Обзор методов обучения информатике. Учебные проекты как метод обучения информатике. Информатика и компьютерная техника

Модуль 1. Обучение работе на персональном компьютере:

Модуль 2. Офисные прикладные программы MS Office 2007:

Учебные материалы для студентов очной и заочной форм обучения

Обучение информатике и компьютерной технике

Основные понятия и структура учебной дисциплины

Цель обучения студентов дисциплине "Информатика и компьютерная техника" - обеспечить знание теоретических и практических основ в области обработки информации и умение использовать современное прикладное программное обеспечение.

Информатика - это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Объектом информатики выступают как компьютеры, так и информационные системы.

Компьютер – это устройство или комплекс устройств, предназначенных для обработки информации. Информационная система – совокупность программно-аппаратных средств, способов и людей, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку и выдачу информации для достижения определенных целей.

Термин информатика (informatique) введен во Франции. Информатика происходит от двух французских слов: information (информация) и automatique (автоматика). т.е. автоматическая обработка информации. Термин информатика (computer science) введен в США. В настоящее время эти термины широко используются в технической литературе.

Учебная дисциплина «Информатика и компьютерная техника» является нормативной и входит в цикл профессиональной и практической подготовки бакалавра в вузах Украины.

Учебная программа курса "Информатика и компьютерная техника" объемом 234 академических часов разделена на два содержательных (учебных) модулей объемом 3,0 и 3,5 кредитов (объем кредита ECTS составляет 36 академических часов) и состоит из аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Предмет дисциплины "Информатика и компьютерная техника" - теоретические и практические основы в области обработки информации, основ программирования, операционных систем, прикладного программного обеспечения.

В процессе обучения студентов дисциплине "Информатика и компьютерная техника" решаются две основные задачи:

  • обучение основам информатики как науки об информации и данных;
  • обучение работе на персональном компьютере (в ОС Windows) с наиболее распространенными пакетами прикладного программного обеспечения Microsoft Office.

Структура современной информатики:

  • Теоретическая информатика;
  • Вычислительная техника;
  • Программирование;
  • Информационные системы;
  • Искусственный интеллект.

В настоящее время обучение информатике ведется с помощью традиционных средств обучения: традиционных учебников, лекций, лабораторных работ. Необходимо отметить, роль лекций в формировании знаний студентов, так как во время лекций идет передача знаний непосредственно в подсознание студентов, и студенты, которые пишут лекции, автоматически приобретают определенный процент знаний.

В процессе обучения дисциплине "Информатика и компьютерная техника" применяются и компьютерные средства, к которым следует отнести: обучающие программы, электронные учебники и тестирующие программы.

Одним из современных направлений в обучении является Интернет – обучение или онлайн – обучение с применением HTML – учебников и учебников, созданных в формате PDF, мультимедийных обучающих онлайн - программ и онлайн – тестов для выявления объема знаний, сформированных у обучаемых.

Интернет - обучение в традиционном образовании может использоваться как средство поддержки учебного процесса очного и заочного обучения.

Используемая литература:

  1. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. - СПБ.: Питер, 2002 640с.
  2. Microsoft Office System 2007/ Русская версия. Серия "Шаг за шагом"/ Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С., Преппернау Дж., Мюррей К.; пер с англ. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2007. - 928 с.: ил.
  3. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 592 с.
  4. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. - М.:ИНФРА - М, 2005.- 958с

Информатика как наука и учебный предмет. Место курса информатики в системе учебных дисциплин.

Под информатикой понимают науку о методах накопления, передачи, хранения и обработки информации. Появление и начальное становление информатики как науки относится ко 2-ой половине ХХ века.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

* изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

* созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

* разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Задачи информатики состоят в следующем:

* исследование информационных процессов любой природы;

* разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

* решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Введение основ информатики в содержание школьного образования было обусловлено необходимостью осуществления "всеобщей компьютерной грамотности молодежи". Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ программирования, а впоследствии на освоение и применение средств информационных технологий.

