Недуг оперной принцессы иоланты. Историческая подоплека оперы чайковского "иоланта"

Жанр балета: лирическая драма.

Сверхзадача: любовь творит чудеса.

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

Действующие лица:
1. Иоланта - молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения, так как она слепа.

2. Мать Иоланты - любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга.
3. Волдемон - молодой человек, романтик, преданный своим чувствам.
4. Кордебалет I - прислуга в доме Иоланты, вторящая матери.
5. Кордебалет II - серая масса города, люди, спешащие по своим делам.

Иоланта молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения.
Любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга - с рождения Иоланта слепа.
Но в один прекрасный момент, покой беззаботного существования Иоланты нарушает появление Волдемона. Молодой человек заблудившись, случайно оказывается свидетелем неотразимой красоты Иоланты.
Он не сразу понимает некоторую странность поведения девушки. Сознание Иоланты же охвачено настоящей бурей переживаний: впервые в жизни она ощущает присутствие незнакомого человека; Испуг и недоверие перерастают в заинтересованность.
Иллюзия благополучия и обыденности жизни Иоланты рушится в ее невидящих глазах, сменяясь в тоже время новыми неизведанными чувствами. Незнакомец представляется ей красивым и желанным.
Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Осознав наконец горечь недуга Иоланты, Волдемон решает во что бы то ни стало помочь своей возлюбленной. Слезы узнавшей правду Иоланты сменяются благодарной улыбкой.
Их общая радость прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас сменяются гневом, направленным на молодого «нарушителя благополучия» дочери. Негодуя, мать приказывает прислуге прогнать нахального незнакомца.
Возлюбленные пытаются сопротивляться, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона. Мать пытается успокоить дочь, но все внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает ее. Иоланта умоляет оставить ее одну.
Эмоции захлестывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят ее в след исчезнувшему Волдемону.
Люди, спешащие по своим делам, по началу не обращают внимания на одинокую девушку, блуждающую в людском потоке. Прохожие сторонятся несчастной Иоланты, им совершенно не понятно странное поведение девушки. Иоланта испытывает сильнейшее потрясение: Она совершенно не понимает, где оказалась, не узнает ни кого вокруг. Но любовь не дает отчаянию завладеть Иолантой, и она продолжает поиски своего возлюбленного. В этот момент потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она, уже готовая отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Ее возлюбленный наконец-то сам нашел ее. И их счастью и радости нет предела.
Волдемон нежно целует Иоланту. И словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланта широко распахнутыми глазами осматривает окружающий ее мир. Мать Иоланты и ее прислуга только что пытавшиеся вернуть дочь, видят волшебную перемену и уже не в силах, да и не желают препятствовать силе любви.

Задание балетмейстеру

Иоланта, мать и кордебалет-1 - свободная пластика с элементами классической хореографии.
Волдемон и кордебалет-П - свободная пластика в контексте современных форм хореографии.
Действие балета происходит во Франции 18 век.

Действие происходит в доме. Раннее утро.
Соло "Пробуждение Иоланты"
Молодая девушка просыпается, потягивается, спрыгивает с кровати. Её движения уверенные и чёткие; Но периодически, её руки будто бы ощупывают окружающие её предметы, словно она хочет убедиться, что они рядом. Она легко и плавно двигается в пределах своей комнаты. Вскоре появляется мать, в сопровождении прислуги. Начинается танец "внимания и заботы".
Характер движений уверенный и чёткий, но при этом в пластике сохраняются жесты - прикосновения, с помощью которых Иоланта узнаёт и общается с окружающими. Каждый жест и движение матери Иоланты наполнен заботой и вниманием. В целом картина представляет собой бытовую сцену "Иоланта в окружении прислуги и матери", после она остается одна. Соло "Грусть одиночества". Иоланта грустит и скучает.

Действие происходит в саду.
Иоланта сидит неподвижно. На сцене появляется Волдемон. Он очарованный её красотой начинается двигаться вокруг неё. Иоланта, ощутив присутствие незнакомца, пытается вступить с ним в контакт. Грусть и одиночество прерываются. Она растерянна, её движения хаотичны. Волдемон напуган, но осознав горечь недуга Иоланты, решает во что бы то ни стало помочь ей. Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Дуэт развивается по схеме диалог-полифония-унисон. Танец знакомства - игривый, но робкий.

