Отчет по самообразованию воспитателя по безопасности. Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников

социального характера

Острые социальные дошкольного возраста дошкольников

Исходя из этого, целью моего самообразования является :

.

Задачи :

2. Разработать перспективный план работы с детьми .

4. Подготовить (провести) тему : «Особенности ».

Предполагаемые мероприятия :

1. Изучение литературы :

Детская безопасность : учебно - методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М,2013

Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности

3. Гарнышева Т. Т. ОБЖ для дошкольников . Планирование работы

4. Белая К. Ю. Формирование , пособие для педагогов дошкольных

5. Шипунова В. А. Детская безопасность

«Безопасность » с детьми 2-7 лет / авт. -сост. Т. Н. Сташкова - Волгоград, 2013

Сентябрь

НОД «Одному нельзя ходить»

Цель

«»

Игра-тренинг «Я потерялся»

Цель

НОД «Осторожно чужой!» , игра

Цель теме : «Азбука общения» .

Чтение сказок «Волк и козлята» , «Заюшкина избушка» .

Цель : закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Папка - передвижка «Безопасность - прежде всего »

Январь Прогулка-обследование «Внимание - опасность!»

Цель : учить находить во время прогулки по территории д/с опасные предметы и разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать. Папка - передвижка «Опасные предметы»

Игры : «Опасно - не опасно» , «Найди опасный предмет» .

Цель

НОД «В мире опасных предметов»

Цель

Оформление памятки :

НОД «Приключения колобка»

Цель

Консультация : «Осторожным надо быть!»

Итоговое развлечение : «Мы знаем все о безопасности »

Цель безопасного поведения .

социальной безопасности детей дошкольного возраста ».

Просмотр содержимого документа
«Самообразование»

МКДОУ д/с №7 комбинированного вида

Г. Россоши

План работы по самообразованию:

«Формирование социальной безопасности младших дошкольников »

Воспитатель: Горбунова Ю. Н.

План по самообразованию «Формирование социальной безопасности младших дошкольников»

«Формирование социальной безопасности младших дошкольников »

В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной личности и человечества в целом становится проблемой глобального характера. К природным факторам риска добавляются еще и чрезвычайные ситуации социального характера , которые не щадят и детское население страны.

Острые социальные проблемы современности сказываются на детях иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей дошкольного возраста , как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению , слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Исходя из этого, целью моего самообразования является :

совершенствование методики руководства формирования социальной безопасности дошкольников .

Задачи :

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми .

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему : «Особенности социальной безопасности детей дошкольного возраста ».

Предполагаемые мероприятия :

1. Изучение литературы :

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Опасные предметы, существа и явления» Детская безопасность : учебно - методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М,2013

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. - СПб, 2011

3. Гарнышева Т. Т. ОБЖ для дошкольников . Планирование работы , конспекты занятий, игр. -СПб, 2012

4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников , пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М, 2013

5. Шипунова В. А. Детская безопасность , учебно-методическое пособие., Цветной мир, 2013

6. Организация освоения образовательной области « Безопасность » с детьми 2-7 лет / авт. -сост. Т. Н. Сташкова – Волгоград, 2013

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

Подготовить диагностику по теме.

НОД «Одному нельзя ходить»

Цель : закрепить с детьми важное правило - из д/с можно уходить только с родителями.

По итогам диагностики подготовить консультацию « Социальная безопасность и младший дошкольник »

Игра-тренинг «Я потерялся»

Цель : учить правильно себя вести, если потерялся на улице. Рекомендовать родителям закрепить с ребенком знание его имени и фамилии, домашнего адреса, ФИО родителей

НОД «Осторожно чужой!» , игра «О чем рассказать воспитателю»

Цель : учить детей сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека. Консультация по теме : «Азбука общения» .

Чтение сказок «Волк и козлята» , «Заюшкина избушка» .

Цель : закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Папка – передвижка « Безопасность - прежде всего »

Январь Прогулка-обследование «Внимание – опасность!»