Обучение информатике в школах началось в 1985 году сразу после введения первого пробного учебника информатики А.П.Ершова. В связи с отсутствием в школах страны компьютеров обучение информатике в школах велось без ЭВМ.

Преподавание информатики в школах с компьютерными практикумами с офисными пакетами и практикумами решения задач на языке Бейсик начались в конце 80-х годов после появления первых пробных учебников информатики Каймина в 1989г.



Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве.

В процессе изучения информатики учащиеся овладевают такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях обще-учебный, обще-интеллектуальный характер. Исключительно велика роль информатики в подготовке выпускников школы к труду, профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению молодежи. Основная цель изучения основ информатики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ знаний о процессах получения, преобразования, передачи и использования информации. На этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Методическая система обучения информатике. Цели обучения информатики.

Методическая система обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников

Характерные черты современной методической системы обучения:

Научно обоснованное планирование процесса обучения;

Единство теоретической и практической подготовки;

Высокий уровень сложности и быстрый темп изучения учебного материала;

Максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;

Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;

Насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

В наиболее общем виде цели обучения информатике в общеобразовательной школе представляют собой:

1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, – на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы; роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей при использовании компьютеров в учебном процессе эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления.

3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе. Эти компоненты и связанные с использованием компьютера новые средства и методы познавательной деятельности играет в современных условиях важную роль и в подготовке учащихся к продолжению образования в профессиональной школе.

Обзор методов обучения информатике. Учебные проекты как метод обучения информатике

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. В частности, учитель может прибегнуть к. рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с любым программным обеспечением (ПС) учитель сообщает необходимые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши, нажатие которых приводит к результату, дает образец упражнения для последующей работы, выполняемой учащимися самостоятельно.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием. Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.

Проблемный метод целесообразно использовать при работе с ПО. Например, если применяется графический редактор GRIN, то следует обратить внимание учащихся на отсутствие в нем пиктограммы "Ластик". Когда возникает необходимость затереть весь экран или часть рисунка, то перед учащимися следует поставить вопрос: "Можно ли затереть часть рисунка, пользуясь имеющимися пиктограммами редактора? Если «да», то как это осуществить на практике?". Ученики могут предложить произвести затирание закрашенным прямоугольником, предварительно установив требуемый цвет фона.

Приведем пример создания проблемной ситуации при работе обучаемых с электронной таблицей.

Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:

а) какую цену установить на каждый товар;

б) сколько изделий каждого типа нужно продать.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. Этот метод особенно эффективен при изучении тем "Цифровые основы вычислительной техники", "Программное обеспечение". В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.

Программированное обучение в информатике предполагает:

а) правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

Метод "нисходящего проектирования" - декомпозиция, расчленение сложной задачи на более простые, которые в свою очередь могут быть подвергнуты декомпозиции. В основе метода лежит анализ. Этот метод способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.

В начале XX века Д. Дьюи разработал «метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа:

Свобода ребенка;

Взаимодействие его с группой детей;

Гибкое распределение учебного времени.

Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной; невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Соединение общих принципов формирования проекта с вариативностью (развитие авторской идеи, выдвигаемой на основе анализа конкретной ситуации) позволяет использовать исходные темы проектов многократно.

Общедидактические методы обучения информатике. Классификация методов обучения. Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения). Оценочная деятельность учителя (психологические и другие аспекты). ЕГЭ по информатике (цель, тематика, типы заданий). Частные методы обучения информатике (метод проектов, метод программированного обучения)

Общедидактические методы обучения информатике

При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Методический прием (синонимы: педагогический прием, дидактический прием) – это составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приемов. Многообразие методических приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики и ИКТ. Например:

  • показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);
  • постановка вопроса;
  • выдача задания;
  • инструктаж.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

В структуре метода обучения выделяют целевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную , организующую , обучающую , развивающую и воспитывающую . Эти функции взаимосвязаны. Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

  • дидактическими целями;
  • содержанием обучения;
  • уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;
  • опытом и уровнем подготовки учителя.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения новых знаний методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике методы контроля и оценки знаний, умений и навыков .