Действие происходит в саду.
Общая радость Иоланты и Волдемона прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас в глазах матери сменяются гневом, направленным на молодого "Нарушителя благополучия дочери". Начинается танец матери и кордебалета-1. Они пытаются разрушить идиллию и счастье Волдемона и Иоланты. Движения матери резкие, властные. Кордебалет-I на подхвате, вторит пластике матери. (Динамическая кульминация) Волдемон пытается остаться рядом со своей возлюбленной, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона.
Мать пытается успокоить дочь, но всё внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении, отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает её. Иоланта умоляет оставить её одну. Все уходят. Эмоции захлёстывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят её вслед Волдемону.

Действие происходит в городе.
Иоланта убегает из дома, оказывается на незнакомой ей улице. Её руки безуспешно пытаются узнать кого-либо вокруг, но её стремление не находит понимания у окружающих. Люди старательно избегают любого контакта со странной девушкой, спеша по своим делам. Каждый двигается в своем направлении. Кто-то стремительно, кто-то довольно медленно. Нет определенного рисунка в построении. Чем сильнее и стремительнее становятся порывы девушки, тем большее отчаяние её охватывает. Она в панике, её движения ломанные, рваные.
В этот момент среди толпы, потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она уже готова отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Их счастью и радости нет предела. Начинается дуэт любви и бесконечного счастья. Движения нежные, плавные, чередующиеся с динамическими всплесками. В основе дуэта поддержки, партер, много вращений в паре. (Лирическая кульминация). В это время вся толпа замирает. Волдемон целует Иоланту и словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланты широко распахнутыми глазами осматривает окружающий её мир.

Боттичелли В.А. Историческая подоплека драмы Герца и оперы Чайковского "Иоланта"

Иоланта" Чайковского-мистическая опера: кто был прототипом?

Трудно сказать, откуда у датчанина Генрика Герца возник интерес к оккультным наукам, истории Меровингов, образу Короля Рене, вошедшему в историю под прозвищем «Добрый король Рене» и членам его семьи, но на свет появилась пьеса «Дочь короля Рене». Правда, одна из дочерей короля Рене вышла замуж за английского короля Генриха Шестого и стала заметной фигурой в середине 15 века, когда была война Алой и Белой Роз. Возможно, датчанам была интересна история соседней страны, а может быть, общее увлечение мистикой сыграло свою роль. Так или иначе, драма датского драматурга и поэта заинтересовала и Россию! Предположительно, посредником между текстом пьесы и обращением к ней Чайковского мог быть Дебюсси.

Французские мистики могли найти контакты с русской царской семьей через Папюса - он был вхож во все эзотерические салоны Парижа. Интересовалась мистикой и супруга Николая Второго - царица Александра. Она была знакома с автором труда «История оккультизма» Папюсом. В царской семье были великие князья Романовы, склонные к подобным увлечениям, например, вел. кн. Константин Романов, известный поэт. С ним общался Чайковский, писал романсы на его вдохновенные тексты. Можно полагать, что такими путями Чайковский вышел на текст драмы Герца с идеей написания оперы - «сказки» (цензура не жаловала на русской сцене мистические тексты и религиозно-исторические аллегории и даже знакомство с царской семьей не могло оказать давления на неё).

Есть и другой возможный источник интереса к теме короля Рене - Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была меценатом Чайковского, и в числе её знакомых по Парижу был Дебюсси, в ранней молодости служивший воспитателем её дочери, на которой изъявлял желание жениться. Дебюсси и Чайковский могли общаться через Н.фон Мекк.

Сайт Чайковского:

Одноактная опера "Иоланта" была заказана Чайковскому в 1891 году. Она предназначалась к постановке в один вечер с балетом "Щелкунчик" , заказанным в то же самое время И.А.Всеволожским , директором Императорских театров. Сюжет был разработан на русской сцене ещё до Чайковского по драме датского драматурга Х.Херца (1845). Причем в основе драмы Херца лежали подлинные исторические факты. Чайковский был знаком и с драмой Херца и с её русским переводами. В его библиотеке сохранилось издание драмы на немецком языке, сделанное в Берлине в 1876 году, но когда именно Чайковский познакомился с этим сюжетом - неизвестно. Миллер переводит текст на русский язык и Чайковский в 1884 году знакомится с его трудом. Либретто Модест Петрович Чайковский создавал по переделанной драме в версии В.Зотова, шедшей в московском Малом театре.

Первые мысли об опере на этот сюжет появляются за несколько лет до начала работы над "Иолантой". Возможно, при заказе этой оперы мнение Чайковского по поводу сюжета это было принято во внимание. Любопытно, что именно в эти же годы в русских журналах публикуется повесть В.Г.Короленко "Слепой музыкант", в которой также разрабатывается почти аналогичный сюжет, хотя и в совершенно другом историческом контексте. Но и у Чайковского, и у Короленко присутствует противопоставление ценности мира духовной красоты и реальной красоты бытия. Есть даже сходство в сценах с выбором слепым юношей (Короленко) и слепой девушкой (Чайковский) цветка. Прямого влияния одного произведения на другое не обнаруживается, однако совпадение симптоматично. В опере Чайковского многие исследователи находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтением его трудов, переписки. Книги эти сохранились в библиотеке Чайковского, в них можно увидеть многочисленные пометки композитора.

