газа и пожара не будут автоматически активированы. В марте он видел, как рабочий держал в руках куски резины, вынутые из скважины. Это были обломки жизненно важной цилиндрической задвижки — одной из деталей противовыбросового превентора, многоэтажной конструкции из страховочных задвижек, установленной над устьем скважины. По словам Уильямса, Хэй сказал: «ничего страшного».
30 марта, 10:54
Инженер BP Брайан Морел отсылает электронное письмо своему коллеге, обсуждая идею, как опустить в скважину единую обсадную колонну диаметром 175 мм, чтобы она тянулась от устья скважины до самого ее дна. Более безопасный вариант с хвостовиком, который обеспечивает больше ступеней защиты от газа, поднимающегося по скважине, Морел отметает: «Обойдясь без хвостовика, вы прилично сэкономите и по времени, и по деньгам». Однако при использовании хвостовика, говорит Форд Бретт, инженер-нефтяник с большим стажем, «скважина была бы гораздо лучше защищена от всяческих неприятностей».
9 апреля
Рональд Сепульвадо, руководящий работами на скважине от лица BP, сообщает, что обнаружена утечка в одном из устройств управления превентором, который должен принять с платформы электронный сигнал на перекрытие скважины и дать команду на гидроприводы для аварийного заглушения скважин. В таких ситуациях компания BP обязана уведомить MMS и приостановить буровые работы, пока этот блок не будет приведен в рабочее состояние. Вместо этого, чтобы перекрыть утечку, компания переключает неисправное устройство в «нейтральное» положение и продолжает бурение. MMS никто не уведомлял.
14 апреля
BP подает в MMS запрос о возможности использовать единую колонну вместо более безопасного способа с хвостовиком. На следующий день она получает одобрение. Еще два дополнительных запроса согласованы за считанные минуты. За время с 2004 года в Заливе пробурено 2200 скважин, и только одна компания изловчилась в течение 24 часов утрясти согласования на три изменения в рабочих планах.

Легкомыслие

Многие годы компания BP гордилась тем, что умеет браться за рискованные дела в политически нестабильных государствах (например, в Анголе и Азербайджане), что способна реализовать изощренные технологические решения в самых глухих уголках Аляски или на огромных глубинах в Мексиканском заливе. Как говорил Тони Хэйуорд, бывший гендиректор компании, «мы беремся за то, чего другие не могут или не отваживаются сделать». Среди нефтедобытчиков эта компания славилась легкомысленным отношением к проблемам безопасности. По данным Центра общественной безопасности (Center for Public Integrity), с июня 2007 года по февраль 2010 года на нефтеперерабатывающих заводах BP в штатах Техас и Огайо из 851 нарушения правил техники безопасности 829 были признаны Управлением охраны труда США «сознательными» или «злонамеренными».


Катастрофа на Deepwater Horizon — не единственный крупномасштабный разлив нефти, виновником которого оказалась компания BP. В 2007 году ее дочка BP Products North America выплатила в качестве штрафа более $60 млн за нарушение федеральных законов по охране окружающей среды на территории штатов Техас и Аляска. В списке этих нарушений и крупнейший разлив 2006 года на Арктической низменности (1000 т сырой нефти), когда причиной оказалось нежелание компании принимать адекватные меры для защиты трубопроводов от коррозии.

Администрация других нефтедобывающих компаний оповещала Конгресс, что программы бурения, принятые в BP, не соответствуют обязательным для отрасли нормам. «У них выполнялись отнюдь не все требования, которые мы бы порекомендовали или применяли в собственной практике», — говорит Джон С. Уотсон, президент компании Chevron.


Платформа Deepwater Horizon горела полтора дня и наконец 22 апреля погрузилась в воды Мексиканского залива.

Риск

Нефть и метан в месторождениях глубокого залегания находятся под давлением — чуть шевельни, и они могут выстрелить фонтаном. Чем глубже скважина, тем выше давление, и на глубине 6 км давление превышает 600 атм. В процессе бурения утяжеленный минеральными фракциями буровой раствор, который закачивают в скважину, смазывает всю бурильную колонну и вымывает на поверхность выбуренную породу. Гидростатическое давление тяжелого бурового раствора удерживает жидкие углеводороды внутри залежи. Буровой раствор можно считать первой линией защиты против выброса нефти.