Классификация методов обучения

Классификацию методов обучения проводят по различным основаниям: по дидактическим целям ; по характеру познавательной деятельности ; на основе кибернетического подхода Ю.К.Бабанского.

По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на объяснительно‐иллюстративные ; репродуктивные ; проблемные ; эвристические ; исследовательские .

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно‐познавательной деятельности ; методы стимулирования и мотивации учебно‐познавательной деятельности ; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно‐познавательной деятельности . Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям. Классификация по Ю.К.Бабанскому рассматривает в единстве методы организации учебной деятельности, стимуляции и контроля. Такой подход позволяет целостно учитывать все взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем краткую характеристику основных методов обучения.

Объяснительно‐иллюстративные , или информационно‐рецептивные методы обучения , состоят в передаче учебной информации в готовом виде и восприятии (рецепции) ее учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует ее восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объяснительно‐иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод еще называют частично‐поисковым .

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе ее решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему. Если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача. Если учитель на учебных занятиях будет показывать, создавать противоречия, то он будет применять метод проблемного обучения .


Рассказ
– это последовательное изложение учебного материала вописательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.

Объяснение – это изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

Беседа – это метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, катехизические (с целью проверить усвоение учебного материала) и эвристические (поисковые). Например, метод беседы используется при изучении такого важного понятия, как информация. Однако, применение этого метода требует больших затрат времени и высокого уровня педагогического мастерства учителя.

Лекция – устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах.

Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала. Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Дидактическая игра – это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Ее цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Блочно‐модульное обучение – это метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определенное время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтинговой системой контроля знаний. В старших классах модульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.
Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)

Методы контроля в обучении информатике (их роль, функции в процессе обучения)

Методы контроля являются обязательными для процесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, являются средством его корректировки и регулировки. Функции контроля:
  1. Воспитательная : это показ каждому ученику его достижений в работе; побуждение ответственно относиться к учению; воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий. Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых еще не сформированы навыки регулярного учебного труда.
  2. Обучающая : углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании материала; активизация мыслительной деятельности учащихся.
  3. Развивающая : развитие логического мышления в ходе контроля, когда требуется умение распознать вопрос, определить, что является причиной и следствием; развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие умений и навыков при решении практических заданий.
  4. Диагностическая : показ результатов обучения и воспитания школьников, уровня сформированности умений и навыков; выявление уровня соответствия знаний учащихся образовательному стандарту; установление пробелов в обучении, характера ошибок, объема необходимой коррекции процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направлений дальнейшего совершенствования учебного процесса; отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя.

В школе применяются следующие виды контроля: предварительный , текущий , периодический и итоговый . Методы контроля: устный опрос , письменный опрос , контрольная работа , проверка домашнего задания , тестовый контроль , рейтинговый контроль .

Оценочная деятельность учителя (психологические и другие аспекты)

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка – это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. Педагоги обычно еще используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, замечание, похвала, восклицание, мимика, жесты. В то же время отметка всегда выставляется в баллах.

В отечественной школе практически принята четырехбалльная шкала отметок, хотя по инерции ее все еще называют пятибалльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок.

Функции оценки:

  • уведомление ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;
  • информирование об успехах и неудачах в учебе;
  • выражение общего суждения учителя об ученике;
  • стимулирование активной учебной деятельности.
Проводя оценку действий ученика, мы воздействуем на его интеллектуальную и волевую сферы, формируем качества личности. Важным результатом оценивания является формирование того или иного уровня притязаний школьника. Успех или неуспех учебной деятельности определяется не столько самооценкой ребенка, сколько оценочным воздействием учителя, учеников в классе, родителей. Всё это влияет на формирование уровня притязаний ребенка.

Способы оценки:

  1. Нормативный – исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые‐дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе.
  2. Сопоставительный – сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители.
  3. Личностный – сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе пользуются редко.

Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его развитии.

Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.

