Образы природы в архитектуре. О природе архитектуры. Hidden Pavilion, Испания

Details Разное Эстетика

Обогащение формальных средств современной архитектуры благодаря применению все более сложных по конфигурации поверхностей и других пространственных конструкций вносит много нового в развитие архитектурной формы, приближающейся к естественному многообразию природных форм. Даже торговый центр сегодня должен выглядеть как произведение архитектуры, а не безликая коробка.
Как уже отмечалось выше, история архитектуры дает нам немало примеров подражания формам живой природы. Однако такая имитация была чисто внешней и касалась в основном отдельных элементов: колонн, фриза, орнамента и т. п. Напротив, архитектурная композиция здания в целом зависела-от подразделения на части его конструкции и общего облика, определяемого его отдельными формами, подобно тому, как в Древнем Египте архитрав прямолинейных очертаний поддерживался колоннами фитоморфическ-го характера.
Такое противоречие было преодолено в дорическом храме Древней Греции за счет применения курватур, энтазиса, утонения и других «оптических корректив». Таким образом, композиция обретала непрерывность, монолитность и единство живого организма. Однако это было достигнуто лишь благодаря внешнему сходству и ряду искусственных приемов, таких, например, как имитация колонной формы растения.
Сегодня подражание изживает себя, потому что непрерывность и монолитность материала стали реальностью, так же как и целостное единство, во всяком случае с технической точки зрения. Достижение идейно-художественного единства для нас не менее важно, и его значение в искусстве ныне еще более возросло.
Но как же добиться общности материально-технической структуры? Ее можно достигнуть с помощью тектоники, выявления пластики формы и широкого использования средств архитектурной композиции, связанных с закономерностями восприятия.
Однако язык выразительности современной архитектуры не может быть идентичен языку зодчества прошлого. Речь уже больше не идет о том, чтобы выразить победу над силами тяготения, преодолевая тяжесть и подчеркивая значение легкости. Сегодня задача заключается в том, чтобы выразить прежде всего победу легких «воздушных» форм над неизменяемостью и затем победу над дифференциацией элементов сооружения, подчеркивая значение непрерывности и однородности материала и того факта, что прочность пространственных систем в значительной степени обусловлена свойствами формы. Взаимоотношения между формой и конструкцией диалектичны, они образуют неразрывное единство. В этом находит яркое проявление важнейший для понимания процесса взаимодействия техники и архитектуры закон непрерывного развития техники как реальности, оказывающей «революционизирующее» Влияние на более консервативные архитектурные формы. Однако последние не пассивно следуют за техникой, они обладают относительной самостоятельностью и могут оказывать воздействие на конструкции, способствуя их развитию или, наоборот, сдерживая его.

Created on 19 October 2014

Органическая архитектура - не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.

Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е - 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.

За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура) .


Портрет Фрэнка Райта

Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly». Так каковы же основные признаки современной органической архитектуры?

Максимальная интеграция в окружающий ландшафт

Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.

Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: биоморфизмом (имитацией природных форм) и и нтеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.


Дом над водопадом

The High Desert House, США

Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог , и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма - имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.


The High Desert House

Дом у скалы, Норвегия

Подобно «Дому над водопадом», дом норвежских архитекторов Lund Hagem встроен непосредственно в природный объект - скалу, которая заменяет одну из стен. «Проект заключается в использования естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью», - заявили архитекторы.


Дом студии Lund Hagem

Использование природных материалов

Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.

Dayang Sanghoi, Южная Корея

Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.

В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.


Dayang Sanghoi

Отель Amangiri, США

В статье Losko писал об отеле, расположившемся среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.


Отель Amangiri

Обилие естественного света

Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.

Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.

The paradise-like house, Китай

Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.


The paradise-like house

Hidden Pavilion, Испания

Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects , смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.

Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.


Hidden Pavilion

Размытие границ между интерьером и окружающей природой

Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.

Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.

Отель Valentinerhof, Италия

Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.