Но в любом случае, интерес русского и французского композиторов к этой теме не случаен. Как не случайны странные совпадения имен исторических лиц и персонажей драмы Герца и оперы Чайковского:

- король Прованса Рене становится в опере провансальским графом (на отечественной сцене было запрещено выводить королей даже далекого прошлого и в операх «Ночь перед Рождеством» и «Черевички» на гоголевский сюжет Чайковскому и Римскому-Корсакову было предложено заменить Екатерину Вторую на Потемкина, дарящего от лица царицы черевичке кузнецу Вакуле);

- Иоланда де Бар становится Иолантой в русской транскрипции;

- её заочное обручение с бургундским герцогом Робертом пока не доказано как исторический факт, но в опере это упомянуто;

-повествуется о любви Роберта к графине Матильде Лотарингской;

- другом Роберта был граф Водемон, влюбившийся с первого взгляда в Иоланту (историческая Иоланда вышла за Водемона замуж);

- о просьбе рыцарей к слепой Иоланте сорвать им красную розу, (но она срывает белую), могут толковать историки, зная перипетии войны Алой и Белой Роз;

- о мавританском (испано-арабском) враче Ибн-Хакия мне не известно, но он может олицетворять восточного просветителя, а для рубежа 19-20 веков европейские и русские вояжи с лекциями гуру с Востока были реальностью;

- счастье физического просветления увязывалось с духовным просветлением, а этого жаждала просвещенная интеллигенция того времени, так что тема была актуальной.

Рене дАнжу был королем Неаполя и Сицилии, Майорки и Сардинии, Арагона и Валенсии, Венгрии и Анжу, он владел графствами Прованс, Пьемонт, Гиз, Калабрией и Лотарингией. Жил он в 15 веке в своем французском графстве Бар и в числе его подданных была Жанна дАрк. Матерью Рене была покровительница Жанны - Иоланда Анжу. Он родился в 1408 г. Любил искусство, особенно живопись и литературу - сам сочинял стихи и писал аллегории. Не чужд был мистике, читал романы из цикла Артурианы и Граалиады, покровительствовал Колумбу. Хвалился кубком, по поверью принадлежащим Марии Магдалине. Среди его просвещенных друзей был итальянский поэт Жак Саннадзаро, а среди царственных друзей - миланские правители Сфорца и флорентийские Медичи. Италию он любил, и много лет провел в ней. Возможно, с его легкой руки Медичи создали платоновскую Академию и первую в Европе публичную библиотеку - флорентийскую Сан-Марко. Во флорентийском университете ввели изучение греческого языка и начали изучать рукописи древнегреческих философов. Дядя Рене - кардинал Лотарингский - создал рыцарский орден, в который Рене вступил в 1418 году. Тогда же он был выбран великим магистром рыцарского ордена Сиона. Впоследствии основал свой орден - Полумесяца. В него вошли Сфорца, граф де Ленонкур и Ферри де Водемон. За последнего вышла замуж дочь короля Рене - Иоланда де Бар (род. в 1428). Предки Водемонов жили в Лотарингии со времен правления загадочной династии Меровингов и прославились устроительством празднеств в честь Царицы Небесной. Они возвели статую Девы Марии - покровительницы графства. Как ни странно, но паломничество в водемонское графство не прекращалось, Иоланда де Бар вернула ему былую славу. Сын Иоланды де Бар тоже носил имя Рене - Второго, герцога Лотарингского, и настолько увлекался оккультными науками, что отправился обучаться им во Флоренцию, в Платоновскую Академию к Веспуччи (вместе с будущим живописцем Боттичелли).

Его отец с 1449 года жил в своих испанских владениях - в Таррасконе - и сочинял рыцарские пьесы, которые там и ставились (излюбленная тема - аллегорическое торжество духовных ценностей, например, в «Действе о пастушке»). Весьма интересовала Рене дАнжу история стариной греческой провинции Аркадия. Этимология её названия производилась от медведя Аркаса - сына нимфы Каллисто, служившей греческой богине Артемиде (галлы-кельты именовали её Арденна). К началу нашей эры аркадийцы ушли на север, обосновавшись на территории нынешней Западной Германии, осели на Рейне и Дунае. Они ассимилировались среди франков как сикамбры и их кровь присутствует в роду Меровингов - франкских королей. Еще Вергилия волновала загадка Аркадии, когда он рассуждал о золотом веке, наступившем на Земле в этом регионе (Аркадия Счастливая). Король Рене интересовался причиной подобного счастья и испытывал ностальгию по такому золотому веку и раю земному. Он пытался понять смысл античной аллегории. Странным был образ подземной реки - она текла по греческой земле, именуемая Алфиос, т.е. «первоисточник» (Алфей), а на поверхность выходила на острове Сицилия (называясь уже Аретуза), не смешиваясь с водами Средиземного моря.