Правила выставления оценок и отметок:

  1. Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.
  2. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.
  3. Оценка и отметка должны быть гласными.
  4. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимо‐ и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.
  5. Учитель должен давать возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.
  6. Учитель должен сочетать разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении отметок.

ЕГЭ по информатике (цель, тематика, типы заданий)

Термин "единый" применительно к единому государственному экзамену (ЕГЭ ) характеризуется двумя качествами: единый по содержанию, технологиям проведения и оценки для выпускников школ всей страны и единый, как объединенный выпускной для школы и вступительный для вуза, экзамен.

ЕГЭ по замыслу разработчиков, должен выполнять две функции: аттестовать выпускников школы по результатам обучения и ранжировать их по рейтингу учебных достижений, что необходимо для поступления в другие учебные заведения (ссузы и вузы).

Целью ЕГЭ является установление уровня освоения выпускниками федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету. Результаты единого государственного экзамена по информатике и ИКТ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по информатике и ИКТ. Используемые при этом контрольные измерительные материалы (КИМ ) позволяют соотнести результаты, показанные отдельными экзаменующимися, путем выставления за работу количественной оценки по стобалльной шкале. Таким образом, становится возможным использовать результаты ЕГЭ для дифференциации выпускников по уровню подготовки с целью конкурсного отбора абитуриентов вузов и ссузов.

Согласно приказу Минобрнауки (от 28.10.2009 № 505), ЕГЭ по информатике является обязательным для ряда технических специальностей, не только непосредственно связанных с ИКТ и вычислительной техникой, но и многих общеинженерных, технологических специальностей, а также для физико-математических специальностей классических и педагогических университетов. Единый государственный экзамен проверяет знания и умения выпускников по предмету "Информатика" за все время школьного обучения. Структура и объем учебного плана по информатике в образовательных учреждениях разных типов и видов сильно варьируется: от 240 часов в старших классах информационно-технологического профиля до 70 часов базового курса в классах гуманитарных профилей.

Контрольные измерительные материалы содержат задания, рассчитанные как на выпускников профильных классов, так и на тех, кто прослушал только базовый курс для старшей школы. Минимальная граница первичных баллов, позволяющая получить сертификат ЕГЭ по предмету, определяется исходя из содержания базового стандарта. В то же время КИМ должны обеспечивать адекватную оценку компетентностей выпускников с высоким уровнем подготовки, поэтому каждый вариант КИМ содержит задания высокого уровня сложности, требующие применения знаний и умений в новой для экзаменующегося ситуации.

Содержание экзамена составлено таким образом, чтобы на результат не влияло то, по какой программе или учебно-методическому комплекту велось преподавание в конкретном образовательном учреждении, какое программное обеспечение использовалось в процессе обучения. Естественно, что полностью исключить влияние компьютеризации учебного процесса в образовательном учреждении на результаты ЕГЭ по информатике невозможно, но содержание экзаменационной работы позволяло выпускникам, изучавшим информатику в «безмашинном» варианте, преодолеть минимальную границу и получить балл, достаточный для поступления на непрофильную техническую спе-
циальность.

Экзаменационная работа 2009 и 2010 годов содержала 32 задания и состояла из трех частей. В каждой из частей были сгруппированы задания одного типа. Первая часть работы (А) включала 18 заданий с выбором ответа из четырех предложенных; вторая часть (B) – 10 заданий с краткой формой ответа, предполагающих самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Третья часть (С) содержала 4 задания, требующие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке. Разбиение заданий на группы определялось только формой записи ответа и было вызвано технологической особенностью экзамена: использованием различных бланков для разных типов заданий.

Общее время, отводимое на выполнение работы, как и сейчас, составляло 4 часа, из которых полтора часа рекомендовалось потратить на задания первой и второй части, а оставшиеся 2,5 часа – на задания с развернутым ответом.

В работе содержались задания по 10 темам курса информатики, представляющим основное содержание предмета, хотя удельный вес заданий по определенным темам отличался от доли часов, отводимых на эти темы в учебных программах. Это было связано в первую очередь с тем, что существующая форма экзамена (бумажные бланки ответов, невозможность использования компьютера при выполнении заданий) более подходит для проверки знаний и умений по теоретическим разделам информатики, чем для проверки практических умений и навыков работы с прикладным программным обеспечением.