Отель Valentinerhof

The Sirdalen House, Норвегия

Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле - создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.


The Sirdalen House

Элементы живой природы в интерьере

Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.

MM House, Мексика

Прекрасным примером может стать MM House в Мехико от Nicolas Schuybroek Architects в сотрудничестве с Марком Мерксом. Чистые линии и ультра-минималистическая палитра интерьера украшена богатыми «зелеными карманами» местных растений. Все это в совокупности производит успокаивающий эффект на настроение человека.


MM House

Magic Breeze, Индия

Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.


Magic Breeze

Алвар Аалто - наиболее влиятельный представитель органической архитектуры в Европе. Больше о нём вы сможете прочесть в нашей статье « ».

→ Архитектурное проектирование

О природе архитектуры

О природе архитектуры


Началом архитектуры было строительство, возникшее еще на заре развития человеческого общества, когда человек вынужден был создавать средства, необходимые для защиты от неблагоприятных природных условий и диких животных. Постепенно приобретая более развитые формы, примитивное строительство переходило в более сложную область человеческой деятельности - архитектуру, зодчество.

За прошедшие тысячелетия вместе с изменениями в обществе зодчество прошло гигантский путь развития, переживая как периоды величайшего подъема, так иногда и периода временного упадка.

Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и степень комфортабельности которой определялись уровнем развития общества, его классовым составом, культурой, достижениями науки и техники. Эта жизненная среда, называемая архитектурой, воплощается в зданиях, имеющих внутреннее пространство, комплексах зданий и сооружений, организующих наружное пространство - улицы, площади, города и другие поселения.

В современном понимании архитектура - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Она организует все жизненные процессы.

Архитектура призвана удовлетворять все разнообразие потребностей каждого человека и общества в целом: как часть средств производства (здания заводов и фабрик, сооружения транспорта, энергетики и т. д.) и как часть материальной среды существования общества (жилые и общественные здания) она составляет область материальной культуры; в то же время, эстетически формируя окружение человека, выражая в художественных образах общественные идеи, архитектура входит в сферу духовной культуры.

По своему эмоциональному воздействию - архитектура одно из самых значительных и древних искусств. Сила ее художественных образов постоянно влияет на человека, ведь вся его жизнь проходит в окружении архитектуры.

Таким образом, зодчество, архитектура - это специфическое общественное явление, занимающее в системе культуры особое место как по своей социальной значимости, так и характеру создаваемых в процессе архитектурного творчества материальных и духовных ценностей, связь между которыми неразрывна.

Соответствие своему практическому назначению, эмоциональная выразительность, красота являются необходимыми качествами подлинной архитектуры. Вместе с тем создание произведений архитектуры требует значительных затрат общественного труда и времени. Поэтому в круг требований, предъявляемых к архитектуре, наряду с функциональной целесообразностью, удобством и красотой входят требования технической целесообразности и экономичности. Формула единства «пользы, прочности и красоты» была провозглашена еще древними теоретиками архитектуры. Уже в этой формуле выражается важнейший принцип органической взаимосвязи функциональных, технических и эстетических начал в архитектуре.

Соответствие зданий их функциональному, практическому назначению, удобство (польза) - первое основополагающее требование, предъявляемое к произведениям архитектуры.

Создание наиболее благоприятной среды для деятельности человека зависит прежде всего от того, насколько правильно, целесообразно выбрана архитектурно-планировочная, объемно-пространственная структура здания, в которой учтены достижения науки и накопленный опыт в проектировании и эксплуатации подобных зданий.

Организация внутреннего архитектурного пространства определяется функциональной целесообразностью, соответствием объема и связи помещений тем социальным и технологическим процессам, для которых оно предназначается. Так, в зрелищных зданиях происходящий в них функциональный процесс вызывает необходимость создания такой структуры, которая наилучшим образом обеспечивает хорошую видимость и слышимость, быстрое заполнение и эвакуацию зрителей из залов. В зданиях, предназначенных для предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны), в планировке и объемно-пространственной композиции должна быть предусмотрена изоляция и одновременно связь обеденных залов и кухни. В производственных зданиях основной функцией является труд, производство продукции, в зависимости от характера которой и технологии ее изготовления определяются габариты помещений, степень и вид их освещенности, состав помещений для бытового обслуживания рабочих и характер их связи с производственными залами.