Цель : учить находить во время прогулки по территории д/с опасные предметы и разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать. Папка – передвижка «Опасные предметы»

Игры : «Опасно - не опасно» , «Найди опасный предмет» .

Цель : тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья. Порекомендовать провести с детьми дома беседы на тему «Опасные предметы дома и на улице»

НОД «В мире опасных предметов»

Цель : закреплять знания детей об опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму. Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.

Оформление памятки : «Какие предметы нельзя приносить в детский сад»

НОД «Приключения колобка»

Цель : знакомить с правилами поведения в разных ситуациях.

Консультация : «Осторожным надо быть!»

Итоговое развлечение : «Мы знаем все о безопасности »

Цель : закрепить знакомые детям правила безопасного поведения .

Провести диагностику. Подготовить сравнительный анализ диагностик детей в начале и конце года, и познакомить родителей с результатами проделанной работы.

Подготовить и провести консультацию для педагогов «Особенности социальной безопасности детей дошкольного возраста ».

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И, конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение Детский Сад Комбинированного Вида №2 «Калинка»

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПО ТЕМЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

ФИО составителя: Удовина Н.Ю.

Год составления: 2014 год

Пояснительная записка.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И, конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

Цель образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разобраться в данной теме, он должен быть знаком с основными понятиями предмета изучения.

Глава 1.

1.1.Опасность.

«Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека». Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое.

Можно выделить следующие группы опасностей:

·* Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы и др.), пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;

· * Техногенные – связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;

· * Социальные – криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди и т.д.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

2. развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;

4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

1. Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);

2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

3. Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)

4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

5. Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

6. Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает вопрос: « С чего начать?»

1.2. Этапы реализации.

1этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативности, степени сформированности практических навыков на 1 этапе помогают:

· Беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.;

· * различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, подвижные, игры-драматизации и др.;

· * Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная шапочка?», «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебя приглашают прокатиться на машине?» и др.

Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т.е. организовать предметно-развивающую среду в группе.

В нее входят:

1 «Уголок безопасности», который содержит материалы:

a) практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.;

b) наглядный: «Валеология или здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.;

2 «Игротека», которая содержит:

a) дидактические игры «Опасно-не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом»,

b) Развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», « Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.

3 « Библиотека», в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

· * Специально организованная деятельность детей – НОД;

· * Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на НОД.

Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности». Каждый новый материал опирается на опыт, знания и умения детей.

Задача педагога – сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого крайне важно использование современных плакатов по ОБЖ: они всегда перед глазами детей, легко запомнишь, неоднократно рассматривая и повторяя, изображенные на них правила.

Глава 2.

2.1.Безопасный дом

Дом – это то - место, где ребенок впервые знакомится с окружающим миром. Именно в стенах дома ребенок начинает ползать, ходить, знакомиться с предметами ближайшего окружения, используя различные анализаторы.

И именно дома маленький ребенок узнает, что же такое безопасность, что можно, а что брать небезопасно. Впервые попробовав горячий суп - малыш дует на все остальные, ударившись о спинку стула – обходит этот стул стороной.

В детском саду закрепляются основы безопасности в доме.

Провожу с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:

1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;

2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.) .

Очень важно, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом "С. Маршака, играми-драматизациями).

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы: ножницы в средней возрастной группе, провожу специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.

Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняю детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.

Казалось бы, обыкновенный стол – такой нужный при приеме пищи, в выполнении творческих работ, но и он может быть опасным при определенных условиях. Для более успешного освоения навыков безопасного поведения в нашей группе создана картотека опасных предметов.

Безопасность в доме на прямую связанна с предметами, которые нас окружают, и с материалами, из которых они изготовлены. Именно в познавательной деятельности дети знакомятся со свойствами и качествами стекла, дерева, железа и другими материалами. Малыши понимают, что с предметами из стекла следует обращаться бережно и осторожно. А что бы избежать неприятностей такие опасные предметы брать только с разрешения взрослого.

Особенно обращаем внимание на страничку «Осторожно, лекарства!». Современная аптечная продукция отличается таким привлекательным внешним видом, которая как магнит притягивает не только дошколят, но и детей постарше.