Кардинал де Ленонкур заказал перевести на французский язык итальянскую пастораль Саннадзаро «Аркадия» (Джакопо Саннадзаро-мл. издал её в 1502 году). Ею восхищались в ренессансной Италии художник Гверчино, а французский живописец Пуссен приезжал в Рим для её изучения. Речь в поэме шла о подземной реке Алфей, но трактовка смысла подводила к истории династии Меровингов, которую в Провансе и Лангедоке со времен Средневековья связывали с продолжением рода Иисуса Христа. Комментаторы выводили их смутных данных наличие у него семьи (супругой была Мария Магдалина, брак в Кане Галилейской описывался как их свадьба, выявлялось наличие детей, от которых и пошла династия меровингских королей). Потомство Магдалины, эмигрировавшей от римлян в южнофранцузский Прованс, сравнивалось с подводным течением реки Алфей-Аретуза. Будучи владетелем Прованса, король Рене дАнжу имел не только древние корни, оказываясь в прямом родстве с потомками Меровингов (генеалогию своего рода он знал в совершенстве и был готов проследить её до самого Ноя), но и горячий интерес к столь загадочной родословной, прослеживаемой и в средневековых рыцарских романах, и в ренессансных поэмах. Не угасла тема и в Новое время - классицизм поощрял аллегоричность и Пуссен несколько раз принимался варьировать в своем творчестве тему «Аркадии счастливой». Картины подобного рода мечтали иметь могущественнейшие короли европейских держав, не скрывая своего интереса к родословию Меровингов, ибо их имена тоже в него вписывались путем династических браков. Трудно сказать, мечтали ли они когда-нибудь предъявить свои права по родословной на трон Иудейский и осуществить намерение Иисуса Христа как Царя Иудейского? Но интерес к поиску следов пребывания в Галлии (Франции) Марии Магдалины и её семьи был высок. Ожидалось также, что поиски её гробницы увенчаются успехом и будут найдены некие священные предметы - вплоть до чаши Св. Грааля. Этим и занимался в местечке Ренн-ле-Шато аббат Соньер, с которым общался Дебюсси. Ренн был потенциальным местом погребения Магдалы, неудивительно, что Пуссен, работая над картиной, не раз приезжал туда и писал пейзажные фоны с натуры.

Чайковский выступает в этой опере подлинным русским космистом, от лица Ибн-Хакия предлагая Иоланте поднять глаза к небу и, прозрев, увидеть небо, звезды и Бога. Эта мистическая идея, как и вдохновенные гимны Творцу, щедро разбросанные по тексту, выявляют удивительный интерес Чайковского к неординарной для него теме.

Сюжет: в Провансе, в горах Южной Франции, находится древний замок короля Рене. В нем живет дочь короля - прекрасная Иоланта. Большое несчастье постигло ее в детстве: она ослепла. Девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица - все приветливы, ласковы с Иолантой, и жизнь ее радостна и спокойна. Но Рене не оставляет мысль об исцелении дочери. По его просьбе в замок приезжает прославленный мавританский врач Эбн-Хакиа, который, осмотрев Иоланту во время ее сна, сообщает королю свое заключений: благополучный исход операции возможен, но лишь в том случае, если больная узнает о своем несчастье и страстно захочет видеть. Рене в смятении. Он понимает, что без этого условия врач не согласится на операцию, но, зная о том, каким мучительным ударом для дочери будет известие о ее слепоте, не решается открыть ей тайну. Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон - молодой бургундский рыцарь. Заблудившись на охоте, он вместе со своим другом, герцогом Робертом, случайно оказался в королевском саду, даже не предполагая этого. Водемон очарован зрелищем спящей незнакомой ему девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты - он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду. Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство к ней: еще в детстве Роберт был обручен с дочерью короля Рене - Иолантой. Он никогда не видел ее, и вот теперь, через много лет, пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями. Роберт в отчаянии, не в силах представить разлуку с Матильдой. Водемон утешает его. Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса и поспешно устремляется в сад. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда, но Водемон, удерживаемый Робертом, отвечает не вполне определенно. Девушка предлагает рыцарям вина, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и уходит в лес на розыски приближенных. Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее нежным обликом, говорит девушке о своем восхищении и о своей любви. В замешательстве срывая с куста розы, слушает рыцаря Иоланта, а он, все более воодущевляясь, просит сорвать ему на память розу. Девушка срывает белую, тогда как рыцарь просил красную. Таким образом выясняется, что она слепа. Самозабвенно рассказывает он Иоланте о бесконечной красоте природы, о свете - источнике познанья. Однако это не пробуждает в ней желания видеть. В отчаяньи король угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода операции. Опасение за жизнь ставшего ей близким человека вызывает в Иоланте страстное желание успешного исхода операции. Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать друга. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен и взволнован, а Водемон умоляет друга во всеуслышанье рассказать о своей любви к Матильде. Король, тронутый его прямотой, возвращает рыцарю его слово. Входит Бертран и сообщает о свершившемся чуде - Иоланта видит! Напряженное ожидание присутствующих сменяется бурной радостью. Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном и со всеми вместе славит солнце и свет.