Кроме рациональной планировки помещений, соответствующей тем или иным функциональным процессам, удобство всех зданий обеспечивается правильным расположением лестниц, лифтов, размещением оборудования и инженерных устройств (санитарные приборы, отопление, вентиляция).

Таким образом, форма здания ео многом определяется функциональной закономерностью, но вместе с тем она строится по законам красоты. Прекрасное и целесообразное в архитектуре создаются в едином процессе формообразования.

О неразрывности пользы и красоты в архитектуре писали многие теоретики в разные периоды истории. Еще Гегель - представитель идеалистической эстетики - отмечал, что одной из великих красот классической архитектуры является то, что она не ставит колонн больше, чем необходимо для поддержания тяжести балок, и что в архитектуре в собственном смысле колонны, поставленные только ради украшения, не обладают истинной красотой.

Однако зависимость красоты от пользы в архитектуре - условие необходимое, но не достаточное. В противном случае были бы правы функционалисты и конструктивисты, односторонне видящие красоту только в рациональной организации производственно-бытовых процессов и конструктивной целесообразности.

Целесообразность не может определяться только соответствием функциональным или техническим требованиям - она предполагает решение всей широты задач, поставленных обществом перед произведением архитектуры - утилитарных, идеологических, художественно-эстетических.

Так что же такое красота применительно к архитектуре, что лежит в основе прекрасного?

Красота в архитектуре - понятие более сложное, чем в изобразительных или прикладных искусствах. К тому же эстетические проблемы архитектуры еще мало разработаны наукой. Сложность вопроса заключается в том, что произведения архитектуры в отличие от других искусств представляют собой одновременно и материальную и духовную ценность. Будучи вещественной реальностью, обеспечивающей выполнение обществом его многообразных жизненных функций, архитектура в то же время оказывает на общество исключительно сильное эмоциональное воздействие и неотделима от его идеологии. Это объясняется тем, что каждый социальный процесс затрагивает сферу не только материальной, но и духовной жизни человека. Поэтому в формировании материальной архитектурной среды, предназначенной для этих процессов, всегда присутствует духовная сторона, конкретно выражающаяся в эстетических качествах архитектурных сооружений.

Постоянно находясь в поле зрения человека, архитектура формирует его эстетические представления, воспитывая в нем понимание прекрасного, чувство гордости и любви к своей Родине. А ощущение прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественными средствами выражена сила идейного замысла, найдены соответствующие замыслу закономерности и пропорции формы, фактура и цвет материала, найдена гармония с окружающей средой.

В некоторых произведениях архитектуры, таких, как мемориальные музеи, мавзолеи, правительственные и культовые здания, идейная сторона приобретает особо важное значение. В этих случаях идейно-художественное содержание становится ведущим и воплощается в форме идейно-художественного образа.

Создание архитектурного образа - сложный творческий процесс. Он тем более сложен, что понятие образа в архитектуре отличается от других видов искусств. Архитектура не изображает предметы, как живопись, рисунок, скульптура, которые в художественных образах воспроизводят явления действительности. Архитектура - искусство созидательное. Архитектурный образ возникает на материальной основе (осмысление автором социальной и функциональной задачи) и специфическими средствами архитектурного языка отражает действительность в самых общих признаках, вызывая у зрителей (вернее, потребителей) те или иные эмоции - чувства радости, печали, глубокого уважения, гордости, ощущение торжественности или уюта.

Следовательно, можно говорить о разнообразии образов в архитектуре - эпическом, героическом, лирическом. Каждому сооружению соответствует свой образ: некоторым общественным зданиям - эпический, жилым домам - лирический. И в каждом жанре архитектор ищет свои особые средства архитектурно-художест-венной выразительности. И чем талантливее архитектор, тем эти средства разнообразнее и сильней.