ЭГЭ проверял знания и умения выпускников с использованием заданий различного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня содержались только в первых двух частях работы (среди заданий, предполагающих развернутый ответ, нет заданий базового уровня сложности), задания повышенного и высокого уровня содержались во всех трех частях экзаменационной работы. При этом задания базового уровня были ориентированы на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей.

Заданий базового уровня сложности в работе было 17, то есть более половины заданий, но их правильное решение позволяло получить только 42,5% первичных баллов (17 из 40), то есть недостаточно высокий для поступления в профильные вузы результат. Верное выполнение экзаменуемым немногим более половины заданий базового уровня позволяло получить минимальное количество баллов ЕГЭ и использовать сертификат о сдаче ЕГЭ для поступления в вузы и ссузы, где требования к уровню освоения информатики невысоки.

Задания повышенного уровня проверяли содержание профильного стандарта по информатике, и в силу этого, были ориентированы на оценку подготовки выпускников, изучавших предмет по углубленной программе (их в работе 10 из 32 и содержались они во всех трех частях экзаменационной работы). Правильное решение этих заданий позволяло выпускнику получить еще 30% первичных баллов.

Пять заданий высокого уровня сложности были призваны выделить участников ЕГЭ, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Выполнение этих заданий могло дать до 27,5% первичных баллов, так как из пяти заданий три относились к третьей (С) группе и за полное и правильное их решение экзаменуемый мог получить два, три или четыре первичных балла соответственно.

Контрольные измерительные материалы проверяли знания и умения в трех видах ситуаций: воспроизведения, применения знаний в стандартной либо новой ситуации. В КИМ по информатике сознательно не были включены задания, проверяющие средствами простого воспроизведения знание терминов, понятий, значений величин, формулировок правил. При выполнении любого из заданий КИМ от выпускника требовалось решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящие и применить их в известной либо новой ситуации.

Заданий первого вида (требующих воспроизведения знаний) в работе было 6 (из общего количества 32 задания), они входили в первую и вторую часть работы. Эти задания решались в одно-два действия и предполагали формальное выполнение изученного алгоритма или применение правила. Примером задания этого уровня является задание А15 по теме «Технология обработки графической информации», предполагающее определение цвета Web-страницы в 24-битной RGB модели по значениям интенсивности пучков. Задания первого уровня могли быть как базового, так и повышенного уровня сложности.

Задания второго вида (требующие умений применять свои знания в стандартной ситуации), входящие во все три части экзаменационной работы, предусматривали использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных действий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагалось, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в решении подобных задач. К этому виду, в частности, относилось задание базового уровня сложности А14 по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», которое требовало от участника ЕГЭ моделирования результата сортировки или фильтрации базы данных по указанной совокупности признаков. Заданием такого вида являлось и одно из заданий третьей части работы (задание С2), требующее формальной записи изученного в школе алгоритма обработки массива на языке программирования либо естественном языке. Это задание относилось к высокому уровню сложности. Большая часть заданий экзаменационной работы (17 из 32) отностилась ко второму виду; правильное их выполнение позволяло получить 18 из 40 первичных баллов.

Задания третьего вида , проверяющие умения применять свои знания в новой ситуации, входили во вторую и третью часть работы (всего 9 заданий из 32, верное выполнение их давало максимально 16 первичных баллов из 40). Они предполагали решение выпускниками творческой задачи: какие изученные правила и алгоритмы следует применить, в какой последовательности это следует сделать, какие данные использовать. К этому типу относись текстовые логические задачи, задания на поиск и устранение ошибок в алгоритмах, на самостоятельное написание программ.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в 2012 году усовершенствованы в сравнении с 2011 годом по всем предметам (наиболее существенно – по информатике и ИКТ, истории и литературе). Изменения по информатике и ИКТ следующие:

  1. Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части – увеличено с 10 до 15).
  2. Изменено распределение заданий по разделам курса информатики: увеличилось количество заданий по разделам "Элементы теории алгоритмов" и "Моделирование и компьютерный эксперимент", уменьшено количество заданий по разделам "Системы счисления" и "Основы логики".
  3. Вместо задания на обработку графической информации вошло задание на обработку звука.