Христианские мотивы в опере П.И. Чайковского «Иоланта»

В основе либретто, составленного братом композитора Модестом Чайковским, история, описанная датским поэтом Генрихом Герцем (1845 г.) «Дочь короля Рене». Петр Ильич писал в письме брату об опере «Иоланта»: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут ». «Иоланта» - последняя опера П.И. Чайковского и одно из самых светлых произведений композитора. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, вся опера наполнена христианским содержанием.

В советское время религиозный смысл оперы противоречил атеистическому мировоззрению и поэтому либретто было изменено . В результате опера потеряла свой драматизм: рассуждения о Божественном свете сменились банальным разговором о необходимости физиологического зрения.

Иоланта - слепая дочь короля Рене, не подозревающая о своем недуге. Она живет, окруженная любовью и заботой ближних. Ничто не должно напоминать ей о ее недостатке. Но у Иоланты появляются какие-то смутные предчувствия: «Чего-то мне недостает,.. чего? Хотела бы я знать», «Неужели глаза даны за тем, чтоб только плакать?» Укладывая спать Иоланту служанки поют ей колыбельную, похожую на молитву:

Отец Иоланты - король Рене предпринимает попытку помочь дочери. Он приглашает маркитанского врача Эбн-Хакиа. Ожидая приговора врача, Рене рассуждает о смысле страдания: почему Бог допустил такое несчастье в жизни его дочери? Его слова полны христианского смирения и самопожертвования.

Увидит Иоланта свет, иль суждена мне вечно мука
Знать дочь мою объятой тьмою?..
О, Боже, сжалься надо мною!
Господь мой, если грешен я,
За что страдает ангел чистый?
За что поверг из-за меня
Во тьму Ты взор ее лучистый?
Подай мне радостную весть,
Утешь надеждой исцеленья!
Я за нее готов принесть
Корону, власть, мои владенья...
Лиши меня всего, - покоя, счастья
Я все смиренно претерплю,
За все Тебя благословлю!
Смотри, готов во прахе пасть я,
Всего лишится, все отдать,
Но только дай мне не видать
Мое дитя объятым тьмою!
О, Боже, сжалься надо мной,
Перед Тобой готов во прахе пасть я,
О, Боже, Боже мой, сжалься, сжалься надо мною!

Врач сообщает королю, что исцеление возможно только в том случае, если Иоланта узнает о своем несчастье. Но положительный результат он гарантировать не может - «все в Божьей власти!» Он говорит, что существует два мира: плотский и духовный, неразрывно связанные между собой.

Для того, чтобы произошло исцеление, Иоланта должна жаждать исцеления.

Вследствие стечения обстоятельств Иоланта узнает о своей слепоте от графа Водемона, которого она полюбила всей душой. На вопрос Иоланты: «Что значит видеть?» Водемон отвечает: «Познавать свет Божий». Объясняя, что такое «свет», он говорит, что это «Чудный первенец творенья, Первый миру дар Творца, Славы Божьей проявленье, Лучший перл Его венца! »

Но Водемон не может убедить Иоланту в необходимости зрения, она утверждает, что для того, чтобы видеть, ей не нужен свет! Она и так способна ощущать невидимого Бога:

Королю Рене приходит мысль от Господа, он объявляет, что Водемон, нарушивший запрет короля, подлежит смертной казни. Но если Иоланта прозреет, тогда ему будет дарована жизнь. Иоланта готова к самопожертвованию, она примет любое страдание, если это спасет ее возлюбленного. Король говорит о ней, что «как Агнец Божий, она идет на муки». Иоланта получает исцеление не потому, что жаждет прозрения для себя, а потому что тем самым она спасает человека, которого любит.