Воплощение функциональной и эстетической организации пространства и объема задуманного сооружения в материальную форму происходит с помощью строительной техники, включающей строительные материалы, конструкции, машины.

В развитии архитектуры строительная техника, опирающаяся на достижения науки и техники, играет значительную, а иногда и решающую роль. В то же время архитектура, служащая удовлетворению различных потребностей общества, оказывает большое влияние на развитие техники, ставя перед ней новые задачи, обусловленные этими потребностями.

Вся история зодчества - свидетельство определенной зависимости, взаимосвязи архитектуры и строительной техники.

В периоды расцвета зодчества эта зависимость гармонична. Здесь конструкция выступает как творчески осмысленная, пластически разработанная архитектурная форма, выражающая определенный идейно-художественный замысел и правдиво раскрывающая физическую работу материала и строительных элементов.

Однако известны периоды, когда архитектурная форма, полностью отрываясь от своей конструктивной основы, приобретала чисто декоративную выразительность. В другие периоды, наоборот, конструкция подавляла архитектурную форму, уничтожая по существу ее смысл и назначение - периоды откровенного техницизма. И та и другая крайность тормозили развитие архитектуры, прерывая на время процесс совершенствования архитектурного творчества.

В наш век научно-технической революции индустриализация во многом определяет направленность архитектурного творчества. Передовая техника открывает перед архитектором почти неограниченные возможности, но она ни в коем случае не должна при этом подчинить творческую мысль зодчего. Цель архитектуры - удовлетворение всесторонних потребностей человека, как материальных, так и духовных, а строительная техника, каких бы высот она не достигла, - средство достижения этой цели.

Поэтому в настоящее время необходимо овладеть методикой заводского изготовления конструкций и индустриализации строительства так, чтобы они были совершенным инструментом в руках архитектора и служили развитию архитектурного творчества при активном взаимодействии функции, формы и технологии для достижения больших социально значимых целей.

Архитектурно-строительная деятельность требует огромных материальных затрат, что определяет многообразие связей архитектуры с вопросами экономики. Вопросы экономичности в архитектуре и градостроительстве очень непросты. Здесь далеко не всегда можно сказать «дешево - значит экономично». Кроме того, это понятие включает множество аспектов: при сооружении зданий, их комплексов, городов и поселков вместе с необходимостью максимальной экономии денежных средств, строительных материалов, рабочей силы нужно учитывать затраты, которые будут иметь место в период эксплуатации объекта строительства (энергоснабжение, отопление, обслуживание); в понятие экономичности входит также время окупаемости стоимости строительства, а это связано со степенью пропускной способности некоторых общественных зданий, увеличением объема продукции с 1 м2 площади производственных зданий и т. д.

Сокращение затрат в архитектуре и строительстве осуществляется рациональными объемно-планировочными решениями зданий, правильным выбором строительных и отделочных материалов, облегчением конструкций, усовершенствованием методов строительства. Главным экономическим резервом в градостроительстве является повышение эффективности использования земли.

Вместе с тем в проблеме «архитектура и экономика» следует различать экономику разовую, «сиюминутную» и экономику большую, действующую постоянно, которые часто находятся в сложных противоречивых взаимоотношениях. Нередко бывают такие ситуации, при которых малый экономический выигрыш сегодня приводит к значительным потерям впоследствии. И наоборот, увеличение первоначальных затрат может дать серьезный экономический эффект в будущем. Поэтому в архитектуре, заключающей в себе огромные материальные ценности, экономно то, что учитывает перспективу, содержит в себе потенциал развития.

История зодчества показывает, что в периоды расцвета экономика и все слагаемые архитектуры находились в тесном союзе. А это значит, что разумные экономические требования к сооружению в значительной мере предопределяют и понятия пользы, прочности и красоты.