Если нефть, газ или простая вода попадут в процессе бурения в скважину (скажем, из-за недостаточной плотности бурового раствора), в скважине резко поднимется давление и возникнет возможность выброса. Если стенки скважины растрескались или цементный слой между обсадными трубами, защищающими бурильную колонну, и скальными породами в стенках скважины оказался недостаточно прочным, пузырьки газа могут с ревом взлететь вверх по бурильной колонне или снаружи обсадных труб, попадая внутрь колонны в местах стыков. При этом стенки скважины могут растрескаться, создав возможности для утечек, говорит Филип Джонсон, профессор гражданского строительства в Университете штата Алабама.


У основания скважины цементный раствор подается изнутри обсадной колонны и поднимается вверх по затрубному пространству. Цементирование необходимо для защиты скважины и предотвращения протечки.

Ни нефтяники, ни служба MMS не задумывались над тем, что при бурении во все более сложных условиях риск будет расти. «Налицо явная недооценка грозящих опасностей, — говорит Стив Арендт, вице-президент фирмы ABS Consulting и эксперт по безопасности нефтепереработки.- Длинная цепочка удач застила буровикам глаза. Они оказались просто не готовы».

Нарушения

В основе решений, принятых компанией BP, лежала тактика, которую Роберт Беа, профессор Калифорнийского университета в Беркли, называет «введением нарушений в норму». В компании давно уже привыкли действовать на грани допустимого.

Середина апреля
В рецензии на план BP содержатся рекомендации отказаться от использования единой колонны, так как при этом техническом решении формируется открытое кольцевое пространство до самого устья (зазор между стальной обсадной колонной и стенкой скважины). В такой ситуации превентор остается единственным барьером на пути газового потока, если не выдержит цементная заливка. Невзирая на это предостережение, BP решила устанавливать единую стальную обсадную колонну.
15 апреля
Бурение закончено, и на платформе собираются закачивать в скважину свежий раствор чтобы использованный раствор поднялся со дна скважины на буровую платформу. Таким образом можно вынести наружу газовые пузырьки и остатки породы — они ослабили бы цементную заливку, которая в дальнейшем должна заполнить кольцевое пространство. В варианте с Macondo эта процедура должна занять 12 часов. BP отменяет свой же план работ и выделяет на циркуляцию бурового раствора всего полчаса.
15 апреля, 15:35
Представитель компании Halliburton Джесси Гальяно отсылает в BP электронное письмо, в котором рекомендует использовать 21 центратор — это специальные хомуты, которые центрирую в скважине обсадную колонну, гарантируя равномерную цементную заливку. В конце концов BP обходится всего шестью центраторами. Джон Гайд, руководивший в BP группой обслуживания скважины, признался, что центраторы были не того типа, какой требуется для данной задачи. «Почему вы не могли обождать, пока не привезут те центраторы, какие надо?» — спросил адвокат. «А их так и не привезли», — ответил Гайд.

Завершение работ постоянно откладывалось, и на организаторов работ оказывали сильное давление. Бурение было начато 7 октября 2009 года, при этом сначала использовали платформу Marianas. Она сильно пострадала от ноябрьского урагана. Потребовалось три месяца, чтобы пригнать платформу Horizon и продолжить буровые работы. На все работы было отведено 78 дней при стоимости работ в $96 млн, однако реальным сроком объявили 51 день. Компания требовала темпа. Но в начале марта из-за повышенной скорости бурения скважина растрескалась. Рабочим пришлось забраковать 600-метровый участок (из пробуренных к тому моменту 3,9 км), залить дефектную секцию цементом и пробиваться к нефтеносному слою в обход. К 9 апреля скважина достигла запланированной глубины (5600 м от уровня буровой платформы и на 364 м ниже последнего зацементированного сегмента обсадных труб).