Получив исцеление Иоланта опускается пред Богом на колени:

Заканчивается опера общей хвалой:

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ-ОПЕРУ

Идея создания этой оперы возникла после того, как П. И. Чайковский ознакомился с драмой датского писателя Г. Герца под названием «Дочь короля Рене». Примечательно, что либретто к будущей опере написал брат композитора М. И. Чайковский после выхода премьеры спектакля «Дочь короля Рене» на подмостках Московского малого театра. Нам же известна под названием «Иоланта». Опера, краткое содержание которой оказалось сегодня предметом интереса, - по-настоящему трогательное лирическое произведение.

Слепая принцесса

О чем же эта драма? Действие разворачивается в далеком XV веке, на территории южной Франции в провинции Прованс. Именно там, в горах, находится величественный замок, где живет единственная дочь могущественного короля. Девушка невероятно красива, но поражена от природы ужасным недугом. Она полностью слепа.

Ее отец, король Рене, очень любит свою дочь и пытается всеми способами вылечить несчастную девушку (кстати, зовут ее Иоланта). Опера, краткое содержание которой мы вспоминаем, повествует нам о королевском запрете своим подданным разговаривать о солнечном свете и красках, наполняющих мир.

Вердикт лекаря

Вместе с тем Рене продолжает активно искать способ излечения дочери. Он вызывает из далекой страны известного мавританского лекаря по имени Эбн-Хакиа. Чтобы не смущать девушку, мавританский врач осматривает ее во время сна. Эбн-Хакиа сообщает королю нерадостную весть. По его мнению, Иоланте можно вернуть зрение, но для этого сама девушка должна очень сильно захотеть этого.

Рене в замешательстве. Как же он откроет окружающий мир, в котором живет Иоланта? Опера (краткое содержание, конечно, не передаст лирику музыки) раскрывает отцовские переживания и сомнения очень ярко.

Заблудшие путники

Пока король мучительно размышлял над дальнейшими действиями, в королевский сад случайно забредают два заблудившихся путника. Это молодые дворяне Готфрид Водемон - бургундский рыцарь, и его верный друг герцог Роберт. Юноши не знают, что попали в королевский сад, и пытаются отыскать кого-то, кто бы мог подсказать дорогу к потерявшим их слугам.

Блуждая по королевскому саду, они случайно обнаруживают спящую на террасе дворца Иоланту. И если Роберт довольно равнодушно принял этот факт, то Водемон с самого начала был поражен красотой девушки. Либретто оперы «Иоланта» (Чайковский П. И. написал ее в 1891 году) повествует нам о том, что поведение молодого герцога Роберта объясняется влюбленностью в лотаргинскую графиню Матильду. Однако данное его родителями слово чести обязывало Роберта связать свою жизнь с принцессой Иолантой - дочерью короля Рене, которую он никогда не видел. Рассказывая о своих чувствах Водемону, Роберт жалуется на несправедливость судьбы. Но Водемон советует другу не торопиться и положится на мудрость короля Рене. Дескать, тот наверняка поймет Роберта и отменит помолвку.

Разбуженное желание

Как продолжается либретто оперы «Иоланта»? Краткое содержание продолжим с того момента, как Иоланта, услышав незнакомые голоса, просыпается. Она устремляется навстречу молодым дворянам и, столкнувшись с ними, спрашивает, кто они и откуда появились в саду. Водемон объясняет девушке, что они заблудившиеся путники. Девушка предлагает им вина, однако Роберт, опасаясь ловушки, отказывается и уходит искать отставших слуг.

Водемон поражен красотой Иоланты, но выясняет, что девушка абсолютно слепа. Она даже не знает, что цветы роз имеют разные оттенки. Водемон рассказывает о красоте окружающего мира, однако Иоланта (краткое содержание не вместит в себя весь диалог) не понимает юношу. Все, что описывал Водемон, не укладывалось у нее в голове. Она не знает, как на это реагировать, хочет ли она видеть окружающий мир.

Узнав об этом, король разгневался. Но вместе с тем он увидел шанс ввести Иоланту именно в то волнительное состояние, о котором говорил врач. Рене угрожает казнью Водемону, если девушка в результате лечения не сможет видеть. Иоланта, испугавшись за жизнь ставшего уже близким Водемона, уверяет отца, что хочет видеть. Врач приступает к операции.

Счастливые влюбленные

Тут появляется герцог Роберт вместе с верными слугами. Он немного смущается, когда видит короля Рене. Ведь с его дочкой ему предстоит связать свою жизнь. Водемон намекает Роберту, что наступил подходящий момент для объяснения с королем. Отбросив сомнения, Роберт признается королю в своей любви к графине Матильде и просит избавить его от данного родителями слова. Как ни странно, Рене соглашается. Он отказывается от своих давешних договоренностей с родителями юноши, по которым женой Роберта должна стать Иоланта.