Советский архитектор должен проявить высокую меру ответственности и мастерство, чтобы добиться наиболее экономичного решения в широком понимании, не снижая при этом других требований, предъявляемых к архитектуре, в том числе и эстетических.

Только в органическом единстве всех рассмотренных сторон архитектуры создаются подлинные ее произведения. Односторонний подход - пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон - функциональной, технической, экономической или эстетической - ведет к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.

Вместе с тем требования, предъявляемые к отдельным сторонам архитектуры, не являются неизменными. Условия жизни общества - уровень развития производительных сил, способ производства, общественно-политический строй-оказывают огромное влияние на все требования, предъявляемые к зодчеству. Природные условия страны, национальные особенности ее народа также находят непосредственное отражение в характере архитектуры. Таким образом, два основных фактора - экономико-политический уровень развития общества и природно-климатические условия - и определяют отличительные особенности архитектуры разных стран и народов в определенные эпохи их исторического развития. Именно в силу своей социально-экономической обусловленности архитектура имеет особенности и черты, свойственные каждому строю общества.

В антагонистическом классовом обществе в архитектуре ярко отражаются классовые противоречия. Дворцы, усадьбы, виллы, правительственные и торговые здания, культовые сооружения служили и служат для удовлетворения потребностей и утверждения политического и материального могущества господствующих классов. В то же время сооружения, предназначенные для обслуживания нужд народа, в своей основной массе лишены как эстетических, так и элементарных комфортных качеств. Особенно остро противоречия классовых формаций самых разных эпох отражаются в застройке городов, разделяющихся на фешенебельные центральные районы и бедные окраины.

В современном капиталистическом обществе, несмотря на грандиозный прогресс науки и техники, эти противоречия еще углубились. Развитие архитектуры, охватывая здесь главным образом уникальные здания, обусловлено конкуренцией, рекламой, а не стремлением удовлетворить нужды всего общества. Поэтому гонка за экстравагантным формообразованием в архитектуре становится основным стимулом ее развития.

Сказанное выше отнюдь не умаляет отдельных значительных достижений в архитектуре прогрессивных мастеров современного капиталистического мира, но они не снимают классовой сущности этой архитектуры.

В советском обществе архитектура впервые получила принципиально новые качества; обслуживая все общество и охватывая все стороны жизни и деятельности человека, она приобрела уникальный общенародный характер, который обеспечивается самой сущностью советского строя.

Начиная с первых дней Советской власти вся деятельность архитекторов была направлена на службу народу. Теоретические работы по переустройству и созданию нового быта, новые идеи формирования городской среды оказали революционное воздействие на все дальнейшие свершения архитектуры последующих лет. Менялись формы советской архитектуры, но содержание ее оставалось незыблемым - она создавалась для народа.

Народность, демократичность советского зодчества проявились в первую очередь в широком развитии строительства зданий массового типа - жилых домов, школ, детских учреждений, кинотеатров, клубов. Это и определило ее социальный качественный признак.

Важнейшим преимуществом социалистической архитектуры, которую не связывает частная собственность на землю, является возможность комплексного решения всех вопросов, когда в сферу влияния архитектуры включаются не только отдельные здания и их комплексы, но разные поселения, города и даже целые регионы, планировка и строительство в масштабе всей страны.

Таким образом, основой новаторства социалистической архитектуры становится прежде всего новое содержание, отражение глубоких социальных преобразований и запросов общества. Неизмеримо возросло значение зодчества, его роль в ускорении социально-экономического прогресса, повышения уровня культуры, подъема общего морально-психологического климата. По мере развития количественной материальной стороны архитектуры вопросы эстетические в этих условиях приобретают все большее социальное значение.

Наша страна многонациональна, территориально расположена в самых разнообразных природно-климатических условиях. Поэтому важным качеством архитектуры Страны Советов является ее разнообразие, соответствие народным традициям как в создании материальной основы среды обитания, так и в ее эстетическом выражении.