Частные методы обучения информатике (метод проектов, метод программированного обучения)

Программированное обучение – это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь. На таком принципе построены компьютерные обучающие программы.

Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий, называемых проектами.

Методы обучения информатике

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы обучения информатике
Рубрика (тематическая категория) Технологии

В общей дидактике принято различать учебную деятельность учащегося (учение) , деятельность учителя (преподавание ) и их совместную деятельность (обучение) . Метод (от гр.
Размещено на реф.рф
methodos - ʼʼисследованиеʼʼ) - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определœенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинœенных решению конкретной задачи.

В литературе существуют различные подходы к определœению понятия метода обучения: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по ко­торому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т.д. Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педа­гогически целœесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определœенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данном определœении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия. Метод обу­чения - это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению какой-либо задачи.

Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся:

‣‣‣ соответствие методов обучения содержанию означает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьного обучения;

‣‣‣ соответствие методов обучения уровню мыслительной деятельности учащихся (учет психологического факто­ра) означает не просто обеспечение доступности изучае­мого материала, но и максимальное использование уже имеющихся возможностей мыслительной деятельности учащихся.

Преподавание основ информатики наследует всœе дидактическое богатство отечественных и зарубежных школ: урочную систему, домашние задания, лабораторные работы и т. д.

В обучении информатике целœесообразно параллельно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

‣‣‣ словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной базе или электронным);

‣‣‣ наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

‣‣‣ практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

‣‣‣ активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Методический прием (синонимы: педагогический прием, дидактический прием) - ϶ᴛᴏ составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определœенных дидактических приемов. Многообразие методических приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики и ИКТ. К примеру:

§ показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);

§ постановка вопроса;

§ выдача задания;

§ инструктаж.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие-то одни определœенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, в связи с этим на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

В структуре метода обучения выделяют целœевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную , организующую , обучающую , развивающую и воспитывающую . Эти функции взаимосвязаны. Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

  • дидактическими целями;
  • содержанием обучения;
  • уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;
  • опытом и уровнем подготовки учителя.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике, методы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям. Классификация по Ю.К.Бабанскому рассматривает в единстве методы организации учебной деятельности, стимуляции и контроля. Такой подход позволяет целостно учитывать всœе взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем краткую характеристику базовых методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные , или информационно-рецептивные методы обучения , состоят в передаче учебной информации в готовом виде и восприятии (рецепции) ее учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует ее восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объяснительно-иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод еще называют частично-поисковым .

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе ее решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему. В случае если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача. В случае если учитель на учебных занятиях будет показывать, создавать противоречия, то он будет применять метод проблемного обучения .

Рассказ - ϶ᴛᴏ последовательное изложение учебного материала описательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.

Объяснение - ϶ᴛᴏ изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. К примеру, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

Беседа - ϶ᴛᴏ метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, катехизические (с целью проверить усвоение учебного материала) и эвристические (поисковые). К примеру, метод беседы используется при изучении такого важного понятия, как информация. При этом, применение этого метода требует больших затрат времени и высокого уровня педагогического мастерства учителя.

Лекция – устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах.

Наглядные методы обеспечивают всœестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала. Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Дидактическая игра - ϶ᴛᴏ вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Ее цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Блочно-модульное обучение - ϶ᴛᴏ метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определœенное время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтинговой системой контроля знаний. В старших классах модульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.

Частнодидактические методы обучения

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традицион­ных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинœения и пр.).

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

3. Учитывая зависимость отконкретных дидактических задач (Б. П. Есипов): подготовка к вос­приятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;

4. По принципу расчленения или соединœения знаний: аналитический, синтетический, срав­нительный, обобщающий, классификационный;

5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

Методы обучения информатике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы обучения информатике" 2017, 2018.