Опера, краткое содержание которой уже подходит к финалу, завершается тем, что принцесса «получает» зрение. На радостях король Рене отдает руку дочери Водемону.

– последняя опера . В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью и поэтичностью сюжета.

В то время Петр Ильич работал над другими произведениями, и лишь в 1891 году он приступил к сочинению «Иоланты» . Премьера оперы состоялась 1892 года в петербургском Мариинском театре.

Трогательная история слепой девушки, прозревшей благодаря любви, имеет более глубокий смысл. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, – это символом душевной слепоты. Только любовь зажигает в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.

Опера воспринимается как восторженный, светлый гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания и наслаждение красотой.

Сюжет оперы «Иоланта»

Иоланта – дочь короля Неаполитанского Рене. Слепую от рождения девушку отец воспитывает в неведении о ее несчастии. Иоланта живет во владениях отца на юге Франции, в пустынной горной местности с доброй кормилицей Мартой, подругами и прислужницами. Дворец окружен роскошными садами и … обнесен стеной. Смертная казнь ждет того, кто самовольно проникнет в этот спрятанный от остального мира уголок. Так и живет Иоланта, окруженная любовью и заботой, но не подозревает, что она дочь короля, и не догадывается какая разница между ней и другими людьми.

Пронеслось беззаботное детство. Иоланта превратилась во взрослую девушку с цельной и чистой душой, не омраченной зрелищем горя и несправедливости. Но что-то неопределенное, какая-то неясная тоска гнетет Иоланту.

Сад перед дворцом. Подруги принесли Иоланте ароматные цветы, чтобы порадовать ее и разогнать тоску. Но им не удалось развеселить девушку, она становится еще печальнее. Утомленная, Иоланта засыпает, и прислужницы заботливо уносят ее во дворец.

Входит король Рене. С ним Эбн-Хакиа, арабский врач. Эбн-Хакиа может вернуть Иоланте зрение. Но чтобы добиться результата необходимо, чтобы сама больная всеми силами души захотела прозреть. Иоланта должна узнать, что она слепа. Отец не знает, как рассказать дочери об этом. Они уходят, король – в тяжелом раздумье, врач – полный веры в целящие силы самой природы человека.

В опустевший сад проникают герцог бургундский Роберт с другом, рыцарем Водемоном. Роберт с детства заочно обручен с Иолантой. Не догадываясь, что он находится перед дворцом Иоланты, Роберт жалуется другу на обязательство, которому он не рад из-за прелестной Матильды, пленившей его своей красотой. Водемон поднимается по лестнице во дворец. Через открытые двери он видит спящую Иоланту. Ее нежный, трогательно непорочный облик глубоко западает ему в сердце. Тщетно Роберт зовет друга покинуть таинственный сад, у входа в который висит зловещая надпись, грозящая смертью пришельцу. Водемон не хочет уйти, пока не выяснит, кто эта девушка. Роберт уходит сам, но обещает вернуться со своими воинами и выручить друга из беды, если понадобится. Иоланта просыпается и идет в сад, где она наталкивается на Водемона, между ними возникает беседа, и рыцарь понимает, что прелестная, как ангел, девушка слепа и не знает об этом. Потрясенный сочувствием и мгновенно вспыхнувшей в нем любовью, Водемон рассказывает Иоланте о прекрасном и светлом мире, доступном только зрячим. Его слова дышат огромной любовью и нежностью. И в душе девушки возникает не испуг и не отчаянье, а робкое ответное чувство. Она влюбляется в Водемона.

Обеспокоенная, появляется кормилица, прибегают прислужники, появляется король со свитой. Водемон смело представляет себя. Он не скрывает, что говорил с Иолантой, что раскрыл ей тайну. Иоланта узнает, что Водемон будет казнен; ею овладевает страстное желание исцелиться и тем самым спасти рыцаря – ведь если она прозреет, Водемон будет помилован. Ее полудетская влюбленность вырастает в самоотверженное могучее чувство любви. Мудрый Эбн-Хакиа теперь берется вылечить ее.

Надежда Эбн-Хакиа оправдалась. Прозревшая Иоланта возвращается в сад. Впервые видит она отца, кормилицу, любимые цветы и своего рыцаря. Как прекрасен, как радостен для нее мир! Возвращается Роберт с воинами. Но Водемон уже не нуждается в защите. Король освобождает Роберта от данного некогда слова и отдает руку дочери тому, кто вернул ей счастье и свет – благородному Водемону.