Скважину бурят поэтапно. Рабочие проходят какой-то путь сквозь скальную породу, устанавливают очередной сегмент обсадных труб и заливают цемент в зазор между обсадной трубой и окружающей породой. Этот процесс повторяется раз за разом, обсадные трубы становятся все меньшего диаметра. Для закрепления последней секции у компании имелось два варианта — либо от устья скважины до самого забоя спустить однорядную колонну обсадных труб, либо спустить хвостовик — короткую колонну труб — под башмак нижней секции уже зацементированных обсадных труб, а затем протолкнуть дальше вторую стальную обсадную трубу, которую называют надставкой хвостовика. Вариант с надставкой должен был обойтись на 7−10 млн дороже, чем единая колонна, но он существенно снижал риск, обеспечивая двойной барьер для газа. Как показало расследование Конгресса, во внутренней документации BP, датируемой серединой апреля, имеются рекомендации, указывающие на нежелательность использования однорядной колонны обсадных труб. И тем не менее 15 апреля служба MMS положительно ответила на запрос BP о внесении поправок в ходатайство о разрешении. В этом документе утверждалось, что использование однорядной колонны обсадных труб «имеет веские экономические основания». На мелководье однорядные колонны используются достаточно часто, но их почти не использовали в таких глубоководных разведочных скважинах, как Macondo, где давление очень высоко, а геологические структуры недостаточно изучены.

По мере спуска обсадных труб пружинные хомуты (их называют центраторами) удерживают трубу по оси ствола скважины. Это нужно для того, чтобы цементная заливка легла равномерно и не образовалось полостей, через которые мог бы пробиться газ. 15 апреля компания BP уведомила Джесса Гальяно из компании Halliburton, что на последних 364 м обсадной колонны предполагается задействовать шесть центраторов. Гальяно прогнал на компьютере аналитическую модель-симулятор, которая показала, что 10 центраторов дают ситуацию с «умеренной» опасностью прорыва газа, а 21 центратор мог бы снизить вероятность неблагоприятного сценария до «малой». Гальяно порекомендовал BP именно последний вариант. Грегори Вальц, руководитель группы инженеров-буровиков в BP, писал Джону Гайду, руководителю группы обслуживания скважин: «Мы отыскали в Хьюстоне 15 центраторов Weatherford и утрясли все вопросы на буровой, так что утром сможем отправить их на вертолете…» Но Гайд возразил: «Чтобы их установить, потребуется 10 часов… Мне все это не нравится и… я сомневаюсь, нужны ли они вообще». 17 апреля BP сообщила Гальяно, что в компании решили использовать только шесть центраторов. При семи центраторах компьютерная модель показывала, что «в скважине возможны серьезные проблемы с прорывом газа», но $ 41 000 за каждый час отсрочки перевесили, и BP выбрала вариант с шестью центраторами.


Превентор — это этажерка из заслонок высотой 15 м, предназначенная для того, чтобы заглушить вышедшую из подчинения скважину. По причинам, до сих пор не известным, на месторождении Macondo эта последняя линия обороны работать отказалась.

После того как в скважину закачан цемент, проводится акустическая дефектоскопия цементирования. 18 апреля бригада дефектоскопистов компании Schlumberger вылетела на буровую, однако BP отказалась от их услуг, нарушив все возможные технические регламенты.

Техника

Тем временем на буровой все работают как одержимые, не видя ничего вокруг и не руководствуясь ничем, кроме оправдательных соображений и стремления ускорить процесс. Гальяно ясно показал вероятность протечек газа, а такие протечки повышают опасность выброса. Однако его модели не могли никому доказать, что этот выброс обязательно случится.

20 апреля 0:35
Рабочие закачивают вниз по обсадной трубе цементный раствор, затем с помощью бурового раствора выдавливают цемент вверх со дна на высоту 300 м по кольцевому пространству. Все эти действия соответствуют правилам MMS по запечатыванию месторождения углеводородов. Halliburton использует цемент, насыщенный азотом. Такой раствор отлично схватывается со скальными породами, однако требует очень внимательного обращения. Если в не схватившийся цемент проникнут газовые пузырьки, после них останутся каналы, через которые в скважину могут попадать нефть, газ или вода.
20 апреля — 1:00 — 14:30
Halliburton проводит три опрессовки с повышенным давлением. Внутри скважины повышают давление и проверяют, хорошо ли держит цементная заливка. Два теста прошли утром и после обеда. Все благополучно. Были отосланы назад подрядчики, которые прибыли на платформу для 12-часовой акустической дефектоскопии цементной заливки. «Это была ужасная ошибка, — говорит Сатиш Нагараджайя, профессор в Университете Райсе в Хьюстоне. — Вот тут-то они и утратили контроль над событиями».