Знания закрепляем в сюжетно-ролевых, дидактических, словесных играх.

2.2. Воспитываем грамотного участника дорожного движения.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.

Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений, а так же практические в образовательной области «Художественное творчество» - это рисование, лепка, аппликация. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.

Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

Для более успешной работы по обучению детей ПДД мы с моей напарницей Галиной Ефимовной составили каталог «Совместная деятельность с детьми ОО «Художественное творчество по теме: «Изучаем Правила Дорожного движения» для того, чтобы мы могли дать знания детям по данной теме с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и чтобы дети смогли успешно усвоить правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания, воплощая их в своих творческих работах. Работая над каталогом, мы учитывали интересы детей, возрастные особенности, изучили рекомендации работников ГИББД и большой объем программного материала по ПДД.

Поэтому обучение Правилам дорожного движения в ОО «Художественное творчество» необходимо рассматривать как часть учебно-воспитательной работы ДОУ.

Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми дошкольного возраста помогает добиться поставленных целей на НОД в образовательной области «Художественное творчество».

Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:

Расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;

Научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;

Пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

Причины ДТП с участием дошкольников:

· Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е вне пешеходного перехода

· Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор.

· Неподчинение сигналам светофора

· Движение детей по проезжей части при наличии тротуара

· Незнание правил перехода перекрестка.

· Игры детей на проезжей части

· Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств.

· Езда на велосипедах, роликовых и других самокатных средств по проезжей части дороги.

· Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.

· Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, которые не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения, и сами дети. Исследования показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников связанны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Поведение детей на дороге зависит от ряда факторов, включая личностно-поведенческие свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и еще не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за не сфорсированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой(капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.

Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущего транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопасней. Однако при попадании в поток движущего транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперед, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом.

Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До шести лет в принципе не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с шестилетнего возраста ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (6-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и, поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.

Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.

На всех стадиях возрастного развития психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства (бытовые, школьные и многие другие).

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение педагогических недель по теме «Здоровый образ жизни» с проведением открытых мероприятий для родителей и их активным участием.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

2.3. Пожарная безопасность

Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами.

Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

Формы проведения профилактической работы по пожарной безопасности разнообразны:

Беседы, рассматривание иллюстраций и беседы по ним, использование худ произведений, чтение и заучивание стихотворений, обыгрывание сценок, создание специальных игровых ситуаций, игры-драматизации, просмотр спектаклей и сценок и т.д.

Конечно, воспитание бдительного и готового адекватно среагировать гражданина в чрезвычайных происшествиях надо готовить с детства. Этим мы в нашем детском саду и занимаемся.

Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.

Задачи:

ü Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

ü Знакомить с назначением бытовых приборов их пользой, учить безопасному обращению с ними.

ü Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

ü Познакомить с правилами поведения при пожаре.

ü Убедить выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес), номер пожарной службы.

ü Знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных

ü Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

ü Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

ü Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Этапы работы:

1 Мы рассматриваем карточки с рисунками со сценами чрезвычайных происшествий: оставленный включенным утюг, не затушенная сигарета, свечи на елке, костер в лесу и др.

2 Но не стоит забывать, что за последние десятилетие индустрия шагнула вперед и появилась новая бытовая техника, облегчающая нашу жизнь, которая тем ни менее тоже является опасной. В связи с этим мы устроили конкурс домашних рисунков «Бытовая техника – друг или враг? »

В этих рисунках дети, совместно с родителями, рисовали картинки-противоположности (фены, микроволновые печи, тостеры, кухонные комбайны)

На 3 этапе было чтение книг и статей на тему пожарной безопасности. Дети очень сопереживали горю котят и тети Кошки из сказки С. Маршака, у которых загорелся Кошкин-дом. Неизгладимое впечатление произвели на них также и другие произведения.

4 Загадки и повторение правил поведения дали возможность закрепить пройденный материал.

5 Чтобы закрепить знания не только в теории, но и на практике, мы проводим подвижные игры.