Ведь каждому народу присущи свои традиции, основанные на многовековом опыте формирования архитектуры под воздействием природно-климатических особенностей, быта, развития культуры. Таким образом, национальный характер новой архитектуры должен заключаться не в поверхностном использовании орнаментики, а в глубоком проникновении в историческое развитие народа и его культуры.

Создание новых форм социалистического зодчества - сложный творческий процесс, требующий для своего завершения определенного времени.

Работа архитектора начинается с замысла, воплощаемого в проекте, а затем в процессе строительства - в материале. Отсюда можно понять огромную ответственность архитектора за создание сооружений, их комплексов, городов и поселков, которые должны отвечать всем разнообразным требованиям удобства, технического и художественного совершенства, экономичности. Творчество архитектора должно объединять в себе знания и способности инженера, художника, экономиста, глубокие знания тех жизненных социальных или производственных процессов, для которых сооружаются здания.

В поисках лучших решений, отвечающих требованиям жизни, архитектор изучает и оценивает опыт своих предшественников, который, будучи рассмотрен с позиций современности, будет служить опорой для дальнейшего развития архитектуры и новаторства. Создавая новое, архитектор бережно относится к архитектурному наследию, сохраняя все ценное и ставя его на службу современности.

Создавая свое произведение, архитектор думает не только об удовлетворении сегодняшних потребностей, одновременно он смотрит в будущее. Современные постройки рассчитаны на долгий срок физической службы, а темпы социальных требований к ним небывало ускорились. Для того чтобы здание морально не устаревало, архитектор должен обратиться к научному предвидению - прогнозированию. Таким образом, пристальное изучение прошлого и научное предвидение будущего органично входят в творческий метод архитектора.

В Советской стране работа архитектора имеет государственное значение. Он является проводником политики партии и государства в размещении производительных сил, в организации расселения. Его труд способствует повышению благосостояния общества, развитию культуры. Поэтому в содержании творческой деятельности архитектора понятие «человеческий фактор» звучит с особой социальной конкретностью. Все это требует от советского зодчего наряду с высоким профессиональным мастерством высокой гражданственности, идейности, принципиальности.

Проектирование и строительство здания или тем более комплекса зданий, населенного места не под силу одному человеку. Этот сложнейший процесс осуществляется большим коллективом людей многих специальностей, коллективом, в котором автор проекта - архитектор выполняет роль дирижера, организующего и координирующего общие усилия.

В этом коллективе проектировщиков и строителей технику-архитектору отводится ответственная роль разработчика идей и замыслов архитектора, а затем исполнителя чертежей, по которым осуществляется строительство. Поэтому техник-архитектор должен хорошо понимать замысел архитектора, уметь разбираться во всех элементах проекта, разрабатывать его отдельные узлы и детали. При этом техник-архитектор должен знать нормы проектирования, обладать совершенной графикой, уметь выполнять чертежи любой трудности, владеть современными приемами выполнения чертежей с помощью различных видов электронной техники.

Испокон веков архитекторы обращались к природе за вдохновением и привносили её изображение в отдельные элементы, как, например, листья аканта в коринфской капители, окно-роза в готическом храме, да и в любом другом стиле практически всегда присутствовал растительный орнамент.

Со второй половине ХХ века начали возникать новые течения и направления, где природные формы главенствовали над общей конструкцией здания. Метаболизм, как понятие, пришедшее из биологии, стал новым словом в архитектуре. Внешне постройку нельзя было сопоставить с каким-либо объектом живой природы, однако его внутреннее строение архитекторы создали по типу живого организма, состоящего из клеток, то есть из отдельных блоков, в которых может жить человек. В процессе жизнедеятельности клетки умирают и рождаются, так и в случае с архитектурой подразумевалось легкое замещение старых частей на новые. Появившись в 1950-х годах в Японии, метаболизм оставил главный памятник архитектуры - башню Накагин в Токио. В дальнейшем многие архитекторы брали за основу ячеистую структуру, однако не все задумки были воплощены в жизнь. Сейчас этот стиль ушел на второй план, но такие свойства, как замена деталей, многосложность в повторении жилых блоков ещё встречаются в современных проектах.