Фильм-опера «Иоланта»

Опера «Иоланта», П. И. Чайковский обновлено: Июль 4, 2017 автором: Елена

Сюжет: в Провансе, в горах Южной Франции, находится древний замок короля Рене. В нем живет дочь короля - прекрасная Иоланта. Большое несчастье постигло ее в детстве: она ослепла. Девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица - все приветливы, ласковы с Иолантой, и жизнь ее радостна и спокойна. Но Рене не оставляет мысль об исцелении дочери. По его просьбе в замок приезжает прославленный мавританский врач Эбн-Хакиа, который, осмотрев Иоланту во время ее сна, сообщает королю свое заключений: благополучный исход операции возможен, но лишь в том случае, если больная узнает о своем несчастье и страстно захочет видеть. Рене в смятении. Он понимает, что без этого условия врач не согласится на операцию, но, зная о том, каким мучительным ударом для дочери будет известие о ее слепоте, не решается открыть ей тайну.

Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон - молодой бургундский рыцарь. Заблудившись на охоте, он вместе со своим другом, герцогом Робертом, случайно оказался в королевском саду, даже не предполагая этого. Водемон очарован зрелищем спящей незнакомой ему девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты - он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду. Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство к ней: еще в детстве Роберт был обручен с дочерью короля Рене - Иолантой. Он никогда не видел ее, и вот теперь, через много лет, пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями. Роберт в отчаянии, не в силах представить разлуку с Матильдой. Водемон утешает его.

Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса и поспешно устремляется в сад. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда, но Водемон, удерживаемый Робертом, отвечает не вполне определенно. Девушка предлагает рыцарям вина, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и уходит в лес на розыски приближенных.

Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее нежным обликом, говорит девушке о своем восхищении и о своей любви. В замешательстве срывая с куста розы, слушает рыцаря Иоланта, а он, все более воодущевляясь, просит сорвать ему на память розу. Девушка срывает белую, тогда как рыцарь просил красную. Таким образом выясняется, что она слепа. Самозабвенно рассказывает он Иоланте о бесконечной красоте природы, о свете - источнике познанья. Однако это не пробуждает в ней желания видеть.

В отчаяньи король угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода операции. Опасение за жизнь ставшего ей близким человека вызывает в Иоланте страстное желание успешного исхода операции. Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать друга. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен и взволнован, а Водемон умоляет друга во всеуслышанье рассказать о своей любви к Матильде. Король, тронутый его прямотой, возвращает рыцарю его слово.

Входит Бертран и сообщает о свершившемся чуде - Иоланта видит! Напряженное ожидание присутствующих сменяется бурной радостью. Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном и со всеми вместе славит солнце и свет.

Одноактная опера "Иоланта" была заказана Чайковскому в 1891 году. Она предназначалась к постановке в один вечер с балетом "Щелкунчик" , заказанным в то же самое время И.А.Всеволожским , директором Императорских театров. Сюжет был разработан на русской сцене ещё до Чайковского по драме датского драматурга Х.Херца. Причем в основе драмы Херца лежали подлинные исторические факты. Чайковский был знаком и с драмой Херца и с её русским переводами. В его библиотеке сохранилось издание драмы на немецком языке, сделанное в Берлине в 1876 году, но когда именно Чайковский познакомился с этим сюжетом - неизвестно. Хотя первые мысли об опере на этот сюжет появляются за несколько лет до начала работы над "Иолантой". Возможно, при заказе этой оперы мнение Чайковского по поводу этого сюжета было принято во внимание.

Любопытно, что именно в эти же годы в русских журналах публикуется повесть В.Г.Короленко "Слепой музыкант", в которой также разрабатывается почти аналогичный сюжет, хотя и в совершенно другом историческом контексте. Но и у Чайковского, и у Короленко присутствует противопоставление ценности мира духовной красоты и реальной красоты бытия. Есть даже сходство в сценах с выбором слепым юношей (Короленко) и слепой девушкой (Чайковский) цветка. Прямого влияния одного произведения на другое не обнаруживается, однако совпадение симптоматично.

В опере Чайковского многие исследователи находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтением его трудов, переписки. Книги эти сохранились в библиотеке Чайковского, в них можно увидеть многочисленные пометки композитора.

Сюжет в либретто разработан и переработан М.И.Чайковским , который после успеха "Пиковой дамы" стал признанным либреттистом. Правда, скорее всего, концепция "Иоланты" - это прежде всего выражение нравственных и философских устремлений самого композитора. Либреттист же лишь воплощал намерения Чайковского. Подлинным выражением идеи оперы стал финальный хор, прославляющий мироздание, свет разума, нравственности и чистоты.