6 Важно, чтобы правила безопасности повторялись детьми еще и дома. Поэтому необходимо заинтересовать еще и родителей. Для этого мы проводим родительские собрания, где родителям показываем учебный и художественный материал по данной теме, размещаем материал в родительском уголке, меняем информацию в папках-передвижках, консультируем родителей.

7 Совместно с родителями изготовили стенгазеты «Это опасно! », в которые поместили рисунки и аппликации о пожаре, высказывания детей, истории из жизни их родителей.

8 В заключение нашего обучения администрация устроила учения по пожарной безопасности. По сигналу сирены воспитатель и все дети должны были спокойно выйти из здания в безопасное место. Наши дети прекрасно справились с заданием и уложились во время.

2.4. Ребенок и природа

Нашим детям мы рассказываем о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы.

Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Учим детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.) . А вместе с тем учим детей понимать, не всякое насекомое безопасно для человека. Даже безопасный укус муравья или пчелы для некоторых людей может привести к неприятным последствиям: отеку, покраснению и другим аллергическим реакциям.

Рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем альбом с картинками.

Учим детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаем, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил используем настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок "и т. д.

Разъясняем детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными.

Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных. Очень хорошим помощниками являются: игры-забавы в картинках « Как избежать неприятностей», «Осторожные сказки: Безопасность для малышей».

Главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста усвоил главный принцип: «Не навреди!» И это касается и собственной безопасности, и охраны окружающей среды.

А также объясняем детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

2.5. Ребенок и другие люди.

В последнее время мы все чаще и чаще слышим: «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему наши дети уходят с незнакомыми людьми? Что делать нам, взрослым, чтобы уберечь не только собственного ребенка, но и детей, которых нам доверили?

Рассказывая об опасности контактов с незнакомыми людьми, взрослый должен учитывать, что у детей собственные представления о том, как выглядит опасный человек. Дети считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты. Для маленьких детей опасным будет, прежде всего, мужчина «дядя с бородой». А молодые, хорошо одетые молодые люди, симпатичные девушки или юноши не могут причинить вред. А человек с открытой, дружелюбной улыбкой, всегда будет вызывать доверие у ребенка.

Прежде всего, это беседы, использование художественных произведений, игры-драматизации, специально подготовленные ситуации, рассматривание иллюстраций, использование дидактического материала и т.д.

Некоторые типичные ситуации:

ü Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая дать или показать, что-то интересное, предлагая игрушку

ü Представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе.

ü Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

ü Взрослый проявляет чудеса необычайной щедрости, угощая ребенка мороженым, шоколадом, обещая одарить подарками.

Необходимо так же рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, затаскивает в машину, действует с применением силы). Каждый ребенок должен знать, как он себя вести в таких ситуациях –громко кричать, привлекая внимание взрослых и призывая их на помощь.

Цель взрослого – научить детей как вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «Нет» другим людям. И уже не важно, это взрослый или подросток, уговаривающий пойти на стройку или разжечь костер, поэкспериментировать с лекарствами или залезть на дерево или на крышу.

Ребенку необходимо разъяснить, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, в подъезде.

ü Нельзя выходить входить и выходить из подъезда одному без родителей или других знакомых взрослых.

ü Нельзя открывать дверь чужим, даже если за дверью ласковый голос или незнакомец представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их мнения.

ü Нельзя пользоваться, без разрешения взрослого, бытовыми приборами.

Можно разыграть разные ситуации: ребенок один дома, ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами, ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг следует включать разные уговоры, обещания.

Чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстренных ситуациях в быту, мною была проведена работа по выявлению уровня их знаний, интересов и коммуникативности. Для этого я провела с ними беседу, в ходе которой задала ряд вопросов:

Как тебя зовут (имя и фамилия?)

Домашний адрес?

Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество?)

Место работы родителей?

Знают ли они номера телефонов экстренных служб (скорая помощь, полиция, газовая служба, пожарная служба?

В результате беседы мною были сделаны выводы, что дети хорошо знают, как их зовут, где они живут, знают своих родителей и место их работы, но не имеют знаний относительно того, что делать в опасной ситуации и куда обратиться за помощью (экстренные службы помощи) .