Последняя линия обороны для глубоководных скважин — противовыбросовый превентор, пятиэтажная башня из задвижек, построенная на океанском дне над устьем скважины. Она должна при необходимости перекрыть и заглушить вышедшую из-под контроля скважину. Правда, превентор на скважине Macondo был нефункционален, одна из его трубных плашек — пластин, охватывающих бурильную колонну и предназначенных не пропустить поднимающиеся через превентор газы и жидкости, — была заменена на нерабочий опытный вариант. На буровых нередко позволяют себе такие замены — они снижают расходы на тестирование механизмов, но платить приходится повышенным риском.


При расследовании также обнаружилось, что на одном из пультов управления превентором стоял разряженный аккумулятор. Сигнал с пульта запускает срезающую плашку, которая должна просто перерубить бурильную колонну и заглушить скважину. Впрочем, даже если бы на пульте стоял свежезаряженный аккумулятор, срезающая плашка вряд ли сработала бы— выяснилось, что у ее привода протекает одна из гидравлических линий. Правила MMS звучат недвусмысленно: «Если из имеющихся пультов управления превентором какой-либо не действует», на буровой платформе «должны быть приостановлены все дальнейшие операции до тех пор, пока не будет введен в строй неисправный пульт». За 11 дней до выброса ответственный представитель BP, присутствовавший на платформе, увидел в ежедневной отчетности о проведенных работах упоминание о протечке в гидравлике и предупредил центральный офис в Хьюстоне. Однако компания не прекратила работы, не приступила к ремонту и не уведомила MMS.

20 апреля, 17:05
Недобор жидкости, поднимающейся по стояку, дает понять, что превентор кольцевого пространства дал течь. Вскоре после этого на буровой проводят опрессовку буровой колонны с отрицательным давлением. При этом понижают давление буровой жидкости в скважине и смотрят, не пробились ли углеводороды через цемент или обсадные трубы. Результат показывает, что, возможно, образовалась течь. Решено провести повторное тестирование. Обычно перед таким испытанием рабочие устанавливают герметизирующий рукав чтобы надежнее прикрепить к превентору верхнее окончание обсадной колонны. В данном случае BP этого не сделала.
20 апреля, 18:45
Вторая опрессовка с отрицательным давлением подтверждает опасения. На этот раз улика обнаруживается при измерении давлений на различных трубопроводах, которые связывают платформу и превентор. Давление в буровой колонне составляет 100 атмосфер, а во всех остальных трубах — нулевое. Это означает, что в скважину поступает газ.
20 апреля, 19:55
Даже имея на руках такие результаты опрессовки, BP приказывает компании Transocean заменить в стояке и верхней части обсадной колонны буровую жидкость с плотностью 1700 кг/м3 на морскую воду плотностью чуть больше 1000 кг/м3. В то же самое время требовалось поставить цементную пробку в скважину на глубине 900 м ниже океанского дна (магистраль подачи бурового раствора). Одновременное проведение двух этих операций чревато определенным риском — если цементная пробка не запечатает скважину, сам буровой раствор сыграет роль первой линии обороны против выброса. В расследовании, которое велось силами самой BP, это решение будет названо «фундаментальной ошибкой».

Руководство

К 20 апреля, так и оставив без проверки цементирование скважины на последних трех сотнях метров обсадной колонны, рабочие готовились запечатать скважину Macondo. В 11 часов утра (за 11 часов до взрыва) на планерке завязался спор. Перед тем как заглушить скважину, BP собиралась заменить защитный столб бурового раствора на более легкую морскую воду. Transocean активно возражала, но в конце концов уступила нажиму. Спор также касался вопроса, нужно ли проводить опрессовку с отрицательным давлением (в скважине снижают давление и смотрят, не поступает ли в нее газ или нефть), хотя эта процедура и не была включена в план буровых операций.

В споре обнажился конфликт интересов. За аренду платформы BP ежедневно платит компании Transocean по $500 000, так что в интересах арендатора вести работы как можно быстрее. С другой стороны, Transocean может позволить потратить часть этих средств на заботы о безопасности.