Башня Накагин в Токио, Япония

А. Исодзаки. Город в воздухе , 1961 г.

Дом в Бобруйске , Беларусь

Проект Filene"s Eco Pods, Höweller + Yoon, Бостон , США

Следующий стиль - органика - как и метаболизм, был разработан в противоположность функционализму. Помимо использования натуральных материалов и стремления к вписыванию здания в окружающую природную среду, отличительной чертой органической архитектуры также является подражание природным формам, но уже не на «клеточном» уровне, а в более широком понятии. Асимметрия, криволинейность, изгибы приближают конструкцию здания к биоморфным объектам. Здания напоминают такие элементы, как листья деревьев, морские волны и др.

В XXI веке органика переросла в бионику, что представляет собой не просто подражание отдельным элементам, а именно заимствование природных форм.

Как и предыдущие упомянутые стили, бионика находится в противостоянии. Современный ей хай-тэк с его прямыми неестественными урбанистическими конструкциями признается «неживой» архитектурой. Многие авторы начинают переходить от стиля, в котором они работали ранее к бионическому. Они всё чаще сотрудничают с биологами и инженерами, чтобы как можно сильнее приблизить свой проект к желаемому результату. Самыми известными архитекторами можно назвать Сантьяго Калатраву, Николаса Гримшоу, Винсента Каллебо.

Проект The Coral Reef, Винсент Каллебо

Город наук и искусства, Сантьяго Калатрава

Проект The Eden, Николас Гримшоу

Обращение не только к биоморфным формам, но и к способу жизнеустройства в природе также становится популярной темой в архитектуре. Пирамида Shimizu TRY 2004 Mega-City, разработанная для перенаселенного Токио, представляет собой аналог муравейника. Такое здание с развитой инфраструктурой дает возможность жителям не покидать границы пирамиды.

В 2006 году по проекту, разработанному мексиканским архитектором Хавьером Сеносьяном, было построено здание, по форме в точности повторяющее раковину моллюска наутилуса. Уникальностью такого проекта стало спиральное внутреннее строение, соответствующее естественному.

Проект испанских архитекторов Mozas Aguirre arquitectos в некотором смысле возвращается к теме метаболизма, так как план здания напоминает переплетение хромосом, которые делят экстерьер здания на ячейки, и отсылает к теме клеточного строения.

Новые проекты все больше удивляют своей приближенностью к живой природе не только за счёт заимствования форм, но и благодаря разработке концепций, в соответствии с которыми то или иное сооружение будет существовать как отдельный организм.

Подводя итог, можно сказать, что главным сходством в развитии архитектуры и биологии является эволюция - от метаболизма к бионике через клеточное строение к формам цельного единого организма. Все три стиля противостояли неестественной жесткой геометрии функционализма, а в дальнейшем - хай-тэка. Отличительные черты метаболизма, органики и бионики на сегодняшний день зачастую собраны воедино. Современные архитекторы не останавливаются на достигнутом, совершенствуя свои идеи как относительно визуального сходства, так и в плане конструкции.

Органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е - 1950-е гг.

Органика (Бионика) (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) - это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.


Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди . И это был прорыв! Парк Гуэля, или как говорили раньше "Природа, застывшая в камне" - ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели.Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в органическом стиле.

В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум , и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на "вооружение".

Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто .

Особенности стиля:


● Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические, неправильные , возникающие как результат контактов с реальностью. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм , который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы.


● В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки.

В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная - гостиной, кухня - кухней. Рудольф Штайнер говорил: "Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как "место", где раскрывается смысл человеческого бытия".

Попытки в начале XXI века перенести принципы органической архитектуры на более крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду породили такой стиль как Bio-tech (Био-Тек) . Этот стиль пока находится на стадии разработки манифестов, но уже начинает активно захватывать позиции .