Мы должны отправить ребенка в школу не только с большим багажом знаний, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно знают, чувствуют и думают дети, я составила перспективный план работы, включающий в себя использование бесед, игр, дискуссий, различных наглядных материалов. Опираясь на уже имеющиеся знания детей, мною были выделены те задачи, по которым необходимо вести работу:

Основные выводы:

Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят:

Определять и называть все части тела;

Выучить разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями;

Определять незнакомцев и доброжелательных людей;

Вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;

Звонить по номеру 01 в критическом случае;

Позволять физические ласки только членам семьи;

Просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу;

Рассказать вам, если кто-то пытается запугиванием вынудить их держать что-то в тайне.

Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

На данный момент мы используем в работе дидактический материал: игры, иллюстраций; обыгрываем разнообразные ситуации. Создана картотека занятий, обновились атрибуты по пожарной безопасности, оформили информационные стенды для родителей по безопасности и здоровью.

В планах состоит пополнение дидактических игр, пополнение атрибутики по направлению здоровья, разработать консультации для родителей, организовать выставку рисунков по разнообразным тематикам (работа с родителями).


Утверждаю

Заведующий МКДОУ д/с №4

Им. В.П.Чкалова

Е.С.Давыдова

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

По теме: «Формирование основ пожарной безопасности у детей средней группы»

Воспитателя МКДОУ д/с №4 им. В.П.Чкалова

Июдиной Натальи Валерьевны

Пояснительная записка

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегают множество опасностей. Задача взрослых остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности»), а также на основании ФГОС ДО формирование основ пожарной безопасности является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это объясняется следующим.

Одной из причин возникновения пожара является детская шалость. И, как правило, последствия такой шалости очень трагичны.На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Главное в работе по формированию у детей основ пожарной безопасности – это совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию основ пожарной безопасности является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста возможно при достижении и решений следующих целей и задач.

Цели:

1.Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ пожарной безопасности.

2.Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.

3.Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности.

Задачи:

1.Изучение нормативно-правовых документов об образовании.

2.Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.

3.Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями), обобщить и распространить собственный психолого-педагогический опыт.

Срок реализации: 3 года (2017-2020 гг.)

п/п

Направление и формы работы

Сроки

Время реализации

Теоретический этап

Изучение нормативных документов:

Закона «Об образовании РФ»;

Нового СанПиН;

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Приказы Министерства образования и науки РФ и Нижегородской области;

И другие правовые акты РФ и Нижегородской области.

Практический этап

Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме

Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации

Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования

Использование современных педагогических технологий в области формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

Участие в профессиональных конкурсах

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

Изучение литературы по теме самообразования

Составление учебно-тематического плана формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

Разработка программы по работе с родителями по приоритетному образованию

Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме

Пополнение портфолио на уровне требований современности

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

п/п

Название

Издательство, год

01.09.2013 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384

Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Журнал «Дошкольное воспитание»

М., №6, 2014

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

http://минобрнауки.рф

Изучение опыта педагогов

Сеть Интернет,периодическая печать

«Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л.

Москва, издательство «Детство – Пресс», 2011 г.

Изучение литературы по психологии

п/п

Название

Издательство, год

Детская психология

Люблинская А.А.

Москва: Просвещение, 1971 г.

Психология детства

Зеньковский В.В.

Москва: «Академия», 1996 г.

Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания.

Барнаул: АГИИК, 1999 г.

Изучение литературы по основам пожарной безопасности

п/п

Название

Издательство, год

Нормативно-правовая база МКДОУ №4 имени В.П.Чкалова

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности

Аралина Н.А.

Москва,Скрипторий 2003, 2007 г.

Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности

Волочкова В. Н., Степанова Н. В.

ТЦ «Учитель», 2004г.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС

Каюрова А. Н.

Москва, 2014 г.

Воспитание культуры личной безопасности. Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания.

Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н.

Барнаул: АГИИК, 1999 г.