20 апреля 20:35
Рабочие прокачивают по 3,5 кубометра морской воды в минуту, чтобы промыть стояк, однако скорость поступающего бурового раствора подскакивает до 4,5 кубометров в минуту. «Это чистая арифметика, — говорит геолог-нефтяник Терри Барр. — Им нужно было понять, что скважина потекла и что нужно отчаянно качать буровой раствор обратно, чтобы ее заткнуть». Вместо этого рабочие продолжают закачивать морскую воду.
20 апреля, 21:08
Рабочие глушат помпу, которая качала морскую воду, чтобы провести предписанный EPA (Агентством по охране окружающей среды) «тест на отблеск» — таким образом проверяют, нет ли на морской поверхности плавающей нефти. Нефти не обнаружено. Помпа не работает, но из скважины продолжает поступать жидкость. Давление в обсадной колонне растет с 71 атмосферы до 88. В течение следующего получаса давление растет и дальше. Рабочие прекращают закачивать воду.
20 апреля, 21:47
Скважина взрывается. Газ под высоким давлением прорывается через превентор и по стояку достигает платформы. Семидесятиметровый гейзер фонтанирует на верхушке буровой вышки. За ним сыплется похожая на снег каша, «дымящаяся» от испаряющегося метана. Заблокированная система общей тревоги привела к тому, что рабочие на палубе не услышали никакого предупреждения о подступившем бедствии. Обходные контуры на панели управления привели к тому, что не сработала система, предназначенная для того, чтобы вырубить все двигатели на буровой.

Transocean провела два цикла опрессовки с отрицательным давлением и установила цементную пробку, чтобы запечатать устье скважины. В 19:55 инженеры BP решили, что пробка уже схватилась, и приказали рабочим компании Transocean открыть на превенторе цилиндрическую задвижку, чтобы начать закачку в стояк морской воды. Вода должна была вытеснять буровой раствор, который откачивался на вспомогательное судно Damon B. Bankston. В 20:58 в бурильной колонне подскочило давление. В 21:08, поскольку давление продолжало расти, рабочие прекратили откачку.

20 апреля, 21:49
Газ стекает по желобам в амбар бурового раствора, где пара инженеров отчаянно упирается чтобы подать еще раствора для закачки в скважину. Дизеля заглатывают газ через свои воздухозаборники и идут вразнос. Двигатель №3 взрывается. С него начинается цепь взрывов, раскачивающих платформу. Оба инженера гибнут мгновенно, еще четверо погибают в помещении с виброситами. Кроме них, погибло еще пятеро рабочих.
20 апреля, 21:56
Рабочий на мостике нажимает красную кнопку на пульте аварийной отсечки, чтобы включить срезающие плашки, которые должны перекрыть скважину. Но плашки не сработали. На превенторе имеется аккумулятор, питающий аварийные выключатели и запускающий плашки в случае повреждения линий связи, гидравлической магистрали или электрокабеля. Позже выяснилось, что гидравлическая магистраль была в порядке, в BP полагают, что не сработал выключатель. Командование на буровой вызывает судно для эвакуации.

После шестиминутного перерыва рабочие на буровой продолжили закачку морской воды, не обращая внимания на скачки давления. В 21:31 закачку снова прекратили. В 21:47 мониторы показали «существенный скачок давления», а через несколько минут из бурильной колонны вырвалась струя метана и вся платформа превратилась в гигантский факел — пока еще не зажженный. Потом что-то вспыхнуло зеленым светом, и белая кипящая жидкость — вспененная смесь из бурового раствора, воды, метана и нефти — встала столбом над буровой вышкой. Первый помощник Пол Эриксон увидел «вспышку пламени прямо над струей жидкости», а потом все услышали сигнал бедствия «Пожар на платформе! Всем покинуть судно!». По всей буровой рабочие суетились, стремясь попасть на две пригодные к использованию спасательные лодки. Одни кричали, что пора их спускать, другие хотели подождать отстающих, третьи прыгали в воду с высоты 25 м.


На фото: через два дня после выброса дистанционно управляемый робот пытается запечатать вышедшую из-под контроля скважину Macondo.

Тем временем на мостике капитан Курт Кухта спорил с руководителем подводных работ — в чьем праве запустить систему аварийного отключения (она должна дать команду на срезающие плашки, запечатав таким образом скважину и оборвав связь между буровой платформой и бурильной колонной). Систему запускали целых 9 минут, но это уже не имело значения, поскольку превентор все равно не работал. Платформа Horizon так и осталась не отсоединенной, нефть и газ продолжали поступать из-под земли, подпитывая горючим тот пылающий ад, который вскоре окружил буровую.


И вот результат — 11 погибших, миллиардные убытки BP, экологическая катастрофа в Заливе. Но самое худшее, как считает Форд Бретт, президент Oil and Gas Consultants International, состоит в том, что этот выброс «нельзя считать катастрофой в традиционном смысле. Это один из тех несчастных случаев, которые можно было полностью предотвратить».