«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

На сегодняшний день учащиеся имеют большие возможности работы на компьютере кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома.

Если такая работа не имеет определённой организации и тематической направленности, то это может привести к нежелательным последствиям:

  • у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов «Информатика» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;
  • если назначение знаний и умений, полученных на уроках ИКТ, очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики видят не всегда. Нет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ» - это «инструмент», который можно использовать в любой предметной области;
  • учащиеся одной возрастной группы имеют разный уровень психологической подготовленности и уверенности при работе на компьютере.

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;
  • создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;
  • интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметами;
  • создание условий для выявления одаренности учащихся.

С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной направленности обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов.

Формы обучения информатике

Формы обучения можно подразделить на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).

В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия как между учителем и учащимися, так и между самими учениками.

Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности, и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний учащихся.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Стоит заметить, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парная работа на компьютере изначально сформировалась из-за нехватки компьютеров. Позже было замечено, что даже при достаточном количестве компьютерной техники парная работа бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.

Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).

В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), автоформализовать собственный педагогический опыт в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в приемлемом для себя темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Компьютер возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей и использовать различные источники информации. Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.

Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы и средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса - элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п. При этом учитель сам работает на компьютере, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на компьютеры учащихся, которые работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.

Лабораторная работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.

Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.

Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).

Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.

Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

Термин «лекция» используется в двух значениях: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальная. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта. При этом оптимальная форма конспекта предполагает наличие в левой части страницы тезисно изложенных основных моментов, а справа - место для комментариев учащегося. Это способствует индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций.

Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд НЕмашинных и ДОмашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам информатики), другие требуют предварительного или последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма). Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Наконец, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось или не получилось.

Проектная форма обучения . В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:

  • наличие организационного этапа подготовки к проекту - самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;
  • выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;
  • наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения;
  • каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного проекта.

Экскурсия имеет три основные цели: показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на специальности, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике.

Экскурсия может проводиться до и после изучения курса, раздела или темы. В первом случае одна из ее целей - формирование интереса к предмету, во втором - обобщение знаний, их систематизация, связь с жизнью.

Экскурсия должна быть обязательно подготовлена. Основное ее отличие от туристической - большая компетентность экскурсантов, большая точность приобретаемых знаний.

Учителю необходимо предварительно пройти по маршруту экскурсии, выяснить и договориться, что и как будет показано, кто конкретно будет комментировать деятельность. Целью наблюдения является именно конкретная, практическая деятельность людей, использующих компьютер во время работы.

Полезно заготовить перечень вопросов, на которые учащимся предстоит ответить после экскурсии и которые позволяют рассматривать информатику всесторонне, например, сколько килобайт информации вводит секретарь-машинистка за одну минуту, как обеспечивается сохранность информации, какой тип ЭВМ используется в данной организации, каковы ее технические характеристики и т.п.?

Такие виды деятельности как факультативные занятия, кружок, олимпиада и т.д. в большей степени относятся к внеклассной работе.

Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.

Современные типы и виды уроков информатики:

  • уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет);
  • уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок);
  • уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-конференция, урок-встреча, урок-проект);
  • уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).

Методы обучения информатике

Метод (от гр. methodos - «исследование») - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:

  • способ деятельности учителя и учащихся;
  • совокупность приемов работы;
  • путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
  • система действий учителя и учащихся.

Согласно И.Я. Лернеру, метод обучения, как способ достижения цели обучения, представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. При этом деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой - сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).

Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.

Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются понятия «прием обучения» и «методический прием». Принято считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов или отдельных действий, направленных на решение педагогических задач.

Выбор форм и методов обучения

Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;
  • соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);
  • соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;
  • соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;
  • эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);
  • соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Цель урока всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при различном содержании методы могут быть разными, поэтому при их выборе учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для учащихся.

Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в парах, или фронтальную. Заметим только, что организация групповой работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.

При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок - это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.

При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.