Изготовление методического материала

п/п

Название

Цель

Оформление в группе уголка по пожарной безопасности

Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для формирования основ пожарной безопасности

Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования

Создание архива методик, игр, мероприятий по пожарной безопасности

Формирование основ пожарной безопасности

Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ

Для проведения воспитательных мероприятий

Создание макета детского сада

Совместная работа: дети, родители, воспитатели. Организация профилактической работы по правилам поведения во время пожара

Перспективный план формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

п/п

Название блока

Тематика занятий

Цель и задачи

Моя группа, мой детский сад

1.Ознакомление с планом эвакуации ДОУ

2. «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»

3. «Служба спасения – 01»

4. «Почему случился пожар»

5. «Злой и добрый огонь»

1. Знакомство детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении.

2. Формирование представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара.

3. Формирование навыков адекватного поведения в пожароопасных ситуациях.

4. Воспитание осознанного и ответственного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Осень

1.«Осень в лесу и в городе»

2. «Не играй с огнём»

3. «Чудо-дерево»

4. «Спички детям не игрушка»

1. Углублять и систематизировать представление детей о причинах возникновения пожаров в лесу и на улицах города.

2. Формировать правила пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил.

«Огонь в литературе»

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Формирование у детей основ пожарной безопасности

«Дом, жилище человека»

1.«Моя семья, дом»

2. «Бытовая техника»

1.Сформировать у детей понимания личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в квартире.

3. Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими.

4. Закрепить знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире.

Профессия пожарник

1. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов.

2. «В жизни всегда есть место подвигу»

3. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

1.Раскрыть значимость труда пожарных.

2.Углублять и расширять знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям тушить пожар.

Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками

1. Формирование правил пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил. Блок «Осень».

1.1.Познавательно - исследовательская деятельность:

Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных;

Беседа «В гостях у доктора Айболита»;

Моделирование правил поведения в природе;

Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»;

Викторина «Защитим лес от пожара»;

Экскурсия в парковую зону.

1.2.Коммуникативная деятельность:

Общение «Спички не тронь, в спичках огонь»;

Составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»;

Дидактические игры: «Огонь и вода», «Разрешается – запрещается».

1.3.Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»;

Дидактическая игра «Собери картинку»;

Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»

1.4.Продуктивная деятельность

Рисование «Чтобы не было беды»;

Аппликация «Осенний лес»;

Конструирование из конструктора «Пожарная машина».

1.5.Чтение художественной литературы:

- «Как неразлучные друзья в огне не горели» А.Иванова;

-«Малышам об огне»Н.Пороховник;

-«Пожар в лесу»;

- «Пожар в поле»;

-«Щепочка»;

-«Как мы с братом играли».

1.6.Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»;

Спортивные эстафеты «Не затушенный костер»;

- «Мы помощники пожарных».

1.7.Трудовая деятельность

Уборка сухих листьев и травы на участке;

Составление коллажа «Чего нельзя делать в лесу»;

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Семья. Отдых на природе».

2. Воспитание осознанного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Блок «Дом, жилище человека»

2.1.Познавательно - исследовательская деятельность

Беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность», «Электроприборы. Правила пользования ими»;

Дидактические игры: «1,2,3, что может быть опасно, найди», «Что можно, что нельзя», «Дорисуй, чего не хватает»;

Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?»;

Работа со схемой «Найди выход из горящего дома»;

Тренинг «Вызови пожарных».

2.2.Коммуникативная деятельность

Общение «Будь самостоятелен, но осторожен и внимателен», загадки о бытовых приборах;

Дидактические игры: «Отгадай слово», «Назови действие»;

Викторина «Береги свой дом от пожара»;

Составление творческого рассказа «Почему это случилось?»;

2.3.Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Мамины помощники»;

Игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать?»;

Дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»

2.4.Продуктивная деятельность

Рисование отгадок «Электроприборы»;

Выставка рисунков «Береги свой дом от пожара».

2.5.Чтение художественной литературы:

- «Как ловили уголька» Ж. Толмазова;

-«Кошкин дом» С. Маршак;

-«Рассказ о неизвестном герое»;

-«Обыкновенная история» К. Орлова;

-«Загадки об электроприборах» Л. Сумина;

-«О спичках»;

-«Об опасных предметах»;

-«О средствах бытовой химии» А. Шевченко.

2.6.Двигательная деятельность:

Подвижные игры «Убери на место», «Огненный дракон»;

Игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые».

2.7.Трудовая деятельность: изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»

3. Воспитание у детей уважения и интереса к профессии пожарного. Блок «Профессия пожарный».

3.1.Познавательно - исследовательская деятельность:

Беседа «Пожарные – кто они?»(Встреча с работниками ГУ МЧС России по Нижегородской области г.Чкаловска);

Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных;

Дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»;

Викторина «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»;

Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»;

Экскурсия в ГУ МЧС по Нижегородской области г.Чкаловска.

3.2.Коммуникативная деятельность:

Общение «Одежда пожарных»;

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Бой ведет отряд пожарных»;

Дидактические игры: «Подбери предметы с одним назначением», «Одежда пожарных», «Назови правильно».

3.3.Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть»;

Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части», «Помоги себе сам».

3.4.Продуктивная деятельность:

Рисование «Мчаться красные машины»;

Аппликация «Пожарная машина»;

Конструирование из конструктора «Пожарная часть»;

Выставка рисунков «Осторожно – огонь!».

3.5. Чтение художественной литературы:

- «Кем быть?» Л. Сумина;

- «Красная машина» К. Оленев;

-«Пожарная часть» З. Бурлева;

- «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова;

-«Служба 01» З. Бурлева;

- «Экипировка» З. Бурлева;

-«Пожарные рукава» З. Бурлева;

-«Антошка – пожарник» К. Ибрагимова;

-«Как Тимошка царевну спас».

3.6.Продуктивная деятельность:

Подвижные игры «Спички в коробке», «Пожарные на ученьях»;

Спортивное развлечение «Мы - юные пожарные».

3.7.Трудовая деятельность:

Оформление альбома «О труде пожарных»;

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Пожарная часть»

Ожидаемые результаты формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:

Умение правильно подбирать методику для занятий и анализировать научно-методическую литературу;

Умение применять полученные знания на практике;

Повышение уровня компетентности педагога по данной теме;

Создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.

У детей планируется достижения следующих результатов:

Знать существование явления «пожар», его опасность и последствия;

Знать источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

Уметь видеть наиболее пожароопасные окружающие предметы и знать правила обращения с ними;

Знать элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички, не трогать электрические приборы без разрешения взрослых и т.д.);

Знать правила поведения при пожаре;

Формирование основ безопасного поведения с огнем;

Уметь адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными;

Уметьобращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;

Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям;

У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

Список литературы

  1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – Москва: Скрипторий 2003, 2007 г.
  2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва, 2001
  3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. – Москва, 2014 г.
  4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва, 2000 г., №8.
  5. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – Москва, Скрипторий 2003, 2009 г.
  6. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – Москва, 1998 г.
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2008 г.
  8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – Москва: Аванта,2001.

Этапы

Сроки выполнения

Изучение литературы по теме

1. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».

2.Шипунова В.А «Беседы с ребёнком» Пожарная безопасность.

3. О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».

4. Учебно – методическое пособие «Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях».

5. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», «Беседы о правилах пожарной безопасности»

6. Саво И.Л. «Пожарная безопасность в детском саду».

7. « ОБЖ безопасное общение», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге»(беседы с ребёнком, издательский дом «Карапуз»)

8. О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения».

9. Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку».

10. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Этапы

Изучение состояния избранной проблемы в практической работе ДОУ с позиции теории вопроса

Цель: формировать знания детей о безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.

Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Проблема:

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Сроки выполнения

Проектирование собственной деятельности по самообразова-нию

-«Спички не тронь, в спичках - огонь».

Беседа «Пожарная безопасность». Рассматривание картинок «Пожарный – профессия героическая».

Просмотр презентации «Пожарная безопасность.Служба спасения 01». Познавательное занятие «Большая беда от маленькой спички».

Рисование «От чего бывает пожар».

Игра- драматизация «Кошкин дом».

Сентябрь

Октябрь

-«Зеленый огонек»

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения. Чтение стихотворений Т.М. Слуцкер «Незнайка и светофор», С.В. Михалков «Моя улица»,В. Семернина

«Разрешается - запрещается». Познавательные занятия: «По сигналу светофора», «Бегут машины в ряд». Рисование «машины идут на помощь». Игра – тренинг «Тормозной путь машины». Разыгрывание ситуаций «Кто пройдет первый». Просмотр презентации «Я примерный пешеход».

- «Зимние каникулы»

Рассматривание картин «Как избежать неприятностей». Беседа «В мире опасных предметов», «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», «Если дома я один», «опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Если ты потерялся». Д/И «Источники опасности». Чтение стихов. Д/И «Игра – дело серьезное», «Чего не стало». Беседа «Витамины и полезные продукты».

-«Айболит в гостях у детей»

Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр», Беседа «Чистота и здоровье», «О личной гигиене дома и в детском саду», «Полезные продукты».

-«Насекомые вокруг нас»

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: В. Рождественский «подорожник». Беседа «Такие разные букашки». Д/И «Зоологическое лото». Рисование «Какие бывают насекомые».

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Этапы

Сроки выполнения

Опытно – эксперементаль-ный

Апробация собственных проектов самообразова-ния

Развлечение «Осторожно – огонь!»

Литературная викторина «Огонь- враг, огонь- друг»

Спортивный праздник «Юный пожарный»

- Изготовление дорожных знаков.

Пошив одежды для регулировщика.

Викторина «Пешеход на улице».

Совместная работа с родителями «Изготовление макета дороги»

Викторина «Узнай и назови».

Обыгрывание ситуации «Как вести себя если».

Игровое шоу «что, где, когда».

- Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке – таблетки растут на грядке».

Развлечение «Помоги Незнайке сберечь здоровье».

- Выставка поделок.

Создание альбома.

Досуг «Путешествие в мир насекомых».

Презентация «Наши соседи- насекомые».

Написание конспектов;

Оформление выставки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В течение года

В течение года

Рефлексия

Подведение итогов.

Написание отчёта о проделанной работе.

Май

Отчёт о проделанной работе.

Проведя диагностику по безопасности дошкольника, я поняла, что необходимо провести работу по этой теме. Для работы по данной теме я подобрала методическую литературу, была создана картотека подвижных игр, дидактические игры, наглядные пособия, информация для родителей.

Формы работы различны: рассматривание иллюстраций и плакатов; рисование и моделирование; аппликация и конструирование; чтение художественной литературы и беседы; просмотр мультфильмов; презентаций; игры подвижные, словесные, сюжетно-ролевые и дидактические.

Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями: метод опроса и анкетирования; в виде папок передвижек и стендов, также родительское собрание и консультации. Родители помогают в изготовлении оборудования и материалов для оформления, для игровых зон.

К работе по безопасности привлекаются такие специалисты как, музыкальный и физкультурный работники, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медицинский работник, инспектор ГБДД. На будущие хотим пригласить инспектора по пожарной безопасности.

Старалась обогатить группу оборудованием и материалом, как в готовом виде (плакаты, транспорт, атрибуты для игр), так и созданные руками педагогов и родителей. Оформление и игры меняются в зависимости от темы. Из-за маленького помещения группы, уголок по ОБЖ в группе занимает мало места, но 1-2 раза в неделю выкладывается оборудование, дети совместно с воспитателем моделируют, например, «улицу или больницу», затем дети обыгрывают различные ситуации, также дети в игре используют крупный и мелкий строительный материал (лего, деревянный и пластиковый) ,мелкие игрушки, предметы- заместители.

В конце темы мы проводим заключительную игру- занятие.

Познакомила детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Телефон», «Больница», «Осторожно, дети!», учить понимать значения дорожных знаков.

Продолжать развивать внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в пространстве.

Совершенствовать культуру поведения детей на улице.

Дети сами строили (моделировали) улицу, были участниками движения и пешеходами, устанавливали дорожные знаки и т.д.

Считаю, что дети в игровой, более им доступной форме, закрепили знакомые им уже знания и познакомились с новым материалом.